Научное мировоззрение

Место в системе социально-гуманитарных наук.Философия

План

  1. Понятие мировоззрения
  2. Структура мировоззрения

2.1. идеи

2.2. идеалы

2.3. убеждения

2.4. духовные ценности

2.5. принципы

2.6. знания

  1. Виды мировоззрения

3.1. Обыденное (повседневное)

3.2. Мифологическое

3.3. Религиозное

3.4. Художественное

3.5. Научное

3.6. Философское

  1. Основные этапы формирования мировоззрения

4.1. Мироощущение

4.2. Мировосприятие

4.3. Миропонимание

  1. Роль мировоззрения в деятельности людей

5.1. Определяет морально-нравственные ориентиры человека

5.2. Определяет цели деятельности человека и способы их достижения

5.3. Определяет особенности характера и поведения человека

Схема

Понятия

Мировоззрение — система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Философия — форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место человека в этом мире.

Мифологическое мировоззрение– это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.

Убеждение — это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения.

Религиозное мировоззрение — особый взгляд на мир, основанный на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире.

Менталитет — определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.

Практикум

1. Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение

человека к окружающему миру, называется:

1) деятельность

2) общение

3) мировоззрение

4) сознание

2. Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:

обыденное мировоззрение

1) научное мировоззрение

2) мифологическое мировоззрение

3) религиозное мировоззрение

3. На самой ранней стадии развития человеческого общества первой

1) попыткой объяснения окружающего мира была:

2) философия

3) религия

4) мифология

5) наука

4. Твердая уверенность человека в чем-либо, это:

1) вера

2) долг

3) убеждение

4) совесть

5. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке обоснованной картины мира, это:

1) обыденное

2) религиозное

3) научное

4) мифологическое

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМАОСВОЕНИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?


А.Мировоззрение включает знания, ценности и идеалы человека.

Б.Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

Б. Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) взгляды; 2) идеалы; 3) представления; 4) мировоззрение; 5) ценностные установки.

10. Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?

А. Религиозное мировоззрение опирается на веру в возможность влияния сверхъестественных сил на судьбу человека, развитие общества.

Б. Научное мировоззрение представлено абсолютными истинами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Эссе

«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

«Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма». (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко)

Виды знаний.

Место в системе социально-гуманитарных наук:гносеология (философия)

План:

1. 1 Понятие и структура процесса познания.

1.1. Понятие познания

1.2. Субъект познания

1.3. Объект познания


1.4. Результат познания

2. Основные виды познания.

2.1. Чувственное познание

2.2. Рациональное познание

2.3. Интуиция

3. Виды знаний.

3.1. Заблуждение

3.2. Житейское

3.3. Практическое

3.4. Художественное

3.5. Научное

3.6. Рациональное

3.7. Иррациональное

4. Формы познания.

4.1. Эмпирический уровень

4.2. Теоретический уровень

Схемы

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание — как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Наука в ее современном понимании, как опытное (экспериментальное) теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во—первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения), а Во—вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

ИЛИ 28. Научное мировоззрение.

Мировоззрение-отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам, опирающимся на многократно проверенные истины.

Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.

Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.

Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа». (В. И. Вернадский).

В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке.

Что есть общего и в чем различие между научным и интуитивным мировоззрением? И то и другое является результатом мышления — духовной мыслительной деятельности. Принципиальное различие заключается в том, что «Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения — совпадают с эмпирической реальностью)». (В.И.Вернадский.)

Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства «за” или «против” этих законов. География и история изучают те факты, которые представляют для них интерес, но ни одна отрасль человеческого знания, по крайней мере до сих пор, не считается наукой, пока в ней не открыты какие-либо общие законы. Нужно понять, что мы могли бы жить в мире, где нет общих законов, в котором сегодня мы будем есть хлеб, а завтра — камни, в котором вода в Ниагаре иногда будет падать вверх, а не вниз, а вода в чайнике будет замерзать вместо того, чтобы закипеть. Все это будет представлять трудности, но такой мир не является логически невозможным. К счастью, наш мир иной. Поразмыслив, мы понимаем, что уже привыкли к определенного рода регулярностям, например, день и ночь, лето и зима, посевная и сбор урожая и т.п.

Однако не сразу открываемый общий закон становится достоянием науки и общеобязательным для всех.

Открытый закон проходит проверку временем и сохраняется в науке только тогда, когда ее выдерживает. Мы говорим о строгой логике фактов, о точности и универсальности научного знания, о проверке научных гипотез и утверждений экспериментальным путем, об их измерении, определении допустимых границ использования и возможных ошибках.

Однако не только методом определяется и развивается научное мировоззрение. Оно развивается во взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни человечества. Все грани духовной жизни необходимы для развития науки. Они являются ее питательной средой. Говорить о замене наукой философии или наоборот можно только в ненаучной литературе.

Прекращение деятельности человека в области искусства, религии, философии или общественной жизни может самым болезненным, угнетающим образом отразиться на науке.

Необходимо отметить и обратный процесс. Достижения науки неизбежно расширяют границы философского и религиозного сознания, раздвигают их пределы, дают возможность им глубже проникнуть в «тайники человеческого сознания»

Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение — система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения — мир в целом. Предмет мировоззрения — взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение — не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение — показатель зрелости личности. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов. Структура мировоззрения — компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его ориентирами в повседневной жизни. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.

Различают следующие типы мировоззрения: обыденное, религиозное, философское, научное, а также сциентистское и антисциентистское. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, на основе непосредственного жизненного опыта. Религиозное мировоззрение базируется на религиозном понимании. Научное мир-е формируется на основе познания законов развития природы и общества. Сциентизм рассматривает естественнонаучное знание главным фактором прогресса и решения социальных проблем. Антисциентизм выступает против главенствующей роли науки в жизни человека и общества, более того он их противопоставляет. Философское мировоззрение — предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на принципах и законах бытия. Оно зависит от отношения к основному вопросу философии — что первично, бытие или сознание. Отсюда мировоззрение может быть материалистическим либо идеалистическим.

Виды мировоззрения: индивидуальное и общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.

Структура мировоззрения — психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.

Можно выделить три осн. Формы мировоззрения:

1) Мифология — фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности

2) Религия — форма сознания, основан. на вере в сверхестественные силы, кот. влияют на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.

3) Философия — является структурой мировоззрения, теоретическим основанием. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, выделяют одну из существенных особенностей: мировоззр-е в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер, опирается на четкие понятия и категории. Именно философия, в отличие от частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития, место и роль человека в системе мира. К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени.

Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.

ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

УДК 531.383

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В.Я. Распопов

Дана характеристика проблем, решение которых влияет на становление и развитие научного мировоззрения. Показана связь научных истин и мировоззрения. Приведена характеристика научного метода познания окружающего мира и составляющих его методов научного творчества. Показана взаимосвязь философии, религии и научного познания в формировании научного мировоззрения.

Ключевые слова: наука, мировоззрение, истина, познание, философия, религия,

метод.

Введение. При изучении дисциплины «История и методология науки» (об управлении и навигации, об оптике, об электроэнергетике и электротехнике), которая входит в учебные планы подготовки магистров по направлениям «Управление движением и навигация», «Оптотехника», «Электроэнергетика и электротехника», ключевым является вопрос об общем методе или методологической основе преподавания этой дисциплины независимо от изучаемой предметной области. Предполагается, что изученная дисциплина должна сформировать такие знания, которые бы давали целостную историю развития конкретной науки и её технических воплощений, которая является составной частью естествознания, сформировавшегося на базе научных истин, полученных научным методом в процессе цивилизационного и культурного развития человечества. Очевидно, что такой общей методической основой является научное мировоззрение, которое на данном историческом этапе дает целостную картину окружающего мира явлений и места в ней конкретной науки об изучаемой области исследований.

Цель статьи заключается в определении научного мировоззрения, процессов его формирования, характеристике научного метода познания и его составляющих в современном представлении.

Формирование и определение научного мировоззрения. При составлении истории развития отдельных наук главный интерес состоит в выявлении общих вопросов — основных проблем современного точного описания природы. На первый взгляд кажется, что такая задача является чрезмерно широкой и расплывчатой. Что считать главным и второстепенным, общим и частным? Порой частный факт в исторической перспективе приобретает широкое обобщение и становится родоначальником целой отрасли знания. Наблюдения за поведением легких тел, натертых янтарем, привели к открытию явлений, положенных в основание науки об электричестве, многовековые наблюдения за движением небесных тел явились основанием для построения теории мироздания. Продолжая приводить примеры из прошлого, можно с уверенностью утверждать, что среди фактов и явлений, накопившихся в последнее время, могут существовать зародыши новых важных разделов знания.

Какие же проблемы отдельных наук следует считать общими при изучении всей науки естествознания или крупных ее частей? Ответ состоит в том, что это такие проблемы, решение которых влияло на становление и развитие научного мировоззрения. Все остальное в истории развития науки имеет значение только для развития ее отдельных направлений .

Если обратиться к истории географической науки, то решающее значение для становления научного мировоззрения имело кругосветное плавание Магеллана с 20 сентября 1519 по 6 сентября 1522 года. Другие географические открытия, даже совершенные Колумбом в 1492 г., носили всё же частный характер.

Научное мировоззрение было различным в разные исторические эпохи, и его развитие было трудным, а порою и драматичным. Говоря современным языком, в ходе экспериментального подтверждения сферичности Земли, полученного в результате плавания эскадры Магеллана (5 кораблей, 234 члена экипажа), длившегося три года, погиб Магеллан и почти вся эскадра (вернулся один корабль, а на берег сошли 18 испанцев и 3 туземца).

Нельзя отождествлять научное мировоззрение с научной истиной. Научную истину — факт вращения Земли и планет Солнечной системы вокруг Солнца — в настоящее время мы можем проверить различными способами и всегда находить полное совпадение с действительностью. Это научно установленное явление является истиной и одним из оснований нашего научного мировоззрения. А между тем, до начала XVIII века, до работ Коперника (рис. 1, а), Кеплера, Ньютона держались другие представления, которые входили в состав научного мировоззрения. Они были научны, но, как выяснилось после работ Ньютона, они не отвечали формальной действительности, и система мира птолемеева (рис. 1, б) исчезла. Здесь чрезвычайно важно понять, что борьба научных мировоззрений о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, копернико — ньютоновой

и птолемеевой систем мира была борьбой двух научных мировоззрений, так как представители обеих систем объясняли их с позиций наблюдений и вычислений, т.е. вполне научно. На их построения не влияли их религиозно-политические воззрения. Птолемеева система мира оставалась частью научного мировоззрения до тех пор, пока не была научно доказана невозможность ее основных посылок.

Крайне поучительно отметить научную строгость исследователей, работавших в рамках птолемеевой системы. Именно их трудами зародились тригонометрия и сферическая тригонометрия и были созданы основы

научного приборостроения. Особенно выдающимся создателем научных приборов был Тихо Браге (рис. 1, в). Им были созданы оригинальные секстанты и измерительные приборы астрономии, геометрии и др. Другой гениальный механик И. Бюрги (рис. 1, г) работал в астрономической обсерватории в лаборатории герцога Гессен-Кассельского Вильгельма IV и создал уникальные планетарии, часы, циркули и пр. Кроме того, обладая исключительными математическими способностями, он сыграл крупную роль в развитии теории логарифмов.

Таким образом, научное мировоззрение не дает законченной картины мира в его действительном состоянии. Можно утверждать, что лишь незначительные составляющие научного мировоззрения составляют научную истину, которая не изменяется никогда. Несомненно и то, что научные истины, их связь друг с другом в разные исторические эпохи трактовались по-разному. Более того, сами научные истины меняли свой смысл с приобретением новых, безусловных знаний — научных истин.

На развитие научного мировоззрения, наряду с развитием собственно естественнонаучных знаний, безусловно, влияют религия, искусство, социальное устройство общества и соответствующая ему личная и общественная этика, философия. Следовательно, научное мировоззрение есть результат многогранной работы и выражения человеческого духа — духовности человека.

Научное мировоззрение в разные исторические эпохи занимало разное место в жизни общества. В эпохи религиозного фанатизма его роль сводилась на нет, но постепенно его роль усиливалась и занимала господствующее положение в мыслящей части общества. Ни в коем случае нельзя противопоставлять научное мировоззрение и религиозность как отдельных личностей, так и религиозных систем.

Научное мировоззрение определим предварительно как систему научного, философского и религиозного отношений к окружающему нас миру явлений, каждое из которых входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного поиска. Основные черты научного мировоззрения являются общими, независимо от того, какая наука — естественная, историческая, опытная и т.д. — предлагает факты, явления, события, добытые с помощью научного метода работы, суть которого заключается в определенном отношении человека к подлежащему научному изучению явления, события, факта

Научный метод. Наука также немыслима без научного метода, как искусство без соответствующей формы выражения (музыка, живопись и т.д.), как религия без соответствующей формы выражения мистического настроения, как философия без самоанализа и углубления в человеческую природу или мышление.

История науки убеждает в том, что некоторые важнейшие стороны научного мировоззрения возникли вне области научного мышления, как бы пришли извне, подобно тому, как в науку пришла идея всеобщей гармонии, стремление все свести к всеобъемлющей формуле, к числу. Например, такие понятия, как атом, эфир, инерция, бесконечность мира, вошли в науку из других областей человеческого духа, зачастую весьма далеких от научной мысли.

Проследим, к примеру, как возникло представление о силе, как причине, вызывающей движение. Долгое время в науке господствовало убеждение, что среда, окружающая предмет, в силу присущего ей свойства, сообщает движение предмету. Это заключение — результат наблюдения: полет легких предметов по воздуху, плавание тел в воде. Более того, считалось, что и форма тела определяет его движение. Скажем, идеальный шар — это форма, которая не дает ему удержаться на месте, и он все время будет в движении. Между прочим, это индуктивные построения, основанные на научном наблюдении. Понятие о силе как о причине движения, возникли в жизни из мастерских — от техников, от людей, привыкших управляться с инструментом и оружием. «Жизненные» истоки этого представления о силе прекрасно выразил выдающийся ученый Скалигер (рис. 2) в 1557 г., сказав, что «еще мальчиками, ничего не зная о писаниях философов, мы видели ответ: «сила натянутой тетивы остается в стреле».

Рис. 2. Скалигер Жюль Сезар (1484 -1558 гг.) — итальянский философ

и гуманист

Таким образом, хотя научный метод является определяющим в развитии научного мировоззрения, отделение религии, философии, искусства невозможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный метод не обязательно и не всегда тот инструмент, с помощью которого строится научное мировоззрение, но с помощью него всегда проверяется правильность включения добытого факта, явления или обобщения в науку. В самом деле, многие составляющие научного мировоззрения вошли в науку из общественной жизни, искусства, философии, религии, но все они прошли проверку научным методом.

Наиболее впечатляющим примером, пожалуй, является влияние музыки на точное знание, на стремление научного миросозерцания все выразить в тонах. Наблюдая правильные, простые числовые соотношения между гармоничными тонами музыки и производящими их предметами, полагали, что каждому движущемуся предмету или явлению, находящихся между собой и с другими в простых числовых отношениях, соответствует свой тон, неслышный нашему уху, но воспринимаемый нашим внутренним, созерцательным инструментом. Тогда можно «слышать» гармонию светил, космоса. Эта идея нашла поэтическое объяснение в религиозных построениях отцов церкви: все существующие и гармонически расположенные светила поют славу Творцу, а звуки этой мировой гармонии слышны только Ему, а нам отображаются в закономерности и правильности окружающего нас мира.

Законы гармонии привели к так называемому закону Тициуса (рис. 3) о расстояниях между планетами Солнечной системы, относящихся между собой как числа довольно простой геометрической прогрессии. Между Юпитером и Марсом было вопреки этому «закону» пустое пространство. Под влиянием этих идей начались поиски неизвестной планеты, которую не нашли, но в начале ХХ столетия был открыт пояс астероидов. Любопытно, что эти числовые отношения, характерные для расстояния между планетами, не находят никакого рационального объяснения.

Рис.3. Тициус Иоганн Даниэль (1729 — 1796) — немецкий физик

и математик

Не следует также думать, что точное знание обязательно должно быть подкреплено математическими построениями. Истинные явления, к которым не применим язык математики, вовсе не теряют от этого своей истинности.

Несомненно, что ключевым моментом научного исследования является научное отношение к предмету исследования. Это отношение остается научным до тех пор, пока его выдерживает предмет исследования. Очень показательно в этом плане исследование, так называемого, торсионного излучения, которым уже на протяжении более четырех десятков лет занимаются люди, которых никак нельзя упрекнуть в не научности того, что они делали раньше. И все же создается впечатление, что попытки применения научных методов работы, связанных в данном случае с измерительным экспериментом, «пробуксовывают», т.е. предмет исследования испытывает пока кризис научного отношения к нему со стороны многих серьезных ученых.

Понятия научного метода. Очевидно, что научное мировоззрение опирается в своем построении на науку, которая, в частности, может быть определена как форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

Научные знания прирастают с помощью различных умозрительных и экспериментальных методов, а сам процесс познания зачастую становится методом или методологией научного творчества. Можно заметить, что методология и метод — это не столько понятия, существенно отличающиеся друг от друга, сколько вопросы принятой терминологии.

Рождение новых понятий можно проиллюстрировать тем, что не утихают споры о том, какой из методов — индукция или дедукция — является наиболее продуктивным. В действительности этот спор если и имеет значение, то только для философских построений: что важнее и правильнее — идти от частного к общему (индукция) или наоборот (дедукция). Между тем, индукция всегда выступает в паре с дедукцией как неразрывно связанные моменты диалектического познания — индуктивная наука.

Очевидно, что базой любого исследования являются анализ и синтез — процессы мысленного или фактического разложения целого на части и воссоединение целого из части. По сути эти понятия аналогичны индукции и дедукции.

Дальнейшим расширением понятий научного метода можно считать гипотетико — дедуктивный метод — методический приём, применение которого связано с рядом операций: сопоставление фактов, пересмотр существующих представлений о предмете исследования, образование новых представлений, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез.

В качестве еще одного примера широкого круга понятий научного метода можно указать на генетический метод — изучение явлений на основе анализа их развития. Примеры: дифференциальное исчисление в математике, гипотеза Канта-Лапласа в космогонии, генетические алгоритмы и др.

Многие понятия научного метода явились результатом необходимости решения проблем конкретной науки. Например, принцип дополнительности как методологический принцип был предложен Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. В дальнейшем он приобрёл общий смысл: для воспроизводства целостности явления необходимо применить в познании взаимоисключающие «дополнительные» классы понятий.

Философия, религия и научная истина. Научные истины в своем восприятии резко отличаются от произведений искусства, построений философии, постулатов и догматов религии.

Признавая вечную красоту художественных произведений, одновременно нужно согласиться с тем, что их восприятие не только у отдельных индивидуумов, но даже у целых народов может быть совершенно различным. Например, у разных народов или в разные периоды жизни одного народа в музыке применялись совершенно разные шкалы основных тонов. Так, в китайской и японской музыке отсутствуют два из семи тонов нашей музыкальной шкалы.

В философии также не могут быть указаны общие для всех, неизбежные основания. Уже при проведении старинных философских споров -диспутов признавалось, что диспут может вестись только между людьми, согласными в основных, исходных положениях. Также и религиозные диспуты могли вестись только на почве согласия в исходных пунктах. Это согласие не может быть достигнуто убеждением, но оно требует веры.

Во всякой философской системе, безусловно, отражается состояние души ее создателя. Философские системы как бы соответствуют идеализированным типам человеческих индивидуальностей, выраженным в формах мышления. Пессимистические, скептические и другие системы едины в своем стремлении познать суть человека, его место в системе мироздания и бесконечность мира. Не вызывает сомнения, что любые творения человеческой личности, лучше сказать, его духовной сущности («души»), создаются в состоянии творческого вдохновения. Нельзя не согласиться и с тем, что творческое вдохновение — экстаз, является тем элементом жизни человека, который и приводит к великим открытиям, произведениям искусства, философским построениям и религиозным откровениям.

История развития духовной деятельности человечества знала периоды, когда утверждалось, что роль философии рано или поздно будет заменена точной наукой. Вообще говорить о целесообразности исчезновения или вытеснения наукой какой-либо из сторон человеческой деятельности ненаучно, так же, как неправомерны оказались попытки некоторых

форм христианских церквей утверждать свое право на единое мировоззрение в связи с тем или иным мнением о различных частях научного мировоззрения. Так, католичество ставило в связи с религиозными догмами форму Земли, характер ее движения, способ и время происхождения человека и т.д. Проходили века, эти вопросы решены не в духе католических догматов, но католическая церковь, наименее сговорчивая и наиболее агрессивная в вопросах религиозного мировоззрения, не только не погибла, но и процветает. Значит, религиозный мистицизм обладает неким условием душевного равновесия для огромного человеческого сообщества. Но несомненно также, что научное знание побудило христианство к развитию, и религия находит такие пути к человеческой душе, где наука бессильна.

Таким образом, как христианство не смогло одолеть науку в ееоб-ластях, но в ходе этой борьбы глубже поняло свое назначение, так и наука не сможет сломить какую бы то ни было форму религии, но зато лучше усвоит сферы своей деятельности.

Любопытно, что казавшиеся на первых порах совершенно ненаучные религиозные догматы либо философские построения побуждали решать новые научные вопросы и разрабатывать новые научные теории. Например, сказание о всемирном потопе, до сих пор являющееся частью религиозного мировоззрения, оказало серьезнейшее влияние на теоретические воззрения исследователей этого сказания.

Исключительный гений Майкл Фарадей (рис. 4, з), глубоко религиозный человек, принадлежащий к одной из пресвитерианских сект, проповедовавших теологическую структуру мира и единство всего окружающего, исходя из этих взглядов, делал опыты и получал из них выводы, не воспринимавшиеся современниками. Одна из его идей — идея о физических векторах или силовых линиях — впоследствии трудами Максвелла получила блестящую математическую проработку и стала важнейшим научным инструментом.

Уже ясно, что научное мировоззрение весьма сложно по своему содержанию. Весьма важным представляется ответ на вопрос о том, какие его части являются научными истинами, обязательными для всякого человека, всех народов и не зависящими от хода времени. В ходе решения этого вопроса борьба научного мировоззрения с чуждыми представлениями философии и религии была трудной и страстной. При этом наука часто приходила к ложным выводам. В конце XVII и начале XVIII века в науке шел великий спор о природе света. Одни, представителем которых был Ньютон (рис. 4, в), считали, что свет — это истечение из светящегося тела материи более «тонкой», чем газ, а другие, главным представителем которых был Гюйгенс (рис.4, б), считали, что свет есть проявление колебательного движения эфира. Вначале победила концепция Ньютона, хотя у нее были противники, главные из которых Эйлер и Ломоносов. Показательно для данного примера, что ведущие философские школы никогда не признавали теорию истечения. В начале XIX века новые научные

открытия и труды Юнга и Френеля обеспечили победу идеи волнообразного движения эфира. Научная истина находилась в трудах философов.

з е

Таким образом, включение какого-либо научного положения в систему научного мировоззрения не доказывает его истинности. В дальнейшем возможно обратное. Несмотря на то, что научные истины являются бесспорными, обязательными для всех, научное мировоззрение, в которое они включены, отнюдь не бесспорно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оно не является чем-то абсолютно законченным и меняется с течением времени. Несомненно, что и в наше время существуют научные положения и теории, которые не воспринимаются абсолютным большинством научной общественности, но которые содержат в себе ростки будущего научного мировоззрения или его частей.

Никакой вывод из философии, религии, художественных произведений не может быть обязательным для человека, с ним ознакомившегося.

Обязательными выводами для всех без исключения являются только те, которые получены научными методами и совпадают с формальной действительностью. В качестве примера можно указать, как в результате многовековой, трудной и драматической работы человек пришел к убеждению (точному знанию) о сферичности Земли и о гелиоцентрической системе ее движения. Это знание, его истинность одинаково обязательны для всех людей, для всех религиозных и философских систем. Подобные факты и явления можно считать научными истинами.

Благодаря своей истинности научное знание влияет на философию и религию. Если отдельные положения или утверждения философии, или религии входят в противоречие с научной истиной, от таких положений или утверждений необходимо отказаться либо придать им какой-то новый смысл. История науки знает много предрассудков, фикций, которые явились следствием философских построений, но работа по преодолению которых весьма благотворно сказалась на развитии научного мировоззрения. В истории механики — это вечный двигатель, в химии — стремление к философскому камню, в астрономии — составление гороскопов, в физиологии — поиск эликсира жизни. Кеплер и Браге верили в астрологию и составляли гороскопы, Бойль и Ван-Гельмонт искали философский камень. Великие умы занимались разработкой подобных вопросов и в ходе их решения сделали замечательные открытия, впоследствии ставшие научными истинами.

Заключение. Научное мировоззрение не есть законченная картина мироздания. Оно состоит из известных к настоящему времени научных истин, воззрений, полученных аналитическим путем; концепций искусства, философии, религии, проверенных научным методом; сюда же входят и фиктивные представления человеческой мысли, которые в будущем вследствие научного поиска будут отвергнуты. Научное мировоззрение охвачено борьбой как с противоположными научными взглядами, среди которых могут находиться элементы будущих мировоззрений, так и с философскими и религиозными построениями, не выдерживающими проверки научным методом.

Научное мировоззрение неустойчиво и меняется порой весьма кардинально. Мировоззрение нашего времени существенно отличается от мировоззрения средних веков, но исторически одно происходит из другого благодаря общему научному отношению к окружающему миру, что характеризует научный метод поиска истины.

Внешняя среда — география местности, общественно-политическое устройство общества, состояние техники, преподавания и т.д., безусловно, привносят какие-то черты в научное мировоззрение, хотя бы потому, что ставят вопросы, которые расширяют границы научного поиска.

Список литературы

1. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории, науки и техники, 1870-1917: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 304 с.

2. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники с древних времен до середины XV века: книга для учителя. М.: Просвещение. 1993. 288 с.

3. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1986. 512 с.

4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. 332 с.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губ-ский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. М.: Инфра-М, 2009. 570 с.

7. Распопов В.Я. Научное мировоззрение. Философия науки как раздел философии и учебная дисциплина. Тула: ООО «Контур», 2011. 60 с.

8. Никитич Л.А. История и философия науки: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2008. 336 с.

SCIENTIFIC OUTLOOK V.Ya. Raspopov

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Мировоззрение как понятие настолько часто используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово «мировоззрение»?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мировоззрение — сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.

МИРООЩУЩЕНИЕ — это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д.

МИРОПОНИМАНИЕ — это то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий.

Оба эти «полюса» в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.

В зависимости от степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают ДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.

ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание нередко называют «ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ», потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опыте. В этом его «плюсы» и «минусы». «Плюсы» сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

«Минусы» сводятся, во-первых, к тому, что житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблюдается множество предрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.), современных «мифов» (например, вульгарно трактуемого равенства), отсутствие логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели.

«Минусы» сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере прослеживается в исторической последовательности. В данном случае можно сказать, что «жизненная философия» в наиболее общем виде проявляется в мифологии и религии. А это значит, что мифология и религия предшествуют философии.

Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически: научное объяснение процесса происхождения мира заменяли рассказы о том, кто кого породил. Так, в «Теогонии» Гесиода, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — вечный, безграничный, темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее богине — Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичная схема встречается в мифологии других народов мира.

Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она устанавливала гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержание мифов первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же период существовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания «религиозны», а другие — «мифологичны». Однако религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую систему, выступал в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция которого состояла в том, чтобы избавить человека от земных, исторически изменчивых, преходящих аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневности, социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и значение, а, значит, и устойчивость человеческому бытию, помогала людям преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, совершенствования познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на Логосе — разуме, т.е. на мышлении. А это уже другой, более высокий уровень миропонимания — теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип осмысления действительности — ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин «философия» в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео — люблю, тсофия — мудрость). Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре — Платон.

Первоначально понятие «философия», по сути дела, означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания — математики, физики, биологии, химии и др. — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ — ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, УНИВЕРСАЛИЗМ — первый характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образных определениях философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Второй важной особенностью философского способа освоения действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, включал в себя сомнение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает «быть»? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем». Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усомниться в нравственности и достаточности «житейского подхода» к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того, что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в разные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами. Отметим следующие из них:

КОСМОЦЕНТРИЗМ — отличительная черта наиболее древней (досократовской) философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос — Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $ феодально-сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *