Невменная нотация

Буквально через три дня после исторического решения Синода некоторые интернет-ресурсы сообщили о письме 40 священников РПЦ в поддержку фигурантов дел о незаконных митингах в Москве. Сам текст письма был опубликован на портале «Правмир» и активно тиражировался либеральными ресурсами. Примечательно, что среди подписавшихся значительная часть — это священники, проживающие за рубежом. В этом документе они заявили, что выступают против насилия как со стороны демонстрантов, так и представителей власти, и высказались о необходимости пересмотра судебных решений и отмене тюремных сроков уже осужденным за уличные акции.

«Церковь имеет право печалования и активно им пользуется, в том числе непублично. Это осуществляется и по линии Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и по линии православных общественных организаций, — заявил ТАСС заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. — В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, — это политика, а не печалование».

Действительно, у многих наблюдателей сложилось мнение, что обращение о «московских узниках» имеет одной из целей демонстрацию нарушений прав человека в России. Ну а если «подписанты» будут наказаны (формально они нарушили требования Основ социальной концепции Русской Церкви), то и это лишний раз подчеркнет «репрессивную природу» Священноначалия РПЦ. Видимо, по замыслу организаторов этого письма, сам факт появления такого документа должен торпедировать процесс присоединения и вызвать страх у приходов западноевропейской Архиепископии: ну как можно переходить в юрисдискцию Московского Патриархата, если творится такое.

За рубежом стали звучать «предостережения»: свободе и независимости французских верующих угрожает нахождение в юрисдикции РПЦ

Зампредседателя Синодального отдела полагает, что клирики избрали неверный для священнослужителя путь действий. «Пастырь призван воспитать неподкупного и верного правосудию судью, честного правоохранителя и адвоката, и эти люди, действуя каждый на своем месте по вере и совести, изменят, насколько это возможно, мир к лучшему. А подписывать декларации, в которых странным образом перемешаны политическая риторика и священные тексты, — это легкий, но бесполезный путь. Мне кажется, что намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы действительно помочь», — заявил Кипшидзе ТАСС во вторник.

Стоит заметить, что как только появились сообщения о голосовании большинства западноевропейской Архиепископии в пользу присоединения к Московскому Патриархату, то сразу же в либеральных кругах в России и за рубежом стали звучать «предостережения»: свободе и независимости французских верующих угрожает нахождение в юрисдикции РПЦ.

В связи с этим давайте вспомним историю вопроса. О присоединении к Московскому Патриархату архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, и находящихся под его руководством клириков и приходов Временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета еще в марте 1921 года было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В силу исторических обстоятельств в 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с таким решением, заявила о своей верности Московскому Патриархату и основала в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились и другие. Позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия Русской Православной Церкви.

В послании к пастве в феврале 1931 года митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы… не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений».

29 августа 1945 года митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом следующего содержания: «Сыновне просим, покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русской Православной Церковью, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку в каноническое объединение со всей Русской Православной Церковью». В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев». 7 сентября 1945 года воспоследовало постановление Священного Синода: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием, как экзархом Московской Патриархии, на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».

Вскоре после кончины митрополита Евлогия 8 августа 1946 года значительная часть его клира и паствы приняла решение вновь вернуться в состав Константинопольского Патриархата под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Владимира (Тихоницкого).

Приходы пребывали с временным перерывом в подчинении Константинопольскому Патриархату до 2018 года под разными наименованиями, наиболее известное из которых — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.

Воссоединение последнего осколка русского зарубежья с Московским Патриархатом — это не только достижение церковной дипломатии. В первую очередь это результат того, что Русская Православная Церковь радикально изменилась за последние годы

27 ноября 2018 года Синод Константинопольского Патриархата принял решение о роспуске Архиепископии. А 14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето), возглавляющий Архиепископию, направил Святейшему Патриарху и Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Также архиепископ Иоанн сообщил, что в ближайшее время состоится собрание представителей этих приходов, которые направят Святейшему Патриарху и Священному Синоду свои предложения относительно канонической формы их организации.

14 сентября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая стремление архиерея, большинства клира и мирян Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к восстановлению единства с РПЦ, признавая в этом достойное и правомерное завершение преодоления церковных разделений за рубежом, порожденных революцией и Гражданской войной, принял архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата, а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Каноническая форма их организации будет определяться исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе.

«В жизни Церкви за последнее время произошли большие перемены. И то, что сегодня мы отмечаем замечательное событие воссоединения последнего осколка русского зарубежья с Московским Патриархатом, — это не только достижение церковной дипломатии. В первую очередь это результат того, что Русская Православная Церковь радикально изменилась за последние годы», — так это событие прокомментировал Патриарх Кирилл в своем заявлении, которое появилось на сайте РПЦ.

Попытки повлиять на это решение, видимо, будут продолжаться и дальше. Но вряд ли они станут успешными.

П

ервые памятники с нотированными богослужебными текстами появляются вIXвеке, в каролингскую эпоху. Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex9543», записанный между 817-834 гг.

Традиционно слово Neuma переводят с латинского как кивок, знак, ассоциируя значки, появившиеся над латинским текстом рукописей, с движениями руки кантора, управляющего хором. Однако есть и греческое, более раннее значение этого слова: pneuma – дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Две невмы – punctum(«точка») иvirga(«прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощиpunctum, более высокий –virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры:podatus(«шаг») – для нотирования восходящего движения,clivis(«сгиб») – для нисходящего. Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам.Scandicus(«подъем») дает восходящий рисунок,climacus(«приставная лестница») – нисходящий. Невмаtorculus(«изгиб») передает рисунок вверх-вниз,porrectus(«усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virgasubtripunctis– к вирге присоединяются три пунктуса, илиtorculuspraepunctis– фигураtorculusпередpunctum.

Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм.

Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации. Она давала представление только об относительной высоте песнопения. Поэтому последующее развитие нотации было связано с добавлением букв и линии.

Буквенная нотацияв эпоху Средневековья применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудамБоэция. У Боэция диатонический звукоряд обозначался последовательностью греческих либо латинских букв от А до Р. У Хукбальда, Одо уже используются только семь букв (прописные и строчные), то есть появляется идея буквенных повторений при перенесении того же звукоряда на октаву выше:

A B C D E F G H I K L M N O P — Боэций

A B C D E F G a b c d e f g a — Хукбальд, Одо и др.

У Гвидо Аретинского диатонический звукоряд в буквенной записи приобрел следующий вид:

Г A B C D E F G a b# c d e f g aa b# сс dd (ee)

(bh) (bh)

Изобретение и введение линейной нотациипредставляет собой одно из самых фундаментальных событий в истории музыки.

Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате «Deharmonicainstitutione”. Между линиями он ставил буквыt(tonus- тон) иs(semitonium- полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий (в отличие от привычного нам расположения и на линиях, и между линиями):

Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная. Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности. Несмотря на то, что они находились в состоянии антагонизма, обусловленного борьбой двух несовместимых идеологий – языческой и христианской, — между ними было немало общего. Совместное существование их роднило и взаимообогащало.
Русская музыка Средневековья представлена сплавом народного и церковного песнопения в виде знаменного распева. Но жизнь народной и церковной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ, в то время как народные песни не записывались вплоть до XVIII века. Древние музыкальные крюковые рукописи, сохранившиеся от рубежа XI-XIII веков, красочно свидетельствуют о первом этапе русской профессиональной музыки, и хотя они не поддаются точной расшифровке, но во многом отражают древнюю певческую культуру.
В ранний период, с XI до XIV века, на Руси существовали два певческих стиля – кондакарный и знаменный. Они были во многом противоположны друг другу. Знаменный распев был хоровым, кондакарное пение было сольным. Но всё же основным распевом оставался знаменный . Существовало несколько типов знаменного пения, возникших в разное время: простые, строгие речитативные будничные песнопения малого знаменного распева и подобны старого знаменного распева, нотация которых сохранялась почти неизменной с XI века; протяжные, торжественные песнопения большого знаменного распева, созданного распевщиками XVI – начала XVII века.
Для записи древнерусской церковной музыки употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя – знак). В более позднее время знаменная нотация получила название крюковой, по имени одного из главных её знаков – крюка. Основой древнерусского музыкального канона явилась система осьмогласия (восемь голосов), унаследованная русской церковью из Византии. Каноничной была также ладовая организация древнерусских песнопений. Ладовая система музыки представляет собой стройное чередование тонов и полутонов, образующих двенадцатиступенный звукоряд, именуемый церковным ладом или обиходным звукорядом. Обиходный звукоряд распадается на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, по три звука в каждом. Ещё одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип a capella. Пение восточно-христианской церкви не имеет инструментального сопровождения.
Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215 г.) – один из наиболее образованных раннехристианских писателей, возглавивший церковную школу в Александрии, в своём учении о христианской музыке отвергает музыкальные инструменты. Он признаёт единственным совершенным музыкальным инструментом человеческий голос. Это понимание человека как совершеннейшего инструмента, созданного самим Богом, сформировало представление о церковной музыке как об исключительно хоровом пении без инструментального сопровождения.

Mus.Публикации
Биосинхронизированная лазерная терапия с модуляцией лазерного излучения музыкой (БСМЛТ)…
С древних времен известно благоприятное влияние музыки на психику и общее здоровье людей, состояние животных и рост растений, причем самое сильное воздействие оказывает древнейший компонент музыки — ритм Влияние музыки на мозг человека
Звук есть вибрация, а на нашей земле вибрирует все. По этой причине на Земле нет предмета, который нельзя было бы слушать — Джон Кейдж (1937г.) Влияние музыки на подсознание человека
Никогда в истории человечества не звучало столько музыки. Но на самом деле она не просто звучит – она исполняет свою функцию программирования Влияние музыки на развитие ребенка.
Занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему? Запись электрогитары. Пол Уайт
Если следовать теории эволюции, чем дольше существует что-либо, тем сложнее оно становится, и это справедливо так же в отношении электрогитары, «эволюция» которой продолжается уже более полувека Звучание колоколов и время
Акустические характеристики: частотные спектры в момент удара и при установившемся основном тоне, диаграммы затухания звука по времени… Использование колоколов и бил в музыкальной терапии
Музыкальная терапия — лечение звуком, прежде всего музыкальным, который в процессе исторического развития культуры отобран и организован в определенную систему Использование спектрально-акустических методов контроля качества колоколов
Современные колокололитейщики сталкиваются с большими трудностями, вызванными разрывом традиций, утерей опыта колокольного литья, который накапливался веками Кельтская музыка
Кельтская музыка — что это такое на самом деле? Наверняка Вы не раз читали, слышали и, может быть, даже сами употребляли эту фразу в разных сочетаниях – «кельтская музыка», «музыка кельтов» и даже «традиционная кельтская музыка»… Колядки. Русские рождественские колядки
Как правило у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте Музыка в машине влияет на скорость вождения
Темп музыки, которую водитель слушает в пути, влияет на характер движения Музыка в машине своими силами
Процесс построения музыкальной системы в автомобиле состоит из следующих этапов: прослушивание и выбор компонентов, шумовиброизоляция автомобиля Музыка и берменность. Какую музыку слушать беременным?
Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет Музыка как наркотик
Музыка способна будить в человеке как самые возвышенные чувства, так и непередаваемые плотские ощущения… Связь между музыкой и интимной анатомией женщины заметил еще Эммануил Кант… Музыка помогает наркотикам убивать мозг
Самые большие дозы экстази, эквивалентные средним «человеческим», вкупе с шумом привели к резкому спаду корковой активности, которая не восстановилась и по прошествии пяти дней. Музыкальное образование и интеллектуальные Способности

Доказано, что музыка, наряду с другими факторами, определяет в первые годы жизни ребенка его развитие, формирование мозга, логических связей, образование и продолжительность жизни первых клеток (нейронов). Музыкальное образование плода в период беременности Матери
Давно известно, что ребенок чувствует музыку и реагирует на нее. Это происходит благодаря слуховым черепно-мозговым нервам человека и способности мозга воспринимать и запоминать звуки Музыкотерапия и колокола
В эстрадной музыке структура музыкального восприятия преимущественно нарушена, и возникает физиологическое возбуждение, которое сопровождается нарушением синхронизации ритмических процессов в человеческом организме Нечеловеческая музыка
Музыка существовала задолго до Пифагора, но он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные слуху созвучия… Основные выводы о влиянии музыки на развитие биологических систем
Рассмотренный выше механизм взаимосвязи музыки и интеллектуального развития можно применить и к гормональному развитию организма. Музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом Основы MIDI и цифрового звука
Определение языка MIDI и объяснены принципы его работы. Различие интерфейса MIDI и цифрового звука. Понимание колокольного звона
Колокольный звон, используемый в Богослужении – это не только произведение культуры и искусства или историческое свидетельство, это, прежде всего, святыня Православная церковная музыка
На Русь церковное пение пришло в X веке из Византии. Было оно одноголосным, чисто мужским и называлось знаменным Роль музыки в медицине и умственном развитии
Органы слуха воспринимают звуки. Все звуки имеют определенный режим, темп, тональность. Если человек улавливает их, то они воспринимаются как музыка. Если нет, то, как шум. Различия между мелодией и шумом определяются как особенностями звукового ряда Церковная музыка
Телепрограмма «Православная энциклопедия» «О церковной музыке». Прямой эфир на канале ТВЦ 02.07.05

Всеобщая история музыки

ожно уверенно сказать, что музыка ведет свою историю от самых истоков происхождения человечества. До появления связной речи древние люди общались с помощью отдельных звуков, были способны различать тональности, а впоследствии упорядочивать их. Вполне возможно, что данные «ветки» доисторического общения развивались параллельно: одни сочетания звуков трансформировались в речь, а другие — в мелодии, песни и музыку.

Согласно некоторых научных предположений, Homo Sapiens стал Homo musicus около 40-50 тысяч лет назад. Такие гипотезы имеют археологическое подтверждение: в разных частях света были найдены первые музыкальные инструменты, возраст которых составляет 35-40 тысяч лет.

Развитие человечества, в частности, появление письменности, дало возможность не просто передавать песни и напевы «из уст в уста», а записывать музыку и слова. Старейшая известная песня, записанная клинописью, была найдена на раскопках Ниппура, священного города шумерской цивилизации, и датируется 2000 годом до нашей эры.

ервые попытки описать всеобщую историю музыки состоялись в XVIII веке в трудах Падре Мартини «Storia della musica», а также Хокинса «A general history of the science and practice of music» и Форкеля «Allgemeine Geschichte der Musik».

В XIX веке исследования продолжились, среди исторических трудов данного периода можно выделить «Geschichte der europäischen abendländischen oder unserer heutigen Musik» Кизветтера и «Geschichte der Musik in Italien, Deutschland und Frankreich» Бренделя. Огромной сложностью для историков и музыковедов оставалось разнообразие и количество материалов по истории музыки, и с изучением каждой новой эпохи «исторический ком» нарастал. В связи с этим большинство трудов не имели системности и завершенности, одни исследователи останавливались на эпохе античности, другие – на эпохе Возрождения либо же на эпохе Барокко.

конце XIX в России вышли отличные пособия в изучаемой тематике: «Руководство к изучению истории музыки» Доммера, «Очерк всеобщей истории музыки» а также «Историческая музыкальная хрестоматия» Саккетти. К XX столетию усилиями исследователей и биографов удалось составить достаточно стройную хронологию развития музыки.

В настоящее время изучением и систематизацией истории музыки как отдельной отрасли занимается наука музыковедение (музыкознание). Структура современного музыковедения предполагает изучение всеобщей истории музыки, истории отдельных национальных музыкальных школ (групп), изучение отдельных видов и жанров музыкального искусства.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

УДК 784.9:398.831

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЭСТРАДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

В.Н. Откидач

Харьковская государственная академия культуры e-mail: otk48@mail.ru

Рассмотрены музыка как вид творчества, ее влияние на человека, особенно в детском возрасте, целебные свойства, элементы эстетического наслаждения, влияние на мировоззрение человека. Проанализированы аспекты творческой деятельности эстрадного исполнителя на раннем этапе. Песенная продукция, подлежащая изучению, разделена на три основных блока: фольклорный, классический и эстрадный. Указано, что фольклорное наследие является первым и богатейшим источником познания, и в частности музыкальной науки, детьми. Вторым источником познания музыки подростком является классическое наследие, где насущными становятся вопросы культуры певческого звука у детей, развития музыкальных способностей и мышления юных вокалистов, формирование художественного вкуса. Третьей составляющей детского репертуара являются песни эстрадного направления.

Ключевые слова: творчество, музыка, эстрада, эстрадное пение, концертное выступление.

Часть первая

Постановка задачи. Данная проблема всегда будет актуальной, поскольку становление творческой личности эстрадного исполнителя, особенно на раннем этапе, постоянно требует усилий многих людей — как руководителей, так и собственно исполнителей.

Музыка — это вид творчества, с которым каждый имеет дело постоянно, независимо от образа жизни, статуса и уровня интеллекта. Музыка глубоко укоренена в человеческой природе. Мозг с раннего детства настроен на ее восприятие. Уже в первые месяцы жизни дети отличают гармонию от диссонансов. Музыка представляет собой сложную комбинацию звуков, тембров, акцентов, ритмов, которые подчиняются определенным правилам.

Доказано, что музыка значительно влияет на человека: успокаивает, вдохновляет на творчество, усиливает веру, помогает восстановить силы. Каждый берет от музыки то, что ему необходимо на определенный момент, то, чего требует.

Целительная сила музыки известна на протяжении тысячелетий. Во многих культурах невозможно выделить музыку, медицину и религию, поскольку музыка действует на многие физиологические процессы как лекарство: если нравится, активизирует не только области мозга, обрабатывающих звуковую информацию, но и так называемую поощрительную систему организма.

Восприятие искусства через пение — важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на человека, воспитывают его, формируют взгляды и чувства. Музыка может полностью изменить мировоззрение человека, даже побудить его к тем или иным поступкам. Психологи уверены, что пение может помочь в решении многих проблем.

Следовательно, чем раньше ребенок приобщится к музыке, тем вероятнее формирование творческой личности, способной преодолевать любые проблемы на концертной эстраде.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Анализ последних исследований свидетельствует о том, что комплексно эту проблему мало кто изучал. Эту тему вскользь рассматривали в своих публикациях некоторые исследователи, в частности Д. Богоявленская, И. Калошина, Е. Басин, М.Бурно, Е. Варламова, В. Андреев, А. Кислов и др.

Все авторы, как правило, сосредоточены на одной какой-то проблеме — постановке голоса, гигиене, специфическому отношению к детскому голосу, другим вопросам вокального исполнительства, практически не касаясь становления юной творческой личности, сочетая триединство репертуара через фольклор, классическое наследие и эстрадные произведения.

Цель статьи — раскрыть сущность творческой личности эстрадного исполнителя и предоставить некоторые советы по его становлению. Предложенная тема не новая, ведь немало ученых, методистов, педагогов пытались своим видением решить существующие проблемы. К сожалению, эти вопросы в большинстве случаев направленны на взрослого исполнителя.

Итак, данная статья акцентирует внимание именно на становлении творческой личности в подростковом возрасте, что является, на наш взгляд, чрезвычайно важной проблемой детской педагогики и эстрадного вокального исполнительства.

Изложение материала исследования. Песенную продукцию современности можно разделить на три основных блока: фольклорный, классический и эстрадный. Именно в такой последовательности и рассмотрим все, что связано с этими секторами.

Ознакомление с музыкой в юном возрасте чаще всего происходит на основе изучения фольклорного наследия. Народное творчество, особенно песенное, является первым и богатейшим источником познания, в частности музыкальной науки детьми.

По нынешнему времени, полного динамизма, изменений, активизации человеческого фактора и его роли в социально-экономическом и культурном развитии общества, освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое значение. Соответствующим уникальным средством передачи духовноценностного опыта предшествующих поколений является фольклорное наследие.

Народное творчество всегда было неотделимо от жизни человека, отражением его мировоззрения и психологии, накопленного веками. Такой ценный опыт нужен именно младшему поколению, которое найдет в этом творчестве ответы практически на все вопросы, которые ставит перед ним жизнь.

Фольклор также приобрел способности к моральному очищению и оздоровлению, что является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека.

Еще одна интересная деталь, которую осознают не все преподаватели и руководители фольклорных групп, ансамблей, объединений, отдельных исполнителей. В лоне фольклора сформировалась народная педагогика — механизм развития и воспитания молодого поколения. Обобщение научно-педагогических исследований в этой области дает возможность рассматривать народную педагогику как совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, традиций взаимоотношений и взаимодействий между всеми членами семьи и общества. Народная педагогика воплотилась в устном народном творчестве, обычаях и обрядах, разнообразных музыкально-фольклорных жанрах. Именно положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном искусстве, и может стать тем действенным средством, что будет способствовать полноценному развитию положительных черт молодого человека.

Очевидно, проблема воспитания молодого человека в настоящее время приобретает особые масштабы в связи с падением морального общественного тонуса. Поэтому столь важно обеспечить сохранение душевного равновесия как валеологической свойства, необходимого для нормального функционирования человеческого организма.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 1 (9) 2016

Через фольклорные формы искусства передаются культурно-исторические традиции народа. Поэтому фольклор разных народов, который является уникальной и самобытной культурой предков, должно осознавать современное общество как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным основам.

Фольклор представляет собой полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей, культивирует главные витальные ценности — жизнь, здоровье, общение. Все это дает возможность утверждать, что фольклор является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья человека. Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, формирования культурно-эстетического восприятия как своего народа, так и других национальностей.

Идея терапевтического воздействия традиционного фольклора высказывали издавна и неоднократно. В фольклоре можно созерцать природную систему, что обеспечивает здоровое взаимодействие человека с окружающей средой, людьми и самим собой.

Действительно, мало кто решится отрицать роль и значение влияния традиционной культуры на любые слои населения. И все-таки самой желанной аудиторией для фольклористов остается молодое поколение, которым нужно успеть передать многочисленные художественные ценности и не потерять те богатые национальные достояния, которые взрастил народ.

Известно, что особенно продуктивным является освоение музыкального фольклора. Через единение, характерное для музыкального фольклора, осуществляются эффективные «снятия» эмоционального напряжения, что положительно влияет на тело и душу молодого человека. Даже специалисты-психотерапевты отмечают, что в результате лечения средствами музыкального фольклора терапевтический эффект наблюдается сразу после окончания занятий. Кстати, лечит не только фольклор, но и другие занятия музыкой и пением.

В процессе приобщения к музыкальному фольклору одновременно осуществляется танцевально-двигательная терапия: жанровое многообразие народных песен, постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения. Поскольку движения связаны с нервной системой, можно утверждать, что разнообразные танцевальные движения способны в определенной мере улучшать качество жизни.

Итак, анализ еще не многочисленных научных исследований в области фольклорной арт-терапии предоставил возможности прийти к некоторым общим выводам.

1. Сила влияния фольклорной музыки на молодое поколение имеет определенное научное объяснение. Известно, что музыкальное переживание как одно из проявлений высшей нервной системы связано с жизнью всего человеческого организма. Изменения в дыхании, кровообращении, моторных ощущениях — лишь доля органических изменений, которые происходят под влиянием музыкального переживания.

2. В музыкальном опыте ребенка, который формируется под влиянием фольклора, приобретает дальнейшего развития музыкально-образное мышление.

3. Понимание подростками общей выразительности и яркости музыкального языка фольклора служит той базой, которая способствует будущему пониманию выразительного значения строя, ритма, метра, мелодии и гармонии.

4. Важным фактором развития детей становятся игровые ситуации, что предлагают фольклорные произведения. Народные музыкальные игры активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать. Игра, как универсальное средство

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

общения, формирует у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать свое поведение с жизнью.

5. Использование всей совокупности указанных форм привлечения подростков к традиционному музыкальному фольклору, в конечном итоге, способствует

полноценному телесному, душевному и социальному благополучию, что, собственно, и соответствует современным требованиям педагогики, культурным установкам общества.

Вторым источником познания музыки подростком является классическое наследие. В этом смысле весьма ценные советы дает Н. Полякова в исследовании «Детский вокальный репертуар»1, на материале которого будет основываться наша статья.

Вначале XXI в. значительно усилился интерес к детскому сольному пению, о чем свидетельствуют различные вокальные конкурсы и фестивали, которые регулярно происходят в разных странах. Немало музыкальных школ и различных учреждений музыкально-эстетического воспитания открывают вокальные отделения. В любительской среде также наблюдается заинтересованность детским пением, его становлением и развитием.

Вполне понятно, что за это время обозначились и проблемы этой новой структурной единицы музыкального искусства. Насущными становятся вопросы культуры певческого звука у детей, развития музыкальных способностей и мышления юных вокалистов, формирования художественного вкуса. Не менее важны и аспекты творческого развития и духовного роста подрастающего поколения.

Решение этих проблем тесно связано с вокальным репертуаром, который исполняют дети, что может как способствовать их всестороннему развитию, так и отрицательно влиять на голос ребенка, тормозить музыкальный, интеллектуальный и духовный рост личности.

Вопрос бережного отношения к детскому голосу в настоящее время является одним из основных в вокальной педагогике. Кое-кто считает, что детей вообще не следует приобщать к сольному пению. Причину видят в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а потери голоса. Такой результат, обычно, является следствием ошибок как в методике работы, так и в подборе репертуара. К сожалению, общепринятой и апробированной программы детского сольного пения нет, хотя и существует немало положительных результатов вокальной работы с детьми.

Не акцентируя внимание на вопросах методики, заметим, что вокальная техника в детском возрасте развивается значительно быстрее, чем во взрослом. При этом принципиальных отличий в работе дыхания и организации работы комплекса «вокальных» мышц у ребенка и взрослого нет, но звучание детского голоса отличается от взрослого как тембром, так и громкостью. Ребенок не должен петь на пределе своих сил: поскольку ее голос еще формируется, относиться к нему следует бережно. Сила голоса будет вырабатываться постепенно, в процессе освоения вокальной техники, и никак не может быть первостепенной задачей для ученика.

Преподаватель должен следить за тем, насколько органично звучит голос ребенка, постоянно стремясь свободы звукоизвлечения при соблюдении вокальной техники. Только таким образом можно решить проблему охраны и развития детского голоса.

В то же время, в классе сольного пения развивают гибкость голоса, навыки кантиленного пения, умение понимать и воплощать в своем исполнении композиторский замысел, различать стили, изучать вопросы фразировки и смысловых акцентов. Это все сможет в ребенке воспитать не «вокалиста», а Музыканта. В таком случае, после мутации в подростковом возрасте, на основе полученных в детстве знаний и

1 Полякова Н. Детский вокальный репертуар : формирование личности юного музыканта и его голоса // Муз. жизнь. № 4. 2011.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

музыкальных представлений, в комплексе с вокально-технической подготовкой постепенно формируется и развивается взрослый голос с перспективой продолжения певческой деятельности.

Важнейшим условием гармоничного развития голоса и творческой личности является удачный подбор репертуара. Как известно, «правильно подобранный материал воспитывает голос, даже при отсутствии педагогических замечаний»2. На основе опыта можно назвать основные составляющие детского вокального репертуара — классические миниатюры, народные и современные напевные песни, по стилю близкие к классической музыке, и вокализы. Весь этот материал необходимо классифицировать по степени вокально-технической сложности. Репертуар должен соответствовать возможностям детского голоса и задачам каждого этапа его развития.

Детский голос следует тщательно охранять, из чего следует вопрос его эксплуатации. Часто педагоги, желая продемонстрировать результативность своей работы, буквально «выжимают» из ребенка все, что он может, никоим образом не беспокоясь о будущем. Однако драматически насыщенные произведения, требующие от исполнителя повышенной эмоциональности, несовместимые с детским репертуаром, поскольку они провоцируют форсированное пение. Возможно, сейчас еще не все понимают, насколько губительно для детского голоса исполнение взрослого репертуара.

Наконец, третьей составляющей детского репертуара являются песни эстрадного направления. Конечно, нельзя пренебрегать этим пластом музыкального творчества, поскольку начинающий музыкант должен с детства осваивать музыкальный материал различных стилей, жанров и направлений.

Конечно, современные песни для детей должны присутствовать в репертуаре, но выбирать их следует грамотно, оценивая как с точки зрения художественной ценности, так и по стилистической сути. Большинство современных детских песен написаны в стиле популярной эстрадной музыки. Учитывая тот фактор, что современные дети растут в звуковом поле поп-культуры, подобный репертуар, обычно, они осваивают легко. Не отрицая права на существование эстрадной музыки как вида, иногда следует задумываться, какую роль она играет не только в общественной жизни, но и в становлении жизненных принципов молодой личности.

Желание ребенка петь — это самовыражение индивидуальности, и вокальная музыка должна быть средством ее выявления творческого потенциала. Поп-культура современности, обычно, не способствует раскрытию личностно-субъективного в человеке, а пристраивает ее духовные запросы под усредненный шаблон коммерческого формата.

Немало преподавателей сольного пения, чтобы уменьшить свои напряжения и нагрузки, отказываются от классического репертуара, используя в работе с учащимися преимущественно «модные» песни из мюзиклов, мультфильмов, иногда взрослых исполнителей, объясняя такую позицию нежеланием детей петь классику.

По нашему мнению, необходимо найти «золотую середину», используя в репертуаре и классические, и эстрадные произведения. Относительно классической музыки — необходимы общая культура и музыкальная воспитанность самого преподавателя, поскольку он может и должен приобщать ученика к миру прекрасного, музыкальных эмоций и чувств, продемонстрировать красоту и разнообразие этой музыки. И только в таком случае ребенок через собственное творчество, вокальное и музыкальное развитие научится понимать и любить классическую музыку.

Еще одна важная составляющая воспитания ребенка — это его здоровье, независимо от того, поет он фольклор или эстрадное произведение. Забота о здоровье — физическое и

2 Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика-ХХ1 век, 2004. C. 319.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

духовное — это главное для воспитателей, руководителей и педагогов. «Гламурные» песни, латиноамериканские танцы в исполнении 9-10-летних подростков влияют как на них самих, так и общество в целом не лучшим образом. Ни в коем случае речь не идет о запрете подобных произведений. Поскольку детям нравится петь, им необходимо предоставить высокохудожественный материал, обогащая духовную жизнь и воспитывая любовь и уважение к ценностям мировой и отечественной культуры.

(Продолжение в следующих выпусках).

Список литературы

1. Детский голос / под ред. В. Шацкой. — М.: Педагогика, 1970. — 231 с.

2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М. : Музыка, 2007. — 368 с.

3. Добровольская Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. Добровольская, Н. Орлова. — М.: Музыка, 1972. — 32 с.

4. Кирнарская Д. Музыкальные способности / Д. Кирнарская. — М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. — 496 с.

5. Коган Г. У врат мастерства / Г. Коган. — М.: Классика-ХХ1 век, 2004. — 496 с.

7. Федонюк В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним / В. Федонюк. — СПб. : Союз художников, 2003. — 61 с.

8. Яковлева А. Искусство пения / А. Яковлева. — М. : ИнформБюро, 2007. — 476 с.

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON THE VARIETY EXECUTOR

V.N. Otkydach

Kharkov state academy of culture e-mail: otk48@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *