Отвержение или отвергание?

1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: «За это Я тоже отвергну тебя». Это относится как к отдельным людям – Исаву (Евр 12:17), царю Саулу (1Цар 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: «Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» (Ос 4:5,6). Вероятно, отвержение израил. народом слова Божьего доставляло пр. Иеремии самые сильные страдания (Иер 6:19,30; Иер 7:29; Иер 14:19; Иер 52:3; Плач 2:7; Плач 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Св. город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4Цар 23:27). «Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3Цар 9:7), то же касается и жертвенника (Плач 2:7). Факт Божьего → избрания нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора и Арамлян – из Каира? Вот очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам 9:7,8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (Мф 11:20 и следующие). «Сыны царства» будут «извержены во тьму внешнюю» (Мф 8:12). Лишь в одном случае избранность остается вечной, несмотря на отвержение. Христос, этот «камень, который отвергли строители» (Мк 12:10 и парал. места), имеет власть определять судьбы мира и участь отдельных людей: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Лк 20:18; 1Пет 2:8), а «верующий в Него не постыдится» (ст. 6). Ибо отвергнутый камень стал → краеугольным, главою угла, завершающим и несущим на себе новый Храм, народ Божий;
2) Павел, познавший на собств. опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израил. народа (Рим 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (Рим 9:1 и следующие). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (Рим 11:11 и следующие). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть «да» и «аминь» только во Христе (2Кор 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (Рим 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать (ст. 32). Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь (ст. 23). → Остаток;
3) не противоречит ли окончат. отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (Ин 3:16) и «все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (Мк 16:16; Ин 3:16,18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1Кор 9:27). Помилование не является долгом Бога, Он свободен в проявлении Своей милости (Рим 9:15). Поэтому Он может и отвергать. В том и в другом Он проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончат. решение может и смиренная просьба: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс 50:13).

Мы пытаемся не замечать свои раны, закрываем на них глаза. Но когда кто-то к ним прикоснется, мы неизменно их чувствуем

Вот уже 25 лет я занимаюсь исследованием пяти основных травм человека, и считаю, что это уникальная методика .

Пять травм человека – это травма отвергнутого, травма несправедливости, травма униженного, травма предательства и травма брошенного. У каждого из нас есть, как минимум, четыре из них – лишь травма униженного встречается не у всех. Как правило, одна или две травмы у человека ярко выражены.

Травма, которая доставляет больше всего боли, и причиняет самые серьезные заболевания, – это травма отвергнутого. У каждого из нас она есть, но ощущаем мы ее в разной степени. И переживаем ее сами с собой, ставим под сомнение свои качества как человека. Это очень больно, поскольку мы чувствуем себя ничтожными, ничего не значащими, ничего не стоящими.

Мои скандалы с мужем были действительно болезненными. С ним я очень часто переживала травму предательства. Он часто давал обещания, но не сдерживал их. Именно эта травма была активна у меня в первую очередь. И я так болезненно это переживала, постоянно возвращалась к его предательствам в своих мыслях лишь потому, что за травмой предательства стояла травма отвергнутого. Именно она доставляла мне столько боли.

На тот момент я была убеждена, что травма отвергнутого у меня очень маленькая. Но на самом деле она была такой же, как у всех, – просто «пряталась» за более сильной травмой. Человек с травмой отвергнутого страдает лишь потому, что остается наедине со своей болью. Он «отвергает» самого себя в своей голове и ему не с кем об этом поговорить.

Первая реакция человека на травму отвергнутого – делать вид, что ничего не произошло. Мы говорим себе, что все не так уж плохо, как кажется, и со временем все наладится, и не стоит даже об этом говорить. А не говорим, потому что сильно боимся, что нас снова отвергнут.

Отвержение активируется родителем одного пола. Травма несправедливости также активируется родителем одного пола. Я говорю «активируется», потому что мы приходим в этот мир уже с травмами. Какая у вас будет травма, решается задолго до вашего рождения, и мы соответственно выбираем родителя, с которым нам легче пережить эти травмы и проработать их.

Травма, доставляющая больше всего боли и причиняющая самые серьезные заболевания, – это травма отвергнутого

Чем больше и сильнее мы чувствуем травму несправедливости, тем меньше мы способны прочувствовать травму отвергнутого – она намного сильнее. Человек с такой травмой носит соответствующую «маску тела». Его тело как бы показывает, какой он маленький, что он хочет занимать поменьше места, хочет даже исчезнуть. А человек с травмой несправедливости будет носить маску очень жесткого, негибкого, прямого. Он негибок в своем теле, ходит очень прямо.

Мы прячем эти травмы за «маской силы» – чтобы не чувствовать ту боль, которая в нас накопилась. Если вы переживаете гнев, это всегда либо травма несправедливости, либо травма предательства. Мы можем переживать гнев относительно себя и относительно других. В первом случае мы постоянно критикуем себя, осуждаем. Но при этом одеваем «маску силы», отчего внешне крепнет наше тело, становится более жестким.

У мужчин и женщин с травмой несправедливости или травмой предательства жесткий живот. Если живот мягкий, это признак травмы брошенного.

Травма предательства и травма брошенного активируется человеком противоположного пола. Люди с травмой предательства настолько сильно пытаются все контролировать, что совершенно не чувствуют того страха, который есть внутри них, — страха быть покинутым.

Я очень сильно контролировала своего мужа. И все потому, что боялась, что он меня бросит. Я переживала страх быть покинутой, но совершенно не замечала этого, и делала вид, что все хорошо.

Травму брошенного, как и травму отвергнутого, мы переживаем сами с собой. Это пассивные травмы. Человек с этими травмами думает, что он ничего не стоит, и сказать ничего хорошего не может, поэтому лучше сидеть и помалкивать. Все это мы храним внутри себя, не выпускаем наружу. Но непроявленный гнев и непроявленная боль никуда не деваются – они начинают съедать нас изнутри. Тело у человека будет мягкое, потому что ему не хватает поддержки, и он постоянно хочет о что-то опереться.

Тело человека вообще очень мудро устроено. Если происходят внутренние изменения, меняется и тело человека. Когда я была замужем за первым мужем, размер бедер у меня был больше, чем размер верхней одежды. За 35 лет после этого мое тело кардинально изменилось. И подобные изменения я наблюдаю у других людей. С другой стороны, не у всех эти изменения так очевидны.

Есть еще одна травма, особенная. Это тоже травма, которую мы проживаем сами с собой, – травма униженного. Если кто-то вам что-то сказал, и от этого вы чувствуете себя униженным, это не значит, что у вас травма униженного – унижение вы можете переживать как несправедливость, предательство, отвержение. Это может быть любая травма. Главное – не цепляйтесь за слова.

Травма униженного находится на грани между физическим и духовным. Человек с этой травмой стремится быть ближе к духовному, божественному. И делает все, чтобы быть достойнее в глазах высших сил. Такие люди всегда пытаются быть хорошими, чтобы заслужить свое местечко на небесах. Они будут, скорее, прислушиваться к потребностям других людей, чем к своим собственным. Эти люди носят «маску мазохиста». Они очень чувственные. Для них очень важно понять, что они имеют право быть чувственными, получать наслаждение, удовольствие – от еды, секса, дорогой одежды. Они должны всегда понимать, что имеют на это право. Вы можете быть очень духовным человеком, и иметь при этом право быть чувственным и получать все удовольствия этого мира.

Есть травмы незначительные, а есть и более сильные. В зависимости от того, насколько сильна и глубока травма, боль будет разной. Проблему создает не столько несправедливость и отвержение, а то, как мы на это реагируем. Наши маски – это наши реакции, точнее то, чем мы пытаемся прикрыть наши реакции. Мы пытаемся не замечать свои раны, закрываем на них глаза. Но когда кто-то к ним прикоснется, мы неизменно их чувствуем. И отреагировать можем очень жестко. И дело не в том, что человек причинил мне боль, а в том, что я не занималась своей раной.

Именно поэтому в первом браке я переживала так много эмоций – это была моя травма предательства. После этого было восемь лет незамужней жизни, за которые я очень многое поняла. Вот уже 33 года я замужем за другим человеком, и никогда у нас не было таких проблем, как с первым мужем. И не потому, что Жак вежливее, учтивее или любит меня больше – просто что-то поменялось внутри меня. Когда меняется что-то внутри вас, человек, находящийся рядом с вами, автоматически начинает вести себя по-другому.

Если вы не замечаете в себе этих травм, понаблюдайте за тем, как складываются ваши отношения с другими людьми. Если возникают конфликты, значит, вы чего-то в себе не понимаете, не прислушиваетесь к себе.

По материалам лекции Лиз Бурбо в Киеве. Первую часть читайте

Больше блогов

Бурменская Г. В. Принятие-отвержение как фактор детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в детстве и взрослости // Мир психологии. — 2018. — № 1 (93). — С. 108–126. В статье представлены результаты серии эмпирических исследований родительского принятия-отвержения как системообразующего фактора семейных взаимоотношений. Показано, что отношение родителя к ребенку — сложный и многомерный феномен, для характеристики которого следует учитывать не только определенное соотношение принятия и отвержения, но и психологически разные оттенки их проявлений. В связи с этим рассматриваются основные положения теории межличностного принятия-отвержения Р. Ронера, в которой описаны разные формы проявления родительского отвержения (эмоциональная холодность, враждебность, игнорирование, пренебрежение и др.). В эмпирическом исследовании показаны закономерные связи между материнским принятием-отвержением и характером формирующихся взаимоотношений между сиблингами: воспитание, основанное на принятии, закладывает базу для эмоционально-позитивных и близких отношений между братьями и сестрами, тогда как отвержение со стороны матери способствует формированию и закреплению напряженных, конфликтных или отстраненных отношений между сиблингами, которые имеют тенденцию сохраняться и во взрослом возрасте. Ключевые слова: семейная система, принятие, отвержение, детско-родительские отношения, взаимоотношения между сиблингами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *