Мудрыя змеи

С голубями лично у меня никогда не было проблем при восприятии этой евангельской фразы. А вот со «змиями» несколько сложнее. Даже весьма сложно. Голубка являет как бы воплощение кротости, чистоты, незлобия. В конце концов, Святой Дух явился именно в виде голубки. Но причем тут мудрость змеи? И нет ли тут намека на того самого библейского змея, хитрее всех других созданий?..
Однако, читаю сейчас воспоминания об о. Александре Мене моего нового хорошего друга, поэта и литературоведа Григория Зобина, живущего по соседству со мной в Сокольниках (мы периодически встречаемся вместе и гуляем по парку). Он мне давал уже свои воспоминания об о. Александре, и вот надо же, сейчас только о них мне напомнил frengs в связи с этой самой евангельской фразой!
И вот как прот. Александр комментирует этот стих в воспоминаниях Григория Зобина:

Однажды мы решили пригласить батюшку на встречу с нашей группой. Собрались в Семхозе на даче Александра Ивановича. Мама в этот раз тоже поехала с нами. На дворе был июль 1985 года. Надежды в наших разговорах мешались с настороженностью, восторги со скепсисом, радость с горечью. Общим было одно чувство — безвременье кончается, мы входим в историю, для нас наступают новые времена и неизвестные до сей поры испытания. Мы разговаривали, а рядом с нами играли дети…
Батюшка пришел часа в три дня. Помолившись, мы сели за стол. К этому дню нами были заготовлены несколько вопросов. Часть из них касалась Писания и Предания, а часть — наших повседневных дел. Но для отца и то, и другое было одинаково важно. Все вопросы он раскрывал с потрясающей глубиной. Помню, сначала мы его спросили, когда сложился в Церкви статус священства и какова разница между раннехристианским пресвитером и нынешним священником. «О функциях пресвитера катакомбной церкви сегодня известно немногое, — ответил батюшка. — Иногда «пресвитером” могли называть и епископа. А статус священства сложился приблизительно в IV веке. Связано его появление с необходимостью профессионализма. Ведь в работе священника, как и в любом другом деле, нужно, чтобы основное время было отдано ей. Пастырством невозможно заниматься «по совместительству”. Но в средние века возник другой перекос — «патернализм”. Представьте себе моих средневековых коллег. Блестяще образованная латинская элита, но замкнутая в себе. А рядом с ними — множество вилланов и горожан, которые ничего не смыслят в том, что совершается в церкви. Это и стало причиной Реформации. Ведь если бы Лютер увидел Католическую Церковь наших дней, вряд ли бы ему захотелось что-либо в ней менять. Профессионализм священства — лишь половина дела. Он должен дополняться грамотностью и активностью мирян».
Другой вопрос был о том, почему голубь стал символом Святого Духа. «Прежде всего, когда речь идет о словах Христа — «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби,” — сказал отец Александр, — не нужно понимать их буквально. Как вы знаете, в обыденной жизни голубь — далеко не воплощение кротости и мира. Между собой эти птицы дерутся так, что порой забивают друг друга на смерть. Ну, разве что «голубь мира” Пикассо. Но он какой-то уж такой хилый и жалкий, что ему, кроме мира, и в самом деле, кажется, ничего другого не надо. Лишь бы не обидели… То же самое можно сказать и о «мудрости” змей. Более глупых и ленивых тварей трудно найти. Однажды в зоопарке удава кормили живыми мышами, так для того, чтобы он проглотил мышку, ее нужно было чуть ли не в пасть ему засунуть. А если она была чуть-чуть сбоку, удав уже не догадывался повернуть голову»…

«Неужели настолько глупы?» — спросил кто-то из наших. «Да, змеи одни из самых глупых животных, — ответил батюшка, — на лестнице эволюции по разуму нам ближе всего человекообразные обезьяны, собаки, дельфины… И как ни странно, одно из первых мест тут занимает свинья»…
Почему же тогда «мудры, как змеи, и просты, как голуби?» «Дело в том, что здесь имеется в виду не обычная змея, а змей из вавилонской мифологии — «нахаш”. Змей и голубь в древневосточных мифах были эротическими символами. В Ветхом Завете эти символы подверглись переосмыслению. И изображение Святого Духа в виде голубя связано с голубем Ноя — символом спасения, благой вести».

«Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16)

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Сухарев, 32 года, регент:

— Используйте свою мудрость, живите просто, не заморачиваясь и не накручивая себя.

Александр Вознесенский, 36 лет, фотограф:

— Змий в древности был символом мудрости. Но знания надмевают человека. Люди, считающие себя учеными, часто ставят себя выше простых трудяг, забывая, что Господь, будучи всеведущим, жил на Земле жизнью простого человека, чем и нам указал пример. Мудрость и знания в человеке должны сочетаться с простотой и скромностью — тогда от них действительно будет польза для души.
Если будут знания, но не будет простоты — будет гордыня и тщеславие, а это плохо. Будет простота, но человек будет отворачиваться от познания мира и от познания Бога — это тоже не очень хорошо. И только соединяя одно и другое человек познает Бога (к чему призван каждый христианин), не надмеваясь, но помня, что нет у него ничего такого, чего бы ему не дал Бог.
Таким образом, восходим от мудрости к мудрости и растем духовно.
Стараемся, во всяком случае.

Григорий Сухарев, 26 лет, археолог:

— Не показывая свою мудрость, быть простым.

Алла Тихонова, 49 лет, продавец книг:

— Будьте мудры, но пусть Ваша мудрость не несет никому беды, а будет на радость и на пользу.

Юлия Пошедина-Сухарева, 28 лет, мама:

— Будь требовательным к себе, к другим снисходительным. Больше слушай, меньше говори.

Толкование Церкви

Блаж. Феофилакт Болгарский:
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.

Прп. Максим Исповедник:
Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла обидчикам и притеснителям.

***
Скажу как я понимаю в чём заключается мудрость змеи, и благодаря чему она удостоилась чести быть приведённой в пример для подражания христианам.
Итак, что же такого мудрого содержится в змее, что Иисус сказал «будьте мудры, как змии»?
Мудрость змеи содержится в её «походке», представляющей собой извилистую линию. Извилистая линия символизирует способность обходить препятствия. Не натыкаться на них, создавая тем самым задержку на пути продвижения к цели, а умело обходить, уворачиваться от столкновения.
Так, одним из примеров змеиной мудрости является умение думать на несколько ходов вперёд. Если задумываться над тем какую цепочку последствий породит намеченное действие, то можно заблаговременно увидеть намечающиеся контуры проблем и придумать способ их избежать, подобрав хорошее решение.
На пути к любой цели обязательно, как правило, появляются препятствия. И если тыкаться головой в каждое, то шансов на успешное достижение цели останется очень мало. А если обдумывать как их обойти, то путь продвижения к цели образует ту самую извилистую линию, которой ползёт змея. Мудрость в том, чтобы предвидеть препятствия и успешно их обходить. Совсем необязательно переть напролом.

СИЛА ОБНОВЛЕНИЯ — УЖЕ В БЫТ. 1:1! Быт. 1:1 В начале сотворил Бог н…ебо и землю. Еврейский комментарий Один из самых известных вопросов, которые задают комментаторы, звучит так: почему святая Тора начинается со слова «Берешит», которое обычно переводится как «в начале»? Разве мы иначе бы не знали, когда Творец создал Вселенную? В Торе нет даже лишних букв, и уж точно не может быть никаких лишних слов! Так почему же Тора не начинает просто: «Б-г сотворил небо и землю»? И если кто-нибудь спросит вас: «Когда Б-г это сделал?», вы, безусловно, ответите, что это было в начале! … Бейт Яков, великий раввин из польского местечка Ижбицы, который жил около ста пятидесяти лет назад, дает следующий ответ. Бейт Яков говорит, что слово «Берешит», «в начале», написано не для того, чтобы сказать нам, когда Б-г создал Вселенную. Слово «Берешит» здесь означает, что Творец создал небо и землю, заложив в свое Творение силу обновления! Силу становиться «как в начале» вновь и вновь! (р. Шломо Карлибах https://toldot.ru/a…/articles_32372.html) See More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *