Монастыри в Муроме

1) В первой части о городе Муром Владимирской области мы погуляем по многочисленным храмам и монастырям, лично я в Муроме увидел самую большую концентрацию культовых сооружений по сравнению с другими городами, в которых бывал: 4 монастыря и 6 отдельных церквей… это на 110,000 населения на момент 2015 года.

2) Что удивило? Первое, именно территория монастырей вылизана на блеска. Можно даже намеренно соврать и написать, что , судя по этой фотографии, так выглядит весь город. Далеко не так, увы, но территории церквей (цвинтеры, как говорят ещё в селах юго-запада Брянской области) и монастырей очень ухожены.

3) Второе, очень доброжелательные люди: никто не злился, ни у кого не замечал агрессии при виде камеры или при попытках съёмки интерьера той или иной церкви. Наоборот, работающий при храме один мужчина даже советовал, что лучше поснимать. Также в городе познакомился с местной жительницей Юлией, которая также внесла свою лепту, рассказав о приезжавшей в эти места супруги 3 президента России Светланы Медведевой, о популярном в Муроме празднике семьи, любви и верности.

4) Начнём с Воскресенского монастыря (он изображён на предыдущей фотографии). Возникновение этого монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Пётр и Феврония — русские православные святые, почитаемые в РПЦ как покровители семьи и брака. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме в 1205-1228 гг. и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых.

5) Существует «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии»), Создателем которой является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, получивший поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.
Согласно этой повести- «в городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе».
Так, Пётр и Феврония считаются православными покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. В России с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности, этот праздник очень популярен в Муроме, едва ли не один из брендов города.

6) Пятиглавый Собор Воскресения Христова на территории монастыря 1650 года постройки с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами.
В исторических источниках сам монастырь впервые упомянут в 1566 году.В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В российской историографии есть такое событие, как «Рейд Лисовского», относящийся к русско-польской войне 1609—1618 годов, в ходе которого лисовчики под командованием пана Лисовского совершили поход в глубь территории России, описав в 1615 году большую петлю вокруг Москвы и возвратившись на территории Речи Посполитой, разорив множество городов России. До 2 половины XVI века храмы и стены монастыря были деревянные, однако между 1646-1648 гг. разбогатевший на торговле купец Авраам Черкасов финансирует строительство каменных сооружений монастыря. Имена зодчих не известны.

7) Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, согласно указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующие, игуменя Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, были переведены в Троицкую обитель.
На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ.

8) В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е годы в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

9) В 1998 году возрождён монастырь. Получается, где я стою- это кладбище буквально 90 лет назад и футбольное поле 30-50 лет назад. Сознание легко накладывает разные картинки эпох, соответственно облик опять же изменяется.
10)
11) Спа́со-Преображе́нский мужской монасты́рь (первоначальное название — «Спа́сский что на Бору́») упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича: «В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …». Ещё существует местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», повествующее об основании монастыря муромским князем Глебом Владимировичем (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071г. причислила Бориса и Глеба к лику святых).
12)
13) Спасо-Преображенский собор (справа на фото) – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.
14) Этот же собор слева с обратной стороны. А Справа, Покровская церковь, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.
15) Братский корпус 1911 года постройки.
16) Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-1810 гг.
17) Это же место в начале 2000-х гг. (фото Алексея Трифонова ).
18) Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым. В нём хранятся мощи святых Петра и Февронии. В 1642-1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор (на фото), сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.
19) Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.
20) Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В композиции для 1 половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.
21) В декоре имеются резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.
22) В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня в эпоху краткого, но великолепного расцвета местного зодчества, продолжавшегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее известного ктитора и основателя обители — «торгового человека» Тарасия Борисова по прозвищу «Богдан Цветной». Богатый купец часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен государем Михаилом Феодоровичем Романовым к «московской гостиной сотне». Небольшие, даже миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это ощущение во многом объясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело найденными пропорциями храма. В данном случае основанием служат южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря.
23) Сама церковь представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике», увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие — и довольно массивный куб основного объема, и изящный восьмерик, и шатер, благодаря искусству неизвестного зодчего, представляют собой удивительно гармоничное единство. Особую, неповторимую прелесть храму придает множество столь же необычных, сколь и нарядных деталей из фигурного кирпича.
Возможно, любовь местных мастеров к сложному декору объясняется, кроме воздействия московской архитектуры, сильным влиянием школы рязанского зодчества. Она особенно хорошо прослеживается при сравнении Казанской церкви с храмом Святого Духа (1642 год) в Рязани. Много общего можно найти и в принципе перехода от высокого куба храма к небольшому восьмерику, а от него — к шатру. Своды и рязанской, и муромской церквей украшают килевидные кокошники сложного профиля, имеющие почти одинаковый рисунок. Возможно, такая традиция поддерживалась и в более позднее время, т.к. в XVII столетии Рязань и Муром находились в ведении одного иерарха – епископа рязанского и муромского.
24) Одним из импульсов в формировании местной архитектуры могло быть тесное общение с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приплывали по Оке в Муром для торговых дел. Так или иначе, «муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора».
25) Деревянная церковь Сергия Радонежского 1700 года постройки, перевезённая на территорию Троицкого монастыря из села Красное, которая, хотя и датируется 18 веком, по стилю, безусловно относится к 17 веку. Тем более что, в свою очередь, она была перевезена в село Красное в 1715 году из села Пьяно. О спасённых храмов деревянного зодчества вы можете почитать репортаж из музея под открытым небом «Витославлицы» вблизи от Великого Новгорода.
26) А это Благове́щенский мужской монасты́рь, основанный в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. По преданию расположен на месте деревянной церкви «при дворе» князя Муровского и Черниговского Константина, крестившего Муром.
В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1791 году на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Богоматери.
27) Основным элементом декора Благовещенского Собора являются оконные наличники. Боковые обрамления некоторых окон выполнены в виде цветов и балясин. Над венчающим их двойным «многослойным» карнизом возвышаются «разорванные» фронтоны с балясиной по центру. Однако есть и своеобразные мотивы: «корона» со сложным профилем и обрамленный сухариками кокошник, в который вписана цветочная ветвь с бутоном наверху. Ее изогнутые боковые побеги завершаются распустившимися цветами.
Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Световым является только центральный, но каждый из пяти обрамляет своеобразный «аркатурно-колончатый пояс» из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и небольшими фронтончиками. Над «поясом» расположен фриз из «городчатых» фигур, а над ним — сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а появился только в конце XVIII века (после пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их можно было бы назвать вычурными, но, благодаря удачно найденной форме перехода от барабана к главке, они вполне органично дополнили облик собора. Менее органичен пристроенный в XIX веке придел с северной стороны, который существенно нарушил первоначальную композицию. Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде «перспективного» портала из белого камня, каждый «ярус» арок которого покрыт тончайшей резьбой в виде цветов и бусин, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Вероятно, первоначально здесь находился парадный вход в собор.
Паперть, пристроенная несколько позже к собору с западной стороны, заслуживает особого упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необычна нижняя «ползучая» арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Очень своеобразно решение крыльца: с трех сторон оно открыто, каждый его проем выполнен в форме подвесной арки с «висячей» гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает объем крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два небольших шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (существенно большего размера) — шестнадцатигранным.
28) Надвратная Церковь св. Стефания 1716 года постройки ( в 1835 гг.- добавлены ряд элементов). Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора.
29) Памятник Петру и Февронии на одноимённой площади перед монастырём. Ранее площадь носила название- площадь Любви, но после визита Президента Дмитрия Медведева с супругой, площадь получила нынешнее название. В следующем выпуске уже о самом Муроме я покажу ещё маленькую интересную деталь в этом памятнике, так что, наберитесь терпения.
30) Старый голбец и кресты в проездной нише Стефаниевской церкви.
31) Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.
32) В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.
33) Стены построены в 1 половине XIX века.
34)
35)
36)
37) Теперь посмотрим на отдельные городские храмы.
Часовня Михаила Архангела при УВД г.Мурома 2005-2006 гг.возведена в память погибших в Чечне милиционеров.
38) Пятиглавая, трёхабсидная с шатровой колокольней Церковь Вознесения Господня, построенная в 1729 году на пожертвования бургомистра В.Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А.Герасимова.
39) Церковь Смоленской иконы Божией Матери в архитектурном направлении классицизма,построена в 1804 году на средства муромского купца М. И. Елина.Эта 1 постройка в этом стиле в Муроме. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе.
Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная аспида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости.
40) Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века.
Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём является одним из местных приёмов, обусловленных традициями зодчих — «муролей», отличным от классических канонов.
41) Церковь Сретения Господня (1795 год), возведённая на средства муромского купца 1 гильдии Ивана Зворыкина.
42) Вид храма в 2001 году (автор фото-Алексей Комлев, первоисточник ).
43) На набережной Оки можно увидеть шатровый храм Космы и Дамиана 1556-1565 гг. постройки.
Одна из легенд говорит, что Косма и Дамиан — римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела.
В другой легенде говорится, что во время похода на «Одоление Казани» в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р.Оку. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян, и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.
44) Успенская церковь 1790 года постройки.
45) Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная) 1700-1717 гг. постройки — образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.
46) Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени-«петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов — круглые окна. Особенно «европеизировала » образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею.
С самим городом мы познакомимся в следующей части.

Чтобы оказаться в Муроме, достаточно провести в поезде, взяв билет из Москвы, всего четыре часа. Сюда со всех уголков нашей страны едут к святым Петру и Февронии Муромским в поисках решения личных проблем, ради обретения семейного благополучия. Особенно Муром стал популярен в последние годы. С тех пор как в нашем государстве всерьез задумались о демографической политике и решили, что фривольному дню всех влюбленных в феврале следует противопоставить наш российский праздник любви и семейного счастья. И отмечать его уместно, конечно же, 8 июля – в день памяти этих двух удивительных муромских святых, которые и сегодня могут быть примером любви и верности, хранимой вопреки всему и несмотря ни на что.
Муром может стать местом паломничества не только к знаменитым святым – покровителям семейного счастья; этот небольшой городок во Владимирской области просто наполнен святынями. У всех на слуху имя Ильи Муромца, но не все знают, что этот былинный персонаж – реальный исторический герой, канонизированный Русской Православной Церковью за то, что сражался за Русь и православную веру. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг в Киево-Печерской обители. Там и покоятся его мощи, но сюда, в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, была привезена кисть его руки. Кстати, этот муромский монастырь – один из древнейших на Руси, три года назад отмечалось его 910-летие. Детям обязательно понравится исполинская фигура – памятник любимого былинного героя на набережной реки Оки. А в одном из городских храмов покоятся мощи преподобной Иулиании Лазаревской. Но описанное отнюдь не исчерпывает уникальность этого города, и на месте вас ждет еще немало открытий.
Все муромские святыни и достопримечательности сосредоточены на достаточно небольшом пространстве этого старинного городка, который упоминается в «Повести временных лет» еще в 862 году. Чтобы везде побывать и все успеть посмотреть, не потребуется очень много времени. Но в первую очередь отправляемся, конечно же, к святым Петру и Февронии.
ЖИЛИ СЧАСТЛИВО И УМЕРЛИ В ОДИН ДЕНЬ
Мало кому известно, но считается, что эта крайне популярная фраза родилась именно с появлением жития святых Петра и Февронии. Они действительно прожили всю жизнь вместе, предпочтя в ситуации выбора друг друга всем благам мира, и умерли в один день – 25 июня по старому, или 8 июля по новому стилю.
В последние годы в июле Муром становится местом пышных торжеств, сюда приезжает много гостей и паломников из самых разных городов, здесь проходят различные праздничные мероприятия. Но помолиться этим святым 8 июля, в день их памяти, за праздничной литургией можно будет и в любом храме Саратова. В Муроме же ни территория монастыря, ни прилегающая площадь не вмещают всех желающих, праздничная служба транслируется из динамиков на всю округу.
Мощи святых покоятся в женском Свято-Троицком монастыре. История жизни святых благоверных князя Петра и княгини Февронии и трогательна, и поучительна. А для сознания современного человека вполне тянет на увлекательный киносюжет. Жизнь муромского князя Петра омрачилась серьезной болезнью. Никто не мог излечить его от проказы. Во сне князю открылось, что помочь ему способна только простая девушка Феврония из деревни Ласковой на Рязанской земле. Феврония была очень мудра, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой и благочестивой. Князь дал обещание жениться на ней в случае исцеления. Но когда выздоровел, не сдержал своего слова из-за невысокого происхождения своей будущей супруги, просто послал ей дары. И болезнь возобновилась. А Феврония вылечила его вновь, и затем вышла за князя замуж.
Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Решение князя было неожиданным: он взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. И так отказался от власти ради Божией заповеди – не оставлять своей супруги. Князь Петр и княгиня Феврония стали жить простыми людьми, радуясь тому, что они вместе.
В Муроме же началась смута, начались борьба за освободившийся престол, убийства. Тогда бояре и опомнились, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, супруги молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час – 25 июня (по старому стилю) 1228 года.
Погребение в одном гробу сочли несовместимым с монашеским званием, и их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Ныне мощи святых открыто почивают в храме Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме.
И сегодня здесь, в монастыре, собирают реальные истории, которых немало, когда по молитвам святых, по их ходатайству перед Господом люди получали просимое. Рождались долгожданные дети у родителей, которые уже отчаялись и были почти уверены, что не смогут иметь малышей, люди находили вторую половину, мирились в ситуациях, когда казалось, что крах семейной жизни неизбежен.
К СВЯТОЙ ИУЛИАНИИ
В Муроме прошла жизнь еще одной святой, которую тоже вполне можно называть покровительницей семьи. Ведь у праведной Иулиании Лазаревской были дети, и ее потомки живы до сих пор. Считается, что этой святой следует молиться, когда болеют младенцы, хотя, в общем-то, к любому святому можно обращать все свои мольбы.
Родилась Иулиания в XVI веке, с шести лет она осталась сиротой и воспитывалась у бабушки, затем у родственников в Муроме. Она избегала шумных детских игр, предпочитала пост, молитву и рукоделие. Этим, конечно, вызывала в свой адрес насмешки сестер и слуг. Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. И к ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осоргин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана за него замуж, и стала жить в семье супруга. Родители и родственники мужа полюбили кроткую приветливую невестку. Вскоре в ее руки перешло ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Но домашние заботы не мешали духовному подвигу. Ночь оставалась временем молитвы. Не имея права распоряжаться имуществом семьи, всякую свободную минуту и многие ночные часы святая Иулиания занималась еще и рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые изделия Иулиания продавала, а деньги раздавала нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи Иулиания кормила и одевала своими трудами. Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами всегда приветлива, никогда не доносила мужу об их проступках, предпочитая брать вину на себя. Она не проходила мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить – было для нее потребностью.
Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновей и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли еще в младенчестве (тогда детская смертность была очень высокой по ряду объективных причин), два ее сына погибли на царской службе.
Род святой Иулиании не угас – ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках – это описано у Солженицына в романе «Архипелаг ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин – профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, которое основано его дедом в Париже. Нетленные мощи святой были обретены в XVII веке, когда стали копать рядом с могилой святой могилу для ее старшего сына. Многие тогда получали исцеления от болезней – особенно больные дети. Сегодня ее святым мощам можно поклониться в Муромской Николо-Набережной церкви на берегу Оки.
Помощь святых кажется нам порой невозможным чудом. Кто-то пытается объяснить исцеления или кардинальные перемены в жизни, происходящие после обращения к святым, простым совпадением. Но на этот случай есть очень хорошие слова епископа Василия (Родзянко): «Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому и идут сотни и тысячи людей к муромским святым со своими скорбями и просьбами о даровании любви, выше и совершеннее которой ничего нет на свете, и которая одна способна принести мир и счастье в любую семью.
Юлия СЕМЕНОВА

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Достопримечательности Мурома – что посмотреть и куда сходить в городе и окрестностях. Описание, фото, как добраться, адреса, gps-координаты, метки на карте.

Муром – один из древнейших русских городов, он был упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом – хотя, естественно, город к тому времени давно уже существовал. Как и полагается приличному городу, Муром раскинулся на семи холмах – этим он походит на такие знаменитые мегаполисы, как Москва, Рим или Стамбул.

Муром известен как родина могучего богатыря Ильи Муромца, защитника русских земель, а также своими святыми князьями Петром и Февронией, почитаемыми православной церковью как покровители любви, семьи и верности.

Номера достопримечательностей в тексте соответствуют их номерам на карте в конце статьи.

20 достопримечательностей Мурома: 1. Памятник Илье Муромцу — 2. Николо-Набережная церковь — 3. Воскресенский женский монастырь — 4. Свято-Благовещенский монастырь — 5. Памятник Петру и Февронии Муромским — 6. Свято-Троицкий монастырь — 7. Муромский историко-художественный музей — 8. Художественная галерея — 9. Торговые ряды — 10. Площадь 1100-летия Мурома — 11. Муромский калач — 12. Водонапорная башня — 13. Окский парк — 14. Церковь Косьмы и Дамиана — 15. Спасо-Преображенский монастырь — 16. Здание реального училища — 17. Бронепоезд «Илья Муромец» — 18. Музей «Хлебная горница» — 19. Былинный камень — 20. Муромский вантовый мост

Где остановиться в Муроме: ТОП-5 отелей по соотношению цены и качества

Индивидуальные экскурсии по Мурому от местных жителей

Памятник Илье Муромцу

Легендарный русский богатырь был реальной исторической личностью – он родился в селе Карачарово, ныне являющимся частью Мурома. Не так давно были обнаружены предположительные останки Ильи, и это дало правдоподобное объяснение, почему по легенде богатырь тридцать лет и три года лежал на печи, а затем вдруг встал и отправился воевать с супостатами – исследование останков показало, что у Ильи были больные ноги, и он просто не мог ходить. Его излечил своими молитвами некий православный святой, и с тех пор богатырь стал служить князю, принесшему православие на муромскую землю.

Адрес: Муром, ул. Окский Съезд, 11. GPS-координаты: 55.58026, 42.06095.

Николо-Набережная церковь

Ярко-желтый барочный храм возвышается над Окой – отличный вид на нее открывается как с самой реки, так и из городского Окского сада.

В 1717 году знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев написал для храма изображения 12 сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Иисуса. В 1940 году храм был закрыт и разграблен – к счастью, иконостас уцелел, но без икон, часть которых была перенесена в музей.

Адрес: Муром, ул. Плеханова, 27а. Координаты: 55.5821, 42.06064.

Экскурсии по Мурому от местных жителей

Любознательным и общительным путешественникам, желающим максимально полно прочувствовать уникальную атмосферу Мурома и поближе познакомиться с его жителями, я рекомендую забронировать экскурсию по городу «от первого лица» — вашими экскурсоводами будут местные жители — художники, фотографы и просто знатоки своих родных мест:

На этапе бронирования вам нужно будет заплатить онлайн только 20% от стоимости экскурсии – остаток суммы отдается гиду перед ее началом.

Воскресенский женский монастырь

Это один из древнейших муромских монастырей – согласно преданию, он был построен на месте загородного дворца Петра и Февронии. В 1764 году указом Екатерины II о секуляризации монастырских земель обитель была упразднена, ее церкви стали приходскими, а земли отошли государству. В 1998 году монастырь снова стал действующим, началось восстановление его построек.

Адрес: Муром, Июльский пер., 2. Координаты: 55.58601, 42.05537.

Свято-Благовещенский монастырь

Благовещенская мужская обитель была основана по велению Ивана Грозного в середине XVI века, в честь победоносного похода на Казань. После трагической гибли царевича Дмитрия (сына царя), во время последовавшего за ней Смутного времени монастырь был разграблен захватившими его польско-литовскими отрядами – восстановление заняло около 80 лет. Также во время Отечественной войны 1812 года в монастырь из Москвы перевезли две святыни – иконы Владимирской и Иверской Божей Матери. Они хранились в монастыре до октября 1812 года, а затем были перевезены во Владимир.

Благовещенский монастырь известен тем, что в его главной крипте хранятся мощи православных святых преподобного Иулиана и Василия Муромского.

Адрес: Муром, Красноармейская ул., 17а. Координаты: 55.58249, 42.05418.

Памятник Петру и Февронии Муромским

Монумент святым благоверным князьям Петру и Февронии муромским был установлен 7 июля 2012 года у стен Свято-Троицкого женского монастыря. Петр и Феврония являются исконно русским символом любви и супружеской верности – день их памяти, 8 июля, православная церковь предлагает отмечать вместо активно навязываемого извне католического дня святого Валентина.

Петр и Феврония изображены вместе со своим домашним кроликом, который, по преданию, жил в их доме. Памятник быстро стал популярен у муромских молодоженов и туристов, о чем свидетельствует натертый до блеска нос кролика.

Координаты: 55.58209, 42.05433.

Свято-Троицкий монастырь

Свято-Троицкая обитель была основана в 1643 году на средства богатого муромского купца Тарасия Борисова (Цветнова). На закате своей жизни Тарасий вернулся в родной Муром и принял постриг в основанном собою монастыре – здесь им была написана знаменитая «Повесть о Виленском кресте», повествующая об одной из самых главных святынь монастыря.

Свято-Троицкий монастырь в настоящее время является действующей женской обителью – сюда постоянно прибывают паломники чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской пары, покровителям семьи и брака – Петру и Февронии.

Адрес: Муром, пл. Крестьянина, 3а. Координаты: 55.58157, 42.05371.

Муромский историко-художественный музей

Музей был создан в 1918 году по инициативе В.И. Жадина, впоследствии видного советского ученого. В основу экспозиции легла богатейшая коллекция супругов археологов А.С. и П.С. Уваровых, перевезенная в Муром из села Карачарово.

В настоящий момент Муромский историко-художественный музей занимает четыре особняка – основная часть коллекции расположена в бывшем доме семьи Зворыкиных, построенном в XVIII веке.

Адрес: Муром, Московская ул., 13. Координаты: 55.58021, 42.05622.

Художественная галерея

Муромская художественная галерея административно считается частью историко-художественного музея и занимает второй этаж здания бывшей городской управы. В коллекции представлены картины знаменитого русского художника И.И. Шишкина, русских портретистов XVIII-XIX века, западноевропейских мастеров.

Адрес: Муром, Первомайская ул., 6. Координаты: 55.57985, 42.05604.

Торговые ряды

Муромские торговые ряды, лаконичные и вместе с тем выразительные, часто привлекают внимание кинематографистов, ищущих натуру для съемок сцен жизни русской провинции. Интересно, что это монументальное сооружение, украшенное массивными дорическими колоннами, уже более 200 лет обходится без серьезного ремонта – и, тем не менее, вполне исправно выполняет свою первоначальную функцию. В самих рядах расположены магазинчики и лавки, а за рядами находится городской рынок.

Адрес: Муром, пл. 1100-летия Мурома, 2. Координаты: 55.57932, 42.05516.

Площадь 1100-летия Мурома

Центральная площадь Мурома расположена на пересечении улиц Ленина и Московской – до революции она называлась Торговой, а также Рождественской и Гостинодворской. Название Рождественская происходит от Христорождественской церкви, некогда возвышавшейся на площади. В 1962 году храм был демонтирован, а на его месте установлен памятник Ленину. Кроме монумента Ильичу, облик площади формируют здание городского правительства, фонтан и цветочные клумбы.

Координаты: 55.57938, 42.05379.

Муромский калач

Памятник самому главному муромскому кулинарному специалитету появился в городе 4 августа 2012 года в честь 1150-летия города. По одной из версий, это хлебобулочное изделие муромские пекари переняли у соседей-татар: на их языке слово «калач» означает «будь голоден» и является аналогом русского «приятного аппетита».

Испечь настоящий калач было не так-то просто: тесто долго вручную терли об лед, благодаря чему готовое изделие получалось очень пышным. Именно благодаря этой особенности технологического процесса в русском языке появилось выражение «тертый калач».

Адрес: Муром, ул. Ленина, 22. Координаты: 55.57856, 42.05314.

Водонапорная башня

Водонапорная башня Мурома была построена в 1864 году на средства А.В.Ермакова, богатого купца и мецената, занимавшего в 1862-1869 гг пост градоначальника. Трехэтажная кирпичная башня выполняла функции водокачки и пожарной каланчи, была украшена арочными окнами, затейливыми башенками и увенчана высоким шпилем – благодаря всему этому она производит впечатление не просто хозяйственной постройки, а настоящего архитектурного памятника. Сейчас декоративных башенок уже нет, но после реставрации 1974 года на башне были установлены часы, игравшие мелодию песни «На муромской дорожке» – сейчас куранты отключены.

Адрес: Муром, Советская ул., 15. Координаты: 55.57803, 42.05306.

Окский парк

Окский парк был разбит на месте Окского бульвара и является самым старым из городских парков. Раньше на его месте находился Муромский кремль, разобранный в XVIII веке по указу Екатерины II, и собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрушенный при советской власти. В наши дни главными достопримечательностями Окского парка Мурома являются памятник Илье Муромцу и парк детских аттракционов.

Координаты: 55.57874, 42.05764.

Церковь Косьмы и Дамиана

Эта церковь является старейшим дошедшим до наших дней храмом Мурома. По преданию, он был основан царем Иваном Грозным, во время своего похода на Казань остановившемся в Муроме и давшим обет в случае победы воздвигнуть каменные храмы над мощами муромских святых Петра, Февронии, Константина, Михаила и Федора.

После победоносного завершения казанского похода царь послал в Муром каменщиков, построивших несколько белокаменных храмов. Храм Космы и Дамиана был воздвигнут на берегу Оки, на том самом месте, где стоял царский шатер и откуда Иван наблюдал за переправкой своих войск через реку.

Адрес: Муром, Набережная ул., 10. Координаты: 55.57645, 42.06588.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь является древнейшей обителью всей Северо-Восточной Руси – первое письменное упоминание о нем встречается в летописи о 1095-1096 годах при описании гибели Изяслава, сына Владимира Мономаха.

По легенде, на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря в конце X века располагался двор князя Глеба – одного из первых русских святых. Расцвет монастыря пришелся на правление Ивана Грозного, который пожаловал братии обширные земельные угодья и предоставил серьезные привилегии. Во время церковной реформы патриарха Никона Спасо-Преображенская обитель долгое время была одним из основных центров старообрядчества.

Адрес: Муром, ул. Лакина, 1. Координаты: 55.5729, 42.06476.

Здание реального училища

Краснокирпичное здание реального училища, проект которого был представлен в 1878 году на Парижской архитектурной выставке, украшено белыми декоративными вставками и карнизами – благодаря им стиль здания напоминает столь популярный в конце XIX веке «модерн».

В 1906 году муромское Реальное училище окончил В. К. Зворыкин, один из изобретателей телевидения: в 1923 году он создал в США первый кинескоп, а в 1931 году – иконоскоп, передающую телевизионную трубку.

Адрес: Муром, ул. Льва Толстого, 40. Координаты: 55.57318, 42.05278.

Бронепоезд «Илья Муромец»

Бронепоезд был построен в 1942 году на муромском заводе Ф.Э.Дзержинского и за годы войны прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. При его активном участии был уничтожен немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 7 самолетов, 36 огневых точек, 14 орудий и минометов, 875 солдат и офицеров. Победу экипаж бронепоезда встретил в 50 километрах от Берлина – разрушенный мост через Одер не дал ему возможности дойти до поверженной столицы рейха.

Адрес: Муром, Владимирское ш., 2а. Координаты: 55.57622, 42.02592.

Музей «Хлебная горница»

Музей «Хлебная горница» был открыт по инициативе одной из муромских пекарен и посвящен самому знаменитому городскому ремеслу – выпечке хлеба, калачей и пряников. Здесь можно познакомиться с историей хлебопечения на Руси, поучаствовать в приготовлении муромского калача, самолично расписать глазурью свежий пряник и затем подарить его друзьям в качестве сувенира из Мурома. Любая экскурсионная программа неизменно заканчивается традиционным русским чаепитием со свежей выпечкой.

Адрес: Муром, ул. Амосова, 48. Координаты: 55.5692, 42.02187.

Былинный камень

Этот памятник установлен на Владимирской дороге и отмечает собой начало Мурома. На камне высечен лик богатыря в шлеме и надпись на старославянском – то самое место в «Повести временных лет», где впервые встречается упоминание города. Былинный камень был установлен в 1967 году и за прошедшие полвека стал одной из самых известных достопримечательностей Мурома.

Координаты: 55.59354, 41.99225.

Муромский вантовый мост

Вантовый автомобильно-пешеходный мост через Оку был сдан в 2009 году в присутствии В.В. Путина, занимавшего в тот момент пост премьер-министра России. Мост, расположенный к северу от Мурома, связывает город с поселком Навашино. Длина моста составляет 1,4 км, ширина – 15 метров.

В 2013 году в ходе онлайн-голосования он был признан самым красивым в России, почти на 6000 голосов опередив ханты-мансийский «Красный дракон», а также мосты из Санкт-Петербурга, Хабаровска и Сургута – памятная табличка с надписью «Самый красивый мост России» закреплена на одной из его опор.

Координаты: 55.61811, 42.06822.

Достопримечательности Мурома на карте:

Где остановиться в Муроме

Один из самых популярных городов русского Золотого Кольца совершенно не испытывает недостатка в отелях и гестхаусах на любой вкус и кошелек. Причем с каждым годом выбор становится все богаче и разнообразнее. Формат и тема данной статьи не позволяют мне перечислить все достойные места, так что ограничусь лишь несколькими наиболее удачными по соотношению цены и качества:

Отель «Святогор Корпус 3»

Рейтинг по отзывам 9,0 («Превосходно»), цена от 1500 рублей за двухместный номер.

Новый отель со свежим качественным ремонтом, по совокупности параметров вполне тянет на три европейские звезды (а то и на четыре). Уютные чистые номера, полностью укомплектованные всем необходимым для комфортной жизни – есть даже теплый пол.

Очень дружелюбный и отзывчивый персонал – охотно помогают со всеми вопросами и рассказывают, что посмотреть в городе и где можно вкусно и недорого поужинать.

Удачное расположение: до Спасо-Преображенского монастыря две минуты пешком. При этом ночью очень тихо – только утки крякают где-то неподалеку.

Отзывы об отеле «Святогор Корпус 3»

Гостевой дом «Над Рекой»

Рейтинг 9,9 («Великолепно»), цена от 1600 рублей за двухместный номер.

По-домашнему уютный гостевой дом в Муроме с очень удачным расположением – в пешей доступности от всех основных достопримечательностей города и над рекой Окой (можно купаться и загорать на великолепном песчаном пляже). Красивые виды, простор, воздух — все плюсы города и дачи вместе.

Идеальная чистота, тишина ночью, вкуснейшие завтраки, очень радушное и доброжелательное отношение хозяев Ольги и Алексея.

Роскошные апартаменты с дорогой мебелью, удобными матрацами и подушками, прекрасной ванной комнатой, где все очень комфортно: теплый пол, полочки, крючки для полотенец, душевые принадлежности, чистейшие халаты. Все продумано до мелочей: фарфоровые чашечки, аквариум и зимний сад, книги – все это создает правильную домашнюю атмосферу.

Отзывы о гостевом доме «Над Рекой»

Бутик-отель «Три Богатыря»

Рейтинг 8,9 («Потрясающе»), цена от 2300 рублей за двухместный номер.

Небольшой симпатичный отель в центре города — в пешей доступности Свято-Троицкий монастырь и центральная площадь 1100-летия Мурома. Уютные и стильно оформленные номера, новое качественное постельное белье, в ванной современная душевая кабина.

Завтрак очень сытный и вкусный, подают прямо в номер. Кофемашина, чайник, кулер и микроволновка (посуда и приборы) доступны 24 часа.

Очень доброжелательное и внимательное отношение персонала (отдельное спасибо Максиму и Ольге) – все расскажут, покажут, помогут с вещами и парковкой.

Отзывы о бутик-отеле «Три Богатыря»

Отель «Есенин»

Рейтинг 9,1 («Превосходно»), цена от 3500 рублей за двухместный номер.

Отличный отель в старинном купеческом доме одного из древнейших городов России – это сочетание уже само по себе серьезный плюс. К остальным плюсам можно отнести уютные и чистые номера, приветливый персонал, интересный интерьер, удобное расположение (все основные достопримечательности в пешей доступности) и тишину ночью.

Cытные и качественные завтраки — готовят индивидуально для каждого гостя. Вечером гостям предлагают чаепитие с выбором травяных чаёв.

Дополнительный штрих к атмосфере отеля: во время завтрака обычно играет хорошая негромкая музыка из проигрывателя виниловых пластинок.

Отзывы об отеле «Есенин»

Отель «Муромская Усадьба»

Рейтинг 9,1 («Превосходно»), цена от 3500 рублей за двухместный номер.

Добротная усадьба с теплыми, чистыми и просторными апартаментами в стиле деревенского дома. Широкие удобные кровати, телевизор, холодильник, вайфай, фен, тапочки, зубные наборы, душевая кабина.

Просторная гостиная с огромным камином, великолепный вид на Оку с огромной лоджии, уютная территория, очень внимательный персонал, прекрасный ресторан с русской кухней из фермерских продуктов – если ко всему этому добавить вкуснейший запах дерева и радующие глаз цвета, становится понятно, почему отсюда совершенно не хочется уезжать.

Очень хорошая баня: парная в идеальном состоянии, душевая с возможностью вертикального дождевого потока, большой бассейн – ну и еще много разных приятных мелочей.

Небольшой минус: чтобы попасть в баню, нужно предварительно зарезервировать время. Рекомендую сделать это сразу во время бронирования номера.

Отзывы об отеле «Муромская Усадьба»

Храмы на Оке – пояс Богородицы

Муром, как и его города-собратья по древности — Ростов, Новгород, Полоцк, Белозерье — упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом. Это значит городу значительно больше чем 1140 лет, и он намного старше Москвы.
При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края, опоясанного рекой Окой («поясом Богородицы»), отчетливо проявляются реальные исторические лица и события. Они-то и прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное — живую Христову веру.

На 150-тысячное население в Муроме действуют четыре монастыря (два мужских, два женских), шесть приходских храмов (включая храм в селе Карачарово, которое теперь примыкает к городу) и 6 часовен. Еще строится две церкви в новых районах города и одна часовня при Муромском железнодорожном вокзале. В двух воинских частях существуют полковые храмы: в честь Св. блгв. князя Александра Невского и Св. мч. Иоанна Воина.
Свет православной веры принес в тогда языческий тогда Муром его первый князь — Св. блгв. Глеб-страстотерпец. В своем княжеском замке на берегу Оки он построил храм Всемилостивого Спаса, где впоследствии был основан мужской монастырь, упомянутый в летописи как «монастырь Спаса-на-бору» под 1096 годом.
Только в следующем 1097 году новому Муромскому князю Константину (Ярославу Святославовичу) Бог содействовал крестить дотоле упорствующее в язычестве муромское племя. Он чудесно прославился тем, что бесстрашно вышел к бунтующим язычникам один без оружия, усмирил их и обратил в веру Христову. Тогда на глазах у разъяренных муромцев, вооружившихся убить князя-христианина, произошло чудо. Князь поднял над толпой, принесенную им с Вышгорода икону Божией Матери. Святой лик испускал сияние, подобно солнцу. Народ пал на колени, умилившись, и просил крещения. С тех пор икону стали именовать «Муромской».
Мощи Св. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора поныне почивают в основанном им Благовещенском монастыре. Народ приходит им поклониться.

Всероссийским церковным почитанием окружены имена и других Муромских угодников Божиих:

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца — Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.

Свв. блгвв. князья Петр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния – скончались 775 лет назад). Их многоцелебные мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре и прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители.

Свт. Василий Рязанский и Муромский, чудотворец (1295г.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем. Однако был оклеветан и изгнан жестокосердными муромцами. Когда же чудесным образом поплыл епископ по быстрине Оки на своей мантии с Муромской иконой Божией Матери, горожане пролили слезы покаяния, но Святитель уже покинул их…
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 году в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Св. прав. Иулиания Лазаревская, Муромская (+ 1604 г.). Прославилась благочестивой жизнью в Смутное время. В голод и эпидемии милостиво питала и одевала убогих, ухаживала за больными, чему отнюдь не противоречила ее знатное дворянское происхождение. За это Иулиания Осорьина именуется верующим народом Иуалианией Милостивой. Нетленные мироточивые мощи святой были обретены 23 августа (8 августа ст. ст.) 1615 г. Ее гроб до сих пор источает благовонное миро. Мощи совершают исцеления. Ныне рака с мощами Праведной Иулиании находится в Николо-Набережной церкви Мурома.

В связи с 400-летием преставления Св. прав. Иулиании восстанавливается церковь Михаила Архангела с. Лазаревское (в 6 км от Мурома), где была погребена Святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники.

Помимо десяти всецерковно канонизированных святых, поименованных выше, в Муроме известны еще 12 подвижников – местночтимых святых. Это, прежде всего, первый муромский епископ Василий, крестивший муромское население (мурому) вместе с князем Константином (сохранилась его гробница в подклете Благовещенского собора);
преп. Антоний Грошовник, схимонах Спасского монастыря и сотаинник прп. Серафима Саровского (о нем написано в Серафимо-Дивеевской летописи); прав.
Гавриил (Ястребов, + 1897) — протоиерей Муромский, почитавшийся как старец Св. Иоанном Кронштадтским, и др.

В трех упомянутых обителях Мурома особенное почитание воздается чудотворному Виленскому кресту (XVII в.) — в Свято-Троицком женском монастыре. В нем хранятся мощи 20-ти вселенских Святых.

Благовещенский мужской монастырь в 1812 году стал убежищем главных московских святынь — Владимирской и Иверской икон Божией Матери, привезенных сюда из Первопрестольной архиепископом Августином. С тех времен список Иверской иконы Царицы Небесной в этой обители прославлен многими чудесами.

Древнейший в России Муромский Спасский монастырь (старше его только Киево-Печерская Лавра), как уже было сказано, основан Св. блгв. князем Глебом. В нем принял постриг в схиму и скончался св. князь Петр Муромский. В монастырском соборе (построен царем Иоанном Грозным в честь покорения Казани) находится привезенная в XIX веке со Святой горы Афон чудотворная икона Божией Матери — «Скоропослушница», почитаемая далеко за пределами Муромской земли.

Четвертый монастырь в Муроме — Свято-Воскресенский женский монастырь. В нем за прошедшие тринадцать лет также была возрождена иноческая жизнь Он завершает с севера прекрасный ансамбль Муромских монастырей и храмов, раскинувших по берегу Оки свои купола и звонницы. Поистине только пояс Богородицы может быть столь красив и лучезарен.

Дыхание молитвы объединяет в Муромских храмах седую древность и сегодняшний день.

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *