Обучение иконописи

Иконописный факультет готовит иконописцев и мастеров лицевого шитья.

Условия поступления:

  • Православный / православная;
  • Среднее общее образование (минимум);
  • Возраст до 35 лет;
  • Холостой / не замужем или в первом браке;
  • Желательно художественное образование.

Система образования на Иконописном факультете состоит их двух ступеней. Первая ступень – три года обучения. По окончании выпускники получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения – два года обучения, не обязательна. На вторую ступень зачисляют тех, кто окончил первую ступень с наилучшими результатами. Обучение на Иконописном факультете бесплатное. Предоставляется бесплатное общежитие и бесплатное питание.

Иконописный факультет состоит из двух подразделений: иконописи и лицевого шитья.

Чтобы поступить, вам необходимо подать документы и пройти вступительные испытания.

Документы подаются в канцелярию Академии.

1. Документы

  • Рекомендация. Обратитесь к своему духовнику. Попросите его написать вашу характеристику: кто вы, какие послушания несли на приходе, почему хотите поступать и кем он видит вас после окончания обучения. Напечатайте ее на официальном бланке прихода. Подпишите ее у духовника, поставьте печать прихода. Затем обратитесь к епархиальному архиерею с просьбой заверить рекомендацию. Или: вы можете сразу обратиться к епархиальному архиерею с просьбой написать рекомендацию. Абитуриенту из Московской городской епархии, чтобы заверить рекомендацию, следует обратиться в Московскую Патриархию. Абитуриенту из Московской областной епархии — в Московское Епархиальное управление.
  • Заявление. Когда приедете в Академию, поднимитесь в канцелярию на второй этаж и напишите его.
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство. Иностранным гражданам: если в документе нет информации на русском языке, предоставьте нотариально заверенный перевод.
  • Иностранным гражданам: заграничный паспорт.
  • Документ об уровне образования установленного образца, а также документы о художественном образовании. Иностранным гражданам: если в документе нет информации на русском языке, предоставьте нотариально заверенный перевод.
  • Анкету можно распечатать и заполнить дома, или приехать в Академию и заполнить при подаче документов. В любом случае, ознакомьтесь с анкетой заранее.
  • Автобиографию напишите и распечатайте дома.
  • Свидетельство о рождении, копия.
  • Свидетельство о Крещении, копия.
  • Свидетельство о регистрации брака, копия. Для женатых / замужних.
  • Свидетельство о Венчании, копия. Для женатых / замужних.
  • Удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов), удостоверение о постриге (для монашествующих), удостоверение о рукоположении в сан иерея (диакона) и копия последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей).
  • 6 цветных фотографий формата 6×8. При наличии священного сана фотографируйтесь в одежде, соответствующей сану.
  • Медицинская справка по форме 086/у с данными флюорографического обследования и профилактическими прививками, а также заключения психиатра и нарколога.
  • Страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания. Для граждан РФ.
  • Военный билет или приписное свидетельство с отметкой о постановке на воинский учет. Для граждан РФ.
  • Копии документов, которые подтверждают индивидуальные достижения поступающего. Результаты этих достижений учитываются при приёме на обучение, если соответствуют Правилам приёма.

Для того чтобы подать документы, вам надо будет зайти на внутренний портал МДА : https://home.mpda.ru/login/index.php, зарегистрироваться там, а потом загрузить все необходимые отсканированные документы.

В случае возникновения технических проблем, обращайтесь в техподдержку: home@mpda.ru. После регистрации в вашем Личном кабинете будет доступен чат, где, в случае возникновения сложностей с подачей документов, можно будет задать вопросы.

2. Вступительные испытания

Право на приём в Академию без вступительных испытаний не предоставляется. Вступительные испытания следующие:

  • Написание фрагмента или образца иконы: за шесть часов надо выполнить в цвете на бумаге (30×20 см) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы.

Внимание! Экзаменационное задание «Фрагмент иконы» в 2020 году выполняется абитуриентами самостоятельно до приезда на очный экзамен и предоставляется на просмотр работ вместе с творческими работами.

Задача:

01) грамотное расположение на листе бумаги;

02) передача характера и пропорций изображения;

03) соблюдение цветовых и тональных отношений.

Поступающие не обеспечиваются необходимым материалом.

Рекомендации по выбору образца для выполнения экзаменационного задания «Фрагмент иконы» при поступлении на Иконописный факультет МДА в 2020 году.

Можно воспользоваться предложенными образцами или найти подобный фрагмент самостоятельно.

Поскольку специфика нашей школы предполагает изучение древней иконы, то при выборе образца необходимо ориентироваться на иконы русской классической иконописной традиции 15 – 16 веков, а также классические византийские иконы 12 — 14 веков. Следует обратить внимание на то, чтобы выбранный фрагмент был хорошо сохранившимся, с минимальными утратами красочного слоя по возможности без грубых реставрационных записей и тонировок. Фотография фрагмента должна быть в хорошем разрешении и гармоничной цветопередаче.

Работа выполняется на бумаге в пределах формата А3 акварелью, акварелью с белилами. В некоторых случаях допустимо использовать темперу.

  • Просмотр работ: на экзамен нужно представить свои живописные и графические творческие работы. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (если есть – по 2-3 работы). Оформите все свои работы в паспарту. Если есть, представьте иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии. Часть из них можно показать на фотографиях.
  • Собеседования. Чтобы их пройти, нужно:

Знать наизусть молитвы

a. Начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», «Приидите, поклонимся…»;

b. Утренние: «От сна востав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», «Святый Ангеле…»;

c. Вечерние: «Боже вечный…», «Вседержителю, Слово Отчее…», «Благаго Царя Благая Мати…», «Ангеле Христов…»;

d. Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «Милосердия двери…», «Не имамы иныя помощи…»;

e. А также: Символ веры, молитву преподобного Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую…», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Знать основы вероучения Православной Церкви, православное богослужение и библейскую историю;

Уметь читать по-церковнославянски, знать церковнославянские буквы, надстрочные знаки и сокращения;

Знать церковнославянские цифры.

  • Медицинский осмотр (обязателен для всех).

По всем вопросам обращайтесь в любое время:

Владислав Андреев

ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ

ПОНЯТИЯ «ИСКУССТВО», «ОБРАЗ» И «ТВОРЧЕСТВО» В ПЕРСПЕКТИВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЫ.

(Начало статьи. Полный текст статьи опубликован в альбоме)

Икона, как некий жизненный символ, рождается в мир в результате соединения двух творческих сил – искусства и религии. Поэтому и появление иконописного творчества, и участие иконы в литургии и жизни верующих, наблюдаемое на протяжении всей истории христианской Церкви, глубоко символично. Что же подразумевается под понятием «религиозное искусство», или «религиозное творчество»? Почему иконопись так отличается от различных видов секулярного художественного творчества? В чем состоят характерные особенности иконы, которые отсутствуют в произведениях живописи? И если искусство в принципе религиозно (а связь религии и иконы вне всякого сомнения), то где находятся его Божественный Источник и Архетипы? Все эти вопросы относятся не только к области искусства, но, в не меньшей мере, и к религиозной жизни. Размышления о путях формирования и развития иконы, о становлении древней иконографии приводят нас к осознанию того, что она имеет глубокие корни, уходящие в онтологию всех вопросов веры и существования человека. Утверждая духовную ценность «рукотворной» иконы, написанной красками на доске, мы должны признать, что за ней стоит антропологическая идея о «нерукотворном» образе самого человека, а если брать еще глубже, то теологическая идея об Иконе как о нетварном. Образе откровений Божиих. Такое представление открывает перспективу для создания целостного учения – иконологии. В самом образе действий человека всегда звучат мотивы космической, ноэтической и Божественной жизни, определяющие его начертание и цветовое наполнение. Каждый религиозный образ искусства в той или иной степени наполнен «духом веры», но идея об «Образе бессмертия» человека, о его Жизни во Христе, есть ведущая тема иконописного творчества, утвержденного в христианской Церкви. Жизнь верующего человека еще до его сотворения уже была изображена, и этот образ содержался в Великом Совете Бога Живаго, Триипостасного. Осмысление иконы в целом и в ее связи с вещами и понятиями, на первый взгляд от нее далекими, требует особого настроя всего сознания. Кроме того, иконология, как учение о зеркальных отражениях друг в друге нетварного и тварного миров, тесно связана с богословием, которое утверждает идею Первообраза. Формируя характерные черты и основные принципы религиозного творчества, иконология в основном разбирает не сущности вещей, а их явления в тех или иных образах действия, и имеет собственную терминологию, которая не всегда может быть сразу понятна тому, кто еще не охватил все онтологическое содержание иконы.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА МИРА И ВЕРЫ

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

(Гал. 3, 27), Литургия Василия Великого

Можно сказать, что жизнь мира осуществляется комбинацией двух сил – красоты и смысла, в их разнообразных пропорциональных отношениях. Вся Вселенная наполнена присутствием Божественной Красоты и, следуя Божественному Смыслу, подчиняется закону и канону все соединяющей Любви. Творчество, возникающее из этого канона и основанное на вере в единственного Творца, также несет в себе двоякий образ: «красоту» как самовыражение искусства и «смысл» как самовыражение религии, которые в своей синергии должны являть истинные условия Богопознания. Другими словами, религиозный смысл жизни выражает себя в красоте изобразительных формжизни. Если художник не признает этих канонов веры, то его творчество будет однобоким, ведόмым лишь дискурсивной идеей «свободы», не соотносящейся с Божественной Волей, но обусловленной индивидуальным «образом» выражения. И так, удаляясь от созерцания реальных Архетипов веры, он все теснее входит в контакт с вещественным космосом, черпая только в нем источник вдохновения и забывая, что сам этот источник нестабилен и подвержен действию множества внутренних сил, может нести в своих «водах» грязь и ил с самого «дна». На таких основаниях художник вместо того, чтобы отражать Божественный Промысел о спасении человека, воссоздает или портреты природы, или абстракции космических идей. В отсутствии симфонии красоты и смысла сама единая человеческая природа рассыпается на три составляющие ее части – волю, разум (мудрость) и чувство (любовь). Часто одна из этих сил нашего естества пересиливает другую, что порождает нарушение гармонии их триединства не только в произведениях искусства, но и в характере самого художника, а зачастую даже в культурах целых народов. Нарушение правильной их иерархии, подчинение одной силы другой приводит к невольному подчинению высших сил нижним, а значит, вызывает искажения в понимании целостного содержания «идеи» и «эйдоса» в творчестве и в других сферах жизни человека. Обычно в таком случае происходит сдвиг сознания в космическое многобожие. Творчество окончательно перестает выражать себя с позиций монотеизма, т. е. иконологически, становясь иллюстративным.

Лишь воссоединенное с религией и основанное на вере, а не на рассудке, искусство становится творческим и способным символически выразить в действительности не только собственно антропологические принципы, но и невидимый мир Ангельской Иерархии, и даже нетварный Мир Богоявлений. Условием истинного творчества является участие в нем трех миров бытия, или трех образов действия: тварного – материального и ноэтического (умного), и нетварного – Божественного. Искусство, изливающееся из веры, побуждает художника возвратить свой дух в райское состояние и в нем найти подлинное, не колеблемое ничем Искусство бессмертной Жизни, узнаваемое непосредственно в образе действий самого Творца. Такое творчество символической реальности, которое будет не результатом воплощения собственных идей художника, а практической аскетикой, сопряженной с молитвой, творчество, имеющее непреходящую и реальную ценность, свободное от человеческих мнений и пристрастий, и есть иконописание.

«Всякое искусство, достойное этого именования, стремится не копировать реальность, а раскрывать ее смысл, расшифровывать ее логос, подсказывать, сколь высоко призвание свобод, дающих ей жизнь; иконописное же искусство, в своих высших проявлениях, несомненно, соотносится с пневматологией»1. Путь иконописца должен вдохновляться не только космологией и философией психосоматической натуры художника, но иконологией действий Духа Божия, открывающего истинную природу творчества в человеке. С другой стороны, искусство всегда воздействовало на душу человека, восхищало его к Духу истины, указуя перспективы развития веры. Но когда человек, в пылу увлечения своим мирским вдохновением, забывает о синергии тварного и нетварного, то и его искусство становится нарциссическим, самосозерцательным, и с утратой присутствия Божия лишается пророческого духа.

С начала нашей эры искусство прошло много этапов своего исторического пути, иллюстрируя подъемы и падения человеческого духа. Это и зарождение настенных росписей катакомб, и грандиозные мозаики средневековых храмов, становление и торжество иконы, и гуманистическое иконоборчество VII–VIII веков, перешедшее затем в искусство Возрождения, для которого церковно-религиозный канон был уже не обязателен даже для верующего художника. Затем искусство полностью отделилось от церковного догмата, и в своем творчестве художники начали нести собственные философские представления о мире, о духе, о человеке. Вслед за этим последовала эпоха модерна – стиля, который стал методом разложения души и духа человека на составные части, вовсе потеряв христианскую ориентацию на красоту Образа и Подобие Логоса Божия в человеке, и открыл тем самым в его сердце врата для проникновения энергий преисподнего мира. Так искусство перестало быть действием веры. Рассудок космического порядка, покорив себе человека, создал много стилей и школ внецерковного творчества, а подчас и антицерковного, «музейного» искусства, оторванного от природного устремления души к Единому, к Первообразу. Каноническая икона потеряла свое главенствующее положение в творчестве, но традиционный метод иконописи неисповедимым Промыслом Божьим все же сохранился и дошел до наших дней.

Идея возвращения искусства к вере и воссоединения его с религией вспыхнула в начале XX века, когда реставраторы «открыли» древнюю икону, ее силу и красоту – эстетическую и духовную. С тех пор интерес к иконе, к ее онтологическому смыслу вышел за стены мастерских и храмов и не перестает расти во всем мире, а иконопись изучается во многих странах и оценивается как высочайшее общечеловеческое достижение христианской культуры.

Иконописание, как направление символического реализма, черпающее вдохновение в полете духа человеческого к Богу (а дух всегда по естеству своему приемлет Дух Божий), достигает высот Фаворского преображающего Света и использует метод творчества сакраментального искусства, обнаруживая в нем возможность Боговидения. Искусство символического реализма – это вера святых, прошедших подвиг освобождения не от мира, а от образовмира сего и творчески «облекшихся во Христа», принявших во образ своего действия Христа как Икону Богооткровения, по сказанному свыше: будьте в миру, но и «не от мира сего» (Ин. 18, 36). Икона, как «художество из художеств» (по аналогии с Песнью Песней Соломона), дает опыт глубокого познания онтологических слоев бытия человека – тела, души, ума и Духа. Такое многомерное искусство основано на образах действия света материального, света ноэтического и Света Божественного, нетварного. Христианская художественная традиция представляет собой наглядный пример искусства, воссоединенного с религией, и явленное в православной канонической иконе продолжает развиваться в современных условиях. Искусство через икону призвано воплощать догматы веры и помогать восхождению души к преображению в Свете Иисуса Христа.

Иконопись утверждает не поиск новых форм и открытий в творчестве, а уже известный человечеству путь возращения в Рай, в привычное для верующего в Творца человека состояние одухотворенности, просвещенности и радости изначально данного Образа жизни с Богом. Такой путь для него естествен и будет истинно творческим, осмысленным, ибо согласован и сообразен с несозданной Премудростью Божией, преображающей душу. Об этом говорит и апостол Павел: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть Воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

Это означает, что художникам в поисках собственного творческого стиля необходимо переосмыслить не только свои религиозные представления, но и опыт жизни, ее смысл, цели, и даже образ мышления. Художнику, желающему быть профессионалом, необходимо открыть для себя всю глубину истины, хорошо известную святым: душа, восшедшая литургической практикой веры в умопостигаемый мир нематериальных образов, черпает вдохновение в нетварном Духе Божием, а исцелившись и сама став, хотя бы в малой мере, Иконой, возвращается в чувственный мир как исповедница творческих тайн Божиих. Тогда уже, уверовав сердцем и поняв символичность Богоявлений, иконописец может выражать себя в искусстве иконы, а художник, имевший мистический опыт, соответственно своему таланту, – в искусстве картины. Конечно, икона не претендует на главенство во всех областях человеческого творчества – выразить красоту научной мысли или философской идеи может и мирской талант. Мы говорим лишь о природной «иерархичности» творчества, о связи и непрерывности отношений и взаимопроникновений искусства и религии. Каждый вид искусства проникает в религию в свою меру натуралистичности, знаковости, аллегоричности, символизма, но подлинный реалистический символ духовного творчества являет только икона.

В религиозном искусстве задействованы три гармонично настроенных «инструмента», способные, каждый на своем уровне, издавать звук-глас и являть цвет-образ. Такими живыми «инструментами» в человеке являются тело суть понимание и исполнение воли Божией, душа со своим свойством одушевлять (оживлять) вещи, соединяя материальное и идеальное, духовный ум – способность восходить на «горки» Духа Божия, возводя и приобщая к Нему и тело, и душу. Правда Божия проникает даже до глубин адовых, воскрешая к жизни и возвращая природе все лучшее, что есть в любом виде искусства. Вопрос состоит лишь в направленности, силе и качестве искусства, воздействующего на душу и позволяющего ей падать или восходить – стать «сыном тьмы и противления» или «сыном Света и веры». В таком контексте может оцениваться и само искусство, и мера духовности. Искусство обязано иметь в себе динамику духовного возрастания и даже в иконописце, достигшем полноты мастерства, должно перерасти в художество богословия и созерцательной молитвы. Без этого икона будет лишь красивым рукоделием. Труден путь возвращения к истокам древне-церковного искусства. Художника, поднявшегося на высоты «богословия в цвете» и осуществившего в себе синергию художественной веры, называют святым. В творческой вере, через иконопись, воссоединяются энергии ума и сердца подобно тому, как неразрывно явлены в творении Премудрость и Любовь Бога, Ими создавшего мир. Вся Вселенная есть произведение искусства Бога. В художнике, которому мир отрывает своего Творца, образуется опыт Боговидения, а в Боговидении открывается и окончательная цель творчества – возвращение к Источнику Жизни для окончательного обόжения. И первым на этот путь встает творческий человек.

Реставрация живописи

Повышение квалификации для музейных работников, искусствоведов, иконописцев, реставраторов, любителей старины и просто интересующихся.
Основное время обучения — практика по восстановлению реальных предметов старины (иконы, картины).

Режим обучения Расписание Стоимость
(за весь курс)
Кол-во ак.часов
Дневной курс вт., чт.
11.00-16.00
8 занятий
24 000
руб.
24

Узнать даты начала курсов
Повышение квалификации для музейных работников, искусствоведов, иконописцев, реставраторов, любителей старины и просто интересующихся.
Основное время обучения — практика по восстановлению реальных предметов старины (иконы, картины).

Дневной курс
вт., чт.
11.00-16.00
8 занятий
24 000 руб.
24 ак.часа

Узнать даты начала курсов

Подайте заявку на обучение!

Мы свяжемся с вами, ответим на вопросы и запишем на курс с подходящим режимом обучения. Вы можете оплатить данный курс онлайн. Подать заявку Оплатить курс онлайн Запросить счет (для юр.лиц) У вас есть возможность:

  • оплатить курсы за счет средств материнского капитала
  • получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение

Базовая научная реставрация живописи по методам и технологиям классической российской школы реставрации.
Работа с материалами, идентичными тем, в которых выполнен предмет искусства, без использования синтетических материалов.
План курса реставрации живописи
1. Техника и материалы произведений изобразительного искусства;
а) основа, левкас (грунт), золочение, краски и связующее, лаки и масла;
б) традиционная последовательность работ;
2. Разрушения и дефекты произведений;
а) механические разрушения;
б) разрушения, вызванные микроорганизмами;
в) деформации и утраты;
3. Консервация и реставрация произведений;
а) укрепление красочного слоя, наложение заклеек;
б) удаление загрязнений;
в) восстановление грунта и левкаса;
4. Организация консервационных и реставрационных работ, материалы и инструменты;
5. Реконструкция утраченных фрагментов. Реставрационные лаки и покрытия.
На курс вы можете принести собственные предметы для реставрации: иконы любой тяжести состояния, картины для косметической реставрации, холст на картоне (после реставрации остаётся у вас). Либо вы будете практиковаться на предметах, предоставленных на курсе (после реставрации остаётся в Академии).
Обучение возможно с любого уровня подготовки (в том числе нулевого).
Материалы и инструменты предоставляет Академия. Стоимость набора инструментов для самостоятельной работы ~1500 рублей. Возможно, понадобится докупка материалов, если предмет со сложной реставрацией.
Узнать даты начала курсов

Условия обучения

Занятия 2 раза в неделю 11.00-14.00.
Стоимость обучения 24 000 руб.
Длительность курса 24 академических часа.
По окончании курса выдается удостоверение.

Руководитель курса и педагоги

Манешкина Екатерина Александровна

Преподаватель курса «Реставрация живописи» Закончила отделение художественной керамики в Абрамцевском художественно-промышленном колледже, отделение реставрации живописи в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества имени Глазунова.
Участвовала во многих реставрационных выставках, как российских, так и международных.
Преподаватель кафедры реставрации темперной живописи Академии им. Глазунова. В 2009 защитила кандидатский минимум.
Самые известные работы последнего времени — реставрация Успенского и трапезного храмов Троице-Сергиевой Лавры, авторские проекты и росписи православных храмов в Москве.
Имеет публикации авторских реставраций в каталогах и учебниках по реставрации.
С 2003 по 2011 года работала в иконописной мастерской как художник иконописец.
С 2007 года преподает иконопись и реставрацию для учеников любого уровня подготовки в школе «Троица» и в Русской Академии Ремёсел.

Интервью подготовила Наталья Топоркова

Икона – это изображение определенного религиозного сюжета, либо cвятого, выполненное, как правило, на деревянной доске при использовании специальных красок. В православной вере иконы всегда занимают особое место, так они служат для верующих не только предметом почитания и особого благоговения, но и представляют собой целый пласт православной культуры.

О том, как создается икона, рассказала художник-иконописец Екатерина Веселова.

— Екатерина, скажите, пожалуйста, какую роль играет икона в жизни православного христианина?

— «Зашёл в хату: нет образов. Дурной знак…», — записал однажды Лермонтов в своём дневнике, когда путешествовал по Руси. Икона в жизни православного христианина играет очень важную роль, можно сказать, одну из главных ролей! Во все времена дом без икон считался «плохим домом». Без образов невозможно было представить себе ни одного семейного дела, события. Образами благословляли родители детей своих вступать в семейную жизнь; перед ними каждый вечер становились на молитву все члены семьи. Русские иконы продолжают жить и охранять тех, кто относиться к ним с любовью и благоговением.

— Как иконописец должен готовиться к работе над иконой?

— Каждый иконописец готовится по-разному к работе над иконой. Необходимо получить благословение у батюшки. Настроить себя на долгую и кропотливую работу т.к. икону за два дня не написать, запастись терпением и вдохновиться. Иначе без вдохновения ни одна работа хорошо не получится, это касается не только иконописи! Очень важно прочитать житие святого, чей образ будет изображён на иконе.

— С какими искушениями лично Вам приходилось сталкиваться при написании икон?

— При написании иконы очень важно сохранять спокойствие, не садиться за работу в плохом настроении. Очень хорошо во время работы слушать церковные песнопения или аудиозаписи о жизни святых. Это очень помогает настроиться на работу и отогнать ненужные мысли о делах насущных. Проблем в жизни хватает у всех и очень важно мысли об этих проблемах не переносить на свою работу, иначе качество выполненной работы нас не порадует. В основном, это единственное моё искушение во время работы.

— Что представляет собой иконопись как искусство?

— Иконопись – это строго канонированное искусство! В нём больше ограничений, нежели свободы для творчества! Здесь нельзя придумывать что-то своё! Есть чёткие правила, которых должен придерживаться иконописец. Художник не вправе придумывать икону, он может её перерисовать, т.е. сделать список с первообраза. В отличие от любого другого вида искусства, иконописец не имеет права поставить на иконе, даже с обратной стороны свою фамилию, т.е. чьей кисти принадлежит данная работа. Единственное, что свободно позволяется художнику, это оформление. Это могут быть нимб, рамка и фон. Их можно сделать и сусальным золотом, и тиснение по золоту или просто краской.

— Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. Скажите, насколько трудна работа иконописца? И можно ли иконопись назвать работой?

— Работу иконописца нельзя назвать лёгкой. Людям, не посвящённым в это, кажется, что художник просто «сидит и машет кисточкой», и чего же здесь такого сложного? Возьмите сами и попробуйте хотя бы в карандаше хоть что-то стоящее изобразить с первого раза. Вряд ли что получится. Иконопись не только сложный вид искусства, но и очень ответственный! Икона пишется в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Каждый слой наносится очень тоненько и прозрачно, так, чтобы был виден предыдущий слой. Важно знать в какой последовательности наносить красочные слои. С какой скоростью это надо делать. Быстро, если краска быстросохнущая или можно помедлить, если пишете маслом. Большую роль играет и сама деревянная основа, доска. Как правильно её приготовить, загрунтовать, чтобы она впоследствии не лопнула.

Я считаю, что иконопись вполне можно назвать работой! Это достаточно трудоёмкий и ответственный процесс! Важно не просто «хорошо перерисовать», сделать список с первообраза, но и «сделать её живой», вложить частичку своей души в эту икону! Чтобы человек, пришедший в храм и видящий эту икону, почувствовал, что святой, изображённый на ней, его слышит и видит!

— Просили Вы тех святых, иконы которых пишете, о помощи при работе?

— Прежде чем писать образ святого, я читаю его житие, чтобы у меня создалось впечатление об этом святом. Если можно так выразиться, я его стараюсь прочувствовать. Затем я ищу молитву этому святому и читаю её каждый раз перед началом работы над этой иконой. Если у меня что-то не получается, я прошу этого святого мне помочь сделать всё правильно.

— Где можно научиться иконописи?

— Писать иконы может не каждый, хотя многим хочется. Желание возникает из-за того, что работу можно дорого продать. Вот и вся причина. И это очень горько и обидно! Иконописи учат в специальных учреждениях, куда поступить очень трудно человеку, если он не ходил в воскресную школу, не ходил на церковные службы и вообще далёк от церкви. В наше время в крупных городах ведут кружки по иконописи, что делать нежелательно, но, всё же, они ведутся.

— В какой технике выполнены Ваши работы?

— Я работаю в академическом стиле, его ещё называют «живописный». Пишу масляными красками. Почему называется живописный? Этот стиль ближе к реализму, т.е. к реальному изображению складок на одежде, природы, правильная перспектива на иконе в архитектуре… И, как показывает моя практика, люди менее воцерковлённые, которые заказывают у меня икону, предпочитают именно академический стиль в иконе, нежели «канонический», более декоративный.

— Расскажите, как начинается работа над образом.

— Работа над образом начинается с чтения жития святого, которого необходимо изобразить на иконе и чтения молитвы этому святому.

— Что является самым сложным в работе над иконой? Как проходит работа при выполнении лика?

— В работе над иконой сложным является всё, но самые ответственные места — это лик и руки святого. Работа над ликом проходит в несколько этапов. В каждой технике разное количество слоёв и разные цвета красок. Но самое главное — это результат. Лик не должен выражать никаких эмоций. Спокойное выражение и глаза, которые смотрят прямо в душу человека, который будет молиться перед этим образом.

— Какие материалы используете Вы в своих работах?

— В своих работах я использую следующие материалы: деревянная основа-доска, склеенная из продольных брусочков с клиньями с обратной стороны, ткань, грунтовка, калька, простой карандаш, масляные краски, беличьи кисти, лак.

— Расскажите пожалуйста об этапах пути иконы от доски или холста до стены храма.

— Начну с того, что икона пишется в дар, либо её заказывает частное лицо, либо служители Храма. Мы обговариваем размер иконы, кто будет на ней изображён и сроки выполнения заказа. Затем, резчик по дереву изготавливает деревянную основу. Потом начинается моя работа. Доска грунтуется несколько раз, просушивается, шлифуется. На готовую поверхность наносится заранее нарисованный эскиз на кальке. После этого Образ пишется краской в несколько слоёв с промежуточной сушкой. Лакировка со всех сторон. По желанию заказчика икону можно вставить в киот – специальный деревянный ящик со стеклом. Он может быть простым, либо с резьбой и колоннами. Готовая работа отдаётся заказчику в руки, либо отправляется по почте, если человек живёт в другом городе.

— Нашли Вы свою технику письма? Ведь каждый автор имеет свой почерк и невольно он просматривается в картине.

— Я нашла свою технику письма. Мне больше по душе масляные краски, и соответственно я пишу в живописном стиле! Мои работы легко узнаваемы. Я не копирую ни чьи иконописные школы. Пишу в своём «самобытном» стиле, соблюдая все каноны письма. У меня есть постоянные заказчики, которым мой стиль письма нравится больше, нежели классический «канонический» стиль.

— Какие техники иконописи существуют?

— В основном существует две наиболее распространённые техники иконописи, это «академический» стиль, когда икона пишется масляной краской в реалистичной манере, и «канонический» стиль, когда икона пишется темперой в более декоративной манере.

— Какова ответственность иконописца за правильность, точность изображения? И были ли такие случаи, когда рукой мастера управлял Ангел, по-своему изображая конкретного святого?

— Ответственность иконописца за правильность, точность изображения очень велика! Желательно делать список с первообраза, т.е. с самой первой иконы, на которой был изображён данный Святой. Необходимо знать, кем он является, святителем, мучеником, апостолом,…чтобы правильно написать одеяние и цвет этого одеяния. Иногда в руках Святого изображается орудие его мученической смерти, это немало важно. Нельзя писать Образ с первой попавшейся картинки в интернете этого Святого. Необходимо пересмотреть много изображений и сравнить с описанием жития Святого и выбрать наиболее соответствующее изображение, если нет первообраза. Святой и тем более почитаемый Святой должен быть «узнаваем в лицо», если можно так выразиться. Чтоб верующий мог сразу узнать, кто изображён на иконе, даже не читая названия.

Рукой мастера, который хочет выполнить свою работу хорошо, с полной ответственностью и верой, всегда управляет Господь Бог! Иначе без Него ничто в мире не происходит!

— Какие тенденции сейчас существуют в мире иконописи? Например, как часто просят написать «мерную» икону для родившегося малыша?

— Особых тенденций в мире иконописи я не замечаю. Единственное, что появляется очень много печатной продукции, иконы на календарях, на оргалите…

Мерные иконы для малышей заказывают очень редко. Я связываю это с тем, что родители мало информированы и больше заняты благосостоянием семьи, нежели духовным развитием. Им гораздо проще купить маленькую именную иконку 10х15 см, напечатанную на бумаге, нежели найти иконописца и заказать настоящую икону для своего чада, первую его икону со святым, чьим именем он назван! Этот святой будет оберегать его всю жизнь с начала его крещения до последних дней жизни. Каждый выбирает по себе.

— Не только иконы, но и другие произведения выходят из Вашей мастерской. Изменились ли картины на мирские темы, после того, как Вы начали создавать иконы?

— Кроме икон я пишу картины и портреты. Работаю исключительно на заказ, а не на продажу! Настроение в картинах конечно же изменилось, после того как я стала заниматься иконописью. В них появилась душевная теплота, радость, гармония. Они ожили!

— В безбожное время много икон было уничтожено, люди боялись ставить иконы дома. Но сейчас, слава Богу, вера православная возрождается. Подскажите новоначальным христианам, как нужно относиться к иконам, как создать иконостас дома.

— Испокон веков «красный угол» в русском доме размещался в дальнем углу жилища, между фасадом и боковой стеной, причём обе его стены должны были иметь окна. Кроме икон и лампад в нём хранились все освящённые в церкви предметы: Евангелие, святая вода, веточки пасхальной вербы, пасхальное яйцо, которое должно оставаться в доме весь год до следующей Пасхи. Красный угол всегда содержался в идеальном порядке и чистоте. Несказанным позором для любых хозяев была пыль на образах. По праздникам «красный угол» украшали нарядными рушниками, цветами, зелёными ветками. И иконы, разумеется, расставлялись в нём не абы как, а в определённом, строго заведённом порядке.

Домашний иконостас из века в век строится по образу иконостаса церковного. Как правильно расположить иконы в иконостасе? Безусловно, главное место в нём должна занимать икона Спасителя. Слева от образа Спасителя располагается икона Богородицы. Над иконами Спасителя и Богородицы хорошо поместить Распятие или икону Троицы – так заведено в церковных иконостасах. Обычно ниже двух главных икон ставятся именные иконы – иконы святых, которые покровительствуют членам семьи. Справа от главных икон очень часто ставится образ Николая Чудотворца. Дальнейшее расположение икон зависит от вашего личного выбора места для них. Обязательны в домашнем иконостасе лишь образа Спасителя и Божией Матери, остальные иконы вы должны подбирать сами согласно велению своей души, любви и надеждам. Кроме иконостаса в «красном углу» главной комнаты иконы должны быть и во всех остальных комнатах вашей квартиры и на кухне. Какие именно? Выбор, опять же, зависит от вас.

Помните главное: икона — не обычное изображение, она окно в горний мир, окно, которое вас с этим миром связывает. Перед вашими образами вы будете молиться, а значит, выбор их должен быть таков, чтобы молитве вашей было легко и свободно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *