Параскева саровская

В 1903 году Государь Николай Второй со своей семьёй прибыл в Саратов на торжества, посвященные канонизации преподобного Серафима Саровского.

В это время у царской семьи не было наследника, и по совету придворных он посетил блаженную Параскеву (Пашу) Саровскую. Она пересказала ему скорое рождение долгожданного сына-наследника.

После этого Царь стал постоянно обращаться за советом к юродивой 30 лет прожившей в саратовских лесах. Она предсказала ему мученическую смерть, а России — 70 лет царства Диавола.

Параскева (Паша) Саровская — юродивая, блаженная и пророчица

Паша Саровская — это дивеевская блаженная и юродивая. При жизни её очень почитали, но документальных свидетельств о её жизни, к сожалению, сохранилось мало.

Известно, что она обладала даром пророчества и поэтому её посещали высокопоставленные чины Российской империи и даже сам Государь Николай Второй с челнами царской фамилии.

Блаженная Паша Саровская. Литография 1908 год. Паша Саровская — это дивеевская блаженная и юродивая. Она обладала даром пророчеств и поэтому её очень почитали в России до революции

Житие блаженной называет её мирское имя Ирина, фамилия Серебренникова. Родилась она в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии.

Её родители, Дария и Иван находились в крепостной зависимости у господ Бусыгиных. Кроме Ирины у них родилось ещё трое сыновей и две дочери.

Несмотря на то, что Ирина (Паша Саровская) прожила в браке 15 лет, детей у неё не было.

В возрасте семнадцати лет Прасковья Ивановна вышла замуж. Её мужем стал крестьянин Федор. Она же стала для него примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры.

С мужем Прасковья прожила 15 лет, но дети у них не родились. Сама Паша Саратовская, когда уже приняла на себя подвиг юродства, говорила, что её муж родился «такой же глупенький, как и я».

Видео: Дивеевские блаженные. На 26 минуте автор рассказывает о Паше Саровской, которая появилась в Дивеево после смерти другой дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны.

По окончанию этого срока, Бусыгины продали семейную чету в соседнее татарское село Сургодь помещикам-немцам лютеранского вероисповедания.

Новыми хозяевами будущей блаженной стали подлекарь (врач, не имеющий законченного медицинского образования), надворный советник Карл Шмидт и его супруга, урожденная фон Ганевальд.

Через пять лет проживания на новом месте муж блаженной умер от чахотки и поэтому Шмидты взяли Ирину в кухарки и экономки.

Блаженную Прасковью обвинили в краже, и ей пришлось бежать в Киев

Господа хотели выдать Ирину замуж вторично, но на все приказания она отвечала: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду». После этого её оставили в доме.

Однако через полтора года произошла беда: в усадьбе Шмидтов обнаружилась покража двух холстов. Прислуга оговорила девушку, и началось следствие.

Становой пристав с солдатами по просьбе помещиков стали её зверски пытать: били, истязали, пробили голову и порвали уши.

Киево-Печерская Лавра. 1875 год. После того, как Ирину (Пашу Саровскую) обвинили в краже холстов у господ, она бежала в Киев на богомолье

Несмотря на все пытки, Ирина утверждала, что она не брала холстов. Чтобы выяснить правду, господа пригласили местную гадалку, и та показала, что холсты украла другая Ирина.

Кроме того, она также указала место в реке, где воровка их спрятала. Таким образом, холсты нашлись.

После перенесенных пыток Ирина была не в силах жить у господ-нехристей и сбежала от них, отправившись в Киев на богомолье.

Здесь будущая блаженная встретилась со старцами, и в ней родилось и окрепло желание служить Богу. Тем временем помещики обратились в полицию с заявлением о её самовольном уходе.

Привал арестантов. В.И.Якоби. 1860 год. Когда Паша Саровская бежала от своих господ второй раз, полиция её вернула по этапу вместе со всеми арестантами. Помощники же второй раз не приняли блаженную и выгнали её раздетую и без еды на улицу

Через полтора года беглянку нашли в Киеве. Сюда она добралась Христовым именем на богомолье. Ирину схватили и отправили в острог.

Потом её по этапу доставили к помещику. Шмидты чувствовали свою вину и поэтому простили женщину. Её сделали огородницей, и она год прожила вместе с ними, исполняя эту работу.

После второго побега от помещиков Паша Саровская 30 лет жила в лесах

Пребывание на богомолье в Киеве так подействовало на блаженную, что вести прежний образ жизни она уже не смогла. Через год женщина опять бежала от своих господ.

Через год полиция опять нашла её в Киеве и вернула помещикам. В этот раз они её не приняли и с гневом выгнали на улицу деревни без куска хлеба и раздетую.

Блаженная Паша Саровская (в центре) на крыльце с архимандритом Серафимом (Чичаговым) и келейницей монахиней Серафимой. Фото 1890-х гг. Современники говорят о том, что блаженная прожила в саровских лесах 30 лет практически не выходя к людям

К этому времени Ирина уже приняла тайный постриг от киевских старцев под именем Параскева. Именно поэтому блаженная стала называть себя Пашей.

Старцы Киевской Лавры благословили её на юродство ради Христа, поэтому она пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян.

30 лет прожила Паша Саровская в лесах

В это время она выработала жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу. Из родных мест она ушла и стала жить в саровском лесу в отрытых ею в земле пещерах.

Очевидцы утверждали, что в саровских лесах Паша Саровская прожила около 30 лет. Её пещеры находились в труднодоступных местах в непроходимом лесу. Там водилось множество хищных зверей.

При этом иногда блаженная ходила в Саров и Дивеево, при этом чаще всего её видели на Саровской мельнице. Здесь жили монахи, и она приходила на них работать.

За время жизни в саровском лесу блаженная Параскева стала похожа на преподобную Марию Египетскую

Христа ради юродивая Параскева за время жизни в саровском лесу стала похожа на преподобную Марию Египетскую. От сурового подвижничества и постничества она похудела, постройнела и почернела от солнца.

Волосы коротко остригла, так как они ей мешали в лесу. Ходила она босой, в мужской монашеской рубахе-свитке. Рубашка не застёгивалась на груди, руки обнажены.

В таком виде блаженная приходила в монастырь, наводя страх на всех, не знавших ее.

Святая Мария Египетская со сценами жития» (икона XVIII века). Во время жизни в саровских лесах Паша Саровская стала внешне похожа на святую Марию Египетскую

Блаженную часто избивали из-за зависти или из корыстных побуждений.

Так, например, когда Прасковья Ивановна жила в саровском лесу мимо неё однажды проезжали татары, только что обокравшие церковь. Увидев это, блаженная вышла из леса и стала их ругать.

2 раза до переезда в Дивеево блаженную Пашу Саровскую серьёзно избили

Богохульники избили её. Побои зажили, но у юродивой стала болеть голова, а волосы на ней заросли как попало.

Второй раз Пашу Саровскую серьёзно избили за некоторое время до переезда в Дивеевскую обитель. Блаженная жила в одной деревне. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советом, просили помолиться.

Тогда Диавол надоумил злых людей напасть на неё и избить. Грабители думали найти у неё деньги, но их не было.

Блаженная Параскева. Фото начала XX в. После того, как блаженную Пашу Саровскую второй раз избили, она до конца жизни не могла избавиться от головных болей

Крестьяне обнаружили святую с проломленной головой, лежащую в луже крови. После этого случая она проболела около года, но совершенно поправиться не могла до конца жизни.

У блаженной постоянно болела голова, а под ложечкой возникла опухоль. Сама юродивая почти не обещала внимание, на это лишь изредка причитая:

«Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет!».

До своего переезда в Дивеево блаженная Паша Саровская часто заходила к другой дивеевской блаженной Пелагее Ивановне

Прасковья Ивановна часто приходила к дивеевской блаженной Пелагии Ивановне. Дивеевские блаженные как бы незримо имели связь друг с другом по Божией Воле.

Однажды Паша вошла и молча села возле Пелагеи. Пелагия Ивановна долго смотрела на нее и, наконец, сказала: «Да! Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько!» Паша встала и, не сказав ни слова поклонилась.

После этого она ушла из Дивеева.

Блаженная Пелагия Ивановна. Портрет. Паша Саровская часто общалась с блаженной Пелагией и после её смерти осталась жить в Дивеево по её благословлению

Через несколько лет блаженная Пелагия Ивановна спала, но вдруг вскочила и бросилась к окну. Она всунулась из него наполовину и стала, глядя в даль, кому-то грозить.

После этого рядом с Казанской церковью открылась калитка и в неё вошла Паша Саровская. Подойдя ближе и заметив, что Пелагия Ивановна что-то говорит, она остановилась и спросила:

— Что, матушка, или нейти?

— Нет.

— Стало быть, рано еще? Не время?

— Да, — подтвердила Пелагия Ивановна.

После этого блаженная ушла, не заходя в монастырь. Вернулась она в обитель за шесть лет до смерти Пелагии Ивановны. На это раз она принесла много кукол, нянчилась с ними и называла их своими детьми.

Она стала по нескольку недель, а затем и месяцев жила в монастыре. Последний год жизни блаженной Пелагии Ивановны Паша пробыла в обители неотлучно.

Келия блаженной Параскевы у южного входа в Дивеевский монастырь. В Дивеевском монастыре блаженная Параскева поселилась в собственной кельи и не стала жить в кельи блаженной Пелагии Ивановны

После кончины 30 января 1884 года (по старому стилю) блаженной Пелагеи Дивеевской, Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости.

Сначала монахи серафимодивеевского монастыря предлагали ей поселиться в келии блаженной Пелагии Ивновны, но Паша отказалась. Она вначале жила в доме клиросных, а потом стала проживать в отдельной келии у ворот обители.

Во время пребывания в Серафимо-Дивеевском монастыре блаженная Параскева Саровская непрестанно творила Иисусову молитву

Когда раба божия блаженная Параскева Саровская пребывала в Серафимо-Дивеевском монастыре, она всё время творила Иисусову молитву.

Обычно она вязала чулки или же пряла пряжу. Принимаясь чулки вязать или же прясть святая постоянно молилась. Именно поэтому связанные ею чулки или же изготовленная пряжа так ценились в монастыре.

31 год пожила Параскева Саровская в Серафимо-Дивеевском монастыре

Из той же пряжи монахи изготовляли пояски и чётки. Выполняла она и другие работы, например, жала серпом траву и под этим видом клала поклоны Господу Богу.

Блаженная не могла долго жить на одном месте и поэтому часто отправлялась на дальние послушания в Саров или иные свои излюбленные места.

Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй.

Вид Серафимо-Дивеевского монастыря с южной стороны. Келья святой размещена слева стороны от монастырских ворот. Фото 1903 года. В Дивеево блаженная Паша Саровская прожила последние годы жизни

В Дивеево блаженная прожила 31 год. Русский народ чтил её. Пашу Саровскую знали не только в народе, но и в высших кругах общества.

Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной старицы. Так, например, посещали святую великие князья и сам Государь Император.

Предсказания блаженной Паши Саровской о судьбе царской династии и России сбылись

Предсказания блаженной старицы Параскевы Саровской практически всегда сбывались, несмотря на то, что она делала их в иносказательной форме. Именно поэтому к ней приходили и богатые и бедные.

Так во время проводимых в Сарове торжеств, посвящённых канонизации преподобного Серафима Саровского, в 1903 году блаженную посетили Августейшие особы ― Император Николай II и Императрица Александра Федоровна.

Царь Николай II посещает блаженную Пашу Саровскую. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевского монастыря. Блаженная предсказала Государю рождение наследника и мученическую смерть

Во время визита Параскева Саровская предсказала Августейшему семейству рождение сына-наследника. Кроме того, она возвестила им о том, что дьявол будет ходить по России 110 лет, предсказывая тем самым гибель династии, гражданскую войну и море крови.

Благословила она иконки Умиления Божией Матери Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам. Незадолго до своей смерти блаженная старица молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.

Блаженная Параскева у крыльца своей келии. Фото начала XX века. К блаженной кроме высокопоставленных чинов приходили и простые люди. Никому она не отказывала в совете, помощи или молитве

Приходили к блаженной и простые люди. По воле Божией она давала им советы, открывала будущее, молилась за них. Именно поэтому её любили все, и когда блаженная умерла, многие плакали и горевали по ней.

Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.

Святая блаженная Параскева Саровская прожила 120 лет

Скончалась Паша Саровская 22 сентября 1915 года по старому стилю в третьем часу дня. Перед этим блаженная сильно заболела и её парализовало. Именно поэтому умирала она тяжело и окружающие решили, что даже на смертном одре она искупает грехи жителей Дивеевского монастыря и мирян.

Похоронили блаженную за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря в кирпичном склепе, над которым устроили часовню. В советские времена захоронение юродивой осквернили.

В 1990 году Серафимо-Дивеевский монастырь восстановили. Во время строительных работ могилу блаженный привели в порядок и на ней установили крест.

Рака с мощами св. блж. Параскевы в Казанской церкви Свято-Троицкого Дивеевского монастыря. Мощи блаженной Параскевы обрели во время реконструкции Серафимо-Дивеевского монастыря в наше время. Сейчас они хранятся в обители

На торжествах, посвященных 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского, 31 июля 2004 года блаженную Параскеву причислили к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

20 сентября 2004 обретение мощей Паши Саровской

Общецерковное почитание святой установлено на Архиерейском Соборе Русской православной Церкви.

Святые мощи были обретены 20 сентября 2004 года и находятся ныне в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Память святой празднуется 22 сентября/5 октября, а также в день памяти Собора Дивеевских святых 14/27 июня.

Домик-келию, где жила блаженная Паша Саровская, в 2004 году передали монастырю. Сейчас в ней размещается музей блаженной Паши и истории Дивеевской обители.

Блж. Параскева Дивеевская

Параскева Дивеевская (1795-1915), блаженная

Память 22 сентября, в Соборах Дивеевских святых, Нижегородских святых

В миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостные крестьяне господ Булыгиных.

Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер.

Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям и бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре хозяева сами выгнали девушку.

Пять лет она бродила по селу, а затем около 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров, то в Дивеево. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу и просили ее молитв.

Осенью 1884 года подвижница пришла в Дивеевский монастырь и осталась в обители до конца своих дней.

Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной Паши.

Известно, что в 1903 году ее посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предрекла им скорое рождение долгожданного наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови. Царь не раз обращался к предсказаниям Параскевы. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед его портретом, предвидя скорую мученическую смерть государя.

Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад.

Так описывает С.А. Нилус последнюю встречу с ней летом 1915 года:

«Когда мы вошли в комнату блаженной, и я увидал ее, то прежде всего был поражен происшедшей во всей ее внешности переменой. Это уже не была прежняя Параскева Ивановна, это была ее тень, выходец с того света. Совершенно осунувшееся, когда-то полное, а теперь худое лицо, впалые щеки, огромные, широко раскрытые, нездешние глаза, вылитые глаза равноапостольного князя Владимира в васнецовском изображении Киево-Владимирского собора».

Скончалась 22 сентября 1915 года в возрасте 120 лет. Могила ее находится у алтаря Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 2004 году на торжествах, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, состоялось прославление подвижницы в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Использованные материалы

  • Житие с официального сайта Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

Известна также как Паша Саровская

Блаженная Параскева Дивеевская 22 сентября / 5 октября 2015 года исполнилось 100 лет со дня кончины Христа ради юродивой Параскевы Дивеевской. ­Несмотря на широкую известность блаженной Параскевы, о ней сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако несколько лет назад священник Георгий Павлович, проводя научно-исследовательскую работу в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, неожиданно обнаружил письма, написанные келейницей блаженной Параскевы послушницей Пелагеей к неустановленному лицу (сперва в 1913 году, называемому Константин Андреевич, а в 1915–1916 годах отцом Серафимом). Эти письма публикуются впервые.

До сих пор основными источниками сведений о Паше Саровской считались «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная митрополитом Серафимом (Чичаговым), и воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой), близко общавшейся с келейницей блаженной Евдокией (Дуней) Барсковой. Обнаруженные же автором этих строк письма, несмотря на то что носят по преимуществу бытовой характер, представляют собой несомненную ценность как достоверный исторический источник, позволяющий подтвердить многие факты, известные из предания. Они также проливают свет на важные подробности, в особенности касающиеся кончины блаженной.

Прежде чем перейти непосредственно к письмам, необходимо сказать несколько слов об их авторах — келейнице, писавшей от имени блаженной, и ее адресатах. Из разных источников известно, что у блаженной Параскевы было несколько келейниц. Много лет старшей и наиболее любимой из них была монахиня Серафима (в миру Анна Ивановна Капустина). Но в 1913 году ее уже не было в живых. Из воспоминаний ­монахини Серафимы (Булгаковой) известна другая келейница — послушница Евдокия Ивановна Барскова (1879 — после 1919 года). Приводимые ниже письма написаны послушницей Пелагеей. Точных сведений о ней нет. Однако можно предположить, что речь идет о послушнице Пелагее Федоровне Верховой (1871 — после 1919 года, из крестьян села Кременки Ардатовского уезда Нижегородской губернии), которая значится в списке сестер 1917–1919 годов под № 694 на синодичном и псалтирном послушании перед Евдокией Барсковой (№ 695). Известно, что в домике Паши Саровской после ее кончины читалась непрестанно Псалтирь, а тот факт, что нижеприведенные письма написаны послушницей Пелагеей, может указывать на ее старшинство после кончины монахини Серафимы. А.П. Тимофиевич, посетивший Дивеево и Саров в 1926 году, сообщает о многолетней келейной блаженной Паши монахине Киприане (Тимофиевич А.П. Божии люди. М.: Паломник, 1995. С. 92–93). К сожалению, пока не удается с достоверностью определить, о ком идет речь. Возможно, это всё та же бывшая послушница Пелагея, письма которой здесь приводятся, получившая в монашестве имя Киприаны.

Что касается ее корреспондентов, то сложно с точностью сказать, о ком в данном случае идет речь, один или два человека обозначаются мирским и монашеским именами. Однако можно сделать некоторые предположения. В Ильинском Афонском скиту находится большая икона преподобного Серафима Саровского со следующей надписью: «Дар надворнаго советника Константина Андреевича Патина. 27 Октября 1913 года». Этим дарителем скорее всего был популярный в военных кругах автор-составитель сборников, руководств и указателей разного рода законоположений, касающихся военного ведомства, К.А. Патин. Он служил в 1890-х годах делопроизводителем Управления воинского начальника Крапивенского уезда Тульской губернии, а позже в той же должности в Тамбовской губернии. Среди его работ наиболее известны «Полный и подробный алфавитный указатель приказов по военному ведомству, циркуляров, предписаний и отзывов Главного Штаба и прочих главных управлений и приказов, приказаний и циркуляров по всем военным округам за пятьдесят два года — с 1859 по 1911 г.», а также «Учебник для учеников писарских классов по ознакомлению их с письмоводством, делопроизводством и военными постановлениями».

Применительно к исследуемой теме важны три обстоятельства: 1) совпадение времени прибытия на Афон адресата письма со временем, обозначенном в надписи на иконе (1913 год); 2) была подарена именно икона преподобного Серафима Саровского, а не какого-либо иного святого; 3) К.А. Патин не продолжил свой капитальный справочник за последующие годы (это было сделано другим человеком.), что косвенно указывает на его возможный уход в монастырь. Хотя не существует твердых доказательств тождественности К.А. Патина и отца Серафима, а отсутствие сведений о лицах (или лице) с подобным именем в списке монахов и послушников Пантелеимонова монастыря за период между 1913 и 1915 годами не позволяет утверждать это с определенностью, автору исследования всё же представляется наиболее вероятным, что письма адресованы одному и тому же человеку. В первую очередь на это указывает само их содержание. В первом из них (от 29 марта 1913 года) говорится о получении благословения блаженной для ухода на Афон, а во втором (от 30 мая 1913 года) об этом сообщается как об уже совершившемся факте. Кроме того, само нахождение всех писем в виде комплекса, хранящегося в библиотеке монастыря с давнего времени, также вероятнее всего указывает на один источник их происхождения.

Письма (всего их пять) написаны в период между 29 марта 1913 года и 11 мая 1916 года на 12 отдельных листах с оборотами. Необходимые пояснения даются в примечаниях к каждому письму. Печатаются с сохранением авторской орфографии и пунктуации. Публикуются впервые.

Преподобне отче Серафиме моли Бога о нас!
Глубокоуважаемый Константин Андреевич!
Получила Ваше письмецо и Святыню, за что приношу Вам сердечную благодарность, а также и за книги.
Вами присланную святыню, портрет Ваш и письмо подавала Старице Прасковье Ивановне, она что то все тревожилась, из чего я и заключила, что кто нибудь из домашних или из знакомых против Вашего желания идти на Афон, я спрашивала ни один раз Прасковью Ивановну, что благословит ли она идти Вам на Афон, но она ничего ни говорила, а все время была непокойная, так я ничего и не добилась и не поняла к чему это все она тревожилась1.
Положитесь Константин Андреевич, на волю Божию, как Господь Вам научит, так и поступайте, только было бы у Вас искреннее желание послужить Господу Богу. Господь да благословит путь Ваш.
При пожелании Вам всех благ от Господа Бога и добраго здоровья пребываю душевно-почитающая Вас.
недостойная послушница Блаженной старицы грешная Пелагея
1913 года. Марта 29 дня
Серафимо-Дивеевский монастырь
жертву Вашу 5 р. получила и передала Блаженной старице, она помолится за Вас.

Примечания

1 Нужно вспомнить, что это был разгар афонской смуты «имяславцев». Не с этим ли было связано беспокойство блаженной?

* * *

Преподобне отче Серафиме моли Бога о нас!
Боголюбивейший раб Божий Константин Андреевич!
Спасайтесь о Господе!
Получила Ваше письмецо, за которое приношу Вам глубокую благодарность.
Блаженная старица посылает Вам Божие Благословение и материнский привет, да хранит Вас теперь Сама Владычица, Царица Небесная Верховная Игумения Горы Афонской, под своим Божественным Покровом! Дай Господи Вам спасаться и духовно подвизаться во всех добродетелях христианской жизни.
Блаженная старица когда подавали Ваше письмо была что то тревожная, да Бог весть к чему она тревожится подумаешь на свой счет а выходит не так, мы слова ея объясняем по своему а выходит по другому, и когда только случится с тобой припоминаешь ея слова, и тут только их уразумеваешь. Так вполне предайтесь, Боголюбивейший Константин Андреевич, воле Божией Господь да устроит путь Ваш.
Желая Вам здоровья и милости Божией, пребываю с почтением к Вам недостойная послушница Блаженной старицы грешная Пелагия.
1913 г. Мая 30 дня.
Серафимо-Дивеевский монастырь

* * *

Преподобне отче Серафиме моли Бога о нас!
Честнейший Батюшка О. Серафим!
Получили уважаемое письмецо Ваше, которому были рады, а то вспоминали, где наш подвижник и как живет, но теперь — видно из письма Вашего что живете слава Богу. Доброе дело, подвизайтесь — спасайтесь, время не ждет, а все приближается к концу. Да поможет Вам Господь еще более преуспевать в духовной жизни. Да и нас-то не забывайте.
Спаси Вас Господи за память и все добрые пожелания. Читала письмецо Ваше мамашеньке Прасковье Ивановне. Она шлет Вам Божие благословение и свое материнское, помолится за Вас и Вам велит чулочки вязать т.е. молиться. Да сохранит Вас Владычица во все дни жизни Вашей.
Взаимно и от нас примите поздравление с прошедшим Праздником Рождества Христова, Новым Годом, Св. Богоявлением и наступающей Св. ­Четыредесятницей, да поможет Вам Всещедрый Господь провести сии спасительные дни в добром здоровии, спасении и дождаться Светлаго Христова Воскресения.
Спасайтесь!
Да, действительно трудно жить Вашим бедным подвижникам, не имея насущнаго куска хлеба, жизнь подходит на древне пустынную. Помоги же им Господи! Мы в России еще этого не испытываем. Много скорбей принесла эта ужасная и небывалая война1. Нет ни однаго семейства, чтобы было без слез.
Мамашенька всем велит усерднее молиться за Государя и христолюбивое воинство. Да ниспошлет Милосердый Господь победу над врагами нашими.
При молитвенном пожелании Вам всех благ от Господа Бога и здоровья. недостойная послушница Пелагия.
1915 года. Января 4 дня.

Примечания

1. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что стало началом Первой мировой войны, в которую 1 августа вступила и Россия.

* * *

Воистину Воскресе!
Возлюбленный о Господе и
Дорогой наш Батюшка О. Серафим!
Получили уважаемое письмецо Ваше и в нем письмо О. Архимандрита1, которому и посылаю отдельно.
Спаси Вас Господи, глубокоуважаемый Отец Серафим, за поздравление и все добрыя пожелания.
Взаимно и Вас старица Прасковья Ивановна приветствует с текущими днями святой Пятидесятницы2, молится за Вас да укрепит Воскресший Жизнодавец Ваши силы душевныя и телесныя и да поможет Вам потрудиться для Святой Обители и свое спасение.
Мамашенька часто оч. изнемогает. Иногда сами удивляемся, именно, что только Благодать Божия подкрепляет старческия силы ея. Она хотя и с трудом, все-таки встанет и попрядет3; а если кого ударит палкой 1–2 или 3 раза4, то и не отдышится.
С портретом Государя Она часть разговаривает, но больше не понятно, только постом вслух сказала: «Государь! на конце, я оглядела»5 а потом опять шопотом говорила.
Дай Господи, что-бы скорее победить этаго гордаго врага — много он причинил скорбей всей-всей Матушки России и продчим, но конечно все делается по воле Божией за наши грехи.
У нас в Обители тоже ежедневно совершают молебен за Государя и воинов, а по субботам панихида по убиенным воинам. Вечная им память! Оне все св. мученики-страдальцы. Надо и нам туда стремиться от сей привременной и краткой жизни а главное смиряться и любить ближнего. Да поможет нам Господь!
Да, ни легко и Вашему О. Архимандриту в такие трудные времена, надо о всех заботиться, только надежда на милосердие Божие. Ах! как у Вас все дорого. Помоги-же Вам Господи! а у нас ржаная мука по 1р. 40к. и дороже за пуд.
Я часто думаю как Ваши пустынники-старчики собираются на обед, да наверное по смирению своему много и слез проливают. Простите меня за многоглаголание.
От души желаю Вам получить всех-всех благ от Воскресшаго Господа, а главное здоровья и душевнаго спасения. Доброжелательница Ваша гр. пос. Пелагия. Прошу Св. молитв Ваших за старицу, себя и сестер обители нашей.
1915 г. Апреля 2 дня.

Примечания

1 Настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в 1909–1940 гг. архимандрит Иакинф (Кузнецов). Однако нельзя исключить возможность того, что речь идет о настоятеле Свято-Ильинского скита архимандрите Максиме (1901 — после мая 1914 г.). Поскольку только Ильинский скит не участвовал в событиях 1912–1913 гг., то понятна причина, по какой его мог выбрать для поселения Константин Андреевич.
2 Пасха в 1915 г. праздновалась 4 апреля по новому стилю.
3 Известен обычай блаженной прясть и раздавать пряжу в благословение как символ и поощрение к молитве.
4 Если блаженная была чем-либо или кем-либо недовольна, то часто колотила таковых своей палкой. «В эти годы многие приезжали в Саров и Дивеево. Приезжал и Распутин со свитой — молодыми фрейлинами. Сам он не решился войти к Прасковье Ивановне и простоял на крыльце, а когда фрейлины вошли, то Прасковья Ивановна бросилась за ними с палкой со словами: «Жеребца вам стоялого”, они только каблучками застучали.
Приезжала и Вырубова. Но тут, боясь, что Прасковья Ивановна опять что-нибудь выкинет, послали узнать, что она делает. Прасковья Ивановна сидела и связывала поясом три палки (у нее было три палки. Одна называлась «тросточка”, другая «буланка”, третья — не помню) со словами:
— Ивановна, Ивановна (так она сама себя называла), а как будешь бить? — Да по рылу, по рылу! Она весь дворец перевернула!
Важную фрейлину не допустили, сказав, что Прасковья Ивановна в дурном настроении» (Воспоминания монахини Серафимы (Булгаковой) // Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М.: Отчий дом, 2011. С. 396).
5 В воспоминаниях монахини Серафимы (Булгаковой) также сообщается об этом факте: «Перед смертью она все клала земные поклоны перед портретом Государя. Когда она уже была не в силах, то ее опускали и поднимали келейницы.
— Что ты, Мамашенька, так на Государя-то молишься?
— Глупые, он выше всех царей будет.
Было два портрета царских: вдвоем с Государыней и он один. Но она кланялась тому портрету, где он был один. Еще она говорила про Государя:
— Не знай преподобный, не знай мученик?» (Там же. С. 396)
«Незадолго до своей смерти Прасковья Ивановна сняла портрет Государя и поцеловала в ножки со словами:
— Миленький уже при конце» (Там же. С. 397).

* * *

Воистину Воскресе!
Глубокопочитаемый батюшка О. Серафим!
Наконец-то и от Вас получила весточку. Спаси Вас Господи за добрыя Ваши пожелания. Взаимно и Вам желаю всего наилучшего, а паче всего душевнаго спасения.
Я Вам посылала письмо, но видно его не получали, не знаю, и это сохранно-ли получите. О дорогой нашей мамашеньки сообщаю Вам вторично, что она, наша дорогая, волею Божиею тихо и безболезненно скончалась 1915 г. Сент. 22 дня. Этот год она ослабела, но особенно с 14 сент. Ее соборовали, несколько раз причащали Св. Тайн и прочитали отходную, после чего она ясно сказала: «слава Богу». Говорила она мало. 14 Сент. сестры все с ней прощались, она раньше никому не позволяла целовать ручки, а если кому и давала это редкость, а тут всем давала, даже приподнимала, а кого за голову, или за волосы потреплет, как-бы учит. С этого дня она только и питалась св. водичкой. Глазками глядела на Св. Иконы и говорила: «Папенька! Батюшка Серафим! возьми меня я уезжаю домой», или «возьми меня», а ручкой как-бы кого к себе манила. Матуш. Игумения1 почти неотлучно здесь была, т.к. много раз приходилось ее безпокоить, и она несмотря на свои безчисленные дела по Обители все оставляла и приходила. Старица бывало скажет: «Матушка, дорогая сядь, сядь», и до тех пор не успокоится, пока она сядет около ея. Каждое слово старицы нельзя было слушать без слез. Когда мы просили ее помолиться за благодетелей ея, то Она сказала: «помолюсь за всех, за всех». Мы тут заплакали и спросили: Мамашенька, на кого-же ты нас оставляешь? «на Бога» Последния минуты она тихо дышала, и тако ея Праведная душа отошла ко Господу в 2? ч. дня. Тяжело было раставаться с этим духов. сокровищем, но путь этот неизбежен и твердо надеемся, что Она всех своих чад и кто ее помнит не забудет в своих великих молитвах у Престола Божия! Она и Вас незабудет свое чадо у Престола Божия. Отпевание соверш. 25 Сент. Нашим Преосвящ. Иоакимом2. (Было торжественно и не вериться, что мамашеньки нет. Она духом всегда с нами.) Духовенством сказано было надгробное слово — и все присутствующия неутешно плакали.

Во время стихир на отпевании: Придите последнее целование все последний раз прощались с дорогой мамашенькой я и за всех ея почитателей простилась с Ней, как и при жизни ея я тоже за всех Вас прощалась.
Старица лежала величественная и покойная, так и не ушел бы от Нея. Тело ея погребено у собора рядом с блаженными Пелагией Ив. и Наташинькой. Стоит на ея могилке Крест, горит лампадочка, служ. панихиды.
В келии ея в продолжении 40 дней читали псалтирь о упокоении Праведной ея души, а теперь и о всех благодетелей. Горят свечи, масло и служат панихиды ежедневно.
На молитвен. память посылаю Вам поясок, которым послед. дни она была опоясана и держала своими ручками, и карточку. Я верю, что Вы молитесь о ней.
Убедительно прошу Вас о получении письма меня уведомить.
Душевно рада за Вас, что вы живете под Покровом Царицы Неб. и уже привыкли. Слава Богу! Да хранит Вас Матерь Божия за молитвы старицы во все дни жизни Вашей.
Прошу Св. молитв Ваших, греш. послуш. Пелагия.
1916 г. Мая 11 дня.
P.S. Новых книг о старице пока еще нет3.

Примечания

1 Игумения Александра (Траковская).
2 Иоаким (Левитский), архиепископ Нижегородский и Арзамасский в 1910–1918 гг.
3 Отдельные жизнеописания Паши Саровской помимо содержащегося в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» были изданы еще при ее жизни:
Паша Саровская юродивая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1904.
Юродивая Паша Саровская, старица и подвижница Серафимо-Дивеевского женскаго монастыря.
М., 1904.
Саровская Паша юродивая подвижница. СПб.: Изд-во А.А. и Н.И. Холмушиных, 1906.
Паша, Саровская юродивая. Полное жизнеописание подвижницы. Одесса: Тип. Е.И. Фесенко, 1909. Последнее жизнеописание блаженной пользовалось особенно широкой известностью. В 1912 г. в Одессе было напечатано второе издание. По свидетельству А.С. Волжского (Глинки): «Книгу эту здесь (в Дивееве) продают всюду. Ею благословляет сама Паша — из рук ея дают книжку ухаживающия за Пасковьей Ивановной послушницы» (Волжский А.С. В обители преподобного Серафима. М.: Путь, 1914. С. 61).

Краткое жизнеописание

Блаженная Параскева Дивеевская, более известная как Паша Саровская (в миру Ирина Ивановна), родилась в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевский район Мордовской Республики). Точная дата ее рождения неизвестна и определяется приблизительно между 1795 и 1807 годами. Согласно свидетельству ее первого биографа священномученика Серафима (Чичагова), автора труда под названием «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда», блаженная Параскева была дочерью Ивана и Дарьи, крепостных крестьян помещиков Булыгиных. Кроме нее в семье было еще трое сыновей и две дочери.

В 17-летнем возрасте Ирина была выдана замуж за крестьянина Федора, с которым прожила 15 лет, не имея детей. По прошествии этого срока они с мужем были проданы в соседнее татарское село Сургодь помещикам-немцам лютеранского вероисповедания. Новыми хозяевами будущей блаженной стали подлекарь (врач, не имеющий законченного медицинского образования), надворный советник Карл Шмиде и его супруга, урожденная фон Ганевальд. Любопытно, что некоторые подробности биографии супругов Шмиде позволяют более точно определить дату рождения Саровской чудотворицы. «Шмид» (Schmied) по-немецки значит «кузнец», или Кузнецов, что указывает на низкое происхождение, в отличие от дворянской фамилии его супруги. Однако Карл Шмиде и его потомство были в 1832 году внесены в Третью часть дворянской книги Пензенской губернии, а позже и Тамбовской. Это значит, что около 1832 года Карл Шмиде дослужился до чина коллежского асессора, дававшего в то время потомственное дворянство и право владеть крепостными. Место службы Карла Шмиде, по-видимому, находилось в городе Пензе, где он с супругой числился среди прихожан местной Лютеранской Евангелической Церкви (ГАТО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 7198. 1845 г. Л. 22). Очевидно, что после получения дворянства в 1832 году Шмиде и купили землю в селе Сургодь, а к ней стали прикупать и крепостных крестьян. Если признать хронологически точными данные чичаговской «Летописи» о ключевых событиях из жизни святой, то выходит, что блаженная Параскева родилась не ранее 1800 года.

Через пять лет муж Ирины умер от чахотки и хозяева взяли ее в кухарки и экономки. Она категорически отказалась вновь выходить замуж и добросовестно занималась господским хозяйством. Но через полтора года произошла кража холстов у помещиков и подозрение пало на Ирину. По просьбе господ полицейские жестоко ее пытали, но она не призналась в краже. Позже благодаря помощи местных жителей полиция обнаружила истинную виновницу и место, где было спрятано украденное.

После происшедшего Ирина убежала в Киев, где ее нашли среди богомольцев. Беглянку вернули по этапу, но через год она вновь покинула прежних хозяев. Ее вновь разыскали и вернули помещикам, но те не захотели ее принять, и она пять лет скиталась в родных местах, пока не переселилась в глухой Саровский лес, где прожила около 30 лет. За годы подвижничества и юродства она приобрела широкую известность как среди монашествующих Саровского и Дивеевского монастырей, так и среди местного населения.

После кончины 30 января 1884 года (по ст. ст.) блаженной Пелагеи Дивеевской Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости.

Во время саровских торжеств 1903 года по канонизации преподобного Серафима Саровского блаженную посетили император с императрицей и члены царской семьи. Согласно дивеевскому преданию, Параскева предсказала им рождение сына-наследника. С этого времени началось почитание старицы царской семьей, так что, по свидетельству ее келейницы Евдокии Барсковой, к блаженной постоянно приезжали великие князья с вопросами от государя.

Блаженная скончалась 22 сентября 1915 года (по ст. ст.) в третьем часу дня. Она была похоронена за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря в кирпичном склепе, над которым устроили часовню. ­Отпевание блаженной совершил епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий). В советское время захоронение блаженной подверглось осквернению. При возобновлении монастыря в 1990 году могила была восстановлена и на ней поставлен крест.

Во время торжеств, посвященных 250-летию рождения преподобного Серафима Саровского, 31 июля 2004 года блаженная Параскева была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, а 6 октября того же года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ее общецерковное почитание. Святые мощи были обретены 20 сентября 2004 года и почивают ныне в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Память ее празднуется 22 сентября / 5 октября, а также в день памяти Собора Дивеевских святых 14 / 27 июня.
Домик-келья, где она жила, в 2004 году передан монастырю, ныне в нем находится музей блаженной Паши и истории Дивеевской обители.

22 Сентября / 5 Октября 14 / 27 Июня Блаженная Прасковья Ивановна, в миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии. Ее родители, Иван и Дарья, были крепостные. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер. А вскоре стряслась еще одна беда — в господском доме обнаружилась пропажа двух холстов. Прислуга оклеветала Ирину, показав, что это она их украла. Солдаты по приказанию станового пристава жестоко истязали ее, пробили голову, порвали уши. Ирина бежала от господ в Киев на богомолье. Здесь, видимо, и приняла постриг в схиму.

Киевские святыни, встреча со старцами совершенно изменили ее внутреннее состояние — она теперь знала, для чего и как жить. Она желала теперь, чтобы в ее сердце жил только Бог — единственный любящий всех милосердный Христос, раздаятель всяческих благ. Несправедливо наказанная, Ирина с особенной глубиной почувствовала неизреченную глубину страданий Христовых и Его милосердие.

Через полтора года полиция нашла ее в Киеве и отправила по этапу к господам. Путь был мучительным и долгим, ей пришлось испытать и голод, и холод, и жестокое обращение конвойных солдат, и грубость арестантов-мужчин.

Более года прослужила Ирина господам, но соприкоснувшись со святынями и духовной жизнью, вновь бежала. Через год полиция опять нашла ее в Киеве и препроводила по этапу. Господа выгнали ее на улицу, раздетую и без куска хлеба. Пять лет она бродила по селу, как помешанная, и была посмешищем не только для детей, но и для всех крестьян. Она выработала привычку жить круглый год под открытым небом, перенося голод, холод и зной. А затем ушла в саровские леса и прожила здесь больше двух десятков лет в пещере, которую сама вырыла.

Прежде Паша обладала удивительно приятной наружностью. За время житья в саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она стала похожа на Марию Египетскую: худая, почерневшая от солнца. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами, просили помолиться. Враг рода человеческого научил злых людей напасть на нее и ограбить. Ее избили, но никаких денег у нее не было. Блаженную нашли лежащей в луже крови с разбитой головой. С тех пор головная боль и опухоль под ложечкой мучили ее постоянно.

За шесть лет до смерти блаженной Пелагеи Ивановны Паша явилась в обитель с куклой, а потом и со многими куклами: нянчилась с ними, ухаживала за ними, называла их детьми. Теперь она по нескольку недель, а затем и месяцев проживала в обители. А по кончине блаженной Пелагеи Ивановны Паша совсем перебралась в монастырь.

Напившись чаю после обедни, блаженная садилась за работу, вязала чулки или пряла пряжу. Это занятие сопровождалось непрестанной Иисусовой молитвой, и потому ее пряжа так ценилась в обители, из нее делались пояски и четки. Вязанием чулок она называла в иносказательном смысле упражнение в непрестанной Иисусовой молитве. Так, однажды приезжий подошел к ней с мыслью, не переселиться ли ему поближе к Дивееву. И она сказала в ответ на его мысли: «Ну, что же, приезжай к нам в Саров, будем вместе грузди собирать и чулки вязать», — то есть класть земные поклоны и учиться Иисусовой молитве.

Молилась она своими молитвами, но знала некоторые и наизусть. Богородицу она называла «Маменькой за стеклышком». Иногда она останавливалась, как вкопанная, перед образом и молилась или становилась на колени где попало — в поле, в горнице, среди улицы, и усердно со слезами молилась.

Схиархимандрит Варсонофий Оптинский был переведен из Оптиной пустыни и назначен настоятелем Голутвина монастыря. Тяжело заболев, он написал письмо блаженной Прасковье Ивановне, у которой бывал и имел к ней великую веру. Письмо это принесла мать Рафаила. Когда блаженная выслушала письмо, она только и сказала: «365». Ровно через 365 дней старец скончался. Это же подтвердил и келейник старца, при котором получен был ответ блаженной.

В дни прославления прп. Серафима Дивеево посетили Царь Николай II и Царица Александра Федоровна. Побывали они у блаженной Параскевы Ивановны, которая предсказал рождение наследника и падение самодержавия. Царь говорил, что она — великая раба Божия.

Прасковья Ивановна умерла 22 сентября/5 октября 1915 года в возрасте около 120 лет. Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад. Так описывает С. А. Нилус последнюю встречу с ней летом 1915 года: «Когда мы вошли в комнату блаженной, и я увидал ее, то прежде всего был поражен происшедшей во всей ее внешности переменой. Это уже не была прежняя Параскева Ивановна, это была ее тень, выходец с того света. Совершенно осунувшееся, когда-то полное, а теперь худое лицо, впалые щеки, огромные, широко раскрытые, нездешние глаза, вылитые глаза равноапостольного князя Владимира в васнецовском изображении Киево-Владимирского собора».

Похоронили Блаженную у алтаря Троицкого собора. На стенках и крышках гроба Параскевы Ивановны было написано: «Духовнии мои, братия и спостницы, не забудите мене егда молитеся, но зряще мой гроб, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». И — Трисвятое.

Тропарь, глас 1

Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.

Кондак, глас 8

Вышния красоты возжелевша, нижния сласти телесныя тощно оставили есте, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходяща, скончавшася, Пелагие, Параскево и Марие блаженныя: Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Величание

Ублажаем вас, святыя блаженныя матери наша Пелагие, Параскево и Марие, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего
Официальный сайт Серафимо — Дивеевского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *