Паникадило 6 букв

Русский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».

Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.

На самом деле паникадило — это огромная люстра, которая освещает храм. Название этого прибора пришло к нам из Византии, греческое слово πολυκάνδηλον переводится на русский язык как «многосвечие».

Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.

Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).

Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.

Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.

Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.

Примеры употребления слова паникадило в литературе.

И вещи, которые он точил, — паникадило, досканец и другие, из слоновой кости.

Лишь в алтаре толстые свечи у креста сыпали огни, широко отсвечивая в золоте и серебре паникадил, крестов и риз.

Ровно горят свечи в медных вызолоченных паникадилах, мягким сиянием наполняя тесную теремную церковь, — только-только поместиться иерею и семье княжеской.

Сам резал аналой, и тяжелые деревянные паникадила резал и украшал сам в долгие ночи одинокого пустынножительства.

В монастырях, в городах за спасами, в церквах, за папертями, в притворах, в алтарях — иконами, паникадилами, антиминсами, ковриками, по которым нельзя ходить, невидимо — ютился дух великого бога, правившего человечьими душами две тысячи лет, — рождением, моралью, зачатием и смертью, и тем, что будет после смерти.

Сейчас в соборе — единое дыхание граждан, торжественное золото облачений духовенства, мерцание свечей в паникадилах, хоросах и стоянцах перед иконами, ангельские голоса маленьких певчих и густой, сотрясающий своды голос хора, которому подпевает вся площадь перед собором, черные люди и знать, подпевают крыши и улицы, и, шевеля губами, беззвучно вторит литургии, стоя в иконном покое своем, великая неревская боярыня Марфа Борецкая.

Стали на крылосе петь, сразу и зажглось паникадило, — уж светится будто Рождество.

Услышь, святая соборная апостольская церковь, со всеми местными иконами и честными мелкими образами, со всеми апостольскими книгами и с лампадами, и с паникадилами, и с местными свещами, и со святыми пеленами, и с черными ризами, с каменными стенами и железными плитами, со всякими плодоносными деревами и цветами!

Внизу собора, у дверей, закинутых железным поперечным заметом, поет негромкий, приятный голос, и голос тот слышнее вверху, чем внизу, среди позолоты, церковных подвесов, паникадил, подсвечников и люстр.

Восковые свечи перед образами прикреплены к паникадилам так слабо, что от малейшего сотрясения должны были попадать в желоба с порохом: это всегда делали нарочно для того, чтобы самосожжение походило как можно меньше на самоубийство.

Самое мистическое настроение, которое еще не проходило тогда, придавало праздничную торжественность нашему свиданью, как колокольный звон, певчие и зажженные паникадила.

Французские — шпалерные и итальянские — парчовые кресла, пестрые ковры, несколько стенных часов, персидское оружие, медный глобус, термометр аглицкой работы, литого серебра подсвечники и паникадила, переплеты книг и на сводчатом потолке — расписанная золотом, серебром и лазурью небесная сфера — отражались многократно в зеркалах, в простенках и над дверями.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *