Наровчатские пещеры

Мэри Кей для мужчин.
В середине сентября BBC выпустила репортаж «Бум мужских пещер» нашел объяснение». Он больше напоминал официальное сообщение о росте продаж сугубо мужских товаров, объединенных самозарождающимся брендом, чем объяснение бума в не слишком благополучные времена.
От истоков истории и до наших дней мужчины создавали пространство для своих мужских бесед, увлечений, размышлений. В позднейшее время эти места получили кличку «Мужская пещера», намекавшую на радикальный маскуланизм. Сегодня — это промышленность, переживающая бум, что не может не удивлять. С одной стороны — 50 000 долларов, которые действительно тратят на оборудование одной «пещеры». С другой стороны, разве рецессия — лучшее время для покупки упаковки с 8 бургерами из бизона за 30 долларов?
Объяснение сил, стоящих за бумом, оказалось настолько пространным, что его хватило на «Книгу Мужских Пещер» («The Man Cave Book»). Для маркетологов и отделов продаж, впрочем, достаточно двух фактов: мужчины оберегают свое пространство, разнообразие таких «пещер» огромно.
В наше время так уж сложилось, что все жизненное пространство представляет собой «Женскую Пещеру». Женщины реализуют чувство вкуса, стиля, увлеченность дизайном, в общем – все то, что заставляет мужчину чувствовать себя гостем в своем доме.
И тогда мужчины создают свою комнату, или свой угол, или, почти в прямом смысле слова – свою пещеру. Вспомним времена развитого социализма, и подвалы гаражей с диванами и холодильниками. А мужские дискуссии в тех же гаражах? Как определил Джефф Виллер – мы имеем дело с пониманием, чем ты увлечен, какое у тебя хобби, и где хобби с увлечениями легализуются (например, на яхте).
Американский бизнес не мог пройти мимо самодеятельно удовлетворяемой потребности. Бизнес, базирующийся на поддержке мужских пещер, учел, что безработица рецессии отразилась на мужчинах сильнее, чем на женщинах, и что сочетание возможности заработать, мужской солидарности и отличных бургеров из бизона может заманить мужчин на традиционно женское поле подготовки вечеринок. Ник Бест, 22 лет от роду дал старт компании и проекту, с объемом продаж в 11 млн. долларов и 421 консультантом. Бест в письме WalletPop написал, «…что консультанты работают, аж из задницы вылезают, чтобы убедить мужчин, что это круто, и по-мужски». Ник продает обеспечение и организацию мужских вечеринок.
У Мэри Кей — розовый Кадиллак и ра-ра вечеринки в стиле частного колледжа.
Мэн Кэйв смотрит на рынок взглядом гиперболизированного, и, соответственно, ужасающего маскуланизма. Законы Мэн Кэйв включают, например, такое:
«Не бывает мужчин, которые найдут причину отказаться от бесплатного пива. Никогда. Вообще. Серьезно. Ни одного.
Невзирая на погоду, шашлык — это первое, что начинают готовить
Мужчина строит свою пещеру в любом месте, где захочет.
В НЕ «Мужской Пещере» всегда можно найти: холодильник, в который не влезает упаковка пива, «Обезжиренные» чипсы, и все что хотите розовое.»
По словам Джозефа Ванделло – социопсихолога, компания «Мэн Кэйв» элегантно играет на гендерных стереотипах. Женскую дружбу часто характеризуют как «лицом к лицу», а мужскую как «плечом к плечу». Несмотря на извечную идеализацию человеческих побуждений, продажи растут, и по сведениям Википедии «Мужская Пещера» уже не эфемерная мечта, 40% владельцев домов сказали, что мужская пещера у них есть, а 13% или строят её или планируют её создание.
Автор обзора Александр Пархомов Темы: Маркетинг

Наровчатские пещеры…Пожалуй, ни с одним подземным сооружением области не связано столько самых невероятных легенд, тайн, случаев, сколько с пещерным комплексом наровчатского Троицкого Сканова монастыря.

Наровчатские пещеры.Предыстория

Признаюсь, когда я впервые ехал в Наровчат, то даже не подозревал, что хронически «заболею» пещерами и монастырем. Позже какая-то странная, необъяснимая тянула туда вновь и вновь. Но скажи мне кто тогда, что по запутанным подземным лабиринтам буду водить группу провожатым, не поверил бы.

До этого слышал рассказ о том, как двое работников совхоза «Наровчатский» в послевоенные годы решили прогуляться с фонариком по пещерному комплексу. Фонарик был один на двоих. То ли лампочки в нем перегорели, то ли батарейка села, только оказались горе путешественники в обнимку с кромешной тьмой. Пришлось идти на ощупь, шли долго-долго, пока не сориентировались по свежей струе воздуха, тянущейся от входа. А когда наконец-то выбрались наружу, то ахнули: у одного от пережитого волосы стали белыми, как снег.

Впервые в Наровчате я очутился благодаря давней задумке — дать в областной газете серию материалов об уникальных архитектурных памятниках прошлого.

Наземный Троицкий Сканов монастырь, несмотря на запущенность, казался жемчужиной, сверкающей вопреки беспощадным десятилетиям среди широкого раздолья полей. Особым великолепием привораживал центральный храм. Расписанный в ласковые малиновые и голубые тона, он вознесся куполами в небеса. Сюда от Наровчата рукой подать — километров пять. Мы приехали на УАЗике с работавшим тогда редактором районной газеты Владимиром Афанасьевичем Поляковым, человеком, фанатично влюбленным в родной край, отдавшим немало сил и времени спасению монастырского комплекса.

Был знойный летний вечер. И если бы не любопытство, то лучший вариант — спрятаться в гостинице от невыносимой жары после утомительно долгого пути из Пензы. Хотелось . Едва мы заехали на монастырский двор, как перед автомобилем неожиданно выросла невысокая босоногая пожилая женщина. Она повела нас в келью, где уже был накрыт стол. Стояли самовар и чашки — ровно по количеству гостей. Мы, удивленные, стали представляться, но женщина одернула:
— Не надо. Я знаю, кто вы. Знала и о том, что приедете.
За чаепитием незнакомка удивила еще больше. Назвала критические годы в жизни каждого из нас, которые следует «перешагнуть».

Как выяснилось, ясновидящая женщина-незнакомка, гостеприимно нас угостившая чаем, приехала в Наровчат из Москвы. С подругой и дочкой они в короткий срок совершили настоящее чудо — расчистили от гор хлама центральный собор.
Почему для такого подвижничества вы выбрали именно Троицкий Сканов монастырь? — поинтересовался я. — Мало ли других заброшенных в матушке Руси.
Ответ ошарашил: «Так ведь здесь центр России».

Женщина протянула мне журнал с публикацией знаменитого Валентина Сидорова, написавшего повесть «Семь дней в Гималаях». В журнальной публикации Сидоров уверял, что на санскрите слово «Москва» звучит, как «Мохши» (а именно на месте Наровчата когда-то находился древний город с таким названием!). Возможно, сам Сидоров о «второй Москве», находящейся здесь, в российской глубинке, и не ведает. Хотя в Наровчате странным образом переплелись родственными узами Россия и Индия.

По воспоминаниям очевидцев, в подземных лабиринтах наровчатских пещер был нижний ярус с озером, на берегу которого стояли красивые статуи из нехарактерного для Руси нефрита. Одну из них якобы даже видели в местном краеведческом музее. Но позже она загадочным образом куда-то исчезла. А по сведениям сотрудников Пензенского государственного краеведческого музея, именно в Наровчатском районе обнаружена древнеарийская срубная культура. Не тут ли проходили арии, проторяя свой исторический путь в Индию?

У ариев есть такое духовное понятие о Брахмане, как Мокша, означающее освобождение. А ведь именно в этих местах вдоль реки Мокша и проживали мокшанские племена! Вполне вероятно, что арийцы и мокша — ближайшие родственники.

К пещерному монастырю мы поехали после чаепития. Он располагается неподалеку, километрах в двух-трех от наземного. Место живописнейшее. Высокая гора Плодская, в которой неизвестными энтузиастами прошлого выдолблены ходы, обрамлена прекрасным лесом. У подножия бьет родник. Когда-то здесь зиял вход в необычный архитектурный комплекс, стояла часовенка. В те стародавние времена это местечко, как и пещеры Киево-Печерской лавры, считалось святым.

В годы войны основной вход, украшенный красивым орнаментом, был взорван. И нам пришлось подниматься по крутой тропинке в гору. Там, наверху, вездесущие пацаны прорыли новый лаз в подземелье.

С горы открывается взору чудесный вид на Троицкий Сканов монастырь и окрестные просторы.
Центральный собор поражает своей неземной , заставляет задуматься о вечном.

Насладившись увиденным, мы по узкому лазу стали спускаться в пещеры, пока не очутились в каменном коридоре. Ширина его не превышала метра, а высота позволяла идти в рост. Нам рассказали, что когда-то своды и стены пещер были выложены кирпичом. Но местные жители, прослышав о его высоком качестве, разобрали стены и вывезли кирпич для хозяйственных нужд.

Сейчас подземные ходы простираются в трех ярусах, а раньше, как утверждают старожилы, их было пять. Даже по нынешней протяженности (590 метров) они превосходят аналогичные сооружения знаменитой Киево-Печерской лавры (507 метров).
Мы шли в безмолвии по рукотворным улицам необычного подземного города. Слева и справа зияли проемы-входы в небольшие жилища монахов-отшельников. Каменная лежанка да ниша под икону — вот и все «богатство» келий. На стенах кое-где видны пятна сажи — следы сгоревших свечей. Видели мы и своеобразное переговорное устройство — в каменную толщу из келий каким-то удивительным способом были врезаны керамические трубочки. Благодаря ним на других ярусах прослушивался разговор в кельях, даже если он велся шепотом.

В подземном зале остановились, как витязи на распутье, от него разбегалось в разные стороны сразу несколько коридоров-улиц. С волнением вчитывались в старинный церковно-славянский текст на стене тесноватой часовни. Подходили мы и к монашеской аптеке, вход в которую оказался заваленным. В ней, судя по рассказам, были найдены неизвестные лекарства, краски.

Необъяснимый случай

Что касается истории с находками в наровчатских пещерах, то их тьма. Во многих реальность переплетается с мистикой. Например, необъяснимый случай произошел в 1982 году с группой московских спелеологов, возглавляемых Игорем Юрьевичем Прокофьевым. Поздней ночью они наткнулись на пролом, ведущий в неизвестную ранее комнату. Решили исследовать ее утром и отправились спать в палатку.

Проснулись от гула мотора. Неизвестные лица переносили в машину из пещер какие-то ящики. Стало жутковато. Утром в подземелье увидели расширенный пролом — обнаруженная комната была пуста. Но самое непонятное случилось дальше: москвичи сразу свернули свой лагерь и уехали. Что было в загадочных ящиках? Кто приезжал к горе ночью? Почему так быстро ретировались московские спелеологи? Вопросы, вопросы…

У меня хранится копия отчета руководителя московской спелеологической экспедиции И. Ю. Прокофьева от 5 сентября 1980 года, который он представил в Пензенское областное управление культуры. Читатели могут познакомиться с выдержками из этого ценного для нас документа.

«…Члены указанной группы с 6 по 25 августа 1980 года провели специальную спелеологическую экспедицию. Все полевые работы выполнены в соответствии с «Программой проведения работ по обследованию комплекса подземных сооружений Троицкого Сканова монастыря», рекомендованной Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР.

Весь объем пещерного комплекса выкопан в алевролите — сцементированной осадочной породе, сложенной более чем на 50 процентов частицами алевролитовой размерности (0,01-0,1 мм), чем и отличается алевролит от песчаника, имеющего размеры зерен от 0,1 до 1,0 мм. Алевролит представлен зернами кварца и слюды, скрепленными глинисто-кремнистым цементом. Количество кремнистого вещества, представленного опалом, колеблется в разных участках пещерного комплекса, что существенно влияет на сохранность подземных полостей. Монолитная алевролитовая порода трещиновата. Основное направление трещин 140-320 градусов. Однако большинство трещин заполнено обломочными породами. Максимальная ширина отдельных трещин достигает 30 сантиметров…».

Местные жители издревле называют возвышенность, где находится пещерный комплекс, «горой», «городком» или «городищем». Как установлено, по крайней мере, с 1877 года («Пензенские епархиальные ведомости», № 13 от 1 июля 1877 г., стр. 20-21) и по настоящее время собственного названия пещерный комплекс не имеет — его просто называют «пещеры».

На основании имеющихся сведений о происхождении подземного лабиринта и его принадлежности монастырю считаем наиболее удачным, называть этот лабиринт пещерным комплексом Троицкого Сканова монастыря.

При обследовании на поверхности возвышенности зафиксированы остатки фундаментов бывших построек в виде ям и битого кирпича (все кирпичные строения разрушены, и даже выбран весь кирпич из фундаментов местными жителями для собственных нужд в послевоенный период).

Как свидетельствуют «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 1 июля 1877 г.), над пещерным комплексом и рядом с ним были различные строения.

«При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (стр. 21).

В ста метрах к северо-востоку от пещерного комплекса находятся остатки земляного вала и рва, которые защищали городище, некогда расположенное на обрывистой возвышенности неподалеку от места слияния ручья Ошли с рекой Мокшей. По преданию именно здесь, где позднее были выкопаны пещеры, находилось городище.

Понятие «городище», как известно, охватывает массу разновременных памятников от эпохи бронзы до XVI-XVII веков. Основным признаком городища являются укрепления, так как это остатки укрепленных поселений.
Топографическая закономерность расположения городищ — чтобы сделать поселения неприступными, населением использовался рельеф местности — четко прослеживается и на Скановом городище. Крутые высокие склоны коренного берега реки Мокши и ручья Ошли почти со всех сторон опоясывают территорию городища. Оставшаяся узкая перемычка, соединявшая выступающий мыс с коренным берегом, по всей вероятности, была срыта. В настоящее время по этой перемычке проходит заброшенная дорога. Подходы к перемычке у городища со стороны коренного берега дополнительно были укреплены земляным валом и рвом.
Остатки земляного вала и рва, а также топонимы «городок» и «городище» свидетельствуют о том, что здесь было укрепленное поселение, исторические сведения о котором отсутствуют.

Как известно, на городище над пещерным комплексом археологические не проводились. По опыту изучения Киевских пещер, в которых в 1876 году нашли остатки кремневых орудий труда, глиняной посуды, расколотые животных, можно предположить, что специальные исследования как городища, так и пещерного комплекса Троицкого Сканова монастыря, возможно, отодвинут период активного освоения этой местности с XVII века на более раннее время.

Такое сочетание объектов культуры, как древнее городище и пещерный комплекс, представляет большой интерес не только для специалистов. Эти объекты, несомненно, привлекут внимание массы туристов и экскурсантов.

Пещерный комплекс искусственного происхождения, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей, а также сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№13 от 1 июля 1877 года, стр. 20-21).

«В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»… Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков, и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений.

Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».

На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появились новые галереи, кельи.

В настоящее время лабиринт пещерного комплекса представлен галереями (ходами) и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющихся между собой.

Первый (верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим (самым нижним) ярусом ходами и лазами. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: I ярус — 11-12 градусов, II ярус — 8-9 градусов и III ярус — 6-7 градусов.

Прилагаемые предварительные варианты планов первого (верхнего) яруса и второго (нижнего) яруса, а также морфометрическая характеристика подземных полостей верхнего яруса дают возможность уже на данном этапе наглядно представить весь пещерный комплекс. Следует отметить, что третий (самый нижний ярус) стало возможным выделить только после составления предварительного варианта плана второго яруса и последующего его уточнения под землей.

Предварительно определенная протяженность подземных полостей обследованного пещерного комплекса составляет 670 метров. Протяженность полостей верхнего яруса — 126 метров и двух нижних ярусов — 544 метра.

Наряду со сводчатыми ходами-коридорами под землей вырублены кельи, имеющие довольно разнообразную форму. Все кельи расположены в двух нижних ярусах, где слагающая алеровлитовая порода более прочная по сравнению с верхним ярусом.

В среднем ярусе, по всей вероятности, была небольшая подземная церковь, а у пикетов 161-163 — молельня, сооруженная в более позднее время, т. к. пол этого помещения срезал свод более ранней кельи. В этой засыпанной келье были обнаружены надписи на стенах.

В настоящее время в пещерном комплексе зафиксировано 16 сохранившихся келий, а также ряд сильно разрушенных помещений позднейшими переделками и обрушениями сводов.

Кроме надписей на стенах подземной церкви, в молельне, в кельях и в коридорах зафиксированы изображения крестов различной формы. Изображения двух крестов на стенах коридоров прилагаются.
На отдельных участках подземного лабиринта создается впечатление, что они искусственно засыпаны. Вскрышные работы в дальнейшем позволят установить справедливость этого предположения. Некоторые ходы перекрыты обвалами, которые также стоило бы вскрыть, конечно, при строжайшем соблюдении правил техники безопасности, чтобы дополнить топографию подземных полостей.

В завале дополнительной полости верхнего яруса обнаружены остатки аптечных принадлежностей (флаконы, пробирки и т. п.), образцы которых направлены для определения их датировки.

В результате экспедиционных работ зафиксировано пять входов в подземные полости пещерного комплекса.
Ныне существующий вход №1 расположен почти на вершине возвышенности, в 14 метрах к северу от остатков фундамента бывшей церкви, в провальной воронке размером 4×1,7 метра, вытянувшейся в северном направлении. Вход имеет ширину 1,6 метра и высоту 1,2 метра. Глубина воронки 3,4 метра. Дно провальной воронки расположено на высоте 28,1 метра от подошвы возвышенности. За входным проемом начинается лаз шириной 0,8 метра и высотой 0,7 метра, ведущий в подземную полость первого (верхнего) яруса.

По северному склону привходовой воронки с отрицательным уклоном хорошо прослеживается структура поверхностного земляного слоя мощностью до 0,5 метра, песчаного слоя мощностью до 0,9 метра. Глубже идет алевролит, разбитый трещинами на отдельные пласты и блоки. Верхние слои алевролита очень рыхлые, нижние несколько прочнее. На восточном склоне воронки видны корни кустарников и деревьев толщиной до 4 сантиметров, которые удерживают грунт от осыпания.

Вход №2 в пещерный комплекс расположен на восточном крутом склоне возвышенности в обрывистой подковообразной выемке, ширина которой 3,1 метра и длина 4,4 метра. Высота обрыва над входом 2,4 метра (по уровню свода). Вход №2 расположен на высоте 26 метров от подошвы возвышенности. Ширина его 0,8 метра и высота 1,0 метр. Через 0,5 метра свод лаза понижается до 0,6 метра.

По свидетельству старожилов, этим входом пользовались монахи. Однако после ликвидации монастыря он был засыпан грунтом и к началу экспедиционных работ имел ширину 0,4 метра и высоту 0,2 метра. Вход был расчищен до указанных размеров. По окончании работ этот ход был закрыт в целях безопасности и сохранности пещерного комплекса. Вход №2 ведет в средний ярус пещерного комплекса.

В обрывистой выемке четко прослеживается слоистость выше лежавших пород: сверху слой земли мощностью до 0,6 метра, ниже слой песка мощностью до 1,5 метра и в самом низу — алевролит, верхние слои которого рыхлые.

Вход №3 расположен в обрывистой подковообразной выемке на крутом юго-западном склоне возвышенности. Выемка имеет ширину 3,4 метра и длину 3,5 метра. Максимальная высота обрыва над входом 2,4 метра. Склоны выемки выполнены грунтом мощностью до 1,3 метра, ниже которого идет слой рыхлого алевролита. У дна выемки в алевролите имеется ниша неправильной формы шириной 0,7 метра, высотой 0,8 метра и глубиной до 0,4 метра. В правой части ниши узкий непроходимый лаз шириной 0,3 метра и высотой 0,1 метра ведет в третий (самый нижний) ярус пещерного комплекса.

По свидетельству старожилов, раньше этот вход был «парадным», главным, через который монахи водили верующих и местных жителей на «экскурсии». После ликвидации монастыря вход был замыт грунтом. Входом №3 можно будет пользоваться после проведения вскрышных работ.

Вход №4 расположен в провальной воронке на верхней террасе на западном склоне возвышенности. Воронка вытянута с запада на восток. Длина ее 2,9 метра, ширина 2,1 метра, глубина в западной части 1,0 метр, в восточной — 2,0 метра. В восточной части воронки был лаз с первоначальными пара—метрами: ширина 0,8 метра и высота 0,25 метра. После вскрыши ширина лаза увеличилась до 1,0 метра, а высота до 0,7 метра. Вход №4 ведет в подземные полости, отсеченные обвалами от основных полостей верхнего яруса пещерного комплекса. По окончании экспедиционных работ в целях безопасности и сохранности пещерного комплекса вход №4 закрыт.

Вход №5 расположен в провальной воронке в верхней части возвышенности. Диаметр воронки до 3,3 метра, глубина до 2,0 метров. После произведенных вскрышных работ на западном склоне воронки был вскрыт ход шириной 0,5 метра и высотой 0,6 метра, лаз от которого вел в подземную полость, соединенную с входом №4. По окончании работ вход №5 был закрыт.

Приезжие туристы оставляют на стенах подземелья автографы, которыми испещрены почти все стены верхнего и среднего ярусов. Мягкую алевролитовую породу можно резать без особого труда.

23 августа 1980 года был произведен совместный осмотр отдельных полостей подземного комплекса Троицкого Сканова монастыря с представителями архитектурно-ремонтной мастерской АРМ-4 института «Спецпроектреставрация» объединения «Реставрация», главным инженером проекта Романовым Юрием Тарасовичем и старшим инженером Гирко Нелли Михайловной. По мнению Романова Ю. Т. и Гирко Н. М., подземный комплекс Троицкого Сканова монастыря представляет определенный интерес в историко-архитектурном отношении и может быть использован в качестве туристского объекта после проведения реставрационных работ. В целях более рационального использования капитальных вложений реставрацию лучше вести поэтапно, вводя в эксплуатацию объект по частям, как это имело место в пещерах Киево-Печерской лавры. В первую очередь необходимо провести консервационные работы (закрыть доступ посторонним лицам, установить крепи во всех обвалоопасных местах) с целью сохранения памятника. Реставрационно-восстановительные работы следует проводить с инъекцией трещин клеящими растворами. Стены лучше реставрировать с применением клея КС-2.

На основании полученных материалов можно суверенностью утверждать, что пещерный комплекс Троицкого Сканова монастыря представляет определенный историко-архитектурный интерес, как объект, аналогичный пещерам Киево-Печерской лавры и Псковско-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии. Кроме этого, пещерный комплекс Троицкого Сканова монастыря при соответствующем обустройстве подземных помещений и рациональной организации проведения экскурсий может стать интересным туристским объектом…»

Увы, за время, прошедшее с той поры, когда москвичи провели обследование Наровчатского пещерного комплекса, его подземные лабиринты сократились на 80 метров.
Случай с москвичами вряд ли теперь удастся разгадать, но другие загадки можно попытаться. Пока еще не поздно. Разве не интересно добраться до нижних ярусов, подземного озера или заваленной (есть сведения, что умышленно) аптеки?

Мы за время нашего путешествия насчитали шестнадцать келий и других помещений.
Внутренний микроклимат в пещерах по-своему неповторим. Никакими словами не опишешь поистине целительный воздух в подземельях. Когда мы выбрались наружу, то особо почувствовали это. Там, внизу, он казался свежим и чистым, как родниковая вода. Хотя на поверхности росли деревья, а лесной воздух, как известно, тоже полезен. К тому же в подземных галереях и зимой, и летом сохраняется одна и та же температура.

С холма спускались, не чувствуя особой усталости, слов но гора Плодская зарядила своей энергией, влила в силы.

А перед отъездом из Наровчата женщина-москвичка напророчила мне, что я вернусь еще в эти чудесные, благолепные места и что уеду отсюда другим человеком. Оба предсказания сбылись.

Возрождение

В новом тысячелетии началась реконструкция пещерного комплекса Троицкого Сканова монастыря. История подземного святилища оборвалась в 1928 году, когда в одной из келий был убит его последний страж — монах Тихон. И вот спустя долгие десятилетия пещеры стали обретать прежний облик. Большую лепту в реконструкцию внес член Наровчатского землячества, один из руководителей знаменитой авиапромышленной корпорации Сухого Иван Иванович Костин.

При его поддержке работы в наровчатских пещерах продолжались три года. Был вскрыт и обустроен главный вход. Наружу при расчистке подземелий извлечено примерно 30 железнодорожных вагонов грунта! На укрепление стен и сводов ушло более 40 тысяч штук кирпича.

Построена 70-метровая лестница с дубовыми ступенями. На вершине холма возведена смотровая площадка, у подножия на роднике — купальня. Отрадно, что через долгие-долгие годы запустения пещеры «ожили» — здесь уже проходят службы.

А где-то в самых дальних закоулках подземных галерей вполне вероятно нас еще ждут новые открытия. За дальними завалами согласно преданиям могут скрываться ходы, ведущие к подземному озеру, соседней горе Саранской и наземному монастырю. Владимир Афанасьевич Поляков мне рассказывал, что во время реставрационных работ возле храма в наземном монастыре видел, как ковш экскаватора обвалил подземный тоннель. Возможно, он и соединял наземную обитель с подземной.

Краевед, кандидат исторических наук Евгений Саляев, ссылаясь на воспоминания жителей Наровчатского и Нижнеломовского районов, высказывает предположение, что «от подземного монастыря раньше можно было пройти кратчайшим путем под землей до святых и целебных Салолейских родников, что находятся в нескольких километрах южнее, около старого русла реки Мокша близ села Прянзерки». Когда-то там возвышался храм, под которым находились подземные ходы. Сейчас на этом месте построена небольшая деревенская церковь.

В июне 1979 года сотрудники Нижнеломовского краеведческого музея раскопали там на вершине горы пещеры, соединенные между собой ходами.

Как пишет Евгений Саляев: «Пещеры представляли собой своеобразные комнаты с большими камнями в центре. Так как на них имелось много воска, исследователи сделали вывод, что комнаты являлись кельями или молельнями. Вот что говорил в конце XX века житель Наровчата И. М. Кривозубов: «Моя бабушка Дарья Зинкина много раз ходила в Салолейку подземным ходом».

Подземная благодать мужского монастыря

Узкая асфальтовая дорога петляет по лесу. Справа остался памятник былинной царице Нарчатке, что предпочла смерть иноземному рабству. А вот и стоянка для авто тех, кто приехал в Сканов пещерный монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Машины здесь паркуются из многих регионов России.

«В полутора верстах от Троице-Сканова монастыря в недрах горы Плодской в разных направлениях ископаны пещеры, – писали в 1877 году «Пензенские епархиальные ведомости». – Шириной они в 18, а сводом в 40 вершков (вершок равен примерно 4,5 см) и на образец малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».

«Давным-давно на берегу Мокши жил монах-отшельник по имени Скан, – утверждал краевед Владимир Поляков. – По преданию, он первым и вырыл себе пещеру, чтобы жить в ней и служить Господу. Его дело продолжили другие. Старожилы уверяли, будто существует пять ярусов пещер. На самом нижнем якобы есть озеро, на берегах коего стоят нефритовые статуи».

Сохранилось и письменное свидетельство женщины, побывавшей на всех этажах подземной обители. «Когда я была маленькой, работала на монастырском огороде. Однажды вечером повел нас послушник показывать пещеры. Вошли – кругом чисто, побелено, свечи горят. Далеко ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая! Около источника скамеечки. Подходили к какой то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Туда нельзя. Там святые мощи покоятся».

К 1880 году на горе, что над подземным монастырем, стоял пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и святых преподобных чудотворцев Антония и Феодосия с колокольней и часовней. Возле них был и главный вход в пещерный комплекс. Сюда, в храм и на источники, ехали паломники со всех уголков империи.

По местной Голгофе длиною в 236 ступеней поднимаемся к входу в подземелье. Тяжко. Диву даешься, как сюда монахи по несколько раз в день ходят. У массивной железной двери нам раздают свечи. Узкие, выложенные кирпичом ходы уводят вниз. Здесь безраздельно царят холод и безмолвие.
Первая остановка – в «расстрельной келье». В 1980-х здесь нашли человеческие и почти два десятка черепов с пулевыми отверстиями в затылках.

«По длине наши пещеры значительно превосходят ходы Киево-Печерской лавры, – ведет нас по подземелью послушник Виктор. – На сегодняшний день три яруса имеют протяженность в 635 метров, а мне говорили о некоем документе 1970-х годов, где предписывалось в срочном порядке расчистить пещеры на 4 км».
По уверениям нашего гида, глубина всех ходов превышает высоту 14 этажного дома! Но, чтобы дойти до нижнего уровня, необходим георадар. А столичные спелеологи запросили за свои услуги столько денег, что эту цифру даже озвучивать страшно.

Повсюду на стенах старинные граффити. В первую очередь с церковнославянскими текстами и крестами. Где то в глубине нам показывают вырезанные в стенах образа Богородицы и Спасителя. А вот и крипта с кирпичным сводом и красными крестами. С трех сторон почти стершиеся фрески. Рядом кельи и усыпальницы. И вдруг над нами проносятся летучие мыши. Ощущение, прямо скажем, не из приятных.

Вот и подземный храм. Алтарь совсем небольшой. Но какие образа! Мученик Николай II, Иоанн Оленевский, Божия Матерь, святые угодники и преподобные старцы. Во имя Отца и сына и святаго духа. Аминь.

Необычное в монастыре случается часто. Недаром число паломников в обитель растет день ото дня. «Не так давно сюда приезжала женщина, у которой после химиотерапии выпали волосы, – листает рукописную книгу наш проводник. – Она молилась в пещерах, а затем пошла на источник, умылась и набрала с собой воды. Через неделю барышня вернулась к нам уже без парика, с коротким ежиком волос. И сейчас она частый гость обители».
Пару лет назад здесь были родители с онемевшим сыном. Паренька напугала собака, и он совсем перестал говорить. Только мычал. Когда все трое вышли из подземелий, паренек первым побежал к Голгофе, но резко остановился и закричал: «Мама, я боюсь! Здесь змея!»

В другой раз сюда привезли ослепшую бабушку. Старушка различала лишь свет. Дети отвели ее в подземный храм, поставили свечи и помолились. И случилось невероятное. Ближе к выходу из комплекса паломница вдруг произнесла: «Вижу! Я все вижу!»

«Много исцелений происходит и от источника, – говорит послушник Андрей. – Люди прозревали, излечивались от желудочных и кишечных хворей, болезней суставов и онкологии».

Может быть, кто то скептически хмыкнет, но мы уверовали в целебные свойства местного источника, когда собственными глазами увидели, как женщина из Ямало-Ненецкого округа, которую принесли к часовне на руках, после купания самостоятельно встала на ноги.

Мужской монастырь еще только обустраивается. Пока здесь постоянно живут несколько монахов и послушников. Дел и забот хватает на каждый день. Условия, поистине спартанские: ни о каких благах цивилизации речи даже не идет. Нет ни водопровода, ни газа. Зато, какие у монахов одухотворенные лица!

«Приезжайте к нам еще, – говорит на прощание наш провожатый. – Увидите, как все здесь станет еще краше!»


утром. ранний подъем.
— как Господь поведет, так и будет.
и вот…замелькали за окошком желтые посадки, лесочки…
то ли мир мимо нас, то ли мы мимо мира…
ах, как же прекрасны березки — золотые! а по краю еще зеленые!
и кусты смородины — красные!
а лиственницы — яркие! сияющие! истинное золото!
сосны — до небес! зеленые. густо-зеленые.
елочки — еще крошечные — прозрачно зеленые….дышащие!
а рядом — взошли озимые! и вот она — новая жизнь зародилась!
такие яркие краски! такие сочные!
и дорога становится легче.
впереди нас ждет монастырь.
Свято-Рождественский мужской монастырь в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области.
каждую субботу туда съезжаются из разных городов люди на отчитку к игумену Крониду, настоятелю монастыря.
Чин изгнания бесов — есть в каждом требнике. Но рискуют браться за отчитку лишь несколько десятков священников в России.
— Чтобы решиться на отчитку бесноватых, священник должен быть сам свободен от страстей, — поясняет протоиерей Алексей Мороз. — Иначе можно нанести вред и себе, и одержимым. Способность избавлять людей от бесов — великий дар Божий…
Ради праздного любопытства заходить в храм во время такой службы запрещено:
— Можно поймать беса!
Собравшихся на отчитку людей от этого защищают надетый на шею крест (его наличие обязательно проверяют перед отчиткой), молитва и покаяние. Самый потрясающий момент службы — когда люди отрекаются от бесов. Некоторых в этот момент колотит так, что они не могут произнести слова молитвы…
я ехала, решив для себя, как Богу угодно будет, так и случится. про отчитку меня накануне предупредили крестные моей сестры, неподготовленному человеку там — сложно.
сложилось так, что мы приехали за 15 минут до начала…
около 300 человек в храме.
сначала проповедь. длилась около часа. разговор о грехах, о болезнях — душевных и духовных. разговор о любви, о семье.
я не отношусь к оцерквленным верующим. я не хожу в церковь регулярно. никогда не причащалась. не исповедывалась. не постилась.
меня крестили в 9 лет. тогда я прочла очень много разных книг, брошюр ( не всегда православных). и пришла к выводу, что
Бог един — как его ни называй, как в него ни верь…на том и успокоилась.
очень долгое время в храмы вообще заходить не могла — слишком спертый воздух — перехватывал дыхание, начиналась кружиться и болеть голова.

да и нужды не было…
первое мое осознанное посещение святого места, я считаю, свершилось в этом году. Дивеево. в июне.
и душа моя с того момента потянулась к Богу.
знаете, одна неоспоримая истина. если ты к чему-то тянешься — это тянется к тебе. материализация ли мыслей, я уж не знаю…
практически в тот же период меня находит моя подруга детства — Танечка.
и вот после поездки в Дивеево, когда мыслей было много, а делиться было особо не с кем…Таня была тем человеком, который помог мне осознать многое.
именно тогда она мне дала прочитать потрясающую книгу — «Пасха Красная». которую я по глотку читаю до сих пор.
книга о троих убиенных на Пасху 1993 года иноках в Оптиной пустыне. книга светлая, хоть и горькая…
…и вот. нужда заставила меня снова вернуться в Храм…
видимо, именно нужда — та действующая сила, ведущая нас к Богу.
….после этой проповеди. начинается та самая — отчитка….
я слышала как люди воют, лают, ржут, как их трясет, как они падают…
страшно. слезы текли. комок к горлу подкатил…
конечно, люди туда не только от бесов приезжают избавляться. молитвы о здравии. избавления от недугов.
отец Кронид — удивительно могучий человек. сильный. волевой. в нем необыкновенная бездна желания помочь. достучаться.
он первый священник, который произвел на меня такое впечатление. который говорил с душой. и которого я во многом услышала.
к сожалению, я не решилась в источник окунуться, решив, что на сегодня потрясений достаточно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *