Песочная терапия с детьми

Песок — уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок — лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

Подбор упражнений на песке:

— «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

— «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

— создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

— сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

— «просеять» песочек между пальцами;

— сделать отпечатки различных предметов формочками;

— сгрести песок ладонями в большую кучу — «муравейник» и разгрести его,

— «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

— сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

— «погрузить» руки в песок;

— создать рисунки на увлажненном песке;

— спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Цветная песочная терапия

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

class=»eliadunit»>

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках …»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

ЦЕЛЬ: снять напряжение.

Ход упражнения:

Психолог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

— касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

— касается песка всей ладонью — внутренней, затем внешней стороной;

— перетирает песок между пальцами, ладонями.

Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло — холодно», «приятно — неприятно».

Упражнение «Песочный дождь»

ЦЕЛЬ:

— учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

— знакомить со свойствами сухого песка.

Ход упражнения:

Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

ЦЕЛЬ: учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая — легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

Упражнение «Необычные следы»

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змеи» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

«Бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»);

«Кракозябра» — дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

Дидактические игровые упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

Ход упражнения:

Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры — прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. — и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу — из треугольников».

Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

— расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

class=»eliadunit»>

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри — как хорошо и интересно все получилось!».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники — пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

Ориентировочные темы для проведения упражнений:

— Создаем море, реки, озера и их обитателей;

— Создаем город и его жителей;

— Создаем село и его жителей;

— Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

Игровое упражнение «Мы идем в гости»

ЦЕЛЬ:

— учить ориентироваться на песчаной поверхности;

— развивать пространственные представления;

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх — вниз», «вправо — влево», «над — под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.

Игры и упражнения по погружению рук в песок

Некоторые дети боятся полного погружения рук в песок. Такие дети не участвуют в играх и упражнениях по погружению рук в песок. Для других детей игры на поверхности песка и игры по погружению чередуются в зависимости от их желания.

Игровое упражнение «Тайные задачи крота»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, умение расслабляться;

— активизировать заинтересованность играми с песком;

— расширять знания детей о тех, кто живет под землей.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня наши ручки будут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый машет руками и составляет их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на запястьях глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Для этого нужно помочь моему кроту выполнить секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый рисует крота у него на запястьях.) Ну что? Погружаемся? Смотри и делай, как мой крот».

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ей, обращает внимание ребенка на изменения на поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый пальчик.

Далее то же делает ребенок. После этого дети «раскапывают» руки друг друга. Можно дуть на песок, использовать перо, палочку, щеточку и тому подобное.

Как вариант все действия можно выполнять с закрытыми глазами искать в песке руки товарищей, пожать их — «кроты здороваются».

Игровое упражнение «Песчаные жмурки»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление;

— расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях;

— формировать произвольное поведение.

Ход упражнения:

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки с иллюстрациями из разных сказок и изображениями сказочных персонажей, их можно изготовить самостоятельно, оклеив скотчем яркие картинки. Для песочной терапии-игр с детьми мы используем цветные картинки с четким изображением. На начальном этапе — с изображением одного предмета или сказочного персонажа с постепенным усложнением изображаемого. Для игр со старшими дошкольниками можно использовать картинки с черно-белым или даже силуэтным изображением.

Перед упражнением психологу следует вспомнить с ребенком его любимые сказки и сказочных персонажей, поговорить о причинах положительного и отрицательного отношения к различным персонажам.

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «В песке любят прятаться сказки и сказочные персонажи. Давай поиграем с ними в песчаные жмурки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «На песок посмотри — из песка сказка покажись». (Взрослый закапывает в песок картинку с иллюстрацией из знакомой ребенку сказки, оставляя видимым уголок изображения.) Открой глаза, бери щеточку и начинай искать в песке сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты уже почистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка?».

Ребенок постепенно раскапывает картинку, пока не сможет назвать сказку или сказочных персонажей. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку с элементами картинки, педагог меняется с ребенком ролями. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а потом взрослый откапывает ее и вслух размышляет, анализирует увиденное, обучая ребенка способам действия.

Психологические науки

УДК 159.922.761+159.98

ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С

НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Е.С. Гурина

Новосибирский государственный педагогический

университет (Новосибирск, Россия) Дошкольное образовательное частное учреждение «Созвездия» (Новосибирск, Россия)

Аннотация. В статье обсуждаются возможности юнгианской песочной терапии при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в частности, нарушения опорно-двигательного аппарата. Представлен взгляд на юнгианскую песочную терапию как мягкий, но при этом эффективный метод преобразования содержания бессознательной части психики ребенка. Раскрыты основные характеристики метода и представлен опыт его применения при работе с детьми с церебральным параличом. В статье представлена примерная структура занятия, которой может придерживаться песочный терапевт при работе с ребенком с данной особенностью развития.

Ключевые слова: песочная терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, церебральный паралич, бессознательное, символизация

UDC 159.922.761+159.98

JUNGIAN SAND THERAPY AS A METHOD OF WORK FOR CHILDREN WITH DISTURBANCES OF THE SUPPORT AND MOTOR APPARATUS

E.S. Gurina

Keywords: sand therapy, children with disabilities, cerebral palsy, unconscious, symbolization

Несмотря на многочисленные усилия и весомый прогресс медицины, число детей с ограниченными возможностями здоровья остается достаточно высоким. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными,

приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, большую часть из которых составляют дети с церебральным параличом (ДЦП).

Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко отличаются слабым уровнем развития эмоциональной сферы, ее нестабильностью, частыми аффективными вспышками (неожиданными вспышками агрессии, гнева, буйства), тревожностью, гиперактивностью, с одной стороны, и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, низкой самооценкой, с другой стороны. У детей с ДЦП также отмечается склонность к истероидным или депрессивным реакциям. Чувство собственной неполноценности может приводить к неосознанной защитной реакции ухода личности на более инфантильный уровень с усилением эгоцентрических черт. У экстравертированных детей это находит выражение в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании повышенного внимания к себе со стороны других людей. Интравертированным детям с чертами тормозимого круга типично усиление психоастенических и депрессивных проявлений с идеями самоуничижения, ущербности и нежелания жить . Помимо этого у них часто присутствуют проблемы в интеллектуальной сфере, а также встречаются нарушение речи различной степени или же её отсутствие, недостаточное развитие крупной или мелкой моторики, отсутствие чувства ритма, нарушение тех или иных видов памяти, внимания, восприятия и прочее. Данные психофизиологические особенности детей обусловливают необходимость крайне деликатного психологического сопровождения или психотерапию, в рамках которой возможно построение безопасного и поддерживающего пространства.

Исходя из этого требования, юнгианская песочная терапия является оптимальным психологическим методом работы, сочетающим в себе эффективность и мягкость. На сегодняшний день имеется множество программ по песочной

терапии с детьми, но далеко не все они могут подходить для работы с детьми с ОВЗ. Целью данной статьи является привлечение внимания специалистов к вопросу адаптации программ песочной терапии для работы с детьми, имеющими церебральный паралич.

Песочная терапия получила свое первоначальное развитие благодаря М. Ловенфельд, которая с 1929 года начала привлекать песочницу в качестве инструмента для игровой терапии детей, а в 1935 году выпустила книгу «Игра в детстве». В свою очередь идею подобной психологической практики она обнаружила в книге Г. Уэллса «Игры на полу» (1912). М. Ловенфельд обратила внимание на большое значение тактильного взаимодействия детей с песком и водой, а также манипулирование миниатюрными игрушками во время этого процесса. Однако начало юнгианской песочной терапии как особой психотехники положено Д. Кальфф, сумевшей перенести идеи К.Г.Юнга и его представления о структуре психики и наработки М. Ловенфельд в единое пространство песочницы .

На сегодняшний день юнгианская песочная терапия с детьми является методом, основанном на преобразовании содержания бессознательной части психики. Работа с песком и возможность привнесения в пространство песочницы разнообразных миниатюрных фигурок включает фантазию, способствует спонтанности при работе и позволяет с помощью песочной композиции выразить многообразие возникающих чувств и образов. К.Г. Юнг полагал, что создание и созерцание различных символов само по себе терапевтично, поскольку любой созданный символ — это стремление бессознательного обрести какую-либо конкретную форму и стать зримым . К.Г. Юнг верил, что в человеческой психике уже заложены механизмы самоисцеления, которые и начинают запускаться при реализации попыток бессознательного «явить себя» через символ . В песочной терапии бессознательное

проецируется на песочное поле, обретая символическую форму в виде гротов и туннелей, гор и водоемов, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов . Важно отметить при этом, что песочная терапия является как вербальным, так и невербальным методом: осознание не ограничивается только тем, что может быть выражено в словах. Довербальное осознавание не менее важно и может привести к переживанию личностной трансформации и значительным изменениям личности .

При работе с детьми с ДЦП песок часто является оптимальным материалом: он является природной, естественной для ребенка средой, может менять свои свойства при добавлении к нему воды и не подразумевает никаких специальных умений при работе с ним. Песочная терапия при работе с детьми с ОВЗ может иметь следующие цели:

• стабилизация психоэмоционального состояния;

• приобретение опыта «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них;

• совершенствование навыков позитивной коммуникации;

• развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

• развитие речи.

Для детей с ДЦП песочная терапия становится безопасным способом работы с другим человеком, когда психолог является не «силовиком», заставляющим идти в его темпе, а слушателем, проводником, который помогает постепенно наращивать психологический потенциал. Исходя из опыта работы, здесь важно отметить, что далеко не каждому ребенку с ОВЗ удается сразу же создать композицию (речь в данном случае идет не о тех трудностях, которые обусловлены физиологией). Распространенными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

являются крайние варианты: либо когда песочница долгое время является пустой, либо, наоборот, в нее хаотично складываются все предметы с полок. Для психолога как психотехника это является одним из диагностических критериев, поэтому, когда ребенок спустя несколько встреч становится способным просто выстраивать композицию, -это огромный шаг в развитии. Нужно отметить, что детям с церебральным параличом сложно самостоятельно создавать картины из песка. Достаточно часто на первых этапах работы они не могут спонтанно строить миры, придумывать истории, использовать игрушки по их назначению. Песочная терапия с данной категорией детей начинается с исследования свойств песка, с созерцания его особенностей. Здесь важную роль выполняют упражнения на создание гор, пещер, отпечатков своих рук. Создание отпечатков рук, ног и различных предметов — это и один из способов украшения песочных форм испособ отразить стремление человека специально оставить «знак своего присутствия» . Часто при работе с детьми в песочнице мы видим, что их игровая деятельность соответствует гораздо более раннему возрастному периоду: например, дети 8-10 лет могут с удовольствием лепить куличики. Это может объясняться как тем, что для «особого» ребенка обычная дворовая песочница могла быть не доступна, так и тем, что психика не смогла решить задачи, стоящие на более раннем этапе. Изготовление таких куличиков с помощью формочек или ведерка в юнгианской песочной терапии рассматривается в качестве символического рождения: оно позволяет превратить бесформенный песок в определенный объект .

Нередко первые персонажи, появляющиеся на песочной картине, — персонажи, вводимые терапевтом. Таким образом, идет постепенное и созвучное детской психике усложнение песочных композиций, которое ведет за собой развитие важных психических функций. Все это возможно лишь при условии безопасно организованного пространства.

Для детей с особенностями развития психологом разрабатываются специальные упражнения на улучшение моторики, памяти, внимания; обычно они являются разминочными и готовят ребенка к самостоятельной работе на песке. При обсуждении психотерапевтических эффектов песочной терапии с детьми с ДЦП следует учитывать диагноз ребенка, имеющиеся у него нарушения или ряд личностных особенностей, частоту встреч и отношение его родителей (опекунов) к проведению психотерапевтической работы.

Первые занятия часто сопровождаются участием родителей: это позволяет ребенку мягко перейти в психотерапевтическое пространство, а также провести определенную диагностическую работу, направленную на определение специфики родительско-детских

взаимоотношений. Психолог может предложить родителям поучаствовать в процессе создания песочного мира, однако по мере продвижения работы родителям рекомендуется покидать кабинет. Учитывая тот факт, что дети с церебральным параличом нередко лишены возможности построения собственных границ, они могут демонстрировать желание получить опыт коммуникации, в котором бы прослеживались их границы, и именно в связи с этим нахождение родителей, так или иначе вторгающихся в пространство песочницы, нежелательно.

При сотрудничестве с «Центром песочной терапии» (Новосибирск) была разработана программа юнгианской песочной терапии для работы с детьми с ограниченными возможностями, в том числе — имеющими церебральный паралич. Предложенная в программе структура занятий является рекомендательной и варьируется в зависимости от особенностей каждого ребенка, его интеллектуальных и физических возможностей.

Подготовительный этап работы включает:

1. Знакомство с ребенком и его родителями, заполнение анкеты на ребенка.

2. Обсуждение запроса родителей и ребенка (в случае, если он может его сформулировать).

3. Выбор формы занятия (индивидуальный или групповой), исходя из запроса, и обсуждение частоты встреч.

4. Введение основных правил работы в песочнице.

Желаемой структурой занятия, с помощью которой

психолог из занятия в занятие сокращает психологическую дистанцию с ребенком, является:

1. Знакомство с песком и его свойствами.

2. Пальчиковая гимнастика (2-3 упражнения).

3. Реализация основного содержания по теме занятия.

4. Свободная работа ребенка на песке.

5. Уборка игровой атрибутикии мытье рук.

6. Подведение итогов занятия.

Юнгианская песочная терапия не требует интерпретировать клиенту созданную им композицию, однако психолог внимательно фиксирует особенности работы на песке: как выглядит и чем сопровождается контакт с песком, используется ли вода и в каком количестве, какого рода персонажи используются и другое.

Зачастую именно свободная работа ребенка на песке, как показал наш опыт, выходит на первый план, поскольку это позволяет ребенку почувствовать себя субъектом — тем, кто способен сам выбирать вид деятельность, отыгрывать те чувства и переживания, которые актуальны ему самому. Для детей, чья жизнь во многом лишена права выбора, возможность стать не ведомым психологом, а ведущим его за собой, оказывается бесценной.

Юнгианская песочная терапия позволяет ребенку становиться творцом, фантазером и сказочником, что, безусловно, является позитивным ресурсом для детского развития. Благодаря механизму проекции даже трудно вербализуемые переживания получают свое воплощение в символах, становясь более осознаваемыми и зримыми. При мягком участии психолога, создающего безопасное и

защищенное пространство, и выполнении условий сеттинга становятся возможным и развитие эмоциональной сферы, стабилизация настроения, приобретение социально приемлемых навыков общения, что является крайне важным для ребенка с особенностями развития.

Список литературы

1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. М.: ПЕР СЭ, 2006. 272 с.

2. Трошихина Е.Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии. Питер, 2014. 256 с.

3. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: «Дидактика Плюс», 2001. 272с.

4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

5. Юнг К. Г. Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2010. 326 с.

6. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Allan Dzh. Landshaft detskoj dushi. YUngianskoe konsul’tirovanie v shkolah i klinikah. M.: PER SE, 2006. 272 p.

2. Troshihina E.G. Sosud i zerkalo. Razvitie emocional’nogo resursa lichnosti v psihoterapii. Piter, 2014. 256 p.

3. Shipicyna L.M., Mamajchuk I.I. Detskij cerebral’nyj paralich. SPb.: «Didaktika Plyus», 2001. 272 p.

4. Shtejnhardt L. YUngianskaya pesochnaya psihoterapiya. SPb.: Piter, 2001. 320 p.

5. Yung K.G. Simvolicheskaya zhizn’. M.: Kogito-Centr, 2010. 326 p.

6. Yung K.G. Soznanie i bessoznatel’noe. SPb.: Universitetskaya kniga, 1997. 544 p.

Сведения об авторе

Елена Сергеевна Гурина, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; педагог-психолог Дошкольного образовательного частного учреждения «Созвездия»; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Коммунистическая 50, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Российской Федерации (ЕКПП-РФ), e-mail: elena.s.gurina@yandex.ru

Много лет тому назад…

Важно

У псаммотерапии, как, впрочем, и у любой терапии, имеются противопоказания. Во‑первых, больное сердце. Здесь даже и обсуждать нечего – слишком опасно, слишком большая нагрузка. В списке противопоказаний также туберкулез легких, эпилепсия, недостаточность кровообращения, злокачественные и доброкачественные новообразования, некоторые болезни эндокринной системы… Разумеется, квалифицированный совет «закапываться или нет» лично вам может дать только врач.
Женщины, будьте внимательны, если у вас миома матки, эндометриоз, мастопатия, никаких песочных ванн! Также исключаем процедуры во время менструации и за пару дней до нее и после.
Вообще, если у вас есть какие-то серьезные хронические болезни, то псаммотерапия разрешена только в период ремиссии. Не забудьте и о том, что малыши до трех лет в эту «игру» не играют.

Слово «псаммотерапия» произошло от греческого psammo, что значит «песок». Глядя, как сегодня на пляже дети закапывают друг друга в песок, легко себе представить похожую картину, только несколько десятков столетий тому назад: ведь история псаммотерапии уходит вглубь веков. Из достоверных источников известно, что индейцы майя принимали песочные ванны при лечении множества болезней, а древнеримский врач Антоний Муза в I веке до нашей эры использовал нагретый песок при лечении императора Октавиана Августа, страдавшего от болей в ноге и слабости мышц.

В XIX веке врач, профессор Н. В. Парийский провел серию клинических испытаний и впоследствии с успехом защитил диссертацию «О пользе естественных песочных ванн в терапии подагры, водянки, золотухи, ревматизма». Так что с конца поза­прошлого века лечение песком стало особенно популярным. Не забывали о нем и в Советском Союзе, где псаммотерапия наряду с бальнеотерапией была особенно популярна в крымских здравницах.

Лежим и худеем

Сегодня псаммотерапия вновь широко востребована. Сеансы проводятся в курортных лечебницах, ортопедических клиниках и даже салонах красоты. Да, и в салонах красоты, ведь только за один сеанс псаммотерапии можно потерять до полутора килограммов веса. Ее активно применяют при болезнях обмена веществ, нервной системы, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, травмах, тугоподвижности суставов, многих (но отнюдь не всех!) женских болезнях, таких как воспаление придатков, бесплодие.

Теплый песок медленно, но верно передает свое тепло и энергию человеку. Кроме того, он воздействует на поверхность тела, что вполне можно назвать пассивным пилингом. В организме нормализуется обмен веществ и улучшается кровообращение, уходят боль и отечность, восстанавливается нервная система. Под воздействием тепла расширяются сосуды, увеличивается скорость ферментативных процессов. Кроме того, песок, в котором содержатся оксид кремния, карбонаты калия, кальция и магния и многие другие полезные вещества, дает слабощелочную реакцию, при выделении пота во время сеанса на коже образуется углекислая пленка, которая в свою очередь усиливает кислородный обмен.

Сам себе псаммотерапевт

Конечно, было бы здорово пройти курс псаммотерапии у высококлассного специалиста. Но, увы, будем реалистами и посему посмотрим на ситуацию с другой стороны. Итак, мы на пляже. Вторая половина дня. Температура воздуха не ниже 20 градусов. Песок прогрет от 45 до 60 градусов. Если перед процедурой было купание, дождитесь, когда ваш купальный костюм высохнет или переоденьтесь. В любом случае на коже не должно быть следов влаги. Роем ямку и помним о том, что голова должна обязательно находиться в тени (здесь нам поможет пляжный зонт, тень от которого достаточно легко корректировать).

Теперь – «помощь друга», который, понятное дело, с нескрываемой радостью вас закопает. Только пусть область сердца оставит открытой. Общий же слой песка в идеале должен составлять примерно 5 см, а в области живота – не более 2 см. Под головой – сложенное полотенце, на лбу – влажная салфетка. Лепота…! Но максимум через полчаса – подъем. Затем – теплый душ и отдых в тени. Больше в этот день не купаемся и не загораем.

В идеале сеансы псаммотерапии проводятся через день, а полный курс составляет около 15 процедур. Но сеансы могут быть и местными, особенно хороши они при различных заболеваниях суставов. И по времени они могут длиться дольше, да и проводить их можно ежедневно, в том числе и дома. Нагреваем песок в духовке, высыпаем в деревянный ящик и далее действуем по той же инструкции.

Читайте в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *