Подмосковные монастыри

Почему надо увидеть? Ну а где еще в России, кроме как в Истре, вы найдете вторую Палестину? Ведь именно такой в XVII в. ее задумал патриарх Никон, автор церковной реформы с ее троеперстием.
Место выбрано не как бог на душу положил, а потому, что местные пейзажи дюже напоминали палестинские. Те, где построен храм Гроба Господня. Даже лес в этой части Подмосковья и не лес вовсе, а, судя по табличкам, Гефсиманский сад (в таком Иисус молился перед казнью). Даже река Истра в этом месте и не Истра вовсе, а Иордан, потому что изгибами напоминает ту самую, в которой согласно Евангелию принял крещение Христос. Тут и табличка соответствующая имеется: «Погружаться в Иордан желательно в купальных рубашках, не включать музыкальные проигрыватели…» Правило насчет «проигрывателей» никто не нарушает, чего не скажешь о рубашках, но в целом все пристойно. Еще бы: за купальщиками строго посматривает скит Никона — устремленное ввысь трехэтажное здание, в котором были и кухня, и церковь, и келья. Сам же патриарх похоронен внутри своего детища — Воскресенского собора. Точнее — под Голгофой (да-да, и она тут тоже есть, как все атрибуты израильского Иерусалима).
— А что за очередь? — спрашиваю охранников.
— Кувуклия же, — объясняют почти обиженно. В оригинале кувуклия — это часовня над Гробом Господним в Иерусалиме. У нас — ну вроде копия, символ того самого места, и камень, «упавший» с Гроба, тоже имеется при входе. И каждый входящий встает рядом с ним на колени и молится потихоньку.
Выходим и задираем голову вверх, на вершащий всю эту красоту купол высотой с шестиэтажный дом. И фотографируем, фотографируем, пока тут разрешают это делать (что редкость для православного храма). И стоим, потрясенные красотой, которую возвращают реставраторы. Напомню, в начале войны храм разрушили фашисты, что им, к слову, припомнили на Нюрнбергском процессе — настолько велико значение Нового Иерусалима.
И да, святая вода! За ней вы спускаетесь из Воскресенского храма в подземный, пройдя ровно 33 ступеньки вниз — по числу земных лет Христа.
Как добираться? До монастыря Подмосковья с чудотворными иконами лучше всего добираться пешком со стороны ж/д станции Новоиерусалимская (Рижское направление) или на машине (40 км от Москвы) — со стороны поселка Лужки (Волоколамка). Тогда золоченые купола монастыря торжественно выступают вам навстречу через маковки берез и изгибы дороги, самым выигрышным образом открывая свою величавость.
Что попробовать? Пирожки местной монастырской кухни по 30 руб. — очень вкусные.

В XV–XVI вв. Звенигородская земля отличалась насыщенностью объектами церковной архитектуры. Только в юго-восточной части Звенигородского удельного княжества в то время располагалось около 30 приходских сельских церквей и погостов. По всей видимости, некоторые из храмов могли относиться к категории приписных (в которых богослужения проводились раз-два в году), или были монастырскими «заоградными» церквями, которые возводились в отдаленных вотчинах обители «на прихождение православному христианству».

Вообще церковь и монастыри сыграли крупную роль в заселении рассматриваемой территории и содействовали возникновению здесь новых сел, деревень и починков. Приобретая земли (покупками, пожалованиями князей, дарениями частных лиц, заимкою) монастыри, как правило, получали при этом различные льготы. Крестьяне, садившиеся на пустых и не разработанных угодьях монастыря, освобождались от юрисдикции местной власти, от повинностей на 3–10 и более лет, от обязательства давать подводы и кормы проезжающим чиновникам. Такие привилегии привлекали на монастырские земли многих крестьян.

Приподнять завесу над ранним периодом церковного строительства и формирования сельских приходов на Звенигородской земле нам позволяют интереснейшие материалы, полученные в процессе археологических изысканий, которые проводят сотрудники Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в с. Большие Вязёмы.

Одно из перспективных направлений археологических исследований музея – поиск и изучение забытых древних погостов. Работа включает в себя выявление в письменных источниках упоминаний о когда либо существовавших церквях и монастырях, разорённых и прекративших своё существование в годы Смуты, когда Звенигород и его окрестности надолго становятся ареной вооруженных действий. Так, в 1606 г. этот район попадает в зону восстания Болотникова. Позже здесь стояли отряды Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2. В 1617 г. Звенигородский уезд подвергся сплошному разорению войсками королевича Владислава и практически обезлюдел. Большое количество храмов в это время было разграблено, сожжено и уже никогда не возродилось.

Долгая скрупулёзная работа над архивными документами и картами XVII–XIX вв. недавно была вознаграждена уникальной находкой. Так, в глухом непролазном лесу у деревни Чигасово удалось обнаружить один из древнейших монастырей Подмосковья, который был основан в эпоху, озаренную светом учения преподобного Сергия Радонежского и славной Куликовской победы. Найти остатки обители помогло описание небольшой лесной поляны в урочище «Веденьё», которое сделал в 1879 году священник Георгий Иванович Фивейский:

«…в местности, называемой пустошью Введеньём, находится в лесу поляна, на которой и была первая Введенская церковь, давшая название и самой пустоши. При входе на поляну прежде всего представляется небольшой холм, на котором в память бывшей церкви изстари стоит и поддерживается крестьянами деревянный крест с иконой Введения во храм; вокруг холма земля представляется неровною, на ней много плоских ям, происшедших от осадка земли, – это было кладбище, которое, как извечно, по древнему обыкновению всегда находилось около церкви. Кладбище представляется подобием круга в 20 сажень в длину и столько же в ширину. На восточной стороне холма, на глубине 3 вершков находятся в земле надгробные белые плиты из белого камня с чеканкою на них по краям и по углам, но, к сожалению, подпись на них стёрлась, на одном из них остались в разных местах 2 буквы ничего не объясняющие.

На северной, южной и восточной стороне кладбища, в некотором расстоянии от него, видны неглубокие ямы, свидетельствующие о бывшем здесь некогда селении. При входе на поляну с правой стороны находится пруд, хотя и заросший травою, но с постоянною в нем водою…».

Именно здесь, в лесном урочище «Веденьё» когда-то располагался Введенский монастырь, история которого уходит в далёкое прошлое. Точная дата возникновения обители не известна. Можно допустить, что время её устроительства близко основанию знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря. Первое же упоминание мы находим в разъезжей грамоте, составленной 16 июня 1504 г. великим князем Иваном III в связи с передачей Звенигородского удела князю Юрию Ивановичу. Это была небольшая скромная пустынь, почти не оставившая после себя каких-либо исторических сведений. Учреждение монастыря приходится на то время, когда умы русских людей занимала мысль о тщете и суетности мирского житья. Городские и подгородные обители тогда не могли вместить всех, желавших удалиться от суеты мира. Среди самих монашествующих в XIV и XV вв. было сильно стремление к пустынножительству, к уходу из многолюдных монастырей в уединенные пустыни и скиты, десятки которых возникали в глухих непроходимых лесах. В дебрях леса, в молитвенной аскезе отшельники стяжали благодать Божию. Они пробавлялись самой скудной пищей, пестовали смирение и подвергали свою плоть тяжелейшим испытаниям. Именно в таких малых обителях, в безмолвии полутёмных монастырских келий, созидался духовный идеал Руси…

Весной этого года остатки монастыря с большим трудом удалось обнаружить. Для поисков лесного урочища были использованы современные снимки окрестностей Звенигорода с космического спутника. Благодаря им, стало возможным точно локализовать крохотную полузаросшую поляну среди обширного лесного массива. Добравшись на место, мы к своему удивлению, застали Введенскую пустошь практически в том самом состоянии, котором ее видел Г.И. Фивейский почти 130 лет назад. Те же холм, заросший тенистый пруд, холодные надгробные камни…

Местность вокруг монастырских руин необычайно живописна. Поляну окружает стена старого таинственного леса. Это место, волнующее воображение уводит за собой в прошлое, в то время когда малиновый звон колоколов Введенского храма разносился на много верст окрест, а тихое умиротворяющее пение безвестных иноков разливалось над лесом. Врата обители были открыты каждому паломнику. В церковные праздники к стенам храма стекались десятки богомольцев, и монастырь щедро одаривал их своим духовным богатством. Подле церкви Введения погребали монахов, где-то здесь, под корнями могучих дубов находятся гробницы основателей.

Отзвенели монастырские колокола, ушли в мир иной игумены и иноки, обветшал великолепный древний храм. В первой половине XVI в. обитель захирела и превратилась в погост – населенную местность, где церковь с кладбищем, но домов, кроме принадлежавших духовенству, не было. В начале XVII века Введенский погост подвергся разграблению и осквернению. Много страшного тогда произошло здесь – убийства, грабеж, глумления над древними образами. Возродиться из руин и вновь обрести поруганные святыни Введенский храм уже не смог.

Около XVIII столетия на месте престола сожженного поляками храма был поставлен поклонный крест, который застал и описал Г.И. Фивейский. В конце XIX в. здесь возвели деревянную часовню, просуществовавшую до 1920-х годов, когда она была сожжена воинствующими безбожниками.

Память о монастыре жива и сейчас. С древним Введенским погостом связано множество преданий, некоторые из которых удалось зафиксировать ученым-этнографам. Так, до сих пор в деревнях Чигасово, Хлюпино и Сальково можно услышать легенды о провалившейся под землю церкви или о старинном колоколе, якобы найденном на месте храма.

Летом этого года, проведя археологические раскопки на месте монастыря, ученые обнаружили большое количество высокохудожественных древних предметов. На то, что здесь когда-то стоял православный храм с окружающим его некрополем, указывали части окладов от икон, утварь, многочисленные надмогильные плиты и другие находки, среди которых следует выделить удивительный по богатству и красоте набор произведений средневековой христианской металлопластики. В процессе исследований было найдено несколько массивных литых крестов-энколпионов эпохи преподобного Сергия Радонежского.

Они представляют собой довольно крупные и массивные складные кресты, которые носились поверх одежды и были предназначены для хранения частиц Креста Господня либо частиц мощей святых угодников. Известны случаи нахождения таких энколпионов с сохранившимися внутри реликвиями, залитыми воском. Энколпионы-реликварии нескольких типов хорошо известны археологам среди древностей домонгольского времени. Центром их производства во второй половине XI-XII веках был Киев, а основной территорией распространения — Среднее Поднепровье. Самая распространённая форма древних мощевиков — четырехчастный крест с закругленными концами. На лицевой стороне креста, в центре, как правило, изображалось Распятие, в круглых же концевых медальонах и на обратной стороне помещались изображения архангелов, Св. апостолов, образы тезоименитых святых-покровителей. Довольно часто выбор иконографических сюжетов был связан с особенностью духовного пути владельца креста.

При археологических раскопках энколпионы встречаются гораздо реже, чем обычные нательные кресты. Крайне редко они встречаются в погребениях на рядовых некрополях XIV-XVI вв. По всей видимости, эти предметы находились в личном пользовании лиц, имевших высокий культурный уровень и социальный статус. В первую очередь такие кресты могли принадлежать представителям церковного причта и монахам.

На некоторых найденных нами энколпионах помещены образы святых воинов-демоноборцев — архистратига Михаила, Федора Стратилата, Дмитрия Солунского, мученика Никиты. Кресты с изображениями покровителей ратного дела принадлежали русским воинам и служили оберегами в войнах за свободу Отечества и неприкосновенность православной веры. Несколько таких нагрудных мощевиков было найдено при археологических исследованиях на Куликовом поле. На одном из крестов XV века изображен мученик Никита, побивающий беса. Именно в это время св. Никита становится символом освобождения Руси от татарского ига. Очень интересен и чрезвычайно редок литой образок с изображением Николы и семи спящих отроков Эфесских. В центральной части композиции помещен св. Николай, вокруг которого изображены семь полулежащих фигур отроков, подпирающих головы рукой. Этот сюжет связан с легендой о семи отроках из Эфеса, известной с V–VI вв. нашей эры. Семь мальчиков-христиан спрятались в пещеру, спасаясь от преследований императора-язычника Деция. Здесь они чудесно заснули и проснулись лишь спустя три столетия, уже при полном торжестве христианства. Эта легенда была популярна в Византии и Древней Руси, и неслучайно семь спящих отроков Эфесских помещены на фасад замечательного памятника владимиро-суздальского зодчества – Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Семь спящих отроков почитались в народе как целители животворящим сном, а иконки с их изображением служили оберегами во время сна.

В площадь археологического раскопа попал древний монастырский некрополь. Здесь были бережно расчищены и изучены белокаменные надгробные плиты, часть из которых оказалась богато украшена геометрическим орнаментом. Однако сами могилы при раскопках не вскрывались, дабы не тревожить прах похороненных здесь людей.

Археологические исследования на месте древнего Введенского монастыря еще не завершены, но они уже позволили составить представление о бытовой и духовной культуре его насельников, определить время возникновения и расцвета обители, изучить монастырское кладбище. Интереснейшая коллекция древних предметов пополнила фонды Пушкинского музея-заповедника и в ближайшее время будет выставлена для показа посетителям. На месте монастырского храма летом этого года был водружен новый памятный крест…

Алексеев Алексей Викторович,

археолог, старший научный сотрудник

Государственного историко-литературного

музея-заповедника А.С. Пушкина.

Источник: РИАМО. Мария Шуревская

История крупнейшего мужского монастыря начинается с XIV века. Его основали братья Варфоломей (в будущем Сергий Радонежский) и Стефан. В стенах будущей обители крестили Ивана Грозного, похоронили Бориса Годунова, а во время стрелецкого бунта здесь укрывался Петр I. Звание лавры Троице-Сергиев монастырь приобрел в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Режим работы: 5:00–21:00.

Сайт: stsl.ru

  • Духовное Подмосковье — Хотьково, Сергиев-Посад и святые источники Ярославское направление 30
  • Источник: РИАМО. Николай Корешков

    Воскресенский Новоиерусалимский монастырь основал патриарх Никон в 1656 году. Идея постройки заключалась в перенесении образа храма Гроба Господня и других святых мест Палестины в Россию. В 1657 году на освящении Воскресенской церкви присутствовал второй царь из династии Романовых — Алексей Михайлович. Именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

    Адрес: Московская область, город Истра, Советская улица, дом 2.

    Режим работы: 7:30–18:30.

    Сайт: n-jerusalem.ru

    Образ храма Гроба Господня: рождественское путешествие в «Новый Иерусалим» >>

    Источник: Фотобанк Московской области. Ксения Сидорова

    Монастырь основан в 1398 году одним из первых учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. Позднее обитель стала царской резиденцией. Во время царствования Алексея Михайловича монастырь активно укрепляли и поддерживали. Почитали и помогали монастырю с пожертвованиями и другие правители — Елизавета Петровна, Екатерина II, Николай I, Александр II.

    Адрес: Московская область, город Звенигород, Ратехинское шоссе, дом 8.

    Режим работы: 6:00–20:00.

    Сайт: savvastor.ru

    Источник: РИАМО. Мария Шуревская

    Перед походом в 1380 году на Куликово поле князю Дмитрию Донскому явилась икона Николая Чудотворца. Тогда он решил построить на этом месте обитель. В будущем монастырь много раз грабили и разрушали, но из-за пристального внимания к нему царей каждый раз быстро восстанавливали. Представители царской фамилии Романовых соблюдали традицию «угрешских походов» — монарх со свитой и народом приходил сюда на молитву, как правило, в день Николая Чудотворца.

    Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

    Режим работы: 6:00–20:00.

    Сайт: ugresha.org

    Источник: РИАМО.

    История церковной обители начинается с XV века. В 1479 году на средства князя Бориса Волоцкого преподобный Иосиф построил деревянную церковь и основал монастырь во имя Успения Божией Матери. Через семь лет появился первый каменный собор. В наши дни архитектурный ансамбль является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения и охраняется государством.

    Адрес: Московская область, Волоколамский городской округ, село Теряево.

    Режим работы: 6:30–20:00.

    Сайт: iosif-vm.ru

    сайт Покровского Хотькова монастыря

    Впервые обитель упоминается в 1308 году. В 1330-х годах здесь приняли монашество родители Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария. Основное строительство пришлось на XVIII век, когда возвели Никольскую церковь, храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и въездные ворота.

    В наши дни архитектурный ансамбль из четырех церквей является объектом культурного наследия. За многовековыми стенами обители хранятся древние святыни и реликвии.

    Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, город Хотьково, улица Кооперативная, владение 2.

    Режим работы: 6:00–21.00.

    Сайт: khotkovmonastery.ru

    Источник: РИАМО. Мария Шуревская

    Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь ведет свою историю с первой половины XIX века. Его вместе со своими духовными дочерями основал в 1826 году монах Зосима. Главные святыни монастыря: икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», и мощевик с частицей Святого Животворящего Креста Господня.

    Адрес: Москва, поселение Новофедоровское, поселок Зосимова Пустынь.

    Режим работы: 7:00–19:00.

    Сайт: zosimapustin.ru

    Источник: РИАМО. Александр Манзюк

    История обители начинается с XV века. В 1515 году преподобный Давид Серпуховской вместе со своими сподвижниками построил на берегу реки Лопасни храм Вознесения Господня. Рядом они посадили липовую рощу. Так появился Давидовский монастырь, переживший разрушение в Смутное время, расцвет в конце XVII века и закрытие в 1929 году. Паломники приезжают сюда, чтобы поклониться иконе Божией Матери «Знамение» и набрать воды из чудотворного источника.

    Адрес: Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт, Вознесенская Давидова пустынь.

    Режим работы: 7:00–17:00.

    Сайт: davidova-pustyn.ru

    Сергей Демянюк

    Обитель основана в 1498 году преподобным Владимиром Белопесоцким. Бывшая неприступная крепость долгие годы защищала Москву от набегов врага. Белокаменная крепость, пережившая расцвет и закрытие, сейчас является объектом культурного наследия. Главный храм монастыря — сохранившийся пятиглавый Троицкий собор, построенный в последней четверти XVII века в стиле московского барокко.

    Адрес: Московская область, город Ступино, Белопесоцкая улица.

    Режим работы: 7:30–19:00.

    Сайт: svtbm.ru

    Гефсиманский Черниговский скит

    сайт Гефсиманского Черниговского скита

    Скит был основан по благословению митрополита Филарета в 1844 году. Главные достопримечательности скита — это пещерные храмы, переходящие один в другой, и монашеские кельи. Попасть сюда можно только с экскурсией, которые проводят монахи. А вот полюбоваться архитектурой храма, колокольней и сохранившимися монастырскими стенами можно в любое время. В настоящее время действует только Черниговский скит. Гефсиманский утрачен.

    Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1.

    Режим работы: 6:30–19:00.

    Сайт: skit-chernigovsky.ru

    Высоцкий мужской монастырь

    официальный сайт Высоцкого мужского монастыря в Серпухове

    Монастырь построили в XIV веке с целью укрепления границ Серпуховского княжества. Он считается одним из старейших на Руси, а также входит в число девяти обителей, основанных Сергием Радонежским. Братия познакомит туристов со святынями, архитектурой и древними захоронениями.

    Адрес: Московская область, город Серпухов, Калужская улица, дом 5/3.

    Режим работы: 5:30–19:00.

    Сайт: visotskymonastir.ru

    Источник: РИАМО. Ксения Сидорова

    Эту духовную обитель построили в честь Бориса и Глеба — первых канонизированных русских святых. Точное время постройки обители неизвестно. Она впервые упоминается в конце XV века. В 1841 году под пристройкой Борисоглебского собора нашли крест, на котором была выбита надпись «на Благовещенье в 1462 году», что говорит о возможной дате основания.

    Адрес: Московская область, город Дмитров, улица Минина, владение 4.

    Режим работы: 06:00–20:00.

    Сайт: http://dmitrov-bgm.ru/

    Куда поехать в Подмосковье на новогодние праздники: 13 лучших мест >>

    Источник: РИАМО. Мария Шуревская

    Монастырь был основан преподобным Ферапонтом Белозерским и посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Как и многие другие святые места, пережил разорение и запустение в советские годы и был вновь открыт в 90-е годы. В монастыре хранятся мощи святого основателя обители.

    Адрес: Московская область, город Можайск, улица Герасимова, дом 1.

    Режим работы: 7:00–18:00.

    Сайт: http://luzh-mon.ru/

    сайт Николо-Берлюковской пустыни

    История монастыря началась в 1606 году. Тогда в этих землях поселился иеромонах Варлаам. Вскоре к отшельнику пришли с древней иконой святителя Николая две монахини — Авдотья и Ульяна. Общими силами они построили деревянную церковь, а после местные жители помогли возвести каменный Никольский храм. К XIX веку появился Троицкий собор, храм Христа Спасителя и 88-метровая колокольня.

    Адрес: Московская область, Богородский городской округ, деревня Авдотьино.

    Режим работы: 5:30–19:00.

    Сайт: https://www.berluki.ru/

    Официальная страница Покровско-Васильевского монастыря во ВКонтакте

    История монастыря в Павловском Посаде связана с именами богатых фабрикантов — Якова Лабзина и Василия Грязнова, которые много помогали духовенству и хотели устроить первый городской монастырь. В наши дни пережившая разрушение святая обитель полностью восстановлена.

    Адрес: Московская область, город Павловский Посад, улица Максима Горького, дом 25.

    Режим работы: 8:30–19:00

    Сайт: https://vk.com/pvmonastir

    Александровский Никитский монастырь

    Сайт kashira.ru

    Этот женский монастырь Московской областной епархии расположен в городе Кашире на правом берегу Оки. Многие старались облагородить монастырь, помогал даже император Николай Второй. Восстановленный храмовый комплекс освящен в 2018 году и является объектом культурного наследия.

    Адрес: Московская область, город Кашира, улица Свободы, дом 25.

    Режим работы: 7:00–21:00.

    Сайт: https://никитскийкашира.рф/

    carlfbagge, wikipedia.org

    Монастырь в 1361 году основал ученик Сергия Радонежского — Мефодий. Благодаря щедрым пожертвованиям дмитровских князей обитель стремительно развивалась. В дальнейшем монастырю помогал царь Иван Грозный. Монастырь в начале XIX столетия стал одной из самых благоустроенных российских обителей. Тогда московский митрополит Платон называл его «второй Лаврой».

    Адрес: Московская область, Дмитровский городской округ, поселок Луговой.

    Режим работы: 7:00–20:00.

    Сайт: http://peshnosha.com/

    Владычный монастырь

    Источник: Издательство «Подмосковье». Сергей Гордеев

    Обитель считается одной из самых древних в России. Мужской монастырь основан в 1360 году митрополитом Киевским и всея Руси Алексием. Преобразование в женский приют началось лишь в XIX веке. Пройдя через Святые ворота, туристы и паломники окажутся посреди старинных храмов, массивных стен и сторожевых башен.

    Адрес: Московская область, город Серпухов, Октябрьская улица, дом 40.

    Режим работы: 7:00–20:00.

    Сайт: http://www.inokini.ru/

    Игорь Годунов, сайт Бобренева монастыря

    Обитель долгие годы служила сторожевым пунктом. Отсюда предупреждали Москву о приближении врага. Со времен Куликовской битвы здесь молятся о павших воинах. В соборе Рождества Богородицы есть придел, прозванный «храмом поющих ангелов»: голос певчего здесь звучит, как целый хор.

    Адрес: Московская область, Коломенский городской округ, село Старое Бобренево.

    Режим работы: 6:00–18:00.

    Сайт: http://www.bobrenev.ru

    Рождество в Коломне: однодневный тур по древним монастырям >>

    Источник: РИАМО. Мария Шуревская

    В 1552 году по приказу Ивана Грозного в Коломне построили шатровую церковь Успения Пресвятой Богородицы в честь успешного похода царя на Казань. Этот год считается временем основания обители. Изначально монастырь был мужским, но в Смуту пришел в упадок, и его восстановили как женский. Богатую историю церквей и святынь расскажут экскурсоводы паломнического центра «Монастыри кремля».

    Адрес: Московская область, город Коломна, Брусенский переулок, дом 36.

    Режим работы: 7:00–19:00.

    Сайт: http://www.ubdm.ru

    Официальный сайт Богоявленского Старо-Голутвинского мужского монастыря в Коломне

    Основателями обители считаются великий князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и его ученик Григорий Голутвинский, погребенный в подклете Богоявленского собора. Монастырские стены с башнями в псевдоготическом стиле созданы в XVIII веке по проекту Матвея Казакова.

    Адрес: Московская область, город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

    Режим работы: 7:30–20:00.

    Сайт: http://starogolutvin.ru/

    Источник: Издательство «Подмосковье». Сергей Гордеев

    Главный храм был построен в 1883 году на личные средства градоначальника Егорьевска — Никифора Бардыгина. В дальнейшем по предложению головы города открыли богадельню и возвели стены с башнями. С дореволюционных времен сохранились небольшие фрагменты необычной росписи и плиточные полы. Обитель продолжает реставрироваться.

    Адрес: Московская область, город Егорьевск, улица Владимирская, дом 2А.

    Режим работы: 8:00–18:00.

    Сайт: http://стмм.рф/

    страница Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря во ВКонтакте

    Монастырь основан по инициативе императора Александра II в 1859 году. С самого начала существования эта старинная обитель была под покровительством царской семьи Романовых. В трапезном корпусе действует галерея, посвященная семье императора Николая II и жизни российского общества. В настоящее время монастырь является памятником архитектуры.

    Адрес: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, город Куровское, улица Лесная, д. 24/1.

    Режим работы: 6:00–20:00.

    Сайт: http://guslickiy.ru

    Источник: Издательство «Подмосковье». Сергей Гордеев

    История монастыря насчитывает более пяти веков. По преданию, в XVI веке настоятелю обители явился Николай Чудотворец. После этого возникло нынешнее название и была сооружена главная святыня — полутораметровый образ святителя из цельного куска яблоневого дерева.

    Адрес: Московская область, городской округ Егорьевск, село Радовицы, улица Щукина, дом 1А.

    Режим работы: 8:00–20:00.

    Сайт: http://радовицы.рф

    Екатерининский монастырь

    Источник: РИАМО. Александр Кожохин

    Пустынь основана во времена царствования Алексея Михайловича в честь великомученицы Екатерины Александрийской. При монастыре работают воскресная школа, подворье и музей, посвященный истории обители, монашеству в России и старинному народному русскому быту.

    Адрес: Московская область, город Видное, Петровский проезд, владение 21

    Режим работы: 8:00–19:00.

    ГЛАВНОЕ

    • Монастыри Московской области примечательны своей архитектурой и чудесными реликвиями и иконами, хранящимися в них.
    • Новоиерусалимский монастырь в городе Истра планировкой напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
    • Самый большой монастырь Троице-Сергиева лавра ‒ объект всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря красивой архитектуре 15-го века.
    • Многие монастыри раньше были крепостями, охранявшими подступы к Москве.
    • Все монастыри действующие, поэтому необходимо соблюдать ряд правил посещения.

    К началу XX века в московском регионе было несколько десятков православных монастырей. Не все они пережили столетие, отмеченное антирелигиозными кампаниями советских властей и страшными войнами, которые в той или иной степени затронули каждую обитель. Несмотря на потери, подмосковные монастыри последние годы активно реконструируются и привлекают тысячи паломников и путешественников. За сотни лет их прославили великие православные святые, отшельники и проповедники; в них хранятся бесчисленные церковные святыни ‒ чудотворные иконы и мощи. Монастыри привлекают и своей архитектурой: для их строительства цари, патриархи и меценаты не жалели средств и приглашали знаменитых мастеров. Средневековые монастырские комплексы интересны и желающим познакомиться с русской крепостной архитектурой, поскольку они играли важную оборонительную роль в те времена, когда Москва подвергалась регулярным нападениям с запада и юга.

    Нужно учитывать, что монастырские комплексы, о которых пойдет речь, – действующие монастыри. Они имеют определенный распорядок и правила посещения. В места проживания монахов на территории обители доступ может быть закрыт. По православной традиции женщины должны посещать храм с покрытой головой, мужчины ‒ наоборот. Короткие юбки и открытая одежда не приветствуются. В некоторых монастырях юбки и косынки можно бесплатно получить при входе на территорию.

    Троице-Сергиева лавра

    Это самый большой монастырь в России, одна из самых известных достопримечательностей Подмосковья и туристического Золотого кольца. Находится Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад (Красногорская площадь), в 70 км на северо-восток от столицы. Обитель сыграла важнейшую роль в русской истории как духовный и политический центр объединения земель вокруг Москвы. Она была основана в 1337 году одним из самых почитаемых в России святых, Сергием Радонежским (1314/1322-1392). Именно здесь святой Сергий благословил московского князя Дмитрия Ивановича на сражение с татарским войском хана Мамая, которое принесло первую важную победу в борьбе Руси против ига Золотой Орды. Троице-Сергиев монастырь был центром сопротивления завоевателям и авантюристам в смутные годы начала XVII века, когда прервалась царская династия Рюриковичей. А в конце XVII века благодаря его защите и поддержке царь Петр I победил в борьбе за престол царевну Софью.

    Обитель почитали все московские и российские правители, оказывая ей покровительство. В результате монастырь получил прекрасный архитектурный ансамбль, в том числе сохранившиеся уникальные памятники храмовой архитектуры XV века, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Над украшением монастыря работали великие живописцы Древней Руси Андрей Рублев и Даниил Черный. Например, известная во всем мире «Троица Ветхозаветная» А. Рублева до передачи в Третьяковскую галерею находилась в именно соборе Троице-Сергиевой лавры. В Лавре хранится множество почитаемых реликвий, в том числе останки самого основателя монастыря св. Сергия Радонежского и его личные вещи.

    Новый Иерусалим

    Новоиерусалимский монастырь в городе Истра (Ново-Иерусалимская набережная, 1) – масштабный проект патриарха Никона (1605-1681), который, создавая при создании своей главной резиденции попытался воссоздать почитаемые места Священной Земли. Его грандиозный замысел был связан с идеей построить на Руси новый центр православного мира после ослабления позиций Византии. Собор монастыря своей планировкой напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Окрестности также получили имена палестинских святынь: сам монастырь стоял на холме Сион, близ стен был разбит Гефсиманский сад, рядом лежали горы Фавор и Елеон, а река Истра стала Иорданом. Монастырь представляет собой интереснейший памятник архитектуры XVII-XVIII века, для постройки и последующей реконструкции которого использовались самые современные техники того времени и над которым работали лучшие архитекторы, в том числе автор Петергофского дворцового комплекса в Санкт-Петербурге Б. Растрелли.

    Саввино-Сторожевский мужской монастырь

    Один из самых интересных, живописных и хорошо сохранившихся монастырей Подмосковья. Он расположен на высоком холме Сторожи над местом впадения речки Сторожки в Москву-реку (Московская область, город Звенигород).

    В монастыре находятся такие святыни, как мощи Саввы Сторожевского (ум. 1407), основателя монастыря; икона св. Пантелеймона с частицей мощей (1915), икона св. Серафима Саровского с частицей мощей; икона свв. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского с частицами мощей, икона св. Саввы Сторожевского (XVII в.), икона св. Елисаветы с частицей мощей, икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей, икона св. Спиридона Тримифунтского с тапочком, иконостас собора Рождества Божьей Матери (XVII в.); могила блаженного старца Симеона (1748-1812).

    Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году преподобным монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского. Монахам сначала покровительствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич (1374-1434), а позже монастырь перешел под опеку московских князей и царей. Савва Сторожевский считался заступником московских правителей, и регулярные молитвенные выезды на поклонение его мощам стали для них традицией. В монастырь поступали значительные средства, позволявшие вести масштабное строительство. В XVII веке здесь появились два царских дворца: царь Алексей Михайлович (1629-1676) построил палаты для себя и своей первой жены Марии Милославской.

    Эти архитектурные памятники уникальны, поскольку до наших дней дошло очень немного дворцовых комплексов старше XVIII века. Монастырь был не только духовным центром и царской резиденцией, но и крепостью, укрепления которой контролировали подступы к Москве с запада. Нынешние башни и стены построены в 1650-1654 годах. Несмотря на все исторические потрясения, до нас дошел прекрасно сохранившийся ансамбль строений XV ‒ XIX вв. Древнейший храм монастыря – собор Рождества Богородицы, возведенный в начале XV века. Это один из старейших храмов Подмосковья. Внутри сохранились фрагменты росписей XV ‒ XVI вв. Есть предположение, что они созданы иконописцами круга Андрея Рублева. Большинство же построек появилось в середине XVII столетии при царе Алексее Михайловиче.

    Одна из достопримечательностей монастыря – звонница необычной формы, возвышающаяся на своеобразном двухэтажном основании, в котором также находилась церковь. Посередине висят самые большие колокола. По сторонам находятся 4 ассиметричные шатровые башенки с колоколами поменьше. Отдельно пристроена часовая башня, где помещались трофейные часы и колокол из древнего русского города Смоленска, возвращенного из польской оккупации в 1654 году.

    Саввино-Сторожевский монастырь – жемчужина Звенигорода. Многие туристы посещают город в первую очередь из-за него. Кроме того, окрестности монастыря почти не затронуты современной застройкой, и отсюда открывается чудесный вид, дающий представление о том, как эти места могли выглядеть во времена царей и монахов XVII века. А в здании Царицыных палат монастыря расположена экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    Монастыри Коломны

    Коломна – один из главных туристических центров Московской области, расположенный в 100 км на юго-восток от столицы. Туристов притягивают Коломенский Кремль, великолепные храмы и монастыри и знаменитая пастила. Два женских монастыря располагаются прямо на территории Коломенского кремля.

    Успенский Брусенский монастырь

    Эта обитель основана в 1552 году, когда по приказу царя Ивана Грозного была построена Успенская церковь в память о захвате столицы татарского ханства Казани. Ее адрес – Коломна, Кремль, ул. Брусенский переулок, 36. Изначально здесь находилась мужская община. По легенде, первыми монахами были участники казанского похода. Происхождение названия «Брусенский» точно не известно. Часто его производят от «брусьев», из которых первоначально состояла монастырская ограда. В начале XVII века монастырь пришел в упадок и позже был восстановлен как женский.

    Здесь хранятся свои святыни: местночтимый образ Казанской Божьей Матери – по преданию, один из первых списков с великой Казанской иконы, явившейся в 1579 году; икона «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря», посвященная монахиням, погибшим в период советских репрессий; список иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша»; икона святителя митрополита Филарета Московского с частицей мощей; икона святителя митрополита Дмитрия Ростовского с частицей мощей.

    Наибольшего расцвета Брусенский монастырь достиг в XIX веке. Брусенских сестер поддерживали вкладами и пожертвованиями купцы Коломны, которая тогда стала важным торговым городом. Самой значимой постройкой того времени стал пятиглавый Крестовоздвиженский собор (середина XIX века). Он построен в классическом стиле с элементами, напоминающими о древнерусской архитектуре.

    В 1919 году монастырь был закрыт советскими властями. Монахини подверглись репрессиям, пять из них были убиты и сейчас почитаются как православные мученицы. Архитектурный комплекс также пострадал: была уничтожена надвратная колокольня конца XVIII века и главы Крестовоздвиженского собора. В настоящее время монастырь снова действует, ведется реставрация.

    Древнейший храм обители – Успенская церковь, изящный образец ранней шатровой архитектуры. Также в монастыре сохранилась ограда с декоративными узкими башенками в неоготическом стиле (1820-е гг.), хозяйственные и жилые постройки середины XIX столетия. В северном келейном корпусе открыта экспозиция, посвященная истории монастыря.

    Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

    Ново-Голутвин монастырь (улица Лазарева, 11 А) – самый молодой в Коломне, он основан в 1800 году. Сюда была переселена часть братии из древнего Голутвина монастыря на окраине города, отсюда и название – Ново-Голутвинский. Основа сохранившегося архитектурного ансамбля старше самого монастыря: это постройки бывшего архиерейского подворья, располагавшегося на этом месте с XVII века. Главное строение монастыря – Троицкий храм, построенный в конце XVII века. Эта церковь сочетает в себе древнерусские формы и наружные украшения в стиле «нарышкинского барокко» ‒ интересной русской адаптации европейского барочного стиля конца XVII века. Также сохранился Покровский храм XIX в. и ряд жилых и хозяйственных построек XVIII ‒ XIX вв.

    Ново-Голутвинский монастырь является одним из украшений Соборной площади Коломны, на небольшом пространстве которой стоят также главный городской Успенский собор, церковь Тихвинской Богоматери и церковь Воскресения Словущего. Его святыни – частицы мощей евангелиста Луки, святых Пантелеймона, первомученика Стефана, Георгия Победоносца, князя Александра Невского.

    Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь находится в живописном месте на окраине Коломны – там, где река Москва впадает в Оку (улица Голутвинская, дом 11). Это самый древний монастырь Коломны, основанный в конце XIV века св. Сергием Радонежским на средства московского князя Дмитрия Донского. После памятной победы на татарским войском в 1380 году князь и члены его семьи основали несколько монастырей в знак благодарности за божественную помощь в сражении. Святыни монастыря: части Животворящего креста и тернового венца; мощи епископа Феодосия Коломенского (XVI в.); могила Григория Голутвинского (ум. 1405), первого игумена монастыря; мощевики с частицами многочисленных святых.

    Название «Голутвин» предположительно происходит от старорусского слова «голутва», обозначающего лесную вырубку, и указывает либо на просечную дорогу от монастыря к переправе, либо на место среди леса, где был построен сам монастырь. Ансамбль монастыря отличается необычным видом за счет высоких неоготических башенок. Мужская обитель пользовалась покровительством московских правителей, и в XVII ‒ XVIII вв. монастырь достиг пика могущества и благосостояния. Главный храм монастыря – Богоявленский собор – построен в начале XVIII веке. В подклете собора находится своеобразная святыня – «камушки преподобного». По преданию, первый храм на этом месте заложил сам Сергий Радонежский, а эти камни – часть его фундамента.

    Красивая панорама на монастырь открывается с берегов двух рек и с железнодорожного моста через Оку.

    Монастыри Серпухова

    Еще два особо интересных монастыря находятся в старом русском городе Серпухов в 94 км на юг от столицы.

    Введенский Владычный женский монастырь

    Самый древний монастырь Серпухова, основанный в 1360 году (улица Октябрьская, 40). Его возникновение связано с именем известного русского религиозного и политического деятеля средневекового Московского княжества – св. митрополита Алексия (1292/1305-1378). По легенде, обитель была основана по указанию Богоматери, которая обратилась к Алексию во время молитвы через свою икону.

    Святыни монастыря – чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» (копия, оригинал утрачен); чудотворная икона «Введение Богородицы во храм» (копия, оригинал в городском музее); чудотворная икона «Всецарица», чудотворная икона царевича Дмитрия Угличского (фотокопия, оригинал в городском музее), мироточивая икона Георгия Победоносца (копия, оригинал утрачен); мироточивая икона Иоанна Воина (копия, оригинал в музее Андрея Рублева в Москве); мироточивый крест-голгофа. Считается, что многие другие иконы также мироточат.

    Изначально здесь находилась мужская община. В 1598 году только что взошедший на московский престол царь Борис Годунов поблизости от монастыря заставил без боя отступить татарское войско. В память об этой победе Годунов развернул во Введенском монастыре большое строительство, возведя несколько новых храмов и крепостные стены. Многие из этих построек дошли до наших дней.

    В конце XIX века Введенский монастырь стал центром паломничества верующих: здесь появилась чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Православные люди верят, что молитва перед этой иконой помогает от алкоголизма и наркомании. Оригинал XIX в. был уничтожен в 1929 году, однако сестры монастыря верят, что он чудесным образом уцелел и будет явлен вновь. Сейчас молитвы совершаются перед копией, которая также считается чудотворной.

    Введенский владычный монастырь может привлечь не только своими святынями, но и хорошо сохранившимися памятниками конца XVI – XVII вв. Для России архитектурный ансамбль этого времени, дошедший без позднейших перестроек, ‒ достаточно редкое явление. Сохранились пятиглавый Введенский собор (рубеж XVI ‒ XVII вв.), шатровая церковь св. Георгия Победоносца (конец XVI века) со звонницей и трапезной и надвратный храм св. Феодота Анкирского (1599 год). Также в монастыре частично сохранились стены и башни монастырской крепости, построенной при Борисе Годунове.

    На другой стороне реки Нара расположена еще одна древняя обитель – Высоцкий монастырь (город Серпухов, улица Калужская, 5/3). Он был основан на 14 лет позже Введенского Владычного женского монастыря при участии св. Сергия Радонежского на землях серпуховского князя Владимира Храброго (1353-1410). Высоцкий монастырь был важным культурным центром русского средневековья. Есть предположение, что здесь служил монахом известный иконописец Андрей Рублев. Сейчас в обители не найти древних ценностей – монастырь сильно пострадал от войн, старые фрески перекрывались новыми, богатая утварь либо оказалась в музеях, либо была спрятана монахами после революции 1917 года и до сих пор не найдена.

    Несмотря на то, что здесь, в отличие от Введенского Владычного монастыря, не сохранился ранний ансамбль, Высоцкий монастырь также представляет собой живописную картину. Над рекой Нарой возвышаются его кубический пятиглавый Зачатьевский собор (возведен на рубеже XVI ‒ XVII вв., перестроен в конце XVII века), надвратная колокольня в классическом стиле (1840-1841) и крепостные стены с двумя сохранившимися башнями (конец XVII века).

    Борисоглебский монастырь в Дмитрове

    Дмитров – еще один город в Подмосковье, который стоит посетить каждому, кто интересуется русской историей и культурой и желает познакомиться с провинцией, сохранившей свой старый облик. Когда-то в Дмитрове было три монастыря, но только Борисоглебский пережил принудительную секуляризацию общества Екатериной II в XVIII веке.

    Борисоглебский монастырь находится на улице Минина, владение 4. Его святыни впечатляют своей древностью и значением: частица креста Господня; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, евангелистов Матфея и Луки, святых Иоанна Златоуста, Григория Златоуста и других.

    Первые достоверные сведения об этом монастыре относятся ко второй половине XV века. Его главный храм посвящен первым русским святым Борису и Глебу – князьям XI столетия, сыновьям крестителя Руси Владимира Святого, которые были убиты их родным братом. Собор монастыря построен в середине XVI веке и сохранился до наших дней. До конца XVII века большинство построек оставались деревянными. Каменное строительство началось после пожара 1672 года: были возведены Святые врата (1672 год) с церковью св. Николая с трапезной (1685-1687), настоятельские кельи и ограда с четырьмя башнями (1685-1689).

    Перестройки XVIII ‒ XIX столетий не слишком изменили прежний облик обители. Тяжелые времена она пережила в XX веке, когда была закрыта по решению советских властей, а на ее территории размещены сначала управление Дмитлага (лагеря для заключенных, которые строили канал им. Москвы), а позже — военная часть. В 1990-х монастырь был возрожден.

    Борисоглебский монастырь находится на небольшом удалении от исторического центра в тихом районе города. Только названия окрестных улиц напоминают о темном лагерном прошлом. Посетить этот монастырь будет удобно после осмотра достопримечательностей Дмитровского кремля.

    Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

    В окрестностях древнего города Волоколамска находится Иосифо-Волоцкий монастырь (Волоколамский район, село Теряево) – некогда одна из крупнейших русских обителей. Святыни монастыря – мощи и вериги св. Иосифа Волоцкого (1439-1515), основателя монастыря; Волоколамская икона Божьей Матери (копия, оригинал в музее Андрея Рублева в Москве). Монастырь был основан знаменитым средневековым церковным деятелем, борцом с ересями Иосифом Волоцким (1440-1515) в 1479 г. Он происходил из дворянской семьи, и новая община была им основана жить на землях, принадлежавших его роду. С XVI века обитель становится одной из самых богатых, пользуется покровительством царей. Здесь возводится каменная крепость. Кроме того, монастырь служит тюрьмой для политических оппонентов и еретиков. Например, здесь были заточены критики церковного землевладения Максим Грек (1470-1556) и Вассиан Патрикеев (ок. 1470 ‒ после 1531), низложенный царь Василий Шуйский (1552-1612). Здесь же содержались польские пленные солдаты в первой половине XVII в. и французские — в 1812 году.

    Иосифо-Волоцкий монастырь представляет собой интересный памятник архитектуры XVI ‒ XVII вв. Во многом его монахами был сформирован и окрестный ландшафт. Монастырь окружен искусственными прудами, вырытыми для хозяйственных нужд. Сейчас Теряевские пруды являются охраняемым памятником природы. Основной ансамбль относится к концу XVII века, а единственное здание, сохранившееся с более раннего времени – Трапезная палата, построенная в 1504 году. Она повторяет редкую форму Грановитой палаты Московского Кремля: своды потолка опираются на единственный столп, установленный в центре. Вход в Трапезную палату доступен только в составе экскурсии, которую можно заказать в монастыре.

    Собор монастыря посвящен Успению Богоматери и возведен в конце XVII века, как и монастырские укрепления. Особый колорит собору, как и всему монастырю, придают пояса из изразцов над окнами и на барабанах. К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась, так как собор расписывался несколько раз в разных стилях. Сегодняшний вариант был создан в 1904 году. Зато резной золоченый иконостас сохранился с XVIII века.

    Следующие несколько православных обителей хуже сохранились или не слишком удобно расположены. Их посещение можно порекомендовать тем, кто намерен углубленно изучить историю подмосковных монастырей.

    Белопесоцкий женский монастырь у города Ступино

    Находится в Московской области, Ступинский районн, город Ступино, улица. Белопесоцкая. Святыни: чудотворная икона Божьей Матери «Утоли моя печали».

    Бобренев мужской монастырь под Коломной

    В селе Старое Бобренево недалеко от Коломны находится небольшой, живописный Бобренев монастырь. Он был основан в конце XIV веке по приказу князя Дмитрия Донского после победы в Куликовской битве. Главным покровителем и строителем монастыря, осуществлявшим также финансирование, стал воевода московского князя, герой сражения с татарами Дмитрий Боброк Волынский (ум. 1389). Святыни монастыря – чудотворная Федоровская икона Божьей Матери, икона св. Сергия Радонежского, крест с частицей Животворящего креста, тапочек с мощей и икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского.

    Сегодняшний ансамбль обители сложился в XVIII ‒ XIX вв. Считается, что ограда с декоративными башенками построена по проекту знаменитого архитектора XVIII в. Матвея Казакова (1738-1812).

    Лужецкий монастырь в Можайске

    Еще одна древняя обитель находится в городе Можайск (улица Герасимова, 1). В 1408 году ее основал св. Ферапонт Белозерский (1331-1426), который здесь же обрел вечный покой. В XVII и XIX веках обитель неоднократно страдала от врагов. Большинство сохранившихся строений в монастыре датируется XVII столетием. Однако есть и две более ранние церкви – собор Рождества Богородицы (1524-1547) и Введенская церковь с трапезной (первая половина XVI век). Еще один интересный объект – фундамент храма, который был, по преданию, заложен самим св. Ферапонтом. Он сложен из надгробных плит.

    Некогда богатый и влиятельный Николо-Пешношский монастырь находится в поселке Луговой Дмитровского района на месте впадения речки Пешношки в Яхрому. В 1361 году сюда пришел жить в уединении ученик Сергия Радонежского Мефодий Пешношский (1361-1392). Он построил себе келью, перенося («пешноша») бревна через небольшую речку. От этого, как говорит его житие, и произошли названия речки, монастыря и прозвище святого. Монастырь развивался за счет средств сначала местных дмитровских князей, а затем и московских, которые присоединили к себе эти земли. В XVI веке наступил период расцвета монастыря: обитель стояла на пути из Москвы к северным русским землям и участвовала в прибыльной торговле хлебом. В это время здесь часто жили или служили важные религиозные деятели, приезжали на богомолье цари.

    Никольский собор построен в XVI столетии. Он претерпел изменения в XVII ‒XVIII веках и приобрел нынешний вид: приземистый одноглавый храм, воплощающий представления о древнерусской церковной архитектуре. У западной стены монастыря – необычный вид. Собственно, стена не сохранилась – вместо нее в XIX веке были построены жилые и больничные корпуса, примыкающие к оставшимся крепостным башням. В результате получилась живописное «сплетение времен».

    В 1966 году в зданиях монастыря разместился психоневрологический диспансер, который до сих пор занимает часть комплекса, что провоцирует сложные отношения врачей и монахов. Поселок Луговой, на территории которого монастырь располагается сегодня, был построен именно для персонала диспансера.

    Для человека, интересующегося русской историей, этот монастырь важен как мемориальный комплекс памяти солдат, погибших в Бородинском сражении в 1812 году. Находится он в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области. Обитель возведена прямо на поле сражения, на том месте, где находились укрепления русской армии, известные как Багратионовы флеши. Укрепления названы так по имени генерала князя Петра Багратиона (1765-1812), который командовал их обороной и был здесь смертельно ранен.

    История появления Спасо-Бородинского монастыря связана с личной трагедией его основательницы – Маргариты Тучковой (1780-1852). Она была замужем за героем войн с Наполеоном генералом Александром Тучковым (1778-1812). Пара была счастлива в браке, и Маргарита не раз сопровождала мужа в походах. Но во время войны 1812 года она была вынуждена остаться дома, а Александр погиб на Бородинском поле. Вдова пыталась найти его тело, провела много часов на поле битвы среди останков тысяч солдат, но безуспешно. Тогда она решила увековечить его память: Маргарита Тучкова выкупила участок земли и с позволения императора построила храм, который был освящен в честь образа Спаса Нерукотворного. Этот образ был на знамени полка, которым командовал ее муж. После смерти сына в 1826 году Тучкова поселилась рядом с храмом. Со временем здесь образовалась община одиноких женщин, которая стала монастырем, а Маргарита – его настоятельницей.

    Сейчас часть территории монастыря занимает Бородинский музей-заповедник. Домик Тучковой сгорел во время Великой Отечественной войны в 1942 году, но позже на этом же месте была возведена его точная копия – ради памяти этой великодушной и стойкой женщины.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *