Паломничество, что это такое?

§ 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

Великие географические открытия и идеи гуманизма изменили жизнь европейского общества. В XVI в. происходит ещё одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большой части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» — преобразование, переустройство). В данном случае Реформация — это движение за переустройство церкви. Как вы заметили, термин «Реформация» пишется с большой буквы (так же как и Возрождение) и обозначает целую эпоху.

Причины религиозной революции. Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о революции цен в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания. Рассмотрим её причины.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Нод влиянием идей гуманистов, признающих в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Папа римский и католические богословы. Карикатура XVI в.

Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Католической церкви всё труднее становилось сохранить своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и свершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.

«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием». Увидеть папу римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Десятки, сотни тысяч людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялись в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.

Торговля индульгенциями

Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не соответствовавшем служителям Бога.

И вправду, было чем возмущаться! Любимым развлечением многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка.

Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.

Дух наживы и предпринимательства коснулся и католической церкви. Её попытки приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней жажды наживы, а это плохо сочеталось с христианским вероучением.

Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были платить десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.

Вы помните об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов? За деньги церковь давала отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.

В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знающего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.

Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.

Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546). Предки Лютера были крестьяне, от них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Отец Мартина сначала был простым рудокопом, но затем разбогател и стал владельцем шести литейных мастерских. Воспитание дома было строгое, побои служили главным «педагогическим средством». Образование Мартин получил в религиозных школах, но и школьные учителя в качестве основного воспитательного средства предпочитали розги. В 18 лет юноша поступил учиться в Эрфуртский университет, а закончив его, постригся в монахи. Затем он продолжает изучать теологию в Виттенбергском университете, становится его профессором, доктором богословия.

Мартин Лютер

Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?

В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по Германии с ворохом индульгенций, предлагая свой товар в городах и деревнях. Его бесстыдство поражало. «Гоните монету, — кричал Тецель, — спасайте ваших близких! Как только монета окажется в моей кружке, душа грешника попадёт в рай!»

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.

«На этом я стою. И не могу иначе». Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь, предлагали ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня», — так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу стояли костры и их огонь доходил бы до неба и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, и он проповедовал им своё учение.

Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило заседание.

Император Священной Римской империи германской нации Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своего учения и подчинился папе, но получил отказ. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса, однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты.

Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры «12 статей» (программа восставших крестьян)

А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, по и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.

«Спасение верой» — это основополагающая идея учения Лютера. Он предложил верующим ответ на главный волнующий их вопрос: как достичь спасения души? Лютер не только осуждал отпущение грехов за плату, считая это злоупотреблением со стороны церкви и папства, но отвергал учение церкви о возможности спасения души лишь при посредстве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует Божий глас — это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. В отличие от учения католической церкви о спасении делом, о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего — это его индивидуальное дело.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.

Лютер учил, что священники должны растолковывать верующим Библию, научить их читать священные книги — быть наставниками в религиозной жизни. «У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера», — писал Лютер, доказывая, что священнослужитель — это должность, на которую может быть избран каждый верующий. Учение Лютера не признавало монашества. Он считал, что священники могут жениться, носить обычную одежду. Лютер заявлял, что церковь не должна владеть землями и большим имуществом, она должна стать дешёвой — освободиться от длительных обрядов, пышных одежд священнослужителей, богатого внутреннего убранства. И подчиняться церковь должна не папе, а светским владыкам, князьям и императорам. Богослужение в такой церкви ведётся на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.

Дальнейшее развитие событий показало, что учение Лютера нашло широкий отклик в народе. Некоторые из его последователей призывали к немедленному выступлению против церкви, уничтожению господ и имущественного неравенства.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524—1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Их борьба закончилась поражением.

Лютер выступления народа не поддержал и заклеймил их, назвав «разбойничьими шайками».

«Чья страна, того и вера…» После разгрома Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, а потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30—40-е гг. XVI в. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.

Боязнь потерять власть всполошила всех германских князей — и протестантов, и католиков. Некоторые князья-католики присоединились к князьям-протестантам и разбили армию Карла V. Император сам чуть было не попал в плен. Уставший от войн и преследовавших его неудач, Карл V в 1555 г. заключил с князьями в Аугсбурге религиозный мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных. Подданный был обязан исповедовать ту религию, которой придерживался его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…»

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации. 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии». 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне. 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера. 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…» Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясни те высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». 2. Об судите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии. 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии. 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520)

…Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство… ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… А если папа или епископ совершают помазание… посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо…

…И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.

Карл V Габсбург

В 1519 г. императором Священной Римской империи был избран король Испании Карл I (внук великих Фердинанда и Изабеллы), он стал императором Карлом V.

О владениях Карла V говорили, что это империя, где никогда не заходит солнце. Император властвовал над Испанией, Нидерландами, немецкими землями, Неаполем и Сицилией, колониями Нового Света.

О Карле V говорили, что это король, у которого нет отечества. Родился он в Нидерландах и прожил там до 17 лет. В юности Карл получил разностороннее образование, знал фламандский, испанский, немецкий, французский и итальянский языки. Карл был неутомим в работе и настойчив в достижении своих целей, умел преодолевать любые препятствия. Но при этом он был скрытен, упрям и недоверчив.

Карл V мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу. Конечно, Реформацию он встретил враждебно.

Христианское паломничество зародилось в IV в., Когда через несколько веков кровавых гонений христианство стало не только разрешенной, но и официальной, государственной религией и римский император-христианин Константин Великий поднял из небытия город Иерусалим, оскверненный язычниками. Еще недавно запущеная римская провинция Элия Капитолия (такое название носил Иерусалим течение двух веков гонений на христианство) и целая Палестина, засияли величественными базиликами, что запечатлевали каждое событие земной жизни Господа Иисуса Христа. В Иерусалиме были построены храмы Гроба Господня, Воскресения и Вознесения Христова, Честного Креста Господня, в Вифлееме — церковь Рождества Христова. С тех пор и по сей день Иерусалим — Святой город, а целая Палестина — Святая земля. С тех пор Иерусалим — величайшая святыня всего христианского мира и главный центр христианского паломничества.

Христиане не были изобретателями паломнической традиции. Они унаследовали ее от иудаизма, где существовал священный обычай посещать на праздник Пасхи Иерусалимский храм — величайшую святыню иудеев. В свое время двенадцатилетний подросток по имени Иисус, сын Марии и Иосифа из Назарета, как -то потерялся и, к счастью, был найден в храме именно во время такого паломничества, когда святая семья уже возвращалась домой. Об этом нам рассказывает Евангелие.

Впоследствии ученики и последователи Иисуса Христа, свидетели Его чудесного воскрешения, как к новой святыни отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться прежде Гробу Господню. Они также делали это на праздник Пасхи, но уже не иудейской, а новой, Христовой Пасхи, празднуя событие Его Перехода от смерти к жизни. Это были первые христианские паломники.

Местами для посещения и поклонения становились также местности и реалии, связанные с жизнью и деятельностью святых апостолов, христианских мучеников и прежде всего — Иисуса Христа. Город Назарет, в котором находился грот (остатки жилища) и источник Девы Марии, у которых архангел Гавриил возвестил Ей о рождении у Нее Сына Божия, стал третьим по значимости после Иерусалима и Вифлеема.

В период расцвета «священной археологии», как называют археологическую и реставрационную деятельность императора Константина Великого и его последователей (IV в.), в Палестине были найдены немало евангельских святынь — реликвий, связанных с событиями, о которых рассказывает Новый Завет. Крест, на котором вниз головой распяли апостола Петра, риза Богородицы, камни, которыми избит до смерти первомученик Стефан, реликвии, связанные со Страстями Господа, — столб бичевания, терновый венец, титло с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», святые лестницы, которыми Христос поднимался на суд к Пилату, гвозди, которыми Он был прибит к кресту и — самое святое! — Частицы Животворящего Креста Господня — такие реликвии были бесценными объектами благоговейного почитания. Впоследствии эти и другие новонайденные святыни расходились по разным уголкам христианского мира, часто их перевозили с места на место по несколько раз (бывало, что и насильственным способом), и каждая местность, принимавшей реликвию на хранение, становилась одновременно святым местом, местом паломничества.

Христиане чествовали и ветхозаветные святыни. Так, на Синайском полуострове (часть Египта) они посещали Неопалимую купину — куст, в пламени которого — как свидетельствует Ветхий Завет — Господь впервые явился Моисею. Со временем вокруг этой святыни возник христианский монастырь Неопалимой купины, который впоследствии стал известен всему миру как монастырь святой великомученицы Екатерины, нетленные мощи которой являюется второй реликвией этой обители.

***

Определенной вехой в истории христианского паломничества стал VIII век, когда назрела необходимость богословского обоснования благоговейного отношения к реликвиям, икон и святых мест. Тем более, что в Церкви Христовой возникло целое течение противников уважительного отношения к святыням, которые считали такие проявления набожности идолопоклонством. Тогда и состоялся Седьмой Вселенский церковный собор, участники которого осудили иконоборчество как ересь и сформулировали один из главных догматов Церкви: святые места, как и святые иконы, являются образами, что в таинственный способ соединяют нас с Первообразом — Христом, а потому заслуживают чествования и поклонения (в смысле осуществления перед ними поклона как жеста уважительного отношения). Причем честь и поклонение принадлежат Лицу, которое изображено на иконе или с которым связана определенная реликвия или место, а не самому изображению или месту. С тех пор реликвии, иконы и святые места, как видимые знаки Божьего присутствия, стали центральными в церковной традиции богочествования.

***

Шли века, христианство распространялось по миру все дальше от Иерусалима, где проповедовал сам Христос, и возникла первая христианская община, а, следовательно, все длиннее путь нужно было преодолеть, чтобы добраться до Святого города новым и новым новообращенным народам. Сегодня сложно себе даже представить те трудности, которые преодолевали давние паломники на пути в Святую землю. Тысячи километров, долгие месяцы изнурительного путешествия! Не каждый из них был уверен, что вернется домой живым. Не каждый, в конце концов, и возвращался. Опасности морского пути или пути через пустыню, угроза стать жертвой диких зверей, непогоды, дорожные болезни … Именно поэтому, отправляясь в паломничество, давний христианин полностью вручал свою жизнь в Божьи руки и совершал истинный подвиг веры. Тот же, кто погиб, так и не увидев Святой земли, твердо знал, что Господу было важным искренность его намерения, которая приравнивалась к самому подвигу.

Чрезвычайная трудность осуществления паломничества со временем вызвала отношение к нему именно как к покаянной жертве Богу, прочно связав в сознании христиан паломничество и покаяние. Древнее украинское слово проща (синоним к слову паломничество), которое происходит от слова прощать, лучше отражает сущность представлений о цели паломничества — получить Божье прощение, отпущение грехов.

В католической традиции со временем это породило понятие места отпущения- святого места, паломничество к которому в установленное Церковью время (преимущественно на определенный праздник) обещает так называемое наказуемое облегчение, то есть не только прощение грехов, доступное христианину через исповедь, но и облегчение покаянных страданий, которые будет испытывать душа уже после смерти человека, находясь в чистилище.

Каких еще благ искали паломники на своих путях? С давних времен многие письменных памятников донесли до нас свидетельства паломников, которые описывают многочисленные случаи исцеления от тяжелых недугов, утверждения в вере и даже обращения к святой христианской жизни. Самым ярким примером последнего стала святая Мария Египетская (IV в.), молодая проститутка, которая случайно оказалась среди паломников, направлявшихся в Иерусалим, и после посещения храма Честного Креста Господня пережила глубокое обращение, впоследствии став примером святой сдержанной жизни. Неслучайно святую Марию Египетскую молитвенно вспоминают в период Великого поста, как символ глубокого покаяния и подъема с глубокого греховного падения до высочайших вершин святости.

В период раннего Средневековья, когда религиозному сознанию был присущ крайний буквализм, паломничество использовалось даже с исправительной целью. Так, наказанием для тяжелых преступников была принудительное паломничество в отдаленные святые месте, путь к которым был особенно опасным.

***

После Святой земли вторым по значимости местом паломничества стал для христиан древний Рим. Именно с Римом связана жизнь святых апостолов, он не раз упоминается в книге апостольских Деяний Нового Завета. В Риме каждый камень был вымыт кровью первых христианских мучеников, гонимых и преследуемых, замученных и растерзанных хищными зверями, но непреклонных в своей преданности Христу. Здесь в глубоких катакомбах, огибающих город, было похоронено около 8 тыс. таких страстотерпцев. Именно в Риме погибли мученической смертью два наибольших Христовых ученика — Петр и Павел. Величественные базилики — Петра и Павла (Сан Пьетро и Сан Паоло), Иоанна Крестителя (Сан Джованни ин Латерано), Святой Марии Великой (Санта Мария Маджоре) и многое другое, стали хранилищами важнейших христианских реликвий. Здесь сберегаются мощи двенадцати апостолов Иисуса Христа, самых известных христианских святителей, многочисленные евангельские святыни: Ясли Иисуса Христа, святые лестницы, цепи апостола Петра …

Рим по праву назвали Вторым Иерусалимом, и паломничество в Вечный город стало таким же важным, как и посещение Святой земли.

***

Еще одним центром христианского паломничества в IV в. стал Константинополь. Задуманный и построенный Константином Великим собственно как крупнейший центр христианства, его новая столица, Константинополь назвался Новым Римом. Сюда император привез многочисленные реликвии, построив для их хранения и почитания новые большие храмы.

Величайшим собором города Константина был храм Святой Софии Премудрости Божией, который так поражал воображение своими невиданными размерами и роскошью украшений, породил немало легенд об участии в его строительстве небесных сил. Это было настоящее «небо на земле», с которым древнерусское летописное предание связывает крещения Украины-Руси. Ведь именно пораженный величием Святой Софии, князь Владимир Великий принял христианство. Именно в Константинополь в XI в. отправился первый паломник земли украинской — святой Антоний Печерский, который вернулся в Киев, зажженный идеей создания на Руси первого монастыря, который впоследствии прославится как Киево-Печерская Лавра.

***

История христианского паломничества во всем повторяет историю Церкви Христовой — с ее расцветом и кризисами, делениями и противостоянием нехристианском миру. В этой истории было немало трагических событий, которые на долгие века делали неприступными для христиан важнейшие святыни. Сам Иерусалим множество раз захватывали мусульманские народы. Чтобы освободить Святой город от неверных течение XII — XIII веков, в Палестину отправлялись специальные воинские формирования, призванные мечом освободить Гроб Господень от нечестивцев. Такие военные мероприятия, известные в истории под названием крестовых походов, считались также паломничеством, и участие в них обещало прощение и отпущение грехов.

Аналогична и судьба Константинополя, который, пережив многочисленные набеги и разрушения со стороны язычников и мусульман, окончательно упал под напором турок и с ХVст., является турецким городом, известным под названием Стамбул…

***

Однако, с любовью создана Господом, вся земля — святая. И видимо именно поэтому на свете не существует ни одного уголка, который бы не имел своего святого места, куда направлены паломнические пути. Это монастыри, прославленные святой жизнью своих жителей, храмы, где хранятся чудотворные иконы — особые иконы, усердная молитва перед которыми приносила и приносит чудесное освобождение от различных бед и болезней, места чудесных явлений Пресвятой Богородицы и др. Во все времена люди всегда стремились и стремятся посетить эти известные и менее известные святыни, а потому история паломничества будет продолжаться.

Обогащайтесь духовно с нами!

Патриарший паломнический центр УГКЦ

Паломнические туры в 2020 — возможность прикоснуться к истокам и достичь просветления там, где все начиналось. По стопам учителей и пророков: от Святой Земли до Гималаев, от Стамбула до Бари, от Валаама до Соловков — программы, цены, отзывы.

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев — участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции — Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и так далее. Все они проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм — это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов туризма является туризм религиозный. Главное в этом виде туризма — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества — но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной. Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Куда и почему едут

Если говорить о Египте, Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль — Иордания — Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима.

Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны.

Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия — Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария — Греция — Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия.

Большой популярность пользуются и комбинированные туры по России, наиболее востребованными среди них являются путешествия по Северо-западному региону (Коневец, Валаам, Кижи, Соловки). Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей. Например, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург и Алапаевск — очень разные города, объединенные общей темой царственных мучеников.

Фильм MYSTIC TIBET An Outer, Inner and Secret Pilgrimage (есть на торренте в русском переводе) — потрясающий документальный фильм Кристины Ландберг (Christina Lundberg), режисерши и продюссерши нескольких документальных фильмов на связанные с тибетским буддизмом темы, о паломничестве по Тибету под руководством ламы Сопы Ринпоче группы его учеников из разных стран мира.
Древние храмы, многие из которых были разрушены «культурной» революцией Китая, святые места, современные тибетские монахи и монахини, миряне, собирающиеся, только узнав, что приехал Ринпоче. И правдивые периодические комментарии о том, что в «такой-то момент китайская полиция запретила Ринпоче проводить публичные учения/ритуалы».
Картинка очень яркая и рельефная — с одной стороны — история йогинов, древние монастыри, священные места, мантры, выбитые на камнях; с другой — желание китайского правительства отнять у людей Дух, связь, как с их корнями, так и с небом.
Ринпоче не просто показывает ученикам святыни, выступая в роли гида, но и подносит кхатаги всем святыням, простирается перед ними, совершает церемонии, благословляет пришедших к нему монахов, монахинь и мирян, передаёт учения своим ученикам, т.е. ведёт себя как Гуру и Лама.
Именно присутствие ламы Сопы Ринпоче выделяет этот фильм среди прочих документальных фильмах о паломничествах, позволяя не просто скользить по поверхности наблюдаемого, но и соприкасаться с этим, видеть чуть более полное изображение, потому что он собирает вокруг себя принципиально иное пространство, нежели чем собирают вокруг себя обычные команды «западных паломников».

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.

Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело. Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство. Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.

Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.

Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.

Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страны более 1000. В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду. Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига. А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.

Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.

Добро пожаловать на святую землю Эллады!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *