Перемирие 1617

После окончания Смуты Россия находилась в крайне тяжёлом положении. Сил для продолжения войны с интервентами, вторгшимися на территорию государства в период борьбы за московский трон, не было. Поэтому в 1617 г. государство было вынуждено заключить Столбовский мир со Швецией, по которому Новгород и некоторые другие захваченные шведами русские города были возвращены, но Ивангород, Орешек, Ям и Копорье остались в руках Швеции, а Россия лишилась выхода к Балтийскому морю.

Столбовский мир дал возможность бросить все силы на отражение другого противника — поляков, с которыми пришлось вести военные действия в 1617–1618 гг. В результате попытка королевича Владислава, попытавшегося захватить русскую столицу и занять обещанный ему московскими боярами в 1610 г. царский трон, провалилась.

1 (11) декабря 1618 г. в с. Деулино близ Троице-Сергиева монастыря русская делегация в составе бояр Ф. И. Шереметева, Д. И. Мезецкого, окольничего А. В. Измайлова и др. и польское посольство во главе с А. Новодворским, Л. Сапегой и Я. Гонсевским заключили перемирие сроком на 14,5 лет. По условиям перемирия Россия была вынуждена уступить Польше смоленские (за исключением Вязьмы), черниговские, новгород-северские земли с 29 городами, в том числе имевший стратегическое значение Смоленск. Был согласован обмен пленными. Но вопрос о польских претензиях на московский престол остался открытым. Королевич Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами 1610 г. и на то, что некоторые москвичи признали его царём в 1611 г., продолжал предъявлять свои права на русский трон. Поэтому было очевидно, что обе стороны попытаются изменить ситуацию в свою пользу при первой же возможности.

Несмотря на всю тяжесть условий Деулинского соглашения, оно было необходимо России для ликвидации последствий Смуты и восстановления сил. Результаты перемирия были пересмотрены в результате войн с Речью Посполитой 1632-1634 и 1654-1667 гг.

См. также в Президентской библиотеке:

День народного единства // День в истории. 4 ноября;

Заключён Ореховецкий мир // День в истории. 12 августа 1323 г.

ДЕУ́ЛИНСКОЕ ПЕРЕМИ́РИЕ 1618, мир­ный до­го­вор ме­ж­ду Рус. гос-вом и Ре­чью По­спо­ли­той, за­вер­шив­ший Ре­чи По­спо­ли­той ин­тер­вен­цию на­ча­ла 17 в. За­клю­че­но 1(11) де­каб­ря в дер. Де­ули­но близ Трои­це-Сер­гие­ва мон. на 14,5 го­да . Ста­ло след­ст­ви­ем не­уда­чи по­хо­да ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (бу­ду­ще­го польск. ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV) на Мо­ск­ву в 1617–18, а так­же обо­ст­ре­ния поль­ско-швед. от­но­ше­ний, при­вед­ше­го к на­ча­лу поль­ско-швед. вой­ны 1617–29. В со­став рус. де­ле­га­ции вхо­ди­ли боя­ре Ф. И. Ше­ре­ме­тев и кн. Д. И. Ме­зец­кий, околь­ни­чий А. В. Из­май­лов, дья­ки И. И. Бо­лот­ни­ков и М. Со­мов, в со­став поль­ско-ли­тов­ской – кн. А. Но­во­двор­ский, К. Плих­та, кн. Л. Са­пе­га, А. К. Гон­сев­ский, Я. Со­бес­ский. По Д. п. Рус. гос-во ус­ту­па­ло Ре­чи По­спо­ли­той го­ро­да (с уез­да­ми и во­лос­тя­ми) Смо­ленск, а так­же Бе­лый, Ве­лиж, До­ро­го­буж, Крас­ный, Мо­на­сты­ревск, Не­вель, Нов­го­род-Се­вер­ский, По­по­ва Го­ра, По­чеп, Ро­славль, Се­беж, Сер­пейск, Ста­ро­дуб, Труб­чевск, Чер­ни­гов и др. Их тяг­лое по­сад­ское и уезд­ное на­се­ле­ние пе­ре­хо­ди­ло в под­дан­ст­во Ре­чи По­спо­ли­той, гос­ти и тор­го­вые лю­ди мог­ли вы­брать под­дан­ст­во; вое­во­ды, дво­ря­не, ду­хо­вен­ст­во, во­ен­ные и при­каз­ные лю­ди ухо­ди­ли в Рус. гос-во со всем иму­ще­ст­вом. Речь По­спо­ли­та воз­вра­ща­ла Рус. гос-ву Вязь­му, Ко­зельск, Ме­щовск и Мо­сальск. Обе сто­ро­ны за­яв­ля­ли о воз­мож­но­сти в пе­ри­од дей­ст­вия Д. п. об­су­ж­дать во­прос о его про­дле­нии или за­клю­че­нии «веч­но­го ми­ра», обя­зы­ва­лись не на­чи­нать вой­ны и не да­вать к ней по­во­да, не по­мо­гать люд­ски­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми вра­гам ка­ж­дой из сто­рон. По­слы, по­слан­ни­ки и гон­цы по­лу­ча­ли пра­во сво­бод­но­го про­ез­да по тер­ри­то­рии обе­их стран, куп­цы и тор­го­вые лю­ди при уп­ла­те тор­го­вых по­шлин – пра­во сво­бод­ной тор­гов­ли (поль­ско-ли­тов­ские – вез­де, кро­ме Мо­ск­вы). Во­прос о спор­ных гра­ни­цах дол­жен был быть ре­шён на съез­де спец. по­ру­беж­ных су­дей; все др. вза­им­ные не­до­ра­зу­ме­ния долж­ны бы­ли раз­би­рать­ся по­гра­нич­ны­ми вое­во­да­ми или на­ме­ст­ни­ка­ми, в отд. слу­ча­ях – спец. судь­я­ми. Д. п. пре­ду­смат­ри­ва­ло об­мен плен­ны­ми в февр. 1619 (рус. сто­ро­на осо­бо вы­де­ля­ла сре­ди плен­ни­ков Фи­ла­ре­та, кн. В. В. Го­ли­цы­на, боя­ри­на М. Б. Шеи­на, дья­ка Т. Лу­гов­ско­го). Находившимся в Речи По­спо­ли­той князь­ям И. И. Шуй­ско­му Пуговке и Ю. Н. Тру­бец­ко­му раз­ре­ша­лось (при же­ла­нии) вер­нуть­ся на ро­ди­ну. Ко­ро­ле­вич Вла­ди­слав обя­зы­вал­ся «не ис­кать» ни тай­но, ни яв­но рус. пре­сто­ла в пе­ри­од дей­ст­вия Д. п., од­на­ко не при­знал Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча рус. ца­рём, ссы­ла­ясь на до­го­вор 1610 с «Се­ми­бо­яр­щи­ной». В свя­зи с за­клю­че­ни­ем Д. п. вой­ска ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва, гет­ма­на Я. К. Ход­ке­ви­ча, а так­же полк С. Ча­п­лин­ско­го, по­ки­дая тер­ри­то­рию Рус. гос-ва, не долж­ны бы­ли ра­зо­рять де­рев­ни и сёла на пу­ти сле­до­ва­ния. В янв. – мар­те 1619 со­сто­ял­ся раз­мен го­ро­да­ми, а 1(11) июня – раз­мен плен­ны­ми. Дей­ст­вие Д. п. пре­кра­ти­лось с на­ча­лом Смо­лен­ской вой­ны 1632–34, за­вер­шив­шей­ся По­ля­нов­ским ми­ром 1634.

Основные статьи: Михаил Фёдорович Романов, Россия в 17 веке

Причины подписания перемирия

Война с Речью Посполитой, продолжав­шаяся и после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожар­ского, оставалась главной проблемой нового правительства. В 1613-1615 гг. московские воеводы тщетно пытались выбить поляков из Смоленска. Те, в свою очередь, стремились удержать под своей вла­стью как можно больше русских земель. Война велась преимуще­ственно в форме опустошительных набегов небольших отрядов, гра­бивших деревни и сёла, но неспособных захватить города и остроги. Масло в огонь часто подливали казаки, которых за недостатком рат­ных людей вынуждено было принимать на службу правительство Михаила Романова. Казаки были высокомерны и неуживчивы. Они часто ссорились с московскими дворянами. Вышедшие из повино­вения московским воеводам отряды казаков превращались в хорошо вооружённые и неуловимые шайки мародёров и грабителей.

В большой поход на Москву в начале 1617 г. выдвинулся польский королевич Владислав, которого Семибоярщина в 1610 г. утвердила на русский трон, и гетман Ходкевич. Неспешно продвигаясь, они настигли Москвы лишь осенью 1618 г., взяв по пути лишь несколько русских городов. Осада Москвы 1 октября 1618 года не дала результатов, и Владислав, в преддверии холодной зимы, отступил к Троице-Сергиеву монастырю. Но монахи за долгие годы приобрели богатый военный опыт и дали польскому королевичу отпор. В ответ на требование сдаться они ударили по врагу из пушек. Тогда королевич Владислав отступил и приказал своим послам возобновить переговоры с послами Михаила Романова. Те не заставили себя ждать. Царю мир с Речью Посполитой тоже был крайне необходим: защищавшие Москву казаки уже готовы были взбунтоваться.

Заключение Деулинского перемирия

В декабре 1618 г. в селе Деулино близ Троице-Сергиева мо­настыря было заключено Деулинское перемирие сроком на 14 лет и 6 месяцев, согласно которому Смоленск и Северская земля от­ходили к Речи Посполитой. Оговаривался размен пленными и воз­вращение в Россию Филарета Романова — отца московского царя. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Итоги Деулинского перемирия

Несмотря на огромные территориальные потери, Деулинское перемирие было полезным для России. Оно позволило подвести чер­ту под военными тревогами Смутного времени и сосредоточиться на решении острых внутриполитических проблем. Лишь спустя полто­ра десятилетия московское правительство почувствовало себя доста­точно уверенно и попыталось вернуть утраченные русские земли.

На этой странице материал по темам:

  • Когда было заключено деулинское перемирие и каковы итоги?

  • Итоги деулинского перемирия 1618

  • Декабрь 1618 участники

  • 1) деулинское перемирие дата участники итоги

  • Деулинское перемирие и итоги смуты таблица

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

УДК 281.93(092)

001: 10.24411/2309-5164-2020-10107

Архимандрит Макарий (Веретенников)

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ (ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА И ИНТРОНИЗАЦИЯ)

В настоящей статье представлено детальное описание истории возвращения из длительного польского плена митрополита Филарета (Романова), его избрание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, проведено описание чина интронизации Патриарха Филарета. Содержание статьи основано на оригинальных исторических источниках.

Деулинское перемирие, заключенное 1 декабря 1618 недалеко от Тро-ице-Сергиева монастыря, не решило всех проблем в отношениях между Речью Посполитой и Московской Русью, но оно принесло мир исстрадавшейся Русской земле. Благодаря этому на реке Поляновка под Вязьмой 1 июня 1619 года был произведён обмен пленными. В летописи об этом говорится: «Того же году послал государь в Вязьму на розмену с литовскими людми, с паном Струсом послов: баяр Федора Ивановича Шереметева, да князь Данила Ивановича Мезецкова, да окольничева Артемья Васильевича Измайлова. И литовския послы приидоша из Литвы и митрополита Филарета Никитича и боярина Михаила Барисовича Шеина и дьяка Томила Луговского, и дворян, кои были с послами и кои были пойманы в языках1, привезли с собою и з государевыми послами розменился, а баярина князь Ва-силья Васильевича в Литве не стало»2. В преддверии своего освобождения из плена митрополит Филарет

2 ПСРЛ. — М., 1968. — Т. 31. — С.158.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

стремился к тому, чтобы русские послы не шли ни на какие уступки полякам1.

Когда освобождённые пленники прибыли в Дорогобуж, то в Москву были посланы дьяк Н.Шипулин с П.Резановым с радостной вестью («с сеунчом»), за что получили государево жалованье2. Таким образом, в 1619 году в Москву возвращается из польского плена Ростовский митрополит Филарет. При возвращении родителя Царя Михаила ему были устроены три торжественные встречи: в Можайске, Звенигороде и в селе Хорошеве под Москвой. Царь встречал его «за речкою Преснею з бояры и з дворяны и со всем народом Мос-ковскаго государства. Многия убо слезы тогда от радости быша у государя Царя и у всего народа Московскаго государства… Митрополит же Филарет Никитич стал на Троецком подворье»3. При описании торжественной встречи московский книжник провёл аналогию с ветхозаветным событием: Московский Царь своему отцу «честь достойную. принося и главу яко отцу и учителю к ногам его преклони, якож древле целомудренный Иосиф отцу своему Иякову Патриарху на конец жезъла поклонися»4, т.е. до земли.

«Великое посольство» к королю, осаждавшему Смоленск в 1609-1611 года, обернулось для митрополита Филаретом долгим пленением, в котором он пробыл, начиная с 1611 года и до середины 1619 года. «Продолжительный плен, соединенный с тяжкими лишениями, чрезвычайно возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего от поляков за Отечество»5. Его встречало духовенство с иконами, звонили колокола, в московских храмах служились торжественные молебны по случаю возвращения царского отца6. В память данного события Царь объявил помилование многим осужденным.

Встреча в Москве возвратившегося иерарха произошла 14 июня 1619 года7, на память пророка Елисея (IX в. до Р.Х.; пам. 14 июня). «Государь же Царь Михаил Федорович всея Руси в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое»8. Очевидно, в связи с радостным событием, Царём были сделаны помилования узников, опальных.

1 ПСРЛ. — Т. 14. — С. 148. См. также: Хроники Смутного времени. — М., 1998. — С. 403.

2 Акты Московского государства. — Т. 1: Разрядный приказ. Московский стол: 1571 — 1634. — М., 1890. — С. 205-207.

3 ПСРЛ. — М., 1968. — Т. 31. — С. 158. См. также Русское историческое повествование XVI — XVII веков. — М., 1984. — С. 83.

4 Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. — М., 2014. — С. 196.

6 Повесть о победах Московского государства/Издание подготовил Г.П. Енин. — Л., 1982. — С. 39.

7 РИБ. — СПб., 1891. — Т. 13. — Стб. 136.

Возвращение митрополита Филарета из польского плена нашло отражение в устном народном творчестве. Историческая песня, посвящённая этому событию, начинается словами: «Зрадовалося Царство Московское». В конце песни говорится:

«А как будут оне в каменной Москве, не пошли оне в хоромы в царьские, а пошли оне к Пречистой соборной а пети честных молебенов»1.

Сохранились также историческая песня «Выкуп Филарета из плена»2.

За время своего архиерейства святителю Филарету пришлось недолго управлять Ростовской кафедрой, когда царствовал Василий Шуйский. Во время пребывания митрополита Филарета в польском плену в Ростов Великий по просьбе его жителей в 1611 году вернулся из Троице-Сергиева монастыря находившийся в нём на покое митрополит Кирилл (Завидов), занимавший эту кафедру ранее. Таким образом, Ростовская кафедра была занята, возвратившегося же из польского плена царского родителя ждала не епархиальная деятельность, а Патриарший куколь.

В отличие от времени самозванца-расстриги и Василия Шуйского в Москве при Царе Михаиле Романове долго не выбирали Патриарха, ожидая возвращения митрополита Филарета. После воцарения нового государя сложилось убеждение, что рядом с ним в сане Патриарха должен быть его отец — митрополит Филарет. После его возвращения из плена пришли «к государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии власти и баяря и всем народам Московскаго государства и биша ему, государю, челом со слезами, чтоб он, государь, упросил у отца своего, государя Филарета Никитича, чтоб он вступился, в православную християнскую веру и был бы на престоле Патриаршеском Московском и всеа Русии. И государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии их челобитье годно бысть, и поиде со властми и со всеми баяры ко отцу своему Филарету Никитичю и молиша его. Он же, государь, от того много отпирашеся, не хотя быти, и едва его государь и власти и баяре и весь народ Московскаго государства умолиша. Того же году по приходе из Литвы поставлен бысть Патриархом Московским и всеа Русии митрополит Филарет Никитич на Патриаршество Иеросалимским Патриархом Феофаном и всеми властьми Московского государства» — говорится в Мазуринском летописце3.

Ко времени возвращения из плена святителя Филарета в Москве находился прибывший из Иерусалима Патриарх Феофан III (1608-1644). Б.Л.Фонкич называет его выдающимся тружеником «на ниве сплочения восточно-христианского мира»4. Он и ранее, в 1603 году, будучи ещё в сане архимандрита, бывал в Москве при Царе Борисе Годунове в составе делегации

2 Библиотека русского фольклора: Исторические песни. — М., 2001. — С. 130-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 ПСРЛ. — М., 1968. — Т. 31. — С. 158-159.

Иерусалимской Церкви. Промыслом Божиим ему было суждено возглавить торжество интронизации нового Предстоятеля Русской Церкви.

24 июня 1619 году в Успенском соборе в Кремле было совершено постав-ление святителя Филарета в Патриархи по русскому чину, включавшему в себя Чин архиерейской хиротонии1. В этот день была память Рождества пророка Иоанна Предтечи. В честь этого праздника и в память своей интронизации Глава Церкви поздвиг позднее храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке2.

В содержащемся затем Чине наречения и поставления святителя Филарета подробно описаны события тех знаменательных дней3. Спустя неделю после возвращения из плена Царь «советует» 21 июня в понедельник со своим отцом о предстоящей интронизации. На следующий день во вторник было его наречение на Московское Патриаршество», а в среду, 23 июня, было совершено Благовестие. В Похвальском приделе Успенского собора «облачился… во святителския ризы» и совершил краткий молебен, после чего «ста руки к персем приложив крестообразно под фелоном», а архиепископ Вологодский Макарий (1617-1619) и епископ Коломенский Рафаил (1618-1652) «благовестиша ему Патриашество»4.

24 июня в четверг была совершён Чин интронизации, для этого в центре Успенского собора было устроено святительское место, к нему вели 12 ступеней. Перед амвоном был написан орёл, «а огненников5 учинено было двана-десять, и стояли шесть у новонареченнаго Патриарха, а шесть у орла стрегу-ще его, да не наступит никтоже»6. Иерусалимский Патриарх прибыл в Кремль на санях. Исповедание веры поставляемый написал собственноручно и подписал: «Бывый Преосвященный митрополит Филарет Ростовский и Ярославский, ныне же, милостию Божиею, нареченный в Святейшее Патриаршество Царствующаго града Москвы и всеа Русии, и своею рукою подписать и совершить»7. В начале Литургии поставляемый молился в Похвальском приделе, а на Трисвятом был приведён пред Царские врата главного алтаря, затем последовала его архиерейская хиротония. Таким образом, при интронизации Патриарха Филарета, как справедливо отметил Б.А.Успенский, над ним была совершена второй раз архиерейская хиротония8.

2 Дом бояр Романовых: Путеводитель-справочник. — М., 2014. — С. 15.

4 СГГД. — Ч. 3. — С. 213.

5 Огненник — церковнослужитель, носивший светильник или свечу (Словарь русского языка XI — XVII вв. — М., 1987. — Вып. 12. — С. 239).

6 СГГД. — Ч. 3. — С. 214.

7 Там же. — С. 217.

8 Успенский Б.А. Царь и Патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). — М., 1998. — С. 95-96. Поскольку Чин интронизации Патриарха включал архиерейскую хиротонию, то многие элементы хиротонии характерны и для интронизации.

По окончании Литургии поставляемый был возведён на святительское место и два митрополита «сажали его на седалищи, трижды глаголя: «Ис-полла ити деспота». и певцы пели Патриарху Филарету многолетие». Затем Иерусалимский Патриах подал ему жезл святителя Петра, а Царь — «по-нагею злату». Царь приветствует новопоставленного Патриарха, Глава Церкви отвествует ему, оба Патриарха благословляют народ, а дьяки поют им многолетия. Затем в уготованных палатах Патриархи ждут приглашения на трапезу к Царю, которая начинается с Чина Панагии «в Золотой подписной полате». Иерусалимский Патриарх восседает за особым столом на трапезе, а Царь и Патриарх (сын с родителем) вместе. Затем последовало шествие новопоставленного Предстоятеля Русской Церкви на осляти вокруг Кремля. Коня под уздцы вёл по царскому распоряжению «некий от первых бояр» Д.Т.Трубецкой и окольничий Ф.Л.Бутурлин1. Так, в 66 лет святитель Филарет был возведён в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Иерусалимский Патриарх Феофан дал Патриарху Филарету настольную грамоту в июне 1619 года2 и вторую — 5 июля 1619 года3, третья грамота была позднее выдана Патриарху Филарету русскими иерархами после пожара в 1626 году4. Исследователь Б.А.Успенский пишет: «Наличие двух грамот, выданных Патриархом Феофаном при поставлении Филарета Никитича, объясняется тем, что первая из них говорит не только о факте поставления Филарета, но и подтверждает право русских епископов избирать и ставить Патриарха Московского»5.

В грамоте Московскому Первосвятителю, данной Патриархом Феофаном, говорится об обнаружении грамоты Патриарха Иеремии в «газофилакии» (сокровищнице, казнохранительнице6), на которую опирался в своих действиях Иерусалимский Предстоятель. В конце грамоты воздаётся должная похвала Московскому Государю: «.той един будет царствуяй на вселенней истинный християнский Царь и владыка и самодержец»7. Иерусалимский Первосвяти-тель писал: «Но как при том наше смирение нашло святейшее здешнее стадо без пастыря, потому что прежний пастырь уже к вечной славе отошел и переселился к тамошним обителям, и мы не разсудили оставлять столь долгое время здешнюю Церковь вдовствующею и безмужною, то милостию Божиею и его великого государя намерением изволением и нашего смирения усерди-

1 Дополнения к Актам историченским. — СПб., 1846. — Т. 2. — С. 201.

2 ДАИ. — Т. 2. — С. 203-208.

4 СГГД. — Ч. 3. — С. 292-297.

6 ДАИ. — Т. 2. — С. 205. См.: Словарь русского языка XI — XVII вв. — М., 1977. — Вып. 4. — С. 7.

7 ДАИ. — Т. 2. — С. 208.

ем и тщанием, собран был в великом граде Москве Собор архиереев, архиепископов, архимандритов, игуменов, соборных старцев и всего царского синклита для избрания Российской Церкви великого архиерея. И на сем Соборе все, проникнутые Духом Божиим, единогласно едиными устами и сердцем правильным наречением нарекли и избрали преосвященнейшего митрополита господина Филарета Ростовского и Ярославского мужа воистинну достойнаго, праведнаго, добродетельнаго, мудраго, святаго н боголюбивейшаго и неволею призвали на высочайший здешний престол Соборныя и Апостольския Церкви; а потом по правилам святых Апостол и по преданием святых Отец. Также и прежде нас бывших Патриархов, как братий и сослужителей нашего смирения, мы, наименованием и призванием Пребезначального Отца и благоволением Собезначального Сына и содействием Святаго Духа, возложив руки и совершив над ним подобающее служение, нарекли его Святейшим Патриархом великия Христовы Кафолическия Церкви во Царствующем граде Москве и наименовали сослужебником нашего смирения и прочих Патриархов, с которыми ему числиться и поминаться. Как сами они прежде сего утвердили и засвидетельствовали избрание Святейшего Иова, признавая то благим и полезным, как явствует сие из грамоты блаженныя памяти Царя Феодора Ивановича и соборной грамоты святейшаго и Вселенского Патриарха Иеремии, подписанной Святейшими же Патриархами: Мелетием Александрийским, Иоакимом Антиохийским и Софронием Иерусалимским и всеми Восточной Церкви архиереями, в которой сказано, чтобы благодейство сие и патриаршеская честь и имя, как началось от святейшего Иова, оставались на посвящаемых по нем в великом граде Москве Патриархах нерушимо на веки, так и мы, следуя тому уставу, рукоположили и наименовали его Святейшим Патриархом царствующаго града Москвы»1. После своего поставления Патриарх Филарет сообщил Восточным Предстоятелям о своей интронизации.

Можно говорить об особом значении Иерусалимского Патриарха Феофана в русской истории, подобном Константинопольскому Патриарху Иеремии II. Святитель Феофан поставил в Москве нового Патриарха, что явилось возрождением Патриаршего служения в Московской Руси. Это тем более важно, т.к. в Речи Посполитой находился бывший Патриарх Игнатий. А на обратном пути к себе в Палестину Иерусалимский Предстоятель рукоположил в Киеве архиереев для Западно-Русской Митрополии, восстановив православную иерархию, которой Церковь лишилась там после Брестской унии 1596 года2.

2 По просьбе рукоположенного им митрополита Иова (Борецкого) Патриарх дал Львовскому православному братству грамоту, которой были подтверждены его права. На грамоте изображён сам Иерусалимский Первосвятитель (Фонкич Б.Л. Портрет Иерусалимского Патриарха Феофана // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. — М., 2006. — С. 511-513. — Ил. 1). Изображения Патриарха имеются также ещё на двух современных грамотах (Ченцова В.Г. Портреты Иерусалимского Патриарха Феофана на грамотах // Вопросы медиевистики. — М., 2015. — №3(61) — С. 136-137). Для Киево-Печерской Лавры Первосвятитель освятил антиминс, обнаруженный 1978 году в Ближних пещерах Лавры (Ульяновский

После сильного пожара 1626 года, случившегося в Москве, было составлено «Известие о начале Патриаршества в России и о возведении на Патри-ашеский престол Ростовского митрополита Филарета Никитича и Чин по-ставления его»1. Так назван документ при его публикации2. Это интересный памятник русской исторической мысли XVII века. В его начале говорится о сотворении мира, о грехопадении первого человека, об искуплении человеческого рода, об Апостолах, об учреждении Патриархатов: кроме Римского Папы также «четырём Патриархом, вместо четырех Евангелистов, старейшинство одержати в державных градех, в Констянтине граде, и во Александреи, и Антиохеи, и в Еросалиме»3. Затем говорится о том, что Римский Папа «лю-бовнаго союза извержен бывает»4. После этого говорится об Болгарском Патриаршестве в Тырнове и Сербском. В тексте даётся определение Предстоятеля Церкви: «Патриаршеское бо имя ничтоже ино имянуется, токмо отцем отец и сущим под ним глава и пастырь и святитель крайний, или высочайший»5. Называются в «Известии» также святитель Савва Сербский (+1237; пам. 12 янв.) и его отец-государь — Симеон (+1200; пам. 13 февр.). Упоминается и Грузия: «.и во Иверех митрополити власть прияша, разстояния ради пути, своими епископи поставление творити даже и доселе, и не токмо сии, но и по многим местом же и землям; и сих ради никаково же негодование бывает, но паче повсюду благочестие сияет»6. Таким образом, первоначально в тексте читается «Сказание о Болгарской и Сербской Патриархиях»7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем повествуется о христианстве на Руси, об обширности Московской державы, говорится о равноапостольном подвиге благоверного князя Владимира, о том, как Русские Митрополиты «належащия ради нужа» стали затем сами

В.И., Козлов Д.В. Иерусалимский Патриарх Феофан у гроба преподобного Сергия и в Киево-Пе-черской обители: сакральные жесты и символические дары// Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материальные свидетельства духовной культуры. Материалы VIII международной научной конференции 3 — 5 октября 2012 года. — Сегиев Посад, 2013. — С. 91).

2 ДАИ. — Т. 2. — С. 185 — 221.

3 Там же. — С. 187.

4 Там же.

5 Там же. — С. 188.

6 Там же.

поставляться своими иерархами, получив статус «паче всех митрополит, и егда случитца всея вселенныя Собор, и председание имети превышшее по Иеро-салимском Патриарсе»1. Затем в документе говорится об учреждении Патриаршества на Руси при Царе Феодоре Иоанновиче, оговаривается интересная особенность: «.в Констянтине граде Патриарси поставляеми и рукополагае-ми бывают от руки Ираклийскаго митрополита, Иеросалимский же от Кеса-рийскаго, такоже и Александрейский и Антиохийский от старейших под ними митрополит»2. Далее повествуется о Патриархе Иове, о кончине «Димитрия Ивановича Углетцкого», Царя Феодора Иоанновича, об избрании на Царство Бориса Годунова, о гонении на бояр Романовых, о расстриге, о Патриархе Игнатии. При Царе Василии Патриарх Ермоген, утверждается в документе, святителя Филарета «Ростова града митрополита устраяет»3. В конце описано его посольство под Смоленск к Польскому королю, последующее пление, избрание на Руси его сына на Царский престол, долгожданное возвращение из плена и поставление Иерусалимским Патриархом на Первосвятительский престол в «день рождества великого во пророцех Ивана Предотечи»4. Обстоятельства Смуты в «Известии» описаны на основании Нового летописца5.

В лице Патриарха Филарета значение Предстоятеля Русской Церкви стало необычайно высоким. В Сентябрьской богослужебной минее, выпущенной Печатным двором в августе 1619 года, новопоставленный «Патриарх именуется по плотскому рождению отец, а в духовном чину Великий господин и государь Святейший Филарет, Патриарх Московский и всея Русии»6. Этикетное именование «Великий государь», распространённое в обращении к иерархам в то время, свидетельствует об особой почтительности, теперь же оно «вошло в официальный титул Патриарха Филарета. что, бесспорно, следует связывать с особым благоволением со стороны светской власти и особым авторитетом в церковной среде»7. Патриарх Иов именовался «отец и богомолец» Государя, затем вторично такое именование входит в титул Патриарха Филарета8.

С поставлением нового Патриарха Филарета на Руси началось двоевластие, диархия, в лучшем смысле этого слова: Царь Михаил управлял Русским государством с помощью отца-Патриарха. С возвращением родителя началась более энергичная работа по водворению мира в стране, налаживанию работы административных структур, предпринимались меры по улучшению финансового положения. В его лице, по мнению историка С.Ф.Платонова, «Москва

1 ДАИ. — Т. 2. — С. 185-190.

2 Там же. — С. 193.

3 Там же. — С. 196.

4 Там же. — С. 201.

8 Страхова О.Б. Официальная титулатура Русский Патриархов. — С. 137.

сделала большое приобретение, она получила то, в чем нуждалась: умного администратора с определенными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником Церкви»1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты Московского государства. — Т. 1: Разрядный приказ. Московский стол: 1571 — 1634. — М., 1890.

2. Белякова Е.В. Первые опыты русской церковной историографии (К изучению Известия о поставлении Патриарха Филарета и Сказания об учреждении Патри-аршества)//Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. — М., 2008. — Вып. 1.

3. Белякова Е.В. Обоснование автокефалии в русских Кормчих // Церковь в истории России. — М., 2000. — Сб. 4.

4. Белякова Е.В. О происхождении ярославского списка Кормчей книги // Ярославский список Правлы Русской. Законодательство Ярослава Мудрого. — Ярославль; Рыбинск, 2010.

5. Библиотека литературы Древней Руси (БЛДР). — Т. 15: XVII век. — СПб., 2016.

6. Библиотека русского фольклора: Исторические песни. — М., 2001.

7. Дом бояр Романовых: Путеводитель-справочник. — М., 2014.

8. Дополнения к Актам историченским (ДАИ). — СПб., 1846.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. — М., 2014.

12. Сношения России с Востоком по делам церковным. — СПб., 1858. — Ч. 1.

13. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологиче-ского исследования). — Каменец — Подольк, 1906.

14. Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. — М., 1788. — Ч. 6.

15. Повесть о победах Московского государства/Издание подготовил Г.П.Енин. — Л., 1982.

16. Паламарчук П. Сорок сороков. — М., 1994.

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Изд. 6. СПб., 1909.

18. Русская историческая библиотека (РИБ). — СПб., 1891

19. Русское историческое повествование XVI — XVII веков. — М., 1984.

20. Словарь русского языка XI — XVII вв. — М., 1987. — Вып. 12.

21. Собрание государственных грамот и договоров — М., 1822. — Ч. 3.

22. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — СПб., 1903. — Т. 3.

1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Изд. 6. СПб., 1909. — С. 319.

25. Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / Составитель С.Н.Азбелев. — М., 1999.

26. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). — М., 1968.

27. Ульяновский В.И., Козлов Д.В. Иерусалимский Патриарх Феофан у гроба преподобного Сергия и в Киево-Печерской обители: сакральные жесты и символические дары// Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материальные свидетельства духовной культуры. Материалы VIII международной научной конференции 3-5 октября 2012 года. — Сегиев Посад, 2013.

28. Успенский Б.А. Царь и Патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). — М., 1998.

29. Фонкич Б.Л. Портрет Иерусалимского Патриарха Феофана // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. — М., 2006.

30. Фонкич Б.Л. Греческие грамоты российских хранилищ. 5. Грамота Иерусалимского Патриарха Феофана об утверждении Московским Патриархом Филарета Никититча// Cyrillomethodianum. Thessalonique, 1989 — 1990. — Т. 13-14.

31. Хроники Смутного времени. — М., 1998.

32. Ченцова В.Г. Портреты Иерусалимского Патриарха Феофана на грамотах // Вопросы медиевистики. — М., 2015. — №3(61)

33. Шумилов В.Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда №135. — М., 1971.

34. Щапов Я.Н. Южнославянский политический опыт на службе у русских идеологов XV в. // Byzantinobulgarica. — Sofia,1966. — T. 2.

Archimandrite Macarius (Veretennikov) HOLY PATRIARCH FILARET (RETURN FROM CAPTURE AND INTRONIZATION)

Keywords: His Holiness Patriarch Filaret (Romanov), Polish captivity, election to the Patriarchal See, Intronization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akty Moskovskogo gosudarstva . — T. 1: Razryadnyy prikaz. Moskovskiy stol: 1571 — 1634. — M., 1890.

5. Biblioteka literatury Drevney Rusi (BLDR) . — T. 15: XVII vek. — SPb., 2016.

6. Biblioteka russkogo fol’klora: Istoricheskiye pesni . — M., 2001.

7. Dom boyar Romanovykh: Putevoditel’-spravochnik . — M., 2014.

8. Dopolneniya k Aktam istorichenskim (DAI) . -SPb., 1846.

14. Novikov N. Drevnyaya rossiyskaya vivliofika . — M., 1788. — CH. 6.

16. Palamarchuk P. Sorok sorokov . — M., 1994.

17. Platonov S.F. Lektsii po russkoy istorii .- SPb., 1909.

18. Russkaya istoricheskaya biblioteka (RIB) . — SPb., 1891.

19. Russkoye istoricheskoye povestvovaniye XVI — XVII vekov . — M., 1984.

20. Slovar’ russkogo yazyka XI — XVII vv. . — M., 1987. — Vyp. 12.

21. Sobraniye gosudarstvennykh gramot i dogovorov . — M., 1822. — CH. 3.

26. Polnoye sobraniye russkikh letopisey (PSRL) . — M., 1968.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Khroniki Smutnogo vremeni . — M., 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *