Не судим

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Не судите да не судимы будете — если принимать, понимать, прощать чужие недочеты, ошибки, пороки и недостатки, можно надеяться на то, что и окружающие будут к вам так же лояльны и терпимы. И наоборот, категоричное осуждение ближних вызовет с их стороны такую же реакцию, потому что нет безгрешных людей, «скелет в шкафу» имеется у каждого

Происхождением выражение обязано Новому завету

1. Не судите, да не судимы будете,
2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить
3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Евангелие от Матфея 7 стих 2)

Использование высказывания в литературе

    — «физиология , она пройдёт, останутся разбитые камни, разбитое корыто, разбитые сердца дочери и отца (о себе он сказал именно так, в третьем лице), возврата же не будет, потому что хотя он сторонник «не судите да не судимы будете», но есть вещи, которые не прощаются даже и по христианским заповедям, как то: предательство, измена» (Алексей Слаповский «Гибель гитариста»)
    — «Конечно, об их отношениях в прошлом и настоящем сплетничали, но «не судите, да не судимы будете» (Николай Амосов «Голоса времен»)
    — «Но чем дольше живу на свете, тем непостижимей для меня глубина простых этих слов: не судите, да не судимы будете» (Г. Я. Бакланов «Жизнь, подаренная дважды»)
    — «Нет больше жажды справедливого суда. Не судите, да не судимы будете. И в общем деле любви (не в собирании костей Адама, а в помощи живому Богу) страдание становится радостью» 9Г. С. Померанц «Записки гадкого утёнка»)
    — «Анисим Анисимович понимал; не к нему лично ненависть, к тому делу, которое он исполнял, была, есть и всегда пребудет она, ибо еще Он ― Он! ― завещал: «Не судите да несудимы будете!» Но что нынче Он?» (Виктор Астафьев «Прокляты и убиты»)

— Не судите, да не судимы будете…

— Обвиняемый, сядьте на место.

Часто люди, живущие по принципу «я никого не трогаю и вы меня не трогайте», в ответ на критику своих слов или поступков пускают в ход известную цитату из Библии, призывающую оставить их в покое. Помимо неё, могут использоваться схожие по смыслу выражения, например: «каждый имеет право на своё мнение», «нельзя никого осуждать», «у каждого своё понимание правильного и неправильного» и т.д., а также различные сочетания этих фраз. Как стоит к этому относиться? Является ли такая позиция правильной?

Действительно, каждый имеет право на своё мнение, однако некоторые понимают и используют это выражение неправильно. Каждый имеет право на то, чтобы иметь своё мнение и на то, чтобы отстаивать его правильность, приводя аргументы в свою пользу, но совершенно неправильно иметь мнение и при этом никак его не аргументировать и никак не отстаивать правильность своей позиции. Поэтому каждый имеет право на своё мнение только будучи уверенным в его правильности, но как только правильность позиции человека по какому-либо вопросу поставлена под сомнение или, более того, опровергнута и доказана её неправильность, человек должен уметь признать свою неправоту и отказаться от своего ошибочного представления в пользу более правильного. Разбираться же в том, что правильно, а что нет, нужно всегда и в каждом вопросе, при этом никаких единых критериев правильности, естественно, не существует. Одно и то же действие при одних условиях может оказаться правильным, а при других – неправильным. А для того, чтобы понять, что является правильным, а что — нет, нужно учиться мыслить глубоко, связно и непротиворечиво; учиться разбираться в вещах, находить конструктивные пути, ведущие к развитию.

Конструктивная критика человека, направленная на совершенствование его личности, является неотъемлемой частью саморазвития. Конечно, человек и сам может видеть в себе некоторые недостатки и работать над их устранением. Но что плохого в том, чтобы на «косяк» указал кто-то другой? Нормальной реакцией на конструктивную критику является её осмысливание и принятие действий, направленных на устранение замеченных недостатков.

Что же мы наблюдаем в случае с нашими «неподсудными»? В ответ на замечание, сделанное в их адрес, они спешат уведомить нас, что не стоит судить другого человека, ибо каждый из нас не без изъяна. Эта позиция совершенно неправильная. Да, практически у каждого человека есть некие недостатки, над устранением которых ему нужно работать в целях саморазвития. Но из этого никак не следует, что никто не в праве критиковать других людей. На самом деле, люди, которые твердят об этакой неподсудности, просто стараются избегать критики в свой адрес, так как она лишает их эмоционального комфорта. Им гораздо проще жить, когда никто не указывает на проблемные места в их словах и действиях, на их ошибочные мнения и взгляды и на их неправильное мышление.

В жизни таких людей саморазвитие играет незначительную роль. Они склонны полагать, что каждый вправе поступать так, как того хочет только он сам, и никто не вправе проводить критику чужим идеям или поступкам. Для таких людей в те моменты, когда они прикрываются мудрой, как им кажется, фразой «не суди, да не судим будешь», не существует понятия «правильно/неправильно», а думать над тем, каковы последствия их действий или каков смысл их слов, они не хотят. При этом в каких-то иных ситуациях они могут различать, что правильно, а что нет, тем самым проявляя некую избирательность относительно того, когда надо думать, а когда нет. Правильным же является думать всегда и в каждой ситуации разбираться в том, как поступить верно.

Таким образом, эта фраза совершенно неправильно применяется людьми для оправдания своего нежелания задумываться над правильностью вещей. Какой же смысл нужно придавать этому выражению, чтобы понимать его правильно?

Чтобы понять это, нужно обратиться к источнику фразы – к Библии. «Священная книга» переписывалась множество раз, потерпела некоторые искажения в смысле фраз, содержащихся в ней. Сейчас в Библии мы имеем дело с таким выражением: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Апостол Матфей, «Матфея 7:1-5». Какой же можно сделать вывод из этого? А такой, что если рассматривается только часть этой фразы: «не суди, да не судим будешь», без дальнейшего уточнения: «ибо каким судом судите, таким будете судимы…», то она принимает совершенно иной смысл, причём, как уже ранее указывалось, совершенно неправильный. А правильный смысл целой фразы из библии такой: не судите лицемерно, предвзято, и тогда не будете судимы так же лицемерно и предвзято. То есть смысл её в том, что суд должен быть только справедливым.

Что же мешает понимать смысл этого выражения правильно? Как уже говорилось, очень многим людям не нравится, когда кто-то указывает на их ошибки (не важно даже, с какой целью это делается). Это задевает эмоционально мыслящих личностей, которые в критике способны разглядеть лишь упрёки и обвинения, целью которых является унизить человека. Даже если цель критики — помочь другому человеку стать лучше, поспособствовать его саморазвитию как личности, всё равно она воспринимается чаще всего в штыки тем человеком, который в этой критике, пусть даже сформулированной весьма корректно и безобидно, видит лишь повод для того, чтобы обидеться на якобы попытку унизить. Вместо того, чтобы посмотреть на эту критику разумно (или принять её, или доказать её несправедливость), эти люди реагируют сугубо эмоционально, и часто наблюдаемой реакцией является как раз склонность к позиции «не суди, да не судим будешь». Таким образом, неправильное понимание и использование этой фразы является следствием эмоционального мышления.

К чему приводит склонность к этой неправильной позиции: вследствие непринятия критики и непризнания своих ошибок, развитие личности или замедляется (если человек склонен только к самокритике), или вообще останавливается (если человек даже сам в себе не желает замечать недостатки и работать над их устранением).

Для того, чтобы развиваться, нужно уметь принимать чужую критику, нужно уметь видеть свои недостатки и ошибки, не бояться их находить самому и уметь признавать их перед другими людьми.

Конечно, любая критика должна быть справедливой, оправданной, сформулированной таким образом, чтобы человек, которому она адресована, правильно её понял. Но для того, чтобы люди помогали друг другу развиваться, необходимым условием является также и то, чтобы правильно сформулированная критика находила адекватную, обдуманную реакцию со стороны критикуемого, которому следует либо согласиться с ней и наставить себя на путь исправления своих недостатков, либо доказать автору критики то, что его мнение является неверным (ведь вполне возможно, что сам критик придерживается неправильного мнения, и тогда уже он должен будет признать свою неправоту и изменить своё мнение).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: судить слова и поступки других людей не просто можно, а нужно. Но важно помнить то, что под словом «судить» здесь понимается приводить конструктивную критику с целью помочь другому человеку стать лучше и исправить какие-либо его недостатки. Результатом этого должно стать либо исправление этих недостатков, либо опровержение критики и доказательство её несправедливости. Но чтобы правильно реагировать на критику, нужно учиться мыслить, стремиться разбираться в каждой ситуации и в каждом вопросе, всегда задумываться, правильно ли поступаешь. Поэтому правильно будет сказать так: не суди, коль не разобрался; а если судишь, то делай это конструктивно. И всегда нужно помнить такое правило: критикуешь – предлагай. Недостаточно просто указать на неправильность каких-то слов или действий, нужно показать, как было бы сказать или сделать правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *