Почему святая вода?

Смысл праздника

Главных «событий», которые мы празднуем в Крещении, – два: Крещение Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей, и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах — Пресвятой Троицы — многим людям. Бог Отец говорил с Неба, свидетельствуя, что Христос — Его Сын, Сын Божий крестился в водах Иорданских, а Святой Дух сошел на Христа в виде голубя.

Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда происходит освящение воды?

В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – утром 18 января, и в сам праздник Крещения – утром 19 января.

Водосвятный праздничный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Литургии (с утра) — в храме или на улице, на водоеме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».

В молитвах на освещение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.

Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.

Великое освящение воды совершается лишь дважды в год — 18 и 19 января — накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящение воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих, пишет miloserdie.ru

Крещенская вода — это мощнейший источник сил и защита от разных несчастий. Именно поэтому многие люди запасаются ею впрок на целый год, ведь она оберегает от зла, исцеляет от недугов и помогает привлечь счастье. Чтобы обычная вода приняла целебные свойства, священнослужители освящают ее с помощью особого ритуала, именуемого водосвятием.

Великое водосвятие — церковный ритуал освящения крещенской воды. В наступившем 2019 году освящать ее будут во многих церквях и в специально оборудованных прорубях.

Водосвятие приурочено к великому празднеству Богоявления, или Крещения Господня. Это непереходящий праздник, который ежегодно отмечается 19 января. Однако водосвятие начнется накануне — в Крещенский сочельник, после вечерней службы 18 января, и продлится до 19 числа. Вода, освященная в эти дни, будет обладать особыми свойствами.

Известно также, что освященную воду для питья будут раздавать в храмах уже после обеда 18 января. Более того, ее можно будет набрать в течение всей крещенской недели. Обряд омовения, или купания в проруби, можно будет пройти после божественной литургии 18 января. Священнослужители призывают посетить для этого специально организованное для крещенских купаний место.

Крещенская вода обладает особенной силой, поэтому верующие относятся к ней с особым трепетом и любовью. Хранить святую воду рекомендуется рядом с иконостасом. Известно, что святая вода, набранная 18-19 января, не портится и долго сохраняет свои целебные свойства. Более того, всего лишь капля крещеной воды способна освятить большую емкость с простой водой.

После вечерней службы на Крещенский сочельник принято освящать дом водой и угощать ею всех членов семьи.

С древних времен считается, что святая вода способна исцелить от многих недугов. Церковнослужители рекомендуют принимать ее круглый год натощак, читая молитву. Запрещается принимать воду с дурным настроением. В таком случае вода потеряет свою силу., пишет dailyhoro.ru

Услышав в который раз от знакомой чудесную историю об исцелении тяжело больного водой из святого источника, я решила: нужно поехать и испытать на себе!

И вот в субботу после обеда я отправилась на святой источник и купель святителя Николая Чудотворца, который находится в Логойске (40 км от Минска).

— Храму уже больше 140 лет, а святой ключ, говорят, и забил того раньше, — рассказывает мне местный старожил. — Сюда приезжают со всей Беларуси и даже из-за границы. Очереди порой по несколько часов выстаивают. А не так давно здесь случай произошел: приехал лечиться контуженный солдатик, окунулся в купели сто раз, и все как рукой сняло.

Над криницей построен деревянный навес, а сама она обложена камнем. Рядом с источником привязана кружка, чтобы сразу же можно было напиться воды. Здесь же выстроилась внушительная очередь людей с бутылями, канистрами и бидонами… Люди в очереди живо обсуждают, кто и для чего сюда приехал.

— Одни от онкологии приезжают сюда лечиться, другие — от алкоголизма, третьи — залечивать раны разбитого сердца, — признается немолодая женщина. — А я вот приехала за водицей для сына. Он не ходит вот уже несколько лет, а врачи только руками разводят. Ни что, ни почему — не знают.

Еще внушительней очередь в купель, которая расположилась в деревянном домике. Своего захода нам пришлось ждать больше часа. Все это время меня удивляли крики, доносившиеся из-за двери…

— Это от того, что вода такая холодная. Говорят, ее температура не больше четырех градусов, — говорит нам женщина, приехавшая к источнику из Полоцка. — Внутрь заходит обычно по четыре человека. Если хотите окунуться без купальника, соберите женскую группу… И не волнуйтесь, дверь закрывается изнутри.

Внутри домика стоит лавочка и вешалка, где можно переодеться. В купель с водой ведет лесенка с ручками, за которые лучше всего и держаться. Ведь вода настолько ледяная, что, кажется, и руки, и ноги вот-вот перестанут слушаться. Собрав последние силы, я все же попросила знакомых меня подстраховать и окунулась три раза. Конечно, чувства, которые ты испытываешь в этот момент, просто не передаваемые… И хотя я пока не исцелилась от своих недугов, про которые хотелось бы забыть, но, как говорят верующие: «И по вере и молитвам получают исцеление».

БУДЬ В КУРСЕ!

Куда поехать за святой водой

Брестская область

Каменецкий р-н, д. Тумин.

Источник в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Источник находится вокруг залежей голубой глины. Над самим источником установлена часовня.

Гомельская область

Речицкий р-н, д. Черное.

Покровский источник. Известно, что более ста лет назад над источником построили Покровскую церковь. Но в 1930 годы храм разрушили. Однако верующие все равно продолжали приходить к источнику. Сегодня над криницей построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы и устроены две купели.

г. Гомель.

Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Никто не может сказать, когда появился источник. Известно лишь, в советские времена власти всяческие препятствовали посещению источник. В 1993 году Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь взял источник под свою опеку. Сегодня на источнике устроена часовня с крестом и купальня.

Гродненская область

Щучинский р-н, д. Раковичи.

Старожилы рассказывают, что в середине 18 века на местной речушке явилась икона Божьей Матери, которую потом назвали Раковичской. Со временем речушка почти иссякла, но на месте, где появилась икона, забил источник. В благодарность паломники построили на этом месте купель для омовения. Теперь здесь находятся часовня и колодец со святой водой. Ежегодно 10 августа паломники совершают крестные ходы в Раковичи, чтобы поклониться иконе.

Могилевская область

Кричевский р-н, д. Прудок.

«Светлый колодец», или «Святая крыница».

Источник расположен в живописном месте, на границе соснового бора и поля. Старожилы рассказывают легенду о стоявшей когда-то на том месте церкви, которая как будто ушла под землю во время службы. На месте провала и образовался источник.

Мстиславский р-н, д. Пустынки.

Мстиславский князь Лугвен, сын великого князя Ольгерда, основал на этом месте монастырь в 1380 году. По преданию, после тяжелой болезни князь Лугвен ослеп. Тогда он стал усердно молиться Господу об исцелении. И вот однажды князь увидел во сне старца, который повелел ему идти в селение Пустынки и умыться водой из родника. Лугвен так и сделал, после чего сразу прозрел. Когда он открыл глаза, то увидел на ветвях липы образ Божьей Матери, которую затем назвали Пустынской.

Славгородский р-н, д. Клины.

Синий колодец

В дохристианские времена источник был святилищем племени радимичей. Согласно преданию, во времена святого князя Владимира здесь крестили наших далеких предков. С тех пор 14 августа в Клинах собираются десятки тысяч паломников из Беларуси, Украины и России. Сам источник Синий колодец находится в трехстах метрах на юго-восток от деревни, на возвышенности посреди поля.

Минская область

г. Минск, микрорайон Веснянка, территория бывшего поместья Крупцы.

Крупецкий источник.

В начале 17 века на источнике чудесным образом явилась икона Царицы Небесной. Затем икону назвали Крупецкой и построили для нее небольшую церковь. Однако в 1936 церковь разрушили, и верующие были вынуждены тайком посещать уцелевший источник. Сегодня Крупецкий источник входит в комплекс Свято-Покровского храма Минска.

Воложинский р-н, пос. Раков.

Легенда гласит, что как-то незрячему жителю во сне явилась Матерь Божья и повелела выйти на окраину поселения. Заблудившись в лесу, слепой набрел на источник. Как только он испил воды и умыл лицо, к нему вернулось зрение. И первое, что он увидел, была икона Пресвятой Богородицы, сиявшая в лучах света на дереве. Спустя некоторое время на этом месте построили Кресто-Воздвиженскую церковь. Однако в советские времена власти запретили проводить в церкви службы, прохлорировали источник и объявили, что пить воду из него опасно. А Начиная с 1990-х годов к источнику вновь стали съезжаться паломники и путешественники.

Дзержинский р-н, д. Витовка.

Святой источник освящен во имя Божьей Матери. Раньше рядом с ним находилась Спасо-Преображенская церковь, ее разрушили в 1930 году. Пытались уничтожить и источник. Его даже залили цементом, но вода прорвалась и сквозь бетонные преграды. Верующие рассказывают о многих случаях исцеления от болезней по молитвам Богородице и Ангелу Божьему.

Витебская область.

Лепельский район, д. Краснолучка.

Святые источники «У Краснолучки».

Источники находятся в километре от деревни. По преданию, в давние времена в этом месте жил человек, у которого родилась слепая дочь. Любящий отец изливал свою боль Царице Небесной. И вот однажды во сне ему явилась Матерь Божья, которая указала на святые источники и велела омыть здесь глаза дочери. После этого девочка прозрела. В благодарность отец построил на святых источниках деревянный храм. Рассказывают также, что в храме находилась чудотворная икона Божьей Матери. Но через некоторое время в храме вспыхнул пожар, и ничего не уцелело, кроме иконы, которая оказалась неповрежденной. На пепелище верующие возвели открытую часовню и в ней установили святую икону. Вода из трех ключей стекалась прямо к часовне, где под святой иконой люди брали воду. Но в 1960-е годы часовня была сожжена, а чудотворная икона бесследно исчезла.

КОМММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

«Не думайте, чем больше вы выпьете, тем скорее выздоровеете…»

— Святой источник может помочь человеку только при условии, если он с верой подходит к окунанию и испитию воды, — говорит отец Евгений, клирик Свято-Духового кафедрального собора Минска. — Ведь церковь воспринимает криницы святых источников как места освященные благодатью Божьей. А хранить воду из источника следует не дольше, чем обычную. Пить ее можно когда угодно и сколько угодно раз. Но не думайте, что чем больше вы выпьете, тем скорее выздоровеете. Не от количества воды зависит положительный результат, а от вашей мотивации и от веры. Поэтому перед тем, как пить воду, прочитайте ту молитву, которую обычно предлагает памятка для паломника при источнике или же иную Вам знакомую, а затем попросите своими словами у Бога то, в чем нуждаетесь.

Традиционно люди окунаются трижды, при этом каждый раз перекрестившись. Выйдя из купели, тоже крестятся перед иконой и произносят благодарственные слова.

— Люди верят, что определенные источники лечат от определенных заболеваний. Один — от глазных болезней, другой — от онкологических и т.д. Церковь считает неправильным такое деление?

— К этому неоднозначный подход. Часто в простонародии источники так и называют: «глазной», «сердечный», «от онкологии»…И это не случайно, а по фактам исцеления или улучшения здоровья. Эти события и дают названия источникам. Но это не означает, что человек, который пьет из этого источника, не может получить исцеления от другой болезни. Нет границ милосердия Божьего.

А вы верите в исцеление водой? Автор ждет ваших откликов!

ПОЛНЫЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Святые источники Беларуси

Брестская область

Кобринский р-н, д. Запруды.

Часовня в честь Богоявления Господня.

Деревянную часовню, освященную в честь Богоявления Господня, построили 2005 году. Празднования в честь источника проходят 19 января, на Богоявление Господне.

Пружанский р-н, д. Вежное.

Источник и монастырский скит в честь святителя Николая Чудотворца.

Жители окрестных деревень с незапамятных времен пользовались неиссякаемостью родника, особенно ценилась эта вода в засушливые годы. В 1981 году, во время мелиоративных работ экскаватор снял верхний пласт грунта над родником, и из земли забило несколько мощных фонтанов высотой в три метра.

Интересно, что источник явил себя именно в тот год, когда Вежнянский храм во имя святителя и чудотворца Николая праздновал свое 200-летие. В 2002 году источник освятили в честь чудотворца Николая.

Каменецкий р-н, д. Тумин.

Источник в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Источник располагается вокруг залежей голубой глины. Над самим источником установлена часовня. В 2004 году криницу осветили в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Пинский р-н, д.Охово.

Источник расположен в 750 метрах на юго-запад от окраины деревни, у перелеска. Окружающая территория равнинная, плоская. Родник окружен железобетонными кольцами. Верующие рассказывают, что не так давно женщина из Пинского района исцелилась здесь от онкологической болезни.

Гомельская область

Петриковский р-н, урочище Криница.

Источник находится между деревнями Залесье и Челющевичи. Каждый год на этом месте верующие из окрестных деревень отмечают праздник Девятник.

Калинковичский р-н, д. Пеница.

У источника возведена часовня, освященная в сентябре 2008 года. Источник находится на попечении Юровичского мужского монастыря в честь Рождества Богородицы.

Мозырский р-н, д. Каменка.

Ольховая криница.

Источник располагается в семи километрах от Мозыря, на территории Васьковского прихода.

Речицкий р-н, д. Черное.

Покровский источник.

Известно, что более ста лет назад над источником построили Покровскую церковь. Но в 1930 годы храм разрушили. Однако верующие все равно продолжали приходить к источнику. В наше время над криницей построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы и устроены две купели.

г. Гомель.

Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Никто не может сказать, когда появился источник. Известно лишь, в советские времена власти всяческие препятствовали посещению источника, и это место было забыто на долгие годы. И лишь в 70-х годах усилиями местных жителей источник очистили и взяли в бетонные кольца. В 1993 году Гомельский Свято-Тихвинский женский монастырь взял источник под свою опеку. Сегодня на источнике устроена часовня с крестом и купальня.

Ветковский р-н, д. Неглюбка.

Матюшин источник.

Известный издавна источник являлся местом паломничества верующих близлежащих поселений. Вокруг источника установлено восемь крестов, украшенных рушниками.

Гродненская область

Щучинский р-н, д. Раковичи.

Старожилы рассказывают, что в середине 18 века на местной речушке явилась икона Божьей Матери, впоследствии ее назвали Раковичской. Со временем речушка почти иссякла, но на месте, где появилась икона, забил источник. В благодарность паломники построили на этом месте купель для омовения. Теперь здесь находится часовня и колодец со святой водой. Ежегодно 10 августа паломники совершают крестные ходы в Раковичи, чтобы поклониться иконе.

Дятловский р-н, д. Горка.

Источник в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Источник находится на сельском кладбище, в 400 метрах от храма.

Лидский р-н, д. Лебеда.

Источник находится близ автодороги Можейково-Феликсово.

Новогрудский р-н, д. Мотча.

Источник находится под горой, вблизи автодороги Новогрудок–Любча. Согласно преданию, ранее на горе находился православный храм. Верующие ходили к источнику в начале 20 века, но с приходом советской власти это место пришло в запустение. В 2008 году источник восстановили и освятили в честь святителя и чудотворца Николая.

Слонимский р-н, д. Великая Кракотка.

Источник в честь святого Иоанна Предтечи.

Находится в лесу, входит в комплекс Зосимо-Савватиевского мужского монастыря. По свидетельству старожилов, его вода обладает целебными свойствами, помогает страдающим от болезни глаз. В годы советской власти источник пришел в запустение. В 1991 г. усилиями местных жителей источник восстановили и освятили. Ежегодно на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи здесь совершается молебен и водоосвящение.

Слонимский р-н, д. Деревная.

Источник находится в километре от деревни в урочище Колпенка. Согласно преданию, в XVIII веке на этом месте в лесу явилась икона Божьей Матери, названная позже Колпенской. Здесь же в 1803 году местный помещик граф Тимен построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда и поместили найденную икону. Однако в 1939 году церковь сожгли. Сегодня о ней напоминает крест, поставленный местными жителями. Ежегодно в день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери к источнику совершается крестный ход с Колпенской иконой.

Слонимский р-н, пос. Жировичи.

Здесь располагаются самые известные в Беларуси святые источники. Один из них находится в Свято-Успенском мужском монастыре. Согласно церковному преданию, ключ бил из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божьей Матери, названная Жировичской. Вскоре здесь построили храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма оборудовали колодец, в котором находился исток родника. В советские времена власти пытались засыпать его. Однако ключ все равно выбился наружу. Колодец и сейчас находится в крипте Свято-Успенского собора. Другой источник, оборудованный купелью, находится в урочище Викня, что в двух километрах от монастыря.

Могилевская область

г. Белыничи.

Источник в честь Белыничской иконы Божьей Матери

Источник вытекает из Ильинской горы. Из сохранившихся летописей известно, что к святому источнику совершали крестные ходы монахи Белыничского монастыря. При советской власти источник на долгое время забыли, и только в наши дни походы к нему вновь возобновились.

Круглянский р-н, д. Шепелевичи.

На границе Круглянского и Белыничского районов находится лесное озеро Хотомье (Святое) с целебной родниковой водой. Ежегодно здесь совершается водоосвящение на Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна 7 июля. Местные краеведы считают, что в окрестностях деревень Шепелевичи в XI столетии происходили междоусобные битвы враждовавших друцких, минских, полоцких, смоленских и киевских князей. Церковь призывала древних русичей к миру и согласию. По преданию, в глухих лесах возле озера Хотомье возник монашеский скит. Пустынножители собирались на молитву в деревянном храме у озера, который они называли Святым. Позже скит пришел в запустение, но храм остался. Впоследствии его неоднократно перестраивали, но во второй половине ХХ века храм разрушили. Не смотря на это, верующие продолжали приходить к озеру.

Могилевский р-н, д. Лыково.

Святой источник между деревнями Вильчицы и Лыково известен с древности. При нем жители возвели часовню и установили деревянный крест. Празднование в Лыково совершается в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Могилевский р-н, д. Полыковичи.

На берегу Днепра, в 7 км от Могилева, из-под горы бьет источник. Вода в нем издавна считается целебной. В начале XIX в. бывший владелец имения Корсак построил над источником часовенку и бассейн для родниковой воды. Неподалеку находился приходской храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ежегодно в 10, 11 и 12-ю пятницы после Пасхи в Полыковичи стекалось множество народа из близких и дальних поселений. Паломники собирались накануне, в четверг вечером, ночевали в липовой роще. После литургии в местном храме, многотысячные крестные ходы направлялись к источнику для участия в молебнах и водоосвящении. Однако в начале 1930-х годов храм закрыли, а в его здании разместили дом инвалидов. К 1970-м годам здания пришли в упадок и остались только руины колокольни.

В 1982 году начались работы по возрождению Полыковичского комплекса. В 1993 году его объявили памятником природы республиканского значения. Сегодня Параскевинская часовенка восстановлена, а источник очищен и благоустроен.

Славгородский р-н, деревня Усохи.

Местные жители издавна верят в целебность воды лесного источника. Ежегодно здесь проходят празднования на Вознесения Господня, 40-й день после Пасхи.

Чаусский р-н, д. Петуховка Антоновского сельсовета*

«Байкова крыница»

Семь родников бьют из-под горы на берегу реки Проня. Местность почитается с глубокой древности. Когда-то там собирались для молитвы на праздник Воздвижения Креста Господня. С постройкой в селе Петуховка Свято-Духовой церкви в XIX веке празднование было перенесено на день Пятидесятницы (Святой Троицы) и сохраняется до нашего времени.

*В Чаусском районе две деревни Петуховки, вторая находится в Осиновском сельсовете.

Чериковский район, д. Удога и Норки

Родник «Брязгун».

В лесу между деревнями Удога и Норки находится целебный родник с «поющей», «звенящей» водой. Отсюда название, от диалектного слова «брязгать» — бряцать, звенеть. Празднование на источнике проходят в день памяти Двенадцати апостолов, 13 июля.

Кричевский р-н, д. Прудок.

«Светлый колодец», или «Святая крыница».

Источник расположен в живописном месте, на границе соснового бора и поля. Старожилы рассказывают легенду о стоявшей когда-то на том месте церкви, которая как будто ушла под землю во время службы. На месте провала и образовался источник. Известно, что источник с целебной водой упоминается в работе А. Меера «Описание Кричевского графства» 1786 года. С того времени он широко почитается как местными жителями, так и паломниками с других мест.

Мстиславский р-н, д. Пустынки.

Мстиславский князь Лугвен, сын великого князя Ольгерда, основал на этом месте монастырь в 1380 году. По преданию, после тяжелой болезни князь Лугвен ослеп. Тогда он начал усердно молиться Господу об исцелении. И вот однажды князь увидел во сне старца, который повелел ему идти в селение Пустынки и умыться водой из родника. Лугвен так и сделал, после чего сразу прозрел. Когда он открыл глаза, то увидел на ветвях липы образ Божьей Матери, которую затем назвали Пустынской.

Чериковский р-н, д. Езеры.

В живописном месте между деревнями Езеры, Рогалино и Припечино находится старинная криница, собирающая верующих на праздник Святой Троицы и в Духов день.

Шкловский р-н, д. Старые Стайки.

Источник в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба (криница «Святочница»).

Эта местность издавна привлекает к себе паломников. В начале XI века по Днепру вблизи Святочницы перевозились мощи убитого под Смоленском князя Глеба. Празднование на источнике проходят в престольный день, 6 августа, в Борисо-Глебской часовни, которая находится вблизи источника.

Быховский р-н, д. Гамарня.

Ильинский источник.

Располагается близ деревни в тенистом еловом лесу. На лесной поляне бьёт около десяти источников. Возле каждого установлен крест, оборудован дощатый настил для паломников. Здесь же устроена небольшая часовня. Празднование на источнике проходят ежегодно 2 августа, в день памяти святого пророка Илии.

Осиповичский р-н, д. Кохановка.

Источник во имя иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Находится в урочище Проща, между деревнями Кохановка и Корытное. В Кохановке действует храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», возведенный в 1992 году.

Минская область

г. Минск, микрорайон Веснянка, территория бывшего поместья Крупцы.

Крупецкий источник.

История Крупецкого источника ненамного отличается от историй других источников. В начале 17 века на источнике чудесным образом явилась икона Царицы Небесной. Затем икону назвали Крупецкой и построили для нее небольшую церковь. Однако в 1936 церковь разрушили, и верующие были вынуждены тайком посещать уцелевший источник. Сегодня Крупецкий источник входит в комплекс Свято-Покровского храма Минска.

Воложинский р-н, пос. Раков.

Легенда гласит, что как-то незрячему жителю во сне явилась Матерь Божья и повелела выйти на окраину поселения. Заблудившись в лесу, слепой набрел на источник. Как только он испил воды и умыл лицо, к нему вернулось зрение. И первое, что он увидел, была икона Пресвятой Богородицы, сиявшая в лучах света на дереве. Спустя некоторое время на этом месте построили

Кресто-Воздвиженскую церковь. Однако в советские времена власти запретили проводить в церкви службы, прохлорировали источник и объявили, что пить воду из него опасно. Лишь в 90-е годы у источника вновь забила жизнь и к нему, как и прежде, стали съезжаться со всех уголков паломники и путешественники.

Дзержинский р-н, д. Витовка.

Святой источник освящен во имя Божьей Матери. Раньше рядом с ним находилась Спасо-Преображенская церковь, однако ее разрушили в 1930 году. Пытались уничтожить и источник. Его даже залили цементом, но вода прорвалась и сквозь бетонные преграды. Верующие рассказывают о многих случаях исцеления от болезней по молитвам Богородице и Ангелу Божьему, который теперь неотлучно находится на месте разрушенного Престола.

Борисовский р-н, д. Барань.

На территории женского Свято-Ксениевского монастыря находится источник, освященный во имя святой блаженной Ксении Петербургской. По преданию, в источнике набирала воду сама Евфросиния Полоцкая.

Логойский р-н, д. Горна.

Святой источник находится в лесу, в четырех километрах от деревни. Местные жители рассказывают, что ранее здесь стояла церковь, возведенная в честь Богородицы на месте явления ее образа. Я рядом протекал источник с целебной водой, сохранившийся до наших дней.

Минский р-н, д. Кукелевщина.

«Святые крыницы»

Источники находятся на территории Красносельского лесничества, в двух километрах на юг от деревни. В различных документах сохранились сведения об их использовании, начиная еще со средних веков.

Витебская область

Витебский р-н, д. Лужесно.

Источник в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Располагается недалеко от храма Вознесения Господня на берегу реки Западная Двина.

Витебск, ул. 39-й армии, д. 5.

Источник в честь святой вмц. Параскевы Пятницы.

Источник находится у храма в честь святого мученика Фаддея, архиепископа Тверского. В 2005 году над источником построили деревянную часовню. В этом же году купель освятил Митрополит Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси.

Витебск, ул. Чапаева.

Источник в честь святого Иоанна Крестителя.

Источник освятили по просьбе жителей Витебска в 2009 году. Ежегодно на праздник святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя здесь служится водосвятный молебен.

г. Докшицы.

Источник у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм построили в 1903 году. Однако источник был известен задолго до этого. Ежегодно здесь освещают воду на праздник Покрова Божьей Матери

Лепельский район, д. Краснолучка.

Святые источники «У Краснолучки».

Источники находятся в километре от деревни. По преданию, в давние времена в этом месте жил человек, у которого родилась слепая дочь. Любящий отец изливал свою боль Царице Небесной. И вот однажды во сне ему явилась Матерь Божья, которая указала на святые источники и велела омыть здесь глаза дочери. После этого девочка прозрела. В благодарность отец построил на святых источниках деревянный храм. Рассказывают так же, что в храме находилась чудотворная икона Божьей Матери. Но через некоторое время в храме вспыхнул пожар, и ничего не уцелело, кроме иконы, которая оказалась неповрежденной. На пепелище верующие возвели открытую часовню и в ней установили святую икону. Вода из трех ключей стекалась прямо к часовне, где под святой иконой люди брали воду. Но в 1960-е годы часовня была сожжена, а чудотворная икона бесследно исчезла.

Лепельский р-н, пос. Заслоново.

Источник «На Крестах».

Источник находится в четырех километрах на восток от райцентра, между поселком Заслоново и деревней Караевичи. Из земли бьют четыре ключа, соединяющиеся в один ручей. Над каждым ключом установлен поклонный крест, поэтому это место и называется «На Крестах». Здесь же устроена купальня.

г. п. Лиозно, ул. Гагарина.

Источник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

Ежегодно на праздник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» здесь совершается водосвятный молебен. В 2007 году источник благоустроили: установили купальную башенку, подход к источнику выложили плиткой, а сам источник обложили булыжником, у входа установили врата и вывеску с иконой и надписью.

Толочинский р-н, д. Яново.

Источник «Борисоглебка»

Согласно преданию, на этом месте явилась икона святых Бориса и Глеба. Вскоре рядом с источником построили деревянную церковь, в которую и поместили икону. В 1902 году построили уже каменную церковь-скит. Однако позже советские власти разорили монастырь, а местность возле источника перепахали. Сегодня паломники собираются у источника, как и прежде, в день памяти святых мучеников князей Бориса и Глеба 15 мая.

Удивительные свойства святой воды

Изначально святая вода — это совершенно обыкновенная по составу и происхождению вода. Она может быть колодезная, родниковая, озерная, речная и даже водопроводная. Вода приобретает удивительные свойства после проведения над ней особого церковного таинства – водоосвящения. Вода освещается силой молитвы и только после этого может называться святой водой.

Святая вода очищает, защищает и помогает в лечении верующим людям. Известно много удивительных историй, когда святая вода творила чудеса. Она обязательно присутствует при крещении детей, освещении храмов, жилых домов, при церковных богослужениях.

Наиболее целебной считается крещенская вода, которая освещается в ночь с 18 на 19 января, и на протяжении всего 19 января. Вода освещается и в другие православные праздники: 7 января, в день Иоанна Крестителя, в день Преполовения (среда на третьей неделе после Пасхи), в четверг или субботу на службах перед Пасхой, 14 августа на Медовый спас. Но и любая другая вода, освещенная в храме по всем правилам, также способна творить чудеса и принести большую пользу, защитить и помочь.

Не зависимо от вероисповедания и мировоззрения каждому из нас ежедневно нужна вода. Эта простая, но в тоже время самая сложная субстанция до сих пор полностью не разгаданая человеком. Она обладает целебной силой, может вылечить, спасти, но и в тоже время погубить. О воде ходят легенды, это один из важнейших компонентов жизни, в том числе и в жизни церкви.

Евангелие рассказывает о воде, как о средстве очищения от грехов, о пути ко спасению. Именно поэтому самое важное таинство в жизни человека и церкви – крещения – тоже связано с водой. В воде реки Иордан сам Христос был крещен пророком Иоанном Предтечи. В одно из своих бесед Христос сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Др. С, 5).

Воду освещают на протяжении всего года. Водосвячение бывает малое и большое: малое осуществляется во время молебнов, таинства крещения, а большое происходит в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водосвячение – это большой торжественный обряд, который пронизан воспоминанием евангельского события, ставшего прототипом таинственного обмывания грехов. И каждый раз слова молитвы творят чудеса, и вода приобретает свои чудотворные свойства.

Святая вода в жизни православного человека находит место в разных сферах. Ее можно пить натощак в небольших количествах. Святую воду добавляют в обычную во время приготовления пищи и напитков. Она оказывает благодатные свойства и на продукты, и на весь организм человека. Но нельзя забывать о том, что это все-таки церковная святыня и обращаться к ней нужно с почтением и благоговейным отношением.

Перед употреблением святой воды желательно прочесть небольшую молитву: «Господи Бог, и будет дар Твой святой и праздника Твоя вода у оставление грехов моих, в образование ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, в здоровье души и тела моего, в покорение страстей и немочей моих по безграничному милосердию Твоему молитвами Пречистая Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Святую воду можно не только пить. При недомогании святой водой можно умыться, окропиться, но мыться в ней и купать детей не стоит. И в любом случае использование церковной святыни должно быть с верой в сердце и с молитвой на устах.

Известный факт, что святая вода имеет особую структуру отличную от обычной воды, она не портится и обладает целебными свойствами. На протяжении многих веков ученые из разных стран пытаются разгадать тайну святой воды. Один из таких опытов ставили в лаборатории доктора технических наук, профессора Павла Госькова. Над святой водой проводились физические и биологические опыты. Она смешивалась с обычной водопроводной водой в соотношении 10г на 60л. После этого структура воды изучалась повторно, и оказывалось, что вся воды по своей структуре приобретала структуру святой воды.

Есть много людей, которые скептически относятся к удивительным свойствам святой воды, они всячески пытаются доказать, что все это неправда. Но вместе с тем, есть еще большое количество людей, которые не просто верят, но и сами ощутили на себе ее целительное влияние. Можно много говорить и спорить, а можно просто верить. Ведь чудеса происходят, там где в них верят.

Если посчитать количество людей, посещающих храмы в дни каких-то больших церковных праздников, то можно со стопроцентной гарантией сказать, что тремя самыми посещаемыми днями в году станут Пасха, Вербное Воскресение и Крещение Господне. Объясняется это очень просто – это те дни, когда из храма домой уносятся освященные яйца, куличи, веточки и вода. На самом деле, если вы спросите, зачем надо все это освящать и литрами и килограммами уносить домой, мало кто сможет вам это вразумительно объяснить. Но это тема для отдельной статьи, а сейчас, в связи с грядущим праздником Крещения Господня я хочу, вспоминая опыт прошлых лет, поговорить немного о другом.

Главный вопрос, который будет волновать 80 % тех, кто придет за Крещенской водой, а точно ли она Крещенская? Не налила ли в бутылочку недобросовестная бабушка Богоявленской воды, которая от 18-го января вместо настоящей Крещенской, которая от 19-го? Все ведь знают, что вода эта… Кстати, а все знают, что вода, которую освятили 18 января ничем не отличается от воды, которую батюшка освятил 19 января?

Давайте разбираться. Крещенская вода, она же Великая Агиасма – что это такое? Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Малое совершается в течение года неоднократно, а великое связано с праздником Богоявления (Крещения) Господня. В этот день – в сам праздник Крещения Господня, а так же в сочельник, вода освящается по особому чину Великого освящения. Вода, освященная по такому чинопоследованию и называется – Великой Агиасмой (в народе — Крещенской). Так как в канун праздника и в сам праздник употребляется один и тот же чин, то между первым и вторым освящением нет никакой разницы, и вода от 18 января ничем, абсолютно ничем не отличается от воды, которую освятили в сам праздник 19-го.

Крещенская вода не портится от продолжения времени, целый год, а часто два и более остается свежею, как будто только набранной. Но это не значит, что она должна целы год простоять у нас нетронутой. Наоборот! Исходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни, посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина, поэтому в день Крещения существует традиция полностью окроплять ей свои дома. Святую воду, как и просфору, принято употреблять утром натощак, с особым благоговением как святыню.

Напоследок хочется сказать, что от Крещенской воды не стоит ждать особых чудес, если мы сами не стремится к духовному росту, ведь самое главное – это все-таки внутреннее состояние, а святая вода – это лишь помощь в наших трудах и нуждах. Можно набрать две-три огромные канистры Великой агиасмы, но если мы не будем сами стараться хоть на капельку стать лучше – никакая вода не спасет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *