Почему полумесяц под крестом?

Надглавные кресты некоторых православных храмов России

Этот символ трактуется разными способами
Религиозная традиция считает купольный крест с полумесяцем символом Церкви-Жены в соответствии со словами из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Откр. 12:1). Поэтому, кстати, некоторые кресты имеют лучи, расходящиеся из средокрестья. Кроме того, в полумесяце видят и колыбель Иисуса, и якорь как символ надежды на спасение — в связи со словами апостола Павла о «надежде, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18–19). Некоторые религиоведы усматривают в христианском полумесяце и стилизованное изображение дракона как символа зла, попранного Христом. В любом случае какой-либо связи с мусульманским полумесяцем в этой символике нет, поскольку полумесяц утвердился в качестве символа ислама только в середине прошлого тысячелетия, когда на Руси такие кресты на куполах были уже широко распространены. А первые изображения христианских крестов с полумесяцем относятся еще к доисламскому времени, например крест на стене монастыря Св. Екатерины (VI век) на Синае. Собственно, и сам крест был известен во многих культурах мира задолго до возникновения христианства. У язычников он символизировал солнце, а у христиан, восславляющих Спасителя как Солнце Правды, приобрел дополнительный смысл.

Давно и привычно по умолчанию принято, что крест символизирует христианскую культуру, а полумесяц — исламскую. Но также многие из нас заметили, что на православных крестах присутствует и полумесяц, а то и вовсе такая экзотика, как показана выше. Что это? Бред? Секта? Ошибка? Фотошоп? Вовсе нет, успокойтесь. Это единое целое. Каковым и должно было быть изначально.
Приготовьтесь падать. Итак, во первых: Христа не распяли на кресте.
Я уверен, что Иисус был исторической личностью и действительно был распят, но —
на столбе, или Т-образной балке!!!
Впервые я узнал об этом неожиданно. Волею судьбы оказавшись в Риме на мероприятиях по беатификации (предварительному причислению к лику святых) почившего Иоанна Павла II, я был удивлён огромным количеством присутствовавшего народа с нарочито выставленными напоказ… нет, не крестами даже.. а «символами» на груди

Ксендз Ежи объяснил мне, что это — «самые ревнивые рыцари христовы», францисканцы. А крест у них такой потому, что именно на таком распяли Спасителя, если его вообще распяли. А последователи святого Франциска Ассизского лишь стилизовали форму до соответствия греческой букве «тау», что означает «теос»-«Бог». И несут Имя Бога на груди.
Остановимся лишь на том факте, что элита католической церкви — иезуиты, не считают стандартный 4-х конечный крест Распятием.
Дальше. Изначально (а именно — в первые века) — вообще никакой крест не являлся символом христиан. Сначала символом считалась рыба

что по гречески произносилось как «ихтис» и служило аббревиатурой фразы «иисус христос царь иудейский» (т.е.-мессия), а потом обросло и дополнительными толкованиями.
Один из первых христианских мыслителей периода гонений — Марк Минуций Феликс (ум. в нач 3-го в.) выражается предельно ясно: «…что касается креста — то мы, христиане, их вообще не почитаем, нам не нужны они, это вы, язычники, вы, которые поклоняетесь деревянным идолам, вам нужны они..»

Такое же отношение к кресту было у всех ранних христиан. Смею предположить даже, что у первых, наиболее ранних из них, такой проблемы вообще не стояло. Ибо Минуций обращается к своим современникам — жителям Римской Империи.
Подытожим важные выводы — культ креста не является исконно христианским. И — культ креста стал подмешиваться в христианство с момента его распространения на север, восток и запад (терр Римской империи и к окружающим варварам). Также, очевидно, крест имел языческое происхождение и массовое применение, иначе в это время на него никто даже не обратил бы внимание.
Кто же ввёл моду на крест в христианстве? Кстати, для нас с Вами «христианство» и «крестианство» звучит единообразно.!? Однако, снова — нет! «Христос» — означает «помазанник» (опять на-греческом, заметьте), но никак не «крест». Так вот, отвлеклись: 3 мая 328 г н.э. императрица Елена, мать Константина Великого (сделавшего христианство государственной религией Империи), совершила паломничество в Палестину. И вот, какая удача! На месте находится крест, на котором распяли Христа! Откуда такая уверенность? Как же — рядом нашли деревянную табличку с надписью «Иисус Назаретянин Царь Иудеи». INRI. (На греческом, ест-но). Ё! Классика! Вот какие чудеса административный ресурс животворящий делает! Часть креста закопали тут же, на Голгофе, и построили церковь, часть — Косте, часть — в Рим (ныне — церковь Креста Господня, там и лежит). Так, именно так, крест и стал самой большой реликвией христианства, её символом, её кодом.
А иначе и быть не могло. Почему?
Потому что крест давно уже вошёл на тот момент в обряд христиан. Вошёл стихийно. Естественно, тогда не было ещё унифицированных форм обряда, каждая община справлялась как могла. А могла община лишь выбирая свои, естественные формы.
А каковы они были?
Если говорить персонально про крест — то это древнейший символ человека. Жёсткий, чёткий, глубокий. Крест — это и «человек», это и «солнце», и «урожай» и «смерть», и «соитие». Всё можно прочесть в нём. Крест применяли всегда и везде.

И этот парень был не первый. В различных культах — от Исландии до Австралии крест присутствует везде.
Его рисовали, прицепляли, татуировали и вырезали везде где только можно и во всех известных ныне формах.
Но давайте посмотрим на фактическую часть.
а) самой массовой неофициальной религией Империи был митраизм (официальная была Бог=Император)
б) крест митраисты рисовали себе на лбу (равносторонний 4-х конечный)
В период гонений на митраизм (а было и такое) на лбу было рисовать опасно, всё равно что мишень, и рисовать на лбу стали только при обряде посвящения… На что это похоже?
Что ещё мы знаем о митраизме?
Единобожие арийского происхождения, мужская иерархия, религия низов, день рождения Бога — 25 декабря, обряд вступления — чаша с водой и кусок хлеба и рисование креста на лбу, священное жертвоприношение быка (из тела произрастёт хлеб, из крови — вино) позже превращённое в обряд простого вкушения собственно хлеба и вина (быков то не напасёшься), также известно, что Митра рождён от богини-девы Коры.

Ничего не напоминает?
Так вот, это — то, что мы знаем после сотен лет вычищений упоминаний о данном культе.
Поэтому, думаю, не нужно искать более экзотичных объяснений.
Безусловно, значительные пересечения христианство (возможно и митраизм) обнаруживает и с некоторыми другими, более древними культами, такими как культы Осириса и Исиды. Всё это транскрибировалось в сегодняшний обряд и символ.
По сути, мы сегодня продолжаем в несколько изменённой форме исполнять обряд древнейших дописьменных религий человечества. И это изумительно. Естественно, у императрицы Елены (как и у всего христианства) другого выбора уже не было. Только принять и включить. Так крест пролез и в этот культ.

Но вернёмся к родному православному кресту. Откуда там полумесяц?
Этот вопрос волновал ещё Максима Грека, приглашённого в 1515 г Василием III в Россию разбирать архивы «третьего Рима». Здесь, в этом названии, и таится отгадка, которую преподобный Максим, в принципе, мог бы и знать… Давайте посмотрим на государственные эмблемы «второго Рима» к 1515г почившего уже в небытие и давно уже ставшему тогда столицей Османов.
Вот до-турецкие:

Крест в сочетании с полумесяцем являлся символом императора Византии и с падением Восточной Римской империи в неизменном виде перекочевал в Московию. Вот и всё.
Почему и как?
Ну сказано ведь — «третий Рим, а четвёртому не бывать». Хранитель православия вроде.
Символика и сейчас важна, а в древние времена — это почти паспорт легитимности. Это как сейчас переехала бы американская элита вместе с флагом и гербом в Канаду. А США? Да гори там всё огнём, мексиканцы проклятые захватили всё…
Так что дела были серьёзные.
Про перекладины на православном кресте — до банальности просто: русские люди вообще сердобольные очень, и Боженьку стало жалко, поэтому подставили ему дощечку, чтоб ногами упирался. Отвечаю, это факт. Кстати, никто ведь больше и не подставил. А верхняя перекладинка — это та, которую императрица Елена нашла, с надписью «INRI». А то вдруг ошибёмся и не тому кресту помолимся, на Голгофе всё-таки троих тогда распяли. Со временем нижняя перекладинка на части крестов покосилась — это требование не обязательное и является теологическим осмыслением ранения Христа. А вот у белорусов и староверов — не покосилась. И никогда не покосится. Эти до конца стоять будут, выдержат. За что я их и люблю.
Но давайте вернёмся к Византию.
Символом же самого города издревле являлся полумесяц. Это Очень важно.
Именно с падением Константинополя в 1453 г Османской империей был унаследован символ величия — полумесяц (тоже хотели, наверное, регалии присвоить). Так полумесяц появился исламской культуре.

Существует, конечно, и легенда, что в далёком 1299 г владетель крошечного княжества Осман увидел во сне полумесяц, который простирается от одного конца земли до другого. Но факт остаётся фактом —
а) данный символ появился у Османов после завоевания империи
б) действительно «от края земли до края» распространили его потомки, завоевавшие пол мира.
До этого мусульманство не имело своего символа. Пророк, а также его последователи, несколько веков использовали простые одноцветные знамёна — обычно белое, чёрное или зелёное, без всяких символов.
Также некоторые люди считают, что Луна (выраженная в виде полумесяца) имеет некоторое особо почитаемое значение в исламе — ведь мусульмане ждут новолуния в преддверии священного месяца Рамадан, однако все богословы однозначно порицают это, ибо это не согласуется с религией, запрещающей поклонение чему-либо кроме Всевышнего.
Почему Византий выбрал своим символом полумесяц — современных авторов как будто вообще не волнует, но у древних — существует немало версий. В том числе и красивая легенда, повествующая о ночной победе. Но всё это далеко. К сожалению, у древних авторов не было Гугла, хотя бы даже на глиняных табличках, а тем более кнопки «картинки», позволяющей взглянуть на культурное наследие с высоты полёта архангела Джибраила. Вот оно:
С древнейших времён во многих культурах Ближнего Востока изображается полумесяц при похожих сюжетах — царь принимает подать. Это, возможно, и есть знак Царя. Знак власти.
Ведь таковым он был и в при династии Сасанидов.
Таковым он стал и в геральдике православного императора.
Вот и всё.
А полагать, что в данных сюжетах описан «ночной шмон» подданных царствующей особы, не представляется разумным.
Потому что во многих сюжетах полумесяц изображается рядом с солнцем.
Встречаются и полные наборы: луна-солнце-звезда-крест (вавилон 2 тыс до н. э.):
Все символы сакральны и легко узнаваемы.
Прошли тысячелетия, и мир разделил себе регалии. Востоку — полумесяц, Западу — крест.
Что с того и чем это грозит? Да ничем и ничего.
Просто когда узнаёшь историю сочетания антагоничных символов на современном церковном кресте, и удивляешься, а потом вдруг видишь кельтскую плиту 2.5 тыс летней давности — с тем же набором — становится не по себе.
Ничего не кончается. И ничего не начинается.
Это только середина пути.
все картинки — из интернета, всем спасибо, всем зачёт, кроме Лувра и их фотографа, которые не дают бесплатно грузить кентавра касситского периода с крестом и полумесяцем, ну и бог с ними

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *