Памятники архитектуры византии

← →

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем — столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре — бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках — одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое — яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.

После переноса императором Константином столицы из Рима в Византий (в конце IV века), названный позже Константинополем, начался расцвет великой византийской культуры, в том числе архитектуры. После завоевания Греции, стран Передней и Малой Азии, Италии, Средиземноморья, Византия становится огромнейшим государством. Традиции народов новых территорий оказали на ее культуру просто огромнейшее влияние. Разумеется, при этом были соблюдены и древние античные традиции.

Основные особенности византийской архитектуры

• Использование купола в центральной части здания. Хотя подобные конструктивные элементы и применялись ранее в Риме и на Востоке, византийцы первыми придумали размещать их на так называемых парусах, что позволило устраивать менее громоздкие стены, и, следовательно, расширять помещение. Купола ставились на параллелепипед, стены которого в верхней части имели дугообразную форму.
• Внутри храма, в подкупольном пространстве, создается галерея, напоминающая хоры. Снизу ее поддерживали колонны. В самом куполе устраивается окно, предназначенное для освещения.

• Колонны выполнялись в виде четырехгранной усеченной пирамиды и располагались меньшим основанием вниз. Эти элементы украшались орнаментами, чаще всего растительными.
• Минимум архитектурных деталей во внутреннем убранстве и максимум богатого оформления. Стены облицовывались мрамором и покрывались позолотой, мозаиками из смальты и фресками.
• Окна устраивались обычно узкие и с закругленным верхом. Зачастую древние зодчие группировали их по два или три. Такие композиции оформлялись поддельной аркой и разделялись небольшой колонной. Часто окна закрывались решеткой или каменной конструкцией с отверстиями.
Все эти основные архитектурные элементы развивались постепенно и не всегда применялись в полной мере. При возведении зданий обычно использовались плинфа, кирпич и камень. Скрепляли их известковым раствором. Часто в него для прочности добавлялся толченый кирпич. Иногда в кладке кирпич и камень перемежались в кладке. В тех районах, где поблизости от городов залегал известняк, для возведения храмов использовался именно он. Влияние византийских архитектурных традиций распространилось практически на всю территорию современной Европы. Храмы, построенные в таком стиле, до сих пор сохранились во многих странах. На Руси, в Киеве, была выстроена София Киевская в византийских традициях зодчества. Наиболее характерной для византийского стиля постройкой можно считать константинопольский Софийский собор. Кроме него, можно вспомнить Сумельский монастырь и церковь Святой Ирины там же, в Константинополе, который нынче носит название Стамбул.

София Константинопольская

Собор Святой Софии в Константинополе можно назвать настоящим архитектурным сокровищем. Построена она была во время правления императора Константина в VI веке. При строительстве были использованы остатки мраморных конструкций древних храмов, привезенные в столицу из многих провинций. Например, колонны были доставлены из Рима, Эфеса и Афин. Святая София часто страдала от землетрясений и пожаров. Подвергалась она и разграблениям во время нашествий. В первый раз это сделали крестоносцы в 1204 году. Во второй раз – турки в 1453 году. Они замазали бесценные фрески штукатуркой, а к самому храму пристроили четыре минарета. София Киевская была переименована в Айя-Софию. В основе композиции этого собора лежит тип трехнефной базилики, сочетающийся с центрированным способом постройки здания. Стены выполнены из кирпича. Главный купол лежит на четырех столбах, разделяющих пространство храма на три нефа.

Собор Святой Ирины

Храм Святой Ирины – одна из самых ранних византийских церквей. Находится она во внутреннем дворе дворца Топкапы, который был возведен на месте когда находившейся здесь резиденции византийских императоров. Очень интересным можно назвать мозаичный притвор этого храма. Церковь была возведена в IV веке также во времена правления императора Константина. Построен храм на месте бывшего языческого культового сооружения, посвященного Афродите. В 532 году церковь сгорела. Восстановлена она была императором Юстинианом. Перестройке храм подвергся и в 740 году, после того, как сильно пострадал во время землетрясения. После завоевания Константинополя турками в 1453 году в помещениях собора долгое время находились оружейные склады. В более поздние времена здесь был устроен сначала Археологический, затем Императорский, а далее – Военный музей. В настоящее время в храме находится концертный зал. Основными отличительными признаками византийской архитектуры можно назвать купола, мозаики и фрески. Культура и, в частности, традиции зодчества этого древнего государства оказали большое влияние на архитектуру Европы и Руси того времени. До наших дней, к счастью, дошло довольно много красивейших памятников византийского зодчества.

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов (9, стр. 28).

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V-VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.

Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов (10, стр. 63-64).

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах (7, стр. 103-104).

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Площадь Августейон

Вскоре после основания Константинополь стал столицей Византийской империи и оставался ей до 1453 года, когда был захвачен турками и превращен ими в столицу Османской империи. После взятия Константинополя османы стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. Константинополь при турках сильно менял свой облик, и в результате современный Стамбул мало чем напоминает Константинополь византийского периода. Предлагаем вам совершить прогулку по утраченному Константинополю.

Стены Константинополя. Источник: wikipedia.org

Собор Святой Софии, сохранившийся до наших дней, но в виде мечети, стоял на площади Августейон. Она была названа по имени Августы Елены — матери императора Константина Великого. Это был обширный четырехугольный форум, со всех сторон окруженный великолепными колоннами. При императоре Юстиниане I (527−565 гг.) всю площадь, выстланную мрамором, окружали портики, поддерживаемые двойными рядами колонн. В центре на огромном основании из белого мрамора была воздвигнута высокая бронзовая колонна. На вершине ее возвышалась над окружающими зданиями колоссальная статуя Юстиниана I. Он восседал на коне, держа в левой руке шар, увенчанный крестом. Правая рука статуи была повелительно простерта на восток.

На Августейоне размещались самые прекрасные дворцы и общественные здания Константинополя: палаты патриарха, библиотека, бани Зевксиппа, сенат, преторий. В западной части площади возвышался так называемый «Милий», от которого начинался (как и в Древнем Риме) отсчет миль по всем дорогам Византийской империи. Он представлял из себя тетрапилон (двойная триумфальная арка) с пирамидальной крышей, стоявший на четырёх арках. В его центре возвышалась мраморная колонна (собственно Милий), на которой были высечены расстояния до основных городов империи. Под крышей рядом с колонной находились обращённые на восток статуи императора Константина и его матери Елены с крестом в руках, а также изображение богини Тюхе позади них. После завоевания Константинополя османами Милий оставался практически нетронутым вплоть до начала XVI века, когда он был, вероятно, снесён в ходе расширения близлежащего акведука и последовавшего за ним строительства водонапорной башни. В 1967—1968 годах, в ходе теоретических исследований местонахождения памятника и после сноса стоявших на этом месте зданий, в результате раскопок были обнаружены части фундамента и фрагмент одной из несущих конструкций Милия — столб, ныне выставленный напоказ во дворе собора Святой Софии. Современная площадь, находящаяся на месте Августейона, называется Султанахмет.

Большой императорский дворец

От Августейона начиналась так называемая «императорская дорога», которая вела к Халке — парадному входу в Большой императорский дворец. Дворец, располагавшийся к югу от храма Святой Софии, состоял из множества отдельных ансамблей. Первоначальным ядром комплекса был дворец Дафна, построенный императором Константином Великим еще в IV веке у самого Ипподрома и площади Августейон. Потом он расширялся и укреплялся стараниями других императоров — Юстиниана, Феофила и Василия Македонянина.

Большой дворец византийских императоров вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части — Халку, Дафну и собственно Священный дворец. Халка состояла из целого ряда комнат; входили в нее со стороны площади Августейон через железные двери, которые вели в сени. Эти сени, крытые черепицей из золоченой бронзы, состояли из полукруглого двора с поднимавшимся над ним сферическим сводом. Прямо против него находилось квадратное здание с куполом, сплошь украшенное мозаичными композициями на темы военных походов императора Юстиниана. В куполе были изображены император и его супруга Феодора, окруженные синклитом и празднующие триумф над побежденными вандалами и готами. Стены и пол Халки покрывали мраморные плиты.

Мозаика времён Юстиниана. Источник: wikipedia.org

В Халке размещались трибунал Лихна, приемный зал, большой парадный зал, несколько церковных зданий (часовня Спасителя и часовня Святых Апостолов) и три гауптвахты. Большой консисторий созывался в парадной зале, в которую вели три двери из слоновой кости. В глубине зала на возвышении был воздвигнут один из императорских тронов.

Часть Большого дворца, называвшаяся Дафна, начиналась большой крытой галереей, перед которой был портик с аркадами, ведущий в восьмиугольную залу. В этой части дворца располагалось много церковных зданий и залы для официальных собраний. Галерея, проходившая по верхним этажам, вела в маленький дворец, занимавший почетное место на Ипподроме. В этом здании было много покоев, и император облачался там в свои парадные одежды, чтобы присутствовать на играх.

Между Халкой и Дафной размещался Триклиний — столовая, в которой происходили официальные пиршества. Зал был разделен на две части: одна — для императора, другая — для приглашенных. Вторая часть вмещала до трехсот гостей.

Священный дворец заключал в себе собственно императорский дворец. При входе в него находился атриум Сигма, названный так за свою форму, напоминавшую эту греческую букву. Здесь придворные и высшие сановники ожидали выхода императора. За Сигмой шел перистиль, окруженный пятнадцатью мраморными колоннами. В центре его возвышался купол, поддерживаемый четырьмя колоннами из зеленого мрамора; они высились над троном, на котором во время празднеств восседал император.

Тронным залом императорского дворца являлся Хрисотриклиний (Золотая палата), возведение которого ученые обычно относят ко времени правления императора Юстина II. В VII—XII вв. в Хрисотриклинии начиналась, завершалась или полностью совершалась большая часть придворных обрядов. Здесь византийские императоры ежедневно принимали чиновников и чаще, чем в других тронных залах, послов и знатных иностранцев. В Золотой палате производили в чины и должности, в ней давались пиры и обеды, здесь же начинались и оканчивались выходы императоров в храмы и другие тронные залы. Хрисотриклиний непосредственно примыкал к жилым покоям византийских царей и их семейств, поэтому был самым удобным залом для ежедневных приемов сановников и для совершения обычных обрядовых действий.

Золотая палата представляла собой перекрытый куполом восьмигранник, каждая грань которого широкой аркой соединялась с прилежащим сводчатым помещением. Арка напротив входа закрывалась двумя серебряными дверями, на которых были изображены Иисус Христос и Богоматерь. Восточная арка Золотой палаты была обширнее других и заканчивалась нишей, в ней на возвышении располагался великолепный царский трон, на котором императоры Византии восседали во время особо торжественных приемов.

Другая большая тронная палата Священного дворца — это зал Магнавра, который сам был как целый дворец. В этом зале императоры давали аудиенции послам. В глубине на возвышении, занимавшем всю ширину здания, располагался золотой трон, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого «сидели» разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали, и «оглашали» зал своим радостным чириканием. Над низкими стенами шли галереи, предназначавшиеся для придворных дам.

Со временем Священный дворец сначала был оставлен, а потом и вовсе заброшен императором Эммануилом I Комнином, который в 1150 году избрал своей резиденцией Влахерны. Все дворцовые сооружения были постепенно снесены после падения Константинополя в 1453 году. Величественная и богато убранная дворцовая церковь была приспособлена под пороховой склад, который взлетел на воздух в 1490 году. В начале XX века были обнаружено несколько фрагментов Большого императорского дворца — тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом IV—V вв. еков. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории. Обнаруженные мозаики были перенесены в специально учреждённый музей мозаик. На территории, где располагался дворец, впоследствии были построены дворец Топкапы и Голубая мечеть.

Ипподром

Огромное пространство к западу от нынешней Голубой мечети когда-то занимал древний Ипподром, устроенный в подражание римскому Большому цирку. Ипподром еще в 203 году начал возводить император Септимий Север, а потом император Константин Великий прибавил к нему уступы, трибуны и другие сооружения, а портики украсил статуями. Длина Ипподрома достигала 400 м, ширина равнялась 180 м, и он мог вместить одновременно до 100−150 тысяч человек. Четыре огромных двери открывались в конце боковых стен; кроме них, на ступени амфитеатра выходили еще маленькие двери. С южной стороны, которая спускалась к морю, часть арены Ипподрома была приподнята при помощи высоких сводчатых стен. Она составляла полукруглую часть Ипподрома и называлась сфендоной.

Ипподром. Источник: pinterest.com

Для новой столицы Ипподром должен был стать тем, чем был Большой цирк для Рима. Но довольно скоро его значение оказалось большим, и Ипподром стал играть важную роль в общественной жизни Константинополя. На нем стали происходить все важнейшие городские события: здесь народ видел военные трофеи и пленных царей, здесь вновь избранный император впервые показывался народу, а потом встречался с ним. Над императорской ложей возвышалась башня, украшенная четырьмя конями, изваянными скульптором Лисиппом.

В центре арены Ипподрома поднималась узкая и длинная терраса («Спина»), представлявшая собой вытянутое возвышение, вокруг которого по беговым дорожкам мчались во время состязаний колесницы. На Ипподроме каждый из императоров оставил памятник своего правления, и обширная площадь вскоре превратилась в прекрасный музей, а «Спина» являлась и своеобразной выставкой скульптур и памятников архитектуры. На ней стояли колонна императора Феодосия, Замурованная, Змеиная колонны.

Среди бронзовых и мраморных статуй «Спины» выделялись также человек, борющийся со львом; умирающий бык; колоссального размера Геракл (работа Лисиппа — придворного художника Александра Македонского); волк, борющийся с гиеной; дикая лошадь, уносящий змею орел, чуть дальше — Адам и Ева, аллегорические статуи «Изобилие» и «Голод». Стояли на «Спине» и статуи императоров (Грациана, Валентиана и Феодосия).

Арена Ипподрома была окружена 30−40 рядами каменных ступеней, на которых сидели зрители. Ступени располагались амфитеатром, а над последним рядом вокруг всего Ипподрома шла легкая галерея, украшенная статуями. От ступеней арена отделялась рвом — чтобы охранить зрителей от диких зверей, а также предотвратить слишком яростные споры враждебных партий.

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204−1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Форум Константина

Форум Константина — один из форумов Константинополя византийской эпохи. Построен он был около 328 года при основании города императором Константином Великим. Форум Константина был первым в ряду городских форумов, расположенных на главной улице города — Месе. Последняя соединяла его с Милием, площадью Августейон и Большим дворцом на востоке, а также с форумами Феодосия и Амастрианом на западе.

На форуме находился самый бойкий и дорогой рынок города. Здесь велась оживленная торговля мехами, шёлком, льном, кожей и одеждами, а также свечами и конской сбруей. Форум был не только местом скопления торговцев и нищих — на нём также шла бурная общественная жизнь.

Форум. Источник: wikipedia.org

Форум имел овальную форму: с севера и юга он был окружён двухъярусной полукруглой колоннадой, а с запада и востока располагались две большие монументальные арки из белого мрамора, соединявшие площадь с главной улицей города. В левом портике форума находилась часовня Пресвятой Богородицы, построенная императором Василием I (867−886 гг.) в первые годы его правления. Рядом с ней торговали церковной утварью.

В центре форума стояла большая порфировая колонна высотой 37 м, торжественно открытая 11 мая 330 года в день основания города. Её увенчивала золотая статуя императора Константина в образе Аполлона. В 1150 году во время сильной бури статуя и три верхних барабана колонны обрушились, и вскоре император Михаил I Комнин водрузил на вершину колонны крест. В ходе разграбления Константинополя крестоносцами колонна была сильно изуродована. В 1453 году, когда город захватили турки-османы, крест сбросили с колонны. В 1779 году, после сильнейшего пожара, почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена дополнительными железными обручами.

Форум был украшен многочисленными античными статуями: среди них фигуры дельфина, слона и гиппокампа, статуи Палладиума, Фетиды и Артемиды, а также скульптура «Суд Париса». Сегодня практически невозможно определить их внешний вид или точное местоположение. В 1204 году все они были переплавлены захватившими город крестоносцами.

Сейчас на месте форума Константина находится площадь Чемберлиташ, в центре которой возвышается сохранившаяся колонна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *