Пересвет

8 сентября 1380 года возле впадения в Дон речки Непрядвы произошло сражение, получившее название Куликовской битвы. Итогом боя на Куликовом поле стала полная победа русских. «Лента.ру» публикует продолжение рассказа о мифах и исторических фактах великого события.

А был ли поединок?

Если Дмитрий не заезжал в Троице-Сергиев монастырь, то откуда в войске взялись воины-иноки Пересвет и Ослябя? Они фигурируют уже в ранних вариантах летописи, в том числе в самом первом Кратком повествовании, где боярин Александр Пересвет назван в числе погибших. В Пространной летописной повести говорится, что он бывший брянский боярин, очевидно, перешедший на службу к великому князю Московскому вместе со своим сюзереном — князем Дмитрием Брянским. Ослябя в текстах не фигурирует, зато мы знаем, что десятилетием позже Куликовской баталии он состоял на дипломатической службе у великого князя Василия Дмитриевича (сына Донского). В летописи он именуется «черньцомъ Родионом Ослебятемъ, иже прежде былъ боярин Любутьскы». Любутск — город в Брянской области, так что Пересвет и Ослябя — земляки, возможно, даже родственники. Фигурируют они и в «Задонщине», причем, оба:

«Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехомъ посвечиваше. И молвяше брат его Ослабе черънецъ: «Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоеи летети на траву ковыл, а чаду моему Якову на ковыли земли не лежати на поли Куликове…»

Получается, Пересвет участвовал в сражении, а не погиб в поединке с Челубеем, да и выглядит он не чернецом в схиме, а витязем в золоченом доспехе. А у Осляби еще и сын Яков сражался с татарами! И никаких намеков на знаменитый поединок…

Вообще, сюжет с поединком появляется лишь в «Сказании» — напомним, самом позднем и наиболее легендаризированном из всех летописных рассказов о Куликовской битве. Описание «дуэли» в разных списках сильно отличаются. То бились пешими, то конными, то копьями, то мечами, то Пересвет доехал до своих, а Челубей рухнул наземь, то русский витязь упал сверху на врага и прикрыл его ризой…

А в одном из списков даже есть такой сюжет: в момент поединка находившийся в Троице-Сергиевом монастыре Сергий Радонежский отправляет будущего игумена Никона на колокольню «видения ради». Никон с колокольни (!) видит лежащих на поле Куликовом Пересвета и покрытого его ризой татарина и рассказывает об этом Сергию… Чудо!

1/1Репродукция картины Павла Рыженко «Молитва Пересвета перед битвой»

Кстати, супротивник Пересвета в разных списках именуется по-разному — Челибей, Темир-Мирза, Таврул. Именуется он то татарином, то печенегом, хотя этот народ к XIV веку уже стал легендарным и из Причерноморья ушел.

Исторических аналогий поединку мы тоже не находим. Фраза «по обычаям того времени» не соответствует действительности – такой традиции не было ни на Руси, ни тем более в Орде. Ясса Чингисхана требовала четкого подчинения дисциплине и командам офицеров, а своеволие каралось смертью. К тому же татары (и другие степняки) атаковали в конном строю, изначально забрасывая врага стрелами, а построение друг против друга и стояние на месте (что подразумевает поединок) противоречило их тактике.

Получается, что поединок Пересвета и Челубея — скорее всего красивый вымысел. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг нашего витязя, ведь, если он остался в памяти народа и был персонально упомянут в летописи, значит, действительно отличился в сражении.

Сюжет с переодеваниями, или бедный Бренок

Еще один спорный момент — участие в сражении самого князя Дмитрия. Согласно преданию, князь решил биться как простой воин в первых рядах, посему он поменялся конями и одеждой с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, повелев своему оруженосцу держать рядом с ним свое чермное (то есть темно-красное или багровое) знамя. Во время битвы командовавший большим полком воевода Михаил Бренок погиб. Самого же князя после битвы якобы нашли в изрубленном доспехе, без сознания, но живого и даже особо не пораненного. Для достоверности рассказа указаны имена воинов, обнаруживших князя, правда, в разных списках они отличаются, причем в некоторых фигурируют люди, в битве участия не принимавшие. Ясно, что это поздние вставки и желание разукрасить «биографию рода».

1/1Репродукция картины Виктора Тормосова «На защиту Руси»

Как все было на самом деле — загадка. Легенда о переодевании появляется только в позднем «Сказании», в ранних текстах об этом нет и речи. Смысл сего поступка совершенно не понятен — если воины не знали, что под стягом князя сидит не Дмитрий, то гибель Бренка и падение стяга могли сыграть такую же пагубную роль, как гибель самого Дмитрия. Естественно, на предводителя вражеского войска идет охота, но и защищают его лучшие из лучших.

Если же говорить о ходе битвы, то все источники указывают на то, что главную роль в ней сыграл удар засадного полка, до решающего момента скрывавшегося в дубраве. Командовал этим отборным отрядом двоюродный брат Дмитрия князь Владимир Андреевич Серпуховской (получивший прозвище Храбрый) и опытный воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.

Когда татарской коннице после изнурительного боя удалось потеснить левый фланг русских войск и просочиться в тыл, молодой князь хотел атаковать сразу, но матерый воевода, кстати, потомок литовского князя Гедиминаса, женатый на сестре Дмитрия Донского, уговорил его подождать. И лишь когда татары в довольно большом числе сосредоточились в тылу большого полка и построились для атаки, Боброк дал приказ своим воинам напасть на врага. Удар свежего отборного конного полка был столь внезапен и решителен, что татары не смогли перестроиться и оказались зажаты между русскими частями — большая часть была изрублена, выжившие побежали, увлекая остальных.

Использование скрытого резерва в военной науке не новость. Его применял еще Юлий Цезарь в битве при Фарсале. Однако в русской военной истории это был первый подобный пример. И, главное, применен резерв был чрезвычайно удачно и своевременно, что говорит о недюжинных полководческих талантах князя Дмитрия и (или) его воевод.

Литовский след и русские потери

Известно, что союзниками Мамая в этой битве выступали литовец Ягайло и рязанский князь Олег. Считается, что они шли к Дону, но к битве не поспели. А скорее всего, и не собирались поспевать. Если бы Мамай всерьез рассчитывал на их помощь, он вполне мог подождать, но темник предпочел сам атаковать превосходящие силы врага.

1/1Репродукция картины Виктора Маторина «Хан Мамай»

В летописных текстах прослеживается разное отношение к Олегу Рязанскому. От откровенно враждебного в Пространном рассказе, до почти примирительного в «Сказании». Видимо, связано это с тем, каковы были московско-рязанские отношения на момент написания трудов. Вообще же, судьба у Олега была непростая — ему приходилось лавировать между Ордой и Москвой, что удавалось не всегда. Он воевал с Дмитрием, который даже низверг его с рязанского княжения. А потом Мамай восстановил.

Позже Олег был гарантом договора Дмитрия и Михаила Тверского. Когда же Дмитрий разбил татар на Воже, ответный удар татары нанесли именно по рязанским землям, а Дмитрий соседям не помог. Вряд ли Олег хотел воевать на стороне Мамая, скорее боялся, что его порубежное княжество от набега пострадает больше остальных. Отсюда и двойственность его политики. Кстати, завершится долгая княжеская распря свадьбой сына Олега Рязанского Федора с дочерью Дмитрия Донского Софьей.

1/1Репродукция картины Виктора Маторина «Герой Куликовской битвы. Боброк Волынский»

Литовцу Ягайло тоже не особо хотелось воевать. Главным образом из-за того, что реальная помощь Мамаю могла осложнить отношения Литвы с ханом Тохтамышем. Сепаратист Мамай, по сути, был уже «сбитым летчиком», а за молодым и вполне легитимным правителем Золотой Орды маячила грозная фигура «железного хромца» Тимура. К тому же, значительную часть войска Ягайло составляли жители Полоцкой, Витебской, Киевской и Волынской земель, входивших тогда в Литовское княжество. Как бы они отнеслись к войне с единоверцами и почти родичами на стороне татар — неясно. Да еще за спиной у Ягайло остался его дядя Кейстут, отказавшийся принять участие в походе, зато мечтавший отодвинуть племянника от власти. Кстати, интересно, что в «Сказании» Ягайло почему-то назван именем своего отца великого князя Ольгерда, который умер тремя годами ранее. Лишнее подтверждение того, что не всем сведениям этого литературного памятника стоит слепо доверять.

Ни в одном русском источнике не упоминается страшный и прискорбный факт — нападение литовских отрядов на обоз с ранеными русскими воинами, возвращавшимися домой после битвы. Однако на это прямо указывают прусские хронисты — монах-францисканец Торнского монастыря Дитмар Любекский и живший в Ризенбурге чиновник из Помезании Иоганн Пошильге.

«В то же время была там великая битва у Синей Воды между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле».

(из хроники Дитмара Любекского)

Хочется верить, что эти сведения не достоверны. Они не меняют исторического смысла куликовской победы, хотя, возможно, поясняют огромные потери русских.

Поворотная точка истории

А значение этой победы для русской истории действительно невозможно переоценить. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские». Это была важнейшая веха в создании русского этноса, можно сказать, отправная точка. Важно и то, что после куликовской победы никогда больше не подвергалось сомнению главенство Москвы как центра русских земель. Неслучайно через два года, несмотря на разорение Москвы, хан Тохтамыш оставил ярлык на Великое княжение Дмитрию Донскому, а не передал его своим союзникам Михаилу Тверскому или Дмитрию Суздальскому. Первенство Москвы уже не требовало доказательств.

Насколько важно для нас точное следование историческим фактам и насколько допустимы в них погрешности? Можем ли мы позволить себе легендаризировать события тех лет, пытаться усилить патриотический эффект приукрашиванием побед и ретушированием неудач? Это принципиальный и очень важный вопрос. «Маленькая ложь рождает большое недоверие». А недоверие к своей истории приводит к пренебрежению ею. Пытаясь создать образы идеальных и безгрешных героев, мы теряем память о настоящих людях, состоящих из плоти и крови, но жертвующих собой ради великого дела. Они превращаются в мифических былинных богатырей, полубогов, которые в силу своей возвышенности не могут быть примером для подражания простым смертным.

1/1Репродукция картины Сергея Присекина «С победой»

Ведь неважно, лично участвовал в Куликовской битве Дмитрий или нет — все равно он организатор этой победы. Он и в походах на Рязань и Булгар не участвовал (войском командовал Боброк и московский тысяцкий Вельяминов), и с Тохтамышем воевать не стал, да и умер князь «от тучности великой», не дожив даже до сорока. Но это его заслуг не умаляет.

И Пересвет не перестает быть великим воином и героем, даже если не было его пресловутого «поединка» с Челубеем. И уж тем более не пострадает образ преподобного Сергия Радонежского — не только великого православного подвижника, но и политического деятеля, не гнушавшегося мирскими делами. Кстати, это он примирил Дмитрия и Олега Рязанского, чем спас множество русских жизней.

К сожалению, пока мало изучены и не очень широко фигуры других героев Куликовской битвы: князя Владимира Храброго, Дмитрия Боброка, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, Семена Мелика, Микулы Васильевича и других московских воевод. Всех не перечесть. Но вспоминать о них хотя бы в дни годовщин — наш долг.

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… Строки из поэмы Александра Блока давно уже стали крылатыми, но… цитируя их мало кто вспоминает, что речь идет о конкретном событии — дне Куликовской битвы. Битве русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая , которая стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды. А вот знаменитая картина русского живописца Михаила Авилова более чем конкретна. Она рассказывает не только об историческом событии — сражении, которое получило в истории два названия — Мамаево побоище и Донское побоище, а об одном из его эпизодов — «Поединке Пересвета с Челубеем».Точнее сказать — о начале Куликовской битвы, символом которой и стал этот поединок — русского богатыря Пересвета и татарского воина Челубея. Погибли оба воина, но победа была признана за Пересветом, потому что конь довез его до русских войск, а Челубей был выбит из седла. Удивительна личность Александра Пересвета — легендарного монаха-воина. В битве с Челубеем он смог «обмануть» его ценой своей жизни. Хитрый Челубей имел копье более длинное, чем у противника, потому успевал пронзить его, а сам остаться в живых. Но Пересвет перед битвой снял кольчугу и копье Челубея глубоко вонзилось ему в грудь. Однако, таким образом, и Пересвет сумел достать своим копьем грудь врага…

Примечательно, что это монументальное полотно было создано художником Авиловым в годы Великой Отечественной войны, во время событий обороны Сталинграда. Задумал он его задолго до того, еще в 1917 году выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», но остался ею неудовлетворен.

Начало Великой Отечественной войны застало Авилова, участника Первой мировой, почти шестидесятилетним, но он все равно отправился в военкомат. Однако, там ему сказали, что его долг, как художника, не воевать с оружием в руках, а поднимать патриотический дух советских воинов посредством своей кисти и таланта. Так и началась работа над ставшей впоследствии знаменитой картиной.

В процессе работы над картиной художник искал свою тему и написал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая». Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе «Поединка» Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев. Его, исторического живописца, конечно же волновала точность деталей, а потому костюмы и оружие многократно зарисовывались им в Центральном Историческом музее. По словам Авилова, картина писалась необыкновенно легко, художник был на пике творческого подъема, и, безусловно, это произведение занимает особое место в его творчестве.

Картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» находится в коллекции Русского музея.

ЗАОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИКБЕЗ

16 сентября — День Куликовской битвы

Биография

Александр Пересвет – инок и русский воин, который, по преданию, сыграл важную роль в Куликовской битве. За подвиг монах причислен к лику святых, и память о нем живет столетиями, хотя биография героя малоизвестна и овеяна мифами.

Детство и юность

История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.

Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия

Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.

О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь. Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой.

Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Личная жизнь

О том, как жил Александр Пересвет до битвы, ничего не известно, но легко представить, как проходили будни инока. Отрекшись от мирской деятельности, все свободное время он проводил в молитвах и богослужениях. Монахи трудились на благо монастыря, и наверняка бывший воин не был исключением. Жены и детей у послушника, вероятно, не было. По крайней мере, исторические источники не упоминают об их наличии. Личная жизнь инока до сих пор покрыта тайной.

Смерть

Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей. Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.

Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия

Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней. Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году. Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.

Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.

Память

Подвиг Александра Пересвета сегодня описан в учебниках по истории государства российского. Первое упоминание появилось в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в летописи «Повесть о Куликовской битве».

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе / Википедия

«Сказание о Мамаевом побоище» также прославляет братьев. Легенду о том, как они защищали родину, описывают не только книги, но и документальные и художественные фильмы, например, картина «Куликово эхо».

В 2007 году город в Московской области получил название в честь героя – Пересвет. Портрет монаха-воина не сохранился, но в Лицевом житии преподобного Сергия от 16 века присутствует изображение Пересвета и Осляби. В 1980 году написана первая икона, воспевающая богатырей.

Про поединок Челубея и Пересвета накануне Куликовской битвы — знают все. Но совсем не многим известно, что Пересвет был иноком, монахом, и за подвиг на Куликовом поле вместе с другим монахом — Андреем Ослябой — очень скоро был причислен к лику святых. Сам победитель Куликовского сражения князь Дмитрий Донской был канонизирован русской Церковью только через много столетий, в 1988 году. Какой же подвиг по имя православной веры совершил Пересвет? Ратный подвиг — это понятно, но разве он равен подвигу во имя веры?
«Вот вам, дети мои, оружие нетленное…»
Дмитрия Донского большинство из нас знает как полководца, совершившего невиданное по тем временам деяние — победу в открытом сражении войск Орды. До него полчища Орды считались непобедимыми. Не мог одолеть ордынцев ни его отец, великий князь Иван Красный, ни его дед — Иоанн Калита, ни прадед Даниил Александрович, сын Александра Невского. Все так, и победа на Куликовом поле имела для Руси огромнейшее значение. Но не меньшее значение имело и то, что, наверное, впервые этот ратный подвиг был сотворен в тесном соединении с Русской Православной Церковью.
Тут сказалось то, что с девяти лет от роду Дмитрий воспитывался под неусыпным влиянием митрополита Алексия. После смерти в 1359 году отца Дмитрия, великого князя Иоанна Иоанновича, митрополит Алексий стал фактическим главой русских княжеств. Почти 20 лет, до кончины в 1378 году, он заменял Дмитрию отца, помогал советами и окормлял духовно. Именно под руководством митрополита Алексия Дмитрий с годами приобретал ту особую мудрость государственного правителя, который восхищались и его современники, и далекие потомки.

Святые Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Князь Димитрий продолжил дело деда по собиранию русских земель, и своего рода венцом и символом силы Московского княжества стало возведение белокаменного Кремля. В те годы он стал единственной каменной крепостью на северо-востоке Руси. Но главным для московского князя оставались почти непрекращающиеся войны. Понятны были битвы с тогдашними вековечными врагами — Ордой, Литвой, но постоянно приходилось помнить и о противниках среди русских князей, не желавших возвышения Москвы… Князья Рязанские, Нижегородские и особенно Тверские… Многие из них вступали в союзы против Москвы с инородцами.
Так, в 1368 году московская земля была опустошена страшным нашествием литовцев во главе с Ольгердом, женатым на сестре тверского князя Михаила Александровича. Литовцы в течение трех дней осаждали Москву, но на штурм так и не решились. Тогда Дмитрий строго наказал князей Смоленского и Брянского, поддержавших Ольгерда, а митрополит Алексий даже отлучил от Церкви князей Михаила Тверского и Святослава Смоленского, сражавшихся на стороне литовцев.
После этого Москва без особых усилий покорила Тверь, так как в поход с Дмитрием пошли почти все русские князья, поскольку, по словам летописца, «очень сердились князья на Тверского князя Михаила за то, что он несколько раз наводил на Русскую землю Литву, наделавшую христианам столько зла».
Успехи на внутреннем поприще придали князю Дмитрию уверенность в своих силах, и вскоре он перестал ездить в Орду и начал уменьшать размеры «выхода» — ежегодной дани. А порой и вовсе не платил. Орда поначалу терпела такое самоуправство, но вскоре в Орде пришел к власти Мамай, который смог одолеть всех своих противников и вновь соединить все улусы под своею властью. После этого Мамай решил вернуть к прежней покорности и Московского князя. Поначалу он послал к нему одного из своих князей — Бегича.
Великий князь Дмитрий вышел ему навстречу в рязанскую землю. Битва случилась в 1378 году на реке Воже. Татары встретили такой отпор русских, что, побросав оружие, бросились бежать. Мамай пришел в ярость, узнав о поражении. Тогда-то он и решил двинуть против князя Дмитрия всю Орду. Весной 1380 года татарские полчища переправились через Волгу и остановились на берегах реки Воронеж. Как писали позже, «устроил он соглашение с Литвою и прочими душегубцами; собрал не одну, а целых девять орд да три царства, а князей с ним 73… да прибыли два алпаута (алпаут — вельможа, феодал) великих с двумя своими отрядами. Были с ним крамольники черкасы, ясы, буртасы… и даже «братья» по вере католики-фряги».
Узнав об этом, князь сказал: «Братья! Пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая. Станем за православную веру христианскую и за святые церкви!»
За духовной поддержкой князь обратился к великому молитвеннику, при жизни почитавшемуся святым, преподобному Сергию Радонежскому.
Молитвенник земли русской благословил князя на борьбу с татарами и предсказал победу в грядущей великой битве. Князь попросил себе в подмогу двух монахов из обители Сергия — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. До принятия монашества Пересвет был боярином брянским, а Андрей Ослябя — боярином любутским (это пригород Брянска). Оба прославились как доблестные и храбрые воины. Некоторые летописцы называют их братьями, но, скорее всего, они были братьями только по духу. Оба с радостью приняли повеление своего любимого старца-игумена. Вероятно, ввиду смертельной опасности, к которой был готов каждый участник предстоящего сражения, их тут же постригли в схиму. Схимническое облачение, которое, по словам преподобного Сергия, должно было заменить им воинские доспехи, возложил на них сам Сергий Радонежский. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, — сказал преподобный, — да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко добрии воины Христовы! Приспело время вашей купли!»
Сбор русского воинства был назначен в Коломне. На призыв Дмитрия откликнулись почти все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского, Смоленского и Тверского. Во всех исторических источниках был отмечен переход на службу Московскому князю двух сыновей Ольгерда Литовского — Димитрия Брянского и Андрея Полоцкого.
А между тем Мамай с несметными силами продвигался к Дону. Русские войска перешли через реку 7 сентября (по старому стилю) — накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Летописцы зафиксировали знаменательный поступок Димитрия Иоанновича перед битвой. Он снял с себя великокняжеские доспехи, со словами: «Хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью погибнуть за святую веру христианскую! Если умру — с вами, если спасусь — с вами!» И князь облачился в одежды простого ратника. Это был его ответ на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, в безопасности, наблюдать за сражением.
Победить крестом
И вот настал день великой битвы, которая должна была решить судьбу Руси. 8 сентября (по старому стилю) 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, над Куликовым полем стоял сильный туман. Когда туман, наконец, рассеялся, стали видны две рати. Даже своим внешним видом они как бы символизировали противостояние мрака и света. Темнели несметные татарские полчища… «Доспехи же русских сынов будто вода, что при ветре струится; шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся; яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся», — написал летописец. Перед войском развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса.
Поле брани
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в семи километрах от города Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. После революции 1917 года этот посох долгое время находился в историко-архитектурном музее Рязани, пока в 2006 году не был передан в воссозданный московский храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.
Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика называется другое — Темир-мурза. Иногда называется третье имя — Таврул. Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Рассказывали, что он провел больше трехсот такого рода поединков, и во всех одержал победу.
Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов.
В те времена витал миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше. Поэтому с Челубеем мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоял особый духовный мотив посыла к ратникам именно монахов-воинов.
Речь Челубея была дерзка, наполнена поношением православия и русичей. Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет… Пламенея ревностно по вере Христовой и любовно к дорогой родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к Великому Князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько: Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равнаго себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу против него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго! Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными. Лучше умереть во имя вечной жизни, чем быть бременем целому православному народу».
И вот тут есть один очень значительный момент. Диакон Андрей Кураев как-то сказал: «Человек вообще не может убить человека. Рука не поднимается. Поэтому чтобы убить кого-то, надо его расчеловечить, лишить человеческого статуса. Поэтому сначала человека отрицают словом. Его сводят к обидной кличке, неприятной черте. А потом стреляют. Человека убить нельзя. Что ж, убивают жида или москаля». Именно так и действовал Челубей. А вот Пересвет обходится безо всяких поношений врага. Он говорит только о защите веры своего народа — «велик наш Бог и велика крепость Его!». Говорит о том, что выходит на поединок именно за Бога.
Пересвет принял вызов Челубея. «Сказание…» говорит об этом так: «И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»
Церковное предание так повествует об этом поединке. Пересвет видел, что у Челубея копье гораздо длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды) в расчете на то, что копье печенега пробьет его, и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара.
…Давайте осмыслим это. Для того чтобы победить, нужно было снять с себя все доспехи, всю защиту. Позволить врагу пронзить себя копьем, и только так победить. Победить крестом, а не коваными доспехами. Разве тут не скрыты все наши православные заповеди…
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим. Он продолжал оставаться в седле, доехал до строя русского войска и только там умер. А сразу после гибели поединщиков началась сама битва.
Бились они от шестого часа до девятого
С именем Пресвятой троицы и Божией Матери на устах русские воины начали бой. «И была сеча люта и великая, и битва жестокая, и грохот страшный. От сотворения мира не было такой битвы у русских Великих князей… Когда бились они, от шестого часа до девятого (от 11 часов утра до двух часов пополудни. — «ЧС»), словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон», — повествует летописец. Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней — многие просто задыхались от страшной тесноты и духоты. Как писал один из древних авторов, Куликово поле «не вмещало борющиеся рати, дрожало и пригибалось — никогда не собиралось там много народа в одном месте. Да и то: с русской стороны в битве участвовали 150 тысяч человек, татар было в три раза больше…»
Первая половина боя проходила при превосходстве ордынцев, но исход был решен вступлением в сражение запасного полка русских под водительством опытного воеводы Димитрия Михайловича Волынского-Боброка и князя Владимира Андреевича Серпуховского (двоюродного брата Димитрия Донского), прозванного за героизм Храбрым. Увидев свежие полки противника, Мамай позорно бежал…
Многие славные воины нашли могилу на Куликовом поле — по данным летописей, от русской рати осталось только 40 тысяч человек. Восемь дней русские воины хоронили своих братьев на крутом берегу Непрядвы. Восемь дней звучали здесь заупокойные молитвы и шли заупокойные службы…
Был тяжело ранен и великий князь Димитрий Иоаннович — его, лежащего без сознания среди убитых и раненых, отыскали с превеликим трудом. За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал отныне именоваться Донским.

Поединок Пересвета с Челубеем

Вернувшись в Москву, Великий князь отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре уже служили панихиды по погибшим воинам. Тогда же Димитрием Донским был утвержден особый день их ежегодного поминовения, позже названный Димитриевской родительской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
Куликовская битва стала исторической вехой, уничтожившей ореол непобедимости татар, положившей начало освобождению Руси от ига. Как писал историк Василий Ключевский, «народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей… пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми…» Много раз и после этой победы татары появлялись в русской земле, но уже не как хозяева, а как воры. Пожгут посады, украдут, что плохо лежит, и бегут скорее в свои степи…
Княжил Димитрий Иоаннович недолго — в 1389 году, в цвете лет — в 39-летнем возрасте — благоверный князь скончался. С его именем связаны не только воинские победы, но и строительство целого ряда новых монастырей и храмов. Это и Успенский Стромынский монастырь (1378 год), и Голутвинский монастырь (1379), и Успенский монастырь на реке Дубенке в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. А еще Николо-Угрешский монастырь под Москвой, церковь Всех Святых на Кулишках в Москве, Успенский собор Симонова монастыря в столице. Князь никогда не забывал, что сражался со своими полками не просто за Русь, но за Святую Русь. За Бога.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых…
После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Иоаннович приказал перевезти тело Александра Пересвета в Москву, где тот был похоронен в Симоновой обители.
Точного ответа о судьбе Андрея Осляби нет. Одни источники утверждают, что он остался невредим в Куликовской битве, так как в списках убитых воинов он не упоминается. Да и в Троицкой летописи отмечен такой факт: в 1398 году Великий князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) послал с милостыней в Царьград «Родиона чернеца Ослябю, бывый преже боярин Любутский». Однако тот это Ослябя или нет, сказать с уверенность нельзя.
Поверим Святцам XVII века, где записано: «Воины Андриан Ослябя и Александр Пересвет, принесенные с битвы, были схоронены в Симоновом монастыре близ деревянной церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове в каменной палатке под колокольней, и над ними поставлены каменные плиты без надписей».
«Пересвет с Ослябей были известны в русском воинстве как ученики преподобного Сергия. Поэтому естественно, что после битвы их тела специально искали, а обнаружив, с почётом поместили в вырубленные из дубовых колод гробы и залили свежим мёдом», — рассказывает настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев. На вопрос, почему их тела доставили в Симоново, а не погребли вместе с другими геройски павшими ратниками на поле боя, батюшка отвечает так: «Это произошло по благословению преподобного Сергия и, возможно, по просьбе самого великого князя Дмитрия Донского. Ведь тот сам исповедался в этом храме у Феодора, племянника преподобного, вместе со своей супругой великой княгиней Евфросинией. Государь любил Старое Симоново и вполне мог попросить священноначалие благословить здесь похороны святых иноков как драгоценные реликвии великой победы. По некоторым сведениям, за здешней алтарной апсидой покоятся и другие сложившие головы на Куликовом поле близкие Дмитрию Донскому воины, в основном из боярского сословия. Но точно это неизвестно. А вот могилы Пересвета и Осляби в течение долгих столетий бережно сохранялись нашими благочестивыми предками».
В 1509—1510 годах на месте деревянной церкви был построен каменный храм. В XVII веке при перестройке трапезной были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. Их заложили кирпичной кладкой. И лишь в XIX веке в Сергиевском приделе храма над могилами установили чугунное надгробие. А в советское время, в 1932 году, надгробие отправили на металлолом. Колокольню снесли, купол храма тоже. В церкви устроили компрессорный цех. Прямо на могилах стояло тяжеленное оборудование. И рабочие даже не знали, что ходят по могиле героев Куликовской битвы. Они вообще не знали, что работают в храме. Это был обычный заводской цех среди других цехов. Церковь оказалась поглощена заводом «Динамо».
Возрождение церкви началось в 1960-х годах с инициативы народного художника Павла Корина, который писал письма, статьи, бил в набат: «Не могу молчать еще об одной старой ране. Есть великие даты нашей истории, мысль о которых возвышает… Поле Куликово, что было «велико и ровно», как говорит летописец, где была «сеча зла, аки не бывало в Руси», где пролилась кровь «аки дождевая туча»… Но многим ли известно, что Пересвет и Ослябя похоронены в Москве в церкви Рождества? Сейчас она находится на территории завода «Динамо»… Древняя почва перерыта беззастенчиво и грубо. Здание сотрясается от грохота… Ни одного упоминания — доски мемориальной хотя бы. Ничего нет», — писал П. Корин.
В 1987 году завод освободил церковь. Изначально здесь хотели открыть филиал Исторического музея. Но в результате вернули Московской патриархии и освятили. Сейчас проход к церкви Рождества свободный.
Хотя время местной канонизации святых воинов в точности неизвестно, о древности их почитания свидетельствуют изображения, сохранившиеся в Лицевом житии преподобного Сергия (XVI век), в Лицевом летописном своде (XVI века), на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года, а также в ряде памятников искусства светского характера.
В XVII веке имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых. В конце XVII века имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике».
В службе преподобному Михею Радонежскому Русская Церковь прославляет их как святых воинов.
Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы, который торжественно отмечался как государством, так и Церковью. Тогда же (в 1980 году) была написана и икона Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием).
По благословению Святейшего Патриарха Пимена в 1981 году в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры был устроен и 11 июня освящён придел в честь Собора Радонежских святых, а также установлено местное празднование этих угодников Божиих 6/19 июля. Ещё через месяц духовный собор лавры во главе с её наместником архимандритом Иеронимом обратился к Святейшему Патриарху с прошением внести память Радонежских святых в Церковный календарь для общего почитания верующими. 10 июля 1981 года Патриарх Пимен благословил включение памяти Радонежских святых в Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Особо почитаются святые Александр Пересвет и Андрей Ослябя Вооружёнными силами России. В 2006 году двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота были присвоены имена святых иноков-воинов Пересвета и Осляби. В прошлом такие имена носили два русских корабля, геройски погибшие в ходе обороны Порт-Артура и Цусимского сражения во время русско-японской войны 1905 года. Ещё раньше, в середине позапрошлого века, активно выполняли различные боевые задачи два российских фрегата под этими именами.
Так почему же их объявили святыми? За защиту страны и своей веры, объясняет член комиссии РПЦ по канонизации, церковный историк протоиерей Владислав Цыпин. «Они отличились в битве на Куликовом поле. Причем, это сражение не было какой-то рядовой схваткой, коих значится много в истории, оно имело и религиозный характер. Речь шла о защите православной Руси от угрозы нового разорения. Это исключительно важное событие нашего прошлого, повлиявшее и на жизнь Русской церкви», — подчеркивает историк.
Прошли столетия, и подвиг Пересвета в годы Великой Отечественной войны повторили сотни воинов. 444 человека легли грудью на амбразуру, останавливая ценою жизни вражеский огонь и открывая путь к наступлению. Около 500 российских летчиков повторили подвиги Виктора Талалина и Николая Гастелло, направляя свои самолеты на таран. Среди них была одна женщина-пилот. Самопожертвование среди наших воинов было массовым. И нет на свете других таких воинов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *