Пимена Великого

9 сентября православные христиане отмечают день святого Преподобного Пимена Великого, Египетского. Родился он в Египте, около 340 года, и уже с раннего детства понял, что его удел – монашество. В 12 лет он принял постриг и всю свою долгую жизнь посвятил служению Богу, постижению мудрости временного бытия, наставлению иноков и мирян на праведную, добродетельную жизнь во имя спасения души.

Призыв к смирению и доброте по отношению к людям

Наверное, первым человеком, которого Пимен призвал к смирению, была его мать. Он, вместе с двумя своими братьями ушел в монастырь, простившись с матерью навсегда. Но он сумел успокоить и убедить плачущую женщину, в которой говорила естественная тоска по детям и желание видеть их, что если она примет уход сыновей и смирится с разлукой в нынешней временной жизни, то она обязательно увидит их в будущей вечной и радостной жизни на небесах.

Его дальнейшая жизнь, достаточно полно описанная летописцами и им самим, полна человеколюбия, мудрости и послушания. Исполняя изо дня в день подвиг усмирения страстей, соблюдая постоянный пост и творя молитвы, Пимен Египетский наставлял учеников, давая им глубокое понимание веры и смысла добродетели.

Обладая незаурядным умом, святой Пимен давал людям такие советы в трудных ситуациях, что люди, поняв старца, поражались его мудрости и принимали верные решения, соответствующие праведной жизни. В течение 110 лет своей жизни, до самой своей кончины, он не нарушил данного обета, всей своей жизнью давая пример последовательного служения Богу.

Преподобный Пимен говорил, что люди для праведной жизни должны исполнять три правила – Они должны бояться Бога, молиться и делать людям только добро, даже в ответ на причиненное зло. Он говорил, что зло порождает еще большее зло, и чтобы остановить его, нужно творить добро, а не копить в себе обиды и не разжигать жажду мести.

О чем просить в молитвах Пимену Великому

Молясь преподобному Пимену Великому, люди просят о смирении, укрощении страстей, гордыни, о прекращении вражды, ссор, распрей в кругу общения и в семье. Просят мудрости и душевных сил, чтобы простить оступившихся, чтобы как можно скорее прекратить споры и раздор, о снисхождении к окружающим и о более строгом отношении к собственной жизни.

Текст Молитвы Пимену Великому

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитвы Пимену Великому 5 (100%). Всего проголосовало: 1

Происхождение, толкование и значение имени Пимен

Пимен — мужское имя на русском, сербском языках, в переводе с белорусского, польского, украинского, грузинского, румынского и других языков.

Имя написано в одно слово, 5 букв, ударение на Пи́мен

Происхождение имени: Греческое / Русское Дословное значение имени: Пастух / Пастырь История и трактование имени:

Имя Пимен с греческого языка от слова ποιμήν дословно означает «пастух» и в переносном значении «пастырь».

Краткие и уменьшительно-ласкательные формы: Пима, Пиманя, Пимаха, Пимаша, Пименка Написание отчества по имени: Пименович, Пименовна

Использование имени

В странах:

  • Украина ,
  • Белоруссия ,
  • Сербия ,
  • Польша ,
  • Грузия ,
  • Румыния ,
  • Молдавия

Астрология, нумерология, судьба и характер имени Пимен

Звезда или планета: Сатурн Число имени: 8 Чаще всего мужчины с именем Пимен экстраверты Присущие имени жизненные качества: одиночество, духовность, упрямство, естественность, добросовестность

Перевод, транскрипция и имя Пимен на других языках

Перевод имени Пимен на русский: Пимен на польский: Pimen на сербский: Пимен на румынский: Pimen на грузинский: პიმენ Транскрипция (транслитерация) Пимен с русского языка на английский: Pimen на испанский: Pimen на немецкий: Pimen на французский: Pïmene на итальянский: Pimen на грузинский: პიმენ

Популярность имени

Количество пользователей под именем Пимен в социальных сетях: ВКонтакте:

Память 27 августа/9 сентября


Преп. Пимен Великий. Афон. 1547

Родившись в Египте около 340 года, святой Пимен Великий, «ангельского жития желая”, ушел в один из египетских монастырей и здесь постригся. Иночество он принял около 355 года. С ним вместе подвизались старший брат – святой Анувий (память 5/ 18 июня) и меньшой, по имени Паисий.

Блаженный Пимен, проводя дни и годы в трудах постнических и непрестанно пребывая в молитвах, преуспевал в иноческих добродетелях и, при помощи Божией, мужественно ополчался на невидимого супостата. Он умерщвлял свою плоть, воевавшую на дух, истощал ее, как некоего пленника, великими трудами и покорял ее на служение духу. Таким образом, он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях. Вместе с братьями преподобный подвизался в непрестанной молитве, воздержании и очень строго соблюдал свой обет отречения от мира и от всего, что привязывало бы к миру. Однажды их мать пожелала повидаться со своими детьми и пришла в монастырь, но они, узнав об этом, скрылись от нее в келии и не вышли к ней, несмотря на усиленные просьбы. Наконец, после долгих ожиданий и слез матери, преподобный Пимен подошел к двери и объявил, что если она желает видеть их в жизни будущей, то пусть не ищет свиданий с ними в мире сем. Мать благоразумно пожелала видеть их на небесах и, утешенная такой надеждой, ушла.

Спустя некоторое время правитель страны пожелал также видеть преподобного Пимена и послал к нему вестника с этой просьбой. Старец же стал размышлять: «Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне честь, то и из народа многие будут беспокоить меня и помешают моему безмолвию, а я лишусь благодати смирения, которую стяжал с юности великими трудами, и тогда могу впасть в гордость”. И преподобный отказался видеть князя. Получив отказ, князь весьма опечалился и сказал: «Это за грехи мои я не удостоился видеть человека Божия”.

Однако весьма желая видеть святого старца, правитель придумал хитрость: взял, как бы за некоторый проступок, сына сестры старца и заключил его в темницу. При этом князь сказал своим слугам: «Если придет авва Пимен, то сразу же выпущу юношу на свободу; а если не придет, то не оставлю без наказания провинившегося: ибо проступок его весьма велик”. Когда мать юноши (сестра Пимена) услышала об этом, то тотчас же отправилась в пустыню к брату и стала слезно молить его, стоя у запертой келии. Старец же не только не открыл ей двери, но ничего не ответил. Однако сестра долгое время продолжала со слезами упрашивать старца, стуча в дверь; но так как она не получила ответа, то начала с укоризнами и гневом говорить старцу: «Немилосердный, бесчувственный, жестокий, безбожный и зверонравный! Неужели тебя не трогают слезы мои? Ведь сын мой, который у меня только один, находится в смертной опасности!” Старец же послал ученика сказать ей: «Иди отсюда: Пимен не имеет детей и потому он не печалится”. Сестра возвратилась с горьким плачем, укоряя брата. Когда князь услышал об этом, то велел своим друзьям: «Скажите старцу, чтобы написал ко мне письмо с ходатайством об освобождении, и тогда я отпущу из темницы племянника его”. И многие советовали старцу написать письмо князю. Авва Пимен написал так: «Прикажи властию своею хорошенько исследовать преступление провинившегося юноши, и если будет найдено что-либо достойное смерти, то пусть он умрет, дабы временною казнию избегнуть мук вечных; если же провинившийся не окажется достойным смерти, то, наказав его, как требует закон, отпусти”. Когда князь прочитал послание, то удивился уму и добродетели мужа, поняв, что то был истинный угодник Божий; и князь отпустил юношу.

Позже, поучая и своих многочисленных учеников смиренномудрию, преподобный приводил им в образец сказание о некоем старце (быть может, о себе самом): «Еще не так давно один монах египтянин жил близ Царьграда на некоем пустынном месте, имея небольшую келию. Случилось один раз проходить местом тем благочестивому царю Феодосию (Младшему). Услышав об этом иноке, царь оставил всех своих спутников и, приняв вид одного из простых воинов, направился к келии старца. Когда царь постучал в двери, инок открыл ему их, но не узнал в пришедшем царя. Сотворив молитву, оба сели. Потом царь спросил: «Как подвизаются отцы, обитающие в Египте?” – «Все молят Бога о спасении нашем”. Осмотрев кругом всю келию старца, царь не нашел в ней ничего, кроме корзины, висевшей на стене, а в ней немного сухого хлеба. Потом он сказал старцу: «Отче! Благослови меня вкусить немного”. Старец налил воду в сосуд, насыпал соли и положил куски сухого хлеба; и ели оба вместе. Затем старец принес кувшин с водою и дал пить царю. После трапезы царь спросил старца: «Знаешь ли ты, кто я?” Он отвечал: «Не знаю, господин, Бог знает тебя”. – «Я – царь Феодосий”. И тотчас старец поклонился ему.

Потом царь сказал: «Блаженны вы, иноки, так как вы свободны от забот суетного мира сего и проводите жизнь безмолвную, заботясь лишь о том, как получить жизнь небесную, вечную, и блага небесные. Воистину говорю тебе, что я, рожденный в своем царстве и сейчас состоящий царем, никогда не вкушал с такою сладостью хлеба и не пил воды, как ныне”. Старец же отвечал: «Это потому что мы, монахи, приготовляем и вкушаем пищу с молитвою и благословением. В ваших же домах приготовление кушаний совершается без молитвы, но со многими ссорами и разговорами праздными; по сей причине ваша пища не получает благословения, которое могло бы усладить ее”. Воздав целование старцу, царь отошел оттуда и с тех пор весьма почитал того монаха. Старец же, боясь погибельного самопревозношения и гордости из-за почитания людского и дабы не лишиться благодати Божией, встав, бежал оттуда и потом опять пришел в Египет”. Такое сказание поведал ученикам своим святой Пимен, желая научить их смирению и отказу от суетных похвал и почестей.

Святой Пимен научал и прочим добродетелям, и наставления его были всегда действенными, ибо жизнью своею он сам являл равноангельский образец добродетели. И приходили к нему не только новоначальные, но и состарившиеся в подвигах иноческих и получали богомудрые и богодухновенные ответы в назидание душ своих; ответы те записывались потом в Патерики (Отечники).

Некоторые из этих ответов припомним здесь. Некто спросил авву Пимена: «Если я увижу брата моего, согрешившего, должен ли я скрыть грех его?” Пимен отвечал: «Если мы скроем грехи братьев наших, то и Бог скроет грехи наши”.

Некоторый брат сказал авве Пимену: «Отче! Я нахожусь в смущении и думаю уйти отсюда”. Старец спросил: «По какой причине ты хочешь уйти?” – » Я слышу дурные речи об одном из братий и соблазняюсь”. Старец сказал: «То, что ты слышал, неправда”. Брат ответил: «Воистину, отче, то было правдой, потому что передавший мне о том заслуживает всякого доверия”. Но старец сказал: «Нет, передавший тебе не заслуживает веры, ибо, если бы он заслуживал веры, то не передал бы тебе то. Но ты никогда не верь тому, что говорят тебе, если сам не видел того; ибо и Бог, услышав вопль Содомский, не удостоверился, пока не сошел Сам, дабы видеть все очами Своими (Быт. 18:20-21)”. Брат сказал на это: «И я, отче, своими собственными глазами видел, как брат тот творил грех”. Услышав это, старец посмотрел на землю и, взяв с земли небольшой сучок, сказал брату: «Что это?” – «Это сучок”. Старец указал на бревно, на котором покоилась крыша здания, и спросил: «А это что?” Брат отвечал: «Это бревно”. И сказал старец брату: «Запомни же в сердце своем, что грехи твои подобны сему бревну, грех же брата, о котором ты говоришь, подобен сему сучку; тогда ты никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”.

Эти слова святого Пимена слышал авва Сисой, бывший тогда у него. Весьма удивившись слышанному, он сказал святому Пимену: «Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий драгоценный камень”. Авва Пимен ответил: «Сказано: свидетельствуй лишь о том, что видели очи твои. Но я говорю вам, что если вы увидите что и очами своими, не давайте тому веры”. И потом рассказал такой случай. Некий брат был осмеян бесом: он видел иного брата, творившего грех с женщиною. Брат смутился и стал обуреваем похотью. Подойдя, он толкнул их ногою своею, сказав: «Перестаньте, для чего вы согрешаете?” Но оказалось, что то были снопы пшеницы, а не люди. «Посему, – заключил Пимен, – говорю вам: не давайте веры и тому, что видите очами своими”.

Авва Анувий спросил святого Пимена: «Но какой ответ ты дал бы Богу, если бы ты видел грешника и не обличил бы его?” Пимен сказал на это: «Я сказал бы Богу так: Господи! Ты повелел: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7:5). Я исполнил повеление Твое”.

Иной брат спросил преподобного: «Как должно жить человеку?” Старец отвечал: «Из примера пророка Даниила мы видим, что его не могли оклеветать ни в чем, кроме того, что он служил Господу Богу своему”. Этими словами святой дал понять, что человеку должно жить так, чтобы вся жизнь его была ничем иным, как только служением Господу Богу.

Другой инок спросил: «Каким образом уберечься мне от козней врага?” Отвечал отец: «Когда котел, разжигаемый снизу, кипит, то ни муха, ни какое другое насекомое не может коснуться его; когда же он остынет, то на него садятся и мухи, и насекомые. Подобно сему и к иноку, со усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети. К человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет”.

Некто спросил старца о том, как можно избавиться от навязывающихся уму злых помыслов. Старец отвечал на это: «Случай этот подобен человеку, имеющему по левую сторону от себя огонь, а по правую сосуд с водою. Если человек загорится от огня, то возьмет воду из сосуда и загасит огонь. Огонь – это помыслы злые, которые враг нашего спасения влагает в сердце человеку, как искру в некую храмину, дабы человек распалился пожеланием греховным; вода же – это молитвенное устремление человеком себя к Богу”.

Опять спросил старца Пимена авва Аммон о помыслах злых, исходящих от сердца, и о суетных пожеланиях. И отвечал старец от Святого Писания: «Какую славу может получить топор, без секущего им? И может ли хвалиться пила, не имея работника? Так и ты не посылай на помощь злым помыслам своего соизволения – и все эти помыслы рассеются”.

Авва Иосиф спросил авву Пимена: «Как подобает поститься?” Старец отвечал: «Я каждодневно вкушаю немного пищи, не насыщаясь вполне”. – «А когда ты был юношей, то не постился ли ты по два дня?” Отвечал Пимен: «Поистине постился и не только по два дня, но и по три, и по целой неделе; но святые отцы, испытавшие то и другое, нашли, что лучше вкушать каждодневно, но понемногу, – ибо это царский путь (ко спасению), более легкий и удобный, дабы не превозносился ум”.

Игумен монастыря Великого спросил авву Пимена: «Каким образом я могу стяжать умиление?” Старец отвечал: «Разве может быть умиление в том сердце, которое помышляет о сырах, сосудах с маслом и иных житейских делах?”

Иной спросил старца: «Что лучше: говорить, или молчать?” Старец отвечал: «Кто говорит Бога ради, тот хорошо делает; также и тот, кто молчит Бога ради, хорошо поступает”.

Приведем и некоторые из изречений аввы Пимена, записанных в Отечниках:

– Когда человек намеревается строить дом, то собирает многие предметы, из которых можно построить дом; подобно сему и мы легко созиждем в себе дом духовный, если возьмем по небольшой частице от каждой добродетели.

– Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему.

– Нестяжание, терпение и рассудительность – вот три основы иноческого жития; ибо написано: если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез.14:14). Ной – образец нестяжательности, Иов – терпения, Даниил же рассудительности. Если в иноке окажутся сии три добродетели, то Бог, спасающий Его, возобитает в нем.

– Если инок возненавидит два предмета, то может быть свободным от соблазнов мира сего. Предметы эти– покой плоти и тщеславие.

– В Евангелии написано: имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож (Лк. 22:36); это значит: имеющий покой плоти своей, пусть оставит его и начнет проводить жизнь суровую, вступив на путь тесный.

– Когда Давид боролся со львом или медведем, то умерщвлял зверя, взяв его за гортань (1 Цар. 17:34-35); подобно сему и мы с Божиею помощью победим льва и медведя– плоть нашу, если наложим узду воздержания на гортань и чрево наше.

– Если бы Навузардан, – начальник над поварами царя вавилонского, – не пришел в Иерусалим, храм Господень не был бы сожжен; подобно сему и в нас не воспалится огонь вожделения греховного, а также и ум наш, борющийся со врагом, никогда не потерпит поражения, – если мы не будем преданы объедению и неге.

– Подобно тому, как пчелы бегут от дыма, позволяя людям пользоваться сладкими плодами их работы, так покоем тела отгоняется от души нашей страх Господень и она (душа) лишается всякого доброго дела.

– Подобно тому, как всякий оруженосец царский стоит близ царя, будучи всегда готовым к защите его, так и душе нашей должно быть всегда готовой на борьбу с бесом блудодеяния.

Когда однажды авва Пимен услышал о брате некоем, постившемся по шести дней и вкушавшему немного пищи только на седьмой день, но вместе с тем гневавшемся на брата своего, то сказал о таковом: «Научился поститься шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день”.

Пресвитер одного монастыря, услыхав о неких братиях, ходивших часто в город, мывшихся в бане, не прилежавших к спасению своему, – разгневался на них и, придя в монастырь, снял с них одеяние монашеское. Но потом он раскаялся, пошел к авве Пимену и рассказал ему обо всем. Старец же спросил его: «Не имеешь ли и ты в себе чего-либо от ветхого человека? Или, быть может, ты окончательно совлекся его?” Пресвитер услышав от старца такие слова, умилился, призвал тех братий, которых огорчил, попросил у них прощения и снова облек их в одеяние монашеское.

Однажды пришел к авве Пимену авва Исаак и, увидав, что он возливал на ноги свои небольшое количество воды, сказал ему: «Как жестоко иные удручают тело свое!” Старец же ответил ему: «Мы не научены быть телоубийцами”.

И потом сказал: «Бывает иногда, что человек кажется молчащим; но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего – то же, что молчащий)”.

Авва Иосиф рассказал: «Когда однажды мы сидели у аввы Пимена, среди нас был юный брат Агафон; обращаясь к сему Агафону, старец назвал его аввою. Мы же сказали старцу: «Этот брат еще юн, почему ты называешь его аввою?” Старец отвечал: «Уста его молчаливые заставляют меня называть его аввою”.

Потом говорил еще авва Пимен: «Брат, находящийся вместе с ближним своим, должен уподобиться истукану каменному: будучи обижаем, он не должен гневаться, а будучи хвалим, не должен превозноситься”.

Еще сказал: «Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро, – тогда твоя добродетель препобедит его злобу”.

Этой добродетели (как и многим другим) преподобный Пимен поучал и самым делом. До его прибытия из скита в Египет, в Египте жил некий старец, почитаемый всеми. Когда на то место пришел авва Пимен, то многие, оставив того старца, начали приходит к Пимену. По сей причине старец начал гневаться на авву Пимена, завидовать ему и говорить о нем дурное. Когда авва Пимен услыхал об этом, то опечалился и сказал своим братиям: «Что теперь делать нам, ибо люди эти повергли нас в скорбь, оставив столь святого и добродетельного старца и прийдя к нам, не значащим ничего? Каким образом мы устраним гнев великого отца того? Приготовим немного пищи, возьмем немного вина, пойдем к старцу, вкусим с ним; быть может, таким образом мы умилостивим сердце его”.

Взяв немного пищи и вина, они отправились к тому старцу и постучали в двери келии его. Ученик того старца, услышав стук, спросил: «Кто это?” Ему ответили: «Скажи авве твоему, что Пимен с братиею своею пришел, дабы принять от твоего аввы благословение”. Ученик пошел и рассказал об этом старцу. Старец же, выслушав сказал: «Пойди и скажи им: идите отсюда, ибо у меня нет времени видеть вас”. Когда ученик сказал так пришедшим, то те ответили: «Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не сподобимся поклониться старцу”. И стояли на зное солнечном при дверях келии. Видя смирение и терпение пришедших, старец умилился, открыл им двери и принял их с лобзанием. Сев, все беседовали с любовью и вкусили принесенного. Потом старец тот сказал: «Поистине не только справедливо то, что я слышал о вас, но я вижу в вас добрые дела во сто крат большие”. С того времени старец стал миролюбиво относиться к авве Пимену. Так умел преподобный Пимен устранять злобу враждующего на него и давал пример этого другим.

Преподобный Пимен умел врачевать иных и молчанием своим, как словом. Однажды пресвитеры страны той посетили монастырь, в котором пребывал преподобный. Авва Анувий, желая хотя несколько угостить их, вошел к святому Пимену и сказал ему об этом. Однако старец не дал ответа, но долгое время пребывал в молчании; и отошел от него авва Анувий с печалью. Потом братия спросили авву Пимена: «Почему ты не дал ответа авве Анувию?” Старец же отвечал им: «Я не имел для сего орудия (т.е. языка); ибо я мертв; мертвый же не говорит; посему не считайте меня пребывающим с вами”.

Так поступил старец для того, чтобы его не звали к тем новопришедшим братиям на трапезу. Повествуют также, что, когда братия призывали его вкусить вместе с ними пищу, он шел с плачем, как бы нехотя: ибо не желал насыщать чрева своего, но вместе с тем не хотел ослушаться братий, дабы не огорчить их.

Некий инок, услышав о добродетельном житии преподобного Пимена, пришел к нему из далекой страны, дабы видеть его и поучиться от него. Старец принял инока с честью. Облобызав друг друга, они сели, и инок начал беседовать со старцем о вещах трудноуразумеваемых, о которых говорится в Писании, и о предметах небесных. Отец же Пимен, отвернув лицо свое, молчал и не давал никакого ответа пришельцу. Инок тот долгое время говорил от Писания, но так и не получил ответа аввы и вышел из келии с печалью, сказав ученику старца: «Понапрасну я предпринял столь великий и трудный путь: авва Пимен не сказал мне ни одного слова”. Потом тот ученик сказал ему: «Отче! Ради тебя пришел сей честный муж, славный среди иноков страны своей: почему же ты не сказал ему ничего?” Старец отвечал: «Он от вышних и говорит о предметах небесных. А я от нижних и могу говорить только о земном. Если бы брат говорил о душевных страстях, о плотских немощах, то я отвечал бы ему; а так как он говорит о предметах небесных, то о них я ничего не могу сказать”. Ученик пошел к тому иноку и сказал ему: «Знай, отче, что старец неохотно беседует от Божественного Писания, но если кто-либо начинает говорить с ним о страстях душевных, тогда старец отвечает”. Умилившись, инок тот вошел к старцу и спросил его: «Авво! Что делать мне, ибо я во власти страстей?” Тогда, посмотрев на него с радостным лицом, старец ответил: «Хорошо сделал ты, что пришел; теперь я открою уста свои и наполню их благими речами”. И беседовал с ним достаточное время о том, как побеждать восстающие на нас похотения. Весьма насладившись богодухновенными словами старца, инок тот возблагодарил Бога, Который сподобил его видеть такового старца и слышать его беседу, и возвратился к своим, радуясь, что получил великую пользу для души.

Авва Исаак пришел к отцу Пимену и нашел его сидящим молча и как бы находящимся в исступлении. Подождав достаточное время, но не видя, чтобы старец пришел в себя, инок тот сделал земной поклон старцу, вопрошая: «Скажи мне, отче, где был ты умом своим?” Старец же был вынужден на ответ усиленною просьбою и ответил: «Мой ум был там, где плакала Пречистая Дева Мария Богородица, стоя при Кресте; и я хотел бы так всегда плакать”.

Великий в отцах, преподобный Пимен, изучивший всякую добродетель, приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение во уме своем, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!” Однако Господь вознес смиренного раба Своего в места, где пребывают святые Ангелы, в селения праведных и преподобных. Прославившись святостью жизни и глубокой назидательностью своих поучений, великий пустынник с миром отошел ко Господу около 450 года, имея около 110 лет от рождения.

Память 27 августа / 9 сентября

Святой Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим.

Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы забыл об одном из них. Вернувшись к себе и вспомнив о нем, он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой помысел. Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца, предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем1 огромного стада».

В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Семь братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в Верхнем Египте, на берегу реки Нил.

Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые люди оставили старцев, у которых имели обыкновение спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. Когда некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного наставления. Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце, хотя и превосходил их всех.

Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась навестить их, но встретила решительный отказ. Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в нее на еженедельную службу. Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели, разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать удалилась полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас здесь».

Вначале Пимен много постился, проводя часто два или три дня без пищи, подвергая тело крайне суровым ограничениям. Но со временем он приобрел большой опыт в духовной науке и, став для обитателей пустыни врачом, кормчим и светочем рассуждения, учил питаться умеренно каждый день, чтобы не впасть ни в гордость, ни в чревоугодие и так следовать царским путем, который легок и необременителен. Одному брату, который соблазнился, застав его однажды моющим ноги, он ответил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Он также часто говорил: «Все, что превосходит меру, приходит от бесов».

Умеренный в подвижничестве, он был, однако, крайне суров в том, что касалось отношений с людьми. Он считал свою келью могилой, в которой монах, как покойник, должен оставаться чуждым любым земным привязанностям. Однажды правитель той области, желая его видеть, повелел арестовать его племянника, чтобы старец пришел заступиться за юношу. Но Пимен остался нечувствительным к мольбам сестры, сказав: «Пимен не родил сына». И велел сказать правителю, чтобы тот судил его согласно законам, если юноша прегрешил.

Когда посетитель хотел побеседовать с ним о возвышенных предметах, старец хранил молчание; но если его спрашивали о страстях и о том, как исцелить душу, тогда он с радостью отвечал. Он давал собеседникам ответы, соответствующие их пониманию и их возможностям, для того чтобы побудить к успехам в добродетели. Прежде всего он советовал не давать места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами собой: «Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас возмущать, но в нашей власти им сопротивляться». Он учил, что повергаться пред Богом, не оценивать самого себя и оставлять позади себя всякое собственное произволение – все это является средствами для очищения души, но главным образом благодаря самоосуждению и бодрствованию она может воздвигнуться и продвигаться к совершенству.

Когда его однажды спросили, следует ли порицать брата, которого мы увидели согрешающим, Пимен ответил: «В тот час, когда мы утаим проступок нашего брата, Бог утаит и наш, а в час, когда мы откроем проступок брата, Бог откроет также и наш». И когда старец увидел, как один брат заснул в церкви, он вместо того, чтобы обличить его, предпочел положить его голову себе на колени и позволил ему отдохнуть. Что же касается бдительности по отношению к самому себе, он соблюдал ее строго в любое время, зная, что начало всех пороков – рассеянность. Когда ему надо было выйти из кельи, он прежде проводил час, сидя и исследуя свои помыслы.

Он также говорил, что «человек нуждается в смирении, как в дыхании, которое выходит из его ноздрей», и что мы можем достичь этого смирения, дающего нам в любых обстоятельствах покой, через самоуничижение, которое заставляет нас считать своего брата за начальствующего. Что касается него, то он достиг такой степени презрения к самому себе, что чистосердечно заявлял: «Я повергаю себя в то место, в которое был повержен сатана, и ставлю себя ниже неразумных существ, потому что знаю, что они не подлежат наказанию». Когда его спросили, как это возможно – считать себя ниже всякой твари и даже убийцы, старец ответил: «Он совершил только этот проступок, но я убиваю каждый день».

Увидев однажды женщину, которая плакала на могиле мужа и сына, авва Пимен сказал брату Анувию, что если не стяжать такое состояние скорби и постоянного умерщвления плоти, невозможно стать монахом. В другой раз он был восхищен в присутствии одного из близких, который спросил, куда он был перенесен. Пимен ответил: «Моя мысль была там, где находится святая Матерь Божия, плачущая у Креста Спасителя, и я хотел бы плакать так все время».

Однажды к святому из Сирии пришли знаменитые люди, чтобы расспросить о чистоте сердца, но старец не знал греческого, а переводчика не нашлось. Заметив затруднительное положение посетителей, Пимен внезапно начал говорить по-гречески и сказал: «По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию».

Авва Пимен долгие годы сиял как звезда в пустыне, наставляя собственным опытом и став живым образцом всех добродетелей. Он мирно почил некоторое время спустя после святого Арсения (после 449 г.), так и не увидев вновь Скитской пустыни.

1 Пимен (potmen) по-гречески означает «пастырь», «пастух». Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм. Поскольку он часто передает изречения предшествующих отцов, то считается, что первые сборники апофтегм были составлены в кругу учеников аввы Пимена.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Память 27 августа/9 сентября


Преп. Пимен Великий. Афон. 1547

Родившись в Египте около 340 года, святой Пимен Великий, «ангельского жития желая”, ушел в один из египетских монастырей и здесь постригся. Иночество он принял около 355 года. С ним вместе подвизались старший брат – святой Анувий (память 5/ 18 июня) и меньшой, по имени Паисий.

Блаженный Пимен, проводя дни и годы в трудах постнических и непрестанно пребывая в молитвах, преуспевал в иноческих добродетелях и, при помощи Божией, мужественно ополчался на невидимого супостата. Он умерщвлял свою плоть, воевавшую на дух, истощал ее, как некоего пленника, великими трудами и покорял ее на служение духу. Таким образом, он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях. Вместе с братьями преподобный подвизался в непрестанной молитве, воздержании и очень строго соблюдал свой обет отречения от мира и от всего, что привязывало бы к миру. Однажды их мать пожелала повидаться со своими детьми и пришла в монастырь, но они, узнав об этом, скрылись от нее в келии и не вышли к ней, несмотря на усиленные просьбы. Наконец, после долгих ожиданий и слез матери, преподобный Пимен подошел к двери и объявил, что если она желает видеть их в жизни будущей, то пусть не ищет свиданий с ними в мире сем. Мать благоразумно пожелала видеть их на небесах и, утешенная такой надеждой, ушла.

Спустя некоторое время правитель страны пожелал также видеть преподобного Пимена и послал к нему вестника с этой просьбой. Старец же стал размышлять: «Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне честь, то и из народа многие будут беспокоить меня и помешают моему безмолвию, а я лишусь благодати смирения, которую стяжал с юности великими трудами, и тогда могу впасть в гордость”. И преподобный отказался видеть князя. Получив отказ, князь весьма опечалился и сказал: «Это за грехи мои я не удостоился видеть человека Божия”.

Однако весьма желая видеть святого старца, правитель придумал хитрость: взял, как бы за некоторый проступок, сына сестры старца и заключил его в темницу. При этом князь сказал своим слугам: «Если придет авва Пимен, то сразу же выпущу юношу на свободу; а если не придет, то не оставлю без наказания провинившегося: ибо проступок его весьма велик”. Когда мать юноши (сестра Пимена) услышала об этом, то тотчас же отправилась в пустыню к брату и стала слезно молить его, стоя у запертой келии. Старец же не только не открыл ей двери, но ничего не ответил. Однако сестра долгое время продолжала со слезами упрашивать старца, стуча в дверь; но так как она не получила ответа, то начала с укоризнами и гневом говорить старцу: «Немилосердный, бесчувственный, жестокий, безбожный и зверонравный! Неужели тебя не трогают слезы мои? Ведь сын мой, который у меня только один, находится в смертной опасности!” Старец же послал ученика сказать ей: «Иди отсюда: Пимен не имеет детей и потому он не печалится”. Сестра возвратилась с горьким плачем, укоряя брата. Когда князь услышал об этом, то велел своим друзьям: «Скажите старцу, чтобы написал ко мне письмо с ходатайством об освобождении, и тогда я отпущу из темницы племянника его”. И многие советовали старцу написать письмо князю. Авва Пимен написал так: «Прикажи властию своею хорошенько исследовать преступление провинившегося юноши, и если будет найдено что-либо достойное смерти, то пусть он умрет, дабы временною казнию избегнуть мук вечных; если же провинившийся не окажется достойным смерти, то, наказав его, как требует закон, отпусти”. Когда князь прочитал послание, то удивился уму и добродетели мужа, поняв, что то был истинный угодник Божий; и князь отпустил юношу.

Позже, поучая и своих многочисленных учеников смиренномудрию, преподобный приводил им в образец сказание о некоем старце (быть может, о себе самом): «Еще не так давно один монах египтянин жил близ Царьграда на некоем пустынном месте, имея небольшую келию. Случилось один раз проходить местом тем благочестивому царю Феодосию (Младшему). Услышав об этом иноке, царь оставил всех своих спутников и, приняв вид одного из простых воинов, направился к келии старца. Когда царь постучал в двери, инок открыл ему их, но не узнал в пришедшем царя. Сотворив молитву, оба сели. Потом царь спросил: «Как подвизаются отцы, обитающие в Египте?” – «Все молят Бога о спасении нашем”. Осмотрев кругом всю келию старца, царь не нашел в ней ничего, кроме корзины, висевшей на стене, а в ней немного сухого хлеба. Потом он сказал старцу: «Отче! Благослови меня вкусить немного”. Старец налил воду в сосуд, насыпал соли и положил куски сухого хлеба; и ели оба вместе. Затем старец принес кувшин с водою и дал пить царю. После трапезы царь спросил старца: «Знаешь ли ты, кто я?” Он отвечал: «Не знаю, господин, Бог знает тебя”. – «Я – царь Феодосий”. И тотчас старец поклонился ему.

Потом царь сказал: «Блаженны вы, иноки, так как вы свободны от забот суетного мира сего и проводите жизнь безмолвную, заботясь лишь о том, как получить жизнь небесную, вечную, и блага небесные. Воистину говорю тебе, что я, рожденный в своем царстве и сейчас состоящий царем, никогда не вкушал с такою сладостью хлеба и не пил воды, как ныне”. Старец же отвечал: «Это потому что мы, монахи, приготовляем и вкушаем пищу с молитвою и благословением. В ваших же домах приготовление кушаний совершается без молитвы, но со многими ссорами и разговорами праздными; по сей причине ваша пища не получает благословения, которое могло бы усладить ее”. Воздав целование старцу, царь отошел оттуда и с тех пор весьма почитал того монаха. Старец же, боясь погибельного самопревозношения и гордости из-за почитания людского и дабы не лишиться благодати Божией, встав, бежал оттуда и потом опять пришел в Египет”. Такое сказание поведал ученикам своим святой Пимен, желая научить их смирению и отказу от суетных похвал и почестей.

Святой Пимен научал и прочим добродетелям, и наставления его были всегда действенными, ибо жизнью своею он сам являл равноангельский образец добродетели. И приходили к нему не только новоначальные, но и состарившиеся в подвигах иноческих и получали богомудрые и богодухновенные ответы в назидание душ своих; ответы те записывались потом в Патерики (Отечники).

Некоторые из этих ответов припомним здесь. Некто спросил авву Пимена: «Если я увижу брата моего, согрешившего, должен ли я скрыть грех его?” Пимен отвечал: «Если мы скроем грехи братьев наших, то и Бог скроет грехи наши”.

Некоторый брат сказал авве Пимену: «Отче! Я нахожусь в смущении и думаю уйти отсюда”. Старец спросил: «По какой причине ты хочешь уйти?” – » Я слышу дурные речи об одном из братий и соблазняюсь”. Старец сказал: «То, что ты слышал, неправда”. Брат ответил: «Воистину, отче, то было правдой, потому что передавший мне о том заслуживает всякого доверия”. Но старец сказал: «Нет, передавший тебе не заслуживает веры, ибо, если бы он заслуживал веры, то не передал бы тебе то. Но ты никогда не верь тому, что говорят тебе, если сам не видел того; ибо и Бог, услышав вопль Содомский, не удостоверился, пока не сошел Сам, дабы видеть все очами Своими (Быт. 18:20-21)”. Брат сказал на это: «И я, отче, своими собственными глазами видел, как брат тот творил грех”. Услышав это, старец посмотрел на землю и, взяв с земли небольшой сучок, сказал брату: «Что это?” – «Это сучок”. Старец указал на бревно, на котором покоилась крыша здания, и спросил: «А это что?” Брат отвечал: «Это бревно”. И сказал старец брату: «Запомни же в сердце своем, что грехи твои подобны сему бревну, грех же брата, о котором ты говоришь, подобен сему сучку; тогда ты никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”.

Эти слова святого Пимена слышал авва Сисой, бывший тогда у него. Весьма удивившись слышанному, он сказал святому Пимену: «Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий драгоценный камень”. Авва Пимен ответил: «Сказано: свидетельствуй лишь о том, что видели очи твои. Но я говорю вам, что если вы увидите что и очами своими, не давайте тому веры”. И потом рассказал такой случай. Некий брат был осмеян бесом: он видел иного брата, творившего грех с женщиною. Брат смутился и стал обуреваем похотью. Подойдя, он толкнул их ногою своею, сказав: «Перестаньте, для чего вы согрешаете?” Но оказалось, что то были снопы пшеницы, а не люди. «Посему, – заключил Пимен, – говорю вам: не давайте веры и тому, что видите очами своими”.

Авва Анувий спросил святого Пимена: «Но какой ответ ты дал бы Богу, если бы ты видел грешника и не обличил бы его?” Пимен сказал на это: «Я сказал бы Богу так: Господи! Ты повелел: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7:5). Я исполнил повеление Твое”.

Иной брат спросил преподобного: «Как должно жить человеку?” Старец отвечал: «Из примера пророка Даниила мы видим, что его не могли оклеветать ни в чем, кроме того, что он служил Господу Богу своему”. Этими словами святой дал понять, что человеку должно жить так, чтобы вся жизнь его была ничем иным, как только служением Господу Богу.

Другой инок спросил: «Каким образом уберечься мне от козней врага?” Отвечал отец: «Когда котел, разжигаемый снизу, кипит, то ни муха, ни какое другое насекомое не может коснуться его; когда же он остынет, то на него садятся и мухи, и насекомые. Подобно сему и к иноку, со усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети. К человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет”.

Некто спросил старца о том, как можно избавиться от навязывающихся уму злых помыслов. Старец отвечал на это: «Случай этот подобен человеку, имеющему по левую сторону от себя огонь, а по правую сосуд с водою. Если человек загорится от огня, то возьмет воду из сосуда и загасит огонь. Огонь – это помыслы злые, которые враг нашего спасения влагает в сердце человеку, как искру в некую храмину, дабы человек распалился пожеланием греховным; вода же – это молитвенное устремление человеком себя к Богу”.

Опять спросил старца Пимена авва Аммон о помыслах злых, исходящих от сердца, и о суетных пожеланиях. И отвечал старец от Святого Писания: «Какую славу может получить топор, без секущего им? И может ли хвалиться пила, не имея работника? Так и ты не посылай на помощь злым помыслам своего соизволения – и все эти помыслы рассеются”.

Авва Иосиф спросил авву Пимена: «Как подобает поститься?” Старец отвечал: «Я каждодневно вкушаю немного пищи, не насыщаясь вполне”. – «А когда ты был юношей, то не постился ли ты по два дня?” Отвечал Пимен: «Поистине постился и не только по два дня, но и по три, и по целой неделе; но святые отцы, испытавшие то и другое, нашли, что лучше вкушать каждодневно, но понемногу, – ибо это царский путь (ко спасению), более легкий и удобный, дабы не превозносился ум”.

Игумен монастыря Великого спросил авву Пимена: «Каким образом я могу стяжать умиление?” Старец отвечал: «Разве может быть умиление в том сердце, которое помышляет о сырах, сосудах с маслом и иных житейских делах?”

Иной спросил старца: «Что лучше: говорить, или молчать?” Старец отвечал: «Кто говорит Бога ради, тот хорошо делает; также и тот, кто молчит Бога ради, хорошо поступает”.

Приведем и некоторые из изречений аввы Пимена, записанных в Отечниках:

– Когда человек намеревается строить дом, то собирает многие предметы, из которых можно построить дом; подобно сему и мы легко созиждем в себе дом духовный, если возьмем по небольшой частице от каждой добродетели.

– Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему.

– Нестяжание, терпение и рассудительность – вот три основы иноческого жития; ибо написано: если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез.14:14). Ной – образец нестяжательности, Иов – терпения, Даниил же рассудительности. Если в иноке окажутся сии три добродетели, то Бог, спасающий Его, возобитает в нем.

– Если инок возненавидит два предмета, то может быть свободным от соблазнов мира сего. Предметы эти– покой плоти и тщеславие.

– В Евангелии написано: имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож (Лк. 22:36); это значит: имеющий покой плоти своей, пусть оставит его и начнет проводить жизнь суровую, вступив на путь тесный.

– Когда Давид боролся со львом или медведем, то умерщвлял зверя, взяв его за гортань (1 Цар. 17:34-35); подобно сему и мы с Божиею помощью победим льва и медведя– плоть нашу, если наложим узду воздержания на гортань и чрево наше.

– Если бы Навузардан, – начальник над поварами царя вавилонского, – не пришел в Иерусалим, храм Господень не был бы сожжен; подобно сему и в нас не воспалится огонь вожделения греховного, а также и ум наш, борющийся со врагом, никогда не потерпит поражения, – если мы не будем преданы объедению и неге.

– Подобно тому, как пчелы бегут от дыма, позволяя людям пользоваться сладкими плодами их работы, так покоем тела отгоняется от души нашей страх Господень и она (душа) лишается всякого доброго дела.

– Подобно тому, как всякий оруженосец царский стоит близ царя, будучи всегда готовым к защите его, так и душе нашей должно быть всегда готовой на борьбу с бесом блудодеяния.

Когда однажды авва Пимен услышал о брате некоем, постившемся по шести дней и вкушавшему немного пищи только на седьмой день, но вместе с тем гневавшемся на брата своего, то сказал о таковом: «Научился поститься шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день”.

Пресвитер одного монастыря, услыхав о неких братиях, ходивших часто в город, мывшихся в бане, не прилежавших к спасению своему, – разгневался на них и, придя в монастырь, снял с них одеяние монашеское. Но потом он раскаялся, пошел к авве Пимену и рассказал ему обо всем. Старец же спросил его: «Не имеешь ли и ты в себе чего-либо от ветхого человека? Или, быть может, ты окончательно совлекся его?” Пресвитер услышав от старца такие слова, умилился, призвал тех братий, которых огорчил, попросил у них прощения и снова облек их в одеяние монашеское.

Однажды пришел к авве Пимену авва Исаак и, увидав, что он возливал на ноги свои небольшое количество воды, сказал ему: «Как жестоко иные удручают тело свое!” Старец же ответил ему: «Мы не научены быть телоубийцами”.

И потом сказал: «Бывает иногда, что человек кажется молчащим; но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего – то же, что молчащий)”.

Авва Иосиф рассказал: «Когда однажды мы сидели у аввы Пимена, среди нас был юный брат Агафон; обращаясь к сему Агафону, старец назвал его аввою. Мы же сказали старцу: «Этот брат еще юн, почему ты называешь его аввою?” Старец отвечал: «Уста его молчаливые заставляют меня называть его аввою”.

Потом говорил еще авва Пимен: «Брат, находящийся вместе с ближним своим, должен уподобиться истукану каменному: будучи обижаем, он не должен гневаться, а будучи хвалим, не должен превозноситься”.

Еще сказал: «Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро, – тогда твоя добродетель препобедит его злобу”.

Этой добродетели (как и многим другим) преподобный Пимен поучал и самым делом. До его прибытия из скита в Египет, в Египте жил некий старец, почитаемый всеми. Когда на то место пришел авва Пимен, то многие, оставив того старца, начали приходит к Пимену. По сей причине старец начал гневаться на авву Пимена, завидовать ему и говорить о нем дурное. Когда авва Пимен услыхал об этом, то опечалился и сказал своим братиям: «Что теперь делать нам, ибо люди эти повергли нас в скорбь, оставив столь святого и добродетельного старца и прийдя к нам, не значащим ничего? Каким образом мы устраним гнев великого отца того? Приготовим немного пищи, возьмем немного вина, пойдем к старцу, вкусим с ним; быть может, таким образом мы умилостивим сердце его”.

Взяв немного пищи и вина, они отправились к тому старцу и постучали в двери келии его. Ученик того старца, услышав стук, спросил: «Кто это?” Ему ответили: «Скажи авве твоему, что Пимен с братиею своею пришел, дабы принять от твоего аввы благословение”. Ученик пошел и рассказал об этом старцу. Старец же, выслушав сказал: «Пойди и скажи им: идите отсюда, ибо у меня нет времени видеть вас”. Когда ученик сказал так пришедшим, то те ответили: «Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не сподобимся поклониться старцу”. И стояли на зное солнечном при дверях келии. Видя смирение и терпение пришедших, старец умилился, открыл им двери и принял их с лобзанием. Сев, все беседовали с любовью и вкусили принесенного. Потом старец тот сказал: «Поистине не только справедливо то, что я слышал о вас, но я вижу в вас добрые дела во сто крат большие”. С того времени старец стал миролюбиво относиться к авве Пимену. Так умел преподобный Пимен устранять злобу враждующего на него и давал пример этого другим.

Преподобный Пимен умел врачевать иных и молчанием своим, как словом. Однажды пресвитеры страны той посетили монастырь, в котором пребывал преподобный. Авва Анувий, желая хотя несколько угостить их, вошел к святому Пимену и сказал ему об этом. Однако старец не дал ответа, но долгое время пребывал в молчании; и отошел от него авва Анувий с печалью. Потом братия спросили авву Пимена: «Почему ты не дал ответа авве Анувию?” Старец же отвечал им: «Я не имел для сего орудия (т.е. языка); ибо я мертв; мертвый же не говорит; посему не считайте меня пребывающим с вами”.

Так поступил старец для того, чтобы его не звали к тем новопришедшим братиям на трапезу. Повествуют также, что, когда братия призывали его вкусить вместе с ними пищу, он шел с плачем, как бы нехотя: ибо не желал насыщать чрева своего, но вместе с тем не хотел ослушаться братий, дабы не огорчить их.

Некий инок, услышав о добродетельном житии преподобного Пимена, пришел к нему из далекой страны, дабы видеть его и поучиться от него. Старец принял инока с честью. Облобызав друг друга, они сели, и инок начал беседовать со старцем о вещах трудноуразумеваемых, о которых говорится в Писании, и о предметах небесных. Отец же Пимен, отвернув лицо свое, молчал и не давал никакого ответа пришельцу. Инок тот долгое время говорил от Писания, но так и не получил ответа аввы и вышел из келии с печалью, сказав ученику старца: «Понапрасну я предпринял столь великий и трудный путь: авва Пимен не сказал мне ни одного слова”. Потом тот ученик сказал ему: «Отче! Ради тебя пришел сей честный муж, славный среди иноков страны своей: почему же ты не сказал ему ничего?” Старец отвечал: «Он от вышних и говорит о предметах небесных. А я от нижних и могу говорить только о земном. Если бы брат говорил о душевных страстях, о плотских немощах, то я отвечал бы ему; а так как он говорит о предметах небесных, то о них я ничего не могу сказать”. Ученик пошел к тому иноку и сказал ему: «Знай, отче, что старец неохотно беседует от Божественного Писания, но если кто-либо начинает говорить с ним о страстях душевных, тогда старец отвечает”. Умилившись, инок тот вошел к старцу и спросил его: «Авво! Что делать мне, ибо я во власти страстей?” Тогда, посмотрев на него с радостным лицом, старец ответил: «Хорошо сделал ты, что пришел; теперь я открою уста свои и наполню их благими речами”. И беседовал с ним достаточное время о том, как побеждать восстающие на нас похотения. Весьма насладившись богодухновенными словами старца, инок тот возблагодарил Бога, Который сподобил его видеть такового старца и слышать его беседу, и возвратился к своим, радуясь, что получил великую пользу для души.

Авва Исаак пришел к отцу Пимену и нашел его сидящим молча и как бы находящимся в исступлении. Подождав достаточное время, но не видя, чтобы старец пришел в себя, инок тот сделал земной поклон старцу, вопрошая: «Скажи мне, отче, где был ты умом своим?” Старец же был вынужден на ответ усиленною просьбою и ответил: «Мой ум был там, где плакала Пречистая Дева Мария Богородица, стоя при Кресте; и я хотел бы так всегда плакать”.

Великий в отцах, преподобный Пимен, изучивший всякую добродетель, приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение во уме своем, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!” Однако Господь вознес смиренного раба Своего в места, где пребывают святые Ангелы, в селения праведных и преподобных. Прославившись святостью жизни и глубокой назидательностью своих поучений, великий пустынник с миром отошел ко Господу около 450 года, имея около 110 лет от рождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *