Намаз в коране

Значение

В Коране сказано: «Ваш Господь сказал: Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». В связи с этим в Сунне пророка Мухаммада есть много примеров того, как и в каких случаях желательно обращаться к Аллаху, чтобы заслужить его милость, благословение и защиту.

Обращаясь к Аллаху с мольбой, мусульманин может просить у него помощи в каком-то деле или о том, чтобы Он отвёл какую-то беду; также он может высказывать во время мольбы любовь к своему Создателю.

Индийский мусульманин читает дуа

Для того чтобы дуа было принято, человек должен: направить его исключительно к Аллаху; совершать ду’а в соответствии с шариатом; верить в Аллаха и быть уверенным в ответе, следить за тем, чтобы во время дуа «присутствовало» сердце; быть решительным и настойчивым.

Дуа делается за себя, за своих родных и близких, а также за всех верующих мусульман. Его обычно начинают с возвеличивания Аллаха и направления благословений пророку Мухаммаду (салават). Желательно делать его настойчиво, многократно повторяя. При чтении дуа мусульмане обращаются в сторону Мекки (киблы), поднимают руки на уровне плеч ладонями вверх и пониженным голосом произносят мольбы на арабском или другом, понятном обращающемуся языке. Рекомендуется молить Аллаха, находясь в состоянии ритуальной чистоты (тахарат).

Одной из форм обращения к Аллаху является дуа посредством пророков, праведников (авлия), хороших поступков, прекрасных имен Аллаха и т. д., которая называется тавассулем. Форма таввасуля примерно следующая: «О Аллах! я обращаюсь к Тебе посредством наших хороших поступков» или же «…посредством Твоих прекрасных имен» и т. д.

При чтении мольбы мусульмане обычно поднимают руки до уровня плеч ладонями вверх.

Отличия между дуа и намазом

Хотя термины «дуа» и «намаз» (ас-салят) часто переводятся на русский язык одним и тем же словом «молитва», с точки зрения религиозных канонов между ними существуют принципиальные отличия:

  1. Намаз читается только на классическом арабском языке (аль-фусха), а дуа можно произносить на любом языке мира. Однако классические дуа читаются на арабском и довольно длинны. Обычно эти дуа приурочены к особым дням и поводам, траурным и праздничным датам.
  2. Все действия и слова в намазе строго регламентируются Сунной, и любое отступление или самовольное добавление каких-либо слов и действий делает намаз недействительным. Дуа же произносится в более произвольной форме.
  3. Для совершения намаза необходимо обязательно выполнить ритуальное омовение (вуду́, тахарат), иначе намаз будет недействительным; кроме того, человек не должен находиться в состоянии джанабат, то есть он должен совершить полное омовение (гусл) после полового акта с пенетрацией, а уже только потом читать намаз. Женщине также запрещено совершать намаз во время менструации, после её окончания она также должна выполнить гусл, и лишь после этого она может приступать к совершению предписанных намазов. Но на дуа эти правила, связанные с чистотой, не распространяются, и человек, не имеющий большого и малого омовения, вправе читать их. Единственный запрет связан с прикосновением к тексту с именами Аллаха, пророка Мухаммада и Ахл аль-Бейт.
  4. Существует пять обязательных (ваджиб) намазов — утренний (фаджр), полуденный (зухр), послеполуденный (аср), вечерний (магриб) и ночной (иша). Однако нет дуа, которые обязательны в такой же мере; чтение любых дуа является желательным (мустахабб), хотя некоторые дуа очень и очень рекомендуемы к прочтению, и без этого ритуальная практика верующего не может считаться полноценной.

Nuruddin — Info

Хвала Аллаху,благословение и мир Его рабу и посланнику Мухаммаду,членам его семьи и сподвижникам

а затем:

Эта тема заключает в себе краткое описание молитвы пророка(с.а.в.)которое мне хотелось бы предложить вниманию всех мусульман и мусульманок,чтобы каждый,кто ознакомится с ним,старался следовать его примеру,ведь пророк(с.а.в.)сказал:»Молитесь так же,как на ваших глазах молился я».*1
Для совершения такой молитвы читателю следует:

1. Должным образом совершить омовение (вуду),как велел это делать Всевышний Аллах,Который сказал:»О те, кто уверовал!Приступая к молитве,омывайте ваши лица и руки до локтей,и протирайте головы,и(омывайте)ноги до щиколоток…»*2Кроме того, на необходимость омовения указывают слова пророка(с.а.в.):»Не будет принята молитва без омовения».

2. Всем телом повернуться в сторону киблы,то есть Каабы,намереваясь сердцем совершить обязательную(фарида)или добровольную(нафиля)молитву. Выражать своё намерение вслух не следует,поскольку это не предписывается шариатом,а является нововведением,и этого не делал ни пророк(с.а.в.),ни его сподвижники,да будет доволен ими Аллах.Если человек выполняет обязанности имама во время общей молитвы или совершает индивидуальную молитву,перед её началом ему следует установить перед собой какую-нибудь преграду(сутра)*3
Обращение к кибле является одним из необходимых условий действительности молитвы во всех случаях,за исключением тех,которые подробно разъясняются в трудах по фикху.

3. Произнести слова“Аллаху акбар/Аллах велик/”(такбират аль-ихрам)*4,глядя на то место,которого молящийся касается лбом во время совершения земного поклона.

4. Поднять руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей во время произнесения такбира.

5. Сложить руки на груди,возложив правую руку на кисть,запястье и предплечье левой,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).

6. Согласно сунне после этого следует обратиться к Аллаху с мольбой,которая именуется“ду‘а аль-истифтах”,и сказать:»О Аллах,удали(меня)от прегрешений моих,как удалил Ты восток от запада,о Аллах,очисть меня от прегрешений моих подобно тому,как очищают белую одежду от грязи,о Аллах,смой с меня мои прегрешения снегом,водой и градом!/Аллахумма,ба‘ид бай-ни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби,Аллахумма,нак-ки-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси,Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи,ва-ль-ма’и,ва-ль-барад!/».Вместо этого молящийся может сказать:»Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе,благословенно имя Твоё,превыше всего величие Твоё и нет бога,кроме Тебя/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя,ва табарака исму-кя,ва та‘аля джадду-кя,ва ля иляха гайру-кя/»,или произнести любые иные слова,которые в подобных случаях произносил пророк(с.а.в.).Предпочтительнее всего каждый раз произносить“ду‘а аль-истифтах”другого вида,так как это позволит следовать примеру пророка(с.а.в.)в большей мере.После произнесения “ду‘а аль-истифтах”следует сказать:»Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана.С именем Аллаха Милостивого, Милосердного/А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим. Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/».
Затем необходимо прочитать суру“Аль-Фатиха”,на что указывают слова пророка(с.а.в.):»Не совершил молитву*5 тот,кто не прочитал“Аль-Фатиху”».*6Если во время молитвы Коран читается вслух,слово“Амин”после чтения“Аль-Фатихи”также произносится вслух*7,в противном же случае его необходимо произнести про себя.Совершая полуденную(зухр),послеполуденную(‘аср)или вечернюю(‘иша)молитву,после“Аль-Фатихи”лучше всего читать какую-либо из средних по длине сур муфассаля*8,во время утренней(фаджр)−какую-нибудь из его длинных сур,а во время закатной(магриб)молитвы после“Аль-Фатихи”предпочтительнее всего читать то длинные,то короткие суры.На желательность этого указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.).

7. Перейти к совершению поясного поклона(руку‘),для чего сначала следует поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося такбир,затем наклониться вперёд так,чтобы голова находилась на уровне спины*9,возложить кисти рук на колени и растопырить пальцы.В таком положении необходимо задержаться на некоторое время,повторяя слова“Слава моему Великому Господу!/Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”,которые лучше всего произнести не менее трёх раз.Наряду с этим желательно сказать:»Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе!О Ал-лах,прости меня!/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя!Аллахумма,-гфир ли!/».

8. Выпрямиться после совершения поясного поклона и поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося слова“Услышал Аллах того, кто восхваляет Его/Самиа Ал-лаху лиман хамидаху/”,если молящийся является имамом или совершает индивидуальную молитву.После выпрямления молящемуся,который находится в положении стоя,следует сказать:»Господь наш,хвала Тебе,хвала многая,благая и благословенная.Пусть(эта хвала)наполнит собой небеса,землю,то,что находится между ними,и всё,что Тебе будет угодно/Рабба-на,ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран,таййибан,мубаракан фи-хи миль’а-с-самавати,ва миль’а-ль-арди,ва миль’а ма байна-хума,ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».Если же человек является участником общей молитвы под руководством имама,то, выпрямляясь после поясного поклона,ему следует сказать:»Господь наш,хвала Тебе,хвала многая…».*10Будет хорошо,если имам,или тот,кто молится под его руководством,или человек,совершающий индивидуальную молитву,помимо этого скажет:»Что бы ни сказал раб Твой,а все мы–Твои рабы,Ты более всех достоин восхваления и прославления.О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным пред Тобой окажется богатство*11 обладающего богатством*12/Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди,ахакку ма каля-ль-‘абду,ва куллю-на ля-кя ‘абдун.Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/»,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).В это время,как и во время стояния перед совершением поясного поклона,желательно держать руки сложенными на груди ввиду того, что в хадисах,передаваемых со слов Ва’иля бин Худжра и Сахля бин Са‘да, да будет доволен Аллах ими обоими,указывается,что так поступал пророк(с.а.в.).

9.Перейти к совершению земного поклона,для чего сначала опуститься на колени,а потом коснуться земли руками,если сделать это будет нетрудно.В противном случае сначала можно коснуться земли руками,а потом опуститься на колени.Во время совершения земного поклона пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киб-лы.Кроме того,пальцы рук должны быть соединены друг с другом и вытянуты вперёд.Совершая земной поклон,следует опираться на семь частей тела: лоб и нос, ладони,колени и подушечки пальцев ног.Согласно сунне во время совершения земного поклона следует не менее трёх раз сказать:»Слава моему Высочайшему Господу/Субхана Раб-би-ль-А‘ля/».Помимо этого желательно произнести слова“Преславен Ты,о Аллах,Гос-подь наш,и хвала Тебе!О Аллах,прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”и как можно больше обращаться к Аллаху с мольбами,так как пророк(с.а.в.)сказал:»Что касается поясного поклона,то возвеличивайте Господа*13,(совершая его),что же касается поклона земного,то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты,ибо в подобном положении)вы(больше)заслуживаете того,чтобы на ваши мольбы был дан ответ».*14Каждому человеку,который во время совершения обязательной(фарида)или добровольной(нафиля)молитвы склонится в земном поклоне,следует молить своего Господа о том,чтобы Он привёл его к благу в обоих мирах.Находясь в этой молитвенной позе молящийся должен отодвинуть руки от боков и не касаться животом бёдер,бёдрами−голеней,а локтями−земли,так как пророк(с.а.в.)сказал:»Придерживайтесь умеренности во время земного поклона,и пусть никто из вас(при этом)не касается своими локтями земли подобно собаке «.*15

10. Выпрямиться после земного поклона,произнося такбир,сесть на левую стопу,поднять вертикально правую стопу и возложить ладони на бёдра так,чтобы пальцы касались коленей.В этом положении следует задержаться на некоторое время,произнося слова:»Господь мой,прости меня,помилуй меня,выведи меня на путь истинный,даруй мне средства к существованию,избавь меня*16 и помоги мне/Рабби,-гфир ли,ва-рхам-ни,ва ихди-ни,ва-рзук-ни,ва ‘афи-ни,ва-джбур-ни/».

11. Перейти к совершению второго земного поклона, произнося такбир. Второй земной поклон совершается так же,как и первый.

12. Выпрямиться после второго земного поклона и немного задержаться в положении сидя так же,как и во время сидения между двумя земными поклонами.Эта молитвенная поза именуется“джальсат аль-истираха”(сидение для отдыха),и поступать так желательно,но необязательно.Молящийся,который сидит в этой позе,не поминает Аллаха и не обращается к Нему с мольбами.Посидев некоторое время,следует подняться с колен для совершения второго раката,если сделать это молящемуся легко,тому же,кто будет испытывать затруднения,можно сначала опереться о землю руками.Поднявшись на ноги,молящийся должен снова прочесть“Аль-Фатиху”и то,что ему будет нетрудно прочесть из Корана,а затем совершить такие же действия,как и во время первого раката.

13. Если совершается молитва,состоящая из двух ракатов,например,пятничная,праздничная или обязательная утренняя молитва,после второго раката молящийся должен сесть на стопу левой ноги и поднять вертикально стопу правой.Правую ладонь необходимо возложить на правое бедро и сжать в кулак все пальцы,кроме указательного,который во время произнесения слов свидетельства следует поднимать и опускать.Будет хорошо,если сжатыми будут только безымянный палец и мизинец молящегося,который соединит в виде кольца большой и средний пальцы и станет поднимать и опускать указательный палец,поскольку известно,что пророк(с.а.в.)поступал и так.Лучше всего поочерёдно использовать оба способа,что же касается левой ладони,то она просто возлагается на левое бедро так,чтобы пальцы касались колена.После этого следует прочесть ташаххуд,то есть сказать:»Приветствия Аллаху,молитвы и лучшие слова;мир тебе,о пророк,милость Аллаха и благословения Его,мир нам и праведным рабам Аллаха.Свидетельствую,что нет бога,кроме Аллаха,и свидетельствую,что Мухаммад−Его раб и Его посланник/Ат-тахиййату ли-Лляхи,ва-с-салявату ва-т-таййибату;ас-саляму ‘аляй-кя,аййу-ха-н-набиййу,ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху,ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина.Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва ра-сулю-ху/».После этого необходимо произне-сти слова:»О Аллах,благослови Мухаммада и семейство Мухаммада,как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!О Аллах,пошли благословения*17 Мухаммаду и семейству Мухаммада,как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!/Аллахумма,салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун,Маджид!Аллахумма,барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахи-ма, инна-кя Хамидун,Маджид!/».Затем молящемуся следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите от четырёх вещей и сказать:»О Аллах,поистине,я прибегаю к Твоей защите от мук геенны,от мучений могилы,от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста!/Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри,ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати,ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/»,после чего он мо-жет просить Аллаха о любых благах обоих миров.Будет хорошо,если человек обратится к Аллаху с мольбами за своих родителей или других мусульман.Указанием на это служит хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда,да будет доволен им Аллах,который передал,что пророк(с.а.в.)который научил их*18 словам ташаххуда,в конце(разговора)сказал:»А потом,пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору*19″.*20В другой версии этого хадиса сообщается,что пророк(с.а.в.) сказал:»…а потом пусть просит,что пожелает».Таким образом,здесь подразумевается всё,что может принести пользу рабу Аллаха в обоих мирах.После этого молящийся поворачивает голову направо и налево,каждый раз произнося слова“Мир вам и милость Аллаха/Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.

14. Если молитва состоит из трёх*21 или из четырёх*22 ракатов,совершив первые два раката,молящийся читает ташаххуд,один из видов которого был приведен выше,затем обращается к Аллаху с мольбой за пророка(с.а.в.)а затем поднимается с колен и поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей,произнося слова“Аллаху акбар”.После этого следует сложить руки на груди,как было указано выше,и прочитать только“Аль-Фатиху”.Во время совершения третьих и четвёртых ракатов помимо “Аль-Фатихи”иногда можно читать ещё что-нибудь из Корана.После третьего раката закатной молитвы или четвёртого раката полуденной,послеполуденной или вечерней молитвы читается такой же ташаххуд,как и после молитв,состоящих из двух ракатов.Затем молящемуся следует произнести слова приветствия,поворачиваясь направо и налево,трижды попросить Аллаха о прощении,а потом сказать:»О Аллах,Ты−Мир и от Тебя−мир*23,благословен Ты,о Обладатель величия и щедрости!/Аллахумма,Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям,табаракта,йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/».Если молящийся является имамом на общей молитве,ему следует произнести эти слова до того,как он повернётся к людям.Затем следует сказать:»Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,Ему хвала,Он всё может!О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством.Нет мощи и силы ни у кого,кроме Аллаха,нет бога,кроме Аллаха,и мы никому не поклоняемся,кроме Него.Он оказывает благодеяния и милости,и Ему(следует воздавать)достойную хвалу.Нет бога,кроме Ал-лаха,и мы искренни в исповедании религии пред Ним,даже если это ненавистно многобожникам!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд.Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях,ля иляха илля-Ллаху,ва ля на‘буду илля иййа-ху.Ля-ху-н-ни‘мату ва-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан.Ля иляха илля-Ллаху,мухлисына ля-ху-д-дина,ва ляу кариха-ль-кафируна!/».После этого следует по тридцать три раза произнести слова“Преславен Аллах/Cубхана-Ллах/”,“Хвала Аллаху/Аль-хамду ли-Ллях/”и“Аллах велик/Аллаху акбар/”,а на сотый раз сказать:»Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,и Ему хвала,и Он всё может!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду,ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/».Затем,после каждой молитвы читается айат трона*24,а также суры“Искренность”*25,“Рас-свет”*26и“Люди”*27.После утренней и закатной молитвы три вышеупомянутых суры желательно читать по три раза,на что указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.). Все приводимые выше слова поминания Аллаха желательно произносить в соответствии с сунной,обязанностью же это не является.
Кроме того,каждому мусульманину и мусульманке следует совершать дополнительную молитву в четыре раката перед обязательной полуденной молитвой и дополнительную молитву в два раката после неё,дополнительную молитву в два раката после обязательной закатной и вечерней молитвы и дополнительную молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой,всего же−двенадцать ракатов.Эти ракаты именуются“раватиб”(установленные),поскольку пророк(с.а.в.)неуклонно совершал их,когда жил на одном месте.Находясь же в пути,из дополнительных молитв он совершал только молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой и витр*28.Совершать вышеупомянутые дополнительные молитвы и витр лучше всего у себя дома,так как пророк(с.а.в.)сказал:»Если не считать обязательных молитв,лучшей молитвой человека является молитва,совершаемая им дома»*29.Неуклонное совершение этих дополнительных молитв послужит причиной того,что совершающий их войдёт в рай,на что указывают слова пророка(с.а.в.):»Аллах построит дом в раю для того,кто станет добровольно совершать по двенадцать ра-катов в течение дня и ночи»*30.

___________________________________________________________________________
1Этот хадис приводит аль-Бухари.
2“Трапеза”, 6.
3“Сутра”−любой предмет,который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети;такой предмет,например палка,которую втыкают в землю,указывает направ-ление киблы и служит предостережением о том,что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну.
4 “Такбир”−произнесение молитвенной формулы“Аллаху акбар/Аллах велик/”.“Такбират аль-ихрам”или же“тахрима”−произнесение слов“Аллаху акбар”в начале молитвы имамом или человеком,совершающим индивидуальную молитву.
5Имеется в виду,что такая молитва будет недействительной.
6Этот хадис приводит аль-Бухари.
7То есть при совершении обязательных утренних,закатных и вечерних молитв.
8“Муфассаль”−общее название всех сур Корана,начиная с 50-й суры“Каф”и до конца.Длинные суры“муфассаля”начинаются с 49-й суры“Комнаты”и за-канчиваются 79-й сурой“Вырывающие”.Говорят также,что длинные суры“муфассаля”начинаются с суры“Каф”.Средние по длине суры“муфассаля”начи-наются с 80-й суры“Нахмурился”и заканчиваются 92-й сурой“Ночь”.Краткие суры“муфассаля”начинают-ся с 93-й суры“Утро”и заканчиваются 114-й сурой“Люди”.
9Имеется в виду,что во время совершения поясного поклона голову не следует ни поднимать,ни опускать,а держать прямо.
10То есть произнести приводимые выше слова до конца.
11“Джадд”. В“Фатх аль-Бари”Ибн Хаджар указывает,что в данном случае имеется в виду либо богатство,либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова,а именно:и богатство,и положение,и многочисленное потомство и т. д.Кроме того,некоторые комментаторы считают,что здесь следует читать не“джадд”,а“джидд”,что означает“усердие”.Таким образом,здесь возможны различные варианты перевода.
12Иначе говоря,богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха.

13То есть произносите слова“Слава моему Великому Господу и хвала Ему!/Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи/”.
14Этот хадис приводит Муслим.
15Имеется в виду,что не надо ни касаться локтями земли,ни прижимать их к телу.
16Имеется в виду избавление от всех недостатков в обоих мирах.
17Здесь под словами“благослови”/салли/и“пошли благословения”/барик/имеются в виду разные вещи.В первом случае“благослови”означает“отзовись о нём с похвалой среди ангелов”,что же касается слов“пошли благословения”,то в них вкладывается иной смысл−“продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
18Имеются в виду сподвижники пророка(с.а.в.).
19То есть пусть тот,кто закончил произносить слова ташаххуда,обратится к Аллаху с такой мольбой,с какой пожелает.
20Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
21Например,в том случае,когда совершается обязательная закатная молитва.
22Например,в том случае,когда совершаются обязательные полуденные,послеполуденные или вечерние молитвы.
23Слово“салям”образовано от арабского трёхбуквенного корня“с-л-м”,одним из значений которого является“быть свободным;избавляться”.Таким образом,имя“Салям”как одно из имён Аллаха указывает на то,что Он свободен от любых недостатков и всего того,что не сообразуется с Его величием и совершенством.
24То есть 255-й айат суры“Корова”.
25112-я сура Корана.
26113-я сура Корана.
27114-я сура Корана.
28Витр−добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов.Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката,а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.
29Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
30Этот хадис приводит Муслим.

Реклама

36 584

Описание намаза Пророка ﷺ

Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.

А затем… Эта статья заключает в себе краткое описание того, каким образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз. Я бы хотел, чтобы каждый мусульманин и мусульманка прочли ее, ознакомились с тем, каким именно образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз и старались подражать ему в этом, потому что он (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершаю я” (Бухари). Предоставляю читателю подробное описание намаза Пророка (мир ему и благословение).

1) Молящийся должен тщательно совершить малое омовение так, как это приказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ﴾
“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток” (Св. Коран, 5:6). Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз без малого омовения (вуду) не будет принят” (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который неправильно совершил намаз: “Прежде чем встанешь на намаз, тщательно соверши малое омовение (вуду)…” (Бухари).

Шейх Усаймин: Положение намаза в Исламе, и для кого он обязателен

Шейх Усаймин: Послание на тему «Намаз»

(ВИДЕО) Ошибки, совершаемые в намазе

2) Где бы не был молящийся, он должен обратиться всем своим телом в сторону киблы, то есть в сторону Каабы. В сердце он должен иметь намерение совершить какой-то определенный намаз: обязательный или желательный. Ему не следует произносить свое намерение вслух, т.к. не передается, чтобы Пророк (мир ему и благословение) или его сподвижники поступали так. Если молящийся стоит имамом или совершает намаз в одиночестве, он должен поставить перед собой сутру (преграду) и совершать намаз перед ней (чтобы она ограждала его от людей, которые могут пройти перед ним. — Примеч. пер.). Обращение в сторону киблы при совершении намаза является обязательным условием для того, чтобы намаз считался правильным. Исключением являются некоторые случаи, описанные в книгах ученых ахли-Сунны.

3) Молящийся говорит “такбир” — “Аллаху акбар” (Аллах величайший), направив свой взгляд на место “сажда” (место, на которое он будет класть лоб при совершении земного поклона). После “такбира” он начинает совершать намаз.

4) Во время “такбира” следует поднимать руки до уровня плеч либо до уровня ушей.

5) Затем молящийся кладет руки на грудь: кисть правой руки поверх левой. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) делал именно так.

6) Желательно сказать “дуа истифтах”, которое читается в начале намаза:

“О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом”.

Аллахумма ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна ль-машрикы ва-ль-магриб. Аллахумма наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка с-саубу ль-абйаду мин ад-данас. Аллахумма гсиль-ни мин хатайа-йа би-ль-ма’и ва-с-сальджи ва-ль-барад

Также можно прочитать вместо этого другое “дуа истифтах”:

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا الله غيرك

“Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет Бога, достойного поклонения, кроме Тебя”.

Субхана-ка Ллахумма ва би-хамди-ка ва табарака сму-ка ва та‘аля джадду-ка ва ля иляха гайрук.

Молящийся может также сказать любое другое “дуа истифтах”, достоверно переданное от Пророка (мир ему и благословение). Лучше, если молящийся будет говорить разные дуа время от времени, чтобы претворять в жизнь Сунну. После “дуа истифтах” совершающий намаз говорит: “Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны. С именем Аллаха, Милостивого, Милующего”, — и читает суру “Фатиха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз того, кто не прочитает суру “Фатиха”, не является действительным”. После прочтения суры “Фатиха” молящийся произносит вслух слово “Аминь”, если он совершает намаз, который читается вслух (субх (фаджр), магриб, иша намазы читаются вслух, а зухр и аср — про себя. — Примеч. пер.). После “Фатихи” он может прочитать, все что пожелает из Корана.

7) Затем молящийся вновь говорит такбир “Аллаху акбар” и совершает поясной поклон (руку). При произношении слов такбира “Аллаху акбар” следует поднимать кисти рук до уровня плеч или мочек ушей. В положении руку молящийся должен положить кисти рук на колени, растопырив пальцы, а голову держать на одном уровне с ровной спиной. Ему следует постоять спокойно в положении руку (прежде чем сделать следующее движение) и сказать:

سبحان ربي العظيم

“Слава моему Великому Господу”

Субхана Раббийа ль-‘Азым!

Лучше, если он произнесет эти слова трижды или больше. Также желательно вместе с этим сказать:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

8) Затем он выпрямляется после поясного поклона (руку), поднимая кисти рук до уровня плеч или ушей и произнося следующие слова:

سمع الله لمن حمده

“Аллах слышит того, кто воздает Ему хвалу”

Cами‘а Ллаху ли-ман хамида-х.

Он говорит эти слова вслух в том случае, если является имамом в намазе (т.е. ведет намаз. — Примеч. пер.) или же если он совершает намаз в одиночестве. После того, как молящийся выпрямляет свою спину из положения поясного поклона, он говорит:

ربنا ولك الحمد حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала, хвала многократная, благая и благословенная»

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фих!

ملء السموات وملء الأرض وملء ما بينهما وملء ما شئت من شيء بعد

«Хвала, которая заполняет собой небеса, землю, то, что находится между ними, и все, что ещё Тебе будет угодно»

Миль’а с-самавати ва миль’а ль-арды ва ма байна-хума ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘д.

Если же человек совершает намаз за имамом, то говорит во время поднятия из положения руку:

ربنا ولك الحمد

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала”

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд.

и может прочитать до конца вышеприведенное дуа. Также желательно положить при этом руки на грудь в то положение, в котором они находились до того, как молящийся совершил руку, как на это указывают хадисы от Ваиля ибн Худжра и Сахля бин Са’да (да будет доволен ими Аллах), достоверно переданные от Пророка (мир ему и благословение).

9) Далее молящийся опускается на “сажда” (земной поклон), произнося такбир (“Аллаху акбар”). Если ему не сложно, то сначала он кладёт на землю колени, а затем руки. Если же так опускаться трудно, он может сперва положить на пол руки, а потом колени. При этом пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киблы, и пальцы рук должны быть собраны (а не растопырены). При совершении “сажда” семь частей тела должны касаться земли: лоб вместе с носом, ладони обеих рук, колени и подушечки пальцев на ногах. В этом положении молящийся говорит:

سبحان ربي الأعلى

“Слава моему Высочайшему Господу!”

Субхана Раббийа ль-А‘ля! — и повторяет это трижды или больше.

Также желательно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

В положении “сажда” надо стараться делать как можно больше дуа (мольбы), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвеличивайте вашего Господа при совершении поясного поклона (руку), а при совершении земного поклона (сажда) усердствуйте в своих мольбах (дуа). Тогда вы будете удостоены того, чтобы вам был дан ответ (на ваши дуа)” (Муслим).

В положении “сажда” молящийся может делать любое дуа, попросив у Аллаха наилучшего в обоих мирах, и не имеет значения, совершает ли он обязательный (фард) или желательный (нафиль) намаз. Находясь в положении “сажда”, надо следить, чтобы предплечья не были прижаты к бокам, живот не прижимался к передней стороне бедер, а также чтобы не были прижаты друг к другу внутренние стороны бедер и голени. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Выпрямляйте (ваши спины) во время земного поклона (сажда) (совершайте земной поклон (сажда) правильно) и не кладите локти на землю, подобно тому, как это делает собака” (Бухари, Муслим).

10) Далее он говорит “Аллаху акбар”, поднимая голову, а затем садится на свою левую ногу, распластав ее (так, чтобы на ней удобно было сидеть — Примеч. пер.). Стопу правой ноги он оставляет в вертикальным положении (продолжая касаться подушечками пальцев стопы земли. — Примеч. пер.). Положив руки на бедра или колени, молящийся говорит:

رب اغفر لي وارحمني واهدني وارزقني وعافني واجبرني

“Господь мой, прости меня, помилуй, веди правильным путем, даруй мне из Своего удела, исцели и помоги мне”

Рабби гфир ли ва-рхам-ни ва-хди-ни ва-рзук-ни ва ‘афи-ни ва-джбур-ни.

В этом положении ему следует выпрямить спину и посидеть так спокойно (прежде чем сделать следующее движение в намазе).

Затем он совершает второй земной поклон, произнося при этом слова “Аллаху акбар”. Второе “сажда” молящийся совершает точно так же, как и первое (говорит дуа “сажда” и делает любое дуа Аллаху. — Примеч. пер.).

12) После этого молящийся поднимает свою голову с земного поклона (сажда) и встает для совершения второго ракята. Прежде чем подняться для совершения второго ракята, молящийся сидит немного подобно тому, как он сидел между двумя “сажда”, но не произнося при этом никакого дуа или зикра. Данное действие является желательным, и нет проблем, если молящийся этого не сделает. Если молящемуся не составит труда, то при поднятии он опирается руками о колени. Если же так подниматься трудно, он может опереться о землю. После того, как молящийся встал на второй ракят, он читает суру “Фатиха”, а после нее — что пожелает из Корана. Во втором ракяте он делает все то же самое, что и в первом.

13) Если молящийся совершает намаз, состоящий из двух ракятов, как, например, утренний (фаджр), пятничный или праздничный намазы, то после поднятия головы со второго “сажда” он оставляет стопу правой ноги в вертикальном положении, а левую ногу в распластанном положении. Правую руку он кладет на правое бедро. Пальцы правой руки молящийся собирает в кулак за исключением указательного пальца, который он вытягивает (в направлении Киблы. — Примеч. пер.). Такое положение указательного пальца является указанием на единобожие (таухид). Также молящийся может собрать мизинец и безымянный пальцы, сомкнуть средний палец с большим и вытянуть указательный.

Достоверно передается, что Пророк (мир ему и благословение) использовал оба эти вида смыкания пальцев при “ташахуде”, поэтому лучше время от времени чередовать их (т.е. иногда собирать пальцы во время ташахуда по первому образцу, а иногда по второму, чтобы притворять все сунны в жизнь. — Примеч. пер.). Левую руку он ставит на бедро или колено. Далее в таком положении молящийся читает дуа “ташахуда”:

“Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник”.

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат; ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракятух; ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюх.

После этого он говорит:

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”.

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид.

Затем молящийся прибегает к защите Аллаха от четырех несчастий, говоря следующие слова:

اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ومن عذاب القبر ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدجال

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук ада и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии (аль-масих ад-даджаль)!”.

Аллахумма ин-ни а‘узу би-ка мин ‘азаби джаханнама ва мин ‘азаби ль-кабри ва мин фитнати ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати ль-масихи д-даджжаль.

Не зависимо от того, обязательный или желательный намаз совершает молящийся, после прочтения “дуа ташахуда” он может сделать любое дуа, попросив Аллаха о благе этой и Вечной жизни, а также может сделать дуа за своих родителей или кого-либо другого из мусульман. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение), которые он сказал ибн Масуду во время его обучения “ташахуду”: “Затем он может сделать любое дуа, которое ему нравится” (Насаи, Абу Давуд). В другой версии этого хадиса говорится: “Затем он может сделать дуа, попросив у Аллаха все что желает” (Муслим). Сюда входят любые дуа, касающиеся того, что может принести пользу рабу как в этой жизни, так и в Вечной.Затем молящийся говорит слова приветствия “ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух” (мир вам, милость Аллаха и Его благословение), поворачивая вначале голову направо, а затем налево.

14) Если молящийся совершает намаз, состоящий из трех ракятов (“магриб” — вечерний намаз) или четырех ракятов (“зухр” — полуденный, “аср” — послеполуденный, или “иша” — ночной намаз), то он читает вышеупомянутое дуа “ташахуда” и слова “салавата” (мольбы за Пророка (мир ему и благословение)), а затем встает, опираясь на колени, и поднимает кисти рук до уровня плеч, произнося при этом: “Аллаху акбар” (Аллах величайший).

Поднявшись, он кладет руки на грудь, как описывалось выше, и читает только суру “Фатиха”. Иногда молящийся также может прочитать какую-либо другую суру после “Фатихи” в третьем и четвертом ракятах в полуденном намазе (зухр). О дозволенности этого достоверно известно из хадиса, переданного Абу Саадом (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение слов “салавата” (дуа за Пророка (мир ему и благословение) не является обязательным в первом “ташахуде”, поэтому молящийся может не говорить их. Но это желательное действие.

Далее молящийся заканчивает намаз, будь то магриб, состоящий из трех ракятов, или зухр, аср, иша, состоящие из четырех ракятов, так же, как он заканчивал фаджр, состоящий из двух ракятов. Он читает те же дуа после “ташахуда”, которые были описаны выше, после чего говорит слова приветствия, обращая лицо в правую, а затем в левую стороны. По окончанию намаза молящийся трижды произносит слова “истигфара”: “Астагфируллах” (Прошу Аллаха о прощении), а затем говорит:

اللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والإكرام

“О Аллах, Ты — Мир («Салям» — одно из имён Аллаха, указывающее на отсутствие у Него каких бы то ни было недостатков), и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!”.

“Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Благодеяние, достоинство и наилучшая хвала принадлежит только Ему! Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы полностью посвящаем религию только одному Ему, даже если это и не нравится неверным”.

«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кади-р! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях. Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’-та ва ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля иляха илля Ллаху ва ля на’буду илля ийах! Ля-ху-н-ни’мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасан! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун».

Далее он говорит слова восхваления Аллаха — “СубханаЛлах” (Пречист Аллах от всех недостатков), “АльхамдулиЛлях” (Только Аллаху принадлежит вся хвала), “Аллаху акбар” (Аллах Величайший) по тридцать три раза и завершает эти зикры, сказав на сотый раз дуа:

لا الله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!”

“Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кадир!”

После этого совершивший намаз читает аят “аль-Курси”, а также суры “Ихлас”, “Фаляк” и “Нас”. После утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов желательно читать эти три суры по три раза каждую, как это описывается в некоторых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение всех этих зикров является желательным деянием, а не обязательным. Также желательным для каждого мусульманина и мусульманки является совершение добровольных молитв: четыре ракята до полуденной молитвы (зухр) и два ракята после “зухра”; два ракята после вечерней молитвы (магриб); два ракята после ночной молитвы (иша) и два ракята до утренней молитвы (фаджр).

В общей сложности — двенадцать ракятов добровольных намазов. Эти добровольные намазы называют “раватиб” (установленные), т.к. Пророк (мир ему и благословение) старался всегда совершать их, когда не был в путешествии.

Будучи же в путешествии, он не совершал эти дополнительные намазы, за исключением сунны (дополнительного намаза) до фаджра и витр намаза (нечетный дополнительный намаз, совершаемый ночью). Он всегда старался совершать эти два дополнительных намаза, даже находясь в путешествии. Все эти дополнительные намазы, включая витр, можно совершать в мечети, однако лучше их делать дома. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Лучший намаз — это тот, который человек совершает у себя дома. Исключением являются обязательные намазы” (Бухари, Муслим).

Неуклонное совершение человеком этих дополнительных намазов является одной из причин его вхождения в Рай. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение): “Аллах возведет дом в Раю для того, кто будет совершать двенадцать дополнительных ракятов в течение дня и ночи” (Муслим).

Если человек совершит, четыре ракята до асра или два ракята до магриба и иши, то это тоже хорошо, потому что достоверно передается от Пророка (мир ему и благословение), что он совершал их. Хорошо также, если человек будет совершать четыре ракята до и после зухра, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах запретит Огню (Ада) прикасаться к человеку, который бережно совершал четыре ракята до и после зухра” (Этот хадис передает имам Ахмад, с достоверной цепочкой передатчиков от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах).

Смысл хадиса в том, что этот человек совершал четыре дополнительных ракята после зухра — это больше обычных установленных двух ракятов. Потому что сунной является совершение четырех ракятов до зухра и двух после. Если человек будет молиться после зухра не два, а четыре ракята, то получит ту награду, о которой говорится в хадисе Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

Успех же принадлежит только одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

Подготовил: Рамин Абу Давуд

Корректура: SunnaPortal.com

Примечания:

В данном вопросе существует приемлемое разногласие среди ученых. Многие ученые считали, что руки следует опустить по сторонам после поясного поклона, а не ставить их на грудь. См. книгу шейха Альбани “Сыфату Саляти ан-Набий” 2/700-701.

Данный вид сидения ученые называют “сидение отдыха” (“джулус аль-истираха”)

Их мужчина должен совершать в коллективном намазе (“джамаате”) в мечети вместе с другими мусульманами, если на это есть возможность.

Оригинал текста на арабском — المتن الأصلي باللغة العربية

الرئيس العام لإدارات البحوث العلمية
والإفتاء والدعوة والإرشاد

عبد العزيز بن عبد الله بن باز

رواه البخاري في ( الأذان ) برقم ( 595 ) ، والدارمي في ( الصلاة ) برقم ( 1225 ).

سورة المائدة الآية 6 .

رواه مسلم في ( الطهارة ) برقم ( 329 ) ، والترمذي في ( الطهارة ) برقم ( 1 ).

رواه البخاري في ( الأذان ) برقم ( 714 ) ، ومسلم في ( الصلاة ) برقم ( 595 ) ، والترمذي في ( الصلاة ) برقم ( 230 ) ، والنسائي في ( الافتتاح ) برقم ( 901) .

رواه البخاري في ( الأذان ) برقم ( 779 ) ومسلم في ( الصلاة ) برقم ( 762 ) ، والنسائي في ( التطبيق ) برقم ( 1098 ).

رواه النسائي في ( السهو ) برقم ( 1281 ) ، وأبو داود في ( الصلاة ) برقم ( 825 ) .

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Бисмилляhи-р-Рахмани-р-Рахим
  2. Альхамдулилляhи раббиль ‘алямин
  3. Ар-Рахмани-р-Рахим
  4. Малики яумиддин
  5. Иййака на’буду ва иййака наста’ин
  6. Иhдина ссыраталь мустак’ыим
  7. Сыратал лязиина ан’амта ‘аляйhим, гайриль магдуби аляйhим ва лядолин.

Перевод:

  1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
  2. Хвала Аллаху, Господу миров,
  3. Милостивому, Милосердному,
  4. Властелину Дня воздаяния!
  5. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
  6. Веди нас прямым путем,
  7. путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Куль а‘уузу би раббиль-фаляк
  2. Мин шарри маа халяк
  3. Ва мин шарри гаасикын изээ вакаб
  4. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад
  5. Ва мин шарри хаасидин изээ хасад

Перевод:

  1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета
  2. от зла того, что Он сотворил ,
  3. от зла мрака, когда он наступает,
  4. от зла колдуний, поплевывающих на узлы,
  5. от зла завистника, когда он завидует».

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Куль яаа айюхаль-кяяфируун
  2. Ляя а‘буду маа та‘будуун
  3. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд
  4. Ва ляя ана ‘аабидум-маа ‘абадтум
  5. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд
  6. Лякум диинукум ва лия диин

Перевод:

  1. Скажи: «О неверующие!
  2. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,
  3. а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я.
  4. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы
  5. а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я.
  6. У вас есть ваша религия, а у меня — моя!»».

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Куль а‘уузу би раббин-наас
  2. Мааликин-наас
  3. Иляяхин-наас
  4. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас
  5. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас
  6. Миналь-джиннати ван-наас

Перевод:

  1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
  2. Царя людей,
  3. Бога людей,
  4. от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,
  5. который наущает в груди людей,
  6. от джиннов и людей».

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Иза джа’э насрул-лаахи валь-фатх
  2. Ва ра’айтан-нааса ядхулююна фи диинил-ляяхи афвааджа
  3. Фа саббих би хамди раббикя ва-стагфирхь, иннаху кяяна тавваабэ

Перевод:

  1. Когда придет помощь Аллаха и настанет победа,
  2. когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха,
  3. восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Инна анзалнаху фи лайлати-л-кадр.
  2. Ва-ма адрака ма лайлату-л-кадр.
  3. Лайлату-л-кадри хайрум-мин алфи шахр.
  4. Таназзалу- л-мала икату ва-р-руху фиха би изни раббихим мин кулли амр.
  5. Саламун хиа хатта матла и-л-фаджр.

Перевод:

  1. Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)
  2. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?
  3. Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.
  4. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.
  5. Она благополучна вплоть до наступления зари.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Валь-‘аср
  2. Инналь-инсээнэ ляфии хуср
  3. Иллял-лязийнэ ээмэну ва ‘амилю ссоолихаати ва таваасов биль-хаккы ва таваасов бис-собр

Перевод:

  1. Клянусь предвечерним временем (или временем)!
  2. Воистину, каждый человек в убытке,
  3. кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

Оригинал:

  1. قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
  2. اللَّهُ الصَّمَدُ
  3. الَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
  4. وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ

Транскрипция:

  1. Куль хува ллаху ахад
  2. Аллааху ссомад
  3. Лям ялид ва лям юуляд
  4. Ва лям йакул-ляху куфуван ахад

Перевод:

  1. Скажи: «Он — Аллах Единый,
  2. Аллах Самодостаточный.
  3. Он не родил и не был рожден,
  4. и нет никого равного Ему».

Оригинал:

  1. إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ
  2. فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
  3. إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ

Транскрипция:

  1. Иннаа а’атайнакяль-кяусар.
  2. Фасалли лираббикя ванхар.
  3. Инна шааниэкя хуваль-абтар.

Перевод:

  1. Мы даровали тебе Кяусар.
  2. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву .
  3. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Алям тара кяйфа фа’аля раббука би асхаабиль-фииль.
  2. Алям ядж’аль кяйдахум фии тадлииль.
  3. Ва арсаля ‘аляйхим тайран абаабииль.
  4. Тармиихим бихиджаратим-мин сиджииль.
  5. Фа джа’аляхум кя’асфим-ма’кууль.

Перевод:

  1. Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?
  2. Разве Он не запутал их козни
  3. и не наслал на них птиц стаями?
  4. Они бросали в них каменья из обожженной глины
  5. и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Ли ииляяфи курайш.
  2. Ииляяфихим рихлятэш-шитээи вас-сойф.
  3. Фаль-я‘будуу раббэ хаазэль-бяйт.
  4. Аллязии ат‘амахум мин джу‘ив-ва ээмэнэхум мин хавф.

Перевод:

  1. Ради единения курейшитов,
  2. единения их во время зимних и летних поездок.
  3. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы),
  4. Который накормил их после голода и избавил их от страха.

Оригинал:

Транскрипция:

  1. Ара эйтэ ллязии-йуказзибубиддиин.
  2. Фазэликэ-ллязиийэ-ду’уль-ятиим.
  3. Уа ляя йахудду ’аляя та’амиль-мискиин.
  4. Фауайлюллиль-мусаллиин.
  5. Аллязиина-хум ’ан алятихим саахуун.
  6. Аллязиина-хум йураауун.
  7. Уа-йамна’ууналь-ма’уун.

Перевод:

  1. Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние?
  2. Это — тот, кто гонит сироту
  3. и не побуждает накормить бедняка.
  4. Горе молящимся,
  5. которые небрежны к своим намазам,
  6. которые лицемерят
  7. и отказывают даже в мелочи!

Короткие суры и аяты Священного Корана, для намаза

Сура «аль-‘Аср»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Валь-‘аср. Инналь-инсээнэ ляфии хуср. Иллял-лязийнэ ээмэнуу ва ‘амилю ссоолихаати ва таваасав биль-хаккы ва таваасав бис-сабр» (Св. Коран, 103).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

وَالْعَصْرِ

إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Клянусь эпохой . Поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали благие дела, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение «.

Сура «аль-Хумаза»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Вайлюль-ликулли хумазатиль-люмаза. Аллязии джама‘а мээлэв-ва ‘аддадахь. Яхсэбу аннэ мааляхуу ахлядэхь. Кялляя, ляюмбазэннэ филь-хутома. Ва маа адраакя маль-хутома. Наарул-лаахиль-муукада. Аллятии таттоли‘у ‘аляль-аф’идэ. Иннэхээ ‘аляйхим му’содэ. Фии ‘амадим-мумаддэдэ» (Св. Коран, 104).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ

الَّذِي جَمَعَ مَالًا وَعَدَّدَهُ

يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ

كَلَّا لَيُنبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ

وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُ

نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ

الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الْأَفْئِدَةِ

إِنَّهَا عَلَيْهِم مُّؤْصَدَةٌ

فِي عَمَدٍ مُّمَدَّدَةٍ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Наказание каждого клеветника, выискивающего чужие недостатки, который накапливает богатство и пересчитывает его . Он думает, что богатство увековечит его ?! Нет! Он будет ввергнут в «аль-хутома». А знаешь ли ты, что такое «аль-хутома»? Это разожженный огонь Господний , который достигает сердец . Врата Ада закрыты, и на них – засовы .

Сура «аль-Филь»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Алям тара кяйфя фа‘аля раббукя би асхаабиль-фииль. Алям ядж‘аль кяйдахум фии тадлииль. Ва арсаля ‘аляйхим тайран абаабииль. Тармиихим би хиджааратим-мин сиджииль. Фа джа‘аляхум кя‘асфим-ма’кууль» (Св. Коран, 105).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ

أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ فِي تَضْلِيلٍ

وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْرًا أَبَابِيلَ

تَرْمِيهِم بِحِجَارَةٍ مِّن سِجِّيلٍ

فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَّأْكُولٍ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Разве ты не видишь, как поступил Господь твой с хозяевами слонов ?! Разве не сделал Он их хитрость заблуждением ?! И ниспослал на них птиц Абабиль. Они забросали их камнями из жженой глины. И превратил их в пережеванную траву».

Сура «Курайш»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Ли ииляяфи курайш. Ииляяфихим рихлятэш-шитээи вас-сойф. Фаль я‘будуу раббэ хаазэль-бяйт. Аллязии ат‘амахум мин джу‘ив-ва ээмэнэхум мин хавф». (Св. Коран, 106).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

لِإِيلَافِ قُرَيْشٍ

إِيلَافِهِمْ رِحْلَةَ الشِّتَاءِ وَالصَّيْفِ

فَلْيَعْبُدُوا رَبَّ هَذَا الْبَيْتِ

الَّذِي أَطْعَمَهُم مِّن جُوعٍ وَآمَنَهُم مِّنْ خَوْفٍ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. для того, чтобы объединить курайшитов. единения их в путешествиях зимой и летом . Пусть же поклоняются они Господу этого Храма . Который накормил их, защитив от голода, и внушил им чувство безопасности, освободив от страха «.

Аят «аль-Курси»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим» (Св. Коран, 2:255).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его Престол, и не утруждает Его забота о них. Он – Всевышний, Великий!»

Сура «аль-Ихляс»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад» (Св. Коран, 112).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

اللَّهُ الصَّمَدُ

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

Перевод:

«Скажи: «Он, Аллах (Бог, Господь, Всевышний), Един. Аллах Вечен. . Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним».

Сура «аль-Фаляк»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гаасикын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин изээ хасад» (Св. Коран, 113).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ

مِن شَرِّ مَا خَلَقَ

وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ

وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ

وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Скажи: «Ищу у Господа рассвета спасения от зла, исходящего от сотворенного Им, и зла опустившегося мрака, от зла колдующих и зла завистника, когда в нем зреет зависть».

Сура «ан-Нас»

Транскрипция:

«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль а‘уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас» (Св. Коран, 114).

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ

مَلِكِ النَّاسِ

إِلَهِ النَّاسِ

مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ

الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ

مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ

Перевод:

«Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Скажи: «Ищу спасения у Господа людей, Властителя людей, Бога людей. от зла нашептывающего Сатаны, который отступает , который вводит смуту в сердца людей, и от джиннов и людей».

Все суры Корана с возможностью чтения и прослушивания арабского текста смотрите в разделе «Коран».

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Возможны несколько смысловых переводов: «Клянусь временным промежутком, который начинается после смещения солнца с зенита и продолжается до захода»; «Клянусь послеполуденной молитвой».

То есть ввергнутые в «аль-хутома» клеветники потеряют всякую надежду на освобождение, врата Ада будут наглухо закрыты пред ними.

Кораническая сура повествует об историческом событии, которое произошло в год рождения последнего посланника Господа Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и стало знамением для людей разумеющих.

К этому времени восстановленный пророком Авраамом древнейший храм Единобожия Кааба (см.: Св. Коран, 22:26, 29) был вновь превращен арабами в главный храм своего языческого пантеона. Мекка стала центром язычества, притягивающим паломников со всех концов арабского Востока. Это вызывало недовольство правителей соседних государств. Тогда правитель Йемена Абраха с целью привлечь паломников построил у себя новый храм, поражающий своей роскошью и красотой. Но культовое сооружение так и не смогло стать центром паломничества кочевников, по-прежнему признававших таковым лишь Мекку.

Однажды некий бедуин-язычник, демонстрируя свое неуважение к йеменскому храму, осквернил его. Узнав об этом, Абраха поклялся стереть Каабу с лица земли.

В снаряженном им войске было восемь (по другим источникам – двенадцать) слонов, которые должны были разрушить Каабу.

Приблизившись к Мекке, войско Абрахи разбило лагерь для отдыха. Пасущиеся в окрестностях верблюды сразу стали добычей йеменцев. Среди них было двести верблюдов, принадлежавших одному из самых уважаемых людей Мекки, ‘Абдуль-Мутталибу (дедушке будущего Пророка).

Тем временем Абраха велел привести к себе наиболее уважаемого мекканца. Жители указали на ‘Абдуль-Мутталиба, который и отправился на переговоры с Абрахой. Достоинство и благородство ‘Абдуль-Мутталиба сразу внушили правителю Йемена уважение к нему, и он пригласил мекканца сесть рядом с собой. «Есть ли у тебя какая-либо просьба ко мне?» – спросил Абраха. «Да, – ответил ‘Абдуль-Мутталиб. – Хочу попросить вернуть мне моих верблюдов, которых увели твои воины». Абраха удивился: «Увидев твой благородный лик и мужество, я сел рядом с тобой. Но, услышав тебя, я понял, что ты малодушный и эгоистичный человек. В то время как я пришел с намерением стереть с лица земли вашу святыню, ты просишь о каких-то верблюдах?!» «Но я лишь хозяин своих верблюдов, а хозяином храма является Сам Господь, Он сохранит его…» – был ответ. Забрав свое стадо, ‘Абдуль-Мутталиб вернулся в город, покинутый жителями, не имевшими возможности противостоять огромному войску. Вместе с сопровождавшими его людьми ‘Абдуль-Мутталиб долго молился у порога Каабы, вознося молитву о спасении и сохранении Господнего храма, после чего и они покинули Мекку.

При попытке штурма города войсками Абрахи произошло чудесное знамение: появившаяся стая птиц забросала войско камнями из жженой глины. Армия Абрахи была уничтожена. Беззащитные Мекка и Кааба были спасены, ибо по замыслу Господнему им была предначертана иная судьба.

История эта – ясное знамение для обладающих разумом.

См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С. 584, 585.

Господь Всемогущ: наказание Свое Он являет через, казалось бы, слабых и беззащитных тварей. Так, за отказ фараона отпустить Моисея и его народ для богослужения одной из «казней египетских» стало нашествие жаб, мошек, «песьих мух», саранчи, которые заполонили весь Египет. «Казни египетские», согласно Библии, вынудили фараона отпустить израильский народ из плена (Исх., 8:10).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *