Особенно запятые

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 156» г. Уфа Программный продукт – контролирующая программа при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» Тема: контролирующая программа «Знаешь ли ты Обломовку?», созданная в среде Microsoft PowerPoint. Автор проекта: Гайнитдинова З.Ш., Автор проекта: Гайнитдинова З.Ш., учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Уфа 2009

В настоящее время стала актуальной проблема использования ИКТ в преподавании различных предметов. Мы решили В настоящее время стала актуальной проблема использования ИКТ в преподавании различных предметов. Мы решили Цель: создать игровую контролирующую программу при изучении произведений русской литературы и русского языка для обучающихся школ, лицеев. гимназий в среде Microsoft PowerPoint. Данный проект создан на примере романа И.А. Гончарова «Обломов» Цель: создать игровую контролирующую программу при изучении произведений русской литературы и русского языка для обучающихся школ, лицеев. гимназий в среде Microsoft PowerPoint. Данный проект создан на примере романа И.А. Гончарова «Обломов» Задачи: Задачи: 1. Собрать и изучить материал по данной теме. 1. Собрать и изучить материал по данной теме. 2. Освоить технологию создания презентаций, контролирующих программ с помощью PowerPoint. 2. Освоить технологию создания презентаций, контролирующих программ с помощью PowerPoint. 3. Наполнить контролирующую программу содержанием. 3. Наполнить контролирующую программу содержанием.

Дорогие друзья ! Дорогие друзья ! Мы рады Вас приветствовать, вы являетесь пользователем обучающей программы «Знаешь ли ты Обломовку?», оформленной в среде «Microsoft PowerPoint» для участия в конкурсе работ по информационным технологиям. Мы рады Вас приветствовать, вы являетесь пользователем обучающей программы «Знаешь ли ты Обломовку?», оформленной в среде «Microsoft PowerPoint» для участия в конкурсе работ по информационным технологиям. Данная программа — наша попытка попробовать себя в создании обучающих программ. Спасибо вам, уважаемый игрок, за то что вы нашли время и возможность сыграть в эту игру. Данная программа — наша попытка попробовать себя в создании обучающих программ. Спасибо вам, уважаемый игрок, за то что вы нашли время и возможность сыграть в эту игру. Программа создавалась на основе телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером», с некоторыми отличиями. В данной игре-программе возможно продолжение игры после неверного ответа, а также после ответа можно вернуться к вопросу, для полного обзора вопросов; подсказка «50/50» используется на каждый вопрос (остальные подсказки не поддерживаются). В игре всего 11 вопросов, взятых из романа Гончарова «Обломов». Количество верных (неверных) ответов не подсчитывается, анализ собственных знаний предлагается оценить самим. Программа создавалась на основе телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером», с некоторыми отличиями. В данной игре-программе возможно продолжение игры после неверного ответа, а также после ответа можно вернуться к вопросу, для полного обзора вопросов; подсказка «50/50» используется на каждый вопрос (остальные подсказки не поддерживаются). В игре всего 11 вопросов, взятых из романа Гончарова «Обломов». Количество верных (неверных) ответов не подсчитывается, анализ собственных знаний предлагается оценить самим. Желаем удачи!

Что такое Обломовка? В какой … уголок земли перенес нас сон Обломова? 50/50 A благословенный B благотворный C блаженный D благодатный …любопытно бы знать… ОТЧЕГО Я… ТАКОЙ?.. — сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем.- Да, ОТЧЕГО?.. Должно быть…это… оттого… Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенес его… в другое место.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Море наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется … 50/50 A думать B смеяться C издавать какие-то звуки D плакать Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. Да и зачем оно, это дикое и грандиозное?

Море наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется … 50/ C издавать какие-то звуки D плакать Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. П. Чайковский.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы … 50/50 A дикого человека B дикой кошки C дикого кабана D дикого зверя Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека.

Горы грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы … 50/50 A дикого человека D дикого зверя Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к … 50/50 A воде B дому C земле D водопаду И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к … 50/50 A воде C земле И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Солнце там … светит около полугода и потом удаляется 50/50 A ярко и жарко B ярко и солнечно C ярко и светло D ярко и ясно Солнце удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Солнце там … светит около полугода и потом удаляется 50/50 A ярко и жарко B ярко и солнечно Солнце удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Река … весело, шаля и играя; она то 50/50 A течет B журчит C бежит D ползет Река разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Река … весело, шаля и играя; она то: 50/ B журчит C бежит Река разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Весь уголок на … вокруг представляет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. 50/50 A на 10 или на B на 10 или на 20 C на 15 или на 20 D на 20 или на 25 Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Весь уголок на … вокруг представляет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. 50/ C на 15 или на 20 D на 20 или на 25 Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Все сулит там покойную, долговременную жизнь до … волос и незаметную, сну подобную смерть. 50/50 A белизны B голубизны C синевы D желтизны Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем.

Все сулит там покойную, долговременную жизнь до … волос и незаметную, сну подобную смерть. 50/50 A белизны D желтизны Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем.

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

А в этом краю никто и не знал, что за луна такая. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на … 50/50 A позолоченный ковш B окаменевшую смолу желтого цвета C медный вычищенный таз D топор из красного дерева Луна-кокетка наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам.

А в этом краю никто и не знал, что за луна такая. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на … 50/50 A позолоченный ковш C медный вычищенный таз Луна-кокетка наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонникам..

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь … жердями. 50/50 A двумя B тремя C пятью D четырьмя Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались

Одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь … жердями. 50/ B тремя D четырьмя Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались

Извините, вы неправильно ответили на вопрос. Хотите играть дальше или начать сначала? Начать игру сначалаИграть дальше Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на вопрос. Играем дальше? Играть дальше Назад

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех. Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, жнут, … 50/50 A косят B возделывают C рубят D продают Обитатели этого края далеко жили от других людей. И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было почерпать новейших известий о том, что делается на белом свете.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе – грех. Они бы и не поверили, если б сказали им, что другие как-нибудь иначе пашут, сеют, жнут, … 50/50 A косят D продают Обитатели этого края далеко жили от других людей. И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было почерпать новейших известий о том, что делается на белом свете.

Извините, вы неправильно ответили на заключительный вопрос. Хотите начать сначала? Начать игру сначалаВыход из игры Назад

Начать игру сначала Молодец! Вы правильно ответили на заключительный вопрос. Вы можете стать настоящим знатоком творчества И.А. Гончарова! Выход из игры Назад

Всего найдено: 43

Вопрос № 306712

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Из моих родственников — никто. А из моих знакомых — пара сослуживцев и — та-дам! — ты и Иванова.

Вопрос № 306292

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: …кроме требований жилищного законодательства, определяющего в том числе допустимый перерыв…

Вопрос № 305991

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении: «… изучает материалы, в том числе, используя и общедоступные источники информации»? Благодарю за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: …изучает материалы, в том числе используя и общедоступные источники информации.

Вопрос № 301236

Добрый день, подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: «Лето набирает обороты (,) и выгода тоже.» Ответ справочной службы русского языка Запятая нужна. Объясните, пожалуйста. Я вижу этот случай, как предложение с однородными подлежащими: «Лето и выгода набирают обороты.» Меняем порядок слов, получаем: «Лето набирает обороты (,) и выгода тоже.» Почему в первом случае предложение с однородными подлежащими, а во втором — сложносочиненное?

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение с присоединительным членом (и выгода тоже).

Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.

Если перестроить предложение, оно, действительно, станет предложением с однородными подлежащими.

Вопрос № 300759

Верно ли выполнено обособление союза запятыми: так зафиксировано, в том числе, и в «Большой советской энциклопедии»

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не требуются, поскольку здесь нет присоединительной конструкции: так зафиксировано в том числе и в «Большой советской энциклопедии».

Вопрос № 297409

Ректор провел встречу с митрополитом, возглавляющим отдел внешних связей РПЦ (обсуждались, в том числе, возможности организации в вузе образовательных программ, которых нет на российском образовательном пространстве). Здравствуйте! Очень хотелось бы получить ответ ваших экспертов на два вопроса, касающихся данного предложения. 1. Верно ли выделено запятыми В ТОМ ЧИСЛЕ внутри скобок? 2. Корректно ли использование предлога НА в словосочетании НА РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ или правильно использовать предлог В?

Ответ справочной службы русского языка

1. Запятые не нужны.

2. Верно: в образовательном пространстве.

3. Два вопроса, касающиеся…

Вопрос № 296381

ЗДРАВСТВУЙТЕ! ПОДСКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБОСОБЛЯЮТСЯ ЛИ СЛОВА «В ТОМ ЧИСЛЕ» В ТАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: «Утвержденный порядок определения начальной цены контракта включает, в том числе, порядок прогноза платы за проезд.»

Ответ справочной службы русского языка

Обособление не требуется.

Вопрос № 295097

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, верно ли стоят запятые: Она более смело повернулась к водопаду и пронаблюдала, водя взор по разным сторонам, в том числе, рискнув увидеть реку внизу. Нужна ли после «в том числе»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится. Предложение требует редакторской правки.

Вопрос № 293726

Добрый день, подскажите, пожалуйста, может ли значение слова «двусмысленный» применяться к физической величине тактико-технической характеристики оборудования? иными словами, допускается ли подобное употребление «двусмысленный показатель»? Или же на просторах русского языка возможно подобрать иное прилагательное, означающее, недопустимость «показателя»? Вопрос навеян участием в закупочных процедурах для обеспечения государственных нужд. Ключевая фраза практически всех инструкций по заполнению заявок (часть аукционной документации) — «Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «от», «до», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около», «/», «\» то есть должны быть конкретными, за исключением случаев, когда в Описании объекта закупки имеется указание на то, что значения показателей являются конкретными. В таком случае значения показателей указываются в соответствии со значениями, установленными в Описании объекта закупки и могут сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «от», «до», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около», «/», «\» (выдержка из одной инструкции) то есть, в аукционной документации содержится перечень оборудования с необходимыми заказчику тактико-техническими показателями. Участник же закупочной процедуры, указывает в ведомости оборудования, какое именно оборудование он предлагает (как правило, оборудование, указываемое участником закупки полностью совпадает с необходимым заказчику). Согласно закону 44-ФЗ, показатели указываемые в ведомости оборудования (которую составляет участник) должны быть конкретными, если иное не содержится в инструкции заказчика (а в инструкции в данном случае фигурирует фраза «показатель не должен быть двусмысленным и вызывать разночтение»). Некоторые физические показатели носят диапазонное значение, например сопротивление цепи, и комиссия рассматривающая заявки участников говорит о двусмысленности показателя (имеющего диапазон конкретным значением). В том числе, важно понимать, использование в инструкции по заполнению слов «двусмысленность» и «разночтение» не вызывают ли двусмысленность и разночтение (в прямом смысле этих слов) при буквальном понимании смысла инструкции?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: показатель не должен быть неоднозначным и вводить в заблуждение. Двусмысленный показатель — это разговорное сочетание.

Вопрос № 292980

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после союза «в том числе» Объекты обложения утилзационным сбором поименованы в части первой подпункта 1.1 пункта 1.., которой предусмотрено, в том числе(,) что …

Ответ справочной службы русского языка

Верно: …которой предусмотрено в том числе, что…

Вопрос № 292843

Нужно ли обособлять «в том числе» в данном случае: «Имеется в виду, в том числе, заключение договора»

Ответ справочной службы русского языка

Обособлять не нужно. Верно: Имеется в виду в том числе заключение договора.

Вопрос № 292246

Является ли выражение «в том числе» вводным словом в следующем предложении: Не допускается любое беспокойство на гнездах, включая фотографирование (в том числе, с использованием беспилотных летательных аппаратов) редких видов птиц и правильно ли поставлена запятая внутри скобок? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слова в том числе не являются вводными. Запятая после них не нужна.

Подробнее см. в «Справочнике по пунктуации».

Вопрос № 289838

Добрый день. Не нашла у вас такого образца. Надо ли разбивать запятыми выражение «Благодаря в том числе»? Теоретически не надо бы: Благодаря, в том числе, действиям авиации счет уничтоженных террористов идет на сотни.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны.

Вопрос № 287475

Уважаемая «Грамота», скажите, пожалуйста, правильно ли употреблен союз «в том числе» и запятые верно расставлены? К ним, в том числе, относятся трудоустройство коренных жителей округа, ограничение распространения алкоголя в национальных сёлах, обеспечение лечением всех носителей вируса.

Ответ справочной службы русского языка

Обособление возможно.

Вопрос № 285134

Добрый день, уважаемые сотрудники «Грамоты»! Вопрос следующий: как склоняется слово «меслин» (смесь ржи и пшеницы)? В том числе, как его представить в таком предложении: на экспорт было отправлено 20 т меслин(а?).

Ответ справочной службы русского языка

Слово меслин склоняется как существительное мужского рода с нулевым окончанием (например, как слово стол): на экспорт было отправлено 20 т меслина.

Страницы: 2 3 последняя

Обособление на письме уточнений, а также присоединительных и пояснительных конструкций требует особой внимательности. Действующие здесь правила очень чувствительны к создаваемому автором контексту и поэтому непостоянны.

Один неверный «шаг», отделяющий обособленное обстоятельство или определение от необособленного, — и в предложении появляется досадная ошибка.

Чтобы правильно расставить при уточнении знаки препинания, необходимо каждый раз задавать себе вопрос насколько тесно связана обособляемая конструкция с остальным предложением?

Что такое уточняющие члены предложения?

Уточнения — это обособляемые на письме с одной или двух сторон запятыми либо тире (в некоторых случаях двоеточием) распространённые и нераспространённые второстепенные члены предложения, поясняющие смысл уточняемого слова. Они отвечают на вопросы второстепенных членов предложения с добавлением слов «именно» или «конкретно» («где именно?», «когда конкретно?», «что именно?», «какой конкретно?» и т.д.).

В воде (какой именно?), сине-зелёной и прозрачной, резвились тритоны.

«Сине-зелёной и прозрачной» — обособленное уточняющее согласованное определение.

Через неделю (когда именно?), числа 15-го, приходите записываться на приём.

«Числа 15-го» — обособленное уточняющее обстоятельство времени.

Актёров театра имени Вахтангова мы тогда поехали встречать с Хеленой (кем именно?), полькой.

«Полькой» — обособленное уточняющее приложение.

Второстепенные члены предложения — обстоятельства, определения, дополнения и приложения — могут выделяться запятыми, тире или двоеточием, если они:

  • несут в себе добавочное сообщение;
  • выделяются интонационно и по смыслу (логическое ударение).

Примечание. Главные члены предложения не могут обособляться и уточняющими не бывают.

Среди уточняющих конструкций различают собственно уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.

Уточняющие члены предложения

  • Уточняющие члены предложения позволяют детализировать смысл предыдущего члена предложения.
  • Значения уточняемого слова и уточнения чаще всего соотносятся как общее и конкретное, целое и часть целого, но возможно и расширение уточнением значения уточняемого слова.

Там, в расплывающейся сероватой дали, уже ничего не различить.

Здесь уточнение конкретизирует значение слова «там». Где именно? — в расплывающейся сероватой дали.

Я сидела на стуле, в душной аудитории без окон, и отчаянно старалась не заснуть.

Здесь, наоборот, расширяется значение уточняемого слова. Сидела на каком стуле? — в душной аудитории без окон.

  • Уточняющими могут быть обстоятельства (причины, образа действия, места, условия, уступки, цели, времени), а также определения (согласованные и несогласованные).

Мопс важно (как именно?), по-стариковски кряхтел, устраиваясь на лежанке.

Уточняющее обстоятельство «по-стариковски» и обстоятельство «важно» — однородные, поэтому перед «кряхтел» запятая не нужна.

Была она в модном (в каком именно?), в розовый горошек, шёлковом платьице.

«В розовый горошек» — обособленное несогласованное определение.

  • Часто уточняющие определения следуют после местоимений «некто», «нечто», «тот», «такой», «этот», «каждый» и «один» (при переходе в разряд местоимений).

В ящике стола не нашлось ни одной, ни в клетку, ни в линейку, неисписанной тетради.

  • Иногда уточняющие определения присоединяются при помощи подчинительных союзов «потому что», «хотя», «пусть» и подобных.

Но отдавать любимую, пусть и потрёпанную игрушку он не хотел.

Поясняющие члены предложения

  • Поясняющие члены предложения называют то же самое явление другими словами (при желании поясняемое слово и поясняющее можно поменять местами).
  • Часто уточняющими бывают приложения (а также дополнения, обстоятельства и определения).

Диплом был написан в рекордные сроки — за месяц.

Или:

Диплом был написан за месяц — рекордный срок.

  • Иногда поясняющие конструкции присоединяются при помощи союзов «то есть», «или» (в значении «то есть»), «(а) именно», «то бишь».

Жевание бетеля, или листа растения рода Перец, очень популярно в Индии.

В начале урока мы должны были приветствовать майора определённым образом, то есть по-военному.

Присоединительные члены предложения

  • Присоединительные члены предложения — это замечания или разъяснения, дополняющие смысл основного высказывания.
  • Связь с остальным предложением у таких конструкции менее тесная, чем у пояснений и уточнений, поэтому иногда после присоединительных конструкций ставится точка, а не запятая.
  • Часто присоединительные включения используют слова-связки:
    • присоединительные союзы «и», «да (и) (только)», «да и вообще»;
    • вводные слова и наречия — «в частности», «даже», «особенно», «главным образом», «например», «притом», «причём», «в том числе» и другие.

Щенок на самом деле был в комнате, и прехорошенький.

Ответ пришёл практически сразу, причём неожиданно подробный.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уточняющие члены предложения могут выделяться запятыми, тире или двоеточием.

Условия постановки знаков (запятой, тире и двоеточия) при уточнении

Уточняющие обстоятельства

  • Функция уточняющих обстоятельств — внести больше конкретной информации.
  • Чаще всего в предложении они следуют за обстоятельствами места и времени с общим значением («там», «туда», «тогда», «теперь», «потом», «всюду», «везде» и т.д.).
  • Иногда уточняющее слово и уточняемое соотносятся как более общее и более конкретное понятия только благодаря контексту.

А летом мы часто ездили в Казань (куда именно?), к бабушке.

В предложениях с уточняющими обстоятельствами ставится тире, если:

а) уточнение воспринимается как вставка;

Был знойный полдень, и повсюду — в траве, на цветах — стрекотали кузнечики.

б) нужно подчеркнуть смысловое различие между уточняемым словом и уточняющим (либо несколькими уточнениями).

Ещё должны были быть лекции, шесть пар (когда именно?) — после экзамена.

В остальных случаях выделяют обстоятельство-уточнение запятые.

Рассмотрим подробно правила обособления:

1 Обстоятельство-уточнение выделяется с обеих сторон запятыми.

Решили с другом повесить скворечник. Я залез на дерево, добрался до первых тонких веток, глянул вниз, а там (где именно?), на земле, верёвка забытая лежит.

Тогда (когда именно?), лет пять назад, это было просто маленькое жёлтое деревце-веничек, а сейчас — огромная ива.

2 При обстоятельстве места может быть несколько следующих друг за другом уточнений-обстоятельств. Тогда между ними ставится запятая.

Вдали (где именно?), почти у линии горизонта (где конкретно?), на самой её кромке, облака рисовали похожий на зубцы гор рисунок.

3 Запятая между двумя обстоятельствами времени ставится только тогда, когда второе из них ограничивает значение первого.

Приходите (когда?) пораньше (когда?) в понедельник. Будет много работы.

Речь не идёт о том, что можно прийти, например, во вторник: оба обстоятельства воспринимаются как разные характеристики одного события, между ними нет отношения подчинения по смыслу.

Но!

Начинайте работу пораньше (когда именно?), с понедельника.

Первое обстоятельство подчиняет себе второе по смыслу, поэтому сочетание «с понедельника» обособляется при помощи запятой.

Важно! В некоторых предложениях только из контекста можно понять, какой это член предложения — уточняющее обстоятельство места (выделяется запятыми) или обстоятельство места (не обособляется).

Справа от меня (где?) в торговом центре сработала сигнализация.

Наблюдатель находится внутри здания — запятые не нужны.

Справа от меня (где конкретно?), в торговом центре, сработала сигнализация.

Наблюдатель проходит мимо здания — при уточнении ставятся запятые.

4 Уточнения при обстоятельствах образа действия, меры, степени (и остальных) появляются, когда значение второго обстоятельства ограничивает и конкретизирует значение первого.

Чтобы не вспугнуть бабочку, он двигался тихо (как именно?), почти бесшумно.

Важно! Иногда за уточняющие обстоятельства ошибочно принимают стоящие перед сказуемым обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. В этом случае запятые не нужны.

С приходом осени лес порою меняется до неузнаваемости за какие-нибудь сутки.

Уточняющие определения

Тире при уточнении-определении может ставиться, если:

а) конструкция является вставкой;

Птенец быстро ковылял на своих длинных (каких именно?) — ходулями — лапках.

б) уточняется именная часть сказуемого;

Колодец был неглубокий (какой именно?) — полутораметровый.

в) несогласованное определение выражено неопределённой формой глагола.

У неё есть хорошая привычка (какая именно?) — всегда сначала выслушать, а потом говорить, — и поэтому друзья часто советуются с нею.

г) уточнение состоит из согласованных и несогласованных определений, идущих в ряд.

Так они и шли: дети — с маленькими сачками, весёлые и лёгкие, родители — нагруженные, с едой и палатками.

Важно! Обособление согласованных уточняющих определений происходит сравнительно редко и зависит от решения автора. Часто уточняющие члены предложения воспринимаются как однородные — запятая в таких случаях ставится только между определениями.

В библиотеке случайно выдали старые (какие именно?), ненужные мне учебники.

Несогласованные уточняющие определения, особенно если они выражены формой сравнительной степени, обособляются чаще, чем согласованные.

Старая яблоня (какая именно?), намного выше остальных в саду, словно магнитом притягивала ребят.

На площадке играла маленькая (какая именно?), лет пяти, девочка.

Материал несуразно (как именно?), пузырём, топорщился.

Перед уточняющим определением может ставиться двоеточие, когда последующие слова «раскрывают» смысл предыдущих.

А платье было хорошее: шёлковое, струящееся.

Уточняющие определения (согласованные и несогласованные) выделяются запятыми, если они:

а) несут дополнительную смысловую нагрузку (обозначение причины, условия, уступки и других обстоятельственных оттенков);

Молчаливый и не по возрасту серьёзный (оттенок причинности), мальчик всегда при встрече хмурился.

Вера, в своём воздушном платьице с крылышками (оттенок причинности), стала королевой детского бала.

б) стоят после личного местоимения или имени собственного;

А он, глупый, ещё и спорить полез.

Пришёл Сергей, грудь колесом, с полным чемоданом наград.

в) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

Старушка ещё покружила по парку в поисках знакомой и, уставшая, присела на лавочку.

Рассмотрим особенности обособления уточняющих определений запятыми:

1 Распространённое согласованное определение, выраженное прилагательными или причастиями, обособляется запятыми как уточнение, если следует за определяющим словом.

Я целовала маму в щёки, влажные от слёз.

Но! Если поставить такое определение перед определяемым словом, обособление исчезнет.

Я целовала маму во влажные от слёз щёки.

Исключение. В классической литературе встречаются примеры выделения причастного оборота, стоящего перед определяемым словом, если сам оборот находится после однородного определения-прилагательного.

Он устроил большую, полотном покрытую, купальню (И.С. Тургенев).

2 Уточняющими становятся два (и более) согласованных определения, расположенных за определяемым словом, которое уже имеет перед собой определение.

Я часто вспоминаю наши (какие?) долгие беседы (какие именно?), тёплые и душевные.

Но! Когда перед определяемым словом нет определения, стоящие за ним два и более прилагательных не обособляются.

Она любила давать питомцам имена яркие и неожиданные.

Исключение. Ёмкие по смыслу одиночные согласованные определения обособляются.

На холсте, изумрудно-зелёном, были тут и там разбросаны алые крапинки, изображавшие людей.

Такое одиночное определение можно развернуть в целое предложение — «он был изумрудно-зелёным».

3 Уточняющий смысл могут придавать любому члену предложения вводные слова «скорее», «вернее», «более того», «точнее», «иначе», но, так как эти единицы сами выделяются запятыми, обособлять стоящее за ними слово не требуется.

Было везением, более того, редкой удачей найти густую тень в такой жаркий день.

Так плыть, вернее, барахтаться может каждый.

Наш город далеко не столица, скорее, провинция.

Но! «Скорее» в значении «лучше сказать» не обособляется.

Меня этот вопрос удивил, а скорее застал врасплох.

Условия постановки знаков препинания (тире, запятой и двоеточия) при пояснении

Знаки препинания при пояснении:

  • тире,
  • запятая,
  • двоеточие.

Рассмотрим подробно, в каких случаях какой знак уместен:

1 Тире при пояснительных членах предложения появляется, когда им придается особый дополнительный смысл. Перед пояснением в таких случаях образуется значительная пауза, которую можно заполнить словами «(а) именно» или «то есть».

Говорили они всегда о насущном — о детях.

Я хочу одного — выспаться.

Была у неё мечта — стать певицей.

Важно! Поясняющие определения отделяются от поясняемого слова запятой, а не тире.

И тут она запела совсем другим, тонким голосом.

2 Если в предложении несколько поясняющих конструкций, предполагающих постановку тире, одно из них может заменяться двоеточием.

Преследовали мы и другую цель: постепенное расширение кругозора — самообразование.

3 В остальных случаях пояснения отделяются от поясняемых слов запятой.

Прошлой зимой, то есть девять месяцев назад, я только начал писать роман.

Грозное орудие пыток, или липучая мухоловка, гордо висела теперь в летней кухне.

Дней пять тому, то бишь ещё на прошлой неделе, нашёл я у крыльца чью-то собачку.

В ту сессию, именно зимой, я потерял зачётную книжку.

Ниже рассмотрены правила пунктуации при поясняющих определениях и приложениях, которые могут вызвать трудности на письме.

Поясняющие определения

Если оба определения (поясняющее и поясняемое) стоят рядом, запятая ставится только между ними — после второго, поясняющего определения ставится пробел.

Утром предстоит сдать последний, шестой зачёт.

Под крышей дома остались балки от прежнего, разобранного второго этажа.

Поясняющие приложения

1 Запятыми выделяются распространённые поясняющие приложения. Чаще всего они стоят после поясняемого существительного (обратный порядок слов изредка встречается в книжной речи).

Ласточки, маленькие вестницы весны, прилетели в апреле.

2 Могут обособляться и одиночные поясняющие приложения, если они имеют оттенок уточнения или несут большую смысловую нагрузку.

У приятельницы тогда была красивая собака (какая именно?), сеттер.

3 Выделение запятыми обязательно, если поясняющее приложение:

  • стоит после имени собственного или местоимения,
  • само является именем собственным.

Она, девочка с пятого этажа, даже не догадывалась, кто положил в ящик подарок.

Семён, упёртый малый четырёх лет, разобрал старый магнитофон до мелких запчастей.

Племянница моя, Ирина, музыкальную школу бросила, но на гитаре играть умеет.

4 Обособляются запятыми поясняющие приложения, отделённые от поясняемого ими существительного другими словами.

Истинный маменькин сын, из-под стола выглядывает весь измазанный вареньем Виталик.

Обособление присоединительных членов предложения

1 Присоединительные конструкции обособляются либо запятыми, либо тире. Иногда между частями предложения с присоединением (для придания большей выразительности тексту) ставятся не запятые, а точки.

Хохлатая собачка понравилась всем. В особенности Мише.

Или:

Хохлатая собачка понравилась всем, в особенности Мише.

Среди остальных моделей будет и мой самолёт. Причём самый большой.

Или:

Среди остальных моделей будет и мой самолёт — причём самый большой.

2 Как правило, присоединение происходит с помощью специальных слов («даже», «например», «да» и подобных). В большинстве случаев перед присоединительной конструкцией ставится запятая.

Придётся тебе всё доделывать к понедельнику, и самому.

Нельзя подходить к незнакомому большому псу, даже такому доброму.

Здесь зимой очень много снега, особенно в феврале.

Важно! Если одиночные союзы «и» и «да» — соединительные, а не присоединительные, запятая перед ними не нужна.

Сравните:

Я сошёл с трассы, и вовремя — присоединительный союз.

Я сошёл с трассы чётко и вовремя — соединительный союз.

2 Если присоединение начинается или заканчивается вводным словом, запятыми выделяется только сама конструкция (вводное слово от конструкции запятой не отделяется).

Поручите эту работу кому-то другому, секретарю например.

Предприятие заготовило много грибов, в частности маслят.

Подробнее об обособлении вводных слов читайте в статье «Вводные слова и предложения: знаки препинания».

3 Тире вместо запятой ставится, когда распространённая конструкция присоединяется к предложению без помощи союза.

После целой недели в больнице он впервые вышел на свежий воздух — к июньскому солнцу и ароматно отцветающим липам.

Мама была всё тою же — несдержанной, смешливой и очень красивой.

Но! Если присоединение состоит из одного слова, его выделяют запятыми.

— Ты можешь мне вдеть нитку в иголку?

— Могу, в очках.

а (союз) между однородными членами § 12 п. 5

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

— перед вводным словом § 25 п. 5

— перед деепричастным оборотом § 20 ч. 1 п. 2

а (частица) перед повторяющимся обращением § 27 п. 7

а именно между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

— перед однородными членами после обобщающего слова § 15 п. 2

— перед подчинительным союзом § 33 п. 5

— при пояснительных членах предложения § 23 п. 1

а также между однородными членами § 12 п. 6

— перед подчинительным союзом § 33 п. 5

а то между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

а то и между однородными членами § 12 п. 6

авось (частица) § 25 п. 8 прим.

ай да (цельное сочетание) § 28 п. 4

ах (частица) перед вы и ты с последующим обращением § 28 п. 3 прим.

ах и (цельное сочетание) § 28 п. 4

безусловно — вводное и не вводное слово § 25 п. 8

благодаря — обособление обстоятельства с этим предлогом § 20 ч. 2 п. 2

больше (не больше) чем § 41 п. 4

будто в сравнительном обороте § 42 п. 1, 2

в конце концов — вводное и не вводное сочетание § 25 п. 9

в особенности в присоединительной конструкции § 24 п. 1

в случае если (сложный союз) § 34 п. 2

в то время как (сложный союз) § 34 п. 1

в том числе — обособление конструкции с этим сочетанием § 24 п. 1

в частности в начале уточняющего или присоединительного оборота § 24 п. 1

— вводное слово § 25 п. 3

— перед подчинительным союзом § 33 п. 5

ввиду — обособление обстоятельства с этим предлогом § 20 ч. 2 п. 2

вводные предложения § 26 ч. 1

вводные слова в начале и в конце обособленного оборота § 25 п. 4

— классификация их по значению § 25

— ложные (их перечень) § 25 п. 8 прим.

— стоящие рядом § 25 п. 3

вернее (‘вернее говоря’) § 25 п. 1

верно — вводное и не вводное слово § 25 п. 8

вместо — обособление оборота с этим предлогом § 21 п. 1

во всяком случае — вводное и не вводное сочетание § 25 п. 9

возможно — вводное и не вводное слово § 25 п. 8

вообще — вводное и не вводное слово § 25 п. 9

вопреки — обособление обстоятельства с этим предлогом § 20 ч. 2 п. 2

вопросительный знак в конце предложения § 2

— в прямой речи § 49 § 50 п. 4

— и восклицательный, их сочетание § 65

— и кавычки закрывающие § 66 п. 2

— и многоточие § 68 п. 1

— и скобки § 67 п. 2

— между однородными членами § 3 прим.

восклицательный знак в конце предложения § 3

— в прямой речи § 49 § 50 п. 4

— и кавычки закрывающие § 66 п. 2

— и многоточие § 68 п. 1

— и скобки § 67 п. 2

— между однородными членами § 3 прим.

всё равно кто (что, где, как, какой, куда, откуда, чей) § 41 п. 5

вследствие — обособление обстоятельства с этим предлогом § 20 ч. 2 п. 2

вставное предложение внутри другого вставного предложения § 26 ч. 2 п. 2 прим.

— выделение скобками и тире § 26 ч. 2 п. 2 прим.

— выделение скобками или тире § 26 ч. 2 п. 1

вы в составе обращения § 27 п. 5

главным образом в начале присоединительного или уточняющего оборота § 24

— вводное сочетание § 25 п. 9

да в присоединительной конструкции § 24

— между однородными членами § 12 п. 1, 5 § 13 п. 1

— между частями сложного предложения § 30 п. 1, 2

да и в присоединительной конструкции § 24

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

да и вообще в присоединительной конструкции § 24

даже в присоединительной конструкции § 24

даже если — нерасчленимое сочетание § 34 п. 6

§ 25 п. 8

двоеточие в бессоюзном сложном предложении § 44

— в прямой речи § 50 п. 6

— в сложноподчиненном предложении § 39

— перед перечислением однородных членов без обобщающего слова § 15 п. 3

— после обобщающего слова § 15 п. 1

деепричастие одиночное необособленное § 20 ч. 1 п. 4 прим., 7, 8, 9, 11

— обособленное § 20 ч. 1 п. 5, 10

деепричастный оборот необособленный § 20 ч. 1 п. 4 прим.

— обособленный § 20 ч. 1 п. 1

— после союза § 20 ч. 1 п. 2, 4

дефис висячий § 19 п. 4

— между повторяющимися словами § 17

— между приложением и определяемым существительным § 19 п. 2 прим.

— при парных сочетаниях § 10 п. 2

для того чтобы (сложный союз) § 34 п. 1

если в начале вводного предложения § 26 ч. 1 п. 1

если не…то § 14 п. 1

же (союз) между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

за исключением — обособление оборота с этим сочетанием § 21 п. 1

за неимением — обособление оборота с этим сочетанием § 21 п. 1

запятая в бессоюзном сложном предложении § 43

— в сложноподчиненном предложении § 33 п. 1

— в сложносочиненном предложении § 30 п. 1, 2, 3

— замещающая второе тире при обособлении § 18 ч. 2 п. 3

— и скобки § 26 ч. 2 п. 1 прим.

— и тире § 15 п. 7 § 26 ч. 1 п. 4 § 40 § 46

— между однородными членами § 9 п. 1 § 10 п. 1 § 11 п. 1 § 12 п. 2 § 13 п. 1 § 14 п. 1

— между повторяющимися словами § 16 п. 1

— после утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов § 29 п. 1

— при вводных словах и предложениях § 25 § 26 ч. 1

— при междометиях § 28

— при обособленных оборотах § 18 ч. 1

— при обращениях § 27 п. 1, 3, 6-11

— при сравнительных оборотах § 42

запятая и тире в бессоюзном сложном предложении § 46

— в периоде между повышением и понижением Раздел 13

— в сложноподчиненном предложении § 40

— перед словом, которое повторяется в предложении для связи с предшествующим текстом § 40

— после группы придаточных перед главной частью § 40 п. 1

зато между однородными членами § 12 п. 6

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

звукоподражательные слова § 28 п. 7

и в присоединительной конструкции § 24

— и вводные слова § 25 п. 5

— между однородными членами, одиночное § 12 п. 1

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

— перед подчинительным союзом § 33 п. 4

— повторяющееся не при всех однородных членах § 13 п. 6, 7, 9

— повторяющееся не при однородных членах § 13 п. 11

— повторяющееся при однородных членах § 13 п. 1

— при повторяющихся словах § 16 п. 3

и…и § 13

и притом — обособление присоединительной конструкции § 24

или (‘то есть’) § 23 п. 2

— между однородными членами § 12 п. 4

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

— перед подчинительным союзом § 33 п. 4

или…или § 13 п. 1

именительный темы (именительный представления) § 1 п. 4

именно — обособление с этим словом § 23 п. 1

иначе (‘иначе говоря’) § 25 п. 1

интонационное тире § 7

исключая — обособление оборота с этим словом § 21 п. 1

исходя из — обособление/необособление оборота с этим сочетанием § 20 ч. 1 п. 4

кавычки — выделение ими знаков отличия § 61

— выделение малоизвестных терминов § 59 п. 1

— выделение марок машин § 62

— выделение названий литературных произведений § 60 п. 2

— — — органов печати § 60 п. 2

— — — предприятий и т. д. § 60 п. 2

— — — различных изделий § 62 п. 2

— — — сортов растений § 63

— выделение прямой речи § 47

— выделение слов в ироническом значении § 59 п. 1

— — — — в необычном значении § 59 п. 1

— — — — в непривычном значении § 59 п. 1

— — — — в условном значении § 60 п. 1

— — — — устарелых § 59 п. 1

— выделение цитируемых подлинных выражений § 59 п. 1

как (‘в качестве’) § 19 п. 7 прим. § 42 п. 4

— в начале вводного предложения § 26 ч. 1 п. 1

— в оборотах, не выделяемых запятой § 42

— в приложениях § 19 п. 7

— в сравнительных оборотах § 41 п. 3

— в устойчивых сочетаниях § 42 п. 2

— с частицами ах, ну, ой, ох § 28 п. 5

как будто в начале сравнительного оборота § 42 п. 1

как же — вопросительно-восклицательное сочетание § 29 ч. 2 п. 1

как…так и § 14 п. 1

как-то перед однородными членами после обобщающего слова § 15 п. 2

какой с частицами ах, ну, ой, ох § 28 п. 5

конечно — вводное и не вводное слово § 25 п. 9

который в составе деепричастного оборота § 20 ч. 1 п. 4

кроме — обособление оборота с этим словом § 21 п. 1, 2, 3

ли…или между однородными придаточными § 35 п. 5

— между однородными членами § 13 п. 12

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1 прим.

либо § 12 п. 4

либо…либо § 13 п. 1

лишь когда — нерасчленимое сочетание § 34 п. 6

междометные выражения § 27 п. 11 прим., 6

между тем как (сложный союз) § 34 п. 1

меньше (не меньше) чем § 41 п. 4

многоточие в конце предложения § 4

— в прямой речи § 50 п. 5

— в цитатах § 55

наконец — вводное и не вводное слово § 25 п. 9

например в начале уточняющего или присоединительного оборота § 24

— вводное слово § 25 п. 9

— перед однородными членами после обобщающего слова § 15 п. 2

наряду с — обособление оборота с этим сочетанием § 20 ч. 1 п. 4

насколько…настолько § 14 п. 1

начиная с — обособление/необособление слов с этим сочетанием § 20 ч. 1 п. 4

не иначе как — сочетание, не расчленяемое запятой § 41 п. 3

не столько…сколько § 14 п. 1

не так…как § 14 п. 1

не так чтобы — сочетание, не расчленяемое запятой § 41 п. 3

не то между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

не то…не то в сложносочиненном предложении § 30 п. 1

не то что — сочетание, не расчленяемое запятой § 41 п. 3

не то что…а при однородных членах § 14 п. 3

не то чтобы — сочетание, не расчленяемое запятой § 41 п. 3

не то чтобы…а при однородных членах § 14 п. 3

не только…но и § 14 п. 1

небось (частица) § 25 п. 8 прим.

нежели в сравнительном обороте § 42 п. 1

неизвестно кто (что, где, как, какой, куда, откуда, чей) — нерасчленимое сочетание § 41 п. 5

непонятно кто (что, где, как, какой, куда, откуда, чей) — нерасчленимое сочетание § 41 п. 5

несмотря на — обособление обстоятельства с этим сочетанием § 20 ч. 2 п. 2

§ 29 ч. 1

нет-нет да и § 17

ни перед подчинительным союзом § 33 п. 4

ни…ни в выражениях фразеологического характера § 13 п. 4

— в сложносочиненном предложении § 30 п. 1

— при однородных членах § 13 п. 1

но между однородными членами § 12 п. 5

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

— рядом с вводным словом § 25 п. 5

номинативное (назывное) предложение § 1 п. 3

ну (междометие и частица) § 28 п. 3

о — междометие § 28 п. 3

— частица перед обращением § 27 п. 6

обобщающее слово — двоеточие и тире § 15

обособленные члены предложения: дополнение § 21

обособленные члены предложения: обстоятельство § 20 ч. 1

обособленные члены предложения: определение § 18 ч. 1 § 18 ч. 2

обособленные члены предложения: приложение § 19

обращение — знаки препинания § 27

— ложное § 27 п. 11 прим. 1

— разорванное § 28 п. 11

— связанное неповторяющимися союзами § 27 п. 9

однако — вводное слово § 25 п. 9

— союз между однородными членами § 12 п. 5

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

одним словом после однородных членов перед обобщающим словом § 15 п. 7

однородные члены предложения — запятая между ними § 9 п. 1 § 10 п. 1 § 11 п. 1 § 13 п. 1 § 14 п. 1

— тире между ними § 9 п. 2, 4

— точка с»запятой между ними § 9 п. 3

определения необособленные § 18 ч. 1 п. 2-5

— неоднородные § 10 п. 2

— обособленные § 18 п. 1

— однородные § 10 § 11

определительный оборот § 18 ч. 1 п. 1

особенно в присоединительной конструкции § 24 п. 1

— перед подчинительным союзом § 33 п. 6

парные союзы § 14

парцелляция § 1 п. 5

период Раздел 13

по имени в обособленном приложении § 19 п. 7

по кличке в обособленном приложении § 19 п. 7

по причине о — обособление оборота с этим сочетанием § 20 ч. 2

по прозвищу в обособленном приложении § 19 п. 7

по фамилии в обособленном приложении § 19 п. 7

повторяющиеся слова § 16

подобно — обособление оборота с этим словом § 20 ч. 2

позже (не позже) чем § 41 п. 4

помимо — обособление оборота с этим словом § 21 п. 1

попало: кто (что, где, как, какой, куда, откуда, чей) попало — нерасчленимое сочетание § 41 п. 6

пояснительные члены предложения § 23

правда § 25 п. 8

предложение-обращение § 27

прежде всего § 25 п. 8

при — обособление оборота с этим словом § 20 ч. 2

при наличии — обособление оборота с этим сочетанием § 20 ч. 2

придаточные из одного союзного слова § 33 п. 4

придаточные не соединенные союзами § 35 п. 1

придаточные, соединенные неповторяющимся союзом § 35 п. 3

— повторяющимися союзами § 35 п. 4

приложения к отсутствующему слову § 19 п. 9

— неоднородные § 11 п. 2

— одиночные § 19 п. 2

— однородные § 11 п. 1

— при имени собственном § 19 п. 5

— при личном местоимении § 19 п. 8

— распространенные § 19 п. 1

присоединительные члены предложения § 24

притом — обособление оборота с этим словом § 24 п. 1

причастный оборот необособленный § 18 ч. 1 п. 2

— обособленный § 18 ч. 1 п. 1

прямая речь внутри слов автора § 51

— перед словами автора § 49

— после слов автора § 48

— со словами автора внутри § 49 § 50

раньше (не раньше) чем § 41 п. 4

родом в обособленном приложении § 19 п. 7

рубрики перечисления § 1 п. 8

с тем чтобы § 34 п. 1

сверх — обособление оборота с этим словом § 21 п. 1

— сегмент § 1 п. 4

скобки и другие знаки препинания § 67

— при вставных конструкциях § 26 ч. 2

сколько в начале вводного предложения § 26 ч. 1 п. 1

скорее (‘скорее говоря’) § 25 п. 1

словно в сравнительном обороте § 42 п. 1

словно как (сложный союз) § 34 п. 6

слово-предложение § 1 п. 2

словом после однородных членов перед обобщающим словом § 15 п. 7

смотря по — необособленное сочетание § 20 ч. 1 п. 4

сноска — сочетание ее со знаками препинания § 69

соединительное тире § 8

союзы градационные § 14 п. 1

— двойные § 14 п. 1

— парные § 14 п. 1, 2

— сопоставительные § 14 п. 3

так в словах автора после прямой речи § 49 п. прим.

— во второй части бессоюзного сложного предложения § 45 п. 5 прим.

— между повторяющимися словами § 16 п. 2

так что (сложный союз) § 34 п. 3

тире в бессоюзном сложном предложении § 45

— в качестве дополнительного знака после запятой § 25 п. 10

— в неполном предложении § 6

— в сложноподчиненном предложении § 38

— в сложносочиненном предложении § 32

— в эллиптическом предложении § 6 п. 1

— для выражения неожиданности § 45 п. 1

— для выражения резкого противопоставления § 45 п. 2

— между именами собственными § 8

— между однородными членами § 9 п. 4

— между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки § 5

— между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных § 8

— перед обособленным приложением § 19 п. 10

— перед подчинительным союзом § 38 п. 6

— после однородных членов перед обобщающим словом § 15 п. 7

— при вставных конструкциях § 26 ч. 2 п. 2

— при диалоге § 52 п. 1

— при прямой речи § 49 § 50 § 51

— при сказуемом — фразеологическом обороте § 5 п. 6

— при сказуемом — инфинитиве § 5 п. 2, 5

— при сказуемом — предикативном наречии на -о § 5 п. 5

то (часть двойного союза) § 36 п. 1

то есть между частями сложного предложения § 30 п. 1

— перед однородными членами после обобщающего слова § 15

— при пояснительных членах предложения § 23

то…то между однородными членами § 13 п. 1

— между частями сложносочиненного предложения § 30 п. 1

тогда как (сложный союз) § 34 п. 6

только…и…что § 41 п. 9

точка в конце предложения § 1

— в конце цитаты, заканчивающейся многоточием § 56

— вместо двоеточия перед прямой речью § 48 п. 1

— внутри скобок § 67 п. 2

точка с запятой в бессоюзном сложном предложении § 43 п. 4

— в периоде Раздел 13 п. 1

— между однородными придаточными § 37

— между однородными членами § 9 п. 3

— между частями сложносочиненного предложения § 31

точнее (‘точнее говоря’) § 25 п. 1

точно в сравнительном обороте § 42 п. 1

— вводное слово § 25 п. 8

угодно: кто (что, где, как, какой, куда, откуда, чей) угодно — нерасчленимое сочетание § 41 п. 6

уточняющие члены предложения: обстоятельства § 22 п. 1-3

уточняющие члены предложения: определения § 22 п. 4

фразеологические обороты в функции сказуемого § 5 п. 6

— цельные выражения, не являющиеся придаточными § 41

хотя и…но § 14 п. 1

чем в сравнительном обороте § 42 п. 1

чёрт возьми § 28 п. 6

чёрт знает § 28 п. 6

что в начале вводного предложения § 26 ч. 1 п. 1

— в сравнительном обороте § 42 п. 1

— вопросительно-восклицательное слово § 29 ч. 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *