Осипов религия

Человек и религия

1. Понятие, формы и функции религии.

2.Мировые религии.

1вопрос

Религия (religio – святость, благочестие) — совокупность представлений, мировоззрение и мироощущение определяемое верой в существование Бога, богов. Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); религиозные культы и религиозная обрядность; религиозные организации (церковь).

Исторические формы религиозного сознания:

Анимизм (от лат. anima — душа) – представление о наличии у человека, животных, растений, предметов, души.

Тотемизм (от totem- «его род») — вера примитивных народов в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, предмета

обихода и т.п.

Фетишизм (от фр. fetiche- амулет, волшебство) — поклонение неодушевлённому предмету, который, по представлениям верующих, наделён сверхъестественной силой.

Многообразие религиозных и философских представлений о Боге:

Монотеизм

(моно — один + теос — бог) — учение о едином боге (единобожие). Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам, христианство.

Политеизм (поли — много + теос — бог) – религия, основанная на вере во многих богов. Политеистической религией является язычество.

Пантеизм (пан — весь + теос — бог)- учение, отождествляющее бога с природой.

Деизм (от лат. Dues-бог) – учение, признающее Бога творцом природы, давшим ей движение и законы, но отвергающее дальнейшее вмешательство Бога в жизнь природы и общества.

Теизм (от гр. theos-Бог)- вера в Бога — творца, существующего над миром, властвующего над миром.

Атеизм (от гр. atheos — безбожный) — отрицание существования Бога.

Антропоморфизм — представление о Боге в человеческом образе.

Зооморфизм — боги в образе животных.

Функции религии:

Социальная — религия объединяет людей уже не по родственным, национальным или расовым признакам, а по духовным.

Психотерапевтическая — религия объясняет внутренний мир человека, даёт успокоение, снимает тяжесть условий жизни и стрессы.

Этическая — обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества.

Гносеологическая (познавательная) — религия отвечает по-своему на вопросы, которые не

может осветить наука.

Мировоззренческая — религия дает целостное мировоззрение, отвечает на вопрос о смысле жизни и бытия. Русские философы считали, что место веры в мировоззрении человека не может заменить никакой другой вид знаний.

Духовная — религия наполняет жизнь бесконечным смыслом, открывает перспективу личного самосовершенствования и вечной жизни.

Интегративная — религия объединяет людей на основе общих ценностей, представлений.

Нормативная — религия устанавливает нормы поведения для своих последователей.

Аксиологическая – ориентирует на определенные ценности.

2 вопрос.

Помимо исторического деления религий можно провести также деление на национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство) и мировые.

Мировые религии объединяют людей независимо от этнических, языковых или политических связей — это наднациональные религии.

Буддизм

Центром буддизма является человек, а центральной проблемой — освобождение его от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Если мы хотим вырваться из сансары, первое, что необходимо сделать — познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент просветления.

1.Истина страдания: жизнь есть страдание т. к. рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание.

2.Истина причины: причина страданий — это наши желания и невозможность получить желаемое.

3.Истина освобождения: чтобы избавиться от страданий нужно избавиться от желаний.

4.Истина пути: чтобы избавиться от желаний, нужно достичь нирваны восьмиричным путём спасения.

Восьмеричный путь спасения Будды

Ступени

1. Правильные взгляды

Знание о четырех благородных истин и буддийского учения в целом

2. Правильная решимость

Твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением

3. Правильная речь

Воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров

4. Правильное поведение

Отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний

5. Правильный образ жизни

Обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода

6. Правильные усилия

Постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими

7. Правильное направление мысли

Постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело -преходящи: мое тело — еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах

8. Правильное сосредоточение (4 стадии)

1 — наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; 2 — осознание радости и покоя; 3 — совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; 4- избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения

Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится архатом (почтенным лицом) и может уйти в нирвану. Нирвана — это укрощение страстей, а вместе с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы — колеса причинности. Нирвана — это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности.

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. В центре христианской религиозной системы было убеждение, что Иисус Христос — это сын Божий, воплотившийся в человеке. Христианство основывается на понятии единосущия Бога — Бог один и единственен, но Он в Себе различен, имеет как бы три грани — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисус Христос) и Бога Святого Духа. Важную роль в христианстве, наряду с понятиями единосущия и Троицы, играет догмат о богочеловеческой природе Христа, как уже отмечалось, согласно этому догмату, Христос является как Богом, так и человеком, более того — он олицетворяет собой сущность человека и человечества. Именно благодаря такому пониманию христианство состоялось как мировая религия. Бог, принявший природу человека, прошедший путь человеческой жизни (вплоть до распятия — смерти в Древнем Риме) и воскресший вновь — эта идея вдохновляла человечество на протяжении тысячелетий. Притягательность христианской религии обусловлена идеей всеобщего равенства. Кроме этого христианство оказалось единственной религией, в центре которой стояла человеческая личность, ее переживания, воля и свободные поступки.

Земная жизнь человека, в соответствии с христианством, есть приготовление человека к жизни вечной в Раю, но она ждет тех, кто вел праведную жизнь на земле, выполняя Божественные заповеди Библии, грешников ожидает в мире ином Ад. Бессмертие возможно потому, что в человеке есть божественное начало. Страдающий Бог своей смертью и воскресением дает человеку бессмертие. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает ее трагизм, смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное.

Общехристианский символ веры был оформлен в 325 г на Никейском и в 381 г. Константинопольском соборах. Согласно ему Дух святой исходит от Бога-Отца. Но с VI века некоторые богословы стали добавлять, что Дух святой исходит и от Бога-Сына, чтобы подчеркнуть равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Это добавление получило название филиокве (от лат. filiogue — и от сына), оно же стало формальным поводом для разделения Церкви на Восточную и Западную. Так оформились два направления внутри христианства: западное — католичество и восточное — православие.

В 1517 г. возник протестантизм – третья христианская конфессия, основателем его стал Мартин Лютер. Протестанты отрицали власть папы, индульгенции, посредничество и святость Девы Марии, заступничество святых, не рассматривают мессу как священнодействие, не верят в чистилище, в действенность молитв за умерших, являются противниками целибата (необходимость безбрачия духовенства) и использования древних языков в церковных службах. У них и сейчас нет таких церковных традиций как почитание мощей, посещение святых, принятие таинств, мест святой воды, четок, икон и свечей в храмах. Добрые дела рассматриваются как «предрасположенность» к спасению, а не заслуга перед Богом (праведный — это не чистый от греха, а оправданный верой). Внутри протестантизма постепенно возникли десятки направлений.

В католицизме существует более строгая централизация (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи), главой католической церкви является Папа Римский. Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть, но и верховную светскую власть. Источник католического вероучения — Священное писание.

Библия — собрание древних текстов, состоит из двух частей — Ветхий Завет — первая часть по времени создания и большая по объему; признается обеими религиями. Новый Завет — вторая часть Библии. Фундамент православия составляет Священное писание и Священное Предание (труды отцов церкви и решения Вселенских соборов). Православные, как и католики, признают основные догмы христианства: триединство Бога, боговоплощение, искупление смертью Иисуса грехов людей, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Но православие отличается формами культа..

Особенности католицизма и православия

Католицизм

Православие

Догмат: «Дух Святой от Отца и Сына исходит»

Догмат: «Дух Святой от Отца исходит»

Догмат о непогрешимости папы римского в делах веры.

Не признается.

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

Не признается.

Догмат о телесном вознесении Богородицы на небо.

Не признается.

Догмат о чистилище

Не признается.

Крещение осуществляется путем обливания из купели.

Крещение осуществляется путем погружения в купель.

Причащение осуществляется опресноками.

Причащение осуществляется хлебом.

Единая церковная организация во главе с папой римским.

Несколько автокефальных церквей во главе с патриархами.

Обет безбрачия всего духовенства.

Духовенство делится на «белое» и «черное». Обет безбрачия приносит «черное» духовенство.

Ислам.

В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая монотеистическая религия — ислам, или мусульманство. Основоположником ислама был Мухаммед (570-632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама Мухаммед получал откровения от Аллаха через ангела Джабраила и сообщал его людям. После его смерти эти высказывания были собраны в единую книгу Коран («Чтение»), которая стала священной для мусульман и почитается ими как божественное Откровение. Коран состоит из 114 сур (глав), посвященных теологическим, этическим, правовым вопросам, в нем рассказывается о сотворении мира Аллахом.

На шестой день из праха был создан первый человек — Адам. На седьмой день — он пришелся на пятницу — Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница — день отдыха. В истории сотворения мира очень много общего с Библией. Ислам был близок к иудаизму и христианству. Главные же различия состоят не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на из образ жизни. Ислам не принял учение о Троице, о которой много спорили и сами христиане.

Другой не менее важный источник ислама Сунна (обычай, пример, традиция) — собрание изречений Мухаммеда и описаний его деяний.

В исламе существуют несколько течений, но главные из них, которые сохранились до наших дней — шиизм (последователи которого почитают только Коран в его особой трактовке) и суннизм (приверженцы почитания Корана и Сунны)

Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность». Каждый верующий обязан ежедневно молиться и находиться в зависимости от воли Аллаха. Большую роль в жизни мусульман играет шариат — свод законов, основанный на Коране, положения которого сводятся преимущественно к общим ориентирам и принципам.

Пять столпов ислама:

Первый столп ислама — это вера и исповедание единства Бога и пророческой сущности Мухаммеда: «Нет Бога, кроме единого Бога, и Мухаммед — Пророк его».

Второй столп ислама — выполнение ежедневного цикла молитв — в течение дня пять раз проводят ритуальное омовение водой (в чрезвычайных условиях — песком или грязью). Мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, произносят несколько молитв и отрывков из Корана. Такое обращение лицом к Мекке символизирует объединение всех мусульман в единую семью. Повторение молитв укрепляет веру в существование Бога и добра.

Третий столп — это пост. Мусульмане постятся часто. Есть у них и строго обязательный пост. Он проводится в месяц рамазан в память о первых откровениях Корана, которые были получены Мухаммадом. Пост дает людям «Прозрачную душу, чтобы превосходить, Чистый разум, чтобы думать, и Легкое тело, чтобы двигаться и действовать».

Четвертый столп — уплата долгов и милостыня. В конце года мусульманин должен выплатить по меньшей мере два с половиной процента дохода в пользу нуждающихся.

Пятый столп — это хадж, паломничество в Мекку. Все мусульмане хоть раз в жизни обязаны совершить этот поход, чтобы приблизить себя к Богу.

Мусульмане признают существование бессмертия через воскрешение, после которого они предстанут перед Аллахом, который и совершит высший суд. Аллах провозгласит свой приговор для направления в рай или ад на основе представленной ему «записи» мыслей и дел каждого.

Одна из важнейших особенностей мусульманской теологии — запрещение любых форм антропоморфизации Бога (т.е. очеловечивания).

Ценностные ориентиры ислама и христианства

Ислам

Христианство

Спасение возможно в мусульманской общине (умме).

Возможность индивидуального спасения, искупления грехов.

Идея предопределения (фатализм) — все предопределено Аллахом.

Человек наделен волей. Он может выбирать свой путь.

Возможность предпринимательства, но богатством надо наслаждаться.

Труд не наказание Господне (Ветхий Завет), а средство спасение и основа экономического развития.

Мухаммед: «Меч есть ключ к небу и аду; … каждая капля пролитой крови … будут записаны на небе как заслуги более высокие, чем даже пост или молитва. Если они пали в битве, их грехи тотчас отпустятся им, а сами они будут вознесены в рай, чтобы там предаваться вечным наслаждениям в объятиях чернооких гурий»

Иисус Христос: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте формы религии охотников и собирателей.

2. Дайте краткую характеристику буддизма и назовите его основные черты.

3. Какие функции выполняет религия в обществе?

4. Дайте сравнительную характеристику ислама и христианства. Что Вам известно о судьбе ислама и христианства в современном мире?

5. Дайте объяснение следующим фактам:

И ислам, и христианство предусматривают посты, среди них есть строгие (месяц Рамадан, Великий Пост).

6.Приведите аргументы в защиту этих суждений или опровергните их:

а) Все религии способствуют консолидации общества, особенно на трудных

этапах исторического развития.

б) Религия — форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и

стремлением оправдать крайнюю степень неравенства.

7.Что общего между понятиями и чем они различаются: черное духовенство и белое духовенство; мечеть — церковь; папа — патриарх; имам — патриарх; Новый Завет – Ветхий завет.

Структура религии

Пытаясь понять религию во всем богатстве ее проявлений, мы обнаруживаем, что религия — не однородное образование, структура ее сложна. В теоретическом анализе можно выделить три важнейших компонента: 1. Религиозное сознание (прежде всего вера). 2. Религиозная деятельность (важнейшая — культовая, или просто — культ). 3. Религиозная организация (церковь и др. виды организации). Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Традиционно в религиозном сознании выделяют два уровня: а) религиозная психология; б) религиозная идеология. Говоря о вере, мы рассматривали психологию. В нее можно также включить религиозные чувства и эмоции. Религиозная идеология представляет собой теоретически выстраиваемое учение о Боге: догматы (не подлежащие изменению истины данной религии), богословские теории (например, доказывающие бытие Бога, и истинность данного вероисповедания).

Религиозная деятельность — это прежде всего культовая деятельность (в религиоведении чаще определяется одним словом — «культ»). Что относится к культу? Все действия, которые нацелены на общение с высшим, духовным миром. Это жертвоприношения, камлания (ритуальные действия шаманов по вызыванию духов и т. п.), молитвы, таинства, посты, паломничества и т. д. К предметам культа относятся молитвенные здания (храмы, мечети, синагоги и др.), произведения искусства, используемые в религиозных действах (иконы, музыка, скульптура и т.п.), церковная утварь, облачения священников, идолы и пр.

Существует и внекультовая религиозная деятельность: образовательная, издательская, пропагандистская и т.п.

Религиозная организация — это объединения верующих для

осуществления религиозной деятельности. Существует несколько видов организаций: церковь, деноминация, секта.

Церковь (от греч. kiriake – дом Господень, а также в значении «церковь» древнегреч. название ekklessia — собрание, собирание, сходка) – тип организации, свойственный только христианству. Издревле считалось, что христианство может существовать только в форме церкви. Впрочем, слово «церковь» многозначно, определение ее как типа организации – только одна сторона дела. (Об этом скажем позднее, при рассмотрении христианства). В церковной организации существует установленная система догматов (истин, которые безусловно признаются всеми верующими), разделение верующих на клир (духовенство, которое руководит религиозной деятельностью: совершает церковную службу) и мирян (верующих, живущих «в миру», и приходящих в церковь); среди духовенства установлена жесткая иерархия, централизация управления.

Церковь многочисленна, в ней нет строго фиксированного членства, верующий может приходить в любой храм и участвовать в церковной службе, обрядах-таинствах. Воцерковление (посредством таинства крещения) как правило происходит в младенчестве по желанию родителей. Церковь многочисленна, открыта миру, не пытается увести мирян от их социальной, политической и др. видов деятельности, но она стремится руководить их духовной жизнью, формировать систему нравственных ценностей. Церковь утверждает возможность спасения души (бессмертия) для любого человека, она призвана помогать людям в достижении этой цели.

Секта (от лат.secta – учение, направление, школа) – разновидность религиозной организации, складывающейся в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей, на основе изменения вероучения и культа. Отличительные черты секты: сравнительно небольшое число последователей, добровольное и постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, непримиримость к инакомыслящим, отсутствие деления на священников и мирян, провозглашение равенства всех членов организации в сфере религиозной жизни. Кроме того, следует отметить претензию на исключительность своей роли, доктрины, ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», стремление к духовному возрождению, которое проявляется в строгом соблюдении нравственных и культовых предписаний секты.

Верования сектантов определяются как ересь, они могут подвергаться гонениям и наказаниям (если церковь получает государственную власть), их общение с церковными организациями прекращается. Известные секты: хлысты, мормоны в христианстве.

Стоит отметить, что в тех религиях, где нет жестких догматов и церковной организации, как, например, буддизм и индуизм, множество течений и направлений, называемых сектами, не считаются ложными, мирно сосуществуя между собой, они находят свой путь к истинной вере.

Деноминация (от лат. – denomination – наделение особым именем) – вид церковной организации, который представляет собой нечто среднее между церковью и сектой. От церкви деноминация наследует иерархию в управлении и централизацию руководства, открытость: нет изоляции от социальной жизни и других религиозных объединений; признание возможности возрождения к истинной духовной жизни и спасения души для всех верующих. Общее с сектой заключается в принципе добровольности вступления (при сознательном принятии этих идей) и контролируемости членства, претензии на исключительность своей веры, ее ценностей, а также идея богоизбранничества.

Деноминация — это объединение людей, отступивших от церкви, но не признаваемых еретиками. Из деноминации может сложиться новое вероисповедание. Примером подобной деноминации может служить протестантизм в христианстве.

У религиоведов нет единого мнения по вопросу о том, какой элемент в структуре религии является важнейшим, определяющим. На первый взгляд, это религиозное сознание с ее ядром — верой. О какой религии можно говорить, если нет веры в душе и ясности в представлениях о высших силах, о том, в кого и как верить? Но если человек верит, как часто говорят, «в душе», но не отправляет никакого культа (кроме редких молитв), т.е. практически не общается с Богом, вспоминая о его существовании в редкие минуты горя или радости, можно ли назвать его религиозным в истинном смысле этого слова? Имеет ли он ясное представление об объекте своей веры и о том, как можно ощутить его присутствие? Как уже отмечалось, главное удостоверение веры – в мистическом духовном опыте, но может ли человек получить подобный опыт, если не вступает в постоянное общение с Богом через молитвы, таинства и т. п.? Культовая деятельность (например, общая молитва в церкви или мечети) разогревает чувства людей, следование обрядам и ритуалам своей религии объединяет верующих и также углубляет религиозное чувство. Как человеческие дружба и любовь угасают, если не подкрепляются живым общением, так и любовь к Богу, способность ощущать его присутствие утрачиваются в суете повседневности. Религия, сведенная к личной вере, вырождается в смутные представления, лишается действенности, т.к. утрачивает свою специфику: способность определять образ жизни и поведения человека, вызывать у людей общие и сильные чувства, она становится только мировоззрением.

Мнение об определяющей роли культа в религии отстаивали русские религиозные философы конца XIX – начала XX вв.: священник и философ Павел Флоренский, философ И. А. Ильин и др.

Функции религии

Как многообразны формы проявления религии, так же разнообразны, а в чем-то и уникальны, ее функции, роль в жизни социума и отдельного человека.

Но прежде чем подробно разбирать этот вопрос, надо уяснить важнейшую и уникальную роль религии – для каждого человека и общества в целом. Только религия способна справиться с трагическим для любого человека фактом – неизбежностью смерти. Только религия дает надежду на бессмертие, придавая тем самым смысл человеческому стремлению к бесконечному совершенствованию. И если кто-то скажет: «Но ведь эти обещания религии недоказуемы, сомнительны, а может быть и ложны», — ответ один: «А никаких других предоставить невозможно!». Ни наука, ни философия, ни искусство не в силах утешить человека, дать ему надежду. Пожалуй, одного этого достаточно, чтобы религия продолжала существовать. Но религия дает гораздо большее.

Вопрос о функциях религии – это важнейшая научная проблема, решение которой дает возможность глубже понять сущность религии и се роль в социуме.

Давно ушли в прошлое представления о случайности религии, о наличии безрелигиозного этапа в жизни человечества. Результаты размышлений философов, исследований психологов и социологов религии говорят о том, что появление религии было абсолютно необходимо, более того, человеческая культура не может сложиться без представления о высших силах, к которым человек причастен, которые возвышают его над животным существованием. Теолог однозначно сочтет это доказательством реального бытия Бога, которое не мог не предугадывать даже первобытный человек, а стремящийся к объективности религиовед просто констатирует, что природа человека и сущность общества требуют признания такого феномена (высших сил или Бога) хотя и не доказывают, может быть, его существования.

Условно вопрос о функциях и роли религии можно подразделить на два: 1. Каковы функции религии в обществе, в культуре? и 2. Какова роль (функции) религии в жизни человека?

Для общества:

1) Религия выдвигает и обосновывает ценности (т.е. представления о целях и идеалах) — прежде всего нравственные и эстетические. Обоснованием ценностей является ссылка на волю высших сил – духов предков, богов или Бога. Иного, рационального обоснования ценностей (например, нравственных заповедей) не может быть, что убедительно показал немецкий философ И. Кант.

  1. Религия формирует солидарность, тренирует послушание, укрепляет единство – это интегративная и коммуникативная функции.

  2. Осуществляет передачу ценностей, создает и поддерживает традицию вследствие своего консерватизма и догматизма.

  3. Религия дает обоснование и легитимизацию самого нормативно-ценностного порядка. Идея, что ценности не придумываются человеком, а основываются на вечном, непреходящем (воле Бога или духов), укоренены в самой Вселенной, придает ценностям священный характер. Их нельзя просто отменить по произволу, если они исходят от Бога. В результате получается, что культурные нормы вытекают из высшего, трансцендентного мира и порядка. В этом заключается легитимизирующая, т.е. узаконивающая функция религии – к такому выводу пришел американский социолог Т. Парсонс.

Если вы поразмыслите над вышеизложенным, то согласитесь, что фактически это означает, что религия создает культуру и общество. Ведь они невозможны без солидарности (единства) людей и без признания общих норм и правил.

Не меньшую роль играет религия и в жизни отдельного человека. Самая важная ее функция — 1) мировоззренческая и смыслополагаюшая. Как уже говорилось, религия задает ценности и смыслы на уровне социума, для человека это ориентиры в жизни. В отличие от других типов мировоззрения религиозное строится на соотнесении двух миров: земного, материального и священного, духовного, где обитают иные существа и господствуют иные отношения. Свои представления о том, как жить, человек создает, ориентируясь на священную реальность, сверяя свои чувства и поступки именно с ней. Однако главное, что дает религия — не просто создание некоей картины мира, а уяснение смысла своей жизни. Американский социолог Джон Белл определяет религию как «символическую систему для восприятия целостности мира и обеспечению контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения»1. Благодаря религии человек уясняет смысл различных, часто не понятных с житейской точки зрения природных и социальных явлений (землетрясения, ураганы, войны, революции, экономические кризисы и т. п.). Социум, в котором существует человек, и который воспринимает сквозь призму своих житейских интересов и обстоятельств, предстает хаотичным и несправедливым, различные ситуации, складывающиеся в жизни, часто оказываются абсурдными, необъяснимыми. Один богат — другой беден, один обременен многодетной семьей, которую не в силах содержать, а другой всю жизнь мечтает хотя бы об одном ребенке, но живет в одиночестве, так что ему по сути и не нужно столько денег. Хороший человек страдает, злой пользуется властью и всеми материальными благами. Сегодня человек здоров и полон грандиозных замыслов, а завтра заболел (или попал в аварию) и стал убогим инвалидом. Блестяще учился, а получив образование (или престижную должность) скоропостижно скончался. Как примирить все эти несуразности с заложенным в человека стремлением к разумности, потребностью видеть в жизни смысл? Именно эту задачу выполняет религия. Общество, господствующие в нем отношения и нравы, иерархия и законы, нормы и правила, обычаи и традиции, предстают связанными со Вселенной, с глубинными и вечными ценностями и принципами мироздания, в которые через посредство Бога (богов, духов) включен человек. Существование человека на Земле и все, что с ним происходит, оказывается не случайным, не набором хаотических событий и совпадений, а всегда исполненным значения и имеющим смысл. Заболел ли человек, попал ли в трагическую непредвиденную ситуацию, или находится на грани смерти — всему есть объяснение, ничто не случайно (конечно, не во всех религиях эти объяснения будут одинаковы, но они всегда есть). Сама смерть наполняется особым смыслом, открывая человеку дорогу к вечности (бессмертию души) или новой, лучшей жизни (в варианте перевоплощения). Таким образом религия удовлетворяет потребность человека к равновесию и гармонии с миром.

2) Религия организует духовную жизнь человека, его связь с Абсолютом, с

бытием, с самой сущностью мира, если понимать его как Дух, как средоточие высших ценностей. Религия ориентирует человека на предпочтение духовных ценностей перед материальными, ведь сам Бог трактуется как источник и гарант этих ценностей: нравственных, эстетических и др. Начиная с монотеизма выдвигается требование следовать нравственным заповедям для того, чтобы снискать милость Бога и спасение, жизнь после смерти. Религиозный человек должен следовать высшим нравственным ценностям, преодолевая свой эгоизм, давление окружающих, злые нравы, порой господствующие в обществе.

Отсюда следует, что религия делает человека независимым от превратностей жизни, дает свободу и силы противостоять социальному злу. Человек обретает уверенность в себе, независимость по отношению к природе и социуму, ведь его духовная и душевная жизнь укореняется в высшем, трансцендентном, в Боге, он не подвластен целиком тем силам, что управляют земным, материальным миром.

3) Компенсаторная функция – проявляется прежде всего в обещании воздаяния на небе за все земные несправедливости, горести и страдания. Самое главное, на что надеется верующий – бессмертие души.

Но кроме того религия восполняет односторонность в отношениях между людьми, избавляет от тягот одиночества и непонимания. В социуме человек ценится за какие-то определенные качества (например, требуемые его профессией), а не воспринимается в полноте своей личности, своего неповторимого «Я». Даже в близких отношениях (в семье, в дружеском кругу) в нем видят послушного сына, либо заботливого мужа, отца, или веселого товарища, не интересуясь его глубинными душевными свойствами или устремлениями. Что и говорить о людях, выброшенных из нормальной социальной жизни — нищих, бездомных — ценность их личности сведена к нулю. Только для Бога каждый человек ценен как неповторимая личность (душа), социальные роли не имеют для Бога значения, верующий всегда достоин божественной любви и внимания, воспринимается во всей полноте своей индивидуальности.

Классификация религий

На сегодняшний день в мире существует 5 тысяч живых религий. Чтобы разобраться в этом многообразии, целесообразно систематизировать, классифицировать их. Важнейшие основания для классификации:

По охвату и организации можно подразделить религии на:

1) племенные (или первобытные верования);

2) национальные;

3) мировые;

4) нетрадиционные культы.

Племенные существовали у первобытных племен древности и частично сохранились в наши дни у архаичных племен в труднодоступных местах, не связанных с современной цивилизацией (в Америке, Австралии, Африке, на островах Океании). Они объединяют людей определенного племени, включают некий комплекс верований, значительно отличаясь от развитых религий.

Национальные – объединяют определенный народ или нацию, их адептами (последователями), как правило, являются только люди данной нации (народности). Чаще всего так происходит потому, что национальные религии тесно связаны с культурой, историей, особенностями образа жизни, менталитета этого народа, т. ч. другим народам усвоить их оказывается довольно трудно из-за культурных различий, хотя в принципе это не возбраняется (примером тому иудаизм, принять который, при соблюдении определенных формальностей, может любой, но в реальности мало кто это делает). Но бывает и так, что люди иной национальности не принимаются в лоно данной религии (таков индуизм – чтобы считаться индуистом необходимо быть индусом по происхождению).

Мировые религии способны объединять одной верой людей разных национальностей, народностей безо всяких ограничений. Вследствие этого мировые религии не должны быть жестко привязаны к какой-то одной культуре, не должны отличаться сложностью обрядов (хотя на деле это не совсем так), их нравственные нормы должны обладать достаточной универсальностью, чтобы быть поняты и приняты любым человеком. Ясно, что они объединяют миллионы людей на всем земном шаре. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. В XIX в. в Иране появилась религия под названием бахаизм, которая тоже претендует на звание мировой.

Нетрадиционные культы объединяют небольшое число людей (сравнительно с национальными и, конечно, мировыми), однако они не ограничиваются рамками одной нации или страны, распространяются благодаря современным средства коммуникации и часто противопоставляют себя традиционным религиям (примером тому – сатанизм). К таким нетрадиционным культам можно также отнести сайентологию, трансцендентальную медитацию, международное общество сознания Кришны (кришнаиты) и др. Многие из них в организационном отношении можно назвать сектами. Новые секты появляются ежегодно, часто существуют недолго, распадаясь со смертью их основателя или из-за разочарования последователей.

II. Следующий вариант классификации – по пониманию Абсолюта (Бога).

В этом случае самое простое – подразделить религии на политеистические (политеизм), в которых признают существование многих богов, и монотеистические (монотеизм), где утверждается, что Бог – один и единственный для всех. Все древние религии были политеистическими и у каждого народа, нации существовал свой пантеон богов. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Промежуточный вариант между поли- и монотеизмом – генотеизм. Это религия, в которой признается, что есть разные боги (у других народов), но люди поклоняются только своему богу-покровителю, считая его главным для себя. Именно таков долгое время был иудаизм.

Теизм, деизм, пантеизм

Кроме того, в понимании Бога важно выявить и другие моменты. Существенно для уяснения сути религии подразделение на теистические (теизм), деистические (деизм) и пантеистические (пантеизм) религии. В такой классификации речь идет о понимании сущности, природы Бога (или богов).

Теизм (от греч. Theos – Бог) – религиозное учение, в котором Бог понимается как трансцендентная Личность, Творец мира, наделенный волей и разумом. Вследствие этого, человеческая личность способна обращаться к Богу с просьбами и мольбами, надеясь на отклик и понимание. Бог своей свободной волей творит мир и человека, но не оставляет их своим попечением. Бог является Провидцем, он постоянно вмешивается в дела мира и человека (человечества), с тем, чтобы его творение соответствовало его замыслу. Бог может своей волей препобеждать (отменять) законы природы, им же установленные, для блага мира или человека. Так происходит то, что люди называют чудом (когда, например, по молитвам близких людей выздоравливает человек, неизлечимо больной с точки зрения медицины).

В теизме особую важность приобретает доверие Богу и уверенность в нем, громадную роль играет искренняя вера. Идеалом такой веры выступает праотец еврейского и арабского народов Авраам, о котором говорится в священных книгах иудаизма, христианства и ислама (в исламе его имя произносится как Ибрагим). Он первым открыл ту истину, что Бог – один во Вселенной и для всех людей. Авраам также продемонстрировал высшую степень доверия к Богу. Он был готов принести в жертву Богу своего сына, когда получил такое повеление. Конечно, Бог не допустил подобного жертвоприношения, но образец веры, заданный Авраамом, сохраняется в этих религиях. Поэтому иудаизм, христианство, ислам называются авраамическими религиями.

В теистических религиях утверждается благость Бога, поэтому считается, что все происходящее с человеком идет ему на пользу, допускается Богом. Человек ощущает себя «в руках Божьих», полностью полагаясь на его волю, «препоручает себя Богу». Не внешняя обрядность, а внутренняя вера, которая в душе человека, приобретает важнейшее значение. Если человек выполняет все предписания религии, но в душе его гнездится сомнение в Боге, то он является грешником. Отношения между Богом и человеком понимаются как сугубо личностные, устанавливается интимная близость между индивидуальным и Абсолютным Духом. Диалогичность этих отношений находит наиболее полное выражение в мистике – непосредственном общении Бога и человека.

Следствием теизма и объективной тенденцией развития современного религиозного сознания является стремление к внеконфессиональной (не связанной ни с каким конкретным вероисповеданием и обрядностью) внутренней вере.

Деизм — религиозное учение, в котором за Богом признается роль Творца, Первопричины мира. Эта первопричина разумная, но безличная; Бог находится вне мира и не участвует в жизни природы и человека. Вселенная, созданная Богом, после того, как он придал ей динамизм и целесообразный порядок, движется по естественным законам. Богопознание осуществляется через познание природы. Понятно, что к такому Богу нет смысла взывать с молитвами, с ним невозможно общаться, исключается всякая мистика.

Подобное понимание Бога и его роли высказывали еще древнегреческие философы: Аристотель (IV в. до н. э.) писал о Боге как о перводвигателе мира, Эпикур (IV – III вв. до н. э.) развивал идею о невмешательстве богов в жизнь людей. Родоначальником европейского деизма считается англичанин Г. Чербери (XVI- XVII вв.), который утверждал, что эта новая религия не нуждается в вере, обрядах, молитвах, таинствах. Познать Бога можно через познание природы. Известный французский математик и религиозный мыслитель Блез Паскаль (XVII в.) называл Бога деистов «Богом философов и ученых» в отличие от теистического живого «Бога Авраама, Исаака и Иакова». Идея Бога помогает ученым объяснить происхождение мира, его упорядоченность и познаваемость, наличие в нем закономерностей, но так понимаемый Бог безразличен к людям, далек от них. Идеи деизма становятся особенно популярны в Европе в XVIII в.

Пантеизм (от греч. Pan – все; Theos – Бог; «все – Бог») – учение, отождествляющее Бога и мир, природу. Возможный вариант – когда Бог больше мира (мир есть Бог, но Бог не есть мир), т.е. Бог трансцендентен миру (запределен, находится вне мира). Тогда происходит эманация (истечение) Бога в мир, в результате чего появляется все существующее. Особенностью пантеизма является то, что добро и зло оказываются в равной мере атрибутами Божества, следовательно, Бог не может выступать источником и главным носителем доброго начала, блага (таков Он в теистических религиях). Значит, нет оснований для нравственных предписаний со стороны Бога; пантеизм не может создать нравственную систему.

В нетеистических религиях Абсолют трактуется как Абсолютная Идея, Мировая воля, безличный Разум, порядок или мировой закон (например, «путь богов» в синтоизме, Дао – в даосизме). Яркий пример нетеистических религий: брахманизм, буддизм и индуизм (Индия), синтоизм (Япония), даосизм (Китай). Конечно, в этих религиях признается существование многих богов, к которым обращаются люди. Однако посмертное состояние человека (реинкарнация), да и настоящая жизнь определяются законом кармы — так и в брахманизме, и в буддизме, и в индуизме. Вмешательство богов не может изменить результатов действия этого принципа, безличный мировой закон невозможно просить о снисхождении и прощении, ведь он – не личность. В даосизме вселенский закон (путь) — Дао – определяет жизнь мира и человека. Чтобы жить праведно и достичь бессмертия, человек должен прежде всего понять этот закон и жить в соответствии с ним.

Можно выделить два вида пантеизма: мистический и натуралистический. В мистическом пантеизме Бог выше мира.

Натуралистический пантеизм отождествляет Бога и мир, что роднит его с материализмом. Бог выступает в роли безличного мирового духа, это движущий принцип материи или же он растворяется в природе как единая субстанция. Бог лишается сверхъестественности, сама природа оказывается вечной и бесконечной. Нет идеи сотворения, нет места чуду и загробной жизни. Природа является причиной самой себя, а это главный постулат материализма.

Первые пантеистические религиозно-философские системы сложились в Индии: это веданта и санкхья. Веданта была склонна к мистике, санкхья – к материализму. Пантеизм появился и у древних греков (элеаты, стоики; позднее – Плотин, гностики). Пантеистическое направление сформировалось в христианстве, получив большое распространение в эпоху Возрождения (яркий пример – Джордано Бруно). Позднее, в XVII в. сторонниками пантеизма были философы Б. Спиноза, отчасти Мальбранш, в XVIII в. – Шеллинг и Гегель (теория об Абсолютной Идее как первооснове мира).

Очевидно, что от пантеизма можно легко перейти к деизму — они внутренне не противоречат друг другу. А от деизма один шаг к атеизму – достаточно только объяснить возможность появления и существования мира, не прибегая к идее первопричины, первотолчка; доказав возможность появления порядка, целесообразности из хаоса.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какова структура религии?

  2. Какой из компонентов религии на ваш взгляд является определяю-

щим? Почему?

  1. Что можно отнести к культовой деятельности?

  2. Какие виды внекультовой религиозной деятельности вам известны?

  3. Что общего между сектой и церковью?

  4. Каковы отличительные особенности церковной организации?

  5. Характерна ли церковная организация для всех религий? В каких религиях она отсутствует?

  6. Можно ли считать секты вредными для человека и общества?

  7. Какие функции выполняет религия в обществе?

  8. Что дает религия человеку?

  9. В чем заключается компенсаторная функция религии?

  10. Чем объяснить присущий всякой религии консерватизм?

  11. В чем заключается легитимизирующая функция религии?

  12. Назовите социологов, исследовавших функции религии в обществе.

  13. Благодаря чему религия формирует солидарность между людьми?

  14. Согласны ли вы с мнением, что религия играет дезинтегрирующую роль в обществе?

  15. В чем отличие мировых религий от национальных?

  16. Как классифицировать религии по пониманию Абсолюта?

  17. Что такое теизм?

  18. Какие религии называются авраамическими и почему?

  19. В чем отличие теизма от пантеизма?

  20. Назовите пантеистические религии.

  21. Каковы особенности понимания Бога в деизме?

  22. Как трактуется Абсолют в нетеистических религиях?

Литература:

Основная:

Дополнительная:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *