Новомученики и исповедники

10 февраля 2020 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них.

Содержание

Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский

Память 1 февраля (19 января ст.ст.).

Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра были супруга и семеро детей.

На момент смерти ему было 55 лет.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры.

На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский

Память 7 февраля (25 января ст.ст.).

Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет.

Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Память 17 июля (4 июля ст.ст.).

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара (Яковлева)

Память 18 июля (5 июля ст.ст.).

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет.

Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

Память 13 августа (31 июля ст.ст.).

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей

Память 5 сентября (23 августа ст.ст.).

Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года.

Мученик Феодор Иванов, мирянин

Память 11 сентября (29 августа ст.ст.).

Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе.

На момент расстрела — 41 год.

Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит

Память 20 сентября (7 сентября ст.ст.).

Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» (то есть за беседы о вере и политике) среди заключенных.

На момент расстрела — 48 лет.

Мученица Татиана Гримблит, мирянка

Память 23 сентября (10 сентября ст.ст.).

В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Сотрудники ОГПУ долгие годы силились «разгадать» феномен Татьяны Гримблит, и, в общем то, безуспешно. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан.

Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных».

Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет.

Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси

Дата прославления (1989) — 9 октября (26 сентября ст.ст.).

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью.

Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий

Память 10 октября (27 сентября ст.ст.).

Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года (смерть Патриарха Тихона) и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора.

Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы.

В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский

Память 16 октября (3 октября ст.ст.).

После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. — в ссылке в Нарымском крае.

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит

Память 18 октября (5 октября ст.ст.).

Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого.

В 1959 году он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград) в возрасте 71 года.

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алматинский и Казахстанский

Память 25 октября (12 октября ст.ст.).

Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925–27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей (по признанию следователя, «за популярность»). В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского), возглавил Казахстанскую епархию.

Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек.

Священномученик Николай Пробатов, протоиерей

Память 11 ноября (29 октября ст.ст.).

Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Вместе со священномучеником Николаем Церковь чтит память с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью.

На момент гибели отцу Николаю было 44 года.

Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Память 20 ноября (7 ноября ст.ст.).

Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.

На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки.

В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет.

Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей

Память 7 декабря (24 ноября ст.ст.).

Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году.

62-летнего священника били, плевали ему в лицо, таскали за бороду. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу.

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит

Память 11 декабря (28 ноября ст.ст.).

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.

11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Память 28 декабря (15 декабря ст.ст.).

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона.

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Ему было 43 года.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Мученица Екатерина Арская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова).

В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

На момент расстрела ей было 62 года.

Мученик Михаил Новоселов, мирянин

Память 21 января (8 января ст.ст.).

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.

С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.

20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет.

Священномученик Александр Туберовский, иерей

Память 23 декабря (10 декабря ст.ст.).

На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе.

В 1937 году он был арестован. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.

Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет.

Преподобномученица Августа (Защук), схимонахиня

Память 8 января (26 декабря ст.ст.).

Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея. Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников.

В 1927–34 гг. схимонахиня Августа была в заключении (проходила по одному делу с иеромонахом Никоном (Беляевым) и другими «оптинцами»). С 1934 г. жила в г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий (Бобриков). Возглавляла тайную женскую общину в г. Белеве. Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты (Прибыткова) на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой.

На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.

Священномученик Сергий Мечев, иерей

Память 6 января (29 декабря ст.ст.).

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром. В разгар гонений в 1919 году принял священный сан. После кончины отца в 1923 году священномученик Сергий стал настоятелем храма Святителя Николая в Кленниках и служил в этом храме вплоть до своего ареста в 1929 г., когда он и его прихожане были обвинены в создании «антисоветской группы».

Сам святой праведный Алексий, известный уже при жизни как старец в миру, говорил: «Сын мой будет выше меня». Отец Сергий сумел сплотить вокруг себя духовных детей почившего отца Алексия и своих собственных чад. Члены общины отца Сергия пронесли через все гонения память о своем духовном отце. С 1937 года, по выходе из лагеря, отец Сергий тайно от властей служил литургии у себя на дому.

Осенью 1941 года по доносу соседей он был арестован и обвинен в том, что «ведёт работу по созданию подпольных т. н. «катакомбных церквей», насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью». В Рождественский сочельник 1942 года священномученик Сергий был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

На момент расстрела ему было 49 лет.

Вы прочитали статью Новомученики и исповедники Российские. Читайте также:

  • Фотокарточки исповедников
  • Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время
  • Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Панихина М.И. 1 Копцева Н.П. 1 1 ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет В Сибирском федеральном университете на постоянной основе проходят культурные, религиозные, теологические исследования. Эти исследования имеют и фундаментальный, и прикладной характер. Авторы статьи полагают, что приоритетом для Сибирского федерального университета являются исследования истории и культуры Красноярского края, Сибирского федерального округа. Особое значение имеет исследование специфики православия в Сибири. В научной статье изложены исторические факты о российском новомученичестве и исповедничестве ХХ века. Феномен сибирских новомучеников запечатлен иконографически в Соборе сибирских Святых и в документе Деяния Архиерейского Собора. Перспективы исследования связаны с историей сибирских святых. 151 KB исповедники новомученики культурные исследования 1. Викторук Е. Н., Черняева А. С. Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 5. – С. 776-784. 2. Кирко В. И., Кеуш А. В., Шишацкий Н. Г. Проблемы модернизации северных территорий /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т.5. — № 9. – С. 1246-1251. 3. Копцева Н. П. Культурно-антропологический проект социальной инженерии. (проблема методологии современных прикладных культурных исследований) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т. 3. – № 1. – С. 22-34. 4. Копцева Н. П., Замараева Ю. С., Сертакова Е. А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т.4. – № 11. – С. 1577-1588. 5. Копцева Н. П., Махонина А. А. Методология Генриха Риккера и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 247-258. 6. Копцева Н. П. Индигенные народы Красноярского края. К вопросу о методологии культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – Т.3. – № 4. – С. 554-562. 7. Либакова Н. М. Специфика и методология гендерной теории в прикладных культурных исследованиях // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 9. – № 4. – С. 580-586. 8. Лузан В. С. Культурная политика как предмет прикладной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т.2. – № 3. – С. 323–335. 9. Неволько Н. Н. Визуализация этнической темы в живописных и графических произведениях искусства хакасских мастеров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т.4. – № 8. – С. 1109-1126. 10. Семенова А. А. Понятие «концепт» как основа современной культурологии // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 234-246.

Вначале необходимо дать определение словам «Новомученик» и «Исповедник».

«Новомученики» — это общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. в Царском Селе. 25 января 1918 г. в Киеве был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как День памяти (Собор) новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. началась кампания «по изъятию церковных ценностей», приведшая к ряду судебных процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г., в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в середине 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание.

«Исповедник» — это Святой, при жизни подвергшийся преследованиям за проповедь христианства, но умерший не мученической смертью (в христианстве) .

Отношение государства и церкви в XX веке

По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных . Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными.

В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов.

Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. А. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема.

Новомученики Сибирской земли

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.

10/23 июня 1984 года в Тобольске (тогда в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершенно первое празднование Собору Сибирских святых.

На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии.

На иконе изображены следующие Святые и подвижники Благочестия (слева направо):

Первый нижний ряд:

Второй ряд:

Третий ряд:

Четвертый ряд:

Новомученики и исповедники

Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»:

«1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили»:

от Красноярской епархии:

  • епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885-1937),
  • протоиерея Николая Казанского (1874-1942),
  • священника Александра Поливанова († 1919),
  • священника Амоса Иванова († 1919),
  • священника Владимира Фокина († 1919),
  • священника Димитрия Неровецкого († 1919),
  • священника Иоанна Пригоровского (1878-1918),
  • священника Михаила Вологодского († 1920),
  • священника Михаила Каргополова († 1919),
  • священника Николая Силина († 1919),
  • священника Порфирия Фелонина († 1919),
  • священника Стефана Семенченко († 1919),
  • священника Трофима Кузнецова († 1919);

от Барнаульской епархии:

от Омской епархии:

  • Николая Цикуры (†1918);

от Тобольской епархии:

3. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

в Красноярской и Крымской епархиях:

  • архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня, священноисповедник);

в Омской епархии:

  • архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик);
  • священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик);
  • священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик).

Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Религиозного воспитания в семье будущий святитель не получил.

После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, так как увлекался живописью и окончил киевскую художественную школу. В поисках истины Валентин прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина — только в Православии.

После окончания университета он работал в Чите, в военно-полевом госпитале Киевского Красного Креста, где делал много очень сложных операций. В то время он женился на медсестре по имени Анна, которую все называли святой. В дальнейшем он занимался медицинской практикой и научной работой.

В 20-е годы он работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре — в иерея, и впоследствии он совмещал священническое служение с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.

Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.

Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.

В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов», которые до сих пор не теряют своего значения. Вообще святитель Лука — автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, а также апологетических трудов и множества проповедей.

С 1946 по 1961 гг. Владыка был правящим архиереем Крымской епархии. По воспоминаниям людей, знавших его, «когда Владыка служил, в храм нельзя было войти — столько там было народу. В конце жизни он ослеп, но при этом не оставлял свой паствы. Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить «пешей процессии», ничего не могли сделать.

Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополь.

Значение феномена новомученичества для современной российской культуры

Ф. М. Достоевский мечтал о «новом слове», которое Россия «скажет миру». Для нас сегодня ясно, что это новое слово сказано в XX веке русскими святыми Исповедниками и Мучениками, ибо они как нельзя выше подняли планку нравственного идеала в Отечестве нашем и в народе нашем, соприкоснувшись с самой Вечностью.

Канонизация святых новомучеников и исповедников Российских несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.

Представленная статья репрезентует интерес исследователя к актуальной теме истории православия, реконструкции в умах молодого поколения ценностей и идеалов религии. На базе Сибирского федерального университета активно ведутся культурные и гуманитарные исследования .

Рецензенты:

Библиографическая ссылка

Панихина М.И., Копцева Н.П. НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХХ ВЕКА В СИБИРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10444 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ЛИКИ СИНОДИКА. Святые новомученики и исповедники Северо-Западного региона России. Август

Священномученик ИОАНН протоиерей

СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Егорович, 1887, СПб. — 02.08.1930, Воронеж. Сын директора канцелярии Морского министерства (впоследствии – сенатора). После окончания в 1908 Морского кадетского корпуса служил в Российском военно-морском флоте; уволился в 06.1917 в чине лейтенанта. В 1920 рукоположен во диакона к Троицкому храму на Стремянной ул. в Пtтрограде, в 1923 — во священника. Подвергался арестам в 1921 (освобожден через 1 год и 1 месяц) и в 02.1924, по «делу православных братств». Приговорен 26.09.1924 к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. После освобождения 01.10.1927 отправлен в административную ссылку в г. Воронеж. Не принял «Декларацию» 1927 и в 01.1928 отделился от ее автора, зам. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), вместе с временно управляющим Воронежской епархией епископом Алексием (Буем). Арестован 19.05.1929, постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ 16.08.1929 приговорен к заключению в Соловецкий лагерь на 3 года. 23.04.1930 арестован в лагере по делу «Церковно-монархической организации «буевцев»» и отправлен в Воронеж. Этой мифической организации режим приписал подготовку массовых выступлений населения против мероприятий советской власти в Центральной Черноземной области. Категорически отверг все обвинения. 28.07.1930 приговорен к расстрелу Коллегией ОГПУ. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен Воронежской епархией).

Дни памяти: Ил. 20; Новомуч.; Петерб.

Священномученик ГЕОРГИЙ иерей

НИКИТИН Георгий Никитович, 1870, дер. Афанаска Островского у. или дер. Афаносково Великолукского у. Псковской губ. — 02.08.1930, Воронеж. Сын крестьянина. Сапожник. В 1920—1927 гг. возглавлял общину иоаннитов на Украине, в с. Паланка (ныне Винницкой обл.); несколько раз подвергался арестам. В1927—1929 жил в Ленинграде, служил псаломщиком в иосифлянских храмах, занимался богословским самообразованием. Направлен к епископу Бахмутскому и Донецкому Иоасафу (Попову), которым 29.08.1929 рукоположен во священники. Ездил по селам и городам разъездным проповедником, совершал богослужения в Воронеже, Курске, Тамбове. Арестован в 03.1930 в Воронежской обл., проходил по делу «Воронежского филиала ИПЦ». Расстрелян по решению Коллегии ОГПУ от 28.07.1930. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен Воронежской епархией).

Дни памяти: Ил. 20; Новомуч.

Шкаровский М.В. Георгий Никитович Никитин // ПЭ. Т. XI. М., 2006. С. 10.

Священномученик РОМАН протоиерей

Медведь Ярослав-Роман Иванович (1874 — 8 сентября 1937). Сын учителя. Окончил Холмскую ДС (1894) и С.-Петербургскую ДА (1898). 12 августа 1899 — 9 декабря 1900 помощник инспектора Литовской ДС, затем в отставке (8 декабря 1900 — 21 февраля 1901). 4 марта 1901 рукоположен во священника к церкви Крестовоздвиженского трудового братства Глуховского уезда Черниговской епархии, с 30 ноября 1902 священник церкви св. Марии Магдалины при училище лекарских помощниц в С.-Петербурге, с 8 октября 1908 настоятель Николаевской Томашовской церкви Варшавской епархии, с 14 мая 1910 — Севастопольского Адмиралтейского собора и благочинный севастопольских неподвижных церквей, с 20 июня 1910 протоиерей. С 28 февраля 1915 флагманский благочинный при штабе командующего Черноморским флотом. С 1917 в клире Покровского (Василия Блаженного) собора в Москве, в феврале 1918 основал Союз ревнителей и проповедников православия. Председатель «Совета объединенных приходов». 22 мая 1918 арестован. 30 июля освобожден до суда под подписку о невыезде, 27 ноября 1918 дело прекращено по амнистии. 30 сентября 1919 слушалось дело об освобождении его от призыва в тыловое ополчение — оставлено без удовлетворения. С 1919 настоятель храма св. Алексия митрополита Московского в Москве. 8 сентября 1921 арестован, 23 ноября 1921 дело прекращено по амнистии. Многократные аресты до 1929. 21 апреля 1931 арестован по делу Московского филиала «Истинно-Православной Церкви». 10 мая 1931 приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет концлагеря. Отправлен в Белбалтлаг. 24 июля 1936 из лагеря освобожден по болезни. Выслан в Малоярославец Калужской области. 18 августа 1937 пострижен в мантию с именем Иосиф. Причислен к лику святых.

Дни памяти: Ил. 21; Ав. 26; Новомуч

Священномученик АЛЕКСАНДР протоиерей

САХАРОВ Александр Николаевич, 1873, СПб. — 07.09.1927, СЛОН. Сын военного священника. В 1900 окончил СПб ДА, канд. богословия. 24.12.1900 рукоположен во священника к новопостроенной Сергиевской церкви на Новосивковской ул. в СПб., с 21 марта 1907 служил в церкви пригородного села Смоленского, с 1 августа 1910 — в Малоколоменской Воскресенской (Михаила Архангела) церкви; протоиерей (1916 «за усердное исполнение пастырских обязанностей для чинов запаса лейб-гвардии Преображенского полка»). Арестован 03.02.1924 по делу «спасского братства». Приговорен 26.09.1924 к 3 годам Соловецких лагерей. Скончался в лагере. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых (представлен ставропигиальным Соловецким монастырем).

Дни память: Ил. 25; Новомуч.; Петерб.

Священномученик ВЕНИАМИН митрополит Петроградский

КАЗАНСКИЙ Василий Павлович, 17.04.1873, Нименский погост Каргопольского у. Олонецкой губ. — 13.08.1922, Птр. Сын священника. В 1897 окончил СПб ДА; канд. богословия. 14.10.1895 пострижен в монашество, 16.05.1896 рукоположен во иеромонаха; с 18.02.1902 в сане архимандрита. 06.10.1899 до 02.04.1902 был инспектором, а 12.10.1905 — ректором СПб ДС. 24.01.1910 хиротонисан в СПб. во епископа Гдовского, викария СПб. епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости. 24.05.1917 избран епископом Петроградским и Ладожским, 25.05 утвержден с возведением в сан архиепископа, с 17.06.1917 архиепископ Петроградский и Гдовский, с 14.08.1917 митрополит. Осенью 1917, как член Поместного Собора, находился Москве и жил в Чудовом монастыре Московского Кремля. В дни обстрела Кремля большевиками (27.10—03.11.1917) чудом избежал гибели: в зани-маемую им келью попал снаряд. Был избран заместителем члена Свящ. Синода. Председатель Комиссии Поместного Собора по фотографированию и описанию повреждений Кремля. 21.01.1918 возглавил общепетроградский крестный ход в защиту Александро-Невской Лавры, подвергшейся 19.01.1918 вторжению красноармейцев для захвата ее жилых помещений. С 26.01.1918 священноархимандрит Александро-Невской Лавры. Всю свою деятельность направлял к тому, «чтобы поддержать и укрепить веру, воодушевить малодушных и утешить унывающих». В 08.1918 ввел особое моление в храмах епархии за арестованное духовенство, организовал материальную помощь их семьям. Под его руководством в 1919—1920 организован Петроградский Богословский институт, ставший не только учебным, но и религиозно-просветительским центром. Арестован 31.05.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Приговорен 05.07.22 к ВМН. Расстрелян. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 митрополит и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий (ШЕИН), Юрий НОВИЦКИЙ, Иоанн КОВШАРОВ причислены к лику святых. На Братском кладбище Александро-Невской Лавры установлен памятник-кенотаф свмч. митрополиту Вениамину (дата рождения, выбитая на камне, — неверна). Первый храм во имя святителя Вениамина освящен в 09.1992 в исправительной колонии № 5 под СПб. (пос. Металлострой).

Дни памяти: Ил. 31; Новомуч.; Петерб.; Самар.

Преподобномученик СЕРГИЙ архимандрит

ШЕИН Василий Павлович, 30.12.1870, дер. Колпна Новосильского у. Тульской губ. — 13.08.1922, Петроград. В1893 окончил Училище правоведения в СПб. В 1912—1917 — депутат IV Государственной Думы. Член и секретарь Поместного Собора 1917—1918. Принял монашеский постриг 12.09.1920. В 1921-05.1922 настоятель церкви подворья Троице-Сергиевой Лавры в Петрограде. Арестован 31.05.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Расстрелян по приговору Петроградского губ. революционного трибунала, по военному отделению, от 05.07.1922. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ил. 31; Новомуч.; Петерб.

Бовкало А.А. Архимандрит Сергий (Шеин) и его предки: историко-генеалогический очерк // Новый часовой (СПб). 1996. № 4. С. 19-22.

Мученик ИОАНН

КОВШАРОВ Иван Михайлович, 1878, Одесса — 13.08.1922, Петроград. Дворянин. В 1903 окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. С 1906 жил и работал в СПб. Адвокат (присяжный поверенный). Весной 1918 избран комиссаром по епархиальным делам «для представительства и защиты общих прав и интересов» Петроградской епархии. В начале 1920-х — юрисконсульт Александро-Невской Лавры, член правления Общества православных приходов Петрограда и его губ. 06.05.1922 сопровождал в Смольный митрополита Петроградского Вениамина (КАЗАНСКОГО) на переговоры с представителями Помгола. Арестован в 05.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Расстрелян по приговору Петроградского губ. революционного трибунала, по военному отделению, от 05.07.1922. Архиерейским Собором 1992 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ил. 31; Новмуч.; Петерб.

АУФСБ СПб ЛО. П-36314; Иоанн Михайлович Ковшаров // ПЭ. Т. XXIII. М., 2010. С. 318.

Мученик ЮРИЙ

НОВИЦКИЙ Юрий Петрович, 10.11.1882, г. Умань Киевской губ. — 13.08.1922, Петроград. Сын мирового судьи. В 1908 окончил юридический факультет Университета св. Владимира в Киеве, был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре уголовного права. В 1913 приват-доцент Киевского, а с 1914 Петроградского университета, позднее — профессор уголовного права. Организатор и ученый секретарь Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка (05.1921), заведовал созданными при институте курсами по защите и охране детства. Одновременно был профессором Педагогического института дошкольного образования. Член Совета Петроградского Богословского института. В 1920 один из создателей Общества православных приходов Петрограда и губ., председатель правления Общества. Арестован в 05.1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Расстрелян по приговору Петроградского губ. революционного трибунала, по военному отделению, от 05.07.1922. 13.08.1922. Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 1992 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ил. 31; Новомуч.; Петерб.

Колосов Ю. Мертвые учат жить // Нева. 1992. № 10. С.256-262; Коняев Н.М. Святой профессор. М.: Русь, 2008.

Священномученик СИМОН епископ Уфимский

ШЛЕЕВ Семен Иванович, 20.04.1873, с. Явлеи Алатырского у. Симбирской губ. — 8.08.1921, Уфа. Сын крестьянина-старообрядца; в 1876 присоединен к Православию через единоверие. В 1899 окончил Казанскую ДА; канд. богословия. 17.01.1900 рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани. С 07.02.1905 священник Никольской единоверческой церкви СПб., с 22.11.1907 ее настоятель. Протоиерей (1916). Член Поместного Собора 1917— 1918 от единоверцев. 07.06.1918 назначен единоверческим епископом Охтинским — первым единоверческим епископом России. Хиротония совершена 16.06.1918 в Александро-Невской Лавре «по старопечатным книгам» св. Патриархом ТИХОНОМ. В 1920 назначен временно управляющим Уфимской епархией; прибыл в Уфу в мае 1920. Убит при выходе из кафедрального собора (по официальной версии убийство имело «уголовно-корыстный характер»). Прославлен РПЦЗ в 1981. Архиерейским Собором 2000 причислен к лику святых.

Дни памяти: Ав. 5; Новомуч.; Петерб.; Уфим.

Священномученик АЛЕКСАНДР протоиерей

ХОТОВИЦКИЙ Александр Александрович (11 февраля 1871—1937). Окончил Волынскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. В июле 1895 определен псаломщиком Николаевской ц. Нью-Йорка, с 25 февраля 1896 священник, с 1896 настоятель. 10 августа 1901 протоиерей там же, с 1 сентября 1905 кафедральный протоиерей. 1896 — 1914 редактор «Американского Православного Вестника”. 27 февраля 1914 уехал из США. С 1 августа 1914 настоятель Успенского собора Гельсинфорса. С августа 1917 в клире храма Христа Спасителя в Москве, ключарь. Участник Поместного Собора 1917—1918 гг. В 1919 арестован в Москве, через 3 дня освобожден. Май 1920, ноябрь 1921 — кратковременные аресты по обвинению в нарушении Декрета об отделении Церкви от государства. 8 декабря 1921 арестован в Москве, 19 декабря освобожден 23 февраля 1922 — арестован по второму этапу Московского процесса об изъятии церковных ценностей. 13 декабря 1922 приговорен Московским Ревтрибуналом к 10 годам тюремного заключения с конфискацией имущества. Октябрь 1923 досрочно освобожден из тюрьмы. 9 сентября 1924— арестован в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки в Туруханский край. 1924 — 1927 — в ссылке на Ангаре, в 1927 освобожден, вернулся в Москву. Удостоен сана протопресвитера, один из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия. В 1930-е годы настоятель Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 арестован и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. 2 декабря 1994 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен клику святых.

Дни памяти: Ав. 7; Новомуч.; Моск.

Преподобномученик АФАНАСИЙ игумен

(Егоров Алексей Егорович; 7.03.1884 с. Сурушино Новоторжского у. Тверской губ.- 19.08.1937, Москва), прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игумен. Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. 18 января1908 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. зачислен в послушники, в 1913 г. являлся заведующим архиерейскими комнатами Валаамского монастыря в Финляндии, пользовался уважением архиеп. Финляндского, впоследствии митрополита Сергия (Страгородского), 21 февраля 1914 г. пострижен в мантию с именем Афанасий. Послушание проходил на монастырском подворье в Петрограде при иконно-книжной лавке, с 1917 г. жил на Валаамском подворье в Москве. С 1921 г. до своего ареста являлся келейником митр. Сергия. 24 апреля 1921 г. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, через некоторое время возведен митрополитом Сергием в сан игумена; служил в храме подмосковного с. Измайлова (ныне в черте Москвы). 26 июня 1937 был арестован по обвинению в террористической агитации и оказании материальной помощи духовенству, находившемуся в заключении за антисоветскую деятельность, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отклонил обвинение в антисоветской деятельности, признав, что действительно оказывал помощь находившемуся в заключении духовенству. Расстрелян по приговору от 19 августа 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Имя прмч. Афанасия внесено в календарь постановлением Священного Синода РПЦ от 27-28 февраля 2001 г. Православная энциклопедия. Т. 3, С. 704.

Дни памяти:Ав.7; Валаам.; Моск.; Новомуч.

Священномученик АФАНАСИЙ иерей

КИСЛОВ Афанасий Григорьевич (март 1880, д. Тараскино Себежского у. Витебской губ. – 23.08.1937, г. Калинин (ныне г. Тверь)), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. Родился в крестьянской семье, после смерти родителей взят на воспитание прот. Иосифом Никановичем. Закончил четырёхгодичное народное училище и в возрасте 16 лет отправился на заработки в Санкт-Петербург. В 1908-1910 гг. учился на псаломщика. С 1910 г. служил псаломщиком, в том же году рукоположен во диакона к церкви с. Сиротина Витебского у. и губ. В 1916 г. переведён в церковь с. Жукова Невельского у. Витебской губ., в 1918 – в церковь с. Хвощно Городецкого у. Витебской губ. В 1924 был рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви с. Рудня Межанского у. Витебской губ. В 1927 г. рудненская церковь была обложена завышенным налогом, в случае неуплаты которого священника ожидал арест; большой семье отца Афанасия пришлось распродавать личное имущество. На праздник Крещения Господня в 1929 г. отец Афанасий вместе с прихожанами совершал чин великого освящения воды. За это он был арестован и избит, однако следственное дело заведено не было, и через месяц его освободили. В 1930 г. храм, где служил о. Афанасий, был обложен ещё большим налогом, попытки собрать средства для его уплаты оказались безуспешными. Чтобы избежать ареста отец Афанасий с семьёй был вынужден покинуть село. С 1930 г. проживал в д. Смагино Себежского р-на Западной обл., служил в Никольской церкви с. Прихабы того же р-на и области. Тайно объезжал свой приход, совершая по просьбам прихожан требы на дому. В апреле 1935 г. арестован во время пасхального богослужения, провёл две недели в камере с издевавшимися над ним уголовниками, вновь освобождён без оформления следственного дела. 13 августа 1937 г. был снова арестован как «член банды антисоветских элементов». Расстрелян за ведение «контрреволюционной агитации» по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 23 авг. 1937 г. Имя иерея Афанасия внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2003 г.

Дни памяти: Ав.10; Новомуч.; Псков.

Священномученик АЛЕКСАНДР иерей

СОКОЛОВ АЛЕКСАНДР Николаевич (1893, с. Озерово Тихвинского у. Новгородской губ. — 29.08.1937, г. Красный Холм Калининской обл.), сщмч. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. В 1915 г. закончил Новгородскую ДС и поступил псаломщиком в храм с. Ершова Череповецкого у. Новгородской губ. В 1916 г. рукоположен во диакона и служил в храме с. Мороцкого, через год рукоположен во священника и начал служить в церкви родного с. Озерова. В 1924 г. переведен в храм с. Ершова. В это время одной из репрессивных мер по отношению к священникам было требование уплаты завышенных гос. налогов и штрафов. В 1929 г. за несдачу продуктового налога хозяйство о. Александра было конфисковано. Вместе с женой и 3 маленькими детьми он уехал в Тверскую обл., где служил сначала в храмах Краснохолмского р-на, а затем в с. Поречье Молоковского р-на. Несмотря на то что деятельность священников находилась тогда под пристальным надзором власти, ревностно относился к совершению богослужений и треб, служил молебны на полях и в домах жителей села, хотя это было запрещено. В 1935 г. прихожане покрасили церковь в Поречье, а оставшуюся краску продали школе, за это о. Александр и староста церкви были арестованы. О. Александра обвинили в спекуляции и приговорили к 5 годам лишения свободы, но областной суд оправдал его, и он был освобожден. В июле 1937 г., когда до него. стали доходить известия о массовых арестах священнослужителей, спрятал на чердаке храма запасной набор евхаристических сосудов, а также напрестольный крест и дарохранительницу. 27 июля 1937 г. А. был арестован и заключен в краснохолмскую тюрьму, на допросе виновным себя не признал, расстрелян по приговору от 25 авг. 1937 г. Реабилитирован в 1957 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Дни памяти: Ав. 16; Новомуч.

Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. № 9509-С. Л. 6-23. Дамаскин. Кн. 3. С. 138-140.Православная Энциклопедия. Т. 1, С. 483.

К списку новостей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *