Почему иконы мироточат?

Свирепый Бамбр 161 5 лет назад Бездельник

Рекомендую книжку Александра Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект». Там есть глава, посвященная «чудесам» и их разоблачениям. Позволю себе привести здесь небольшой отрывок из нее:

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное — замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо — обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде — даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ — он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро — это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот — образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского города Аахена)… В подлинность Иисусовой колыбели, точнее, колыбелей (одна колыбель Иисуса хранится в Италии, а другая в Израиле)… И даже в сено (в Средние века во многих монастырях Европы прихожанам демонстрировали сено, в котором лежал младенец Иисус)!..

Французские монахи в течение нескольких веков промышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстрировали отрубленные головы того самого петуха, который прокричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более тысячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иисуса к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета…

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали еле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соломинку:

— А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

— Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

— На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

— А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не сказал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

— Он просто не употребил слово «чудо», потому что привык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

— Даже если все патриархи признаются, что это мошенничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

…Здесь поможет только хирургическое вмешательство — ампутация головы…

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.

Не будем критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов — горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение — это что? От Бога или нет? Знамение или обман?

Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие — именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери- «Знамение». Другая известная икона «Толгская» 16 сентября 1392 источала миро во время утрени.

Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская Оранская икона Божий Матери — мироточение в 17 веке. Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие.

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.

Потом её выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в Собор, положили её на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе из перстосложения тоже выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось на Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых (в скитском храме до 1940 года хранились драгоценности Императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук о.Ефрема монашеский постриг.

Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Вспоминая это, думаю,что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях,связанных с Церковью — презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай… Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно.

Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря

Мироточение икон в Валаамском монастыре

Православие

Душа верующего человека всегда тянется к святым местам. Туда, где у мощей святого угодника почивает особая благодать, где можно в тиши проникнуться особым духом монастырской молитвы, помолиться самому, излить душу и залечить ее раны.

В России великое множество святых мест, монастырей и храмов с древней историей. Немало таких и в Абхазии. Недавно там побывала группа паломников, среди которых было много жителей Крыловской и Октябрьской. А впечатлениями поделилась руководитель паломнического центра Тихорецкой епархии Валентина Андреевна Кузьменко.

Первым местом пребывания стал монастырь в селе Дранда, где находится самое древнее сооружение Кавказа — храм, построенный в византийском стиле еще в VI веке нашей эры. Возведен он был из кирпичей и булыжника.

— Там настолько сильна благодать Божья, что мы всегда посещаем это место. — рассказывала Валентина Андреевна. — Настоятелем монастыря является иеромонах Андрей, раньше он был военным врачом, потом принял монашеский постриг. Мы все попросили у него благословения. Он также помазал нас елеем.

Дальше отправились в село Илор, где находится храм Георгия Победоносца. Он считается образчиком архитектуры Грузии 11-го столетия, но для православных ценен тем, что там очень много мироточащих икон, есть даже кровоточащие. Здесь верующие тоже молятся, каждый о своем. В этом монастыре служит отец Сергий, который делает отчитки, на которые нужно брать особое благословение у своего духовника.

Посетили мы также село Каманы, которое является крупным центром паломничества, потому что связано с именами трех святых. Здесь покоятся мощи Святого мученика Василиска. В этом же селе умер, не добравшись до места ссылки, один из трех Вселенских Святителей Иоанн Златоуст (именно отсюда его тело перевезли в Константинополь). Тесно связаны Каманы и с Иоанном Предтечей. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания — часовня с мощами мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста. Мы искупались в источнике, поднимались на гору, где была отсечена голова мученика Василиска.

Посетили также Новоафонский монастырь. Прошли по путям, где были наши первоапостолы — Андрей Первозванный и Симон Зилот, у которого на свадьбе Господь наш Иисус Христос воду превратил в вино.

Также побывали в Сухумском кафедральном соборе и в селе Лыхны, в его стариннейшем храме X века Успения Пресвятой Богородицы. Очень маленький, но намоленный, с особой благодатью, очень теплый храм.

Искупались наши паломники и в горячих термальных источниках. Православная община Абхазии принимала их очень тепло, с любовью и радостью.

И, как всегда бывает после посещения таких святых мест, возвращались паломники оттуда с особой, неописуемой легкостью и умиротворением.

Могила Юлии Началовой усыпана цветами в ничуть не меньшем количестве, чем в день похорон, а фотографий, игрушек, конфет стало, кажется, даже больше.

— Посетители сюда приходят каждый день, — рассказывают работники Троекуровского. — Приносят конфеты, минералку, цветы, игрушки. Вон кто-то фикус в горшке притаранил. Но вот то, что крест мироточит и паломники стекаются, — это бред. Люди сами придумывают что-то и сами же в это верят. Я вообще считаю, что эта история — фейк. Никаких паломников, заряжающих воду, мы здесь не видели.

На всякий случай я решила изучить крест повнимательнее. Хороший, добротный, деревянный, аккуратно покрытый лаком. Без видимых признаков мироточения. Потрогала руками — сухо, даже несмотря на немного покапавший пятнадцать минут назад дождь. Работники говорят, что на крестах действительно могут появляться какие-то выделения, только вот, как правило, это обычная смола или капли дождя и росы.

С предположениями сотрудников кладбища согласился и православный священник Григорий Геронимус. По его словам, в нашем мире есть место чуду, однако есть и явления, которые объясняются с научной точки зрения.

— Эту женщину я не знаю, так что судить о ее святости не могу. Могу сказать только, что есть в нашем мире и чудеса, и действительно поразительные вещи. Мироточат кресты, мироточат иконы — такие случаи действительно зафиксированы. Однако, есть и вещи, требующие исключительно научного объяснения. Так, в случае с крестом Юлии Началовой, я полагаю, должны поработать эксперты, ученые и вынести свой вердикт. Чудо связано с опытом жизни, с опытом святости. Никаких данных, позволяющих говорить о святости Юлии, у нас нет. Соответственно, нет и возможности говорить о каком-то чуде. Скорее всего, мы имеем дело с некоторым объяснимым явлением.

Конечно, Юлия Началова — не первая и не последняя певица, чье место захоронения превращается в некий объект поклонения. На могиле Сержа Гейнсбурга многие фанаты, помимо цветов, сигарет (он был заядлым курильщиком) и билетов на метро из-за его песни «Les Poinçonneur des Lilas» 1958 года, постоянно оставляют кочаны капусты. Со стороны это выглядит странно. Но все дело в том, что в 1976 артист выпустил концептуальный альбом «Человек с головой-капустой», который особенно запомнился его слушателям. Что ж, у Гейнсбурга капуста, у Началовой — мироточащий крест. Каждый скорбит по-своему.

Наталья Белова

Подпишитесь на наши новости в Google News

В 1999 году икона Божией Матери Умягчение злых сердец или Семистрельная изменилась: лик Богородицы потемнел, под глазами появились тёмные пятна, и от образа стало пахнуть ладаном.

В этот день в Москве произошли взрывы жилых домов. 12 августа 2000 года на иконе появились крохотные кровоточащие ранки. В этот день погибла подводная лодка Курск. С тех пор образ мироточит постоянно, предупреждая людей о грядущих бедах. Этот феномен (мироточение икон) известен с древних времён и до сих пор наука не нашла ему какого-либо объяснения.

В христианстве под мироточением понимают появления мира на иконах и мощах святых

Мироточение — это явление в христианстве. Оно связанно с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых. Такое маслянистое вещество имеет светлый цвет и испускает благоухание или же запах ладана.

Каждый случай мироточения отличается между собой по виду, консистенции и цвету появляющейся жидкости. В некоторых случаях миро представляет собой жидкость густую и тягучую как смола. В других случаях она напоминает росу и поэтому явление называют «елеоточением» или «росоточением».

Мироточивая икона святителя Иоанна Шанхайского. Миротчие в христианстве — это явление, связанное с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых

Многие верующие считают явление мироточения одним из видов чудес, при этом среди богословов до сих пор ведутся споры о его причинах и характере. Почему мироточат иконы ученые установить не могут в частности по той причине, что в России комиссии не дают разрешения на проведение опытов над признанными на Руси святыми иконами.

В народе же говорят о том, что если икона замироточила, это означает грядущие беды для страны.

В Священном Писании ничего не говориться о мироточении икон и кровоточащая икона — это тоже современное явление

О мироточении икон и святых мощей ничего не говорится в Священном Писании. Что-либо об этом можно узнать только в Священном Придании. Среди самых ранних сообщений об этом явлении можно перечислить следующие свидетельства:

  • исходившее ежегодно из гробницы апостола Иоанна Богослова благовонное миро;
  • сообщение апокрифа «Деяния апостола Филиппа, написанного в II—III веков о миротчении, о мироточении мощей апостола Филиппа;
  • сообщение «Мученичества Федота Анкиоского», написанного в III веке, об истечении мира от его останков;
  • сообщение Иоанна Скилица о появлении в 1040 году обильного мироточения мощей Дмитрия Солунского;

Иверская-Монреальская икона Божией Матери, мироточива. Образ мироточил в течение 15 лет, начиная с 1982 года, за исключением Страстных недель

В наше время известны случаи мироточения как мощей святых, так и икон. Так, начиная с 9 мая 1087 года, в крипте базилики святого Николая Чудотворца в итальянском городе Барии постоянно его мощи постоянно источают миро. Каждый год священники извлекают его из гробницы через отверстие, проделанное в ней.

15 лет мироточила Икона Монреальской Божией Матери

Что же касается современных примеров мироточения икон, то среди них можно привести следующие:

  1. Подтверждённое многочисленными свидетельствами непрерывное мироточение Монреальской иконы Божией Матери в течение 15 лет в период с 1982 по 1997 год.
  2. Мироточение и кровоточение святой иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе.

Богословы говорят о том, что факт мироточения не означает, что даже икона Божьей Матери чудотворна

Православная Церковь считает, что все канонические иконы, не зависимо от того, находятся ли они в храме или дома священны по священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу.

При этом некоторые из них избираются Промыслом Божием для особых знамений. Они являют миру вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего — благоухание, неизреченный свет, миро.

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней

В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко говориться о том, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». При этом далеко не всегда мироточащие иконы могут творить чудо исцеления.

Миро же источаемое такой иконой или мощами в любом случае признается чудотворным. В истории Православной Церкви есть случаи, когда миро собирали даже мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней. Это произошло во время захвата турками города Салоники, где хранились мощи святого Димитрия Солунского.

Известны случаи, когда мусульмане собирали миро с христианских икон и мощей святых.

Церковное сообщество также неоднозначно реагирует на «плачущие» иконы. Так член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Васильевич Флоренский говорит о том, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили.

«Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах». При этом он также призывает верующих не заострять внимание на факте мироточения, так как любая каноническая икона уже в силу этого факта признается священной.

Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон

Современные богословы также призывают трезво относиться к фактам истечения миро. Так Андрей Кураев говорит:

Андрей Кураев Богослов

«… само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай по этому поводу сказал следующее: «У меня ничего не мироточит. … Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. … Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью».

«Плачущие» иконы РПЦ проверяет по собой процедуре

Плачут иконы в России достаточно часто и во многих случаях факты мироточения сомнительны, именно поэтому в РПЦ разработана специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

Согласно ей после обнаружения факто истечения миро на иконе об этом сразу же докладывается в епархиальное управление. Оно направляет в храм специальную комиссию для выяснения, что это значит. Если икона дома у частного лица, то комиссия может посетить его жилище, с согласия такого человека.

Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре

В задачи комиссии входит, осмотр иконы для установления её местоположения и условий хранения, опрос свидетелей. Кроме того, её члены могу также сделать фото иконы. В том случае, когда первая комиссия вынесла положительное заключение, на место направляется вторая комиссия.

Её задача — более тщательно расследовать возможность появления маслянистых пятен на образе естественным путём.

Факт неестественного мироточения икон проверят специальная комиссия епархиального управления.

Если вторая комиссия также не выявит естественного происхождения миро, икону помещают в опечатанный киот. В том случае, когда и здесь фиксируется возникновение масляных пятен, икону объявляют миротчивой.

«Московские епархиальные ведомости» за 2005 год напечатали статью, посвященную изучения фактов массового мирточения икон, происходивших в Клину в доме В.М. Жучковой. Анализируя их, члены епархиальной комиссии установили следующее:

  • все иконы мироточили в разных местах и не были связанны с одни «намеленным» или «святым» местом;
  • подлинные мироточения никогда не связывались с присутствием рядом с ним конкретного живого человека;
  • подлинные мироточения всегда продолжались, если икону приносили в храм.

«Мироточащие» иконы В.М. Жучковой в её квартире. 2003 год. РПЦ факт их мироточения не признала

Таким образом, на примере В.М. Жучковой можно сказать, что случаи массового мироточения икон и их фотографий носят нецерковный характер. Духовной традиции Православной Церкви они не соответствуют и не имеют к ней никакого отношения.

То же самое касается и случаев, когда на образах проступает кровь и епархиальная комиссия не находит подтверждения чудесности этого явления.

Мошенничество — это основная причина появления «мироточащих» икон не признанных Православной Церковью

Существует несколько объяснений факта появления мира на иконах. Кроме Божией Воли, когда истечение миро происходит в качестве Божественного Знамения, часто фиксируются случаи обыкновенного мошенничества.

Мошенники с глубокой древности старались выдать иконы за мироточивые, преследуя при этом вполне меркантильные цели. Так, например, если в доме есть мироточивая или кровоточащая икона, на поклон к ней могут прийти суеверные или же не слишком образованные люди, что принесет доход хозяевам образа и жилища.

Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве

В истории России известен случай когда российский император Петр Первый публично разоблачил факт искусственного мироточения иконы Юожией матери в Троицкой церкви в Москве.

Для этого он осмотрел подозрительный образ и обнаружил в глазах изображения незаметные отверстия. Их искусство скрыли наведенной в этом месте тенью. Монарх перевернул доску и выломал переклад.

Далее он обнаружил на доске против глаз у образа вырезанные в дереве ямки, наполненные крутым деревянным (оливковым) маслом. От свеч, которые находились при иконе, масло нагревалось и таяло, поэтому происходило его истечение.

2004 в этом году П.Ф. Флоренский заявил о том, что миро по своему составу схоже с растительным и оливковым маслом

Это происшествие позже облеклось в форму легенды, по которой Петр Великий якобы грозил священникам поркой за мироточение икон. В 2004 году П.В. Флоренский дал интервью о работе возглавляемой им комиссии по описанию чудесных знамений в РПЦ.

Журналистам он сообщил, что Институт криминалистики ФСБ провел экспертизу образцов вещества, взятого с различных икон. В результате выявлено, что так называемое «миро» по своему составу всегда схоже с подсолнечным или же растительным маслом, при этом вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга».

Глава комиссии также отметил, что ей не разрешено «… проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами».

Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений

Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:

  1. Нанесение масла на икону контактным путем. Согласно этой теории на мироточащем образе находят следы еле, которым помазывают человека на полиелее. После этого человек целует икону и оставляет на ней капли масла.
  2. Конденсация паров масла. В этом случае предполагают, что на поверхность икон попадает масло из лампад, висящих над ними.
  3. Капиллярный эффект. Сторонники этой теории утверждают, что масло скапливается из различных источников и на поверхность иконы попадает благодаря капиллярному эффекту.

Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.

Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.

Что же касаются научного сообщества, то многие его представители весьма скептически настроены к периодически появляющимся в сообщениях прессы о мироточении икон.

Христианская вера не основывается на чуде, но основывается на вере

Если же подвести некоторый итог, то можно сказать, что Православная Церковь относиться к фактам мироточений икон и иным чудесам настороженно.

Дело в том, что Мироточение не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так, например, в Индии некоторые языческие каменные идолы не только источали молоко, но и пили его. Фиксируются даже случаи мироточения статуй Будды.

«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием

Отцы Церкви учат, что Вера наша не должна основываться на чудесах, так как ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Кроме того, того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе.

Об этом в Евангелии сказано так: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). Более того книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

(Мф. 24, 24)

Священное Писание говорит о том, что мироточение — это чудо, которое могут сотворить демоны.

Святитель Игнатий Брянчанинов написал книгу «О чудесах и знамениях». В ней он предостерегает от увлечения чудесами. Дело в том, что они могут заменить веру. В результате человек будет обольщён и впадёт в грех плоского мудрования. Он перестанет исповедоваться, каяться и причащаться, что приведёт его к духовной смерти, то есть прервет его связь с Богом.

Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон

Церковь учит о том, что принятие ложных чудес за истинные, повреждает душу. Именно поэтому существует рекомендация для православных «не отвергать и не принимать». Это означает, что ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Именно поэтому недоверчивое отношение к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека. Таким образом, нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.

Православная же Вера основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *