Почему священникам нельзя жениться?

Почему православные священники могут иметь семью, а католические- нет?

Источник фото: http://www.orthedu.ru/

Одним из основных отличий православных священников от католических является то, что православные священники могут пребывать в браке и иметь детей. А клирикам Римско-Католической церкви это делать запрещено. Да-да, католический священник, принимая сан, обрекает себя на пожизненное одиночество. Почему же в Православии правила личной жизни священника менее строги, чем у католиков? Для ответа на этот вопрос нам с вами придется обратиться к истории.

До 11 века Церковь была единой, православные и католики жили вместе в рамках одной традиции, согласно которой, священнослужители, если они не состояли в монашестве, могли иметь семьи. Впрочем, начиная с 7-го века на востоке безбрачие стало обязательным для епископов. Епископ — высшее служение в Церкви, на епископе лежит особая ответственность. Потому было решено, что совмещать семейную жизнь и пастырские заботы для епископа крайне сложно. Так с 7-го века на востоке епископы перестали быть женатыми. Обычным священникам и диаконам, как и прежде, дозволялось вступать в брак. Правда, до рукоположения. И брак для священника может быть только первым и единственным. Это правило действует до сегодняшнего дня. Если священник овдовеет, то повторно жениться ему будет нельзя.

На западе закон о безбрачии в Церкви был усилен. С 7-го века одинокая жизнь стала требоваться и от епископов, и от прочих священнослужителей. Если на востоке правило насчет одинокой жизни епископов четко соблюдалось, то на западе с безбрачием клириков имелись проблемы. Вплоть до 11 века то там, то тут появлялись епископы или священники, состоявшие в браке, имевшие, соответственно, жену и детей.

Епископские или священнические сыновья, благодаря протекции своих отцов впоследствии получали выгодные места для церковного служения. В 11 веке у руля Римско-Католической церкви оказался Папа Григорий VII Гильдебрандт, человек жесткий, но при этом строгих моральных правил. Он-то и решил положить конец вольностям в церковной среде и под страхом суровых наказаний запретил епископам состоять в браке. Под запрет на женитьбу попали и все прочие священнослужители Католической Церкви — священники и диаконы.

Данному запрету Папой Григорием было дано богословское объяснение. Священнослужитель символизирует собой Христа. Как Спаситель в течение жизни был одинок, то и священники должны вести одинокую, безбрачную жизнь. Православная Церковь никогда не соглашалась с западной традиций запрета на семейную жизнь для священников и диаконов. С точки зрения востока — брак является Богом установленным обычаем. Более того, как приходской священник может вести пастырскую деятельность и помогать решать, в том числе, семейные проблемы, если сам он ничего о семейной жизни не знает.

05.11.2015

В Германии участились случаи, когда католические священники отказываются от обета безбрачия. Как немецкие католики реагируют на это и что думают по поводу целибата?

«Дорогая община, я испытываю радость и облегчение от того, что смогу впредь открыто и честно выражать мои чувства к женщине, которую люблю!» — эти слова прозвучали 19 июля 2015 года под сводами старинной приходской церкви в Вайсенcберге на Боденском озере. После этого настоятель храма, Хельмут Гуггемос (Helmut Guggemos), последний раз поднял руку, чтобы благословить свою паству. Некоторое время в храме царила тишина. После чего разразились овации, почти все встали со своих мест, лишь несколько человек вышли из церкви.

В соответствии с действующими в католической церкви правилами, 45-летний теолог и священник Хельмут Гуггемос попрощался не только с паствой Вайсенсберга, но и с работой, которой отдал почти 20 лет жизни. «Если бы я мог оставаться священником, будучи женатым, я бы, несомненно, сделал это», — признался Гуггемос в интервью местной газете Lindauer Zeitung. Однако, несмотря на все более острую дискуссию о целесообразности целибата в условиях современного общества, католическая церковь настаивает на безбрачии тех, кто наделен правом совершать таинство литургии.

Петер Кемметер перешел в католицизм из евангелической церкви, уже имея детей

Случаи, когда желание иметь семью, внезапно вспыхнувшая любовь или просто стремление жить не по лжи «уводят» у церкви пастырей, учащаются: буквально одновременно с Гуггемосом при таких же обстоятельствах покинул свою общину в Вассербурге, что всего в десяти километрах от Вайсенсберга, священник Мартин Штайнер (Martin Steiner). Штайнер был любимцем прихожан, члены общины утверждают, что он был «лучшим священником в мире». Отца Мартина провожали с цветами и слезами. Меньше умиления вызвал случай в одной из общин под Кельном: пастырь также признался после воскресной проповеди, что «отдал свое сердце любви», но представил общине не спутницу, а спутника жизни.

Аугсбург, Бамберг, Мюнстер, Регенсбург — из самых что ни на есть католических городов Германии приходят аналогичные вести. В одном лишь Трирском епископстве за 2014 год подали прошение о сложении сана шесть священников.

Треть состоит в гражданском браке

Международная федерация женатых католических священников (организация, находящаяся в оппозиции к официальной церкви) исходит из того, что с 1964 по 1996 год во всем мире сложили сан 85 тысяч человек. Более точных и, главное, актуальных цифр, которым можно было бы доверять, не существует, поскольку официальный Рим в течение долгих лет крайне неохотно обрабатывал прошения о сложении сана. Отдавая себе отчет в сложности процедуры и необратимых последствиях для карьеры, многие священники и не пытаются сложить сан, а просто живут, как считают нужным, — часто с молчаливого согласия паствы.

Штефан Хартман, священник из Бамберга, сложил сан и признал свою 24-летнюю дочь

«Среди нас, священников, курсируют такие цифры: треть живет в гражданском браке, треть имеет гомосексуального партнера, и еще треть борется с одиночеством, как может», — говорит Флориан Вёс (Florian Wöss). Ему известны случаи алкоголизма, депрессий и иных душевных недугов среди коллег. Сам священник из Нойэттингена также недавно сложил сан из-за любви и только что начал работать школьным учителем. «Обет безбрачия не мешал мне до тех пор, пока я не влюбился», — признается Вёс, первым делом обзаведшийся страничкой в Facebook.

Впрочем, его отношение к целибату всегда было критическим: «Целибат — возможность, но не обязанность для священника. В ранней христианской церкви священники были женаты. Не хочу рассуждать о том, был ли женат Христос, но у апостола Павла была жена, у Петра имелась теща, а апостол Филипп выдавал замуж своих дочерей. Сексуальность лишь в куда более поздние времена начала считаться чем-то нечистым. Интересно, что эта сомнительная заслуга в большой степени принадлежит такому почитаемому отцу церкви, как Блаженный Августин. При этом сам Аврелий Августин был, как известно, изрядным плейбоем и половину жизни провел в конкубинате».

Папа Бенедикт XVI (на снимке со своим личным секретарем Георгом Генсвайном) в свое время не стал пересматривать обязательность целибата

«Могут ли пастыри жениться?»

«Да, вплоть до XI века целибат не был обязательным», — подтверждает Рихард Н. (имя изменено DW по просьбе собеседника), занимающийся в Кельнском епископате вопросами, связанными с выходом из сана. Причина окончательного установления целибата Павийским собором в 1022 году носила скорее меркантильный характер: наследство состоятельных клириков не должно было уходить из церкви. В Германии это решение было воспринято в штыки: например, клир епископства Пассау чуть не линчевал своего епископа за такую скверную весть.

Попытки отменить или хотя бы смягчить обет целибата предпринимались в католицизме неоднократно. В частности, в 1970-е годы с предложением рукополагать женатых в священники выступили два таких влиятельных немецких епископа, как Вальтер Каспер (Walter Kasper) и Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger), будущий папа Бенедикт XVI. В 2008 году прекращения «табу на обсуждение целибата» потребовал председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), он же назвал целибат «не обязательным с теологической точки зрения».

«Однако я не думаю, что отмена целибата поможет решить вопрос с острым дефицитом священников, который испытывает наша церковь», — говорит Рихард Н. «И еще одно скажу вам: ни один человек, вышедший из сана, даже «по любви», не бывает вполне счастлив. Ведь служить — это призвание», — резюмирует он.

Цифры, которые говорят за себя

Согласно репрезентативному опросу, проведенному по заказу католической церкви Германии среди клириков, более трети ответили, что целибат «плохо влияет на их работу и жизнь». Каждый четвертый сожалеет о том, что принял обет безбрачия. Каждый пятый признается, что «страдает от эмоционального одиночества».

И наконец: 85 процентов немецких католиков не возражают против женатых священников у алтаря и считают, что принятие или неприятие целибата должно быть вопросом личного выбора. Но не обязанностью соискателя сана.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Канон пороков

Нравственная концепция «главных греховных помыслов» сложилась в IV-V веках. Различные соблазны тогда приписывали определенным демонам, составив настоящий канон человеческих пороков. На старейшем экспонате выставки — черепке керамической вазы VI-VII века — фрагмент этого списка.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Гордыня и плагиат

Этот башмак с длинным носом, изготовленный в XV веке, символизирует гордыню его хозяина. В 1353 году гражданам города Циттау грозил высокий штраф и отсечение слишком длинных обувных «носов». Еще один экспонат, иллюстрирующий этот порок, — докторская диссертация бывшего министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, оказавшаяся плагиатом.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Скупость не порок?

Алчность и скупость всегда идут рядом. Рекламный слоган дисконтного магазина бытовой электроники «Geiz ist geil!» («Скупость – это круто!») — что это? Смертный грех трансформируется здесь в рекламные обещания исполнения всех желаний чуть ли не задаром.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Похоть и любовь

Изобретение противозачаточных таблеток сыграло очень важную роль в сексуальной революции конца 1960-х годов. Сексуальное раскрепощение придало распущенности и сладострастию статус вседозволенности, считает церковь. Но когда секс порочен? Если он не связан с любовью? Ответить на эти вопросы предлагается самим посетителям выставки.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Гнев протестующих

Отстаивать свои права, бороться против устаревших общественных устоев, об этом мечтали участники молодежного движения 1968 года. Но его идейный вдохновитель Руди Дучке (куртка которого — экспонат выставки) организовывал насильственные акции протеста, намеренно провоцируя общество. За агрессивность группу Дучке окрестили «яростными гражданами».

Семь смертных грехов показывают в монастыре Особый шик обжорства

Есть больше, чем досыта, то есть чревоугодие, в Германии долгие годы считалось особым шиком. Круглый животик был признаком благополучия. Сегодня общество во многом изменилось. И все же… Не случайно перед Бранденбургскими воротами в Берлине сегодня обличают именно обжорство.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Зависть возраста не имеет

Церковь считает это попроком. Между тем, считается, что завидуют даже уже трехлетние малыши. Во избежание ссор многие родители стараются покупать своим детям даже разного возраста одинаковую одежду, обувь, игрушки. Помогает это или нет, ясно одно: зависть возраста не имеет.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Душевная лень

Лень — это и душевная лень, равнодушие, безразличие. Равнодущие к бедам и проблемам других людей, когда главным становится собственное благополучное, сытное житье. Мы и сегодня считаем это пороком.

Семь смертных грехов показывают в монастыре Корень зла

Выставка «Семь смертных грехов» показывает, насколько сильным было и остается влияние в обществе устоявшихся представлений о пороке. Собственно, смертными грехами католическая церковь считает такие тяжкие проступки, как убийство или супружеская измена. Но обычно так называют главные или «коренные» пороки: гордыню, алчность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и лень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *