Неофитство в православии

Д. Н. Дурыгин

О религиозной паранойе и религиозной истерии

Болезней с такими названиями ни в одном из диагностических справочников и классификаторов заболеваний нет. Однако, в бытовом смысле они применяются довольно часто, обозначая те или иные отклонения в общественном поведении некоторых людей. Поэтому мы попытаемся проследить основные этапы происхождения и развития этих состояний, действительно имеющих место быть в нашей жизни, опираясь на учение о высшей нервной деятельности великого русского физиолога И.П. Павлова.

Впервые придя в Церковь, человек сталкивается с совершенно новым, незнакомым и непонятным ему миром. При этом срабатывает т.н. «установочный рефлекс», или рефлекс «что такое?» по Павлову – человек весь внутренне подбирается, мобилизуется, для того, чтобы адекватно ответить на изменившиеся внешне обстоятельства. Эта внутренняя готовность очень важна, т.к. менять приходится много – образ жизни, питания, поведения, труда и отдыха и пр. Причем менять приходится часто в сторону ограничения, а это еще тяжелее. Начинается период неофитства.

Неофитство – это совершенно нормальный физиологичный процесс для вновь вступившего. Цель его – упорядочить и привести к определенным стандартам внешние проявления жизни и подвести к началу внутренней жизни, которая и будет в дальнейшем определять бытие этого человека в сообществе себе подобных и в вере, которую он исповедует. Однако, неофитство, как процесс вхождения в суть дела, может преображать и патологические черты. В чем здесь причина?

Причина, как правило, в установочном рефлексе, который срабатывая на изменение внешней среды, требует конкретный образец поведения и образа жизни в новых условиях. В идеале этим примером должен быть человек высокой духовности – старец, делатель, но в нашей действительности таковых – дефицит. При отсутствии старца, лучшим вариантом является фиксация сознанием на образцах жизни и поученииях святых Отцов Церкви. Но далеко не всегда мы встречаемся с этими вариантами неофитства. Чтобы читать Святых отцов, необходимо время, терпение, большие усилия для поддержания внутренней сосредоточенности – а это возможно при достаточно крепкой, сильной нервной системе. Слабая нервная система большей части неофитов не выдерживает такого напряжения и требует немедленного примера, знамения, символа, просто более сильной личности.

Однако, найденные символы, знамения и люди являются объектами внешнего мира, они дают на какое – то время силы для сохранения внешних ограничений, но не дают толчка к началу внутренней жизни. Вот это отсутствие внутреннего духовного развития, дающее понимание смысла необходимости внешних ограничений «изнутри» и является причиной религиозного ханжества, лицемерия, показной религиозности, законничества, запретительства. Что же происходит далее?

Дальнейшее развитие неофита происходит в соответствии с его типом высшей нервной деятельности. И.П.Павлов экспериментально выделил 4 типа высшей нервной деятельности, но нас будут интересовать лишь 2 крайних варианта: сильный неуравновешенный (соответствует Гиппократовскому холерику) и слабый неуравновешенный (меланхолик у того же Гиппократа).

Холерики представляют собой людей, у которых интеллектуальная деятельность преобладает над чувственно – эмоциональной сферой (такой тип мыслителя, зарытого в бумажки и не обращающего внимания на дырявые носки, бардак в комнате и уплывающий кофе на плите). Такой человек склонен цепко и очень прочно фиксироваться сознанием на какой-то идее, возводя ее в превосходную степень до поклонения ей. Также им свойственна переоценка собственной личности, самоуверенность, нетерпимость к чужим мнениям. резко выраженная чувствительность в отношении фактов, ущемляющих их повышенное самолюбие, склонность к увлечению какой – либо идеей, доходящая до фанатизма. Это ведет к развитию недоверчивости и подозрительности, жизнь его проходит в постоянной борьбе с окружающими людьми, которые, как он считает, к нему несправедливы.

В периоде неофитства, начитавшись вместо св.Отцов всевозможных комментариев к ним, написанных не от Духа, а от «большого ума» в стиле «православных страшилок», они переживают некое внутреннее потрясение, которое, как им кажется, дает им смысл понимания происходящего. Как правило, после прочтения «страшилок» появляются навязчивые (хочется сказать бредовые) идеи преследования по типу так называемого парафренного синдрома, выражающиеся в поиске и видении всегда и везде врагов: жиды, масоны, компьютерная сеть, спутниковое кодирование, секты, сатанисты, экуменисты, журналисты и пр. Да, это действительно имеет место быть в нашей жизни, но не в такой же степени, чтобы забыть о настоящей жизни и думать только о кознях преследователей. В дальнейшем навязчивая идея преследования наводит на мысль – ведь если так неотступно преследуют, так значит неспроста…! Значит, есть в нас, а в частности во мне, нечто такое, что им покоя не дает!

Так постепенно формируется навязчивая идея величия. При истинной паранойе все может начаться не с идеи преследования, а сразу с идеи величия, когда человек считает, что человек знает или умеет нечто такое, что может спасти мир, дать человечеству огромные возможности в лечении болезней, получении дешевой энергии, продуктов питания. избавления от «нечистой силы», спасения России и пр. Эти идеи занимают человека всего, подчиняя себе его деятельность и жизнь. Сложность этих состояний заключается в том, что при наличии таких тонких духовно – психических нарушений они абсолютно сохранны интеллектуально, работоспособны, набожны порой до исступления, так что даже рука не подымается заподозрить их в отклонении. Они же свои подозрения рассылают направо и налево. Исходом этого состояния будет или постепенная деградация личности, или параноидная форма шизофрении. Духовная же подоплека этого очевидна: при отсутствии истинной внутренней духовной жизни, душевная природа, не терпящая пустоты, заполняется духом лжи и ведет к гибели.

Второй крайний вариант высшей нервной деятельности — меланхолики . Это люди очень слабые психически, чувствительные, мнительные, больших интеллектуальных, психических и физических нагрузок не переносят, они вводят их в депрессию, ступор; тогда как различные мелочи воспринимаются обостренно и им придается преувеличенное значение до экзальтации или аффективного экстаза. Преобладает чувственно – эмоциональная сфера над интеллектуальными построениями. В периоде неофитства, после «страшилок», «знамений», младостарцев – парафреников и параноиков такие субъекты впадают в состояние истерии. Истерия очень разнообразна в своих проявлениях и усложняется тем, что таким людям свойственны высокая внушаемость и подражание. Подражая соседям, они боятся «кодирования», ищут «знамений», «знаков свыше», придавая повышенное значение субъективным ощущениям и житейским мелочам. Они считают сколько раз их «пробивает благодать» в том или другом храме во время службы того или иного священника, ищут «благодатных» батюшек, а найдя таковых истинных или надуманных, раздувают вокруг шумную кампанию прижизненной канонизации, ловя каждое чихание как «знак свыше», чем даже вводят в соблазн и самих священников.

Меланхолики – это люди, дающие нам основной процент разнообразных тяжелых и хронических заболеваний, связанных, как правило, со слабой регуляцией головным мозгом их внутренних органов и обмена веществ. Поэтому им, в силу их внушаемости, так важна установка на исцеление у чудотворных икон. источников, мест и пр. Именно среди этих людей мы и наблюдаем, как правило, все имевшие место быть чудеса исцеления, поэтому меланхолики и составляют основную массу хронических паломников.

Этим я не желаю умалить ценность исцеления у икон, мощей и пр., но хочется сказать, что исцеление само по себе не является самоцелью для человека, а есть помощь, поддержка, поощрение за внутренний духовный труд и подается не всем одинаково, а по силам. Для сильных типов – сангвиника и флегматика слишком просто было бы куда – то приехать, к чему – то приложиться и готов результат – язва исчезла, рана заросла, камни высыпались – они могут и должны потрудиться не на «благодатном месте», а внутри себя. тогда им будет помощь вне зависимости от благодатности места. От меланхолика же много не требуется – пусть небольшое сосредоточение, небольшое действие – результат получен. Однако и здесь наши истеричные меланхолики переусердствуют, – разум фиксируется не на вере, бдении и молитве, а на болезни как желании повторения эффекта исцеления или страдать, вызывая сочувствие к себе окружающих, в подражание Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому. Но подражают. опять же не их молитве, а их болезням и желают себе (а подчас и своим близким заодно) новых и все больших болезней, забывая, что духовный рост через перенесение телесных страданий – удел очень немногих и очень сильных людей, с сильным уравновешенным типом высшей нервной системы, но никак не для меланхоликов. Однако, общественность в заблуждение вводят своими экзальтированными рассказами взахлеб о пользе и необходимости болезней вплоть до их активного поиска, провокации и прочего членовредительства.

Пользуясь случаем, хочется обратить внимание на некоторые аспекты:

1. стараться поменьше читать бесконечные сериалы «православных страшилок» и комментариев к св.Отцам, а основной упор делать на самих первоисточниках.

2. Читая отцов Церкви, не искать у них указаний на признаки «последних времен», а пытаться найти у них ответы на следующие вопросы:

— как мне конкретно строить мою жизнь?

— как мне молиться?

— какие существуют критерии оценки правильности моей жизни и молитвы, чтобы не впасть в еще большую прелесть, чем та, в которой нахожусь сейчас?

3. Попытаться понять, что истина открывается только через внутренний поиск, а не через поиск внешних врагов или благодатных мест и найти в себе начала этого внутреннего поиска.

Д.Н. Дурыгин

XVI кинофестиваль «Покров-2018», который прошел с 8 по 11 октября в Киеве, открывался показом фильма, снятого студией во имя святого Иоанна Воина нашего монастыря — «Ошибки неофита. Великий пост» и получившего 2-ю премию в номинации игрового кино.

Режиссер фильма Виталий Любецкий уже снимал серию фильмов «Притчи», герои которых появляются в новом сюжете. Фильм «Ошибки неофита. Великий пост» является предысторией к этим сериям.

В новой картине 8 коротких историй, раскрывающих ошибки начинающего христианина. Названия эпизодов говорят сами за себя: «Прощеное воскресенье», «Эх, запощусь!», «Домолился», «Сухоядение», «Бабушкины пироги», «Полная исповедь», «Искушение», «Разговелся».

Действие фильма разворачивается в монастыре, где главный герой — трудник. Каждая история заканчивается небольшим духовным поучением, раскрывающим ошибку героя и содержащим совет, как следует поступать.

О чем этот фильм?

Рано или поздно душа в поисках смысла жизни встречается с Богом. Открытие это так вдохновляет, что человек словно на крыльях летает! Есть и слово специальное для обозначения того, кто только что познал Творца, — неофит или новоначальный. Говорят, что в это время Бог носит человека на руках и показывает всю Свою любовь как отец — младенцу, чтобы, когда душе этой придется идти «своими ногами», она помнила то свое первое духовное горение. Часто первые подвиги новоначальной души бывают слишком горячими и не очень разумными, особенно если человек присваивает себе все силы, которые дает ему Господь, и полагается на собственное рассуждение. Зная об этом, в монастыре никого сразу не постригают в монахи, а сначала дают простое послушание — трудиться. Начинающих так и называют — трудники. Вот и наш герой недавно уверовал в Бога и пришел в монастырь, чтобы стать монахом. Но совсем непросто было входить ему в духовную жизнь, потому что судил он обо всем по-своему. В духовной жизни все должно происходить постепенно, поэтому в начале духовного пути важно не брать на себя больше, чем сможешь унести. Но ведь сил так много, а любовь к Богу такая горячая! Вот тут и случаются ошибки неофита.

Диск «Ошибки неофита. Великий пост» спрашивайте в церковных лавках Свято-Елисаветинского монастыря, на духовно-просветительских выставках, а также по тел.: +375 44 776 73 11 (Алексей), +375 17 289 03 03, e-mail: minsksound1@gmail.com. По адресу giveaudio@mail.ru можно заказать пересылку любого аудиоматериала в формате MP3 через Интернет с помощью уникальной ссылки, а также QR-кода.

Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение.

Мы живём в век подмены понятий. Эта фраза набила оскомину, но не потеряла актуальности. И не потеряет, пока солдат с оружием в руках в чужой стране называется миротворцем. Или пока блудное сожительство называют гражданским браком. Не должна терять…

Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?

Ортодоксия подразумевает традицию. У Церкви нет лишних слов. Более того — лишних букв тоже нет. Первые расколы и жестокие споры породила всего одна маленькая йота. От одной буквы зависела судьба Церкви и судьба европейской культуры…

Традиция — это верность наследию. Когда наследство растрачивается, остаётся лишь корыто со свиным кормом. Немалая доля наследства христиан приходится на слова. Их много, слов, которые нам переданы на хранение. Собственно, весь этот разговор — об одном из них. Красивом и лёгком, как дыхание ребёнка, — слове «неофит».

У негативной информации есть свойство быстро распространяться и претендовать на истину. Это следствие одной давней катастрофы, произошедшей в Эдемском саду, когда в мир вошла смерть. Сорняки растут быстрее, чем розы и примулы.

Понятие «неофит» сегодня имеет негативную окраску. С ним постепенно, но прочно связали множество пороков. Гордыня, склонность к поучениям, неразумие, ненависть к ближнему, ревность не по разуму — это ещё не полный перечень. О неофитах пишут разгромные статьи. Неофитам ставят диагнозы. Клинически описывают «синдром неофита», «болезнь неофита». Чётко указываются симптомы и сроки, в которые протекает эта болезнь. В общении между ходящими пять или даже целых десять лет к обедне нет более тяжкого оскорбления, чем обвинение в неофитстве. Но так было не всегда…

Слова о том, что появление нового христианина сродни рождению ребёнка, когда‑то были не просто словами. Готовили и готовились к этому событию порой не один год. Молитвой, постом и словом. Точнее — словами.

Огласительные беседы, которые проводили с готовящимися к Крещению, составили немалую часть святоотеческого наследия. И это были не простые посиделки за чашкой чая. Святитель Кирилл Иерусалимский, например, проводил трёхчасовые огласительные занятия по будним дням. Его курс предполагал около двадцати таких занятий. Всё было серьёзно: будущие неофиты сдавали самый настоящий экзамен.

Христиане вместе с оглашенными стремились участвовать в подготовке к Крещению. Так родился Великий пост. Не потому, что было желание кого-то в чём-то ограничить. А потому, что хотелось вновь и вновь переживать радость Воскресения и победы над смертью. Крещение для христиан — это воскресение из мёртвых. Слово «неофит» было тесно связано с другим словом — Пасха.

В пасхальную ночь можно вспомнить об этом, если присмотреться и прислушаться. Наш ночной крестный ход когда-то начинался как шествие новокрещёных неофитов. С горящими свечами в руках, в белых одеждах они шли в храм Святой Софии на литургию.

Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Дети — создания шумные. Шумели они и тогда, когда их подводили ко Христу. Ученики из соображения дисциплины шикали на них, останавливали. Наверное, не обошлось без подзатыльников. Но слова Спасителя расставили всё по своим местам.

Неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды. Рядом с неофитом не должен стоять равнодушный и скучающий в своей вере «дембель», отпуская едкие шуточки. Иначе следующими словами, которые подменят и испоганят, уже будут слова «брат» и «сестра».

Когда-то авансом мне был выдан талант. Новенький, сверкающий. Я радовался ему, как ребёнок. Лучи щедрого солнца согревали меня, играя в складках белой одежды. Приумножил я его? Или давно закопал втихаря, прошептав заклинание «крекс-пекс-фекс»?

Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает, — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути.

Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев)

Дата рождения: 15 октября 1945 г.

Дата хиротонии: 8 декабря 1985 г. Дата пострига: 3 августа 1975 г.

Страна: Болгария Биография:

Родился 15 октября 1945 г. в Софии. В 1965 г. окончил Черепишскую духовную семинарию.

В 1971 г. окончил Софийскую духовную академию, после чего был направлен на обучение в аспирантуру Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой закончил и регентское отделение при Московской духовной академии. Кандидатский знак «Первый золотой камертон» регентского класса вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

По возвращении из Москвы назначен 1 сентября 1973 г. в Софийскую духовную академию преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора.

3 августа 1975 г. в Троянском монастыре Патриархом Болгарским Максимом пострижен в монашество с именем Неофит и поступил под духовное руководство тогдашнего игумена обители архимандрита Геласия.

15 августа 1975 г. рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1976 г. — во иеромонаха Патриархом Максимом.

С 30 сентября 1975 г. — регент Софийского священнического хора.

15 июля 1977 г. вернулся к преподавательской деятельности в Софийской академии как старший преподаватель восточно-церковного пения и богослужебной практики, которым оставался до 1980 г.

21 ноября 1977 г. возведен в сан архимандрита.

1 января 1981 г. назначен на должность протосингела Софийской митрополии.

8 декабря 1985 г. в Патриаршем Александро-Невском соборе рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийской митрополии.

1 декабря 1989 г. назначен ректором Софийской духовной академии, а вслед за преобразованием академии в богословский факультет Софийского университета 1 июля 1991 г. стал его первым деканом с 26 июля того года.

27 января 1992 г. назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

27 марта 1994 г. избран митрополитом Доростольским и Червенским с кафедрой в Русе. После разделения епархии на Доростольскую и Русенскую решением V Церковно-народного Собора от 17 декабря 2001 г. стал митрополитом Русенским.

С 28 октября 2009 г. по 24 января 2010 г. временно управлял Доростольской епархией.

24 февраля 2013 г. на Патриаршем Избирательном Церковно-народном Соборе в Софии избран Патриархом Болгарским. В тот же день в соборе св. Александра Невского состоялась Патриаршая интронизация.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского находятся в Софии.

Образование:

1971 г. — Софийская духовная академия.

Аспирантура Московской духовной академии (кандидат богословия).

Место работы: Болгарская Православная Церковь (Предстоятель) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg

Публикации на портале Патриархия.ru

Соболезнование Предстоятеля Болгарской Православной Церкви в связи с гибелью людей в результате авиакатастрофы в аэропорту Шереметьево

Поздравительное послание Патриарха Болгарского Неофита Предстоятелю Русской Православной Церкви по случаю 10-летия Патриаршего служения

Патриарх Болгарский Неофит: Благодаря России уже 140 лет мы живем своей верой и в своем свободном Отечестве

Приветственное послание Святейшего Патриарха Болгарского Неофита по случаю 100-летия Поместного Собора Русской Православной Церкви и восстановления Патриаршества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *