Наука о сверхъестественном

Естественное и сверхъестественное

Наука оперирует в сфере естественного, а не сверхъестественного. По сути дела, никакого «сверхъестественного» или «паранормального» не существует. Есть только естественное, обыкновенное, и тайны, которые нам еще только предстоит объяснить естественными причинами. Такие слова, как «сверхъестественный» и «паранормальный», служат всего лишь лингвистическими местозаполнителями, пока мы не найдем естественные и обыкновенные причины или не прекратим поиски, утратив интерес к ним. Именно это обычно происходит в науке. Тайны, которые некогда считались сверхъестественными или паранормальными явлениями, например, как астрономические или метеорологические, встраиваются в науку, как только их причины становятся понятными. Например, когда космологи обозначают терминами «темная энергия» и «темная материя» так называемые недостающие энергию и массу, необходимые для объяснения структуры и движения галактик и их скоплений, в их намерения не входит пользоваться этими описательными характеристиками в качестве объяснения причин. Темная энергия и темная материя – просто когнитивные удобства, которыми пользуются, пока не будут обнаружены действительные источники энергии и материи. Когда теисты, креационисты и сторонники теории разумного замысла ссылаются на чудеса и акты сотворения ex nihilo, для них это конец исследований, в то время как для ученых выявление таких загадок – всего лишь начало. Наука продолжает процесс с того места, на котором останавливается теология. Когда теист говорит «и свершилось чудо», как на остроумном рисунке моего любимого карикатуриста Сидни Харриса, где у двух математиков возле доски обращение к высшим силам втиснуто в последовательность уравнений, я цитирую подпись к этой карикатуре: «По-моему, нужна развернутая форма вот здесь, на втором этапе».

Такие слова, как «сверхъестественный» и «паранормальный», служат всего лишь лингвистическими местозаполнителями, пока мы не найдем естественные и обыкновенные причины, или не прекратим поиски, утратив интерес к ним.

С точки зрения наших предков из бронзового века, основавших великие монотеистические религии, способностью создать мир и жизнь могло быть наделено только божество. Но по мере того, как мы постигаем технологию сотворения, сверхъестественное становится естественным. В этом и заключается мой гамбит: единственный Бог, которого способна открыть наука, – естественное существо, сущность, присутствующая во времени и в пространстве, ограниченная законами природы. Сверхъестественный Бог, существующий вне пространства и времени, непостижим для науки, так как не является частью естественного мира, следовательно, наука не в состоянии познать Бога.

Этот довод я привел в ходе спонсированных фондом Темплтона дебатов с теистом и преподавателем медицины в Гарварде Джеромом Групменом, который возражал, что Бог «неизмерим и не имеет формы», что он существует «в пространстве, которое невозможно оценить количественно или описать научными средствами», что «мы не в состоянии полностью понять природу и измерения Бога» и что «Бог существует вне времени и не может быть связан с пространством». Откуда же тогда, спросил я, вам известно, что этот Бог существует? Как физические существа, формирующие представления о мире на основании восприятия (посредством наших органов чувств) и концепций (с помощью нашего разума), как мы вообще можем познать сущность, которая по определению находится за пределами и нашего восприятия, и наших концепций? Разве не требуется Богу в какой-либо момент войти в наше пространство и время, чтобы явить себя тем или иным образом, допустим, путем молитвы, Божиего промысла или чудес? И если так, почему наука не в состоянии количественно оценить этот божественный поступок? Если есть некий другой способ познания, допустим, как у мистиков или правоверных, посредством глубокой медитации или молитвы, почему же тогда нейробиология не может сказать ничего хоть сколько-нибудь значимого об этом процессе познания? Если мы пришли к пониманию – как показали исследования с участием медитирующих монахов и священников, погруженных в молитву, – что некая часть теменной доли мозга, ассоциирующаяся с ориентацией тела в пространстве, бездействует в подобных медитативных состояниях (вызывая сбой нормальной функции различения между «я» и «не-я» и таким образом создавая ощущение «единения» с окружением), разве не подразумевается здесь не контакт с сущностью, находящейся за пределами пространства и времени, а просто изменение нейрохимических характеристик?

В конце концов Групмену пришлось сделать одно из самых откровенных заявлений по вопросу веры, с каким я когда-либо сталкивался, и признать: «Почему мы верим? Рационального ответа у меня нет. Этот вопрос относится к той же категории, что и другой, «Почему мы любим кого-либо?». Можно свести всю проблему к определенному набору компонентов, возможно, нейротрансмиттеров, но каким-то образом ответ оказывается за пределами истинно познаваемых. В состоянии такого когнитивного диссонанса живут такие же люди, как я, и с этим состоянием нам часто приходится вести борьбу».

Единственный Бог, которого способна открыть наука, – естественное существо, сущность, присутствующая во времени и в пространстве, ограниченная законами природы. Сверхъестественный Бог, существующий вне пространства и времени, непостижим для науки, так как не является частью естественного мира, следовательно, наука не в состоянии познать Бога/

На одном уровне мне нечего противопоставить этому заявлению о вере, поскольку в этом нет необходимости. Если не сделано никаких эмпирических утверждений, тогда науке нечего добавить по этому вопросу. Жизнь может быть как мучительной борьбой, так и полной тайн, и если человеку требуется помощь в поисках счастья и решимость, несмотря на тайны, не дающие покоя, – что ж, кто я такой, чтобы спорить? Как сказано в Пс 45:2: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». Но на другом уровне я не могу не думать о следующем: если бы Групмен родился у родителей-индуистов в Индии, а не у родителей-иудеев на Западе, он придерживался бы совершенно иных представлений о высшей природе вселенной, которые бы точно так же оправдывал с помощью рациональных доводов.

Объяснение, которое наука предлагает для чувств, возникающих у нас при вере в Бога или влюбленности, является комплементарным, а не противоречащим, дополняющим, а не умаляющим. У меня вызывает живой интерес осознание того, что при влюбленности мои начальные чувства усиливает допамин, нейрогормон, вырабатываемый гипоталамусом и провоцирующий выработку тестостерона, гормона, управляющего половым влечением, и что мои более глубокие чувства привязанности усилены окситоцином – гормоном, который синтезируется в гипоталамусе и выбрасывается в кровь гипофизом. Более того, полезно знать, что такие созданные под действием гормонов нейронные пути характерны только для образующих моногамные пары видов, как эволюционное приспособление для длительного ухода за беспомощными младенцами. Мы влюбляемся потому, что наши дети нуждаются в нас! Умаляет ли это хоть в каком-нибудь отношении качественный опыт влюбленности и заботы о детях? Разумеется, нет, не более чем разложение радуги на ее составляющие умаляет возможность эстетически восхищаться ею.

Набожность и вера в Бога в той же мере являются адаптивными эволюционными объяснениями. Религия – социальный институт, развившийся с целью подкрепления сплоченности группы и нравственного поведения в ней. Это целостный механизм человеческой культуры, поощряющий альтруизм, взаимный альтруизм, косвенный альтруизм, а также демонстрирующий уровень обязательств, необходимый для сотрудничества и взаимного воздействия членов социального сообщества. Вера в Бога дает объяснения для нашей вселенной, нашего мира и нас самих; она рассказывает, откуда мы пришли, зачем мы здесь и куда идем. Бог также является главным блюстителем правил, верховным судьей в разрешении нравственных дилемм, наивысшим объектом преданности.

Пришло время отступить от нашего эволюционного наследия и наших исторических традиций и признать науку наилучшим из когда-либо изобретенных инструментов для объяснения устройства нашего мира. Пришло время сообща создать социально-политический мир, в котором приняты нравственные принципы и вместе с тем созданы условия для процветания естественного для человека многообразия. Религия не в состоянии привести нас к этой цели, поскольку она не располагает систематическими методами объяснения естественного мира и средствами для разрешения нравственных конфликтов, когда приверженцы соперничающих сект придерживаются взаимоисключающих абсолютных убеждений. Какими бы ни были их недостатки, наука и ценности светского Просвещения, отраженные в устройстве западных демократических государств, – наша самая большая надежда на выживание.

Набожность и вера в Бога – адаптивные эволюционные решения в донаучную эпоху. Чтобы двигаться дальше, нужно отступить от религиозного наследия прошлого.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Признайте за собой естественное право на Изобилие

Признайте за собой естественное право на Изобилие Как можно чаще напоминайте себе, что вы достойны всего самого лучшего, что на свете нет ни одной материальной вещи, которая бы была слишком хороша для вас. Вы будете обладать тем, что сами выберете для себя. Не

5. Сверхъестественное

5. Сверхъестественное А. Танец солнца Рай оральности и его утрата во время вспышек ярости на стадии кусания, как мы предположили в предыдущей главе, могут быть онтогенетическим источником того глубокого чувства испорченности, которое религия трансформирует в сознание

Сверхъестественное…

Сверхъестественное… Когда человеку плохо – он потерял чувство опоры, не знает, что происходит в его жизни, как себя вести и что делать, – он, как известно, и за соломинку хватается. А что может дать нам уверенность и прояснить обстановку в ситуации, когда никакой

Приложение А. «Естественное» против «искусственного»

Приложение А. «Естественное» против «искусственного» Аристотелевская традиция, не содержащая никакого понятия об эволюции, так сильно влияет на современный научный и философский подход, что существующие дихотомии и противопоставления обычно не только не в состоянии

Естественное поведение

Естественное поведение Недостатка в психопатах, которые с целью получения денег, престижа, власти, свободы обманом заставляют других делать то, что им нужно, нет. Чего еще можно от них ожидать, если такое поведение идеально соответствует их характеру? Добавьте к этому

Сверхъестественное?

Сверхъестественное? Перед тем как мы начнем разоблачать трюки телепатов и экстрасенсов, давайте до конца разберемся в том, кто они. Мы сталкиваемся с такими шоуменами на городских фестивалях или у входа в метро. И это далеко не все места, где можно с ними повстречаться.Они

Покой – естественное состояние человека

Покой – естественное состояние человека Когда вы не находитесь в покое, вы все время тратите силы, напрягаете свое тело. Разум – господин, а тело – слуга: иными словами, тело следует за разумом. Наука давно доказала, что большинство болезней и тяжелых состояний вызывается

3. Сверхъестественное покровительство

3. Сверхъестественное покровительство Что же касается тех, кто не отверг зов, — первый, с кем им предстоит столкнуться в их героическом путешествии, представляет собой фигуру защитника (чаще всего это древняя старуха или старик), который должен снабдить путешественников

Веритас — римская богиня Истины.

Характеристика Править

Богиня Веритас заставляла людей говорить правду, что побуждало их убивать себя или друг друга. Таким образом люди невольно отдавали себя ей в качестве дани. Веритас забирала тела жертв и питалась ими, чтобы сохранить свою власть. Считала деликатесом человеческий язык, так как именно с него слетает ложь.

В предании сказано, что Веритас глаголет истину с горы, то есть в таких условиях, чтобы её слышало как можно больше людей. Её можно призвать, соединив череп кошки, райские зёрна и дьявольский шнурок.

Питает слабость к кошкам, в то время как собаки инстинктивно ненавидят её. В истинном облике также имеет кошачьи черты, в частности, глаза и пасть.

История Править

Истинный облик Веритас

Веритас была вызвана молодой женщиной по имени Кори из Калумет Сити, штат Иллинойс, которая хотела выяснить, изменяет ли ей бойфренд. Кори собрала ингредиенты и призвала богиню. После этого Веритас появилась в облике Эшли Франк, репортёра канала расследований. После её призвания, каждый человек в Калумете Сити, который вслух изъявлял желание знать правду во время её эфира, становился жертвой её проклятия.

Силы и способностиПравить

  • Правда — как богиня Истины, она способна была заставлять людей говорить только правду. Никто не может лгать ей, кроме тех, у кого нет души, как, например, Сэм. При этом, она всё равно видит, что ей лгут, но не понимает, как это происходит.
  • Телекинез — может перемещать объекты силой мысли.
  • Бессмертие — как языческий бог, она потенциально бессмертна.
  • Неуязвимость — ей нельзя навредить обычным оружием, а также на неё не действуют болезни.
  • Сверхскорость — может двигаться намного быстрее человека, а реакции её намного лучше, чем у любого человека в мире.
  • Сверхсила — может сбить врага с одного удара.
  • Перевоплощение — как богиня, она может принимать любой облик и внешний вид.

СлабостиПравить

  • Собаки — Веритас имеет ряд слабостей, связанных с этими животными. Собаки всегда лают на неё, так как чувствуют её природу. Будучи достаточно разозлённой лаем, Веритас продемонстрировала реакцию сетчатки своих глаз, что и выдало её Винчестерам. А удар ножа, смоченного в собачьей крови, смертелен для неё.

ПоявленияПравить

6.06 «Ты не вынесешь правды»Править

Дин попадает под действие проклятия, и все, кого он встречает, начинают рассказывать ему всю правду. Братья пытаются выяснить, кто именно может быть богиней правды. Сидя в баре, Дин видит на экране телевизора репортёршу, которая сообщает подробности скандальных новостей. Он говорит: «Мне нужна правда», и все начинают говорить ему всю правду.

Дин и Сэм догадываются, что репортёрша и есть Веритас. Они идут к ней домой, где попадают в её ловушку. Пред едой она решает сыграть в игру «Правда или правда». Она заставляет Дина признаться в том, что он хотел убить Сэма, когда тот спал. Когда Веритас переходит к Сэму, она начинает волноваться, так как на него её силы не действуют. Она делает предположение, что он не человек. Винчестеры пользуются её замешательством и убивают её ножом.

Мифология Править

В римской мифологии Веритас была богиней правды, дочерью свергнутого Юпитером бога Сатурна и матерью Добродетели. Считалось, что она прячется на дне священного колодца, и поэтому была так неуловима. Изображалась в виде молодой девушки в белых одеждах. В греческой мифологии ей соответствовала богиня Алетейя.

Саша Табакаев 10501 5 лет назад Провизор, лекарствовед Пользователю можно задать вопрос

Нет.

Понятие сверхъестественного как таковое не укладывается в критерии научности и ни одна гипотеза о сверхъестественном не признаётся чем-либо большим, чем лженаучной.

Если теория проходит по критериям научности, она признаётся научной, а её предмет — естественным. Если теория по ним не проходит, теория признаётся лженаучной и отвергается научным миром.

В любом случае сверхъестественное не может быть предметом науки, потому что наука рассматривает вещи только как естественные, и если что-то действительно происходит — оно естественное, а если речь идёт о сверхъестественном — оно объяснимо с научной точки зрения через галлюцинации, иллюзии, ошибки центральной нервной системы, но не является сверхъестественным.

Пример: концепция ясновидения и экстрасенсорики признаётся ненаучной, а концепция холодного чтения, которой пользуются все лжегадалки, используется как ментальная обоснованная технология.

Саша Табакаевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 6 -1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *