Пневмология

2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПНЕВМЕ

Болезненный процесс в организме египтяне часто рассматривали как результат изменения крови, однако основную роль играла пневма — невидимое вещество, содержащееся в воздухе. При вдохе она поступает в легкие, оттуда — в сердце, а из сердца — в артерии, которые, как полагали в древности, были наполнены не кровью, з отличие от вен, а пневмой. Далее по сосудам пневма разносится по всему телу.

По мнению египтян, вдыхаемый воздух был «живым», а выдыхаемый — «мёртвым». «Клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов» — читаем мы в египетских хрониках. С дыханием связывалось представление о божественной «жизненной силе» по имени Ка; боги тоже имели Ка, но в отличие от людей — не одну. Так, у бога Ра было четырнадцать Ка. Несколько Ка было и у царей.

Здоровье сохраняется до тех пор, пока свойства крови и пневмы нормальны. Изменение этих веществ иногда приобретает характер гниения, которое и вызывает болезнь. Лечение часто имело целью выведение из тела «гнилостных» веществ при помощи рвотных и слабительных средств. Рецепт напоминал современный: часто лекарство состояло из основного, вспомогательного и исправляющего вкус. Вот пример рецепта слабительного средства, приведенного в древнеегипетском медицинском папирусе:

Полыни — 1/3, Фиников — 1/3, Пива ГОРЬКОГО — 1/2, ХЛЕБНОГО ТЕСТА — 1/8, Випл — 1/3, Ослиного молока — 1.

ВСКИПЯТИТЬ, ПРОЦЕДИТЬ И ПРИНИМАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ДНЕЙ.

В медицине разных стран древнего Востока сформировались понятия о жизненной энергии человека, подобной пневме. Ее свойства зависели в основном от дыхания и движения крови. Это китайская «ци» и индийская «прана», с которыми мы познакомимся в соответствующих разделах. Египетское представление о пневме было заимствовано медициной греков и получило развитие в греческой философии. Аристотель объяснял ее присутствием многообразные проявления жизни в животном и растительном мире. Одним из основателей «пневматической» системы в медицине считается Ате-ней, знаменитый врач, живший в Риме в середине I в. Согласно его учению, пневма попадает в сердце, а оттуда по сосудам переносится по всему телу человека. Соединение пневмы с теплотой и сухостью может быть причиной острых заболеваний, с холодом и сыростью — хрони-

ческих. При смешении пневмы, холода и сухости может наступить смерть, делающая все сухим и холодным. В европейскую медицину представление о пневме проникло благодаря сочинениям великого римского врача Галена, младшего современника Атенея.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

И.П. БУЛЫКО

кандидат богословия, преподаватель С.-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств E-mail: IvanBulyko@yandex.ru

ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ЭККЛЕЗИОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ В БОГОСЛОВИИ КАРДИНАЛА ИВА КОНГАРА

Учение о Святом Духе имеет важное значение для богословия и для жизни Церкви в целом. Кардинал Ив Конгар рассматривает его не только с точки зрения внутритроичной жизни, но также говорит о Его спасительных действиях в мире в области домостроительства. Святой Дух действует как в отдельно взятой личности, так и в совокупности многих личностей, которые объединены в едином Теле — Церкви Христовой. Поэтому кардинал Конгар настаивает на синтезе пневматологической экклезиологии и пнев-матологической антропологии. Этот синтез кардинала Ива Конгара был значительным вкладом в католическое богословие Святого Духа.

Ключевые слова: пневматология, экклезиология, антропология, сотериология, пневматологический синтез, храм Святого Духа.

Богословие кардинала Ива Конгара о Святом Духе способствовало возрождению католической богословской мысли и облегчило в определённой мере взаимопонимание между Востоком и Западом. В своём богословии Святого Духа он попытался показать ту важную роль Святого Духа, которую Он играет в жизни Церкви, а также в жизни каждого отдельно взятого христианина.

Человек сотворён по образу и подобию Божию. Этот образ, по мнению кардинала Конгара, не может быть ограничен физической структурой человеческой личности. «Человеческое существо сотворено по образу Триединого Бога не только в физической структуре, но также в реальности существования в обществе и общении» . Человеческие личности наделены знанием и любовью для того, чтобы существовать в отношениях с Богом и друг с другом. Они — активные, свободные исторические субъекты, причастные общей человеческой природе.

Верующие есть воистину живые камни этого храма. Бог входит в их жизнь до самого основания. Они воистину святы, потому что Бог лично вошёл в этот мир и реально соединился с каждым из них. Это соединение стало возможно благодаря событиям Боговоплощения, Пасхи, Пятидесятницы, благодаря домостроительствам Сына и Святого Духа, которые были посланы в этот мир для того, чтобы восстановить утраченное в раю общение между Богом и человеком. Если Сын Божий, ставший человеком через своё Воплощение, смерть, Воскресение, совершает наше Искупление, то Святой Дух усвоя-ет нам плоды этого Искупления, обитая в нас, как

© И.П. Булыко

в своих храмах. Он соединяет нас с Собой, а через это единение мы также соединяемся с Лицами Отца и Сына. Святой Дух приводит нас в общение с другими людьми. Во Святом Духе наша любовь друг ко другу возвышается до сверхъестественного уровня. Мы любим друг друга любовью Божией, мы соединены друг с другом единством Тела Христова.

Интерес кардинала Ива Конгара к богословию Святого Духа неотделим от экклезиологии — учения о Церкви. Богословие Святого Духа является компонентом его экклезиологии, а экклезиология естественно и органично должна включать в себя антропологию, учение о человеке, потому что Церковь как Богочеловеческий организм состоит из людей, которые являются членами этого организма. И каждый верующий, который принадлежит Церкви, также есть также храм живущего Святого Духа, который животворит как отдельного верующего, так и всё Тело Церкви.

Следовательно, пневматологию мы должны рассматривать не отдельно от экклезиологии, но в синтезе с ней. Именно поэтому богословие Святого Духа, по мнению кардинала Конгара, требует синтеза пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии. Этот взгляд на развитие и интеграцицию этих двух измерений пневматологии есть существенный вклад кардинала Ива Конгара в современное Римо-католическое богословие Святого Духа.

Как отмечает Элизабет Тереза Гропп, «именно православное богословие побудило его интегрировать пневматологическую экклезиологию и пневма-тологическую антропологию» . Кардинал

Конгар пришёл к выводу о необходимости данного синтеза под влиянием православных богословов. В октябре 1963 года, когда был подготовлен документ «О Церкви» на Втором Ватиканском Соборе, кардинал Конгар имел беседу с протоиереем Александром Шмеманом и греческим богословом Никосом Ниссиотисом, которые сделали ему замечания по данному документу: » Если бы мы должны были приготовить трактат » О Церкви», мы бы включили в этот трактат главу о Святом Духе, к которому также добавили бы ещё одну главу, которая касалась бы христианской антропологии».

Для кардинала Ива Конгара пневматологиче-ская антропология и пневматологическая экклезио-логия — это два неразрывных измерения одного и того же дара Святого Духа. «Пневматология есть некое измерение экклезиологии, так что она включает в себя и антропологию» . Святой Дух является одновременно обоживающим началом человеческой личности и соучредителем, и жизненным принципом Церкви. Истинное богословие Святого Духа должно включать в себя богословие обитающей личности и богословие Церкви, потому что Святой Дух приводит все личности, все поместные Церкви в общение друг с другом.

Кардинал Ив Конгар осознавал, что разрыв антропологии и экклезиологии недопустим с токи зрения библейского и святоотеческого богословия, с точки зрения богословия Фомы Аквинского, а также с точки зрения Восточного богословия. Он в Доминиканской богословской школе Сольшвар под влиянием своих великих учителей, таких как Мари-Доминик Шеню, открыл для себя традицию, которая интегрировала богословие Церкви и богословие человека. Точкой соприкосновения этих двух областей вероучения, по мнению кардинала Конгара, является пневматология. Именно учение о Святом Духе является для него тем основанием, которое должно присутствовать как в антропологии, так и в экклезиологии. Без этого основания было бы совершенно невозможно объяснить тайну общения Бога и человека, тайну обожения и Божественного усыновления.

Кардинал Ив Конгар с сожалением отмечал, что «современная антропология отделена от экклезиологии». «Самое большое различие между святоотеческой экклезиологией и современной экклезиологией заключается в том, что первая включает в себя антропологию, тогда как вторая является книгой общественного права… Антропология святоотеческой экклезиологии

— это антропология человеческого общества, которая находит своё выражение через это общество, потому что только таким образом раскрывается

Богоподобие. Вот то место, где встречаются антропология и экклезиология, и именно это человечество, которое имеет общение с Богом и между собой, является предметом Церковных действий».

Синтез пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии кардинала Ива Конгара есть богословие, укоренённое в библейской, патристической и средневековой традиции.

Рассматривая данный синтез с точки зрения библейского богословия, кардинал Конгар отмечает, что в Библии нет разрыва между богословием обитания Святого Духа в праведном человеке и богословием Церкви. Христианин, согласно Библии, органично вписан в реальность Церкви. Он есть член Церкви как Тела Христова, а следовательно, её часть. Если Святой Дух действует во всём целом, точно так же Он должен действовать и в части этого целого.

В богословии апостола Павла как отдельно взятая личность, так и вся Церковь есть храм Святого Духа, и Святой Дух даётся нам не как индивидуумам, но как лицам, находящимся в общении друг с другом, лицам, соединённым через общее прославление и почитание Бога. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?»(1 Кор. 3,16). У апостола Павла есть неоднократное утверждение обитания в нас Святого Духа как в своём святилище, которое относится одновременно как к личностям, так и к общине как таковой. Понятие обитания у апостола Павла передаёт, по мнению кардинала Конгара, значение постоянного присутствия и идею «обитания-владения».

Исследуя святоотеческую традицию, в частности, труды святого Иринея Лионского и святого Кирилла Александрийского, кардинал Ив Конгар говорит о том, что они указывают на то, что каждая душа — это Церковь. Духовные ценности Церкви, как Храма Невесты, реализуются в каждой верующей душе. Подобно тому, как человеческая личность становится храмом Святого Духа через постоянную молитву, точно так же и Церковь является храмом, чьи стены отражают звук голосов тех, кто объединён в хвале Бога.

Однако кардинал Конгар предупреждает о том, что это не означает, что обитание Святого Духа в человеческой душе причинно предшествует действию Святого Духа в Церкви и действие Святого Духа в Церкви причинно предшествует обитанию Святого Духа в человеческой личности. И как отмечает собрат кардинала Ива Конгара по монашескому Доминиканскому ордену и его ученик (в настоящий момент профессор и ведущий специалист в области экклезиологии Парижского

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Католического Института) отец Эрве Легран, «совершенно неправильным было бы представить себе то, что кардинал Ив Конгар вначале развивал антропологию, а затем экклезиологию и в конечном итоге пытался бы синтезировать эти два элемента богословия»^, с. 169]. Обитание Святого Духа не чуждо нашей тварной человеческой природе, но оно, как подчёркивает кардинал Ив Конгар, неотделимо от тайны Церкви.

Антропология кардинала Конгара ни в коем случае не является индивидуалистической. Мы сотворены со способностью общаться с другими, стремиться познать других, любить друг друга. Человеческое существо сотворено для того, чтобы жить в отношениях друг с другом. Наше призвание к знанию и любви указано способностью быть призванными Богом. Мы сотворены по образу Божию с целью получить Божественное призвание и ответить Богу истиной, верностью и любовью.

Пневматологическая экклезиология кардинала Ива Конгара также не есть некая конгрегация, в которой индивидуумы объединяются вместе по общему признаку, она также не есть иерархия, в которой некоторые личности имеют автономную власть даровать Божественную благодать другим. С точки зрения богословия Святого Духа, которое в то же время есть антропологическая пневматоло-гия и экклезиологическая пневматология, Церковь

— это не просто иерархия в смысле подчинённых и начальствующих, потому что обитание Святого Духа обще всем. Святой Дух обитает в каждом члене Церкви, независимо от того, обличён ли христианин иерархической властью или нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пневматологическая экклезиология кардинала Ива Конгара — это сложное богословие Церкви, которое имеет общинный характер природы и благодати. Святой Дух действует через отношения взаимности и общения. Церковь для кардинала Ива Конгара — это не просто общественная организация, которая имеет свой статус в человеческом обществе, живёт и существует по установленным законом, но это живой организм, это собрание людей, которые руководимы Святым Духом и которые стремятся к Богообщению и Богоподобию.

Кардинал Ив Конгар, синтезируя пневматоло-гическую антропологию и пневматологическую эк-клезиологию, полагает в основу своих рассуждений следующие соображения.

Во-первых, он исходит из того принципа, что ни человеческая личность, ни Церковь, ни даже дар Святого Духа не являются целью сами по себе. Обитание Святого Духа в человеческой личности и миссия Церкви объединены в общей направленности к трансцендентному Богу. Дух Христов исходит

от Бога и призывает нас вернуться к Богу — отвратиться от греха и эгоизма и жить в святости, правде, любви и общении. Это сильный теоцентрический акцент его богословия.

Во-вторых, для кардинала Ива Конгара важным принципом интеграции пневматологической антропологии и пневматологической экклезио-логии является богословие природы и благодати. Он утверждает, что у нас есть естественное желание благодати Божией и что с момента творения Бог определил для нас Божественное общение. Кардинал Конгар делает особый акцент на том, что благодать — это Сам Святой Дух. Согласно учению кардинала Конгара, мы способны познавать Бога тогда, когда в нас присутствует Святой Дух, который совершает наше обожение.

Ещё одним ключевым принципом для синтеза пневматологической антропологии и пневма-тологической экклезиологии для кардинала Ива Конгара является пневматологическая христоло-гия. Кардинал Конгар подчёркивает, что Иисус Христос стал Мессией для нас благодаря действию Святого Духа в событиях жизни, смерти и воскресения. Через Святого Духа всё человечество ипостас-но соединеняется с Превечным Словом. Благодаря Святому Духу, через которого Церкви сообщается благодать, каждый член Церкви соединён с Её Главой — Господом Иисусом Христом. Святой Дух делает нас причастниками Самого Превечного Слова благодаря таинствам Церкви, а особенно в таинстве Евхаристии, когда под видом хлеба и вина, которые под действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовой, мы причащаемся Самого Источника Жизни — Господа Иисуса Христа.

Именно во Святом Духе Иисус Христос служит основанием для Церкви. Святой Дух делает Иисуса Христа Начальником нового искуплённого человечества, которое составляет Церковь Христову. Господь Иисус Христос возглавляет это человечество в своей Ипостаси, будучи Главою Церкви. Церковь есть результат Его искупительного подвига, а также сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Поэтому можно сказать, что в основе Церкви лежат два домостроительства: домостроительство Христа и Святого Духа.

Таким образом, пневматологическая экклезио-логия кардинала Конгара предполагает пневмато-логическую христологию. И пневматологическая антропология также требует эту предпосылку, ибо как «Святой Дух преобразует человечество Христа из формы служебной в форму Божественную, так Он совершает и обожение человечества». Через Боговоплощение и вхождение в мистическое Тело Христово мы становимся чадами Божиими. Мы ста-

новимся сотелесными Христу, который воспринял нашу человеческую природу, кроме греха, и который прославил наше воспринятое человечество через своё телесное вознесение на небо. В Теле Христовом мы соединены мистически Святым Духом с Христом как единым Главой этого Тела и друг с другом. Через это соединение мы являем собой эсхатологический народ Божий, усыновлённый Богу, Глава которого есть Сам Господь Иисус Христос.

Кардинал Ив Конгар на основании библейского и святоотеческого богословия проводит параллель между обитанием Святого Духа в Церкви как Теле Христовом и Его обитанием в человеческой душе. Душа человека также, как и Церковь, есть храм живущего в ней Святого Духа. Таким образом можно говорить о том, что душа — это храм

Святого Духа в малом масштабе, где Святой Дух обитает в человеке как индивидууме, а Святая Церковь есть храм Святого Духа во вселенском масштабе. Она есть совокупность тех, в ком обитает Святой Дух. Бог присутствует в нас и находится в общении с нами до такой степени, что тела наши есть храмы Господа.

Если рассматривать пневматологическую антропологию в отрыве от пневматологической экклезиологии, то тогда возникают проблемы в понимании учения о спасении. Догматическое учение Церкви построено так, что все догматы рассматриваются в тесной связи друг с другом, и эта связь даёт нам целостную картину того, как происходит спасение человека от греха и приведение его в общение с Богом.

Библиографический список

2. Congar Y. o.p. Je crois en L’Esprit Saint. Paris. 1998.

3. Congar Y. o.p. Le mystère du Temple, Paris, 1958.

4. Congar Y. o.p. Le Saint Esprit dans la theologie thomiste d’agir morale// L’agire morale, Napoli, 1974.

5. Groppe E.T. Yves Congar’s theology of the Holy Spirit. Oxford University Press, 2004.

6. Kallistos (Ware), bishop Preface// Flynne G. Yves Congar theologian of the Church , Peeters Press , Louvain-Paris-Dudley, 2005.

I.P. BULYKO PNEUMATOLOGIC SYNTHESIS OF THE ECCLISSIOLOGY AND ANTHROPOLOGY IN THE THEOLOGY OF CARDINAL YVES CONGAR

Владимир ШМАКОВ

СИСТЕМА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Основы Пневматологии

Теоретическая Механика Становления Духа

Кн. I-II

«О ты сладостный родник живущему в пустыне. Ты закрыт тому, кто говорит и ты открыт хранящему молчание. Когда хранящий молчание приходит — вот он находит родник».

Молитва Тоту. Папирус Саллье 1, 2, 3

Над реставрацией текста работали:

М. Добровольский

И. Старых

Корректура В. Давыдов

Компьютерные работы И. Петушков

Владимир Шмаков, Основы пневматологии

К: «София», Ltd., 1994— 704 с.

Предлагаемая вниманию читателя книга Владимира Шмакова является блестящим результатом дальнейшего развития и углубления тех идей и принципов, которые были разработаны им в изданной ранее работе «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро».

«Основы пневматологии», будучи цельной и логически завершенной книгой, составляют вместе с тем часть его «Системы эзотерической философии».

Эта книга представляет особый интерес именно в наше непростое время — время осмысления своего места в мире и отношений с ним и рассчитана на значительно более широкий круг читателей интеллектуалов, чем «Арканы Таро». Ее единственная публикация была осуществлена в Москве в 1922 году. Отыскать оригинал для репринтного издания не удалось.

Одновременно в издательстве «София» выходит еще одна книга Вл. Шмакова из «Системы эзотерической философии» «Закон синархии и учение о двойственности иерархии монад и множеств».

Книга I. Введение Общие начала учения о системе трех пневматологических категорий

ГЛАВА I. Общие замечания. Проблема категорий сознания

§1. Человек, его место в природе и система познавательного аппарата. 25

Человек есть творец и творение. Всякое познание имеет еще дополнительную внутреннюю ценность. Двойственность результатов эволюции. Человек есть субстанция второго рода. Основные понятия и определения. Сознание и Я по Бергсону. Относительность актуального сознания. Проблема точки опоры. Три решения.

$2. Материализм, критицизм и метафизика в их отношении к

эзотеризму………………………………………………………………………………… 29

Материализм. Критицизм. Метафизика. Три разных решения. Абсолютное цельное знание. Эзотеризм есть синтетическая философия. Причина противоречивых решений. Три разных точки зрения. Разные уровни синархии. Цельное знание. Его основная особенность. Синтетический метод. Идеализация как метод. Необходимость идеального мира с точки зрения возможности познания вообще. Истинный эзотеризм.

Пульмонология (пневмология) – это раздел медицины, изучающий заболевания дыхательных путей и легких, их диагностику и лечение. Врач, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике болезней органов дыхания, называется пульмонологом. Главная задача врача-пульмонолога заключается в выявлении причин нарушений дыхания и назначении адекватного лечения. С целью профилактики болезней дыхательных путей каждому человеку необходимо ежегодно проходить флюорографию, а курящим людям следует дополнительно обращаться за консультацией пульмонолога. Не стоит откладывать визит к пульмонологу при:

  • кашле и кашле курильщика;

  • одышке с затрудненным выдохом;

  • одышке в покое при имеющихся заболеваниях легких;

  • приступах удушья или храпе.

Пульмонологические заболевания

Пульмонологические болезни – это заболевания дыхательных органов. Основными причинами их развития являются бактериальные возбудители и вирусы, внешние аллергены, загрязнение воздуха, курение и неблагоприятные климатические условия.

Диагностика заболеваний органов дыхания

Пульмонолог устанавливает диагноз на основе собранных жалоб, осмотра, правильно проведенного обследования с применением инструментальных и лабораторных методик.

Лечение пульмонологических заболеваний

В зависимости от того, к какой группе принадлежит болезнь: обструктивной (с затруднением выдоха) или рестриктивной (с нарушением вдоха), а также от причин ее развития пульмонолог назначает комплекс лечебных мероприятий, включающих медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, фитолечение. В особо сложных случаях может быть показано хирургическое лечение вплоть до пересадки легких.

При хронических болезнях дыхательных путей необходимо регулярное наблюдение у специалиста для профилактики рецидивов и обострений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *