В Викиданных есть лексема толика (L170467).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | толи́ка | толи́ки |
Р. | толи́ки | толи́к |
Д. | толи́ке | толи́кам |
В. | толи́ку | толи́ки |
Тв. | толи́кой толи́кою |
толи́ками |
Пр. | толи́ке | толи́ках |
то-ли́-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
ПроизношениеПравить
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
- МФА (допустимо): ед. ч. , мн. ч. (Еськова, 2015)
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- разг., без опр. небольшое, незначительное количество ◆ Но если бы в словах Мюйра оказалась хоть толика правды, это самым кардинальным образом решало бы все сегодняшние проблемы. В. В. Левашов, «Заговор патриота», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- разг. значимая, но не преобладающая часть ◆ Он понял, что никогда раньше не видел вблизи живого, обращенного к нему ужаса и с интересом отметил, что на остановившихся, необычно, словно в мгновенном недоуменном раздумии напряженных лицах неизменно просвечивает изрядная толика любопытства. Сергей Болмат, «Сами по себе», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ С ними был Мефодий в старомодном фраке из костюмерной театра, мешковато-уютный, польщенный тем, что небольшая толика взоров, притянутых его знаменитыми приятелями, перепадала и ему. К. А. Федин, «Первые радости», 1943–1945 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
СинонимыПравить
- зерно, крупица, частица
- доля, долька
АнтонимыПравить
- львиная доля
- ?
ГиперонимыПравить
- количество
- часть
ГипонимыПравить
- —
- —
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- малая толика
ПереводПравить
количество
часть
АнаграммыПравить
- аколит, Котали
БиблиографияПравить
- История слов. В. В. Виноградов
Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Примеры употребления слова йота в литературе.
Кроме того, дневник являлся безукоризненно составленным распорядком жизни, и Автократ никогда не отступал от оного ни на йоту.
Нет, он тронулся не спеша по Садовой, а через несколько времени оказался на Тверской, Иван прибавлял шагу, начинал бежать впритруску, порою задыхался от скорости собственного бега и ни на одну йоту не приблизился к неизвестному, и по-прежнему плыл метрах в десяти впереди его сиреневый желанный берет.
На пластинке с записью концерта Шопена фотография Гилельса, сделанная во время репетиции: лицо его выражает ту степень страдания, которое не может усилиться уже ни на йоту.
При этом нельзя не заметить, что у Гарибальди нет также ни на йоту плебейской грубости, ни изученного демократизма.
Однако в отличие от капитана Фалека, который нимало не интересовался так называемыми серьезными вещами, полагая эти самые серьезные вещи сущими пустяками, капитан Вилдад не только получил образование в духе самого строгого нантакетского квакерства, но и, несмотря на свою последующую моряцкую жизнь и даже созерцание восхитительных нагих островитянок по ту сторону мыса Горн, ни на йоту не поступился своей квакерской натурой, не пожертвовал ни единым крючком на своем квакерском жилете.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Тест
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; Cl, С2.
Г-жа Простакова. А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин…
Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.
Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.
Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.
Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчётны годы.
Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?
Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошёл в чистую.
Милон. Чем же ты питаешься?
Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счётных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счётец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.
Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врёшь? Я не вслушалась.
Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полёте.
Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из учёных ли?
Кутейкин. Из учёных, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?
Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.
Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.
Правдин (в сторону). Кутейкин ещё и умничает!
Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».
Правдин. Ну, а ещё где?
Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.
Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.
Ответом к заданиям В1—В7является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
В1 Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д. И. Фонвизина?
Ответ:
В2 Определите жанр произведения. Ответ:
ВЗ Установите соответствие между персонажами и их функциональной значимостью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ |
А) Цыфиркин |
1) просветитель, пропагандист высоких моральных ценностей |
Б) Правдин |
2) домашний учитель |
В) Вральман |
3) учитель-иностранец 4) профессиональный педагог |
А |
Б |
В |
Ответ запишите цифрами в таблице.
В4 Установите соответствие между персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерениями по отношению к Софье.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
НАМЕРЕНИЯ |
А) г-жа Простакова |
|
Б) Митрофан |
|
В) Милон |
3)искренне любит Софью |
4)предпочитает женитьбу учению |
А |
Б |
В |
Ответ запишите цифрами в таблице.
В5 Автор наделяет учителей Митрофанушки особого рода фамилиями. Каким термином принято обозначать такие фамилии, как Цыфиркин, Кутейкин?
Ответ: .
Ответ: .
В7 В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». Каков источник этой неточной цитаты?
Ответ:
Для выполнения заданий С1 и С2 дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С1 Какой художественной схемой пользуется Д. И. Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?
С2 В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях XIX века? (Приведите 2—3 примера.)