Почему пост?

Из книги «Во что мы веруем? Вопросы и ответы».

В чем необходимость поста? Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому в нашей жизни бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого мы воздерживаемся от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в наших греховных страстях, стало быть, важно побеждать свои страсти, чему как раз и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.

А если вкратце сказать об упомянутых в вопросе отличиях, то можно ответить так: диета – методика оздоровительного питания, вегетарианство – идеологический отказ от животной пищи, а пост – духовное делание, которому мы стараемся подчинить не только душу, но и плоть. Здесь явное различие в целях и исходных побуждениях.

Диета действует в области физиологии. Диета вызвана исключительно телесными потребностями, в частности расстроенным телесным здоровьем. Предписанная врачами и необходимая для поправления здоровья, диета не осуждается Церковью, более того, уже при диете человек учится ограничивать пожелания своего телесного естества. Но диета еще не есть пост, потому что пост – это не только телесное воздержание, а целокупное действие духа, души и тела. Иногда к священникам подходят невоцерковленные люди, и на вопрос, постятся ли они, отвечают, что мяса они вообще не едят. Само по себе невкушение мяса еще не есть пост, но пост – это, при невкушении скоромной пищи и воздержании от супружеских отношений, еще и особый, более трезвенный, покаянный настрой души, это и воздержание от участия в мирских увеселениях, и приготовление к исповеди, и увеличение своего молитвенного правила.

В отличие от диеты, вегетарианство исходит не из физиологической необходимости, а из идеологии. В частности, некоторые люди отказываются от вкушения мясной пищи ввиду жалости к животным и ввиду мировоззренческого неприятия умерщвления животных. То есть это выбор пищи в зависимости от своих душевных побуждений, но который всецело простирается в плоскости земной, не имея духовного вектора, ибо вопрос о вкушении мясной пищи ясно разрешается Божественным Откровением (см. Быт. 9:2–3).

В отличие от диеты и от вегетарианства, пост – это духовное делание, целью которого ставится подчинение телесных и душевных чувств духовным начинаниям. В христианской письменности тело иногда сравнивается с музыкальным инструментом, а душа с музыкантом, который должен извлечь из этого инструмента гармоничную мелодию. Если инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет добиться возвышенных звуков. Но если и музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом.

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их».

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье.

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок, – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными. Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

28 ноября начинается Рождественский пост. Его продолжительность составляет 40 дней. Он начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа и поэтому часто именуется Филипповым.

Откуда взялся этот пост? Как он связан с Рождеством Христовым? Как нужно поститься? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

Первые упоминания о посте перед Рождеством мы встречаем в проповедях свт. Иоанна Златоуста (нач. V в.), хоть он напрямую и не говорит о воздержании от пищи, но указывает на необходимость особого очищения перед праздником.

В это же время возникает особый период подготовки к Рождеству Христову в западной Церкви – некоторые указание на это мы встречаем, например, в проповедях свт. Григория Двоеслова.

Как на Западе, так и на Востоке у этих периодов менялась и форма, и продолжительность. Окончательно эти периоды сложились только к Х веку. На Западе время перед Рождеством носит название Адвент и продолжается четыре недели, а на Востоке – Рожественский пост, который длится сорок дней.

Почему постных дней столько? Еще в Ветхом Завете пост пророка Илии длился сорок дней (3 Цар. 19:8). Спаситель перед выходом на общественное служение тоже постился 40 дней. Именно поэтому сначала был установлен Великий пост, а потом в подражание ему – сорокадневный Рожественский пост. Вероятно, это связано с тем, что Рождество Христово почиталось как Малая Пасха, а Рождественский пост – как малая Четыредесятница (именно так этот пост иногда называется в наших богослужебных книгах).

Как богослужения Великого поста готовят верующих к празднованию Светлой Пасхи, так и в период Рождественского поста многие песнопения посвящены грядущему празднику.

Уже в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря н. ст.) на праздничном богослужении звучат рождественские песнопения – ирмоса рождественского канона «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящите (рус. встречайте)». В богослужениях других дней Рождественского поста также очень часто встречаются предрождественские мотивы. Вот, к примеру, одно из песнопений праздника свт. Николая Мирликийского (19 декабря н. ст.) в переводе на русский язык: «Пещера, благоукрашайся, ибо Агница идет, неся во чреве Христа; ясли же, принимайте словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных. Пастухи, играя на свирелях, свидетельствуйте о чуде страшном; и волхвы из Персии / золото, и ладан, и смирну Царю принесите». И таких предрождественских меток в богослужениях периода Рождественского поста очень много.

Не случайно, что и память нескольких ветхозаветных пророков празднуется именно в этот период ожидания Спасителя. Также всем пророкам, и праведным отцам, и матерям Ветхого Завета посвящены два последних воскресенья перед Рождеством, они носят название Неделя (по рус. воскресенье) святых праотец и Неделя святых отец.

Больше всего предрождественских песнопений поется в последние пять дней поста, которые называются предпразднством Рождества Христовы, они и по форме, и по содержанию напоминают песнопения Страстной седмицы.

Что же касается гастрономической составляющей Рождественского поста, то указания нашего Устава достаточно сложны. Они формировались с учетом различных монастырских практик и даже сегодня оставляют место для различных трактовок. Если же говорить в общем, вкушение рыбы разрешено в субботу и воскресенье, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в какой бы день недели он ни выпал. Рыбу также можно есть во вторник или в четверг, если в этот день будет какой-нибудь праздник. Если же праздника нет – тогда едим пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу Уставом предписано есть пищу без масла, а если выпадет праздник, тогда вкушать пищу с растительным маслом. При решении вопроса, как поститься, нужно не забывать, что наш Устав имеет монастырское происхождение, следовательно, он составлен для монахов, и поэтому решать, с какой строгостью поститься, нужно исходя из своего состояния здоровья и советуясь с духовником или священником в вашем храме.

Однако не нужно забывать, что гастрономическая часть поста не есть самоцель, гораздо важнее внутреннее состояние души. Не зря же преподобный Иоанн Дамаскин писал, что если пост заключался бы только в еде, святыми были бы даже коровы.

Александр Адоменас
Выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия

Глубокие изменения в области религии, начавшиеся в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, имеют много проявлений. Пожалуй, для Православия самым главным из них стало массовое обращение – буквально, прорыв! – широких слоев общества к Русской Православной Церкви, ее пастырскому окормлению, внимание к церковному авторитету. Конечно же, и Русская Церковь не остается в стороне, всеми силами пытаясь содействовать приобщению страждущих к животворящему источнику евангельской истины. Это историческое явление, уже не единожды описанное и проанализированное, получило в современной публицистике меткое определение «второе Крещение Руси».

В свою очередь, возросшее внимание к Православию, его культуре способствовало широкому распространению за пределами Церкви некоторых традиционных основ христианской жизни. Как бы подчиняясь движению убегающей с берега волны, за церковную ограду в бушующий бренный мир ушли идеалы и нормы, изначально обоснованные Вселенским Православием для полноты жизни во Христе. Самый очевидный пример – пост.

Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина – Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том.

В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе – исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей. Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси – не менее часто говорится о византийской императорской власти – была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.

Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии (не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей) существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве. Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая (зерновые). Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.

Теперь коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).

Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).

На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.

Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.

Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1–2).

Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков.

Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).

Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».

Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале.

истории 10:22, 17 февраля 2018

19 февраля у православных начинается Великий пост, который продлится до 7 апреля. В современной России сложно не заметить этот период: чуть ли не в каждом кафе появляется постное меню, а в некоторых магазинах — целые постные отделы. «Медуза» попросила ответить на простые вопросы о посте архимандрита Кирилла (Говоруна), профессора университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе.

Зачем вообще нужен пост и все эти ограничения? Какая связь между голодом и праздником?

Идея религиозного поста основана на двух предпосылках. Первая, что человек — это не только тело, но и душа; и реальность души такая же, как реальность тела. Вторая, что душа и тело тесно связаны между собой, так что происходящее с душой отражается на теле, и наоборот. На этих же предпосылках, кстати, основывалась идея спорта в классической античности: атлеты занимались им не столько чтобы продемонстрировать результаты и обойти конкурентов, сколько с целью приобрести нравственные навыки, которые позволили бы им стать лучше как личности. Современному человеку часто непонятен пост, потому что душа для него — это метафора, а тело существует как самодостаточная ценность. Кстати, по тем же причинам и современная идея спорта отличается от античного оригинала. Ну а связь между голодом и праздником прямая: только человек, который существенно ограничивал себя в еде в течение нескольких недель, знает, насколько полной бывает радость от праздника, в который наконец можно разговеться (то есть съесть непостной еды). В такой праздник радуются и душа и тело, и становится очевидным, насколько они связаны друг с другом.

Реклама

Почему в пост отказываются именно от мясного, молочного и яиц? Животных жалко?

Возможно, что и из таких соображений, но не только. В древности еда животного происхождения считалась большей роскошью, чем растительная, поэтому от нее и отказывались в пост. Кстати, было время, когда птица и рыба относились к одной категории постной еды, потому что, согласно библейскому повествованию, они были сотворены в один день.

Для современных православных пост — это что-то обязательное? Если не постишься, не допустят к причастию?

Все без исключения религиозные традиции предполагают самоограничения в еде и других телесных нуждах и радостях. Пост — это условие необходимое, но недостаточное для принадлежности той или иной традиции. Совместный пост в Церкви усиливает чувство общности и солидарности. В XIX веке в России жил известный философ и богослов Алексей Хомяков. В отличие от многих своих образованных современников, он тщательно соблюдал все православные посты. По его словам, это усиливало его чувство причастности ко всему народу, который также постился. Он еще называл это чувство соборностью. Но одно только соблюдение поста еще не делает человека частью Церкви. Для этого также необходимы вера, дела милосердия, участие в таинствах — прежде всего евхаристии (причащении). Хотя к причастию, конечно, могут допустить и без поста — например, если вы болеете. Этот вопрос всегда решается индивидуально.

Я слышал, что в путешествиях православным можно есть и непостное. Это что, не считается грехом?

Действительно, есть древнее предписание, что путешествующий человек может не поститься. Это предписание было связано с тем, что путешествие в древности было целым приключением, и найти в дороге постную еду было совсем непросто. В наше время эта проблема легко решается и поститься путешествующим можно без проблем. Тем не менее, многие и сейчас пользуются этим древним предписанием и немного расслабляются в дороге.

Александр Рюмин / ТАСС / Scanpix / LETA

Говорят, что пост придумали в том числе для того, чтобы объяснить народу недостаток еды. Это так? Как появился пост?

Пост — неотъемлемая часть человеческой истории еще с тех времен, когда исторических записей не велось. А когда они появились, то человечество уже постилось. Так, древнейшие библейские книги говорят о посте как о явлении уже известном и понятном для ближневосточных народов. Поэтому нет исторических свидетельств, что пост кто-то придумал. Не существует религиозной традиции, которой была бы незнакома идея поста как добровольного ограничения в еде и других телесных потребностях. Это связано с тем, что все религиозные традиции сходятся в том, что человек — это не только тело, но и душа, которая чувствует себя лучше, когда тело ограничено в своих потребностях. И эти ограничения должны быть добровольными. Проще говоря, пост — это не когда недостаток еды, а когда ее хватает, но человек усилием свободной воли отказывается от нее.

Правила поста придумали давным-давно. Почему мир меняется, а эти правила не меняются?

На самом деле правила меняются — даже на памяти одного поколения. Тем более в масштабах столетий и культур. Например, в первые века христианства практиковался пост как полный отказ от еды до захода солнца. Сейчас эта практика осталась в исламе в течение месяца Рамадан. А христианство между тем перешло к обновленному формату поста — когда едят и днем, но ограничивают себя в том, что едят. В раннем христианстве не было некоторых постов, которые существуют сейчас. Так, в более позднее время появились все длительные посты кроме Великого перед Пасхой (Рождественский, Петров и Успенский посты).

Даже в современном православии традиции поста отличаются в зависимости от страны. Изначально нормы поста прописывались для условий Средиземноморья. И сейчас правила поста в том регионе несколько отличаются от правил в северных широтах. Так, например, в Греции есть обычай начинать Великий пост полным воздержанием от еды в течение первых трех дней. Далеко не все, но многие практикуют такой обычай. А вот в Эфиопии, которая тоже представляет древнюю восточно-христианскую традицию, пост вообще суров. В целом количество постных дней там доходит до 250 в году. Причем дольше всех постятся священники. У нас наоборот, священники постятся меньше, потому что как правило не говеют перед каждой литургией, как миряне.

Как постятся веганы?

Если ежедневная диета человека и так напоминает строгий пост, это не означает, что он не может поститься — ведь пост это не только диета. В принципе это может быть любое самоограничение: в активности, развлечениях, комфорте и даже сне.

В пост можно заниматься сексом? Курить? Смотреть сериалы?

Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Однако поскольку такая жизнь — дело не индивидуальное, а предполагает участие двух человек, то оба должны быть согласны на воздержание. Курение вредно для здоровья и в пост, и не в пост. Поэтому Церковь против курения в любое время года. А что касается сериалов и прочих развлечений, то многие в наше время в пост перестают смотреть телевизор или сериалы, а также уходят на этот период из социальных сетей. Впрочем, общих правил на этот счет нет, и подобные казуистические вопросы каждый решает для себя индивидуально с духовником или священником на исповеди.

Пост — это не вредно для здоровья?

Лучше об этом спросить у врачей, хотя их мнения по этому поводу разнятся. С религиозной точки зрения, которая предполагает наличие у человека не только тела, но и души, — пост однозначно полезен для человеческого естества в его психосоматической целостности. Если человеку нельзя соблюдать строгий пост по состоянию здоровья, это никак не осуждается Церковью.

Реклама

Дарья Саркисян, медицинский редактор «Медузы»: Есть достаточно много исследований, насколько православный пост может быть вредным или, наоборот, полезным для здоровья. Общий вывод, который делают авторы систематического обзора, примерно такой: человек употребляет меньше калорий, изменяются некоторые жизненные показатели (артериальное давление, уровень холестерина), но какой эффект это имеет на развитие заболеваний, пока непонятно. А что касается вреда — во время поста люди употребляют меньше некоторых витаминов (D и B12) и минералов (в основном, кальция), что теоретически может вылиться в дефицит. Так что нужен индивидуальный подход.

Почему именно пост в России стал таким модным? Постятся даже те, кто и в церковь-то не ходит.

Возможно, мода на пост стала реакцией на новую культуру потребления. Во многом эта реакция инстинктивная, не обусловленная предписаниями какой-то конкретной религиозной традиции. Люди чувствуют, что для комфортного существования им нужно не только много еды и прочих радостей жизни, но и ограничения в них. Поэтому и возникает запрос на пост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *