Никольский кафедральный собор в казани

Церковь действуетПрестолы: Покрова Пресвятой Богородицы, святителя Николая ЧудотворцаГод постройки: 1883—1885Архитектурный стиль: Эклектика, Псевдовизантийский стильАрхитектор: Ф.Н. МалиновскийАдрес: Республика Татарстан, Казань, улица Баумана, 5Телефон: +7 (843) 292-36-36; +7 (843) 292-57-51; Интернет-сайт: nks-km.ru Духовенство: протоиерей Иоанн Барсуков, настоятель. Клир: протоиерей Николай Ушаков, протоиерей Николай Тимофеев, иерей Арсений Леушин, протодиакон Георгий Тройников, диакон Олег Кузнецов, диакон Сергей Трифонов, диакон Дмитрий Степанов.

Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда административных зданий. Ансамбль Никольского собора является объектом культурного наследия Российской Федерации и городской достопримечательностью.

История храма имеет многовековую историю, так как на месте Никольского кафедрального собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь — сведения о времени ее строительства расходятся: дата на антиминсе — 1696 год, в клировых ведомостях указывался 1703 год. Судя по архитектурным формам и декору храм построен, скорее всего, в середине XVII веке, другие даты, очевидно, относятся к обновлению храма. Колокольня Покровской церкви выстроена, вероятно, в 20-30-е года XVIII века. В 1883 году старая Николо-Низская церковь была снесена и к 1885 году выстроена заново. В 1892 году обновлена и Покровская церковь, именно тогда она стала пятиглавой. Редкий случай, что придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм со временем стали называть Никольским. В 1857-1862 годах рядом с церковью был выстроен двухэтажный каменный дом притча.

Исполняется 70 лет со дня возобновления богослужений в Никольском соборе города Казани

Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка. Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма. Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах.

Покровская церковь одна из самых старинных в Казани: пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря. Внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу: здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересная тем, что их выполнил известный художник Василий Турин — прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в.

Живопись — не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. Из-за массивных круглых расписных столбов складывается впечатление основательности и устремленности вверх. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах.

Еще одна особенность Никольского собора — «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко.

Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей.

Никольский храм — придел древней Покровской церкви был построен уже в XIX веке. Возведен он был на месте одной из самых старинных церквей города — Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине — под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 году. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский придел, довольно протяженный и узкий, увенчан лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Светло-зеленые стены храма гармонируют с солнечным тоном Покровской церкви. Никольский храм тональностью напоминает о весне (праздник святителя Николая Чудотворца — 22 мая по н.ст.), а Покровский — о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября).

Никольский храм более многоцветен и светел, чем Покровский. Внутренняя галерея храма завершается невысоким, торжественным иконостасом, над царскими вратами роспись, напоминающая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В обрамлении настенных узоров сюжеты двунадесятых праздников и сцены из жития святителя Николая Чудотворца. Особый колорит интерьеру храма придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, словно танцуя в многоярусном паникадиле, придавая всему праздничный вид.

Никольская церковь считалась очень современной. Она одной из первых в епархии, в 1901 году была подключена к электричеству. Тогда это казалось уникальным явлением. Ведь даже Благовещенский кафедральный собор получил искусственное освещение годами позже. Приход даже обложили особым налогом за то, что пользование электричеством наносит ущерб епархиальному свечному заводу.

Храм по указу властей был закрыт в 1930 году, но в суровые военные годы, когда вся страна стала искать опору в истинной вере, его открыли. Прошение о возобновлении богослужений в соборе подавал Казанский архиепископ Гермоген (Кожин), в обращении он указывал, что в Казани действует всего одна кладбищенская церковь. С 1946 года Никольский храм получил статус кафедрального собора. В том же качестве остается и поныне. Приставной престол Никольского собора для совершения ранних литургий освящен в честь 40 севастийских мучеников.

Храм хоть в размерах и уступает другим кафедральным соборам столицы, но необычайно красив и отличается мягкостью красок: золотые купола оттеняются светлыми тонами зеленого, желтого и голубого. Ажурные кресты над куполами собора со стороны улицы Профсоюзной видны как на ладони, через них просматривается набережная Булака, необычно праздничный вид придают церкви четыре боковых купола, раскрашенные «в шахматном» порядке бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.

Большой приход Никольского кафедрального собора сегодня живет духовно богатой жизнью. Здесь функционирует одна из самых крупных в Казани воскресная школа, учащиеся проводят вместе праздники, совершают паломнические поездки. При соборе действует большая библиотека, ведет свою работу Сестричество милосердия во имя святителя Николая Чудотворца и Общество трезвости.

Святыни собора

В настоящее время в соборе хранятся многие казанские святыни: чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря Казани); образ Божией Матери «Всеблаженной», отмеченный мироточением; икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»; икона Божией Матери «Всецарица»; чудотворная икона святителя Николая; икона блаженной Ксении Петербургской и праведной Матроны Московской и многие другие святыни. Также стоит отметить иконы преподобного Сергия Радонежского и праведного Симеона Верхотурского с частицами мощей.

Расписание богослужений


Теги: Никольский собор храмы святителя Николая Чудотворца храмы I Казанского благочиния протоиерей Иоанн Барсуков

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Святыни: Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери Ряд местночтимых икон (см. в тексте).

Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений.

Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.

Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским.

А) Покровский храм

Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.

Живопись – не очень яркая, дневного света в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты – поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, подстать своей 3-вековой древности. Из-за «леса» круглых расписных столбов, он еще и довольно тесен, хотя неспешно гулять в этом лесу, разглядывая священные сюжеты можно довольно долго – покидать храм не хочется. В полумраке, освещаемом звездочками свечей, особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа, чуть меньше человеческого роста. Такие скульптурные изображения довольно редки в православных храмах. Что-то неказистое в исполнении этого Распятия производит особенное впечатление: невыносимые страдания Сына Человеческого как-то особенно проникают в душу – от искренне простонародной попытки их передать.

С северо-запада к Покровской церкви примыкает построенная одновременно с ней колокольня около 30 м высоты. Это одна из красивейших башен Казани. По праву, ее можно признать лучшим из сохранившихся в Казани памятников самого раннего русского барокко. Над четвериком поднимаются ступеньками три уменьшающихся восьмерика, один из которых – глухой, а два верхних – арочные сквозные. Из-за них башня кажется ажурно-воздушной. Кружево узоров делает ее как будто еще более легкой и парящей. Кирпичные пояски под кровлями ярусов составляют очень прихотливую и причудливую бахрому. Каждый угол верхних восьмигранников – это белая полуколонна на желтом фоне. Из-за них оба колокольных яруса похожи на беседки.

Особенность древней колокольни – ее довольно сильный наклон. Она – вторая «падающая» башня Казани, после башни Сююмбеки. Только знают об этом даже не все казанцы. Хотя не заметить этот наклон невозможно. Справедливости ради надо сказать, что «падающие» башни – конечно, редкость, но все же не такая, как многие думают. В мире их известно около полутора сотен, но вероятно, многие еще просто не учтены. В одном только Поволжье – несколько падающих колоколен: две – в Нижнем Новгороде (обе в древнем Печерском монастыре), одна – в Костроме (тоже в монастыре – Богоявленском). В Казани, кроме башни Сююмбеки и Николо-Покровской колокольни, наклон имеет еще и Безымянная круглая стрельница кремля – стянутая из-за этого для прочности железными обручами.

В настоящее время крен Покровской колокольни пока не угрожает ей разрушением. Этот замечательный памятник русского зодчества рубежа XVII – XVIII веков украшал и еще будет украшать центр Казани.

Б) Никольский храм

Если слева от входа в древнюю Покровскую церковь стоит колокольня, то справа, как уже упоминалось – придел XIX века, давший имя всему собору. Придел – самое молодое сооружение в комплексе собора, но зато построен он, наоборот, на месте самой древней церкви, тоже Никольской. Николо-Низский храм («На Низу» – т.е. под горой) известен еще с 1565 года. Тогда он был деревянным, в конце XVII века (одновременно с соседней Покровской церковью) стал каменным, в 1883 г. из-за ветхости снесен. В 1885 г. новая постройка, сдвинутая чуть севернее, вплотную примкнула к Покровской церкви. Этот длинный и относительно узкий Никольский придел увенчан снаружи лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Этот купол сияет свечой ближе к алтарю. Стены храма – светло-зеленые, что очень сочетается с солнечно-желтой окраской Покровской церкви. Словно Никольский храм своим обликом напоминает о мае (Николин день «вешний» – 22 мая по н. ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).

Внутри безстолпный храм напоминает узкую галерею, в восточном конце которой сверкает невысокий, белый с золотом иконостас. Живопись его сильно европеизирована: например, над Царскими вратами – почти точная, но уменьшенная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Никольский храм более многоцветен и гораздо более светел, чем Покровский. Его масляная стенопись – это в основном коричнево-золотистые, зеленые, белые, ярко-синие и темно-розовые тона. Они составляют повторяющийся геометрический орнамент из прихотливо украшенных и как бы вложенных друг в друга равноконечных крестов, переходящих в четырехлепестковые цветы. В рамках из этих узоров – сюжеты двунадесятых праздников, а также сцены из жития свт. Николая Чудотворца. Ближе к иконостасу, в треугольных парусах свода, как и положено – четыре евангелиста. Все это ярко освещено двумя ярусами широких окон южной стены. Особый колорит интерьеру придают ярко-красные стекла, вставленные в окна в форме крестов. В солнечный день золотистые и алые блики играют по всему собору, придавая ему очень праздничный вид.

Очень украшают интерьер три роскошные люстры, каждая из которых по мере приближения к иконостасу больше предыдущей.

Кстати, Никольская церковь одной из первых в епархии была электрифицирована – в 1901 году. Тогда это казалось уникальным. Даже кафедральный Благовещенский собор получил электрическое освещение на несколько лет позже. Забавный курьез: благочиннический съезд в 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 руб. за то, что его пользование электрическим светом (а оно «не есть необходимость, а скорее роскошь») наносит ущерб епархиальному свечному заводу.

В правом углу перед иконостасом в небольшом киоте установлена под стеклом Казанская чудотворная икона Божией Матери – один из старинных и почитаемых списков с первоявленного образа (другой особо почитаемый список – в церкви Ярославских Чудотворцев). Риза ее увешана крестиками-пожертвованиями от тех, кому Пречистая Богородица помогла по молитвам перед этим Ее образом. Ежегодно на праздник Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н. ст.) образ выносится на середину церкви, а торжественную службу и молебен обычно проводит сам Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий. Именно перед этой иконой стоит удивительный по красоте серебряный подсвечник высотой в человеческий рост – единственный старинный подсвечник, сохранившийся в Никольском соборе. Основание его – как у гигантской св. чаши, середина расширяется, как литой тульский самовар, вершина – опять как чаша. Края чаши украшены восемью головками Херувимов и восемью отростками в виде больших раскрытых цветов – для самых крупных свечей.

Над подсвечником почти всегда – целый куст трепетных огоньков. Люди очень любят эту чудотворную икону и постоянно ставят к ней свечи. Благодаря этому, святой образ можно сразу отыскать взглядом среди всех остальных – его легко найти даже человеку, первый раз в жизни вошедшему в этот храм.

Из других почитаемых икон Никольского собора можно назвать: Феодоровский образ Божией Матери – старинный, в сверкающей ризе из цветного стекляруса, чуть левее Казанской иконы (в отдельном киоте); Образ Божией Матери «Всеблаженной» – отмеченный мироточением; Очень маленькую (так называемую «вершковую») икону свт. Николая Чудотворца, вставленную в равноконечный крест и помещенную вместе с ним в раму под стекло – тоже рядом с Казанской чудотворной иконой. Икону преп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Раздел из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *