О и Соловьева

Соловьев Владимир Сергеевич, 16.28.01.1853–31.07.13.08.1900. Философ, поэт, публицист, литературный критик.

Родился в Москве в семье известного русского историка С.М. Соловьева.

В 1873 г. окончил историко филологический факультет Московского университета.

В 1877 г. был назначен членом ученого комитета Министерства народного просвещения.

В 1880 г. получил степень доктора философии, стал читать лекции в Санкт Петербургском университете.

С 1891 г. состоял редактором философского отдела в словаре Брокгауза и Ефрона. Его первое опубликованное философское сочинение – книга «Кризис западной философии: против позитивистов» (1874); за ней последовали «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтение о Богочеловечестве» (1881), «Религиозные основы жизни» (1884), «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896), «Оправдание добра» (1897).

В основе его работ лежит стремление к универсальному всеединству, путь к которому он видел в синтезе философии, науки и религии (опыта, знания и веры). В 1880 е годы написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.

Стал одним из самых заметных русских поэтов 1880–90 х годов, считался одним из предтеч русского символизма. Он также является автором многочисленных эпиграмм и шуточных пьес.

Умер в имении П.Н. Трубецкого. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» – сочинение Вл.Соловьева. Весной 1888 Соловьев прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение «La Russie et l’Eglise universelle» («Россия и Вселенская Церковь»). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения, он прочел в салоне княгини Сайн-Витгенштейн доклад, вышедший вскоре в виде брошюры под названием «L’idée russe».

В брошюре Соловьев продолжает развивать идеи церковного объединения, кратко ссылаясь на сформулированные в работах конца 1870-х – начала 80-х гг. («Чтения о Богочеловечестве», «Великий спор и христианская политика», цикл публицистических статей «Национальный вопрос в России» и др.) богословские и общественно-политические принципы. Объединение Церквей представляется ему необходимым подготовительным этапом к превращению «великого человеческого единства во вселенское тело Богочеловечества». Этому объединению, по мнению Соловьева, препятствует национальный эгоизм русского народа, который должен быть преодолен «ради вселенской истины» (как это уже дважды случалось в истории: при Владимире Святом и Петре Великом). Кроме того, необходимо достижение независимости Православной церкви от государства, которое в свою очередь предоставит гарантии религиозной свободы и непредвзятого богословского диалога между церквами (в критике синодального управления Церковью он целиком следует за И.С.Аксаковым).

Брошюра Соловьева, хотя и не была разрешена к продаже в России, вызвала множество откликов в отечественной прессе, преимущественно негативного или остро критического характера. Особое недовольство выражалось по поводу предложенного проекта Вселенской Церкви, предполагающего существование «общего, или интернационального, священства, централизованного и объединенного в лице… Верховного Первосвященника», которому должна быть передана часть полномочий светских правительств национальных государств. Третьей составляющей Вселенской Церкви должны были стать пророки – «свободно воздвигаемые Духом Божиим для просвещения народов и их властителей и непрестанно указывающие им на совершенный идеал человеческого общества». В «согласном и гармоническом действии этих факторов» Соловьев полагал первое истинное условие человеческого прогресса, или движения человечества к Богочеловечеству. В собственном проекте Соловьев надеялся «восстановить на земле образ Божественной Троицы» и полагал, что именно в таком восстановлении и состоит подлинная «русская идея». На русский язык брошюра Соловьева была впервые переведена Г.Рачинским в 1909 и появилась в журнале «Вопросы философии и психологии», кн. 100 (V), а в 1911 вышла в том же переводе отдельным изданием в книгоиздательстве «Путь». Переиздания: Соч., т. 2. М., 1989 (серия «Из истории отечественной философской мысли»); Русская идея. М., 1992, с. 185–205; Соловьев Владимир. О христианском единстве. М., 1994, с. 161–79.

Литература:

1. Носов А. В защиту «Русской идеи» Владимира Соловьева, вступительная статья к публикации: Трубецкой С.Н. Неопубликованное письмо в редакцию «Московских ведомостей». – «Новая Европа», , №4.

А.А.Носов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *