В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.
Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?
На эти вопросы и не только отвечает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Содержание
Зачем нужны мощи?
Мощи – это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, – благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.
Церковь непреклонно утверждает – Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей – человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.
Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, – четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, – всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение – литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо – в мощах в алтаре на святом престоле
Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи – это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением – за такого человека начинают усиленно молиться.
Для чего мощи разделяют на частицы?
Феномен разделения мощей состоит в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, на что и указывает Седьмой Вселенский Собор «…И это чрез Христа, Который в них обитает..». Эта сила неделима.
Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Когда началась традиция разделения мощей?
Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».
Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.
Существует ли порядок перенесения мощей?
Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.
Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?
Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая
Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).
Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?
Существуют. Один из них – радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью – так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа – около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология – совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа – семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.
Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.
Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.
Проводят ли сами христиане исследования мощей?
Фото Романа Яровицына
Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.
Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.
Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.
МОЩИ СВЯТЫЕ — тела или части тел святых (часто нетленные), почитаемые в православной Церкви, Римско-католической и других христианских церквах, имеющих апостольское преемство.
Догматической основой почитания мощей является учение Церкви о Боговоплощении и телесном воскресении Иисуса Христа (см. Воскресение Христово). В прямой связи с этим христианская антропология рассматривает человека как духовно-телесную целостность, называя человеческое тело храмом Святого Духа, созданным, как и душа, для вечной жизни. Фактом церковного Предания является убеждение и религиозный опыт, что тела святых пронизаны Божественной благодатью, к которой приобщаются верующие через почитание святых мощей.
В этом принципиальное расхождение церковной христианской антропологии с религиозными и философскими доктринами, рассматривающими тело как своего рода темницу души, характерными для индуизма, буддизма, манихейства, гностицизма, а также для многих средневековых ересей (вальденсов, альбигойцев, богомилов и др.), в определённой степени повлиявшими и на богословие Реформации, которое отвергло догмат о почитании святых и их мощей.
Первоначально Церковь почитала по преимуществу или даже исключительно мощи казнённых за Христа мучеников. Их останки христиане стремились получить, относились к ним с особым благоговением. Места погребения мучеников становились святынями, на них совершались богослужения. Чтимыми мощи признавались не только совершенно нетленные тела, но и останки, отчасти подвергшиеся тлению: кости, частицы костей и даже прах (в случае кремации).
Одно из наиболее ранних свидетельств почитания мощей святых содержится в описании мученичества. Поликарпа Смирнского (II век). Свт. Григорий Чудотворец (III век) установил праздники в честь мучеников и поместил их мощи в храмах своей епархии. Епископ Римский Феликс в 269 постановил совершать литургию только на мощах мучеников. Подобная практика вводилась в это же время и в других церквах.
При сооружении храма мощи полагались обычно под алтарём. В связи с потребностью Церкви в мощах святых в IV веке в восточных церквах возникла практика перенесения мощей, отделения от них частиц, которые помещались не только под алтарями (престолами), но также в антиминсы (эта традиция сохранилась в православных церквах). Приблизительно с конца I-го тысячелетия, кроме мощей мучеников, стали почитаться мощи святых иных ликов.
VII Вселенский собор (787) поставил почитание мощей наравне с почитанием икон и креста; 7-е правило собора предписывало поместить мощи в храмы, ранее освящённые без их полагания; епископам, которые впредь будут освящать храмы без мощей, грозило извержение из сана. Частицы мощей помещаются также в запрестольных, напрестольных и наперсных крестах (энколпиях), в панагиях, в особых ковчегах (реликвариях). Мощи, представляющие собой целые тела святых или их значительные части, полагаются в раках.
В I-м тысячелетии христианские святыни, в том числе и мощи святых, в силу исторических обстоятельств были сосредоточены главным образом на христианском Востоке, а на Западе — в основном в Италии. В Средневековье (с VIII-IX века) в Западной церкви также распространилась практика разделения и перенесения мощей, особенно в эпоху крестовых походов, в том числе после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году.
В результате большое число мощей святых было перемещено в храмы и монастыри Франции, Германии и других западно-европейских стран. При этом не всегда сохранялась их аутентичность: в различных городах оказывались мощи, почитаемые как одинаковые части тел одних и тех же святых. Часто мощи не передавались в качестве дара, а захватывались силой или продавались. При этом цена их назначалась исключительно высокой (например, золотом по весовому эквиваленту).
Злоупотребления, связанные с католической практикой торговли мощами, явились одним из поводов для европейской Реформации. Начиная с эпохи Просвещения критика почитания мощей стала важной составляющей европейской антиклерикальной публицистики. Вскрытие и уничтожение большого числа почитаемых мощей произошло в ходе Французской революции XVIII века.
На Русь частицы мощей древних святых привозились из Византии начиная со времени Крещения Руси, особенно после падения Константинополя в 1453 году. Не меньшим почитанием пользовались и мощи русских святых, в частности нетленные останки преподобных отцов Киево-Печерской лавры.
Как в православии, так и в католицизме обретение мощей является важным обстоятельством при принятии решения о канонизации святых. На Руси, преимущественно в связи с тем, что в пещерах Киево-Печерской лавры находятся нетленные мощи множества насельников этого монастыря, сложилось представление, что нетление мощей является непременным условием канонизации. Так, при обсуждении в начале XX века возможности прославления преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде вызвало смущение состояние его мощей, которые не сохранились в совершенном нетлении.
Этот случай помог выяснить подлинное учение древней Церкви, которая не видела в нетлении мощей непременного условия для почитания подвижников в лике святых. Этот вывод имел большое значение в дальнейшем, при решении в РПЦ вопроса о канонизации угодников, мощи которых либо оставались в безвестном месте, либо не сохранились в совершенном нетлении. В XX-XXI веках канонизация святых в РПЦ, в особенности новомучеников и исповедников Российских (см. в статье Новомученики), останки которых, как правило, пребывают в безвестных могилах, совершается часто без обретения нетленных мощей. Аналогичным образом обстоит дело с канонизацией святых в поместных православных церквах и в Римско-католической церкви.
Широко распространённое представление о совершенном нетлении мощей святых было использовано в СССР для дискредитации Церкви при проведении после Октябрьской революции 1917 года по инициативе советских властей кампаний вскрытия мощей, когда обнаруживалось, что в ряде случаев в раках находились лишь части мощей почитаемых святых.