Не рыдай мене мати

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

К эпохе Иоанна IV Грозного относятся несколько небольших, так называемых «молельных» икон.

Среди них заслуживает внимания не яркая по краскам, но чрезвычайно интересная по сюжету икона «Не Рыдай Мене, Мати». На иконе изображено оплакивание Христа его матерью — Марией.

Впервые композиция «Не Рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Это образ святой, церковный: Пречистой, плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и обвитым чистой плащанице — этот образ подписан «Не Рыдай Мене, Мати». «Почему же не рыдай?» — «Восстану бо и прославлюся. И не только Сам восстану, но и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тебя величающих». Вот где разрешение самой глубокой скорби человеческой — из гроба Сына к сердцу Пречистой несутся звуки не прекратившейся, но побеждающей Жизни… Все стихло. Таинственные звуки, слышимые только ухом сердца, предначинают песнь о неизреченном чуде, о неизреченном счастье… Перед глазами Ее еще Мертвец, но это не может поколебать победной песни победившей вечной жизни.

«Радуйся!» — сказал Архангел Деве однажды, — «и паки реку: радуйся!» — сказал Он ей другой раз, — «Твой Сын воскресе!..»

Отныне надгробная песнь над всяким умирающим о Господе растворяет слезы победной песнью «Алилуйа!» — Нет у человека более сильного врага, чем ад и смерть — но они побеждены! — Аминь!»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не Рыдай Мене, Мати»

Молитва первая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

В западном искусстве сцена Оплакивания Христа дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, рыдающей над своим умершим Сыном. В православной иконе сквозь скорбь слышится весть о Воскресении. Рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

Страстная тема в православной иконографии не имеет такого разнообразия, как в искусстве западноевропейском, тем не менее, начиная с конца XV в. в русские иконостасы входит Страстной ряд, а в аналойных иконах и в росписях жертвенника появляется сюжет «Не рыдай Мене, Мати». Иконография этого образа сложилась в византийском искусстве XIII в., а затем пришла в древнерусскую традицию.
На иконе «Не рыдай Мене, Мати» изображается Богородица, обнимающая Христа, стоящего во гробе на фоне креста. Нередко этот образ называют православной «Пьетой» (итал. пьета – плач), поскольку здесь раскрывается тема оплакивания Христа перед положением Его во гроб. Наверное, самым известным западным произведением на эту тему является «Пьета» Микеланджело.
Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.
Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.
Об этом говорит и название образа, которое восходит к ирмосу девятой песни канона св. Космы Маюмского на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»
В песнопении Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, побеждающем смерть. И в иконе мы не видим ничего мрачного, но в ней подчеркивается мотив диалога Матери и Сына. Композиция повторяет иконографическую схему Умиление, где Пресвятая Дева прижимает к груди Богомладенца Христа. Эта перекличка показывает, что в иконографии Умиления присутствует тема Страстей, а в иконографии «Не рыдай Мене Мати» — тема любви. Но именно любовь и побеждает смерть.
Икону, которую мы представляем здесь в качестве примера, написал современный мастер — московский иконописец Александр Соколов. Образ исполнен мягко, лирично, с тонкими психологическими нюансами, при этом достаточно строго и вполне канонично. Сдержанный колорит, компактный силуэт, деликатность живописной разделки — все это делает икону незаурядным произведением, как с художественной, так и с богословской стороны. Образ Соколова помогает молитвенно настроиться на тему Великой Субботы — тему смерти Спасителя, за которой следует Воскресение, победа над смертью.

Ирина Языкова

Версия для печати

Тэги: Страстная седмица Великий пост Церковное искусство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *