Монастырь в Полоцке

Своеобразие замысла проявляется в первую очередь в архитектурных формах храма. Спасская церковь представляет собой шестистолпный однокупольный храм, перекрытый узкими сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведёт узкая внутристенная лестница. Если обратиться к плану собора, то бросается в глаза почти базиликальная вытянутость пропорций по оси восток – запад, вызывающая в памяти раннехристианские или западноевропейские постройки. Примечательно, что эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII в., таких как Благовещенская церковь в Витебске и Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря в Полоцке, что позволяет говорить о формировании в этот период в Полоцкой земле своей архитектурной традиции, а, возможно, и о принадлежности этих храмов одной строительной артели. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви, является вертикализм её композиции, акцентированная устремлённость храма ввысь. При высоте около 21 м памятник в плане чрезвычайно мал по своим размерам. Его длина по внешней стороне – около 19 м, а ширина – около 10 м, размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы оказываются втрое уже, и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Своды подкупольного креста, обычно сопоставимые с размерами подкупольного квадрата, в Спасской церкви имеют чрезвычайно малую ширину – всего 80-90 см. При этом подпружные арки оказываются почти вдвое шире сводов, что обусловлено их конструктивной ролью и, в свою очередь, определяет облик интерьера. Показательно, что точка зенита подпружных арок является отметкой половины высоты храма. Иными словами, высота барабана с парусами примерно равна высоте основного объема церкви. Высокие и мощные подпружные арки, переходя из плоскости столбов, образуют ту пространственную доминанту, которая определяет устремлённость массивов вверх, акцентирует вертикализм архитектурной композиции интерьера. Мощность опор и подпружных арок объясняется повышенной нагрузкой, которая ложится на них из-за присутствия в верхней части храма дополнительных декоративных элементов, являющихся самой яркой архитектурной особенностью Спасской церкви. Каждая из фасадных закомар имеет завершение в виде трехлопастного кокошника, причем кладка здесь прекрасно сохранилась, что не оставляет сомнений в их первоначальной форме. Закомары отражают на фасаде пространственные соотношения внутренних объемов, поэтому, в силу значительной разницы ширины рукавов подкупольного креста и боковых нефов, центральная закомара оказывается почти вдвое шире, а, соответственно, и значительно выше боковых закомар. Таким образом, уже в их соотношении закладывается пирамидальность композиции. Эта тенденция усиления вертикализма внешнего облика храма находит продолжение в беспрецедентном втором ряду трехлопастных кокошников, которые обрамляют барабан и также прекрасно сохранились под поздней двускатной кровлей.

Спасо-Преображенская церковь, находящаяся в цен­тре Спасо-Евфросиниевского монастырского комплек­са, была построена в середи­не XII в. полоцким зодчим Иоанном по заказу Евфросинии Полоцкой как соборный храм монастыря. Небольшой трехнефный шестистолный крестово-купольный храм является истинным шедевром полоцкой архитектурной школы. Зодчий Иоанн всячески стремился подчеркнуть вертикальную устремлен­ность храма при помощи за­комар, кокошников и бровок над окнами. С этой же целью высокий барабан главы был поднят на специальном пье­дестале, оформленным со стороны каждого фасада трехлопастной кривой.

В XIX в. закомарное покры­тие было заменено трех­скатной крышей.

Интерьер храма украшен уникальными фресками XII в., которые долгое время нахо­дились под масляной рос­писью XIX в. и откры­лись нашему взору благодаря кропотли­вому труду художни­ков- реставраторов.

Наследуя визан­тийско-киевские художественные традиции, полоц­кие фрески, вместе с тем, отличаются рядом оригиналь­ных черт, которые сближают их с фре­сковой живописью Новгородской зем­ли. Лики святых, монашек и сюжет­ные композиции характеризуются ярко выраженным психологизмом об­разов, где внутрен­няя экспрессия местами перехо­дит в трагическую напряженность и душевную скорбь.

В Спасо-Преображенской церкви долгое время храни­лась духовная святыня бело­русской земли — крест Евфро­синии Полоцкой, созданный по ее заказу в 1161 г. полоцким ювелиром Лазарем Богшей.

Уникальное произведение старобелорусского эмальерного и декоративно-прикладного искусства — шестиконечный (высотой около 52 см) крест имел кипарисовое основание, которое было обито 22 золо­тыми и 20 серебряными с по­золотой пластинами, украшен­ными изысканным орнамен­том, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. Крест являй­ся ковчегом для хранения хри­стианских релик­вий: частиц де­рева Креста Господня с кровью Ии­суса. частиц мощей свя­того Панте­леймона и велико­мученика Дмитрия Салунского. На кре­сте размещались надписи, содержащие имя его автора, а также предостережение тем, кто попытается вынести крест из монастыря. Но, несмотря на заклятие, уже на рубеже XII-XIII в. крест был вывезен князьями-смолянами в Смо­ленск, а в 1514 г., после взя­тия города великим князем Василием III, крест попадает в Москву. В 15бЗ г. Иван Гроз­ный, желая завоевать Полоцк, дал обет вернуть святыню в Спасский монастырь, если го­род будет захвачен. Нужно признать, что русский царь, отличавшийся жестокостью и вероломством, в этом случае сдержал свое слово.

Почти четыре последую­щих столетия полочане как зеницу ока сберегали драго­ценную реликвию, но драма­тический XX век лишил Бела­русь одной из главнейших святынь. В 1941 г., в самом на­чале войны, крест Евфросинии бесследно исчезает… Ны­не в храме хранится точная копия креста, воссозданная мастером Н. Кузьмичом и так же, как оригинал, содержащая христианские реликвии.

С 1910 г. в Спасо-Преображенской церкви сохраняются и мощи самой Евфросинии Полоц­кой. Ежегодно 5 ию­ня в день памяти свя­той Евфросинии в монастырь со всех уголков Беларуси и из-за ее пределов стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться не­тленным мощам по­лоцкой княжны, ко­торая по праву счи­тается небесной за­ступницей Белорус­ской земли.

В 100 метрах к востоку от Спасского храма находилась церковь-усыпальница полоц­ких епископов, остатки кото­рой были обнаружены М. Кар­тером при раскопках 1961-1965 гг. Церковь XII в. представляла собой монумен­тальный трехнефный 4-столпный крестово-купольный храм с тремя притворами-галереями. Внутри стены притворов и храма были по­крыты фресковой росписью, пол выстлан майоликовыми плитками и декорирован мо­заикой. Под притворами бы­ли обнаружены остатки муж­ских захоронений в склепах- саркофагах. По причине вет­хости и запустения храм пе­рестал существовать, по-ви­димому, еще в конце XVI — начале XVII века.

В летописях от 862 года впервые упомянут один из самых древних городов Восточной Европы и Беларуси — Полоцк. Полоцкое княжество – крупнейшее славянское государство, которое стало центром развития ремесел и культуры и занимало важное географическое положение на пути «из варяг в греки», своего наивысшего расцвета достигло во времена правления Всеслава Чародея.

Город стал колыбелью для одной из самых значительных фигур Средневековья — Святой Евфросинии Полоцкой, покровительницы Беларуси, которая в 1120-х гг. основала Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Ярчайшим памятником Полоцкой архитектурной школы является Спасо-Евфросиниевская церковь, входящая в состав ансамбля монастыря,в которой находятся уникальные фрески 12 века. Зодчий Иоанн Собор между 1128 и 1156 гг. построил Спасо-Евфросиньевский монастырь, который представляет собой шестистолбную одноглавую постройку. Монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, простота плана, фресковая роспись интерьера, небольшие размеры – все это особенности общего навправления древнерусского зодчества XII в.

На месте монастыря в 1893-97гг. был возведен собор Крестовоздвиженский в ретроспективно-русском стиле. В настоящее время поездка в Полоцк включена в большинство туристических программ, нацеленных не только на обычный отдых в Беларуси, но и таких как «Экотуризм в Беларуси», «Отдых выходного дня в Беларуси» (или «Отдых в Беларуси на выходные»), «Активный отдых в Белоруссии», «Детский отдых в Белоруссии» и во многие другие программы, предполагающие туризм и отдых в Беларуси.

Дата обновления: 1 апреля 2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *