Монастырская жизнь

Наталья Мухина, бывшая монахиня, а сегодня кондитер. В середине 90-х, когда Наташа была подростком, ее отдали в монастырь. Родная семья. Почему ей не позволили вернуться домой? Насколько сложной была жизнь в заточении? И как монахини вымещали свою злобу и жестокость на тех, кто был слабее?

Содержание

Наталья, расскажите, сколько вам было лет, когда вы оказались в монастыре? И как вообще возникла мысль уйти туда жить?

Подпишитесь на канал DELO.UA

Мне было 15-16 лет. Я жила в обычной семье: папа, мама, двое братьев. После перестройки моя мама вдруг резко стала верующей. Они продали с отцом квартиру и отдали деньги церкви, оставшись, по сути, без ничего. А еще она решила пожертвовать самым дорогим, что у нее было, — дочерью.

Меня повезли к старцу в Сергиев Посад в Подмосковье, который считал, что может решать судьбу всего человечества. Это был 1997-й год, и всех, кто к нему приходил, он поголовно отправлял в монастырь. Некоторые девушки были постарше меня, с мужьями, парнями, семьями. Они так хотели жить, но он говорил, что они не спасутся, и рассказывал страшные истории. Я сама родом из Алма-Аты, и мечтала туда поехать, но знаете, что он сказал мне? Что меня там расчленят и сожрут вороны. А представьте, мне 15-16 лет! Последствия русско-чеченской войны ярко стоят перед глазами. Конечно, мне было страшно. Я боялась, что все, что он говорит, исполнится.

То есть, по сути, с вами не советовались, а поставили перед фактом, что отныне вы будете жить в монастыре? Это было против вашей воли?

Мне сказали: «Не хочешь ли ты временно посмотреть на то, как выглядит монастырь?» Посмотреть-то я хотела, но и все. А потом спустя пару месяцев, когда я уже стала говорить о том, что меня нужно забирать, оказалось, что мои документы просто куда-то исчезли. Мне так и сказали: «У тебя нет документов, ты никто, вот сиди на месте и работай».

Помните свои чувства, когда вы, совсем еще юная девушка, поняли, что оказались в заточении?

Мне казалось, что моя жизнь прервалась. Когда меня туда отвезли, я была очень хрупкой — при росте 1 м 68 см я весила 50 кг. На нервной почве буквально за два месяца я стала весить 80 кг. Не знаю, что это было, не сказала бы, что я налегала на еду. Видимо, так проявился стресс. Я по натуре очень оптимистичный человек и люблю радоваться жизни, но тогда я поняла, что попала в какой-то туннель, конца которому не видно.

То, что случилось со мной, тоже было похоже на тюрьму. Только люди, получившие срок, знают, когда выйдут приблизительно. А я будто самый страшный преступник — пожизненное получила.

Помните в сериале «Черное зеркало» был эпизод, в котором военных натравливали на обычных людей? Они относились к ним, как к тараканам. В монастыре я видела подобное отношение.

Было такое опустошение внутри. Временами ощущала какую-то богооставленность, было тяжело, но меня спасало то, что рядом с монастырем находилось подворье, куда я часто ездила и наблюдала за природой. Там гуляли кабаны, лисички тявкали, мне все это так нравилось. Я умела наслаждаться тем, что меня окружало, но при этом я еще умудрялась поддерживать других девушек, которые уходили полностью в себя.

Много вас было?

Около 400, причем по своей воле там находилось человек 20. Этот старец, о котором я упоминала выше, был наставником для многих священников. Я не знаю, что они ему говорили, нужны ли им были послушники или просто рабы, но нас привозили в монастырь из самых разных уголков — из Украины, Мордовии, Узбекистана, Татарстана. Там были девушки и женщины отовсюду.

Что вы там делали?

Да все! Зимой мы валили лес, летом траву косили… Я коров доила, отелы принимала… Я все умею делать! Я умею работать пилой, меня ничем не напугать! Мы и траншеи копали для света и водопровода. Дождь — неважно, снег — все равно, мы стояли и копали. И представляете, это же все делали маленькие хрупкие девушки! И только попробуй сделать шаг влево или вправо. Тяжело физически было нереально! Мы срывали позвоночники, месячные шли не по пять, а по 25 дней! Потом перерыв в пять дней и опять все сначала. Прокладки, кстати, запрещались, приходилось по старинке все делать, если родственники не передавали нормальные средства гигиены.

Опишите ваш быт. Что находилось в кельях?

В кельях нас жило по три-четыре человека. Только самые уважаемые монахини жили отдельно. И вот психологически это было тяжело: ты обедаешь с одними и теми же, находишься на послушаниях, приходишь в келью — и опять их видишь. В кельях был хороший евроремонт, но все скромно: шифоньер, стол, лампа, книжный шкаф, лично у каждой — кровать и тумбочка.

А что насчет одежды?

Носили мы подрясники, — такие широкие платья до пола, подпоясанные ремешками. Конечно же, никакого макияжа, волосы должны были быть убраны. Летом носили ситцевые платья, если удастся выпросить — штапельные.

Как выглядел ваш обычный день в монастыре?

Так как я хорошо знала устав и пела, то была регентом — управляла хором. На подворье был строгий режим. Просыпались мы в час ночи и молились до четырех утра. Потом вставали в 8 утра на молитву и завтрак, и на работу. В час — обед и снова работать, в четыре — ужин и опять работать. А работа — это поля, скотина, лесоповал, сенокос. В самом монастыре было более разнообразно: просфорня, богадельня, детский приют, куда сдавали маленьких девочек, над которыми очень издевались.

Кто? Монахини?

Да. Я помню, как две девчушки 5 и 7 лет бегали и веселились. Просто шалили, обнимались, — дети ведь! Это увидели злобные монахини. Они раздели тех догола, привязали веревками лицом к лицу и написали на телах «блудницы». Дети ходили так весь день! И вот представьте, что могут почувствовать маленькие девочки, смотря на все это? Думаете, они бы захотели давать вам интервью? Да они жить после такого не хотят!

И вы все с этим мирились?

Часть — да, а часть находилась в сопротивлении, и это, конечно, мешало им жить. Понимаете, одно дело, что пишется святыми отцами и в Библии, а другое — то, что мы видели своими глазами. Такое было внутреннее разногласие.

Да, я верю, что Бог — это любовь. Но не церковь, не священники и не монахини.

А ведь среди нас были и девушки больные раком. У одной рак груди начался, она гнить заживо стала. Тот старец говорил, что болезнь за грехи дана и лечиться не надо. Если зубы болели, то тоже от греха! Скольких людей мы перехоронили! Я сама могилы копала…

Как думаете, почему эти взрослые женщины — монахини так себя вели? Что это такое — мизогиния? Женоненавистничество?

Я не знаю. Это было похоже на дедовщину в армии. Почему люди так себя ведут? Почему им нравится унижать других? Избивать? Но ладно армия. Это же мирское учреждение, а монастырь-то — духовное. Это же надо было так все исказить и забыть саму суть веры.

Какую?

То, что она держится на любви. И к Богу, и к людям.

Возможно, эти монахини вымещали на вас какие-то свои психологические травмы?

Вероятно. По некоторым было видно, что они душевнобольные. Но и тогда, и сейчас я понимаю: это от того, что они несчастны. Почему собака лает? Потому что она маленькая, беспомощная, и она боится. Вот то же самое и с людьми.

Однажды игуменья нам рассказала, что когда она находилась в рижском монастыре, умирала ее мать. Но настоятельница не пустила ее попрощаться и сказала: «Ты никуда не поедешь, ты находишься на послушании, а про остальное забудь. У тебя нет ни мамы, ни папы, только послушание. Мы должны спасаться, иначе попадем в ад». Ее мать умерла и пролежала в жару несколько дней в закрытой квартире. Возможно, для игуменьи это и стало травмой, потому что и нам она не давала видеться с родственниками. Она тоже говорила, что мы должны любить не Бога, а послушание.

В моих интервью бывшие монах и пономарь рассказывали мне о том, что в мужских монастырях священники выше по сану приставали сексуально к тем, кто был младше. Вы сталкивались с подобным?

Нет, у нас в монастыре все было строго и всех контролировали страхом. Но о том, что владыки и иподиаконы практикуют подобные отношения с монахами, мы слышали.

Читайте также: О чем молчат люди, ушедшие из монастыря

По отношению к вам применялось насилие?

Моральное. Меня там всячески хотели задавить. Из-за того, что я вкусно готовила, меня обвиняли в грехе, мол, я сестер «заставляю» объедаться, и из-за этого мы все попадем в ад. Из-за того, что я красиво пела, меня тоже обвиняли в грехе, ведь таким образом я «заставляла» людей наслаждаться музыкой.

А физическое насилие было?

По отношению к детям и тем, кто был слабее. Меня не били. Я могла и сама дать сдачи, так что мало бы не показалось. Кстати, постоянно ходила на исповедь и каялась, что хочу кого-то ударить.

Вам было 16 лет, нужно же было продолжать образование…

Вот это было самое обидное. В монастыре некоторым давали возможность учиться. И я настаивала, что должна получить образование. Но моя мама была настолько религиозной, что когда я просила вернуться домой, она говорила: «Это благословение старца, если ты вернешься, я тебя прокляну. Ты больше не будешь моей дочерью. Я тебя домой не пущу». Поэтому я просила дать мне возможность развиваться, но мне говорили: «Наташа, ты и так умная, еще и учиться хочешь? Нет». При этом продолжали вдалбливать мысль, что я ничтожество.

И сколько лет вы прожили в этом дне сурка?

Вы упомянули, что среди монахинь было разделение. Как именно оно проявлялось?

Среди нас были те, кого действительно можно было назвать благочестивыми. Они искренне молились, соблюдали устав, но когда они не выполняли указаний игуменьи и отказывались издеваться над нами, то она срывалась на них. А те, кто выполняли, были любимицами.

То есть если ты выбирал благочестивый путь, ты все равно был гоним, правда, не Богом, а человеком, если нет — ты становился заразой.

Хоть что-то хорошее вспомнить можете?

Там все было лживое. Там не было любви. Ничего. Но вы знаете, я всегда смотрю не на начало, а на конец. Самое лучшее, что со мной произошло, это то, что мне удалось вырваться из монастыря.

Как это произошло?

Владыка из Таджикистана выпросил меня и еще одну девушку у игуменьи. Там я преподавала в воскресной школе, готовила, убирала в трапезной, делала закупки и пела на службах.

В это время мой будущий муж работал в Таджикистане в одной фармкомпании. Как русскоязычный человек он приходил в нашу церковь и там заметил меня. Он потом рассказывал, что я ему солнечного зайчика напомнила. Собственно, он меня и вытащил. Я советовалась с ним, как мне быть. Это он мне сказал: «Раз ты тут против своей воли, так уходи!» Но вы понимаете, я же была настолько запугана, что даже боялась пойти и забрать свои документы. Перед каждым своим шагом, я созванивалась с Володей (муж, — прим.) и советовалась с ним.

Почему вы так боялись сделать то, на что у вас было полное право?

Я не могу это объяснить, но в церкви людей просто зомбировали. Нет, никто к столбу меня не привязывал и розгами не бил. Но психологическое давление и внушение изо дня в день сделали свое дело. Я чувствую эти последствия до сих пор, очень боюсь одиночества и оставленности.

В чем проявлялось это зомбирование? Как оно происходило?

Чаще всего запугивали нас адом, что мы не спасемся. Нас заставляли постоянно повторять одну и ту же фразу: «Я свинья блудная, пес смердящий, калом я набитая, в гробу мне лежать, огня не избежать». И этому нас учили вместо Иисусовой молитвы.

Во время трапез, как правило, читают вслух, и почему-то монахини всегда находили жуткие тексты. В общем нас не вдохновляли на добрые дела — что мы помогаем сиротам или пожилым людям, а устрашали тем, что мы будем гореть в аду за наши деяния и помыслы. И постепенно мы уже сами стали задавать себе вопрос: а можно ли мне думать об этом вообще или нельзя?

По-вашему, сами монахини верили в эти страшные сказки про ад? Или почему они так себя вели — упивались властью?

Мне сложно ответить. Понимаете, вся церковная система такая лицемерная. Вот в фильме «Левиафан» все хорошо отображено. Ведь патриархи часто — бывшие чекисты, игуменьи многие тоже работают на разведку. Одна моя знакомая, мать Евгения, попала в патриархию. Когда она приезжала и я хотела с ней поговорить, она сначала уходила в ванную, все снимала с себя, потому что на ней был жучок, купалась, надевала мою одежду и только тогда мы разговаривали. Звонки, письма — все прослушивалось и прочитывалось. И ей сказали, что если она хоть слово пикнет, ее никто не найдет.

Вообще, знаете, такое ощущение было, что им кто-то сверху давал указание собирать людей, как овец, и ими руководить. Ведь мы же были бесплатной рабочей силой, которую не лечили, не учили, ну только кормили и одевали. Зато прибыли мы давали на миллионы! И уходили они в патриархию.

Как вы адаптировались к жизни после монастыря?

Я около полугода приходила в себя. Мой муж меня поставил на ноги. Занимался моим физическим и психологическим здоровьем. Сейчас я пошла работать, поняла, чего хочу. Я — кондитер, руковожу производством. Мне нравится то, какой стала моя жизнь сейчас.

Бывает, что мне до сих пор снится монастырь. Понимаю, что уже все в прошлом. Но оно как будто бы меня не отпускает.

Вы в бога по-прежнему верите?

Я верю в Бога. Я знаю, что он меня любит. А иначе как бы мне удалось уйти из монастыря, как бы я встретила своего мужа любимого, если бы не было Господа? Но церковь вызывает у меня сложные чувства. Вот, например, иду писать записку об упокоении души, а мне говорят: «Вы должны принести бутылку масла и т. д.» Кому и что я должна? Покажите мне это в догматах! Нигде же такого нет.

У вас есть братья и отец. Что они вам сказали, узнав, что вы ушли из монастыря?

Папа меня принял очень сухо, сказал, что я опозорила семью.

Вы спрашивали его, почему вас отдали в монастырь, а ваших братьев нет?

Да, вот именно! Мой старший брат говорил мне, что я должна была остаться в монастыре: «Нам старец сказал, что ты нас всех спасешь и введешь в рай». Я ему ответила: «У тебя ведь есть жена, трое детей. Так почему же я?» Одним словом, отношений мы не поддерживаем.

С монахинями, которым тоже удалось уйти, общаетесь?

Какое-то время общалась с несколькими девушками. Но они находились в таком подавленном состоянии. Одна не могла себя в жизни найти, другая в Бога перестала верить… Мне с ними стало очень тяжело. Я пыталась им объяснить, что жизнь прекрасна и нужно двигаться дальше, но они меня не слышали. Невозможно помочь человеку, который сам этой помощи не хочет. Ради своего психического здоровья я перестала общаться.

Почему вы не молчите и сегодня рассказываете мне свою историю?

Я долго переживала этот опыт. Носила все в себе. Какое-то время я вообще не могла ничего говорить о том, что со мной случилось. Только плакала. Сейчас я хочу, чтобы мою историю узнали. Мне есть что рассказать, хоть вспоминать все становится труднее.

Беседовала Таня Касьян. Иллюстрации Алины Борисовой

Читайте также: О чем молчат люди, побывавшие в тюремном заключении

Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись наш Telegram!

В буддизме впервые в истории религии появляется монашеская организация. За своим укладом буддийская сангха копирует древнеиндийской сельскую общину. Монашеская община берет свое начало в объединениях странствующих их проповедников, на период дождей собирались пробыть непогоды в сухом месте, предаваясь общим медитациям и благочестивым соображенияям.

Во. Сангхи понимают совокупность людей на определенной территории, которые оставили мир ради духовного самосовершенствования, — как монахов, живущих в монастыре, так и монахов путешествующих, а также лесных аскетов. При отсутствии централизованной религиозной организации сангха выполняет двойную функцию. Во-первых, она сохраняет, поддерживает и распространяет (и словом, и делом). Дхарму, то есть именно буддийское учение, во-вторых предоставляет условия для нравственного совершенствования и соответственно для спасения каждого отдельного человекни.

Тот, кто вступал в монашескую общину, отказывался от семьи и собственности, от соблюдения учреждений касты, к которой он принадлежал, принимал обет целомудрия. Он также менял свой внешний вид: брил голову и надевал желтую одежду, что символизировало бедность и смирение, отказ от всего мирского, потому что желтый цвет традиционно считался принадлежностью низшей касты вайнгив. К общины принимали бил ьшистю присутствующих. Дорога к ней была открыта для всех желающих. Из сангхи могли выгнать за такие грехи: убийство, прелюбодеяние, воровство и ложные претензии на святость и достижения истинного зн. Ання. Другие грехи подлежали искупленийокуті.

Члены общины, условно говоря, делились на три категории:

1 мальчик, получавших начальное образование, приучались к дисциплине и иногда спасались таким образом от голодной смерти

2. Послушники, которые должны были изучить под руководством наставника основные положения учения и уставных требований, доказать делом свою готовность стать монахом. Именно они выполняли в монастыре всю основную хозяйственную роботту.

3. Полноправные члены общины, которыми послушники могли стать только после достижения 20-летнего возраста. Пожилые мужчины, как правило, становятся монахами временно — ради публичного очистки от груза. Накопи ленных за свою жизнь грехов, чем иногда спекулируют высокопоставленные политики стран. Южной и. Юго-Восточной. Азиії.

Подавляющее большинство буддийских монахов-мужчины. Однако есть и женщины-монахини. Но даже в. Бирме, где функционируют единственные в своем роде женские монастыри, на 25 тыс. женщин-монахинь выпадает в 11 раз больше лоб. Овик-монахов! эн предубеждение, что сама женщина является трудно преодолимой преградой на пути к. Просветлению. В этой связи часто приводится разговор. Будды с любимым учеником. Ананда по отношению држинок. На вопрос. Ананды как буддийские монахи должны вести себя в присутствии женщин,. Будда ответил:»Да, как будто вы их не видите»Что имел в виду. Будда, становится ясно из следующей притчи о двух монахиченців.

Тандзан и. Екидо шли как-то грязной дороге. Была ливень. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через выбоину

«Идем, девушка», — сказал. Тандзан сразу. Он взял ее на руки и перенес через грязь

Екидо ничего не сказал и молчал, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал:»Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они не без зпечни. Зачем ты сделал это?е?»

«Я оставил девушку там, — сказал. Тандзан, — а ты все еще тянешь ее!» * 41.

* 41:. Репс. П 101. Дзэнская история / /. Буддизм. Четыре благородные истины-М-Х, 2001 — с 256

Пожитки тайского монаха:

1-это кусок ткани носится на бедрах;

2 — этот через левое плечо;

3-это покрывает голову во время церемоний или в дороге;

4 — чаша для подаяний;

5-иголка с ниткой, точильный камень, ситечко для процеживания воды;

6 — крышка чаши для подаяний, что служит тарелкой;

7-пояс

Кроме пяти заповедей для мирян, буддийские монахи подчиняются особым пяти заповедям и 253 правилам поведения (из них 227 — запрета). Эти монашеские заповеди следующие:

1) воздерживаться от мирских развлечений (танцев, пения и музыки);

2) не пользоваться предметами роскоши (единственное имущество буддийского монаха — чаша (горшок) для сбора милостыни и просто необходимые в быту три части одежды, пояс, бритва, игла и ситечко для воды);

3) не спать на удобных и высоких кроватях;

4) питаться только за счет милостыни;

5) не принимать пищу во внеурочное время

Большое количество запретов и предписаний, регламентирующих жизнь буддийского монаха, на самом деле направляет его к одной цели — культивирование равновесных состояний психики и полного сознательного и волевого контр роль над не.

Первая попытка создать стационарные монастыри и единую церковную организацию была сделана в III в до не. Однако действующие монастыри появились впервые только на рубеже двух эр. В наши дни монастыре есть в ба агатьох селах. В городах их обычно несколько. Именно монастыри становятся центрами проведения религиозных церемоний на большие праздники. Обеспечение общества по сложившейся традиции идет из нескольких источников дохода. Основ не с них-поддержка населения, что выражается в ежедневных милостыню и в одноразовых вкладам. Подсчитано, например, что в странах южного буддизма одного монаха содержат 100-200 семей, которые тратят на это 5 — и 0% годового семейного бюджета. Другие источники дохода-государственные субсидии и доходы от имущества общины-сангхи, прежде землеред землі.

Фрагмент плана буддийского монастыря (Махавихара, в. Шри-Ланка):

1 — вход на территорию монастыря;

2 — дорога;

3-дхаммасала (зал собраний);

4-малихрамы;

5-водоем;

6 — дома для омовений

Распорядок дня в монастыре такой. Подъем не позже 5 часов утра, на восходе солнца. Затем монахи отправляются за подаяния, чтобы обеспечить себя пищей на целый день. К полудню, наступления самого знойного ч времени дня, надо успеть вернуться в монастырь, подкрепить свою плоть — обычно порцией риса, редко с добавлением рыбы или мяса. Запрещается есть мясо собаки, змеи, тигра, медведя, гиены и, зрозу. Мило, человека. Вторая половина дня проходит в благочестивых мыслях и молитвах, медитации, изучении священных текстов. В это время нельзя употреблять пищу, разрешается только чай. Такой умеренный образ жиз я и питания обеспечивает легкость в теле и спаивай в мыслях, то есть создает необходимые условия для высших религиозных практик, тем более, что монахам не нужно заниматься изнурительной физическим трудом. Наряду с послушниками все основные хозяйственные работы в монастыре издавна выполняла целый ряд различных категорий работников-от подаренных монастырю рабов к свободным мастеров, нанятых обществом-Сангха-сангхою.

Между монашеством христианским и монашеством буддийским существует достаточно много существенных различий

Во-первых, для буддийских монахов их статус не такой неизменный: в монастыре можно провести несколько лет, изучая священные тексты, а затем снова вернуться в мир (минимальный срок монашеской жизни тя-месяц), что вполне соответствует духу срединного пути. По социологическим данным, в некоторых странах институт временного монашества проходят 20-30% взрослого мужского населения страны. А в. Бутане пойти римка буддийских монашеских общин-очень заметна статья расходов государственный бюджетту.

Во-вторых, на. Западе. Церковь всегда претендовала на главную роль в политической жизни христианских государств. Согласно буддийских концепций сангха и государство является как двумя колесами колесницы, осью которых х является именно человеческое общество. Лишь после окончания цикла жизни этого общества на землю появится новый будке-спасатель, который станет также и правителем мира. Именно он привьет своим подданным основные принципы буддийского учения, после чего на земле воцарится»золотой векік».

С точки зрения конституционного права, буддизм признан государственной религией только в. Таиланде, хотя на государственном уровне культивируется во многих азиатских странах и вместе с тем конституции этих государств, навет во. Таиланда, закрепляют свободу вероисповедания и полную религиозную терпимостьь.

В-третьих, очень специфичны в буддизме отношения между монахами и мирянами. Главный принцип подобного рода отношений священные буддийские тексты формулируют так:»Чтобы не пожертвовал в этом мире в рок ку добродетельный как милостыню или приношение, все это не стоит и ломаного гроша. Уважение к ведущим праведную жизнь — лучше»(Дхаммапада, VIII, 108). Поэтому монах просит милостыню у верующих, а наоборот верующие обязаны подавать монаху, выполняя свой религиозный долг. При этом ответственность за соблюдение ритуальных отношений с монахами полностью возложена на верующих. Мирянин не хуже. Чэнду м ае знать правила»Вина», чтобы не поставить монаха в неловкое положение-пригласить его на свадьбу, совместную поездку, в кино или на какой-то спектакль, вести в присутствии монаха в общественном транспорте фриво ные разговоры этом учат в семье, школе, разъясняют в текстах, которые читаются верующим во время многочисленных религиозных церемонийемоній.

Тожхоча на. Востоке монашество более далекое от мирских дел, чем на. Западе, зато влияние монашества на повседневную жизнь людей в. Азии сейчас, как две тысячи лет назад, гораздо сильнее. В будние дни монас стир — это школа, единственное место в сельской местности, где можно научиться читать и писать. На праздники — это центр сбора крестьян для религиозных церемоний. Монах — главный советник по любым жизненным вопросам начиная от хозяйственных и чисто семейных и заканчивая выборами в органы власти. В общественных местах монахов традиционно приветствуют, поднимая сложенные ладони ко лбу или к груди. Те же, кто желает получи ать установку монаха, нередко простираются перед ним долл. долі.

Подобие централизованной церковной организации у буддистов существует только в. Тибете, где утвердился особый разновидность буддизма — ламаизм, и в. Таиланд и где, как уже говорилось, он провозглашен официальной ре елигиею. Сейчас в мире насчитывается не менее 1500000 монахов. Больше всего их по сравнению с общей численностью населения было когда-то в. Тибете — 25-3030%.

Буддийские праздники

Буддийские праздники не столь многочисленны, как в других религиях, поскольку три наиболее знаменательные события в жизни. Будды — рождение, просветление и погружение в нирвану — произошли в один майский день полного ми исяця

•. В феврале-марте по европейскому календарю празднуется открытия. Буддой основных принципов своего учения людям

•. В апреле-мае отмечается. Весак — главный праздник в буддизме, день рождения основателя. Этот праздник примечательно грандиозными карнавальными шествиями, суточными чтениями священных текстов, посвященных х жизни. И перерождением. Буддыи.

•. В июне-июле проходит праздник, знаменующий початоктры-месячного поста периода дождей. По преданию, в этот период. Будда поднялся в своем медитативном созерцании на седьмое небо и проповедовал там свое учение богам и своей матери, которая получила вследствие преждевременной кончины благоприятное перерождение. Поэтому считается, что монахи, которым запрещен этот день покидать стены монастыря, стремятся повторить духовный подвиг. Будды. Именно сезон дождей считается особенно благоприятным для принятия временных монашеских обетов. В эти дни монахи получают особенно много подарков, им также выдается одежда, которым они будут пользоваться в течение всего следующего года. Собственно говоря, ткань монашеская община подбирает предварительно, а затем за сутки из нее нужно сшить монашескую одежду. Готовое платье отдается мирянам чтобы они имели еще одну возможность сделать подношение монахам. Такая сложная церемония должна побудить монахов оказывать своим мирским последователям духовной пример, а их мирских последователей-демонструв ать свое милосердлосердя.

•. В октябре-ноябре окончания поста отмечается пышными процессиями вокруг пагод (буддийская мемориальная сооружение и хранилище реликвий) с чтением сутр, знаменующий успешное возвращение. Будды на. Землю. Во многих буддийских странах распространен обычай снимать статуи. Будды с пьедестала и возить их по улицам. Улицы, дома, монастыри, ступы, священные деревья илюминуються масляными лампами, свечами и ко льоровимы электрическими лампочками, символизирующие привнесенное в мир просветленияня.

Кроме того, праздничными считаются ежемесячные четыре фазы. Луны, не говоря уже о том, что все сколько-нибудь значительные события повседневной жизни людей сопровождаются обязательными религиозными церемониями

<< Часть 1 << Часть 2 << Часть 3 << Часть 4 << Часть 5 << Часть 6 << Часть 7 << Часть 8

О вступлении в монашество

Авва Дорофей и прп. Досифей

Хотя вступление в монашество – дело благое и богоугодное, но старцы и опытные духовники далеко не всех благословляли и советовали поступать в него. В житиях и в воспоминаниях о них очень часто встречаются случаи, когда старцы не благословляли идти в монашество, предвидя духовными очами будущие падения и катастрофы, которые могут быть с людьми слабыми и немощными. Таким они советовали смиренно жить в миру, чем, вступив в монашество, нарушать обеты и порочить нерадивым житием идеалы монашеской жизни.

Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…», а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связы­вайте себя обетами, которые ни Вам сей­час, ни другим не принесут предполагаемой пользы».

Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.

А некоторым, напротив, старцы советовали идти в монастырь, прозревая их монашеское предназначение. Так, митрополит Вениамин (Федченков) вспоминает о том, как он искал ответа на вопрос о поступлении в монашество и за разрешением такого трудного дела ездил к разным старцам. Один из них (о. Никита Валаамский) прямо сказал будущему владыке, что на его поступление в монашество есть воля Божия. Или вот еще случай из жизни преп. Симеона Псково-Печерского: «Жил я в дому своего отца в деревне Псковской губернии. В семилетнем возрасте я помню, как в дом отца моего приезжал, бывало, отец Корнилий, монах Крыпецкого монастыря. Иногда и ночевал у нас и ложился спать всегда со мною и, бывало, говорил мне: «Будешь ты монахом, будешь старец великий”». Но, надо отметить, что на такие откровения были способны единицы, те, которые были награждены от Бога даром прозорливости и врачевания душ людских. Кстати, и упоминаемый выше отец Корнилий Крыпецкий был одним из таких старцев. Он причислен к лику святых РПЦ в 2005 году.

Но все-таки перед вступлением в монашество необходимо хорошо себя проверить. Свт. Василий Великий советует проверять всех приходящих к монашеству: «Должно вводить их в приличные упражнения, долговременностью и трудными подвигами испытывая их суждение, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты».

Отец Иоанн (Крестьянкин) советует не спешить с поступлением в монастырь. Он рекомендует присмотреться к обители, пожить в ней, испытать себя, проверить твердость своего произволения: «Желание твое благое, но с осуществлением спешить не надо. Приезжай сначала в отпуск в монастырь и поживи в нем паломником, не нарушая ничего пока дома и на работе своей. Поживешь в монастыре и посмотришь на монашескую жизнь наяву, а не на книжную», – пишет он в одном письме. Или в другом письме: «Качественность твоего желания нетруд­но проверить. Возьми благословение у свя­щенника, которому исповедуешься, и у родителей своих и поезжай на Соловки в качестве трудника. Поработай, присмотрись к себе и к мо­настырскому укладу жизни».

Такое же мнение мы можем прочитать и в письмах преп. Макария Оптинского: «Родители твои с болезнию сердца пишут ко мне, что ты просила у них дозволения отпустить тебя в монастырь. Похвально твое чувство. Однако ж скоро не спеши, испытай своего сердца чувства, готово ли оно к призванию сему. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мф. 16: 24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем». Старцы знали по опыту, что далеко не все желающие смогут понести тяжелый крест монашеской жизни и советовали некоторым с монашеством повременить; и только тогда, когда видели непреклонное желание ищущего и узнавали волю Божию об этом человеке, то, уже не сомневаясь, благословляли на монашество.

Старец Паисий Святогорец рекомендует всем ищущим монашества завести дневник и записывать туда все впечатления от пребывания в разных монастырях, чтобы можно было выбрать лучший: монастырей много, и выбор их достаточно большой, и когда просмотришь записи, то станет видно, где более всего было хорошо, чтобы потом не смущаться, что не туда попал: «Начиная с Божией помощью монашескую жизнь и оставив свою земную родину, будь осторожен, чтобы случайно не увлечься первым же монастырем, который встретится на твоем пути, и сразу же не поступить в него. Прежде всего, узнай, какие монастыри более духовные, войди в общение с духовными старцами и посоветуйся. Затем отметь для себя две-три более духовные обители и поживи в них сначала просто как паломник, записывая свои впечатления от каждой из них. Потом выясни, какая из всех этих обителей имеет лучшие духовные условия, и уже после этого поступай в монастырь».

Ответственность перед вступлением в монашество подчеркивалась всеми святыми отцами и современными духовниками. Так, о. Иоанн говорил: «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки».

А старец Паисий Святогорец советовал: «Итак, когда придет благословенный час уходить из мира в монастырь, сначала проверь себя, цело ли твое сердце и принадлежит ли оно полностью тебе, или, может быть, кто-то взял частицу твоего сердца себе. Не дерзни, брат, уйти в монастырь, прежде чем не овладеешь своим сердцем полностью, потому что иначе потерпишь неудачу». Когда святые отцы говорят о «целости сердца», это значит, что они говорят о том, что, идя в монастырь нельзя двоедушничать. Нельзя ставить пред собой иные задачи, кроме покаяния и богоугождения, иначе в духовной жизни человека с раздвоенным сердцем будет полный провал. Ни похвала людская, ни какие-то выгоды, ни неудачи мирской жизни, ни алкоголизм, ни наркомания, ни другая какая страсть – ничто не должно делать монашество палочкой выручалочкой. «Неужели вы думаете, что в монастырь ее влечет черная ряса и ограда монастыря? Нет! Стало быть, есть что-то другое, влекущее ее к себе. Любовь Божия и глас Его, внутренно зовущий: «Возмите иго Мое на себе, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть!” (Мф. 11: 29–30)». Кроме любви к Богу и совершенной жизни в Боге иного стимула принимать монашество не должно быть. Святитель Феофан говорит: «Только, идя в монастырь, полагай с сердцем завет: всю душу свою единому Господу предать, все земные желания и надежды отбросивши».

Ошибается тот, кто ищет в монашестве успокоения. Об этом часто предупреждали старцы неразумных искателей иноческого образа: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преп. отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. А потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными». Амвросий Оптинский часто приговаривал: «Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз»; а его духовный учитель преп. Макарий Оптинский вот как говорил по этому вопросу: «Когда же угодно Господу кого позвать к монашеской жизни и устоять там, то там откроются и брани гораздо более, нежели в мире пребывающим».

Что такое призвание Божие? Святитель Феофан разрешает этот вопрос таким образом: «Если, несмотря на предложения и подходящего жениха, желание не вязать себя замужеством остается в силе преобладающей, то ей надо поступить по указанию апостола и сотворить лучшее сие. Ее желание явный имеет признак призвания Божия». Постоянное и преобладающее над другими желание совершенной жизни во Христе, когда в течение долгого времени свободный и независимый человек добровольно и сознательно влечется к такой жизни, когда ему не мило в жизни сей ничего, кроме пребывания со Христом, – это явный признак Божиего призывания. Вот что говорит по этому поводу преп. Макарий Оптинский: «Стремление твое к оставлению мира и вступлению в обитель иноков, конечно, есть призвание Божие, тем паче что оное постоянно в тебе возрастает». А о. Иоанн (Крестьянкин) добавляет, что желание монашества настолько сильно в человеке, что «при желании монашества помысл о женитьбе не возникает».

Монашество есть и должно рассматриваться как особое церковное призвание. И как особое Божие призвание оно реализуется на протяжении длительного времени – начинается с первой мысли о монастыре и заканчивается последним вздохом подвижника в этой жизни. И момент, когда воля Божия проявляется со всей очевидностью, например в момент пострига и произнесения обетов безбрачной жизни, есть не начало пути, а завершение некоего этапа, в котором призванный к иночеству осознает призвание Божие как свое собственное решение, требующее непременного исполнения.

Если же человек колеблется, что ему избрать, и не знает, как определиться, по какому пути ему пойти, то такому необходимо много молиться и искать воли Божией через святых людей и духовников, прося их молитв. Кроме того, есть испытанное средство – многолетний монастырский искус. Только убедившись путем долгого пребывания в монастыре, что решение о монашестве не случайно, не ослабевает от времени и является глубоко осознанной необходимостью, тогда можно просить пострига. Но все равно выбор монашеского пути зависит от самого человека.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Загляни в себя!.. (Есть ли в самом тебе монашеское устроение? Или только мечты о монашестве и никаких дел.) Возраст твой таков, что уже пора делать выбор жизненной стези. Но делать это должна ты сама – продуманно и ответственно, да еще с учетом возможностей своих». Однако опрометью бросаться в монашество никак нельзя, думая: «А! будь, что будет!». Из безрассудного поступка ничего не выйдет. «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки». И еще в другом месте о. Иоанн (Крестьянкин) предупреждает, что для монашества надобно созреть: «Повзрослеешь и сама сознатель­но сделаешь выбор и пойдешь на посиль­ный подвиг, а спасаются и в миру, и в монастыре, но и погибель не дремлет и там и тут».

Кроме того, обязательным условием и святитель Феофан Затворник, и о. Иоанн (Крестьянкин) считают при выборе жизненного пути родительское благословение: «На монашескую и на семейную жизнь благословение родительское надо иметь. Поэтому молись о своих близких, чтобы Господь умудрил их». И еще: «Родительское благословение созидает дома детей. Таков дар дан родителям от Бога. А потому ни замуж, ни в монастырь идти без благословения мамы Вам нельзя. Но прежде чем брать благословение у нее, надо все хорошо продумать». А святитель Феофан говорит так: «Родительское благословение надо вымолить, чтобы оно сопутствовало тебе».

Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество, обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе. Но некоторые не понимают этого и ищут монашества из других побуждений. «Иногда случается, что некоторые… принимают мантию, даже и добиваются оной из тщеславия и честолюбия, а мантия есть образ смирения, и если без сего последнего ее носим, то она бывает уже не полезным бременем и не благим игом, но сопротивным». И далее преп. Макарий поясняет: «Одно принятие образа (монашеского) нимало не поможет без дел, приличных оному: самоотвержения, смирения, терпения, любви и прочее. Не одни только правила от нас требуются, а исправление жизни». Посему всякий вступающий в монашество должен помнить: «Желаешь монашества? Оно состоит не в одежде, но в смирении, терпении, любви и прочее. Имей его в сердце твоем, никто от тебя его не отнимет; а будет воля Божия, и оное внешнее получишь».

Учение о внутреннем монашестве можно встретить у многих отцов и подвижников благочестия, которые придавали ему огромное значение, гораздо большее, чем внешнее монашество. Одно лишь внешнее монашество святыми отцами осуждается и обличается. Монах без внутреннего наполнения монашеского духа есть лишь «черная головешка», как говорил преп. Серафим Саровский.

Об оставлении монашества

В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». А в другом письме к некоему о. Максиму указывает: «Монах, и тем более иеромонах, жениться не может. И кем она становится с тобой? Блудни­цей, жертвой ада. Ты же по канонам, если не прекратишь своих беззаконных отношений и не успе­ешь покаяться в этих своих деяниях и ум­решь, то вменяешься в самоубийцу и ли­шаешься православного погребения». И это далеко не единичное мнение о. Иоанна, потому что оно находит подтверждение в Предании.

В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие. Вот мнения древних отцов Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков. И добавляет, что если по закону мирского супружества жена не властна своим телом, но муж, и наоборот, то тем более монах уже не властен своим телом, но Бог.

Святитель Василий Великий в отношении монашества приводит такую аналогию. Он говорит, что монах должен соблюдать себя для Бога как священное приношение: «Посему, не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваться брачному союзу. Но кто произнес уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпало суду за святотатство».

Святитель Великий Василий в отношении монашеских обетов рассуждает таким образом. Если человек не произнес еще публичных обетов пред Богом и людьми, то он волен поступать как хочет: или заводить семью, или жить свободным. Вины никакой здесь нет, так как он публично не посвящал себя Богу. Но если человек добровольно произносит обеты и обрекает себя (свое тело и душу) на служение Богу, тут уже возникает ответственность. И не просто уголовная, когда нарушают законы и обязательства общественной жизни, и не просто пред государством, когда попирают его законы, а ответственность более высокая, потому что Бог занимает высшее место.

Святитель Василий приравнивает оставление монашества греху, который сделали Анания и Сапфира: «Будем внимать себе, чтобы, поступая в чем-нибудь недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананиею». В самом деле, что же такого сделал Анания и Сапфира, что Господь их так покарал публично и беспощадно? «Анании в начале можно было бы не обещать имения своего Богу. Но поелику, имея в виду славу человеческую, в обете посвятил уже свое имение Богу, чтобы удивить людей щедростию, а цену утаил, то возбудил на себя такой гнев Господень (служителем же его был Петр), что не обрел даже двери покаяния».

Святитель Василий называет оставивших монашество святотатцами, так как они украли то, что им уже не принадлежит: «Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение».

К сожалению, падения в среде монашествующих встречались всегда, и в этом нет ничего удивительного, ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств и князей мира сего – духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). Преподобный Макарий Великий объясняет, почему даже у великих подвижников бывали сокрушительные падения. Искоренить в себе грех есть непосильная задача для человека, утверждает преподобный, потому что если бы это дано было человеку здесь на земле, то не нужно было бы приходить Сыну Божию. Ибо спасает человека не собственное его дело, но только Бог, который может даровать силу.

Чаще всего бывает так, что человек долго подвизался и даже вкусил обильно благодати, но сердце такого человека остается нечисто, а он этого не замечает или не верит сему, потому что не видит и не чувствует глубину коренящихся внутри себя страстей. Поэтому начинает доверять себе как очищенному и совершенному. «Потому и падали падавшие, ибо они не верили, что с благодатью пребывает в них дым греха». Святой Макарий говорит о тех подвижниках, которые при сильном действии благодати уже начинали думать, что более не подвержены похоти. Вот тут-то и подвергались они сильнейшим нападениям, которых они не ожидали, и в мгновение ока из состояния бесстрастия оказывались на краю погибели. И если бы не милость Божия, то никто бы из них не остался в живых. Незаметно враг начинал всевать помыслы гордыни в сердца подвижников, чтобы, поверив им, лишились они покрова Божия.

Хитрость врага такова, что он на длительное время может отойти от человека, чтобы усыпить его бдительность, но уходит враг не навсегда, а отступает на время, выжидает случая, чтобы напасть и погубить подвижника. Бывали случаи среди монахов, повествует преподобный Макарий, что после многих подвигов и трудов они в продолжение многих лет удостаивались вкусить бесстрастия, но злобный враг внезапно делал такие сильнейшие нападения на них, что приводил последних в ужас. «Посему никто из благоразумных людей не смеет сказать: так как благодать со мною, то я уже свободен от греха. Ибо в одном и том же уме действуют два духа, то есть благодать и похоть». И преподобный Макарий Великий предупреждает: «Человек должен содействовать благодати, иначе она останется бесплодною в нем или совсем удалиться».

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста начинается с послания к монаху Феодору, который впал в плотской грех и после сего пришел в отчаяние. Тогда святитель Иоанн пишет ему послание, где увещевает его не отчаиваться, а найти в себе силы восстать и заново начать подвизаться, чтобы разрушить силу диавола. Святитель внушает ему прибегнуть к милосердию Божию, не сомневаясь, что Бог может простить этот грех; напротив, уверяет святой, Бог ждет покаяния от человека и исправления его жизни.

Феодор, к которому относятся предлагаемые увещания, написанные около 369 года по Р.Х., был сверстником и другом святителя Иоанна Златоуста и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для удовольствий мира сего. Святитель Иоанн не жалеет для дела спасения ближнего ни времени, ни усилий. Он в своих увещаниях призывает его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора так, что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуэтского. С помощью Божией святитель Иоанн Златоуст достигает желаемого – спасает душу грешника от вечной погибели.

Это послание можно адресовать всякому монаху, потерпевшему крушение. Описанный святителем случай можно назвать классическим примером падений иночествующих, они случаются и в наше время. Поэтому увещания Иоанна Златоуста адресованы ко всем падшим монахам, и их стоит конспективно здесь привести.

Бог сильнее диавола и силен восстановить падшего, лишь бы тот этого сам восхотел.

В отчаяние ввергает не множество грехов, а нечестие души пред Богом.

Диавол отчаянием и беспечностью накладывает на душу оковы, но душа мужественная и доблественная разбивает эти оковы диавольские и воспаряет к Богу надеждою.

Надежда на Бога – вот священный якорь, спущенный для нас с Неба. За него будем держаться и не унывать и мало-помалу восходить к Богу.

Надежда на Бога – легкое бремя Христово, а отчаяние – тяжелый жернов осельский на шее того, кто поверил неприятелю, которым тот увлекает всех на дно адово.

Смерть душевная вызывает большее сожаление, чем смерть телесная, так как слезами невозможно воскресить тела, сколько бы их ни пролили, но душу возродить всегда возможно, только не будем отчаиваться, не будем отказываться от возвращения на путь покаяния и исправления.

Лукавый всевает помысл отчаяния для того, чтобы падшие не хотели бы уже сопротивляться ему, то есть чтобы сдались и отказались от борьбы с ним, а следовательно, не могли бы низринуть его.

Гнев Божий бесстрастен и делает все по человеколюбию и для исправления, а не со злобой и мщением.

Бог никогда не отвергает истинного раскаяния. Пример Ахава: за одно умиление и сокрушение на одре он был помилован Богом: «Сего ради не наведу зла во днех его за то, что он плакал пред лицом Моим» (3 Пар. 21: 29). Затем указывает на пример нечестивого царя Манассии, который также покаялся пред Богом и был прощен.

Покаяние ценится не по продолжительности времени, а по душевному расположению. Пример тому – Ниневия и благоразумный разбойник.

Тяжко не само падение, а то состояние, чтобы падши лежать и не вставать. И если так настроим свою совесть на покаяние, что возненавидим прежде порочную свою жизнь и изберем противоположный путь с такою силой, какой хочет Господь, то от времени ничего не потеряем.

Помыслы отчаяния прикрывают слабость воли кающегося.

Имея такие примеры, как покаяние блудного сына, не станем коснеть в пороках и откладывать обращение, но скажем и мы: «Иду ко Отцу моему», – и приблизимся к Богу.

Господь создал нас быть участниками вечных благ, а геенна огненная приготовлена не для грешников, а для диавола и ангелов его.

Святитель рассказывает Феодору об известном ему монахе Фениксе, сыне некоего Урвана, который в юности избрал подвижническое житие, но потом пал и вернулся к жизни в миру со всеми его пороками и страстями. И как молитвами и стараниями святых подвижников-монахов он покаялся и стал еще более ревностным иноком. Далее приводит пример Иоанна Богослова, как тот возвратил к покаянию своего ученика, ставшего разбойником. И пример апостола Павла, принявшего Онисима в свои объятия через покаяние.

Корнем и матерью отчаяния святитель Иоанн Златоуст называет беспечность: «Кто не предается беспечности, тот не впадает в отчаяние». И в конце увещевает Феодора: «Обо всем этом размыслив, стряхни с себя пыль, встань с земли, и ты будешь страшен противнику. Он поверг тебя, думая, что ты уже не встанешь, а когда увидит тебя с поднятыми на него руками, то, пораженный неожиданностью, потеряет охоту опять бороться с тобой, а ты сам будешь впредь безопаснее от получения подобной раны. Только не отчаивайся, не падай духом, это я не перестану повторять тебе при всякой беседе, где бы тебя ни увидел и через других».

Беседа с архимандритом Адрианом (Кирсановым) о монашестве

В удобное для батюшки время я пришел к о. Адриану и задал ему несколько вопросов, касающихся монашеской жизни.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько вы человек сами постригли?

– Я постриг 30 человек, в большинстве своем это были женщины за 40 лет, которые хотели принять постриг и вступить в монашество, но поскольку раньше монастырей было очень мало, то постригать приходилось мне, а жить они оставались в миру. Но я оставался их духовником.

– А как осуществлялся такой постриг?

– Конечно, сначала они обращались в письменной форме к правящему архиерею с прошением, где указывали обстоятельства своей жизни и почему хотят вступить в монашество, и упоминали, кто является их духовником, потому что требовалось согласие духовника. Иногда ко мне присылали этих женщин с просьбой постричь. Так, даже Святейший Патриарх Пимен, помнится, ко мне прислал трех женщин для пострига. Потом они уехали. А многие оставались жить при Псково-Печерском монастыре, и здесь осуществлялось их духовное руководство. Последней из тех, кого я постриг, была монахиня Наталия.

– Кто-нибудь из этих монахинь возвращался затем в мир?

– Нет, таких случаев ни разу не было.

– А из ваших духовных чад – монахов кто-нибудь уходил в мир?

– Да такой был один иеромонах N: он ушел и женился. А монаха D выгнали за плохое поведение, но он не женился. Ныне он уже убиенный… Да еще раньше ушел монах Р., но он почему-то не пишет и не приезжает; говорят, что его где-то рукоположили и он теперь служит где-то на приходе. Были, конечно, и другие случаи, но не с моими духовными детьми.

– Батюшка, что бы вы хотели сказать тем монахам, которые ушли в мир?

– Монаху нельзя жить в миру, потому что там правит балом князь мира сего – диавол, который хочет всеми силами погубить монаха. Такому монаху обязательно надо возвращаться в монастырь для покаяния, тогда он может еще спастись; если же он останется в миру, да еще будет и женатым, то может погибнуть. Потому что монах, ушедший в мир, называется самоубийцей и приравнивается к самоубийце. Такому не будет уже оправдания. И поэтому над ним даже не совершается отпевание.

– Что бы вы сказали тем, кто только вступает на эту трудную стезю – монашество?

– Как мне ответил в письме архимандрит Софроний (Сахаров), когда я его спрашивал об уходе из монастыря. Он мне сказал вот что: «Нет, дорогой отец Адриан, с креста не сходят, с креста снимают, поэтому терпи до конца».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *