Невидимая брань никодима

Перевод с греческого святителя Феофана Затворника

Часть 1 От издателей Предисловие1 Глава 1. В чем состоит христианское совершенство? – Для стяжания его необходима брань. – Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани Глава 2. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя Глава 3. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем Глава 4. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто? Глава 5. О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью Глава 6. Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога Глава 7. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением Глава 8. О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения Глава 9. О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости Глава 10. Как обучить волю свою, чтоб она во всех делах своих, внутренних и внешних, как последней цели искала одного благоугождения Богу Глава 11. Некоторые напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание всяким делом благоугождать Богу Глава 12. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою Глава 13. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях Глава 14. Как быть, когда высшая разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами Глава 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно Глава 16. Как воину Христову следует утром устроять себя на брань Глава 17. В каком порядке следует нам поборать свои страсти Глава 18. Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей Глава 19. Как поборать плотские страсти? Глава 20. Как поборать нерадение? Глава 21. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами Глава 22. О том, что те же чувственные предметы,о которых мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств, если от них будем мы переходить к помышлению о воплощении Бога Слова и о таинствах Его жизни, страданий и смерти Глава 23. Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам Глава 24. Общие уроки об употреблении чувств Глава 25. О том, как управлять языком Глава 26. Как исправлять воображение и память Глава 27. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих Глава 28. Что делать, когда бываем уранены на брани Глава 29. Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной со всеми и как прельщает людей разных состояний нравственных Глава 30. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху Глава 31. Как враг удерживает в своих сетях тех, кои осознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него, а к делу не приступают. И отчего добрые наши намерения нередко не приводятся в исполнение Глава 32. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь Глава 33. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их Глава 34. Как враг сами добродетели обращает во вред делателям Глава 35. Некоторые указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели Глава 36. О порядке стяжания добродетелей Глава 37. Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще и как вести дело навыкновения в одной какой Глава 38. В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно Глава 39. Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию Глава 40. Должно любить случаи к добродетелям, особенно затруднительные Глава 41. Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели Глава 42. Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели и каковы признаки преуспеяния в ней Глава 43. О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю Божию Глава 44. Предостережение от злых советов диавола в добром Глава 45. Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность Глава сорок шестая. О молитве Глава 47. Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает Глава 48. Как научиться молиться сим образом Глава 49. О молитве своей, самим молящимся слагаемой Глава 50. О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях Глава 51. О молитве Иисусовой Глава 52. Способствование к успеху в навыкновении молитве Глава 53. Дело молитвы в невидимой брани Часть 2 Глава 1. О Пресвятом Таинстве Евхаристии Глава 2. Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно – в Таинствах Глава 3. Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу Глава 4. О причащении духовном Глава 5. О благодарении Бога Глава 6. О преданности в волю Божию Глава 7. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца Глава 8. О хранении и испытании совести Глава 9. О приготовлении к брани с врагами в час смертный Глава 10. О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских.– Первое искушение – против веры, и о способе преодоления его Глава 11. Второе искушение в час смерти – отчаянием Глава 12. Третье искушение в час смерти – тщеславием Глава 13. Четвертое искушение в час смерти – призраками Глава 14. О духовном мире сердца Глава 15. О способах к хранению мира внутреннего Глава 16. Мало-помалу установляется мир в сердце Глава 17. Для мира сердца надо убегать почестей и любить смирение и нищету Глава 18. Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром Своим Глава 19. О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного Глава 20. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу Глава 21. Не ищи утех и наслаждений, а единого Бога Глава 22. Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир Глава 23. Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись Глава 24. Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними искушениями Глава 25. Искушения всякие во благо нам посылаются Глава 26. Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями Глава 27. Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный Послесловие Слова Святителей

Глава пятьдесят третья.

Дело молитвы в невидимой брани.

Говоря о молитве, я внимание твое преимущественно обращал на то, как возвесть молитву до свойственной ей степени. Могло тебе показаться странным, что когда речь у нас о невидимой брани, и тебе желательно знать, какое пособие подает в сей брани молитва, ты слышишь лишь о том, как молитву сделать настоящею молитвой. Не дивись сему; потому что тут только молитва и становится победоносным орудием в невидимой брани, как сделается настоящею, т. е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нём действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, недопускающею к ней ни стрел вражеских, ни страстных нападков плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самым присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Почему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы, и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это тоже, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем.

Это так действительно и бывает. Но пока-то дойдет твоя молитва до такой силы, враги не дадут тебе покоя, и тебе и минуты не обойтись без брани, или опасений ея. Помощна ли тут молитва? Всеконечно; и более, нежели всякое другое орудие духовной брани. Она всегда привлекает Божию помощь, и сила Божия отражает врагов; только будь она усердна и предана в волю Божию. Место ея в самом начале противоборства нападениям вражеским. Вот как идет всё дело. Когда внимание, как страж неусыпный, даст знать о подступах вражеских и стрелы их восчувствуются, т. е. или помысл страстный, или движение страсти появятся внутри, — ревнующий о спасении дух, сознав в этом злобное дело вражеское, своих сил напряжением нещадно отражает то от сердца, не давая туда проникнуть, и в то же время, в одном почти с сим акте внутреннем возносится молитвою к Господу, призывая Его на помощь. Помощь приходит, враги рассеяваются и брань стихает.

Св. Иоанн Колов приточно изображает это так, говоря о себе: «Я подобен человеку, который сидит под большим деревом, и видит, что к нему приближается множество зверей и змей. Так как он не может стоять против них, то поспешно взлезает на дерево и спасается. Так и я: сижу в своей келлии и вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы, и спасаюсь от врага» (Достоп. сказ. п. 11).

Св. Исихий пишет о сем в своем слове о трезвении и молитве: «Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутри, чтобы узнавать входящих; узнав же, тотчас противоречием сокрушать главу змия, с воздыханием возопив в то же время ко Христу Господу. И получишь тогда опыт невидимого Божеского заступления» (п. 22).

Еще: «Итак всякий раз как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться как дым в воздухе, — как научил нас опыт» (п. 98).

И еще: «Мысленную брань будем вести в таком порядке: первое дело — внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него из сердца с гневом слова клятвы; третье затем дело — помолиться против него, обращая сердце к призыванию Господа Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником» (п. 105).

И еще: «Прекословие обыкновенно преграждает дальнейший ход помыслам, а призывание имени Иисус-Христова изгоняет их из сердца. Как только вообразится в душе прилог представлением чувственного какого-либо предмета, как-то — оскорбившего нас человека, или женской красоты, или сребра и злата, или когда всё подобное бывает в нашей мысли; тотчас обличается, что привели в такое мечтание сердце наше духи — злопамятства, блуда, сребролюбия и другие. Если ум наш опытен, обучен и навык блюсти себя от приражений вражеских, и видеть ясно, как днем, обольстительные мечтания и прелести лукавых; то тотчас отпором, прекословием и молитвой Иисус-Христовою легко угашает разженные стрелы диавола, не позволяя страстному мечтанию увлекать в след себя и наши помыслы, и помыслам сим согласоваться с призраком прилога, или дружелюбно беседовать с ним и вдаваться в многомыслие, или сосложиться с ним, — за чем с некоторою необходимостию следуют худые дела, как ночь за днем.»

И много подобных мест найдешь ты у св. Исихия. У него встретишь полное очертание и всей невидимой брани, и я советовал бы тебе почаще перечитывать его о трезвении и молитве слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *