Не надо и беса

Элеанор Лонгден впервые услышала голос, когда была студенткой. Голос спокойно и терпеливо описывал всё, что она делала: «она выходит из библиотеки», «она отправляется на лекцию», «она открывает дверь». Когда она злилась и вынуждена была скрывать свои чувства, голос становился раздраженным, но в остальном почти ее не беспокоил.

По совету подруги Элеанор всё-таки решила пойти к психиатру. Ее положили в клинику, диагностировали шизофрению и выписали антипсихотические препараты. Но это не помогло ей избавиться от галлюцинаций — наоборот, голосов стало больше, и они звучали всё более враждебно. Постепенно Элеанор стала делать то, чего врачи ей делать не советовали: стала обращать внимание на содержание голосов и пытаться расшифровать их смысл. Она начала с ними общаться: если голоса приказывали ей не выходить из дома, она благодарила их за напоминание, что не чувствует себя в безопасности, а затем заверяла, что бояться нечего.

Содержание

Позднее она пришла к выводу, что каждый голос символизирует потерянную и отвергнутую часть ее собственной личности — воспоминания о детских травмах и насилии, чувство гнева, вины и стыда: «Голоса пришли на смену этой боли, превратили её в слова».

Когда она научилась работать с этими эмоциями, голоса стали утихать. Хотя они так и не исчезли до конца, Элеанор прекратила принимать медикаменты и смогла вернуться к нормальной жизни.

Галлюцинации здорового человека

В традиционной биомедицинской модели галлюцинации — ничего не значащий симптом, признак генетических аномалий и нарушенного баланса нейротрансмиттеров. Голоса нужно игнорировать и заглушать. Пытаться обсуждать их с пациентом — значит подталкивать его к бредовым рассуждениям и еще сильнее отрывать от реальности. Несмотря на огромные усилия и годы исследований, эта модель не смогла объяснить, как возникают такие галлюцинации, и предложить действенные методы лечения.

В психиатрических клиниках галлюцинации обычно снимают с помощью антипсихотиков — веществ, которые блокируют рецепторы дофамина в мозге. Но этот метод помогает далеко не всем. До 30 % людей с шизофренией слышат голоса даже на сильных дозах антипсихотических препаратов. Психиатры признают, что голоса в голове могут появиться по самым разным причинам. Они встречаются не только при шизофрении, но и при биполярном расстройстве, тяжелой депрессии, посттравматическом синдроме, а также у абсолютно здоровых людей.

Если вы слышите голоса, это еще не обязательно значит, что вы спятили.

По разным оценкам, от 5 % до 15 % людей слышат звучащие из ниоткуда голоса в какой-то момент своей жизни — обычно в ситуации сильного стресса или утраты. Подавляющее большинство из них не имеют психиатрического диагноза. У здоровых людей галлюцинации чаще состоят из одного-двух слов — например, недавно умерший супруг может вдруг позвать вас по имени из соседней комнаты. У детей галлюцинации вообще случаются повсеместно — похоже, это нормальная часть человеческого взросления.

Некоторые люди слышат голоса почти каждый день, но при этом не испытывают других психиатрических проблем. Люди с шизофренией чаще сталкиваются с враждебными голосами: они угрожают, призывают к насилию, осыпают уничижительными комментариями и подталкивают к самоубийству.

Людям без клинического диагноза голоса, напротив, обычно дают поддержку и утешение. Они советуют не опоздать на поезд, подсказывают решение сложной задачи или предупреждают об опасном повороте на дороге.

Исследователи из Йельского университета изучили группу медиумов — людей, которые утверждают, что обладают сверхъестественными способностями: читать мысли на расстоянии или передавать сообщения от духов. Ученые провели психиатрическую экспертизу и убедились, что эти люди действительно слышат посторонние голоса, но при этом не соответствуют другим критериям шизофрении. Не считая галлюцинаций и немного странных идей, они абсолютно здоровы.

Оказывается, отношения с голосами очень сильно зависят от наших собственных ожиданий и представлений. Ученые из Стэнфорда обнаружили, что шизофреники из Ганы и Индии чаще воспринимают слуховые галлюцинации в позитивном ключе: они слышат родственников или богов, которые дают советы, журят или дают распоряжения по домашней работе. А вот среди американских участников никто не сообщил о положительном впечатлении от галлюцинаций — голоса чаще происходили из неизвестного источника, оскорбляли и унижали, велели покончить с собой или причинить вред другим людям.

Если шизофрения — всего лишь биологическое заболевание, откуда такая разница? Антрополог Таня Лурман предполагает, что всё дело в наших представлениях о границах своего «я».

В западной культуре каждый человек обладает изолированной, отдельной идентичностью, и любое посягательство на эту территорию воспринимается как враждебное вторжение. А в более коллективистских культурах «я» определяется через отношения с людьми и другими существами.

Голоса воспринимаются как еще один вариант этих отношений и поэтому не представляют большой опасности.

«Исторические и культурные условия сильно влияют на то, как переживаются психические страдания», — указывает Лурман. Психиатрические расстройства, несомненно, являются «реальными» явлениями, которые требуют лечения. Но то, как мы к ним относимся, может повлиять на само развитие заболевания. Не все шизофреники смогли бы стать шаманами, если бы родились в Амазонии. Но даже западным людям голоса действительно могут сообщить что-то важное.

Движение за признание голосов

В 1987 году голландский психиатр Мариус Ромм работал с пациенткой по имени Пэтси Хейдж, которая слышала враждебные голоса. Сначала Ромм отказывался обсуждать с ней содержание галлюцинаций — как и большинство психиатров, он считал, что это сделает их лишь сильнее. Но Хейдж настаивала, что голоса — это не просто симптом болезни, что они что-то означают. Вместе они обнаружили, что самый главный голос напоминал Хейдж голос ее матери. Они пришли к выводу, что галлюцинации были связаны со строгим воспитанием и неспособностью выражать свои эмоции. После этого девушка начала поправляться.

Вскоре Ромм и Хейдж провели на голландском телевидении передачу, посвященную слуховым галлюцинациям.

Более 450 человек позвонили в студию, чтобы рассказать о своем опыте жизни с голосами. Так появилось движение Hearing Voices — международная сеть терапевтических групп, участники которых отстаивают альтернативный подход к слуховым галлюцинациям.

Они считают, что голоса нужно не отвергать и подавлять, а слушать, принимать и пытаться выстроить с ними доброжелательные отношения.

Это сильно расходится с традиционной медицинской моделью, в которой человек, разговаривающий со своими голосами, — эталон психа. Несмотря на почти радикальную направленность, движение получило поддержку среди многих психологов и психиатров по всему миру. Отделения Hearing Voices существуют в более 35 стран, включая Великобританию, Францию, Канаду и США.

Элеанор Лонгден после выздоровления сама стала психиатром и известным активистом движения за признание голосов. Она считает свои галлюцинации не случайным симптомом болезни, а источником понимания сложных эмоциональных проблем.

Главный вопрос психиатрии, по ее мнению, — не что с вами не так, а что с вами произошло. Голоса нужно воспринимать как забытую и отвергнутую часть своей личности. Узнавать больше о своих голосах — значит больше узнавать о самом себе.

Современные исследования показывают, что психологическая травма и галлюцинации связаны между собой сильнее, чем курение и рак легких. У тех, кто несколько раз в жизни пережил сексуальное насилие и другой травматический опыт, вероятность развития психоза увеличивается более чем в 50 раз. Галлюцинации при шизофрении и посттравматическом расстройстве могут быть одинаковыми, поэтому психиатры часто ошибаются с диагнозом. Вместо психотерапии они назначают антипсихотики, которые в этих случаях почти бесполезны.

Противоположная стратегия, которую предлагает Hearing Voices — слушать голоса и воспринимать даже самые злобные из них как часть самого себя, — многим действительно помогает вернуть психическое равновесие. Участники организации часто рассказывают одну и ту же историю: сначала голоса были враждебными и вгоняли меня в ужас, но как только я решил с ними взаимодействовать, они стали более управляемыми, иногда даже полезными. Например, они советуют вовремя ложиться спать или питаться здоровой едой. Голос становится своего рода воображаемым другом, который всегда рядом.

Но у этого движения есть и немало критиков. Некоторые из них считают, что активисты отвергают научные знания, преуменьшая значимость исследований психиатров-ученых.

Другие опасаются, что терапевтические группы подталкивают людей к отказу от приема медикаментов. Они утверждают, что движение привлекает слишком много внимания к принятию голосов, вместо того чтобы решать проблему, которая их спровоцировала.

Главная цель активистов — устранить стигму, связанную с психиатрическими заболеваниями. Они хотят создать будущее, в котором любой человек сможет идти по улице, разговаривать со своими голосами, и при этом никто не сочтет его ненормальным.

Раньше гомосексуальность тоже считалась болезнью, но теперь мы знаем, что всё дело в общественных установках и стереотипах. Голоса не всегда приводят к страданию и агрессии: многие люди могут научиться жить со своими голосами и не причинять никому вреда. «Слышать голоса — это естественная, хоть и необычная вариация человеческого опыта», — сказано в манифесте организации. Странно, но теперь многие психологи и психиатры почти готовы с этим согласиться.

Смерть шизофрении

Идея о том, что шизофрения — отдельное заболевание с четким набором симптомов, давно подвергается критике. Биомедицина пока не смогла ни объяснить, как возникает это заболевание, ни предложить адекватные методы лечения. Несмотря на многообещающие заявления и новые лекарства, количество людей, которым становится лучше, не увеличивается со временем. Многие психиатры начинают предполагать, что сама концепция шизофрении — это часть проблемы.

Слуховые галлюцинации, видения и другие необычные опыты встречаются у многих людей и необязательно свидетельствуют о скрытой патологии. Примерно 75 % людей, которые слышали голоса один или несколько раз в жизни, психически здоровы.

Лишь у 20 % людей с потенциальными признаками психоза развивается полноценное психотическое расстройство. Это привело многих исследователей к выводу, что шизофрения — крайняя часть спектра, на котором находятся другие состояния, которые нуждаются в разных методах лечения.

А иногда, возможно, не нуждаются в нем вообще.

Профессор психиатрии Маастрихтского университета Джим ван Ос предложил отменить термин «шизофрения», а вместо него ввести концепцию расстройств психотического спектра. Исследования шизофрении можно сравнить с рассматриванием разных частей слона в увеличительное стекло: у нас есть убедительные работы о хвосте, туловище и ушах, но нет четкой картины всего животного. Но этого слона, вероятно, просто не существует. Нужно оставить попытки найти единственную причину заболевания и изучать всё многообразие его проявлений.

Важная часть проблемы заключается в том, что шизофрению часто описывают как неизлечимую хроническую болезнь головного мозга. Пациентам некоторые врачи говорят, что уж лучше бы они заболели раком — тогда у них была бы хоть какая-то надежда на выздоровление.

Из-за этих стереотипов люди, которые начинают слышать голоса, сразу же приходят к выводу, что они обречены. Диагноз срабатывает как самоисполняющееся пророчество — усиливает тревогу и ведет к ухудшению симптомов.

Психиатры надеются, что концепция психотического спектра может помочь разработать новые методики лечения. Во-первых, станет легче определить, кто находится в зоне наибольшего риска. Во-вторых, всем будет понятно, что для разных состояний нужно применять совершенно разные терапевтические подходы, а не предлагать всем ударные дозы антипсихотиков.

Для людей, которые слышат неприятные голоса, недавно появилась многообещающая методика — аватар-терапия.

Пациента сажают перед монитором, где создает виртуальный аватар с лицом и голосом, который больше всего напоминает источник враждебных звуков. С помощью этого аватара человек постепенно учится управлять слуховыми галлюцинациями и делать их более терпимыми. Клинические испытания показали, что этот метод работает даже эффективнее, чем сеансы с психотерапевтом.

Большинство психиатров всё еще считают голоса в голове симптомом скрытой патологии. Но по-настоящему объявить их признаком болезни можно только в том случае, если голоса действительно причиняют человеку страдания и вред. От этого критерия пока никто не собирается отказываться.

Мы живем в эпоху постшизофрении, считает психиатр из Тринити-колледжа Саймон Маккарти Джонс: «И что бы ни возникло из пепла этой устаревшей концепции, в первую очередь оно должно помогать людям».

Борьба с духами злобы

Диавол ненавидит Бога, но не может с Ним бороться, поэтому хочет погибели людей, созданных по образу Божию, думая этим отомстить Богу. Он смотрит, что творит Бог для спасения людей, и подобное, но по противоположности, делает для их погибели. Так диавол вместо пророков посылает лжепророков, вместо апостолов – лжеапостолов, создает вместо закона беззаконие, вместо добродетелей – злобу, вместо всякой правды – всякий грех и вместо правильных догматов – мерзостные ереси.

Всякая брань с падшими духами сводится к духовной молитве. Она является главным оружием против демонов и сильно им ненавистна, для людей же спасительна и благодатна.

С живущими в миру нечистые бесы ведут брань, относящуюся в основном к делам и вещам, а пустынников, из-за отсутствия вещей, искушают помыслами. Пустынникам же намного труднее бороться, и им более всего необходима чистая молитва. Преподобный авва Филимон провел в различных пустынях более 70 лет, терпя от духов злобы многочисленные искушения. Опыт научил его всю надежду возлагать на Бога и непрестанно молиться.

В духовной брани бесы применяют разнообразные коварные приемы. Вот некоторые из них. Когда ум молится уже чисто и бесстрастно, лукавые духи начинают нападать не «слева», а «справа». Они внушают некие приятные чувства и показывают свет, чтобы пробудить страсть тщеславия. Не боримый в это время плотскими и нечистыми страстями человек начинает принимать за Божественные явления, предлагаемые хитрым бесом. Иногда демоны внушают помыслы, и тут же побуждают прекословить и молиться против них, и сами уступают, чтобы человек прельстился и возмечтал о себе, будто начал побеждать помыслы и устрашать бесов.

Нечистые духи могут коварно отступать, чтобы христианин успокоился и оставил сердце свое без внимания. Тогда они внезапно нападают и низвергают душу во всякое согрешение, лютейшее первых грехов, о прощении которых человек молился. Бывает, что демоны намеренно обращаются в бегство, но оставляют позади себя «резервный полк». И если кто возомнит себя победителем и выйдет из града – молитвы, подвигшись на гнев, то окажется посреди врагов. Иногда злые духи разделяются как бы на два отряда. И когда подвижник ищет помощи против одних, входят другие в образе ангелов и прогоняют первых, чтобы прельстить.

Есть лукавый демон, который утром беседует с мыслью и разными воспоминаниями и попечениями старается сделать ум рассеянным. И когда ум мало-помалу удалится от ведения Бога и добродетели, тогда нападает на него дух любодеяния, или гнева, или печали. После нечистых помыслов бесы часто влагают и помыслы попечения, чтобы отвлечь от молитвы. Также они стараются возбуждать чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство и прочие страсти, чтобы ум, одебелев в них, не мог как подобает молиться.

Если все же бес не сможет воспрепятствовать молитве праведного, то старается повредить уже помолившемуся: или на гнев его толкает, истребляя плоды молитвы, или возбуждает нечистые пожелания, оскорбляя ум. Бесы мстят и тому, кто помог другому, завидуя его приобретению.

Враг не всегда явно противоборствует. Но когда хочет вовлечь кого-либо в великий и тяжкий грех, сперва побуждает совершать малые и незаметные: прежде прелюбодеяния – частое и сладострастное воззрение, прежде убийства – небольшой гнев и прежде помрачения мысли – малое пристрастие.

Деятельно подвизающихся демоны покушаются низринуть в глубину осуждения, научая из внешних нравов ближнего выводить лукавые подозрения, которые бывают ложны и губительны. Иногда духи злобы препятствуют совершать удобные и легкоисполнимые добродетели, а понуждают творить что-либо непосильное или несвоевременное. Молчаливым и отшельникам они внушают желание общего жития, преуспевающих же в послушании привлекают к делам безмолвников. Так демоны пытаются разрушить и ту и другую добродетель, поскольку для преуспевания нужно знать во всем меру и время.

Если бесы внезапно появятся в воздухе, желая навести ужас, не надо бояться и смущаться от их угроз, но прилежнее молиться. Они устрашают, испытывая, обращают ли на них внимание или совершенно презирают. Тому, кто предстоит в молитве Богу Вседержителю, Создателю и Промыслителю вселенной, неразумно бояться комаров и жуков (бесов), забыв непреоборимый страх (благоговение) перед Творцом, Которого вся боятся, и трепещут от лица силы Его (2 Пар. 36, молитва царя Манассии). Ибо заповедуется: «Господа Бога твоего да убоишися» (Втор. 6, 13).

Некий святой так усердно молился в пустыне, что совсем не обращал внимания на бесов. Они даже поднимали его в воздух и трясли, но не могли оторвать его ум от горячей молитвы.

Духи злобы больше всего бояться креста, который христиане носят на шее, Таинства Крещения и Таинства Причащения. Причастники соединяются со Христом, и если бы они затем сохраняли себя от всякого греха, то ни один бес не мог бы оскорбить их. Также бесы очень боятся Божественной благодати, особенно когда она изобильно изольется на очищающихся поучением Священным Писанием и молитвою. Тогда не дерзают демоны приблизиться, но покушаются мечтаниями устрашать, и смущать, и отводить от дел бдения и молитвы. Завидуют они даже краткому отдыху и не дают уснуть. Непобедимым оружием против диавола являются смирение и мужество, любовь и милость.

Ненависть к демонам очень помогает спасаться и совершать добродетели. Но кто не возращает и не укрепляет в себе эту благую ненависть, сластолюбивым духом расслабляясь, постепенно увлекается к порочной дружбе с грехом. Эту дружбу, или, лучше сказать, неудобоисцелимую гангрену, Врач душ исцеляет оставлением, попуская страшно пострадать от бесов. И снова душа возвращается к первоначальной ненависти, научаясь говорить ко Господу: «Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс. 138, 22). Совершенною ненавистью ненавидеть бесов может только тот, кто отвергает сластолюбивые и греховные помыслы.

Оглавление

Если веришь в нечистую силу – не удивляйся, когда доведется с ней встретиться.
Франсиско Гойя. «Сон разума рождает чудовищ»

Изгнание злого духа из одержимых им и борьба самоотверженного священника с дьяволом все чаще становятся темой современного кинематографа. На экране появляются темные своды готических церквей с горящими свечами, слышится монотонный голос человека в сутане, произносящего бесконечную цепочку непонятных слов на латинском языке. Поодаль в судорогах корчится женщина или ребенок, которые с пеной у рта выкрикивают проклятия в адрес Бога┘

Я полагаю, что многие читатели вспомнили известную российскому кинозрителю ленту «Экзорцист». Первая серия «Экзорциста» вышла в 1973 году и имела такой успех, что было снято целых два сиквела – «Экзорцист-2: Еретик» в 1977-м и «Экзорцист-3» в 1990 году. В 2001 году на экранах появился «Экзорцист возвращается»┘

Экзорцизм – это изгнание злых духов, бесов и прочей дьявольской нечисти из человека. Считается, что крещение не дает защиту от дьявола на протяжении всей жизни и никто не застрахован от одержимости нечистой силой. Даже мать Тереза из Калькутты, великая женщина, удостоенная в 1979 году Нобелевской премии мира за помощь страждущим, подверглась обряду экзорцизма, будучи уже в преклонном возрасте. Как рассказывают знавшие ее, она вдруг стала вести себя очень возбужденно, особенно ночами.

Нельзя сказать с достоверностью, чем же это все-таки было вызвано. Правда, теперь мы знаем из воспоминаний о ней, что мать Тереза многие годы испытывала сомнения в существовании Бога. Может, сомнения и породили в ее душе благодатную почву для демонов-искусителей? Однако она не была одержима в полной мере, иначе ее воля полностью подчинилась бы злому духу, а последствия были бы более удручающими. По крайней мере, так думают представители Церкви.

Еще в 1644 году голландский врач Эсе описал в своей книге «Рассуждения о знаках одержимости» все основные приметы этого явления, выделив целых 11 пунктов. Вот некоторые из них: человек ведет дурную жизнь; чуждается людей и очень замкнут; страдает продолжительной болезнью, сопровождающейся необычайными признаками и припадками вроде непробудного сна или извержениями рвотных масс с предметами, не входившими в состав пищи; хулит Бога и часто поминает дьявола; жалуется на скуку и пустоту жизни; испытывает чувство отчаяния, впадает в бешенство, буянит и дерется; издает крики, свист и рычание подобно дикому зверю или птице; строит такие гримасы, которые приводят в трепет всех людей, и т.д.

Инквизиция в то время наделяла одержимых умением говорить на неизвестных и не понятных им самим языках. Считается, что они проявляют сильное беспокойство, когда кто-то читает при них молитвы или совершает обряды и таинства Церкви.

В Средние века за одержимость чаще всего принимали какое-нибудь психическое заболевание. В наше время, когда медицина и наука заметно шагнули вперед (а вместе с ними – и все общество), человека, страдающего эпилепсией или шизофренией, вряд ли будут подвергать бичеванию с целью изгнания бесов, как это делалось когда-то. А бичевание действительно имело место: человеку причиняли боль, чтобы злому духу, угнездившемуся в его теле, жизнь медом не казалась. При этом экзорцисты порой так увлекались истязаниями одержимых, что тот, кого они должны были спасти от бесов, умирал. Кажется, это самая яркая иллюстрация к известному изречению: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Например, сегодня «синдром Туретта», проявляющийся нервным тиком лица, подергиванием мышц шеи и плечевого пояса, неконтролируемыми движениями губ и языка, теперь не считается проделками дьявола. Хотя многое из списка признаков одержимых свойственно этому недугу – больные могут даже непроизвольно выкрикивать ругательства и плеваться.

Экзорцистом может стать далеко не каждый священник. Это должен быть человек, который верит на 200% из 100 возможных в то, что добро всегда восторжествует и иначе просто быть не может. Это должен быть человек, который не упивается своим могуществом, а осознает, что через него действует Бог, который и побеждает в конечном счете силы тьмы. Иначе демон может завладеть еще и душой заклинателя. Во время проведения обряда экзорцист обязан быть спокоен и не отвлекаться ни на какие другие мысли.

Известно, что Римские Папы никогда не были против проведения экзорцизма и лично принимали участие в этом обряде. На человеке, который совершает изгнание демонов, лежит большая ответственность. Более того, экзорцист пропускает сквозь себя все недуги страждущего. Некоторые источники в Ватикане сообщали, что Папа Иоанн Павел II трижды за свою жизнь лично совершал этот обряд. В последний раз это было в 2001 году. Тогда он и ассистировавший ему священнослужитель якобы даже наблюдали, как тело «одержимой» девушки 20 лет отделялось от ложа и парило в воздухе. Впрочем, пресс-служба Ватикана эти сообщения никогда не комментировала.

Естественно, что сейчас ни одна официальная Церковь не позволит пускать кровь, или бичевать человека, якобы одержимого бесами, или окуривать его непереносимыми запахами – все это в прошлом. Да и рассказы монахинь из веков минувших о том, как в них вселялись демоны, скорее всего не более чем плод нездоровой фантазии, религиозный фанатизм или что-то еще в этом роде. Так, в XVI веке юная французская монахиня утверждала, что в нее вселилось аж 12 600 бесов, а монахиня из Бельгии заявляла, что еще в 14-летнем возрасте вступила в половую связь с дьяволом, а потом ее еще не раз одолевали разные духи, и экзорцизм помогал бедной женщине лишь на какое-то время.

Но не стоит думать, что экзорцизм – исключительно западное явление, хотя на Западе он, безусловно, более распространен. В нашей стране Православная Церковь тоже борется с дьяволом, хотя о своей Эмили Роуз, из которой изгнали шесть вселившихся в нее демонов, мы ничего не знаем. Свято-Троицкая Сергиева лавра, где хранятся мощи Сергия Радонежского, является одним из центров изгнания бесов, которое в православии называется «отчитыванием». Во время этого обряда читается специальная молитва на церковнославянском языке (это самая длинная молитва в Православной Церкви, ее продолжительность – 20 минут), совершается каждение – курится ладан. Главное условие для отчитывания – одержимый должен быть человеком крещеным и носить нательный крест.

Демоны могут парализовать свою жертву или отнять у нее речь. Во время экзорцизма страждущий может начать говорить абсолютно чужим голосом – голосом демона или нескольких бесов, завладевших его телом. Священники обычно пытаются войти в контакт с нечистой силой, узнать, с какой целью демоны одолевают свою жертву. Церковь как прежде, так и теперь, заявляет о физическом существовании дьявола в нашей жизни. А что остается нам? Тихо роптать на жизнь и просить у Бога защиты и помощи?

Дьявол, его присутствие в нашей жизни и борьба с ним – все такая же популярная тема, как и в прошлые столетия. Мир по-прежнему полон первобытных страхов. Мы готовы жить, погрязнув в стереотипах, предрассудках и суевериях, лишь бы не утруждать себя самостоятельным мышлением. Во всяком случае определенно можно сказать, что если видеть в каждой своей неудаче происки дьявола, то непременно наживешь себе нервное расстройство, которое будет ничем не лучше, чем одержимость. Как часто мы видим людей, которые страдают не столько от козней дьявола, сколько от собственных страхов сделать шаг без оглядки на Бога или чёрта.

Что ж, можно верить в ведьм, дьявола или вампиров. Только тогда не стоит удивляться, что жизнь однажды столкнет вас с этой нечистью. И уж решайте потом сами, чем была вызвана эта встреча – силой вашего воображения или объективной реальностью. Только не стоит забывать, что мы живем именно в той реальности, которую конструирует наше сознание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *