Общая и частная риторика

Страница 15 из 66

Общая и частная риторика.

В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика” и «частная риторика”. С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком — сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Объем и задачи риторики как науки определяются в «Общей и частной риторике” (1859) неизвестного автора: «В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.

Красноречие может быть изучаемо или со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные времена и у разных народов, или со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается на теорию и историю красноречия.

Теория красноречия есть наука, излагающая законы красноречия; эти законы могут относиться или ко всем произведениям красноречия вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому теория красноречия разделяется на две части: на общую, излагающие законы, общие всем произведениям красноречия, и на частную, исследующую каждый род произведений порознь. Именно такой точки зрения на риторику придерживалось большинство русских исследователей в XIX в.

1) понятие риторики. риторика общая и частная.
Рито?рика (рето?рика) (др.-греч. ???????? — «ораторское искусство» от ????? — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Риторика (греч. ) – наука об ораторском искусстве, изучающая отношение мысли к высказыванию; непосредственным предметом риторики является публичная аргументация.
В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика.
Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением.
В разные периоды в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначились два подхода к пониманию риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.
В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика” и «частная риторика”. С чем это связано?
Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком — сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.
2) риторика как наука: причины упадка и возрождения риторики.
Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Определенный национальный «окрас» новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США — это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика («группа мю» из Льежского университета — Жак Дюбуа и др. — названная в честь первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы «мю»: «Общая риторика» и «Риторика поэзии», определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс — это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.
Появление новой риторики придало самому термину «риторика» два смысла: 1) узкий — как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий — при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через «призму» осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика — это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что риторика — это наука о порождении высказываний. Новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.
3)риторика в Др Греции: причины возникновения и развития.
Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса (города-государства). Известно, что все политические деятели Афин были выдающимися ораторами. Они должны были выступать и вести дебаты в народном собрании, в совете пятисот, в суде присяжных. Полководец выступал перед войском, частное лицо – на празднествах, дружеских встречах, поминках и т.п. Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное.
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).
Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. ??????? ??????????)». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (?????????), предложение (??????????), изложение (????????), доказательство или борьба (????), падение (??????????) и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (?????), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.
Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.
Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». . Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. ???? ??? ??????), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. ???????) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ?????????).
Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.
Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.
Эллинистическая риторика:
В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей:
Нахождение (в латинской терминологии — инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.
Расположение (в латинской терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
Словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.
Запоминание (в латинской терминологии — мемория).
Произнесение (в латинской терминологии — пронунциацио).
В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.
После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384-322 гг. до н. э.). Знаменитым он стал не сразу. Природа плохо позаботилась о будущем ораторе: у него был слабый голос, плохая дикция, дурная привычка подергивать плечом. Его первое выступление провалилось. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и говорил, стараясь перекричать шум прибоя. Приложив много усилий, он преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин.
Мастером эпидейктического красноречия был ритор и публицист Исократ (436-338 гг. до н. э.). Обладая слабым голосом, он вынужден был отказаться от публичных выступлений, но составлял и публиковал речи, предназначенные для чтения, руководил риторской школой. Целью воспитания в этой школе было обучение искусству слова в сфере государственной деятельности.
4) риторический идеал софистов.
Софи?сты (от др.-греч. ???????? — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).
Ораторское искусство долго существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Только софистика во второй половине V в. до н. э. вводит письменную фиксацию речи. Софисты, «наставники мудрости”, считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить по вопросам политики и морали. Для этого их заставляли заучивать наизусть целые речи, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.
На основе практического красноречия софисты развивают и теорию ораторского искусства – риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз (середина V в до н. э.)
Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмовые концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе) и др. Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.
Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и др., развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Большую роль в периоде играет интонация, создающая напряженное ожидание конца высказывания, и паузы, разделяющие период на речевые такты, или колоны. Такое членение соотносится с физиологией речи, так как определяется выдохом, на котором можно произнести лишь определенное количество слов. Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.
В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.) на первое место ставит логическое доказательство, ибо «верная мысль рождает верное деяние”. С именем Сократа связано также развитие диалога в разных его формах – от спокойной беседы до напряженной полемики.
Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с греческого «искусство повивальной бабки”). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.
5) риторический идеал Платона.
Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг. до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом Платона. Сократ учил устно – для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам.
В диалоге «Федр” Платон пишет: «…чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? …тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, — достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, — достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины (с. 197).
…Подлинного искусства речи… нельзя достичь без познания истины, да и никогда это не станет возможным (с. 198) …искусство красноречия не есть ли вообще уменье увлекать души словами, не только в судах и других общественных собраниях, но и в частном быту?” (с. 199) .
Платон (427-347 гг. до н.э.) излагает свою теорию красноречия в философских диалогах «Федр” и «Горгий”. Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. е. психология и диалектика. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу) и тезис о том, что деятельность оратора – творчество.
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *