Оптина пустынь история возникновения

ОПТИНА ПУСТЫНЬ — православный ставропигиальный мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от города Козельск, вблизи реки Жиздра.

На­зва­ние, по пре­да­нию, вос­хо­дит к ле­ген­дар­но­му рас­ка­яв­ше­му­ся раз­бой­ни­ку Оп­те, яко­бы ос­но­вав­ше­му Оптину пустнь. Бо­лее ве­ро­ят­на связь на­зва­ния с пе­рио­дом со­вме­ст­но­го («оп­том») про­жи­ва­ния в оби­те­ли мо­на­хов и мо­на­хинь. Воз­мож­но, ос­но­ва­ние Оптиной пустни от­но­сит­ся к XV веку. Впер­вые она упо­ми­на­ет­ся в пис­цо­вых кни­гах Ко­зель­ско­го уезда за 1629-1631 годы (в тек­сте име­ет­ся ука­за­ние на су­ще­ст­во­ва­ние Оптиной пустни в конце XVI века). В Смут­ное вре­мя Оптина пустнь, ве­ро­ят­нее все­го, бы­ла ра­зо­ре­на, но вско­ре вос­ста­нов­ле­на. Вклад­чи­ка­ми мо­на­сты­ря бы­ли ца­рев­на Со­фья Алек­се­ев­на, царь Иван V Алек­сее­вич, его же­на — ца­ри­ца Пра­ско­вья Фё­до­ров­на, царь (с 1721 года император) Пётр I и др. В 1724 году Оптина пустнь уп­разд­не­на и при­пи­са­на к бе­лёв­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му монастырю, но уже в 1726 году по про­ше­нию бла­го­тво­ри­те­лей вос­ста­нов­ле­на. В 1764 году оп­ре­де­ле­на за­штат­ным мо­на­сты­рём, брат­ст­во со­стоя­ло из не­сколь­ких мо­на­хов. По­сте­пен­ное воз­ро­ж­де­ние Оптиной пустни на­ча­лось с конца XVIII века, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность митрополита Мо­с­ков­ско­го Пла­то­на (Лев­ши­на). В 1821 году под по­кро­ви­тель­ст­вом епископа Ка­луж­ско­го (впо­след­ст­вии митрополита Ки­ев­ско­го) Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва) близ Оптиной пустни для уе­ди­нён­ной мо­на­ше­ской жиз­ни ос­но­ван Ио­ан­но-Пред­те­чен­ский скит, в ко­то­ром ста­ли под­ви­зать­ся при­гла­шён­ные в оби­тель епископом Фи­ла­ре­том под­виж­ни­ки бра­тья Мои­сей (Пу­ти­лов) и Ан­то­ний (Пу­ти­лов) и ещё несколько мо­на­хов. В 1824 году в Оптиной пустни при­нят стро­гий об­ще­жи­тель­ный ус­тав на ос­но­ве ус­та­ва Ко­нев­ско­го Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­но­го мо­на­сты­ря.

В пе­ри­од на­стоя­тель­ст­ва схи­ар­хи­ман­д­ри­тов Мои­сея (Пу­ти­ло­ва) (1826-1862 годы, фак­ти­че­ски с 1825 года) и Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) (1862-1894 годы) Оптина пустнь при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря стар­че­ст­ву. Тра­ди­ция оп­тин­ско­го стар­че­ст­ва вос­хо­дит к уче­ни­кам преподобного Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го и бе­рёт на­ча­ло с по­се­ле­ния в 1829 году в Оптину пустнь ие­рос­хи­мо­наха Льва (На­гол­ки­на). Стар­цы жи­ли в Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту. Здесь уда­лось обес­пе­чить пре­ем­ст­вен­ность и не­пре­рыв­ность стар­че­ст­ва: по­сле смер­ти стар­ца стар­шая бра­тия вы­би­ра­ла его пре­ем­ни­ка, ино­гда слу­же­ние со­вер­ша­ли несколько стар­цев од­но­вре­мен­но. Наи­бо­лее по­чи­тае­мы­ми оп­тин­ски­ми стар­ца­ми бы­ли иерос­хи­мо­на­хи Лев (На­гол­кин), Ма­ка­рий (Ива­нов), Ам­вро­сий (Грен­ков; смотри Ам­вро­сий Оп­тин­ский), Ила­ри­он (По­но­ма­рёв), Ана­то­лий (Зер­ца­лов), Ио­сиф (Ли­тов­кин), схи­ар­хи­ман­д­рит Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков), ие­рос­хи­мо­на­хи Ана­то­лий (По­та­пов), Нек­та­рий (Ти­хо­нов) и ие­ро­мо­нах Ни­кон (Бе­ля­ев). Стар­цы при­ни­ма­ли и окорм­ля­ли не толь­ко бра­тию, но и всех же­лаю­щих па­лом­ни­ков, ве­ли с ни­ми пе­ре­пис­ку.

С 1840-х годов по ини­циа­ти­ве стар­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва) наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи Оптиной пустни, в т. ч. Ле­о­нид (Ка­велин) и Юве­на­лий (По­лов­цев), ве­ли про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность. Бла­го­да­ря ор­га­ни­за­тор­ским уси­ли­ям от­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва), И.В. Ки­ре­ев­ско­го и др., по­кро­ви­тель­ст­ву ря­да ие­рар­хов, пре­ж­де все­го митрополита Мо­с­ков­ско­го святителя Фи­ла­ре­та (Дроз­до­ва), Оптина пустнь по­лу­чи­ла воз­мож­ность вес­ти из­да­тель­скую дея­тель­ность: бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пе­ре­во­ды тво­ре­ний пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Про­ро­ка, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го, пре­по­доб­ных Мар­ка По­движ­ни­ка, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Фео­до­ра Сту­ди­та, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Исаа­ка Си­ри­на, Ио­ан­на Да­ма­ски­на, тво­ре­ния преподобного Ни­ла Сор­ско­го и др., жиз­не­опи­сания и пе­ре­пис­ка оп­тин­ских стар­цев. В биб­лио­те­ках Оптиной пустни и ски­та хра­ни­лись цен­ные ру­ко­пи­си, са­мая древ­няя из них — славянская ру­ко­пись «Сло­вес по­ст­ни­че­ских» преподобного Исаа­ка Си­ри­на, пе­ре­пи­сан­ная в 1389 году в Ве­ли­кой Лав­ре на Афо­не. В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту ве­лась ле­то­пись, ох­ва­ты­вав­шая вре­мя с 1820 по 1918 годы (за ис­клю­че­ни­ем 1861-1864 и 1883-1899 годы), в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись со­став и пе­ре­ме­ще­ния бра­тии, по­стри­ги, по­свя­ще­ния в сан, кон­чи­на мо­на­ше­ст­вую­щих, при­езд из­вест­ных лю­дей, круп­ные по­жерт­во­ва­ния, мо­на­стыр­ское строи­тель­ст­во, вы­ход в свет под­го­тов­лен­ных мо­на­ха­ми книг, а так­же осо­бо важ­ные со­бы­тия в цер­ков­ной и по­ли­тической жиз­ни Рос­сии, чу­дес­ные со­бы­тия и др.

В XIX — начале XX веков чис­ло на­сель­ни­ков Оптиной пустни бы­ст­ро рос­ло, к 1915 году в ней жи­ли 355 мо­на­ше­ст­вую­щих. Многие на­сель­ни­ки Оптиной пустни на­зна­ча­лись на вы­со­кие долж­но­сти в других мо­на­сты­рях и ду­хов­ных мис­си­ях, ар­хие­рея­ми ста­ли Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), Юве­на­лий (По­лов­цев), Три­фон (Тур­ке­ста­нов), Ми­хей (Алек­се­ев). Со 2-й четверти XIX века ук­ре­пи­лось ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние Оптиной пустни, ве­лось мас­штаб­ное строи­тель­ст­во, бы­ло от­кры­то несколько за­во­дов и мас­тер­ских, уст­ро­ен во­до­про­вод, вы­ве­де­на оп­тин­ская по­ро­да ко­ров. Бра­тия ак­тив­но за­ни­ма­лась бла­го­тво­ри­тель­но­стью: при Оптиной пустни от­кры­та шко­ла, уч­ре­ж­де­ны ин­ва­лид­ный дом, дет­ский при­ют, бо­га­дель­ня. Во вре­мя русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов, русско-японской вой­ны 1904-1905 годов и 1-й ми­ро­вой вой­ны в мо­на­стыр­скую боль­ни­цу при­ни­ма­лись ра­не­ные, мо­на­стырь вы­де­лял мес­та для бе­жен­цев, де­лал по­жерт­во­ва­ния на ну­ж­ды ар­мии.

В 1918 году Оптина пустнь бы­ла офи­ци­аль­но за­кры­та, мо­на­ше­ская об­щи­на про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­ва­ние как сельскохозяйственная ар­тель. С ли­к­ви­да­ци­ей в 1923 году ар­те­ли ос­тав­ших­ся мо­на­ше­ст­вую­щих вы­се­ли­ли, мно­гие из них впо­след­ст­вии бы­ли от­прав­ле­ны в ссыл­ку или рас­стре­ля­ны. В 1919-1928 годах на тер­ри­то­рии Оптиной пустни и ски­та дей­ст­во­вал му­зей «Оп­ти­на пус­тынь». По­сле за­кры­тия му­зея оп­тин­ский ар­хив по­пал в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ле­ни­на (ны­не со­став­ля­ет фон­ды 213 и 214 От­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ). В раз­ные го­ды на тер­ри­то­рии Оптиной пустни рас­по­ла­га­лись дом от­ды­ха (с 1931 года), ла­герь НКВД (1939-1941 годы), эва­ку­ационный гос­пи­таль (1941-1943 годы), дет­ский дом (с 1949 года), профессионально-тех­ническое училище (с 1959 года). Ар­хитектурный ан­самбль Оптиной пустни по­нёс боль­шие ут­ра­ты. В 1974 году Оптина пустнь во­шла в чис­ло ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом объ­ек­тов, на­ча­лась мед­лен­ная рес­тав­ра­ция строе­ний.

Оптина пустнь воз­вра­ще­на РПЦ 17.11.1987 года; мо­на­стырь был во­зоб­нов­лён и при­об­рёл ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. 1.2.1990 года мо­на­сты­рю пе­ре­да­на большая часть ски­та (другая часть при­над­ле­жа­ла литерурному от­де­лу Ко­зель­ско­го му­зея в 1967-2005 годах). В ка­че­ст­ве под­во­рий Оптиной пустни пе­ре­да­ны: в 1991 года в Санкт-Пе­тер­бур­ге Ус­пен­ская церковь на на­бе­реж­ной Лей­те­нан­та Шмид­та (1895-1900 годы, архитектор В.А. Ко­ся­ков), в 1997 года в Мо­ск­ве ц.ерковь Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ясе­не­ве (1751, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня при­строе­ны в 1860-х годов). В пас­халь­ную ночь 18.4.1993 года в Оптиной пустни про­изош­ло убий­ст­во ие­ро­мо­на­ха Ва­си­лия (Рос­ля­ко­ва) и ино­ков Тро­фи­ма (Та­тар­ни­ко­ва) и Фе­ра­пон­та (Пуш­ка­рё­ва), вы­звав­шее боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс.

По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ 1988 года ка­но­ни­зи­ро­ван ста­рец Ам­вро­сий Оп­тин­ский. В 1996 году со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых других стар­цев, а так­же схи­ар­хи­ман­д­ри­та Мои­сея (Пу­ти­ло­ва), схии­гу­ме­на Ан­то­ния (Пу­ти­ло­ва), схи­ар­хи­ман­д­ри­та Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) и ар­химандрита Исаа­кия (Боб­ра­ко­ва) в со­ста­ве Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов и стар­цев, в Оп­ти­ной пус­ты­ни про­си­яв­ших. Ар­хие­рей­ским со­бо­ром РПЦ 2000 года ус­та­нов­ле­но их об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Наи­бо­лее ран­ний из ны­не со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков Оптиной пустни — Вве­ден­ский со­бор, по­стро­ен­ный в тра­ди­ци­ях клас­си­циз­ма (1750-1771 годы; час­тич­но раз­ру­шен в го­ды советской вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1988 году). Над его сре­док­ре­сти­ем воз­вы­ша­ет­ся куб, увен­чан­ный 5 гла­ва­ми. В XIX веке храм был рас­ши­рен, при­строе­ны южный и северный при­де­лы (1837) и крыль­цо с западного вхо­да с при­под­ня­ты­ми на вы­со­ких по­ста­мен­тах пар­ны­ми ко­лон­на­ми. Современный ар­хитектурный ан­самбль Оптиной пустни сло­жил­ся в об­щих чер­тах в XIX веке. В 1802-1804 годах воз­ве­де­на 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня высотой около 64 м в сти­ле клас­си­циз­ма, за­вер­шён­ная ат­ти­ко­вым яру­сом с ча­са­ми и вы­со­ким шпи­лем (верх раз­ру­шен во вре­мя Великой Отечественной вой­ны, вос­ста­нов­лен к 1999 году). В 1805-1811 годах к югу от Вве­ден­ско­го со­бо­ра вы­стро­ен со­бор в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в сти­ле ам­пир (час­тич­но раз­рушен в го­ды советской вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1996 году), увен­чан­ный ку­по­лом с не­боль­шой гла­вой без све­то­во­го ба­ра­ба­на. В 1809-1811 годах строи­лась боль­нич­ная цер­ковь в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (в середине XX века пол­но­стью раз­ру­ше­на, вос­ста­нов­ле­на к 1998 году). В 1858 году ос­вя­щён рас­по­ло­жен­ный к се­ве­ру от Вве­ден­ско­го со­бо­ра храм Преподобной Ма­рии Еги­пет­ской и Пра­вед­ной Ан­ны, поя­вив­ший­ся в ре­зуль­та­те ре­кон­ст­рук­ции ста­рой тра­пез­ной (1822-1824 годы) и вы­пол­нен­ный в сти­ле клас­си­циз­ма; на крест­ча­тое зда­ние был во­дру­жён вось­ме­рик с од­ной гла­вой. С по­яв­ле­ни­ем но­вой церк­ви мо­на­стыр­ские хра­мы вме­сте с ко­ло­коль­ней на пла­не об­ра­зо­ва­ли крест с Вве­ден­ским со­бо­ром в цен­тре. В 1832-1839 годах тер­ри­то­рия Оптиной пустни бы­ла ок­ру­же­на ка­мен­ной ог­ра­дой (час­тич­но раз­ру­ше­на в го­ды советской вла­сти) с 7 баш­ня­ми и 2 въезд­ны­ми во­ро­та­ми, Свя­тые вра­та рас­по­ла­га­лись в западной баш­не с шат­ром, увен­чан­ным фи­гур­кой тру­бя­ще­го ан­ге­ла.

В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту соз­да­вал­ся отдельный ар­хитектурный ан­самбль, от­ли­чав­ший­ся про­сто­той и скром­но­стью; боль­шин­ст­во строе­ний бы­ли де­ре­вян­ны­ми. В цен­тре уча­ст­ка в 1821-1822 годах по­стро­ен главный скит­ский храм, по­свя­щён­ный со­бо­ру Святого Ио­ан­на Пред­те­чи, — де­ревянная цер­ковь в сти­ле ам­пир, со­стоя­щая из не­сколь­ких сру­бов: при­тво­ра, тра­пез­ной и ку­бического хра­ма с 7-гран­ной ап­си­дой; по бо­ко­вым сто­ро­нам уст­рое­ны 4-ко­лон­ные пор­ти­ки с фрон­то­на­ми. В 1857 году в ски­ту поя­ви­лись ка­мен­ные Свя­тые вра­та (на 2-м яру­се — звон­ни­ца). Ка­мен­ный храм во имя святителя Льва епископа Ка­тан­ско­го и преподобного Ио­ан­на Рыль­ско­го воз­ве­дён в 1901-1902 годы в рус­ском сти­ле. У во­рот ски­та на­хо­дил­ся ис­точ­ник во имя святителя Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го с ко­лод­цем.

Ряд по­стро­ек рас­по­ло­жен за ог­ра­дой Оптиной пустни. На но­вом клад­би­ще в 1864 году со­ору­же­на не­боль­шая од­но­гла­вая ку­би­че­ская церковь во имя Всех свя­тых (в XX веке пол­но­стью раз­ру­ше­на, от­строе­на за­но­во к 2008 году). У южных во­рот в 1874 году вы­стро­ен 2-этаж­ный боль­нич­ный кор­пус с до­мо­вой од­но­гла­вой церковью Преподобного Ила­рио­на Ве­ли­ко­го в рус­ском сти­ле. На реке Жиз­д­ра на­хо­дил­ся ис­точ­ник преподобного Паф­ну­тия Бо­ров­ско­го с ча­сов­ней и ку­паль­ней.

По­сле во­зоб­нов­ле­ния мо­на­сты­ря в конце XX века по­строе­ны но­вые церк­ви: в 1997-2000 годах — в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» на тер­ри­то­рии мо­на­стыр­ско­го под­соб­но­го хо­зяй­ст­ва, в 2005-2007 годах — Пре­об­ра­жен­ская церковь око­ло Свя­тых врат мо­на­сты­ря; в 2008 году в юго-восточной час­ти мо­на­сты­ря над мо­ги­ла­ми мо­на­хов, уби­тых в 1993 году, воз­двиг­ну­та ча­сов­ня.

Ис­точники:

Бла­го­сло­вен­ная Оп­ти­на: Вос­по­ми­на­ния па­лом­ни­ков об оби­те­ли и ее стар­цах. М.; Ко­зельск, 1998;

Днев­ник по­слуш­ни­ка Ни­ко­лая Бе­ляе­ва (пре­по­доб­но­го оп­тин­ско­го стар­ца Ни­ко­на). М., 2004;

Ле­то­пись ски­та во имя св. Ио­ан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня, на­хо­дя­ще­го­ся при Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. М., 2008. Т. 1–2;

Жиз­не­опи­са­ния по­чив­ших ски­тян: . Оп­ти­на пус­тынь, 2010.

Дополнительная литература:

Ле­о­нид (Ка­ве­лин), ар­хим. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние ски­та во имя св. Ио­ан­на Пред­те­чи Гос­под­ня, на­хо­дя­ще­го­ся при Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. СПб., 1862;

он же. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ко­зель­ской Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни. 4-е изд. М., 1885;

Ераст (Вы­троп­ский), ие­ром. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ко­зель­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни и Пред­те­че­ва ски­та (Ка­луж­ской губ.). Сер­ги­ев По­сад, 1902. Ко­зельск, 2008;

Чет­ве­ри­ков С.И., прот. Оп­ти­на пус­тынь. 2-е изд. Па­риж, 1988;

Оптина пустынь

Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии

Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров. Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.

Основание монастыря

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Восстановление обители

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Храмы монастыря:

  1. соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм,
  2. храм во имя иконы Казанской Божией Матери,
  3. храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны,
  4. кладбищенская церковь во имя Всех святых
  5. храм во имя св. Амвросия Медиоланского.

В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.

В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит.

После революции

Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей «Оптина пустынь», директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители — Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возрождение монастыря

Оптина Пустынь. Колокольня с братскими корпусами и Казанская церковь, 2015 г. Фото Ю. Булкина

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского.

18 марта 1990 года был освящен Иоанно-Предтеченский скит.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце 60-ти сантиметровым кинжалом с надписями на клинке «666» , «сатана». Убийцей оказался некий Аверин, который вступил в секту сатанистов. После обыска у него нашли изрубленную Библию и предметы для сатанинских ритуалов. Следственная экспертиза института имени Сербского признала Аверина невменяемым. Суд определил его в психбольницу. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра (Петрова), Юрий (Георгий), приехавший на праздник Пасхи из Тольятти.

В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование — 11 октября (местночтим.). В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В обители существует значительное подсобное хозяйство, насельники Оптиной пустыни окормляют соседнюю воинскую часть, проводя беседы с солдатами и занятия с членами семей офицеров.

Статистика

Оптинские святые

Настоятели, наместники

Строители, настоятели

  • Макарий (Опта), основатель
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630)

В 1724-1726 гг. — монастырь был упразднен, полное возрождение монастыря началось лишь с 1795 года

Наместники

О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете

Сайт optina-pustin.ru создан редакторами антицерковной газеты «Дух христианина», которые вначале пытались выдавать его за официальный сайт монастыря Оптина Пустынь. Данный сайт нередко служит причиной распространения ложных слухов и клеветы на монастырь и его насельников .

Литература

  • Иулиания (Самсонова), мон., Оптинский патерик. Изд-во Саратовской епархии, Саратов, 2006:

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Ясеневского Петропавловского храма:
    • (материал использован частично)

«Заведующий садом. Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной пустыни» (беседовал Максим Васюнов), портал Православие.Ru, 20 августа 2018,

«Архимандрит Мелхиседек: информационная паутина Афон не накрыла», РИА Новости, 21 сентября 2016,

Послание Святейшего Патриарха Кирилла насельникам монастыря Оптина пустынь, участникам погребения архимандрита Венедикта (Пенькова), официальный сайт Оптиной Пустыни,

О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете // Официальный сайт монастыря Оптина пустынь — ,

24 октября Русская православная церковь вспоминает преподобного Льва Оптинского – основателя старчества в Оптиной пустыни.

Монастырь вместо купеческой дочери

Будущий преподобный, урожденный Лев Данилович Наголкин, родился в 1768 году в семье мещан в городе Карачеве Орловской губернии. Семья была небогатой, потому, одаренный умом и высокими нравственными качествами, Лев Данилович не имел возможности открыть свое дело и трудился работником у одного купца за плату. На этом поприще ему приходилось общаться с разными людьми, что формировало определенный жизненный опыт, который в годы старчествования весьма пригодился. Купец, наблюдая за талантливым юношей, решился предложить ему руку своей дочери. Но Лев отказался от сулившего земные блага предложения. В 28 лет он отправился в Оптину пустынь, где подвизался послушником.

В поисках наставника

Спустя два года, проведенных в Оптине, Лев отправился на поиски духовного наставника; стремясь укрыться от мирской суеты, он переходил из одной обители в другую. Наконец, в 1801 году будущий святой оказался в обители Белобережская пустынь, где принял монашеский постриг с именем Леонид. Вскоре, рукоположенный в иеромонахи, он оказался в Чолнском монастыре. Там состоялась судьбоносная встреча: иеромонах Леонид познакомился со своим будущим духовным наставником – старцем Феодором, учеником великого старца Паисия (Величковского). На 20 лет их судьбы оказались сплетены.

Белобережская пустынь в XIX веке

Феодора всю жизнь преследовали клевета и непонимание со стороны других монахов. Подобная участь ожидала и Льва. Дело в том, что со времен Сергия Радонежского светлая традиция русского старчества оставалась прерванной. Большинство монашествующих не понимало смысла непрестанной молитвы, откровения помыслов своему наставнику и очищения сердца. Привычными для эпохи преподобного Льва были внешние проявления монашеского труда, такие как пост, послушание, поклоны, временами вериги. Из-за этого Льву и Феодору пришлось скитаться в течение многих лет, они переходили из обители в обитель и терпели скорби от своих же братьев-монахов.

Избран настоятелем

По возвращении в Белобережскую пустынь в 1804 году, Льва избрали ее настоятелем – столь высоким авторитетом в делах аскезы обладал молодой иеромонах. Причем случилось это тогда, когда он варил квас для братии, поскольку не пожелал участвовать в выборах. Последовали четыре года настоятельства и испытания властью, которые будущий преподобный стойко вынес. В 1807 году тяжело заболел старец Феодор. На следующий год Лев добровольно сложил с себя бремя настоятельства и отправился жить с наставником в скит, где келейно принял постриг в великую схиму. Ему было всего около 40 лет. То, что к пустынножителям стекались толпы народа и братия монастыря шла за духовным советом, сильно не нравилось новому настоятелю Белобережской пустыни. Он вынудил уехать сначала старца Феодора, а потом и Льва. Спустя четыре года они вновь встретились уже в Валаамском скиту. Поражавшие своей духовной высотой и мудростью, Лев и Феодор вновь не угодили настоятелю, который считал, что они оспаривают его право на духовное водительство братии. После шести лет на Валааме учитель и ученик были вынуждены уйти в Александро-Свирскую обитель, где оставались до упокоения старца Феодора.

Преподобный Лев Оптинский

Последнее место земного пребывания

В поисках уединенного места схимонах Лев вместе с учениками оказался по Божьей воле в Площанской Богородицкой пустыни. И вновь судьбоносная встреча: будущий старец Оптинской пустыни, отец Макарий, мечтавший о духовном наставнике, обрел такового в лице схимонаха Льва. А тот обрел горячо любимого друга, сподвижника, ученика и сотаинника. Спустя полгода, в 1829 году, Лев отправился в Оптину пустынь с несколькими учениками. В 1834 году за ним последовал преподобный Макарий. Здесь, в Оптине, настоятель монастыря отец Моисей (брат Антония Оптинского) поручил первому Оптинскому старцу Льву духовное руководство братией, а сам занялся хозяйственными делами. При этом преподобный Моисей сам окормлялся у старца Льва и старался не принимать важных решений без его благословения. Основатель старчества в Оптиной пустыни учил во всем держаться простоты, нелицеприятия и искренности, всегда нести правду Божию, невзирая на чины.

В начале осени 1841 года первый старец Оптиной пустыни, наставник преподобного Макария и великого старца, преподобного Антония, стал стремительно слабеть. Мало ел, ежедневно причащался Святых Христовых Тайн и сообщил братии о скором своем преставлении. Упокоился святой Лев 11 октября 1841 года. В 2000 году преподобный старец был прославлен для общецерковного почитания.

Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *