ОПТИНА ПУСТЫНЬ — православный ставропигиальный мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от города Козельск, вблизи реки Жиздра.
Название, по преданию, восходит к легендарному раскаявшемуся разбойнику Опте, якобы основавшему Оптину пустнь. Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь. Возможно, основание Оптиной пустни относится к XV веку. Впервые она упоминается в писцовых книгах Козельского уезда за 1629-1631 годы (в тексте имеется указание на существование Оптиной пустни в конце XVI века). В Смутное время Оптина пустнь, вероятнее всего, была разорена, но вскоре восстановлена. Вкладчиками монастыря были царевна Софья Алексеевна, царь Иван V Алексеевич, его жена — царица Прасковья Фёдоровна, царь (с 1721 года император) Пётр I и др. В 1724 году Оптина пустнь упразднена и приписана к белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю, но уже в 1726 году по прошению благотворителей восстановлена. В 1764 году определена заштатным монастырём, братство состояло из нескольких монахов. Постепенное возрождение Оптиной пустни началось с конца XVIII века, чему способствовала деятельность митрополита Московского Платона (Левшина). В 1821 году под покровительством епископа Калужского (впоследствии митрополита Киевского) Филарета (Амфитеатрова) близ Оптиной пустни для уединённой монашеской жизни основан Иоанно-Предтеченский скит, в котором стали подвизаться приглашённые в обитель епископом Филаретом подвижники братья Моисей (Путилов) и Антоний (Путилов) и ещё несколько монахов. В 1824 году в Оптиной пустни принят строгий общежительный устав на основе устава Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
В период настоятельства схиархимандритов Моисея (Путилова) (1826-1862 годы, фактически с 1825 года) и Исаакия (Антимонова) (1862-1894 годы) Оптина пустнь приобрела широкую известность благодаря старчеству. Традиция оптинского старчества восходит к ученикам преподобного Паисия Величковского и берёт начало с поселения в 1829 году в Оптину пустнь иеросхимонаха Льва (Наголкина). Старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту. Здесь удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, иногда служение совершали несколько старцев одновременно. Наиболее почитаемыми оптинскими старцами были иеросхимонахи Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков; смотри Амвросий Оптинский), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и иеромонах Никон (Беляев). Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих паломников, вели с ними переписку.
С 1840-х годов по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи Оптиной пустни, в т. ч. Леонид (Кавелин) и Ювеналий (Половцев), вели просветительскую деятельность. Благодаря организаторским усилиям отца Макария (Иванова), И.В. Киреевского и др., покровительству ряда иерархов, прежде всего митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), Оптина пустнь получила возможность вести издательскую деятельность: были опубликованы переводы творений преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея Газского, преподобных Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, творения преподобного Нила Сорского и др., жизнеописания и переписка оптинских старцев. В библиотеках Оптиной пустни и скита хранились ценные рукописи, самая древняя из них — славянская рукопись «Словес постнических» преподобного Исаака Сирина, переписанная в 1389 году в Великой Лавре на Афоне. В Иоанно-Предтеченском скиту велась летопись, охватывавшая время с 1820 по 1918 годы (за исключением 1861-1864 и 1883-1899 годы), в которой фиксировались состав и перемещения братии, постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, приезд известных людей, крупные пожертвования, монастырское строительство, выход в свет подготовленных монахами книг, а также особо важные события в церковной и политической жизни России, чудесные события и др.
В XIX — начале XX веков число насельников Оптиной пустни быстро росло, к 1915 году в ней жили 355 монашествующих. Многие насельники Оптиной пустни назначались на высокие должности в других монастырях и духовных миссиях, архиереями стали Игнатий (Брянчанинов), Ювеналий (Половцев), Трифон (Туркестанов), Михей (Алексеев). Со 2-й четверти XIX века укрепилось материальное положение Оптиной пустни, велось масштабное строительство, было открыто несколько заводов и мастерских, устроен водопровод, выведена оптинская порода коров. Братия активно занималась благотворительностью: при Оптиной пустни открыта школа, учреждены инвалидный дом, детский приют, богадельня. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, русско-японской войны 1904-1905 годов и 1-й мировой войны в монастырскую больницу принимались раненые, монастырь выделял места для беженцев, делал пожертвования на нужды армии.
В 1918 году Оптина пустнь была официально закрыта, монашеская община продолжала существование как сельскохозяйственная артель. С ликвидацией в 1923 году артели оставшихся монашествующих выселили, многие из них впоследствии были отправлены в ссылку или расстреляны. В 1919-1928 годах на территории Оптиной пустни и скита действовал музей «Оптина пустынь». После закрытия музея оптинский архив попал в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне составляет фонды 213 и 214 Отдела рукописей РГБ). В разные годы на территории Оптиной пустни располагались дом отдыха (с 1931 года), лагерь НКВД (1939-1941 годы), эвакуационный госпиталь (1941-1943 годы), детский дом (с 1949 года), профессионально-техническое училище (с 1959 года). Архитектурный ансамбль Оптиной пустни понёс большие утраты. В 1974 году Оптина пустнь вошла в число охраняемых государством объектов, началась медленная реставрация строений.
Оптина пустнь возвращена РПЦ 17.11.1987 года; монастырь был возобновлён и приобрёл статус ставропигиального. 1.2.1990 года монастырю передана большая часть скита (другая часть принадлежала литерурному отделу Козельского музея в 1967-2005 годах). В качестве подворий Оптиной пустни переданы: в 1991 года в Санкт-Петербурге Успенская церковь на набережной Лейтенанта Шмидта (1895-1900 годы, архитектор В.А. Косяков), в 1997 года в Москве ц.ерковь Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (1751, трапезная и колокольня пристроены в 1860-х годов). В пасхальную ночь 18.4.1993 года в Оптиной пустни произошло убийство иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), вызвавшее большой обществ. резонанс.
Поместным собором РПЦ 1988 года канонизирован старец Амвросий Оптинский. В 1996 году состоялась канонизация в лике местночтимых святых других старцев, а также схиархимандрита Моисея (Путилова), схиигумена Антония (Путилова), схиархимандрита Исаакия (Антимонова) и архимандрита Исаакия (Бобракова) в составе Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Архиерейским собором РПЦ 2000 года установлено их общецерковное почитание.
Наиболее ранний из ныне сохранившихся памятников Оптиной пустни — Введенский собор, построенный в традициях классицизма (1750-1771 годы; частично разрушен в годы советской власти, восстановлен и освящён в 1988 году). Над его средокрестием возвышается куб, увенчанный 5 главами. В XIX веке храм был расширен, пристроены южный и северный приделы (1837) и крыльцо с западного входа с приподнятыми на высоких постаментах парными колоннами. Современный архитектурный ансамбль Оптиной пустни сложился в общих чертах в XIX веке. В 1802-1804 годах возведена 4-ярусная колокольня высотой около 64 м в стиле классицизма, завершённая аттиковым ярусом с часами и высоким шпилем (верх разрушен во время Великой Отечественной войны, восстановлен к 1999 году). В 1805-1811 годах к югу от Введенского собора выстроен собор в честь Казанской иконы Божией Матери в стиле ампир (частично разрушен в годы советской власти, восстановлен и освящён в 1996 году), увенчанный куполом с небольшой главой без светового барабана. В 1809-1811 годах строилась больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (в середине XX века полностью разрушена, восстановлена к 1998 году). В 1858 году освящён расположенный к северу от Введенского собора храм Преподобной Марии Египетской и Праведной Анны, появившийся в результате реконструкции старой трапезной (1822-1824 годы) и выполненный в стиле классицизма; на крестчатое здание был водружён восьмерик с одной главой. С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней на плане образовали крест с Введенским собором в центре. В 1832-1839 годах территория Оптиной пустни была окружена каменной оградой (частично разрушена в годы советской власти) с 7 башнями и 2 въездными воротами, Святые врата располагались в западной башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела.
В Иоанно-Предтеченском скиту создавался отдельный архитектурный ансамбль, отличавшийся простотой и скромностью; большинство строений были деревянными. В центре участка в 1821-1822 годах построен главный скитский храм, посвящённый собору Святого Иоанна Предтечи, — деревянная церковь в стиле ампир, состоящая из нескольких срубов: притвора, трапезной и кубического храма с 7-гранной апсидой; по боковым сторонам устроены 4-колонные портики с фронтонами. В 1857 году в скиту появились каменные Святые врата (на 2-м ярусе — звонница). Каменный храм во имя святителя Льва епископа Катанского и преподобного Иоанна Рыльского возведён в 1901-1902 годы в русском стиле. У ворот скита находился источник во имя святителя Амвросия Медиоланского с колодцем.
Ряд построек расположен за оградой Оптиной пустни. На новом кладбище в 1864 году сооружена небольшая одноглавая кубическая церковь во имя Всех святых (в XX веке полностью разрушена, отстроена заново к 2008 году). У южных ворот в 1874 году выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой одноглавой церковью Преподобного Илариона Великого в русском стиле. На реке Жиздра находился источник преподобного Пафнутия Боровского с часовней и купальней.
После возобновления монастыря в конце XX века построены новые церкви: в 1997-2000 годах — в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории монастырского подсобного хозяйства, в 2005-2007 годах — Преображенская церковь около Святых врат монастыря; в 2008 году в юго-восточной части монастыря над могилами монахов, убитых в 1993 году, воздвигнута часовня.
Источники:
Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998;
Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона). М., 2004;
Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 2008. Т. 1–2;
Жизнеописания почивших скитян: . Оптина пустынь, 2010.
Дополнительная литература:
Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862;
он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. 4-е изд. М., 1885;
Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.). Сергиев Посад, 1902. Козельск, 2008;
Четвериков С.И., прот. Оптина пустынь. 2-е изд. Париж, 1988;
Оптина пустынь
Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии
Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров. Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.
Содержание
Основание монастыря
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.
Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.
Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря
Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.
Восстановление обители
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.
Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.
Храмы монастыря:
- соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм,
- храм во имя иконы Казанской Божией Матери,
- храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны,
- кладбищенская церковь во имя Всех святых
- храм во имя св. Амвросия Медиоланского.
В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.
В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит.
После революции
Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).
Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей «Оптина пустынь», директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.
5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители — Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.
Возрождение монастыря
Оптина Пустынь. Колокольня с братскими корпусами и Казанская церковь, 2015 г. Фото Ю. Булкина
Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.
В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского.
18 марта 1990 года был освящен Иоанно-Предтеченский скит.
На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце 60-ти сантиметровым кинжалом с надписями на клинке «666» , «сатана». Убийцей оказался некий Аверин, который вступил в секту сатанистов. После обыска у него нашли изрубленную Библию и предметы для сатанинских ритуалов. Следственная экспертиза института имени Сербского признала Аверина невменяемым. Суд определил его в психбольницу. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра (Петрова), Юрий (Георгий), приехавший на праздник Пасхи из Тольятти.
В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование — 11 октября (местночтим.). В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
В обители существует значительное подсобное хозяйство, насельники Оптиной пустыни окормляют соседнюю воинскую часть, проводя беседы с солдатами и занятия с членами семей офицеров.
Статистика
Оптинские святые
Настоятели, наместники
Строители, настоятели
- Макарий (Опта), основатель
- Сергий (упом. 1625)
- Феодор (упом. 1630)
В 1724-1726 гг. — монастырь был упразднен, полное возрождение монастыря началось лишь с 1795 года
Наместники
О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете
Сайт optina-pustin.ru создан редакторами антицерковной газеты «Дух христианина», которые вначале пытались выдавать его за официальный сайт монастыря Оптина Пустынь. Данный сайт нередко служит причиной распространения ложных слухов и клеветы на монастырь и его насельников .
Литература
- Иулиания (Самсонова), мон., Оптинский патерик. Изд-во Саратовской епархии, Саратов, 2006:
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница сайта Ясеневского Петропавловского храма:
- (материал использован частично)
«Заведующий садом. Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной пустыни» (беседовал Максим Васюнов), портал Православие.Ru, 20 августа 2018,
«Архимандрит Мелхиседек: информационная паутина Афон не накрыла», РИА Новости, 21 сентября 2016,
Послание Святейшего Патриарха Кирилла насельникам монастыря Оптина пустынь, участникам погребения архимандрита Венедикта (Пенькова), официальный сайт Оптиной Пустыни,
О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете // Официальный сайт монастыря Оптина пустынь — ,
24 октября Русская православная церковь вспоминает преподобного Льва Оптинского – основателя старчества в Оптиной пустыни.
Монастырь вместо купеческой дочери
Будущий преподобный, урожденный Лев Данилович Наголкин, родился в 1768 году в семье мещан в городе Карачеве Орловской губернии. Семья была небогатой, потому, одаренный умом и высокими нравственными качествами, Лев Данилович не имел возможности открыть свое дело и трудился работником у одного купца за плату. На этом поприще ему приходилось общаться с разными людьми, что формировало определенный жизненный опыт, который в годы старчествования весьма пригодился. Купец, наблюдая за талантливым юношей, решился предложить ему руку своей дочери. Но Лев отказался от сулившего земные блага предложения. В 28 лет он отправился в Оптину пустынь, где подвизался послушником.
В поисках наставника
Спустя два года, проведенных в Оптине, Лев отправился на поиски духовного наставника; стремясь укрыться от мирской суеты, он переходил из одной обители в другую. Наконец, в 1801 году будущий святой оказался в обители Белобережская пустынь, где принял монашеский постриг с именем Леонид. Вскоре, рукоположенный в иеромонахи, он оказался в Чолнском монастыре. Там состоялась судьбоносная встреча: иеромонах Леонид познакомился со своим будущим духовным наставником – старцем Феодором, учеником великого старца Паисия (Величковского). На 20 лет их судьбы оказались сплетены.
Белобережская пустынь в XIX веке
Феодора всю жизнь преследовали клевета и непонимание со стороны других монахов. Подобная участь ожидала и Льва. Дело в том, что со времен Сергия Радонежского светлая традиция русского старчества оставалась прерванной. Большинство монашествующих не понимало смысла непрестанной молитвы, откровения помыслов своему наставнику и очищения сердца. Привычными для эпохи преподобного Льва были внешние проявления монашеского труда, такие как пост, послушание, поклоны, временами вериги. Из-за этого Льву и Феодору пришлось скитаться в течение многих лет, они переходили из обители в обитель и терпели скорби от своих же братьев-монахов.
Избран настоятелем
По возвращении в Белобережскую пустынь в 1804 году, Льва избрали ее настоятелем – столь высоким авторитетом в делах аскезы обладал молодой иеромонах. Причем случилось это тогда, когда он варил квас для братии, поскольку не пожелал участвовать в выборах. Последовали четыре года настоятельства и испытания властью, которые будущий преподобный стойко вынес. В 1807 году тяжело заболел старец Феодор. На следующий год Лев добровольно сложил с себя бремя настоятельства и отправился жить с наставником в скит, где келейно принял постриг в великую схиму. Ему было всего около 40 лет. То, что к пустынножителям стекались толпы народа и братия монастыря шла за духовным советом, сильно не нравилось новому настоятелю Белобережской пустыни. Он вынудил уехать сначала старца Феодора, а потом и Льва. Спустя четыре года они вновь встретились уже в Валаамском скиту. Поражавшие своей духовной высотой и мудростью, Лев и Феодор вновь не угодили настоятелю, который считал, что они оспаривают его право на духовное водительство братии. После шести лет на Валааме учитель и ученик были вынуждены уйти в Александро-Свирскую обитель, где оставались до упокоения старца Феодора.
Преподобный Лев Оптинский
Последнее место земного пребывания
В поисках уединенного места схимонах Лев вместе с учениками оказался по Божьей воле в Площанской Богородицкой пустыни. И вновь судьбоносная встреча: будущий старец Оптинской пустыни, отец Макарий, мечтавший о духовном наставнике, обрел такового в лице схимонаха Льва. А тот обрел горячо любимого друга, сподвижника, ученика и сотаинника. Спустя полгода, в 1829 году, Лев отправился в Оптину пустынь с несколькими учениками. В 1834 году за ним последовал преподобный Макарий. Здесь, в Оптине, настоятель монастыря отец Моисей (брат Антония Оптинского) поручил первому Оптинскому старцу Льву духовное руководство братией, а сам занялся хозяйственными делами. При этом преподобный Моисей сам окормлялся у старца Льва и старался не принимать важных решений без его благословения. Основатель старчества в Оптиной пустыни учил во всем держаться простоты, нелицеприятия и искренности, всегда нести правду Божию, невзирая на чины.
В начале осени 1841 года первый старец Оптиной пустыни, наставник преподобного Макария и великого старца, преподобного Антония, стал стремительно слабеть. Мало ел, ежедневно причащался Святых Христовых Тайн и сообщил братии о скором своем преставлении. Упокоился святой Лев 11 октября 1841 года. В 2000 году преподобный старец был прославлен для общецерковного почитания.
Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век