Папство в средние века

ПАПСТВО: РАСЦВЕТ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ В 12 И 13 ВЕКАХ

К статье ПАПСТВО

При великих папах 12 в. и начала 13 в. папство достигло такого могущества, какого оно не имело ни в какой иной период истории Католической церкви. Следующим шагом к дальнейшей централизации стало ограничение власти епископов. Что касается права диспенсации, то в 12 в. папы распространили это право на все законы, настаивая при этом, что постановления пап или соборов могут быть пересмотрены только папой. В 12 в. право отлучения от церкви было впервые закреплено за Святым Престолом — равно как и право канонизировать святых, которым до тех пор обладали и другие епископы. Учреждение папской инквизиции в конце 12 в. и начале 13 в. означало также дальнейшее оттеснение епископов папством на этом важном поприще. Папы Александр III (1159-1181) и Иннокентий III (1198-1216) созвали два собора в Латеранском папском дворце (III и IV Латеранские соборы); на них были приняты постановления, регулирующие порядок выборов пап (чтобы положить конец спорам, выборы отныне осуществлялись большинством в две трети голосов), а также многочисленные постановления дисциплинарного характера, осуждены различные ереси и введен запрет на создание новых монашеских орденов без санкции папы. Основание францисканского и доминиканского орденов в понтификат Иннокентия III явилось следующим шагом, направленным на сосредоточение церковной власти в Риме в обход местных епископов, поскольку братья этих орденов были освобождены от контроля епископов и подчинялись непосредственно папе.

Последующие споры со Священной Римской империей. При преемниках папы Григория VII, особенно при Александре III, борьба с императорами Священной Римской империи за независимость и превосходство духовной власти над светской продолжалась. Александр III встал во главе лиги вольных ломбардских городов, которая нанесла поражение императору Фридриху Барбароссе из династии Гогенштауфенов в решающей битве при Леньяно (1176), и вынудил императора отказаться от поддержки антипап, которых тот пытался противопоставить законному папе. При Иннокентии III папство достигло вершины своего могущества: Сицилия, Арагон, Португалия и Англия признали его в качестве своего феодального сюзерена. Папа Иннокентий был приглашен решить вопрос о законности выборов императора в Германии, подверг Францию шестимесячному интердикту, когда Филипп II отказался подчиниться католическому брачному праву, и провозгласил низложение английского короля Иоанна в ходе спора о назначениях на Кентерберийскую кафедру.

Теоретические основания споров. В ходе всех этих разногласий между папами и светскими государями по поводу границ юрисдикции и степени их независимости друг от друга те и другие выдвинули солидные теоретические обоснования собственных притязаний. «Легисты», с позиций гражданского права поддерживавшие превосходство королевской власти, и «канонисты», с позиций канонического права отстаивавшие преимущество папской власти, преувеличивали права защищаемой ими стороны.

Императорские притязания. Сторонники императора и королей ссылались на то, что всякая власть от Бога — и императорская, и папская. Оба получают свою власть непосредственно от Бога, и потому оба подчиняются только Богу.

Папские притязания были сформулированы папой Григорием VII в ходе спора об инвеститурах и приобрели более радикальный характер при его преемниках (вплоть до Бонифация VIII в начале 14 в.). Папа Григорий, продолжая традицию Амвросия Медиоланского и папы Геласия, утверждал, что духовная власть выше светской и что светский государь, будучи христианином, подчиняется церкви во всем, что касается вопросов морали и духовной жизни. Григорий считал, что папа является суверенным главою церкви, и при том — не в феодальном смысле ограниченной суверенности, а в римском имперском смысле абсолютного суверенитета, ограниченного только Богом и божественным законом. По мнению Григория, только папа, как единовластный глава церкви, обладает правом поставлять и низлагать епископов, только он может созывать общецерковные соборы и выполнять их постановления. Папские декреты не могут отменяться никакими земными властями, и любое дело, представленное на рассмотрение папского суда, с этого момента уже не может рассматриваться или пересматриваться в какой-либо иной инстанции.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Папская область, Церковная область, Папское государство (stato pontifico, stato della chiesa, stato romano, patrimonium s. Petri), теократическое государство в средней Италии, существовавшее с 756 до 1870 гг., подчиненное светской власти римских пап и представлявшее собой неограниченную монархию с избираемым монархом (папой) во главе. Столица — г. Рим.

Начало Папской ообласти положил франкский король Пипин Короткий, подаривший в 756 папе Стефану II Римскую область, часть территории бывшего Равеннского экзархата, Пентаполис.

Первоначально Папская область оставалась в границах империи Каролингов. С 962 входила в состав «Священной Римской империи».

В понтификат папы Иннокентия III (1198-1216) Папская область стала фактически независимой от императоров, а в 1274 была официально признана императором Рудольфом I Габсбургом суверенным государством.

Границы Папской области неоднократно изменялись. Светская власть пап в Папской области по существу была незначительной (за исключением отдельных периодов усиления папства). В X-XII вв. подвластной папам реально была лишь территория Рима и его округи. Антипапское восстание 1143 привело к падению светской власти пап в Риме. Восстановил власть над прежней территорией Папской области и значительно её расширил папа Иннокентий III.

В экономическом отношении Папская область в средние века была одной из наиболее отсталых областей Северной и Средней Италии. Лишь некоторые её города (Болонья, Перуджа, Сполето, Рим) отличались высоким уровнем развития ремесла и значительным размахом торговли. В Папской области в целом дольше, чем в других районах Италии, сохранялась крепостная зависимость. Население Папской области страдало от войн пап с императорами, от феодальных войн между папами и знатью. В XIV в. светскую власть пап в Папской области подорвали восстание Кола ди Риенцо в Риме, антипапские восстания в Перудже (1368-1369, 1371, 1375), в Болонье (1376) и др.

К 1377 под властью пап из городов Папской области остались только Рим и Римини.

С XV в. папы главным образом были заняты расширением территории Папской области.

В XVI-XVIII вв. в Папской области складывается режим абсолютизма.

В годы наполеоновского господства в Италии (конец XVIII в.- 1814) на территории Папской области существовала Римская республика 1798-1799, в 1809 большая часть Папской области была включена в состав Франции. После Венского конгресса 1814-1815, восстановившего Папскую область, феодально-клерикальная реакция оказалась здесь сильнее, чем где-либо в Италии. В то же время Папская область представляла собой очаг непрестанного революционного брожения (деятельность тайных обществ, заговоры, восстания).

В 1848-1849 папский Рим стал одним из главных центров буржуазной революции в Италии; в феврале 1849 была свергнута папская власть и провозглашена Римская республика; после подавления революции и ликвидации республики светская власть римского папы поддерживалась в Папской области находившимися там войсками французских интервентов. В ходе революции 1859-1860 отпали от Папской области и вошли в состав Сардинского королевства Романья (март 1860), Умбрия и Марке (ноябрь 1860). В 1870, с присоединением Рима к Итальянскому королевству (создано в 1861), Папская область прекратила существование.

Небольшое Папское государство было возрождено на части территории г. Рима в 1929 в соответствии с так называемыми Латеранскими соглашениями (см. Ватикан).

Христианство, возникшее в I в. н.э. в Римской империи, первые столетия своего существования систематически подвергалось жестоким преследованиям со стороны римских властей. Христиане, верившие в единство и всемогущество Бога-Создателя и учительскую миссию в религии Иисуса Христа, активно распространяли свою религию среди остального населения Римского государства, а римляне, считавшие покровительство своих языческих божеств важнейшим залогом общественного блага, не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционных верований. Христиане жили в разных провинциях империи общинами, возглавляемыми выборными предводителями – епископами (от греческого «επισκοπος – надзиратель»). Епископов и местных священников, позиционируемых как духовные наставники, христиане почтительно называли «παππας – отец».

В 313 г. римский император Константин I запретил преследования и дискриминацию христиан, а незадолго до смерти сам принял крещение. Несмотря на это, римские власти постоянно осуществляли попытки влиять на христианское священство, заставлять епископов вести проповеди в русле своей политики. В особенно сильную зависимость от императорской власти попали епископы Константинополя, со времен Константина ставшего столицей империи вместо Рима. Епископы Рима, где императорский двор больше не появлялся регулярно, наоборот, сохранили значительно бóльшую независимость. Они могли более беспристрастно разрешать возникающие в христианской общине внутренние споры, могли более смело критиковать не сообразующиеся с христианской моралью действия властей. Также именно в Риме закончил свою земную жизнь во время преследований один из учеников Иисуса апостол Петр, считающийся основателем церкви – системы христианского духовного наставничества, объединяющей епископов и местных священников. Ну, и сам Рим, хотя больше не был столицей империи, по-прежнему имел популярность ее культурного и духовного центра. Все это возвышало авторитет римских епископов в глазах христианской общины. А также способствовало зарождению противоречий между римской и константинопольской церковью, которые накапливались, правда, медленно, и только через семьсот лет привели к окончательному расколу христианской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную). В 343 г. епископы западных – латиноговорящих, областей империи признали римского епископа своим главой и сами стали обращаться к нему почтительным словом «papa», являющимся латинской переделкой греческого «παππας». Постепенно прозвание «Papa Romanus – Папа (отец) Римский» превратилось в настоящий титул римских епископов. Также римские папы заимствовали из древнеримской религиозной терминологии почетный титул понтифика (латинское «pontifex – строитель моста»), как в языческом Риме назывались жрецы высшего ранга. Отсюда происходит название периода правления Папы – понтификат После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет пап в христианском мире еще более возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. Кроме того, остготы воевали с императорами Константинополя, продолжавшими контролировать восточные территории распавшейся Римской империи (Византийская империя). Рим переходил в руки то византийских, то остготских войск. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках и светскую власть. Очень известной фигурой раннесредневековой церкви является папа Григорий I, бывший духовным главой Рима во время разорительного завоевания Италии германскими племенами лангобардов. Он организовал снабжение продовольствием страдающих от вызванного войной голода римлян, выкуп у лангобардов пленных жителей Италии и мероприятия по укреплению обороноспособности города. Также Григорий активно писал труды, адресованные простым христианам, в которых наставлял тех в христианских религиозных основах, призывал не увлекаться погоней за мирскими благами, а каяться в грехах и готовиться к скорому наступлению Судного Дня. Сравнивая людей в бренной жизни со жнецами, он спрашивал: «Зачем снимать жатву, если жрецу не суждено жить?», и предлагал каждому человеку беспристрастно взглянуть на собственную жизнь и понять, как мало на самом деле для нее нужно.

Папы, являвшиеся духовными наставниками для миллионов людей, живших в разных странах Средиземноморья, тяготились господством Византийской империи, подданство которой вынуждены были принять, чтобы хоть как-то обезопасить Рим от лангобардской экспансии. Светское подданство римлян было в основном формальным: Константинополь был сильно удален от их города, и Рим во внутренних делах сохранял самостоятельность, но пап совсем не радовала зависимость от императорских поставок материальных средств и воинов для охраны их безопасности. И очень кстати для них оказалось принятие христианской религии населением Королевства франков, обширные земли которого лежали к северу от Альп. В середине VIII в. король франков Пипин Короткий нанес поражение лангобардам, передал папе Стефану II (III) часть завоеванных в Италии земель и признал папу правителем нового государства, получившее название Наследия Святого Петра (христиане-католики считают апостола Петра первым христинаским епископом Рима, соответственно, возводят к нему начало римского папства) и в историографии известное просто как Папская область. Так папы стали не только духовными главами христианского мира, но и светскими владетелями подобно европейским королям. Впрочем, четыре столетия реальные властные полномочия пап оставались очень ограниченными властью сначала франкских королей, затем – римской родовой аристократией. Именно аристократическое чиновничество вершило основную политику в Риме и принадлежавших ему землях, тогда как Папа по сути лишь санкционировал принимаемые знатью решения. У церкви не было собственной военной силы, чтобы защищать свое влияние и наводить порядок в подвластных землях. В 800 г. папа Лев III короновал сына Пипина Короткого Карла (позже получившего прозвище Великий) императорской короной. О правлении Карла I Великого мы на history-thema подробно говорили в посвященной ему статье. Было заявлено о восстановлении Западной Римской империи.

В 962 г. папа Иоанн XII короновал императорской короной правителя Германского королевства (бывшей восточной части распавшегося государства франков) Оттона I. С этого времени возникает Священная Римская империя – обширная и весьма в лучшие свои годы сильная держава на Европейском континенте. Формально у нее было два правителя: Папа и император. Рим считался его формальной столицей, хотя светскими центрами его были города, где находилась резиденция императора: сначала Ахен, потом – Прага, потом – Вена. Несмотря на красивые проповеди о «союзе» духовного и светского, папы и императоры время от времени соперничали между собой, стремясь обогнать друг друга во влиянии на подданных. Императоры совершали завоевательные походы, приводили к повиновению вольнолюбивых вассалов, а церковь разрабатывала теории богоизбранности своей власти, которые проповедовала многочисленной пастве. В 1054 г. римские папы окончательно разорвали всякую солидарность с константинопольским патриархом и сохранившей тому верность православной (ортодоксальной) церковью, объединявшей христиан Византийской империи, Руси, Грузии и некоторых других областей Кавказа, часть румын. «Великая схизма» 1054 г. также стала событием, окончательно сформировавшим единую Римско-католическую (позже ставшую называться просто католической) церковь, подчиненную Папе Римскому. В 1059 г. на Латеранском соборе (собрании высшего духовенства) в Риме, созванном папой Николаем II, был утвержден новый порядок избрания пап, согласно которому участвовать в том могли лишь носители высшего церковного сана – кардиналы. Отныне избрание пап перестало юридически зависеть от воли и участия светских лиц, в том числе императоров. Императоры лишь утверждали выдвинутую кардинальским собранием – конклавом, кандидатуру Папы. Папа возглавлял весь огромный церковный аппарат в большинстве европейских стран.

Важным оружием в руках церкви было полномочие отлучать от себя людей, совершивших, по христианским представлениям, тяжкие злодеяния против религии (в том числе оскорбление или резкую критику самой церкви и ее иерархов) а в руках конкретно Папы – налагать интердикт, то есть, запрещение исполнять церковные обряды, на восставшие против религиозного порядка территориальные области. Отлученный от церкви лишался возможности церковного благословения и заступничества, становился изгоем в христианской общине, и даже хоронить его на христианском кладбище, по всем положенным обрядам было нельзя. Поскольку в те времена христиане воспринимали церковь как посредника между Богом и людьми, то считали ее благоволение залогом спасения в Судный День, гарантией защиты от кошмара попадания в загробной жизни в адский огонь. Для многих отлучение от церкви воспринималось страшнее самой смерти. Интердикт же означал для «проштрафившихся» области или даже целого государства невозможность даже заключать браки, крестить детей и хоронить покойников, что, по представлениям христиан средневековья, тоже могло обречь целые тысячи людей на погибель в загробной жизни. Согласно христианскому вероучению, все люди несут в себе часть греха, совершенного прародителями человечества – Адамом и Евой, которые ослушались Бога, вкусив запретного плода в Раю (т.н. «первородный грех»), исходя из чего, даже не совершавший в своей жизни никаких злодеяний (что на практике может быть только у младенцев) человек не является полностью духовно чистым, заслуживающим Божьей милости. И только в повиновении Иисусу Христу, от имени которого выступала церковь, христиане видели возможность спасения своих грешных душ. Потому немилость Папы вызывала у европейцев Средневековья подчас больший страх, чем мечи и копья королевских воинов. Интердикт, наложенный Папой на христианскую область, всегда грозил восстаниями ее населения против прогневавших понтифика светских властей. Если же от церкви отлучался правитель государства, его власть в том считалась более незаконной, а те, кто продолжал ему повиноваться, рисковали сами оказаться на его месте. И в 1077 г. император Генрих IV, босой и одетый в рубище, униженно молил о прощении римского папу Григория VII за то что ранее выступил против него, объявившего светскую власть греховной по своей сути и требовавшего ее полного подчинения власти духовной. Однако церковь продолжала нуждаться в финансировании, снабжении землями и военной защите. Григорий VII простил «заблудшего» императора и позже за это поплатился. Генрих IV заручился поддержкой ряда недовольных Григорием кардиналов, которые избрали собственного «папу» – Климента III, благословившего Генриха. Григорий, в свою очередь, провозгласил королем Германии и благословил на царство графа Рудольфа Райнфельденского, который стал сражаться с Генрихом. В итоге Генрих IV разгромил войска Рудольфа, явился со своей армией в Рим и низложил папу Григория, возведя на его место Климента.

Однако, несмотря на время от времени сотрясавшие церковь изнутри провоцируемые светскими правителями и сопровождавшиеся взаимными проклятиями и отлучениями расколы, папство продолжало укреплять свое влияние. И дело было не только в том, что церковь владела умами и настроениями населения средневековой Европы. В католической церкви существует целибат – обычай безбрачия священнослужителей. Поэтому церковные должности и звания не могли передаваться по наследству. Тогда как светским правителям служила феодальная аристократия, получавшая титулы от своих отцов, да и власть самих королей была наследственной. А это означало, что на церковные должности люди назначались посредством своих заслуг, а не происхождения. К тому же, чтобы стать даже рядовым священником, человеку требовалось долго и тяжело обучаться, терпеть серьезные лишения. Простые авантюристы и любители сытной жизни редко отваживались вступить на путь, ведущий на церковную кафедру. Соответственно, в церковной системе управления было гораздо больше талантливых, глубоко преданных своему делу людей, чем среди королевских чиновников. И эти люди гораздо лучше организовывали саму управленческую систему. Папская область была самым организованным государством в христианской Европе, а церковная организация была значительно надежнее системы управления светских государств. Кроме того, церковь распространяла свое влияние на совершенно разные народы Европы. Все христиане, независимо от национальной принадлежности, рассматривались ею как «братья во Христе». И из представителей разных народов формировались ее кадры. Церковные служащие не были скованы национальными противоречиями. Король Германии имел влияние только среди немцев, король Франции – только среди французов, а проповедям Папы внимал весь западно-христианский мир. В подчинение церкви переходили многие рыцари, недовольные властью своих феодальных сеньоров. С благословения Папы они организовывали самоуправляющиеся военно-духовные сообщества – ордена. Так у церкви фактически появились и собственные вооруженные силы. Рыцари этих орденов были главной ударной силой в так называемых крестовых походах – инициируемых католической церковью завоеваниях с целью распространения христианской религии и укрепления католического влияния.

Священная Римская империя при все широте своей территории была внутренне очень нестабильным государством: ее постоянно сотрясали феодальные усобицы и вольнолюбивые устремления немецких князей, время от времени выходивших из повиновения императору. В 1197 г. императоры утратили контроль над Италией, а в следующем году на папский престол взошел Иннокентий III, который вынудил принести себе вассальную присягу римского городского префекта (начальника). Папская область обрела полную независимость, а светские дела в ней стали вестись под строгим контролем церковного аппарата. Независимость Папы в своих владениях способствовала и возвышению церквоного влияния по всей католической Европе.

При папе Бонифации VIII (1294 – 1303) в Риме была разработана целая теория о неразрывной связи духовного и светского в форме «двух мечей», разящих врагов христианского мира. Папа полностью владел «духовным мечом», но и «светский меч», то есть, светская, мирская власть, должен был извлекаться из ножен только с благословения духовенства. Светского правителя сравнивали с луной, которая, не имея собственного свечения, отражает солнечный свет (то есть, в данном случае, власть Папы). Бонифаций в своей булле – каноническом постановлении, подтвердил, что только в лоне церкви может человек получить вечное спасение, и только через повиновение Папе это возможно. Однако именно в этот период началось новое ожесточенное противостояние между папством и светскими властями европейских стран. Король Франции Филипп IV Красивый сумел установить в своей стране сильную собственную власть. Европа в конце XIII – начале XIV вв. переживала пик хозяйственного благополучия и населенности (который вскоре сменился опустошительными голодом и эпидемиями). Лишенная военной поддержки германских императоров, Папская область не могла противостоять мощному французскому войску, а другие католические государства, не отличавшиеся особо большими размерами и силой, в то пресыщенное время не торопились рисковать мирским благополучием ради духовных идеалов, защищая Папу от такого грозного противника. Филипп IV, стремясь к полному единовластию в своей стране, не желал следовать политике Рима и вступил в острый спор с Бонифацием VIII, стремившимся, наоборот, еще больше укрепить папское влияние в Европе. В 1303 г. французское войско заняло Папскую область, а сам Бонифаций VIII был застигнут французами на церковной службе в своем дворце в Аланье неподалеку от Рима. Когда папа стал перед собравшейся паствой поносить французов и оскорблять их короля, прибывший с французами давний враг папы, как гласит предание, ударил его по щеке рукой, одетой в железную перчатку. Имело это место или нет, достоверно неизвестно, однако известно, что Бонифаций был заключен французами под стражу. И хотя через три дня он был освобожден разгневанными римлянами, такое ужасно унизительное обращение со своей персоной было немыслимым для понтифика. Вероятно, от болезни, вызванной этим душевным потрясением, Бонифаций VIII умер. После непродолжительного правления папы Бенедикта XI в 1305 г. на папский престол под нажимом Филиппа IV был избран француз Климент V. Филипп заверил конклав в том, что будет во всем повиноваться Клименту, однако в реальности, наоборот, Климент стал действовать в русле политики французского короля. Он перенес папскую резиденцию из Рима во французский город Авиньон, и начался продлившийся аж до 1376 г. период «Авиньонского пленения пап». В этот период папы избирались только из французов, постоянно заседали в Авиньоне и поддерживали правление королей Франции. Климент V упразднил базировавшийся во Франции духовно-рыцарский орден тамплиеров и санкционировал их преследование в разных странах Европы. Однако в 1315 – 1317 гг. Францию потряс опустошительный голод на севере страны, вызванный ее перенаселенностью в связи с предшествующим длительным периодом хозяйственного благополучия и сменившей тот чередой холодных и неурожайных лет. В 1348 г. не менее трети населения Франции вымерло от охватившей почти всю Евразию пандемии чумы («Черной смерти»). Кроме того, с 1337 г. Франция находилась в состоянии хронической тяжелый войны с Англией («Столетняя война»). Эти бедствия совершенно разорили казну французской короны, едва не привели к полному распаду государства. Поскольку французские короли больше не могли покровительствовать папам, в 1376 г. папа Григорий XI возвратил свою резиденцию из Авиньона в Рим. Начался новый период оспаривания папами влияния на западно-христианский мир у европейских королей. Однако фактически папы играли со светскими правителями в одну игру: стремясь избавиться от притязаний одного короля, они поддерживали других королей – светских врагов того. В 1378 – 1417 гг. на фоне политических противоречий между Францией и итальянскими государствами произошел Великий западный раскол, когда за престол, получая поддержку соответственно от французов или итальянцев, стали бороться три провозглашенных папами человека. Вслед за этим на три лагеря раскололся и весь католический мир. Только после вмешательства германского короля Сигизмунда противоборство было прекращено, а созванный по инициативе того в немецком городе Констанц собор объявил низложенными всех троих претендентов и в 1417 г. избрал на папский престол Мартина V. Констанцский собор для укрепления единства католической церкви и предотвращения повторных расколов издал постановление, что Вселенский собор – съезд высших церковных представителей от разных католических стран, имеет верховенство над папой и может отменить любое постановление того. Католическая церковь восстановила свою фактическую независимость от светских государств, но при этом ограничила власть самого Папы.

Практически все Средневековье отношения католической церкви, возглавляемой Римским Папой, и светских правителей представляли собой своего рода симбиоз Церковь призывала христианский народ к повиновению светской власти, взамен получая от правителей защиту и содержание. Однако симбиоз этот был нестоек: церковь не могла жить лишь духовной пищей, нуждалась и в материальных благах, но духовное играло в сознании людей того времени исключительно важную роль, нередко было выше мирского. И церковь, и правители на протяжение долгих столетий спорили, какая власть: духовная или светская, стоит выше. Иногда этот спор принимал очень острые формы. Но затем церковь и короли все равно были вынуждены мириться, потому что не могли существовать друг без друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *