Оросы вселенских соборов

Как известно, догматика православного вероисповедания (то есть вероисповедания православных церквей) изложена во всей полноте и точности на Вселенских соборах, которых православие признаёт семь. Последний, седьмой собор состоялся в городе Никеи в 787 году. Ссылаясь на Писание и на определения шести предыдущих Вселенских соборов, отцы этого собора изложили своё вероисповедание со всей тщательностью. Я безуспешно пытался отыскать в сети полный русский перевод определения этого собора, и поэтому решил перевести с имеющегося у меня греческого текста, для надёжности пользуясь также латинским и английским переводами. При всём моём старании, перевод может иметь недостатки. Буду благодарен за замечания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора (Никейского)

Святой великий и вселенский собор, милостию Божией и повелением благочестивых и христолюбивых наших царей Константина и матери его Ирины собравшийся вторично в славном столичном городе Никеян (ἐν τῇ Νικαέων λαμπρᾷ μετροπόλει) Вифинской провинции (ἐπαρχίας) в святой Божией церкви (ἐκκλησίᾳ) называемой София, следуя преданию соборной Церкви (ἐκκλησίας), определил нижеследующее.

Даровавший нам свет Своего познания и искупивший нас от тьмы идольского безумия, Христос Бог наш, обручившись со святой Своей соборной Церковью, «не имеющею пятна, или порока”1, обещал оберегать ее, и святых Своих учеников заверил говоря: «Я с вами во все дни до скончания века”2. Это обещание даровал Он не им одним, но и нам, через них уверовавшим во имя Его3. Некоторые же, пренебрегши этими дарами, будучи прельщены враждебным обманщиком, удалились от правословия (τοῦ ὀρθοῦ λόγοῦ), и, противостав преданию соборной Церкви, погрешили против познания истины. И, как говорит слово притчи, их повозки уклонились от урожая, и руки их пожали бесплодие, ибо они дерзнули порицать богоприличное благоустройство святынь (τῶν ἱερῶν ἀναθημάτων), называясь священниками (ἱερεῖς), но не будучи таковыми. О них же Бог через пророчество восклицает: «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой”4. Ибо, последовав нечестивым людям и доверившись собственным выдумкам, они обвинили обрученную Христу Богу святую Его Церковь, и «не отделили святого от несвятого”5, говоря об образе (τὴν εἰκόνα) Господа и святых Его как об истуканах сатанинских идолов.

Посему Господь Бог, не терпя, чтобы через таковое поругание было разрушено Ему подвластное, по Своему благоволению отовсюду созвал нас священноначальников (τῆς ἱερωσύνης ἀρχηγοὺς) божественной ревностью и решением Константина и Ирины, благоверных наших царей, с тем чтобы богодухновенное предание соборной Церкви получило утверждение общим определением. Итак, проведя исследование и рассудив со всей тщательностью, и имея целью согласие с истиной, мы ничего не отнимаем, ничего не прибавляем, но сохраняем нетронутым всё, что касается соборной Церкви, и, следуя шести святым вселенским соборам, первому собравшемуся в славном столичном городе Никеян, и затем бывшему после него в богохранимом царственном городе,

Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого всё произошло, ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии девы и вочеловечившегося, распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, говорившего через пророков. Во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Мы отвращаемся и анафематствуем Ария и всех единомысленных с ним и разделяющих его безумное худославие (κακοδοξίας), также и Македония и сущих с ним, справедливо называемых духоборами (πνευματομάχους). Исповедуем же, что владычица наша святая Мария по правде и воистину есть Богородица, как родившая по плоти Единого от Святой Троицы Христа Бога нашего, как определил и первый собор в Эфесе, и нечестивого Нестория и сущих с ним, вводящих двойственность Лиц, отлучил от церкви. Исповедуем также две природы (φύσεις) воплотившегося ради нас от непорочной Богородицы и приснодевы Марии, признавая Его истинным Богом и истинным человеком, как провозгласил и собор в Халкидоне, изгнавший из Божественных пределов злословных Евтихия и Диоскора. Вместе с ними мы отвергаем Севера, Петра и их многохульных союзников, и с ними также анафематствуем басни Оригена, Евагрия и Дидима, как поступил и пятый собор бывший в Константинополе. Далее, мы исповедуем две воли и действования (ἐνεργείας) соответственно присущие двум природам во Христе, так же как провозгласил шестой собор в Константинополе, публично отвергший Сергия, Гонория, Кира, Пирра, Макария, несклонных к благочестию, и всех единомысленных с ними. И, суммируя сказанное, мы сохраняем, не внося никаких новшеств, вверенные нам писанным или неписанным образом (ἐγγράφως ἢ ἀγράφως) Церковные предания. Одним из них является создание живописных образов, как соответствующее традиции Евангельской проповеди, способствующее вере в то, что воплощение Слова Божия истинно, а не воображаемо, и служащее другим подобным целям. Ибо, если одно указывает на другое, то одно через другое проясняется.

При таком положении дел, мы, словно шествуя царственным путем, следуя богодухновенному учению святых отцов и преданию соборной Церкви (ибо знаем мы, что оно от Духа Святого, в ней пребывающего), со всей достоверностью и тщанием определяем: подобно изображению (τῷ τύπῳ) честного и животворящего Креста, помещать в святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и вблизи дорог честные и святые иконы, написанные красками, созданные из мозаичных камней, или изготовленные из другого пригодного к тому материала; как образы Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной владычицы нашей святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо, когда они предстают через изображение на иконах, взирающие на них побуждаются помнить и любить их прообразы, и чествовать их целованием и почитательным поклонением (τιμητικὴν προσκύνησιν); не истинным, по вере нашей, поклонением (λατρείαν), которое подобает только Божественному естеству, но так же, как воздается честь (τρόπον) изображению (τῷ τύπῳ) честного и животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз6, и поклоняющийся (προσκυνῶν) иконе поклоняется (προσκυνεῖ) существу (τῆν ὑπόστασιν) изображенного на ней.

И так утверждается учение святых отцов наших, то есть предание соборной Церкви, от края и до края земли принявшей Евангелие. И так мы следуем Павлу, глаголавшему во Христе, и всему божественному апостольскому собранию и святым отцам, держась предания, которое мы приняли7. И так поем мы пророчески победную песнь Церкви: «Ликуй, дщерь Сиона! восклицай, дщерь Иерусалима! веселись и радуйся от всего сердца! Господь удалил от тебя нечестие противников твоих, ты избавлена от руки врага твоего! Господь царь посреди тебя: уже более не увидишь зла”8, и мир пребудет на тебе во веки веков.

Дерзающих же мыслить и учить иначе или последующих обличенным еретикам в отвержении церковных преданий, или измышляющих новшества, или отвергающих что-либо вверенное Церкви, Евангелие или изображение Креста, или иконное начертание, или святые останки мучеников, или замышляющих неправедное и лукавое чтобы разрушить что-либо из законно переданного вселенской Церкви, и в особенности секуляризирующих (ὡς κοινοῖς χρῆσθαι) священное имущество и святые монастыри, сущих епископов или клириков повелеваем запрещать в служении, монашествующих же и мирян (λαϊκούς) лишать общения.

Анафематизмы касательно святых икон:

  1. Если кто не исповедует Христа Бога нашего изобразимым по человечеству, да будет анафема!

  2. Если кто не приемлет художественного изображения Евангельских сцен, да будет анафема!

  3. Если кто не приветствует таковые изображения, сущие во имя Господа и святых Его, да будет анафема!

  4. Если кто отвергает какое-либо писанное или неписанное церковное предание, да будет анафема!

Халкидонский собор

Халкидонский собор — Четвертый Вселенский собор, созванный в 451 г. императором Маркианом по соглашению с папой Львом I Великим для рассмотрения дела монофизита монаха Евтихия. Последний был осужден в 448 г., на Константинопольском Поместном соборе, Флавианом, патриархом Константинопольским, однако был оправдан в 449 г. «Разбойничьим» Эфесским собором, незаконно созванным Диоскором, патриархом Александрийским. На собор в малоазийском городе Халкидоне, продлившийся с 8 октября по 1 ноября 451 г., собралось от 500 до 600 епископов, в большинстве своем представлявших восточные Церкви. Они осудили как еретическое (монофизитское) учение Евтихия о том, что Иисус Христос обладает лишь «одной природой после соединения» Его божественности и Его человечества. Собор торжественно провозгласил, что в Иисусе Христе две природы, Божественная и человеческая, каждая — совершенная и особенная, соединены в одной ипостаси Слова, второго Лица Троицы; тем самым собор опровергал и монофизитскую, и несторианскую ересь, признававшую раздельное существование двух природ в Иисусе Христе. Собор объявил учение об ипостасном единстве, изложенное в догматическом послании папы Льва Великого к Флавиану в 449 г., учением отцов Церкви, и постановил, что надлежит исповедовать Иисуса Христа, «Совершенным по Божеству и… Совершенным по человечеству… познаваемым в двух природах неслиянно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». Собор не обеспечил духовного согласия на Востоке, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой православия.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.463-464.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

День празднования: 16 июля

Четвертый Вселенский Собор, на котором присутствовали 630 епископов, состоялся в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане (450-457). Еще при жизни императора Феодосия II (408-450) в 448 году Евсевий, епископ Дорилейский, донес Собору, бывшему в Константинополе при святом Патриархе Флавиане (память 18 февраля), на предстоятеля одного из столичных монастырей архимандрита Евтихия, который из неумеренной ревности против душепагубной ереси Нестория впал в другую крайность и начал утверждать, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло.

Собор осудил лжеучителя. Но ересиарх имел защиту при императорском дворе и находился в тесных связях с еретиком Диоскором, преемником святителя Кирилла (память 18 января) на патриаршей Александрийской кафедре. Евтихий обратился к императору с жалобой на несправедливость осуждения и требовал суда Вселенского Собора на своих противников, которых подозревал в несторианстве. Желая успокоить Церковь, Феодосий разрешил созвать Четвертый Вселенский Собор в 449 году в Ефесе. Этот собор в летописях Церкви заклеймен именем «разбойничьего». Диоскор, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Евтихий был оправдан, а святитель Флавиан осужден. В 450 году Феодосий умер. Его сестра Пульхерия возвела с собой на престол Маркиана. Умирение Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор был назначен на 451 год. Патриарх Константинопольский, святой Анатолий (память 3 июля), был председателем Собора. Диоскор с первого заседания был лишен места между присутствующими, а на третьем осужден со всеми своими сторонниками. Всех заседаний Собора было 16. Святые отцы единодушно произнесли проклятие на ересь Евтихия. На основании посланий святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого отцы Собора решили: «Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно Человека, Того же из разумной души и тела, Единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам Символ отцов».

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *