Своеобразие замысла проявляется в первую очередь в архитектурных формах храма. Спасская церковь представляет собой шестистолпный однокупольный храм, перекрытый узкими сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведёт узкая внутристенная лестница. Если обратиться к плану собора, то бросается в глаза почти базиликальная вытянутость пропорций по оси восток – запад, вызывающая в памяти раннехристианские или западноевропейские постройки. Примечательно, что эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII в., таких как Благовещенская церковь в Витебске и Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря в Полоцке, что позволяет говорить о формировании в этот период в Полоцкой земле своей архитектурной традиции, а, возможно, и о принадлежности этих храмов одной строительной артели. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви, является вертикализм её композиции, акцентированная устремлённость храма ввысь. При высоте около 21 м памятник в плане чрезвычайно мал по своим размерам. Его длина по внешней стороне – около 19 м, а ширина – около 10 м, размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы оказываются втрое уже, и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Своды подкупольного креста, обычно сопоставимые с размерами подкупольного квадрата, в Спасской церкви имеют чрезвычайно малую ширину – всего 80-90 см. При этом подпружные арки оказываются почти вдвое шире сводов, что обусловлено их конструктивной ролью и, в свою очередь, определяет облик интерьера. Показательно, что точка зенита подпружных арок является отметкой половины высоты храма. Иными словами, высота барабана с парусами примерно равна высоте основного объема церкви. Высокие и мощные подпружные арки, переходя из плоскости столбов, образуют ту пространственную доминанту, которая определяет устремлённость массивов вверх, акцентирует вертикализм архитектурной композиции интерьера. Мощность опор и подпружных арок объясняется повышенной нагрузкой, которая ложится на них из-за присутствия в верхней части храма дополнительных декоративных элементов, являющихся самой яркой архитектурной особенностью Спасской церкви. Каждая из фасадных закомар имеет завершение в виде трехлопастного кокошника, причем кладка здесь прекрасно сохранилась, что не оставляет сомнений в их первоначальной форме. Закомары отражают на фасаде пространственные соотношения внутренних объемов, поэтому, в силу значительной разницы ширины рукавов подкупольного креста и боковых нефов, центральная закомара оказывается почти вдвое шире, а, соответственно, и значительно выше боковых закомар. Таким образом, уже в их соотношении закладывается пирамидальность композиции. Эта тенденция усиления вертикализма внешнего облика храма находит продолжение в беспрецедентном втором ряду трехлопастных кокошников, которые обрамляют барабан и также прекрасно сохранились под поздней двускатной кровлей.
Спасо-Преображенская церковь, находящаяся в центре Спасо-Евфросиниевского монастырского комплекса, была построена в середине XII в. полоцким зодчим Иоанном по заказу Евфросинии Полоцкой как соборный храм монастыря. Небольшой трехнефный шестистолный крестово-купольный храм является истинным шедевром полоцкой архитектурной школы. Зодчий Иоанн всячески стремился подчеркнуть вертикальную устремленность храма при помощи закомар, кокошников и бровок над окнами. С этой же целью высокий барабан главы был поднят на специальном пьедестале, оформленным со стороны каждого фасада трехлопастной кривой.
В XIX в. закомарное покрытие было заменено трехскатной крышей.
Интерьер храма украшен уникальными фресками XII в., которые долгое время находились под масляной росписью XIX в. и открылись нашему взору благодаря кропотливому труду художников- реставраторов.
Наследуя византийско-киевские художественные традиции, полоцкие фрески, вместе с тем, отличаются рядом оригинальных черт, которые сближают их с фресковой живописью Новгородской земли. Лики святых, монашек и сюжетные композиции характеризуются ярко выраженным психологизмом образов, где внутренняя экспрессия местами переходит в трагическую напряженность и душевную скорбь.
В Спасо-Преображенской церкви долгое время хранилась духовная святыня белорусской земли — крест Евфросинии Полоцкой, созданный по ее заказу в 1161 г. полоцким ювелиром Лазарем Богшей.
Уникальное произведение старобелорусского эмальерного и декоративно-прикладного искусства — шестиконечный (высотой около 52 см) крест имел кипарисовое основание, которое было обито 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. Крест являйся ковчегом для хранения христианских реликвий: частиц дерева Креста Господня с кровью Иисуса. частиц мощей святого Пантелеймона и великомученика Дмитрия Салунского. На кресте размещались надписи, содержащие имя его автора, а также предостережение тем, кто попытается вынести крест из монастыря. Но, несмотря на заклятие, уже на рубеже XII-XIII в. крест был вывезен князьями-смолянами в Смоленск, а в 1514 г., после взятия города великим князем Василием III, крест попадает в Москву. В 15бЗ г. Иван Грозный, желая завоевать Полоцк, дал обет вернуть святыню в Спасский монастырь, если город будет захвачен. Нужно признать, что русский царь, отличавшийся жестокостью и вероломством, в этом случае сдержал свое слово.
Почти четыре последующих столетия полочане как зеницу ока сберегали драгоценную реликвию, но драматический XX век лишил Беларусь одной из главнейших святынь. В 1941 г., в самом начале войны, крест Евфросинии бесследно исчезает… Ныне в храме хранится точная копия креста, воссозданная мастером Н. Кузьмичом и так же, как оригинал, содержащая христианские реликвии.
С 1910 г. в Спасо-Преображенской церкви сохраняются и мощи самой Евфросинии Полоцкой. Ежегодно 5 июня в день памяти святой Евфросинии в монастырь со всех уголков Беларуси и из-за ее пределов стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться нетленным мощам полоцкой княжны, которая по праву считается небесной заступницей Белорусской земли.
В 100 метрах к востоку от Спасского храма находилась церковь-усыпальница полоцких епископов, остатки которой были обнаружены М. Картером при раскопках 1961-1965 гг. Церковь XII в. представляла собой монументальный трехнефный 4-столпный крестово-купольный храм с тремя притворами-галереями. Внутри стены притворов и храма были покрыты фресковой росписью, пол выстлан майоликовыми плитками и декорирован мозаикой. Под притворами были обнаружены остатки мужских захоронений в склепах- саркофагах. По причине ветхости и запустения храм перестал существовать, по-видимому, еще в конце XVI — начале XVII века.
В летописях от 862 года впервые упомянут один из самых древних городов Восточной Европы и Беларуси — Полоцк. Полоцкое княжество – крупнейшее славянское государство, которое стало центром развития ремесел и культуры и занимало важное географическое положение на пути «из варяг в греки», своего наивысшего расцвета достигло во времена правления Всеслава Чародея.
Город стал колыбелью для одной из самых значительных фигур Средневековья — Святой Евфросинии Полоцкой, покровительницы Беларуси, которая в 1120-х гг. основала Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Ярчайшим памятником Полоцкой архитектурной школы является Спасо-Евфросиниевская церковь, входящая в состав ансамбля монастыря,в которой находятся уникальные фрески 12 века. Зодчий Иоанн Собор между 1128 и 1156 гг. построил Спасо-Евфросиньевский монастырь, который представляет собой шестистолбную одноглавую постройку. Монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, простота плана, фресковая роспись интерьера, небольшие размеры – все это особенности общего навправления древнерусского зодчества XII в.
На месте монастыря в 1893-97гг. был возведен собор Крестовоздвиженский в ретроспективно-русском стиле. В настоящее время поездка в Полоцк включена в большинство туристических программ, нацеленных не только на обычный отдых в Беларуси, но и таких как «Экотуризм в Беларуси», «Отдых выходного дня в Беларуси» (или «Отдых в Беларуси на выходные»), «Активный отдых в Белоруссии», «Детский отдых в Белоруссии» и во многие другие программы, предполагающие туризм и отдых в Беларуси.
Дата обновления: 1 апреля 2011