Почему моисей разбил скрижали?

Кто писал на второй паре скрижалей?

Эрик Лайонз

После того как Моисей разбил первые каменные скрижали, которые Господь дал ему на горе Синай, Бог повелел ему вырезать другие две каменные плиты (подобные первым) и вновь предстать пред Ним на вершине горы Синай (Исход 34:1,2). Скептики заявляют, что Библия учит в Исходе 34, что Моисей писал на этой второй паре скрижалей, в то время как во Второзаконии 10 сказано, что Бог был Тем Кто писал на этих плитах. Основываясь на этом «различии», они хотят сказать, что существует явное противоречие. Однако, тщательное исследование данных отрывков показывает, что они не противоречат друг другу, а скорее друг друга дополняют и согласуются между собой.

Мы охотно соглашаемся с тем, что Второзаконие 10 учит о том, что писавшим на второй паре скрижалей является Бог. Стихи 1-4 данной главы говорят:

«В то время сказал мне (Моисею) Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я (Бог) напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я (Моисей) ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали в руках моих. И написал Он (Бог) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне» (выделения и слова в скобках добавлены автором). Второзаконие 10:1-4

Этот отрывок учит тому, что Моисей вытесал плиты из камня, но написал на них Бог. Скептики с этим соглашаются.

Спорный же отрывок, находящийся в Исход 34, гласит:

«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие». Исход 34:27,28

На основании этого отрывка критики непогрешимости Библии утверждают, что Моисей, а не Бог, писал на второй паре скрижалей. И таким образом приходят к выводу, что Исход 34 и Второзаконие 10 противоречат друг другу.

Следовало бы сказать, что на первый взгляд кажется, что данные стихи учат: (1) Моисею было дано повеление написать Божьи слова на второй паре скрижалей, и (2) описывают тот факт, что после получения указания сделать это он (Моисей) действительно «написал на скрижалях слова завета». Но то, что может казаться верным объяснением отрывка, порой является заблуждением, в особенности, если пренебрегается контекст данного отрывка. Слова, которые Бог повелел Моисею записать, это «те слова», которые были Им сказаны перед этим (см. 34:10-26 – церемониальные и юридические запреты, а не «десятисловие» из Исхода 20:2-17). Повторная запись Десяти Заповедей на заново вытесанных каменных плитах была выполнена рукой Самого Бога. Бог конкретно заявляет об этом в начале 34-й главы Исход, говоря, что Он, (а не Моисей), напишет те же слова, которые Он написал на первых каменных скрижалях, разбитых Моисеем. В 28 стихе этой главы записано, что Бог сделал то, что обещал сделать в первом стихе (ср. Второзаконие 10:2-4). Единственно о чём говорит 27 стих, так это о том, что Моисей записал перечень постановлений данных в стихах 10-26. То что эти постановления не были Десятью Заповедями очевидно из того, что они даже не упоминаются в этом списке (Коффман 1985 г. стр. 474).

В отличие от того, что утверждают скептики, Исход 34 и Второзаконие 10 не противоречат друг другу. Моисей не получал Божественного водительства для того чтобы записать Десятисловие на второй паре каменных скрижалей. Вместо этого, как признают Джемисон, Фоссет и Браун в своём комментарии по Второзаконию, «Сам Бог… написал во второй раз Своею рукой для подтверждения важности данных Им Десяти Заповедей» (1997 г.).

Загадка разбитых скрижалей

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета.

Изложенная в Священном писании история израильского народа полна драматических моментов. Один из таких эпизодов — обретение десяти заповедей. В Книге Исход рассказано, как пророк Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога две каменные доски — скрижали, на которых были изложены те самые предписания, что стали нравственной основой жизни на земле. Библия описывает, как происходило общение пророка со Творцом. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии. Голос Создателя, покрывая шум разбушевавшейся стихии, произносил заповеди, а Его невидимый перст отображал их на камне.

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках, он увидел, что народ, выведенный им из египетского плена, поклоняется идолу — золотому тельцу, забыв о Боге. Гнев охватил пророка при виде разнузданного языческого разгула, и он разбил о скалу каменные доски с заповедями. Когда же израильтяне покаялись, Господь повелел Моисею изготовить новые скрижали, и вновь нанес на них те же письмена. И воссозданные доски, и осколки разбитых стали святыней иудеев. В течение многих лет они хранились в специально созданном золочёном сундуке — Ковчеге Завета, который был центром сначала скинии — походного храма-шатра, а затем храма величественного, выстроенного царем Соломоном.

В шестом веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и Ковчег Завета был утрачен. Каменные доски с десятью заповедями также бесследно исчезли. Однако, современные американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, сопоставив данные целого ряда археологических исследований на Ближнем Востоке, предложили неожиданный ключ к прочтению библейского рассказа о скрижалях. Свою концепцию они опубликовали в 2005 году в научной работе с названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

До наших дней уцелело немало правовых материалов древнейших времен — это шумерские, вавилонские, хеттские, ассирийские своды законов. Из них особенно известен кодекс Хаммурапи — начертанный клинописью на стеле за несколько веков до событий Исхода, он был открыт французами в 1901 году на территории Персии. Кодекс Хаммурапи состоит главным образом из примерных решений различных проблем и конфликтов. Как и прочие языческие законодательства, он основан на прецедентном праве — предлагает наказания, предусмотренные за различные преступления, но не формулирует нравственные нормы и не указывает на недопустимость определенных поступков. Право, представленное в Десяти заповедях, называется аподиктическим — оно запрещает одни формы поведения и призывает к другим. Таких предписаний не встретишь ни в одном законе древнего Ближнего Востока. А вот международные договоры того времени, наоборот, изобилуют категорическими требованиями. То есть, сама аподиктическая форма Декалога определяет его не как правовой документ, не как закон, а как договор между Богом и человеком.

Из Библии известно, что Декалог и в первый, и во второй раз Господь начертал на двух досках. В связи с этим ученые издавна пытаются ответить на вопрос — скрижали дублировали одна другую, или же заповеди были распределены на них, по пять на каждой? Почётный профессор израильского университета Бар-Илана Мешулам Маргалиот, разделяя взгляды американских коллег на Декалог, как на образец договора, предлагает в поиске ответа на этот вопрос опираться также на археологические данные.

Комментарий эксперта:

Договоры на древнем Ближнем Востоке составлялись в двух экземплярах. В качестве самого известного примера здесь можно привести соглашение между египетским фараоном Рамзесом Вторым и царём хеттов Хаттусили Третьим — одна копия договора между этими правителями была обнаружена археологами на раскопках в Египте, а другая — в хеттском архиве в деревеньке Богазкёй на севере современной Турции. Логично предположить, что и Синайское соглашение между Богом и еврейским народом было продублировано на двух скрижалях, поскольку один его экземпляр предназначался Творцу, а второй — иудеям. Образец, принадлежащий Господу, мог быть помещен только в месте Его присутствия — в скинии, в Святом ковчеге. Но почему и вторая скрижаль хранилась там же? Здесь опять следует проанализировать практику заключения договоров на древнем Ближнем Востоке. Если соглашение принимали стороны с неравным статусом, например, правитель и вассал, то последний оставлял свою копию в храме своего бога — это считалось присягой, священной клятвой. Таким образом, помещая свой экземпляр договора с Создателем в скинии, евреи не только принимали данные Им заповеди, но присягали Ему на верность.

Гипотеза о Декалоге как договоре позволяет также объяснить причину, по которой Моисей разбил скрижали. На Ближнем Востоке существовала еще одна традиция — расторгая соглашение, и хетты, и шумеры, и ассирийцы разбивали таблички, чаще всего глиняные, на которых оно было составлено. Вероятнее всего, увидев горькую картину уклонения израильского народа в язычество, пророк, названный в Библии кротчайшим, не просто предался справедливому гневу, но, руководствуемый Духом Божиим, указал, что вершится трагедия — человек вновь теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним. И потом, когда после покаяния договор с Богом был восстановлен, разбитые скрижали хранились в Ковчеге завета, как предостережение от измены Творцу.

Исследуя законы мира, в который был погружен богоизбранный израильский народ, ученые воссоздают, казалось бы, навсегда утраченные детали событий, происходивших десятки веков назад. И помогают своим современникам постигнуть глубины Священного Писания!

СКРИЖА́ЛИ ЗАВЕ́ТА (לוּחוֹת הַבְּרִית — лухот ха-брит), две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей. Согласно Исх. 34:28; Втор. 4:13, 9:9–11, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай.

Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх. 32:15–16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению (Исх. 34:1–4) высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз. На этих скрижалях Бог начертал те же слова, которые были написаны на разбитых. Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх. 34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Ц. 8:9).

По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге (ББ. 14б), и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну (Тосеф., Сот. 7:18). Царь Иошияху, предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег с разбитыми скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов (Иома 52б). Выражение лухот ха-брит служило прозвищем Иехуды ха-Наси (ТИ., Кил. 9:32б). Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») впоследствии применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.

Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом в синагоге; на нем обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей. Время возникновения этого обычая не установлено, но уже в испанском переводе Библии 15 в. изображен Моисей, поднимающий скрижали в форме каменных прямоугольников, на каждом из которых — первые слова пяти заповедей. Под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *