Отлучение от церкви

Примеры употребления слова анафема в литературе.

На улицах и площадях бесприходные священники, затаившиеся схизматики и монофизисты, несториане, яковиты, манихеи и другие возглашали анафему Юстиниану и призывали верующих низвергнуть базилевса-демона.

Такая предосторожность связана, видимо, с тем, что Бранкович здесь, в частности, рассматривает и различные ереси, не только христианские, но и еврейские, и магометанские, и наш патриарх из Печской патриархии, который каждый август на день успения святой Анны перечисляет все анафемы, безусловно, одну из них предназначил бы киру Авраму, знай он, что тот задумал.

Анафема же, полагавшая, что иногда она способна мыслить, как Агнесса, лично для себя решила, что причиной этому было то, что Агнесса была просто врединой с отвратительным чувством юмора.

Пелевинский шарж соответствует не православию, а именно этой его чисто формальной, знаковой, языческой версии, где главное место занимает не духовная жизнь личности, а анафемы растленному Западу и выстаивание со свечкой.

Потом же, после многих заушений болвану, везут подобие убийцы пророка в поле и сожигают всенародно, — уже не подобно ли сие анафеме?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Отлуче́ние (от це́ркви) — практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.

Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве. Практически, отлучение обычно состоит в том, что отлучённому запрещено участвовать в совершении общественных религиозных действий.

Одним из первых известных примеров такой практики является описанное Юлием Цезарем в «Записках о Галльской войне» отлучение от жертвоприношений, принятое кельтскими друидами.

Отлучение в христианстве

Христианская церковь практикует следующие виды отлучения:

  • Ана́фема (или великое отлучение, греч. ἀνάθεμα) — налагается высшей церковной инстанцией, применяется к отступникам и еретикам. Анафема имеет неопределённый срок действия и предусматривает запрет на любые связи церкви с отлучённым.
  • Запрещение (или малое отлучение, греч. ἀφορισμός) — налагается церковной властью регионального или местного уровня (в православии — епископом), главным образом, за нарушение церковных правил и за отступление от заповедей, состоит во временном запрете на участие в религиозных церемониях, на причащение и благословение.
  • Интерди́кт — применялся, главным образом, в западных христианских церквах. Представляет собой отлучение от церкви не отдельного прихожанина, а сразу большой группы: деревни, города, области, или даже государства. На территории, находящейся под интердиктом, не работали храмы, не проводились религиозные праздники, не отправлялись обряды (крещение, венчание, отпевание и прочее).

Свидетели Иеговы

  • Исключение из собрания — у свидетелей Иеговы исключение из организации крещёного члена. Осуществляется по заключению правового комитета. Применяется в тех случаях, если свидетель Иеговы совершает тяжёлый грех и не показывает (с точки зрения старейшин — участников правового комитета) плодов раскаяния. Аналогичная мера взыскания применяется в случае отступничества.

Литература

  • Отлучение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Бывший схиигумен Сергий теперь не просто лишен сана, но и отлучен от церкви. Это решение еще должен утвердить патриарх, но в екатеринбургской епархии уже говорят о том, что связь схимонаха с церковью будет «полностью разорвана» Читать в полной версии (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

Церковный суд Екатеринбургской епархии отлучил от церкви лишенного сана схимонаха Сергия, самовольно захватившего женский монастырь, передает «РИА Новости».

Окончательно это решение должен утвердить патриарх Кирилл.

«Сегодня принято решение направить на утверждение правящему архиерею представление о его отлучении от церкви. А дальше у правящего архиерея есть определенные рамки, сроки, в течение которых он может утвердить или не утвердить», — цитирует агентство слова председателя суда Николая Малета.

«Его связь с Русской православной церковью будет окончательно разорвана. Это будет самый страшный момент. И нам, конечно, не хотелось бы, чтобы он наступил», — сообщила официальный представитель епархии Анжела Тамбова, пишет Ura.ru.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем Telegram-канале прокомментировал отлучение Сергия. «Как уже верно подмечено моими коллегами, это констатация той ситуации, в которую он поставил себя сам, фактически став вне церкви и церковного общения. Теперь это решение епархиальных властей в положенный срок должно быть утверждено святейшим патриархом», — написал он.

В середине июня схиигумен сместил настоятельницу Среднеуральского женского монастыря и фактически захватил в нем власть. Монахиням, которые были с этим не согласны, пришлось уйти вместе с настоятельницей. Доступ журналистов в монастырь ограничен. Сергий в начале 2000-х принимал участие в строительстве Среднеуральского монастыря и был его первым духовником. Его воспитанники позднее сообщали о жестоком обращении, издевательствах и о том, что им запрещалось даже оформлять паспорта. Некоторые рассказывали, что к ним применяли и физические наказания.

В проповедях, которые публиковались после захвата монастыре на YouTube-канале сторонников схимонаха, Сергий заявлял об угрозе «чипизации» населения, вреде от 5G, призывал отказываться от вакцинации и требовал смены власти в России. Схиигумен называл коронавирус выдумкой, а также проклинал всех, кто закрывает церкви. «Кто посягает на закрытие храмов — да будет проклят он и весь его род!» — заявлял он в одной из видеозаписей.

В начале июля Сергия лишили сана, признав виновным в нарушении священнической присяги. В середине августа священников, проводивших вместе с ними богослужения, отлучили от церкви. Епархия обвинила их в «участии в расколе».

24 апреля 2012, 17:35 Нестеров Сергей Анафема: мучение или отлучение?

Недавно общественность активно включилась в обсуждение очередной громкой сенсации: Филиппа Киркорова отлучают от Церкви! Поп-певец попал в немилость у ряда священнослужителей, в том числе — у «диакона всея Руси» Андрея Кураева за эпатажное бахвальство с амвона выбором суррогатного материнства для рождения дочери. Но что такое отлучение и анафема?

Узнав, что павлинистого поп-короля вот-вот отлучат от Церкви, многие высказывались в том смысле, что, мол, давно пора, только повод какой-то странный: крестины дочери. Что же плохого в том, что человек крестит свое дитя? Оказывается, все дело в суррогатном материнстве, которое Церковью порицается.

Однако, создается такое впечатление, что Филиппа уже вот-вот анафеманствуют. А ведь если разобраться, всего-то навсего несколько священнослужителей (даже не епископов) высказали мнение, что таких родителей стоило бы не поздравлять, а на время для вразумления отлучить. Другое дело, что священнослужители эти весьма известные: знаменитый протоиерей Всеволод Чаплин и не менее знаменитый «диакон всея Руси» Андрей Кураев. Интересно, что в еще более громком и драматичном скандале вокруг группы Пусси Райот их позиции были диаметрально противоположными.

На самом деле ситуация, когда отдельные священнослужители высказывают мнение, что неплохо бы отлучить того или иного человека от Церкви, является вполне обычной. За этими высказываниями, как правило, ничего не следует. Вряд ли какие-то санкции со стороны Русской православной церкви последуют и против Филиппа.

Ведь те представители Церкви, которые нелицеприятно высказались о поступке Киркорова, не обладают никакими полномочиями для приведения своих намерений в действие. Необходимо решение Патриарха, а ему, судя по всему, сейчас совершенно не до суррогатного материнства вообще и дочери Киркорова в частности. Вся шумиха вокруг этих заявлений вызвана вовсе не реальной угрозой отлучения, а скандальностью самой ситуации: поп-короля, крестившего свою дочь, известные священнослужители хотели бы отлучить от Церкви!

Однако сама ситуация порождает множество вопросов. Прежде всего: а что же такое на самом деле отлучение от Церкви, и есть ли основание применить такую грозную санкцию к Филиппу?

Киркорова занесло на путь Pussy Riot

На самом деле отлучение от Церкви — штука, действительно, очень серьезная. Но только для тех людей, которые действительно являются христианами. Начнем с того, что и применяться отлучение от Церкви может только к людям, которые являются членами Церкви. В давние времена, когда формировались каноны, определяющие содержание церковных санкций, «номинальных» членов Церкви, «захожан», фактически не было. Если человек становился христианином, он существовал не сам по себе, а в христианской общине, собрании, церкви, отлучение от которой действительно было для него серьезным событием.

В те времена приход в Церковь был делом глубоко сознательным; не было храмов, куда можно бы было просто зайти постоять, поставить свечку и т. п. Если человек называл себя христианином, он зачастую становился изгоем для языческого окружения, и его последующая социализация проходила в сообществе таких же, как он. Зачастую люди пытались совместить свою новую веру и привычный образ жизни, который сильно не совпадал с христианскими понятиями о нравственности. Каноны, которые в той или иной форме начали формироваться с самых первых дней существования Церкви, четко определяли, что совместимо с христианской верой, а что нет.

Сам принцип отлучения от Церкви — это отнюдь не проявление жестокости, нетерпимости или фанатизма. В канонах Василия Великого, Григория Нисского, в постановлениях Трулльского собора церковные санкции против согрешившего названы врачеванием. Их смысл — в исправлении человека, которое достигается через работу над собой и осознание греховности своего поступка. А вовсе не публичное унижение, кара и т. п.

Более того! Согласно 52-му Апостольскому правилу, «если кто, епископ, или пресвитер отвратившегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Ведь он тем самым опечалит Христа, сказавшего: радость бывает на небе о едином грешнике кающемся».

Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?

К сожалению, в Средние века в Европе сильно укоренилось другое понимание греха: как преступления против Бога. Соответственно, и церковные санкции уже начинали осмысляться не как лекарства от греха, а как кара за преступление.Даже в устах выдающихся мыслителей тойэпохи звучалистрашные слова о том, что если уж за оскорбление королевского величества следует наказание, то тем более суровое наказание должно следовать за оскорбление Бога.

Нельзя сказать, что это было чисто католическим явлением. Подобные представления проникали и в православие, переживавшее богословский упадок после мусульманских завоеваний. Но для Востока, особенно на Руси, все-таки оставалось более традиционным и распространенным исконное осознание греха в первую очередь как болезни души. Грех был в первую очередь не столько виной человека (хотя и виной, конечной, тоже), сколько его бедой.

Отлучение от Церкви преследовало очень важную цель: засвидетельствовать, что подобные взгляды или подобный образ поведения не совместимы с верой Христовой. В первую очередь, составители канонов думали о самом отлучаемом: ему не давалась возможность для самообмана. Человеку, увы, свойственно успокаивать свою совесть, находить красивые оправдания своим неблаговидным поступкам… Факт отлучения заставлял его задуматься о своей жизни и еще раз определиться с выбором: или он желает оставаться членом этого сообщества, или нет.

Читайте также: Уход от бездуховности для галочки

Не менее важной целью было и ограждение других христиан от соблазнов греха или ереси. Пока то или иное учение публично не осуждено, оно может выступать под церковной личиной, привлекая легковерных людей.

Вообще же, отлучение от Церкви бывает нескольких видов. Во-первых, это временное отлучение от Причастия. Для большинства современных «захожан», которые причащались, возможно, только несколько раз в жизни, (а то и вообще не причащались) очень трудно осознать тяжесть этой меры. Для христианина регулярное причащение, участие в Евхаристии — важнейшая часть духовной жизни. Это Таинство, установленное Самим Христом как форма высшего соединения человека с Богом.

Во-вторых, существует отлучение не только от Причастия, но и от молитвенного общения. Молитва — это общение человека с Богом. Если человек укоренился в ложных представлениях о Боге или считает нормальным образ жизни, противоречащий Божьим заповедям, то нетрудно догадаться, как это скажется на образе его молитвы. Совместная молитва с ним, мягко говоря, неполезна для членов Церкви.

И, наконец, «великим отлучением» является анафема. В православной традиции это отнюдь не церковное проклятие, как считают многие. Это грозное предупреждение для всех: данный человек или группа людей уже не имеют к христианству никакого отношения. Анафема, конечно, не может налагаться на тех, кто итак никогда не считал и не выдавал себя за членов Церкви. Невозможно анафематствовать атеистов, мусульман, буддистов и пр. Это самая строгая внутрицерковная мера предупреждения. Анафема может быть снята, это не окончательный приговор, вынесенный человеку. Бывало, что анафема снималась уже посмертно.

Читайте также: Pussy Riot — цинизм или вольница?

На Западе в средние века сложилось понимание анафемы как активного пожелания зла грешнику или отступнику, своего рода церковного проклятия. К чести католической Церкви надо сказать, что на сегодняшний день это наследие средневекового богословия успешно преодолевается. В деяниях последнего Собора католической Церкви полностью отсутствуют какие бы то ни было анафемы, а сам термин фактически изъят из употребления.

Церковные санкции для священнослужителей идентичны санкциям для мирян. Существует временный запрет в священнослужении, пожизненный запрет в священнослужении (в обоих случаях христианин все-таки остается священником), и как аналог полного отлучения от Церкви — извержение из священного сана. Последняя мера очень сурова. Извержение может быть признано недействительным, если было совершено незаконно. Но если на момент отлучения священнослужитель вполне его заслуживал, то даже в случае покаяния он может вновь стать членом Церкви только как мирянин.

Так могут ли отлучить от Русской православной церкви Филиппа Киркорова? Теоретически, да, ведь суррогатное материнство, к помощи которого он прибег, недвусмысленно осуждается той Церковью, к которой он формально принадлежит. К сожалению, вся ситуация вокруг поп-короля ясно говорит об одном: каноны, которые формировались для сознательных христиан, перестают работать в обществе, где к Церкви себя относят все кому не лень, а руководство Церкви делает вид, что все нормально. Боясь потерять паству, пытается компенсировать качество количеством.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *