Обедня о здравии, что это?

23 МАРТА 2017 (Четверг) 13:01:27 Накануне родительской субботы многие приходят в храм подать записки об упокоении своих близких. Порой человек теряется — на обедню или панихиду подавать записку? Другой, подав записку, решает, что этого вполне достаточно, и на само богослужение не идёт. А кто-то приходит на службу, во время молитвы внимательно следит за словами священника и сильно переживает, когда имён его близких, указанных в записке, не произносят вслух.
На наболевшие вопросы о записках отвечает протоиерей Павел Кивович, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района.
— Отец Павел, поясните, пожалуйста, когда во время богослужения молятся о упокоении усопших? Есть обедня, есть панихида…
— Обедня – это слово народное, по-другому это «поминание за Божественной Литургией», мы называем её обедней, т.к. Литургия служится в дневное близкое к обеду время. Во время Литургии есть несколько моментов, когда положено поминать живых и усопших.
Первое поминовение совершается во время первой части Литургии — Проскомидии, второе поминовение может быть, но не всегда, во время заупокойной (или заздравной) ектеньи по прочтении Евангелия. Третье поминовение совершается уже после всего богослужения – это молебен за здравие и панихида за упокой.
Помимо этого ещё есть общее поминовение живых и мёртвых после освящения Святых Даров, которое люди не слышат, но оно является самым важным. Общими словами в нём поминаются все, а если есть необходимость и возможность у священника, то за время пения «Достойно есть» поминается и тот, кто действительно требует особой молитвы в этот день, например, новопреставленный, если мы говорим об умерших.
— Когда записки об упокоении стоит подавать на обедню, а когда на панихиду?
— Есть мнение некоторых священнослужителей, что во время литургийного поминовения, особенно во время Проскомидии, когда из просфоры вынимается частица за человека, как символ приношения дара Богу, а этот человек крещёный, но живёт вне Церкви (не исповедуется, не причащается), то и частицу за него на Проскомидии не следует вынимать. Это касается и христиан, не принадлежащих Православной Церкви. Как же тогда за них помолиться? В частной молитве и в дополнительных богослужениях, которые не входят в суточный круг – молебен за здравие или панихида за упокой, где нет действий, связанных с Евхаристией, с мистическим единением со Христом.
— Случается, что люди расстраиваются, когда их записки не читают вслух. Что по этому поводу можно сказать?
— У нас сейчас люди приходят в церковь, как в комбинат бытового обслуживания, с таким отношением: «Слушайте, я заплатил деньги, почему я не слышал свои записки?». В церкви нет подобных услуг. В день подаются тысячи записок, хорошо если около 10 человек их поминают, а если это деревенский храм – то один, два человека. Поэтому некоторые записки читаются вслух, некоторые – про себя, но это же не значит, что Господь их не слышит. Важно, что все записки читаются. Поэтому, когда человек говорит «где моя записка?», то это говорит лишь о том, что он не понял, куда пришёл и не доверяет тому, что здесь происходит.
Ведь что такое записка? Это просьба ко всей Церкви помянуть усопших. Просьба, а не требование. А у нас, бывает, даже пишут в записках – «вслух помянуть», так что получается, этот человек чем-то лучших остальных? Это говорит о невежестве человека, о полном непонимании его, куда и зачем он пришёл.
В воскресные дни Великого поста совершается Литургия Василия Великого, на которой нет вообще заупокойной ектеньи по прочтении Евангелия, т.к. по Уставу вообще не положено заупокойной ектеньи в воскресные дни в церквях, где совершается суточный круг богослужений во все дни седмицы. С понедельника по субботу – можно, а в воскресный день – уже не положено. Так вот, во время Литургии Василия Великого заупокойной ектеньи нет, но заупокойное поминовение есть – после освящения Святых Даров. И там есть такие слова: «И ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имён, сам помяни, Боже…». Ведь помянуть всех невозможно – многих сродников усопших мы не знаем по именам, да и живых не всех можем вспомнить, поэтому Сам всех и вся помяни Господи, их же имена Ты Сам веси.
— Бывает, что человек подал записку, а сам на службу не пришёл, по разным обстоятельствам. Приемлемо ли это?
— Важна внутренняя подоплека. Одно дело, если человек чего-то требует от Церкви, приносит записку, чтобы всё сделали за него, а сам участвовать в богослужении не желает. Другое дело, когда человек – добрый и порядочный христианин, при возможности посещает храм полноценно и участвует во всех богослужениях, но бежит на работу, при этом доверяет Церкви, верит, что его братья и сестры во Христе помолятся о его сроднике – тут вопросов нет.
Важно помнить, что, конечно, Господь слышит каждую молитву, но Он Сам сказал – где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Он сказал — собраны, а это требует от человека внутреннего усилия. И в кресле хорошо петь «Аллилуйя», но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться.

Вопрос читателя:

Добрый день! Растолкуйте, пожалуйста, у меня умерла мама, в церкви я хотел заказать сорокоуст за упокой, но священник сказал, что лучше заказать 40 обедней.
В чём разница?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Самое лучшее поминовение, которое Вы можете заказать — поминовение на Проскомидии. Его можно заказывать каждый раз, когда Вы бываете в храме, а можно и за один раз заказать поминовение на сорока литургиях, это называется сорокоуст или обедня, потому что литургия и обедня — это разные названия одной и той же службы.

Во время поминовения на проскомидии — подготовительной части перед литургией — священник вынимает частицу из просфоры, поминая имена тех, о ком попросили помолиться.

На самой же литургии священнослужители поминают по запискам на ектении (гласно, вслух, или же тайно, все зависит от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

Я бы не стал выделять то или иное поминовение как «особо сильное», это из области предрассудков и магизма. Просто, в идеале, записки должны быть помянуты во всех моментах богослужения, когда это положено.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

молебен
Сколько хотим.
«Обедня» – это Божественная литургия. Поминание на Литургии – высшее из возможных. Если Вы заказали в один день поминание на Литургии, не имеет смысла заказывать поминовение на молебне.
Сегодня, к сожалению, многие прихожане думают, что одно дело – Литургия, другое — молебны. Литургия — красочная служба, Причастие. Но реальное практическое значение для нас имеют молебны и панихиды. Именно во время этих кратких служб мы можем помолиться о своих нуждах, помянуть почивших родственников.
Это, конечно, неправильное мнение.
Первоначально молебны возникли как чин особого моления о здоровье, удаче. Их совершали не в те дни, когда служится Литургия, а у святынь, в домах, в часовнях. Собственно, и часовня возникла как место, в котором можно помолиться, совершить молебное пение.
Более того, по церковным правилам запрещалось после Литургии служить молебен. Литургия – настолько самодостаточная служба, настолько включает в себя все темы: благодарности Богу, просьбы о нуждах, молитвы о здравии и усопших, что служить что-то после Литургии считалось непочтением к Великой службе.
Но в бытовом религиозном сознании молебны и панихидки все равно доминировали. Откажись батюшка служить после Литургии молебен или панихиду – объявят еретиком…
Думаю, Вам будет интересно послушать мою проповедь «Как поминать близких на Литургии».

Что такое обедня?

Этот вопрос очень часто можно услышать даже от людей, которые регулярно посещают храм. Слово «обедня» сегодня действительно употребляется нечасто, и поэтому далеко не все знают, что это всего-навсего другое название Божественной литургии. Литургия — слово греческое, что значит «общественная служба, общее дело». Это самое древнее и самое важное богослужение христианской церкви. Первой литургией была Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом. На ней происходит таинство Святого Причащения, т.е. Евхаристия — умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих — живых и умерших. Евхаристия (Причащение) является смысловым центром литургии. Вся служба построена вокруг нее.

На Руси литургию называли «обедней» по двум причинам. Во-первых, ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, а Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в таинстве Святого Причащения, называются «трапезой», т.е. обедом. Во-вторых, название связано с обычаем древних христиан соединять Божественную литургию с так называемыми агапами, т.е. трапезами любви — организовывать из остатков принесенных хлебов и вина трапезу (обед) для всех участников литургии.

И хотя потом литургия была отделена от трапезы, до сих пор священник или работник церковной лавки может предложить вам заказать обедню или сорок обеден о здравии или об упокоении. Что же такое сорок обеден и когда их заказывают?

Что такое проскомидия?

Прежде чем ответить на вопрос, что такое сорок обеден, следует вспомнить о том, что происходит во время Божественной литургии. Первая ее часть называется проскомидией, что в переводе с греческого языка означает «принесение» — по обычаю древних христиан приносить с собой хлеб (просфору) и вино для совершения Евхаристии.

Во время проскомидии происходит приготовление хлеба и вина для освящения. Именно в этот момент священник совершает молитву за членов Церкви, при этом вынимая частицы из просфор. Позже извлеченные частицы погружаются в Чашу. Подавая записки на проскомидию, мы просим помянуть наших близких именно во время этого приготовления к Причастию.

Во время Евхаристии православные христиане причащаются из Чаши, куда священник предварительно поместил хлеб и вино, которые претворяются в Тело и Кровь Христовы. Так все участники литургии (присутствующие и не присутствующие в храме) соединяются вместе во Христе Иисусе.

Чем отличаются проскомидия, сорокоуст и сорок обеден?

Сорокоу́ст — церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и об упокоении усопших, так как «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.

Сорок обеден — поминовение православных христиан (живых или умерших) на проскомидии во время сорока литургий (обеден) подряд.

Почему именно сорок?

Число сорок в Ветхом и Новом Завете встречается очень часто и символизирует завершенность испытания, его полноту. Мы помним, что сорок лет народ иудейский скитался по пустыне. Пророк Моисей постился сорок дней. Спаситель после Своего Крещения, постясь, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Небесного. Самый продолжительный православный пост тоже длится сорок дней. Сороковой день после смерти считается особенно важным в посмертном испытании души. Первые апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в это время Церковь молится не только за усопших, но и за живых.

Поэтому поминовение на сорока литургиях (сорока обеднях) также имеет определенный символический смысл: выражает особую полноту молитвословия за душу человека.

Когда заказывают сорок обеден?

Обычно с просьбой о такой сугубой молитве обращаются в особенных жизненных ситуациях: когда молитвенная поддержка особенно нужна человеку или же когда христианин хочет воздать благодарение Богу за Его милость (например, излечение от болезни).

Сорок обеден или сорокоуст об упокоении служится для того, чтобы помочь душе усопшего на пути в иной мир. Можно также заказать такое поминовение в годовщину смерти или спустя несколько лет — в память о покойном.

Как заказать сорок обеден?

Чтобы заказать сорок обеден, нужно обратиться в церковную лавку и подать записку с именами тех людей, о которых вы просите помолиться. Помните: в записках можно указывать только имена крещенных в Православии. Имена иноверцев и инославных христиан (католиков, протестантов) писать в записках не следует.

Кроме того, нельзя подавать записки об упокоении людей, которые совершили самоубийство. Дело в том, что во время проскомидии из просфоры вынимаются частицы только за членов Церкви. Инославные и иноверцы не являются членами Православной Церкви, самоубийцы же (даже если и были крещены в православной вере) самовольно отвергают Бога, а значит, и отрекаются от Церкви. Для поминания таких людей существуют специальные молитвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *