Нравственная деятельность

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Светлова, Наталья Васильевна

Выводы

На основе результатов проведенного эмпирического исследования содержательных аспектов ценностных ориентаций и нравственного самосознания подростков 10-17 лет можно сделать следующие выводы.

1. Определенная иерархическая система ценностных ориентаций как особое психическое образование начинает складываться у детей в возрасте 11-12 лет (6-7 класс современной школы). В этот период активно развивается умение дифференцировать ценности и производить ценностный выбор, возникает первая индивидуальная система ценностных ориентаций, которая в дальнейшем претерпевает существенные изменения.

Как правило, индивидуальная иерархия ценностей представляет собой последовательность достаточно хорошо разграниченных между собой блоков. Учащиеся 5-ых-11-ых классов общеобразовательных школ в качестве наиболее предпочитаемых ценностей, входящих в первую пятерку по значимости, назвали конкретные жизненные ценности, ориентированные на личную жизнь и межличностные отношения («семья», «здоровье», «любовь», «друзья»). Наиболее предпочитаемыми инструментальными ценностями для подростков являются такие этические качества личности как «честность», «любовь и уважение к людям», «воспитанность», а также интеллектуальные ценности: «ум», «образованность». Среди непопулярных (последние пять мест в ранжированном ряду) ценности: «активная деятельная жизнь», «творчество», «удовольствия», ценности принятия других — «терпимость» и «скромность», ценности профессиональной самореализации -«исполнительность», «аккуратность», а также «внешняя привлекательность». Незначимыми для современных подростков оказались ценности, ориентированные на любовь к родине, патриотизм.

Наряду с общими для детей 10-17 лет ценностями, нами выявлены различия в ценностных предпочтениях у подростков двух возрастных групп: 10-13(14) лет и 13(14) -17 лет (приложение 10). Подростки 10-13(14) лет в качестве значимых для себя выбирают такие нравственные цели в жизни как честная жизнь», «развитие общества, счастье других людей». При этом «доброта» выступает в качестве важнейшей инструментальной ценности, «умение приспосабливаться» является одной из самых непопулярных ценностей.

У старшеклассников 13(14) лет картина меняется. В качестве важной для себя жизненной цели они выбирают «богатую и обеспеченную жизнь», а важнейшим средством для ее достижения — «уверенность в собственных силах». При этом заметно понижается ранг такой ценности как «доброта».

Таким образом, если у детей 10-13(14) лет складывается альтруистическая, коллективистическая направленность личности, то подростки и старшеклассники 13(14)- 17 лет характеризуются индивидуалистическо-прагматической ориентацией, снижением социальной активности, рационализмом. Такие изменения в направленности личности подростков в двух выделенных нами возрастных группах можно объяснить, с нашей точки зрения, возрастными особенностями психического развития детей, этапами социализации молодежи, а также современными социально-культурными факторами.

Для подростков 10-14 лет (первая возрастная группа) характерна ориентация на усвоение социальных ролей и утверждение своей активности в сфере межличностных отношений со сверстниками. Поэтому этические нормы и правила находятся в центре внимания детей этого возраста. Подросток активно усваивает нормы поведения, способы общения и познает себя во взаимодействии с окружающими. В качестве критерия оценки своего и чужого поведения для подростков в большей степени выступают этические нормы взрослых, непосредственного окружения ребенка, семьи, школы. Можно предположить, что возраст 10-14 лет является сензитивным периодом для усвоения и осознания детьми норм морали, активного построения на их основе поведения и Я-концепции.

На следующем возрастном этапе психического развития ребенка 14-17 лет происходит переструктурирование в системе ценностных ориентаций, которое связано с возникновением у старшеклассников новых потребностей и интересов, обусловленных переходом от детства к взрослости. Для старших подростков 14-17 лет главной возрастной задачей становится самоопределение (по Л.И. Божович), поиск своего места в жизни, выработка определенного мировоззрения. Задача социальной ориентации, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения, потребность включения в социальную общность приводит к перестройке в системе ценностных ориентаций старшеклассников. Усвоенные и воспринятые на более ранних этапах психического развития нравственные нормы и принципы становятся теперь объектом критического анализа и переосмысления. Нравственность из ведущего и определяющего элемента сознания школьника 10-14 лет у старшеклассника становится лишь частью, компонентом структуры более высокого и сложного порядка, а именно мировоззрения. Происходит значительная перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития.

В выборе мировоззренческих основ юношество ориентируется на ценности и мораль общества в целом, современное состояние которого характеризуется изменением в системе ценностных ориентаций и предпочтений. Политические, социально-экономические, идеологические изменения в обществе отразились на формировании системы ценностных ориентаций современной молодежи, которая индивидуалистические и прагматические ценности принимает в качестве базовых и социально-приемлемых, при этом традиционно нравственные ценности «отошли на второй план».

Таким образом, наше исследование позволило не только выделить содержательные этапы в формировании системы ценностных ориентаций подростков, но и обнаружило противоречивость в направленности личности современных школьников на этапе подросткового и раннего юношеского возраста. Подростки 10-14 лет ориентированы, на усвоение традиционных для российского менталитета нравственных ценностей, а дети старшего школьного возраста 14-17 лет выбирают также западные, демократические ценности.

Сопоставляя результаты исследований ценностных ориентаций * учащихся средней школы (работы Волковой H.JL, 1983г., Дубровиной И.В.,

1987 г., Собакина B.C. и Писарского П.С., 1992 г., Касьянова В.В., 1990 и 1993гг., Васиной Е.А., 1993) с результатами нашего исследования мы проследили тенденции в изменении содержания ценностных ориентаций подростков 10-17 лет за последние двадцать лет. Нравственные характеристики, начиная с 1-го по 10-ый класс в структуре ценностных ориентаций советских школьников занимали неизменно ведущее место. И хотя начиная с седьмого класса ведущим блоком в направленности личности становится интеллектуально-волевой, значимость нравственных ценностей у старшеклассников оставалась очень высокой.

У современных подростков на этапе 13(14) -17 лет высокую значимость сохраняют ценности «честность» и «любовь и уважение к людям», но резко падает значимость таких ценностей как «доброта», «патриотизм». Для всех учащихся средней школы (5-11 класс) не значимыми, не предпочитаемыми являются ценности принятия другого человека: «терпимость» и «скромность».

2. Изучение оценочного компонента нравственного самосознания учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ показало, что наиболее желательные и значимые с точки зрения личности ценности, которые выступают эталоном для ее содержательного самоопределения, фиксируются в идеалах человека.

Изучение идеального и реального «Я» учащихся по четырем шкалам (добрый — злой, лживый — правдивый, щедрый — жадный, эгоист — альтруист) показало, что по мере взросления происходит снижение значимости нравственных качеств в структуре целостного образа «Я» современного подростка. Для большинства школьников 10-12 лет такие традиционно положительные качества, как доброта, щедрость, альтруизм, правдивость, являются очень значимыми для оценивания себя и окружающих. Максимальная поляризация этих положительных качеств указывает на существенное значение их в образе идеального Я.

Начиная с 12-13 лет значительно увеличивается число детей, для которых нравственные качества теряют свою значимость в целостном образе «Я». Интенсивность традиционно положительных качеств личности ослабевает. По мере взросления детей возрастает количество ответов с противоположной поляризацией.

3. Общая направленность личности проявляется в поведенческих установках, которые возникают на основе принятой индивидом системы ценностных ориентаций. Изучение вербально-поведенческого компонента нравственного самосознания школьников, т.е. установок и убеждений личности в ситуациях морального конфликта, показало, что на основе анализа содержания ответов детей можно выделить две возрастные группы: 10-14 лет и 14-17 лет (приложение 10). Для детей 10-14 лет (5-8 класс) характерно в ситуациях морального конфликта принимать решения, исходя из моральных норм и ценностей традиционной для России нравственности: «не убей», «не мсти», «не воруй», «относись к другому человеку как к самому себе».

Содержание большей части ответов учащихся 14-17 лет противоречит традиционным российским нравственным нормам. Большинство старшеклассников оправдывают ложь, месть. Предложенные ситуации рассматриваются юношеством не с позиции соблюдения нравственных норм и принципов, а с точки зрения естественных чувств, здравого смысла. Нравственные принципы теряют свою абсолютность, императивность, внеситуативность. Такое поведение уже нельзя назвать в подлинном смысле нравственным.

4. Содержание нравственности представлено в виде нравственных законов, принципов, заповедей, в том числе оно выражается в понятиях морали. Усвоение детьми содержания нравственных понятий является важной стороной их морально-нравственного развития. В этом процессе формируется категориальный строй морального сознания личности. Воспринимая нравственные понятия, человек усваивает нравственный опыт человечества, осознает и осмысливает свой личный душевный и духовный опыт. Нравственные знания выступают эталоном, критерием для оценки себя, окружающих, построений отношений с людьми.

Нами выявлены особенности усвоения подростками 10-17 лет основных понятий морали. Изучение когнитивного компонента нравственного самосознания, т.е. представлений школьников о добре, зле, совести и свободе, показало, что усвоение подростками содержания основных понятий морали происходит постепенно, последовательно и поэтапно.

Подростки 10-12 лет (5-6 класс) дают конкретные определения основным понятиям морали. Предметом анализа и нравственной оценки понятий добра и зла являются поступки, реальные акты поведения и действия людей. Высказывания детей конкретны и обращены к фактическим жизненным ситуациям.

В суждениях подростков 12-14 лет (7-8 класс) прослеживается развивающийся интерес детей к внутреннему миру человека. Предметом оценки становятся не только поведение и поступки людей, но и мысли, чувства, внутренние качества, мотивы поведения. В высказываниях подростков появляются личные местоимения, что говорит о глубоком осмыслении и личностной значимости проблем морали для подростков этого возраста.

В анкетах школьников 14-17 лет (9-11 класс), с одной стороны, определения добра и зла становятся обобщенными, абстрактными, внеситуативными, формулируются в виде определенных правил, законов, заповедей (30 % ответов старшеклассников), с другой стороны, резко увеличивается количество ответов «не знаю» (45 %). Исходя их теоретических представлений о том, что понятия добра и зла являются центральными для мировоззрения и связаны с душевным и духовным опытом человека, через который они содержательно определяются, мы предположили, что сформированность этих понятий отражает процесс мировоззренческого самоопределения старшеклассников. Юноши и девушки, ответы которых отнесены к первой группе, успешно решают задачу мировоззренческого самоопределения. Они вырабатывают для себя определенные внутренние правила, законы, нарушение которых начинает восприниматься ими как зло, а соблюдение как добро. Другая часть старшеклассников испытывает трудности в выборе мировоззренческой позиции, поэтому затрудняется дать определения понятиям добра и зла. Именно поэтому в старшем школьном возрасте значительно увеличивается среди молодежи количество ответов «не знаю» на вопрос о том, что такое добро и зло.

Совесть для подростков 10-14 лет выступает как мучительное чувство, а для старшеклассников 14-17 лет она является идеальным руководителем поведения, средством осознания своих недолжных поступков и чувств. Совесть не просто мучает за плохие дела, а направляет, ориентирует человека на добро.

Если подростки 10-14 лет понимают свободу в основном как отсутствие каких-либо ограничений, требований, как произвол, то старшеклассники чувствуют себя менее свободными и расценивают свободу как возможность выбора.

В 14-17 лет у молодых людей появляется потребность в обобщенных знаниях, выработке своих нравственных законов и правил. На этом этапе нравственные знания выстраиваются в соответствии с формирующимся мировоззрением. Усвоенные и принятые на более ранних этапах развития нравственные ценности и нормы становятся для молодежи объектом анализа и переосмысления. Нравственные знания в этом возрасте являются частью более высокоорганизованной и сложной структуры — мировоззрения.

Современные девушки и юноши общеобразовательных школ, как показало наше исследование, испытывают значительные трудности в мировоззренческом самоопределении.

5. Социально-экономические, политические, правовые изменения в обществе породили ряд проблем, требующих скорейшего изучения. Это проблемы социализации молодежи из различных слоев общества, в том числе с различной религиозной направленностью. Исследованию христианской тематики в современной психологической литературе посвящены работы Братуся Б.С. (38), Ерещенко Ю.В. (67), Знакова В.В. (79), Сидоренкова А.В. (159). Тему особенностей психического развития детей из семей с православной ориентацией затронули в своих экспериментальных работах Авдулова Т.П. (5), Душина Е.А. (59), Перевозникова Е.В. (132).

На основании проведенных нами исследований можно сделать вывод о том, что нравственное развитие современных подростков, обучающихся в православных гимназиях г. Москвы, по сравнению с их сверстниками из общеобразовательных школ имеет ряд особенностей. У школьников православной ориентации обнаружен более высокий уровень развития механизма дифференциации как терминальных, так и инструментальных ценностей. Нравственные ценности в ранговой структуре ценностных ориентаций православных школьников 10-17 лет входят в первую пятерку наиболее значимых и предпочитаемых, у старшеклассников 14-17 лет сохраняется преемственность в нравственной направленности личности с детьми более младшего возраста.

У учащихся православных гимназий выявлен более высокий уровень понимания и усвоения содержания основных нравственных понятий (добра, зла, совести, свободы). В идеалах православных учащихся 10-17 лет сохраняется высокая значимость таких качеств характера как альтруизм, доброта, щедрость, правдивость. Степень удовлетворенности собой у учащихся православных гимназий ниже по сравнению с учениками общеобразовательных школ.

Идеалы, ценности православных детей в большей степени ориентированы на идеальный тип традиционной русской личности. Принимая решение в ситуациях морального конфликта, православные школьники опираются на нравственные нормы, принципы традиционного российского менталитета. Опора на христианское мировоззрение делает ответы детей более содержательными, глубокими, обоснованными. Таким образом, школьники из православных гимназий показали более высокий уровень нравственного развития, чем их сверстники из общеобразовательных школ. Полученные в нашем исследовании данные не противоречат уже имеющимся в литературе фактам. Авдулова Т.П. (5), изучая особенности нравственного развития младших школьников, воспитывающихся в православной традиции, выявила у них более высокий уровень сформированное™ морального сознания (высокую степень осознанности, преобладание ценностей гуманистического характера) и более высокий уровень развития реального морального поведения в отношении нормы справедливого распределения. Душина Е.А. (59), изучая понимание современными школьниками содержания морально-нравственной категории «ложь», показала, что верующие христианские дети придерживаются более правдивой линии поведения. Перевозникова Е.В. (132) экспериментально доказала, что православные подростки 13-14 лет имеют более низкий уровень физической и косвенной агрессивности, раздражительности, вербальной агрессии и негативизма. «Подростки из семей православной ориентации направлены на духовное развитие, проявляющееся в стремлении соответствовать идеальным представлениям о православной личности и смирении» (132, с. 146). Но в условиях «американизации» России и переориентации жизни в соответствии с западными ценностями, по данным Сидоренкова А.В. (159), среди учащихся, у которых преобладают христианские ценности, в три раза чаще встречается низкая адаптация и удовлетворенность жизнью в обществе, чем у учащихся с выраженными ахристианскими ценностями.

Таким образом, нравственное развитие современных православных школьников по целому ряду показателей выше, чем у их сверстников, воспитывающихся в атеистической традиции. С нашей точки зрения это связано с тем, что у детей из общеобразовательных школ усвоение нравственных знании, установок, ценностей происходит стихиино, а у православных школьников нравственная сфера формируется в результате целенаправленного воспитания и обучения в русле определенной христианской мировоззренческой системы.

6. Существенных отличий в нравственном развитии мальчиков и девочек в нашем исследовании выявлено не было. т

Заключение

В настоящее время общество переживает период радикальных социальных изменений. Социальная нестабильность в стане связана с изменениями существующих форм социальной организации жизни. Налицо кризис традиционных ценностей. Проблема социализации молодежи в современной России активно обсуждается в психологической литературе. Среди наиболее известных теоретических и экспериментальных исследований последних лет по этой тематике можно назвать работы Белинской Е.П. (18), Авдуевской Е.П. (4), Турина Г.П. (51), Дубова И.Г. и Хвостова А.А. (63), Ковалева Н.В. (89), Лапина Н.И. (108), Соковиковой Э.Б. (162) и др. Особая роль в процессе социализации отводится нравственному развитию детей и молодежи, так как соблюдение нравственных норм и принципов, по мнению О.Г. Дробницкого, регулирующих взаимоотношения людей и их социальное поведение, является непременным условием жизни в человеческом обществе. Нравственное становление человека «представляет собой очень сложный и многогранный процесс» (С.Г. Якобсон). Его важнейшим аспектом является развитие мотивационно-потребностной сферы, формирование жизненных ценностей, мировоззрения и нравственного самосознания, выполняющего регулирующую функцию в поведении человека.

Целью нашей работы стало изучение содержательной стороны нравственного самосознания и ценностных ориентаций московских школьников 10-17 лет. В современной отечественной психологии существуют различные точки зрения по поводу изучения содержательной стороны психической деятельности человека. Бытует мнение, что психология должна заниматься только изучением механизмов динамической стороны личности, а содержательная сторона — скорее предмет изучения философии, этики, педагогики. «Но с этим мнением нельзя согласиться, иначе будет упущена из виду важнейшая детерминанта, определяющая черты как конкретных, так и общих свойств личности», — пишет Б.С. Братусь (141, с.

132). «Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию», — читаем у В. Н. Мясищева (141,с. 159).

Содержательные стороны жизни человека характеризуют направленность личности. Мясищев В.М. под направленность понимает «доминирующие интересы личности» (124), Ломов Б.Ф. — «субъективные отношения», которые выражаются в ее ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях и антипатиях, мотивах, целях и интересах (141, с. 105-110). «Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик»,- Б.Ф. Ломов (141, с. 106). «Направленность личности — это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия», — Б.И. До донов (141,с. 113).

Связь направленности личности с ее нравственной позицией утверждается большинством психологов. «Совокупность основных отношений к миру, к людям и себе образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию», — пишет Б.С. Братусь (141, с. 133). Специфика нравственности в том, что регуляцию жизнедеятельности человека она осуществляет через свое содержание. В нравственных принципах, нормах, заповедях отражается система отношений человека к другим людям, к миру и к себе. Таким образом, нравственность выступает содержательным ядром направленности личности, раскрываясь, в первую очередь, через особенности мотивационно-потребностной сферы, а именно ценности и ценностные ориентации.

По мнению JI. И. Божович, С. Г. Якобсон, А.И. Титаренко ценности и ценностные ориентации являются базовыми элементами морального сознания личности. Выступая внутренними мотивами и регуляторами поведения человека, ценности задают содержание тех моральных проблем, которые человеку приходится решать (С.Г. Якобсон). «Ценностные ориентации — это единицы морального сознания, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией» (А.И. Титаренко: 175). В нравственном осмыслении жизни происходит соединение разобщенной мотивационной сферы личности в единое целое, вокруг основной жизненной цели, придающей смысл человеческой жизни, выстраивается иерархия отдельных разрозненных мотивов. «Нравственное сознание направлено на определение ценностной значимости отражаемых явлений, критерием которой выступает добро и зло», — пишет JI.H. Антилогова (13). На основе сложившейся системы ценностей реализовывается саморегуляция деятельности человека. Нравственное самосознание становится основной характеристикой субъекта нравственной деятельности, выступая важнейшей составляющей системы внутренней саморегуляции поведения. Таким образом, моральная сфера личности раскрывается через формирование системы ценностных ориентаций субъекта и становление механизма произвольной сознательной саморегуляции поведения на основе формирующегося самосознания. Через анализ складывающейся у подростков системы ценностных ориентаций и формирующегося нравственного самосознания в нашей работе раскрывается проблема нравственного развития детей в подростковом возрасте.

Полученные в нашей работе результаты позволяют сформулировать некоторые рекомендации для педагогов, воспитателей, практических психологов по нравственному развитию подростков и молодежи.

1) Воспитание нравственности должно осуществляться в контексте определенного мировоззрения, фиксированной системы ценностей. Ценностные ориентации человека, т.е. иерархически выстроенная в соответствии с уровнем субъективной значимости система ценностей, определяют направленность личности и его нравственность. Высшие ценности, смыслы жизни задают критерии нравственного поведения человека, и чем раньше подросток научится дифференцировать ценности и выстраивать систему ценностных ориентаций, тем гармоничнее будет его развитие как личности в будущем. Как показали наши исследования, с 10-11 лет необходимо знакомить ребенка с основными ценностями, учить детей их сопоставлять, делать соответствующий выбор. Только в условиях целенаправленного обучения и воспитания, создающих необходимые психолого-педагогических условия у школьников может быть сформировано умение производить ценностный выбор. Работу по дифференциации ценностей у подростков 10-14 лет необходимо начинать с терминальных ценностей. И только с 12-13 лет в соответствии со значимыми целями жизни целесообразно фиксировать внимание детей на соответствующих инструментальных ценностях.

2) В подростковом возрасте активно формируется самосознание подростка, как основа внутренней саморегуляции поведения. Значимые ценности фиксируются в идеалах подростков, на основе которых строится образ идеального-Я ребенка и его самооценка. Под углом зрения ценностей, зафиксированных в идеальном Я, ребенок начинает оценивать себя и других. Образ идеального Я выступает в качестве эталона, критерия, в соответствии с которым выстраивается весь внутренний мир ребенка. Поэтому важным моментом воспитательной работы должно стать сознательное формирование идеалов подростка, начиная с 10-летнего возраста. В идеале должны фиксироваться те доступные для понимания и осознания ребенка качества характера и стереотипы поведения, которые он может усвоить.

3) В нравственном развитии эталонами нравственности, критериями оценки себя и других являются нравственные категории и нормы. Усваивая их, ребенок знакомится с содержанием нравственности как таковой и имеет возможность самоопределиться, выбирая ту или иную нравственную позицию. Поэтому знание нравственных принципов и норм традиционно в психологии рассматривается как важная составляющая нравственного сознания личности, а в нашем исследовании нравственные знания выступают в качестве когнитивного компонента нравственного самосознания. Выделенные в нашем исследовании этапы усвоения детьми содержания нравственных понятий могут рассматриваться как этапы нравственного развития личности, отражающие глубину понимания человеком содержания нравственных проблем и его духовный опыт.

Усвоение содержания моральных категорий происходит поэтапно по мере взросления ребенка. Поэтому воспитание детей должно вестись с учетом их возрастных особенностей. В 10-12 лет дети усваивают значения нравственных понятий на основе оценки реальных поступков и конкретного поведения людей. В 12-14 лет предметом анализа становятся чувства, мотивы, внутренние качества характера, обуславливающие поведение человека. В 14-17 лет подросток осмысливает этические проблемы в контексте формирующегося у него мировоззрения, формулирует обобщенные нравственные законы и правила, которые приобретают универсальный внеситуативный характер. Именно наличие этих обобщенных нравственных принципов и законов делает поведение человека по настоящему нравственным. Для воспитателей, родителей и учителей задача нравственного воспитания молодежи в возрасте 14-17 лет состоит в том, чтобы формировать целостное мировоззрение учащихся, в котором нравственность выступает неотъемлемым компонентом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *