Подворье – это что?

Дело рук знаменитого архитектора Джузеппе де Сакко, работавшего в Гродно в XVIII веке, словно возвращает нас в прошлое, позволяя наслаждаться красотой его творения. За свою более чем двухвековую историю комплекс сменил несколько владельцев, перестраивался и изменялся. Но главная составляющая этой красоты сегодня – духовная.

НАСЛЕДИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ЗОДЧЕГО

Дворец вице-администратора в свое время был частью архитектурного ансамбля площади Тизенгауза, который итальянский зодчий построил в Гродно в годы правления гродненского старосты. Согласно историческим сведениям, здание было спроектировано дрезденским архитектором И.Мёзером для комплекса зданий на Городнице в 1765-1772 годах. Однако реализация проекта и, возможно, его переделка осуществлялась Джузеппе Сакко. Первоначально дворец представлял собой трехэтажное здание с двумя одноэтажными флигелями. Основная постройка была предназначена под жилье, а боковые флигели, под хозяйственные службы. Также был запроектирован регулярный парк.

Весь комплекс был закончен в 1793 году и подарен последним королем Польским и великим князем Литовским Станиславом Августом Понятовским подскарбию Антону Дзеконскому, который продал его помещику Леопольду Валицкому.

– В 1858 году Валицкий продал комплекс православной церкви. Наш город тогда входил в состав Литовско-Виленской епархии. Местопребыванием второго викария епархии, епископа Брестского Игнатия, было определено Гродно. Здесь была его резиденция, – рассказывает протоиерей Александр Велисейчик.

Именно в это время в южном флигеле была устроена домовая церковь, которую запечатлел на своих рисунках Наполеон Орда, а главное трехэтажное здание архитектурного ансамбля стало именоваться архиерейским домом. Согласно историческим свидетельствам, здание епархиального управления было одним из красивейших в Западной Беларуси. В последующие годы здесь жили иерархи: митрополит Макарий (Булгаков), епископы Никанор (Каменский), Иоаким (Левицкий), Иероним (Экземплярский), Михаил (Ермаков). Гродненскую епархию посещал тогдашний архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин), будущий святейший Патриарх Тихон.

В архиерейском доме размещалась церковь святого Иоанна Предтечи. Здесь жили и учились молодые псаломщики, работал церковно-археологический музей.

В 1900 году была учреждена Гродненская епархия, духовная консистория которой также находилась здесь. В 1923 году архиерейское подворье включало пять жилых зданий и семь хозяйственных строений. Комплекс практически без изменений простоял до 1934 года.

В 1952 году епархия была закрыта. В советский период здания комплекса использовались различными организациями: здесь размещались гаражи погранотряда, лаборатория экологического контроля, корпус Гродненского медуниверситета. До наших дней сохранились только три здания: два одноэтажных флигеля и одно трехэтажное.

В СОБСТВЕННОСТЬ ГРОДНЕНСКОЙ ЕПАРХИИ

С конца прошлого века история бывшего дворца вице-администратора вновь становится частью истории восстановленной в 1992 году Гродненской епархии. С 1996 года возглавляет ее архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. Когда Владыка приехал в Гродно, поселился он в одноэтажном флигеле, где размещался, помимо жилых комнат, опорный пункт охраны правопорядка. Тогда по ходатайству епархии комнату ему выделили на третьем этаже в здании бывшей духовной консистории, где в те годы размещалась кафедра мединститута.

Чтобы управлять епархией, был необходим центр, каким ранее было архиерейское подворье. Здания для этого не было, епархиальному управлению пришлось занять помещения в Свято-Ольгинском храме.

Гродненская епархия обратилась в местные органы власти с ходатайством о возвращении ей архиерейского подворья. В 1997 году было принято решение Гродненского горисполкома о передаче на баланс епархии нежилого флигеля. Часть здания, в которой размещались гаражи погранотряда, была освобождена сразу. А лаборатория экологического контроля располагалась здесь до 1999 года.

В 2002 году на баланс епархии передали второй, жилой, флигель.

Здания требовали капитального ремонта. Для предотвращения их полного разрушения сразу же проводились ремонтные работы. К примеру, в первом флигеле поначалу была перекрыта крыша и выполнен ремонт трубопровода отопительной системы.

Но в главном трехэтажном здании архиерейского подворья все еще размещался корпус медуниверситета, известный как «анатомичка».

Весь комплекс зданий перешел в собственность Гродненской епархии в 2008 году, когда был подписан соответствующий указ Президента. С тех пор возрождение архиерейского подворья, воссоздание его исторического облика является одной из важных задач епархии.

ЖИЛОЙ ФЛИГЕЛЬ

Первым был реконструирован левый, жилой, флигель.

– Объемы работ были очень большие. Убирали сырую штукатурку, печное отопление, ненужные перегородки, – рассказывает эконом и инженер Гродненской епархии Валентина Сачко. – Из-за пустот многочисленных дымоходов в стены невозможно было дюбель вбить. А кирпичная кладка оказалась такой крепкой, что современная техника не могла просверлить.

Здание было построено без фундамента. Вместо него – валуны и глина. Пришлось делать инъекции специальным раствором в отверстия, чтобы укрепить. «Лечили» стены, меняли полы, кровлю, окна, провели газовое отопление, заменили канализационную систему.

Сейчас в южном флигеле все по-современному, уютно и красиво. Размещаются здесь жилые комнаты для священнослужителей, сотрудников епархии, нуждающихся в жилье. Кстати, в гостевом зале, также расположенном во флигеле, оставили пол из лиственницы XVIII века, настолько крепким и в хорошем состоянии он сохранился. На стенах зала – портреты архиереев, которые правили Гродненской епархией в разное время, работы гродненского художника Владимира Качана.

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Домовая Никольская церковь, устроенная в правом флигеле архиерейского подворья, стала одной из любимых гродненцами.

– Первоначально проектом здесь предполагалось административное здание. Я предложил сделать храм, ведь само собой разумеется, что на епархиальном подворье он должен быть, – рассказал протоиерей Анатолий Ненартович. – Жизнь показала¸ что решение было правильным, храм востребован. Сама его архитектура необычная, базиликального типа, который относит нас к самым первым христианским храмам.

Изначально здание было построено как хозяйственное помещение, в котором размещалась каретная. Когда здание передали на баланс епархии, его пришлось перестраивать заново. Сейчас о былом предназначении флигеля напоминают лишь декоративные ниши.

– Это были проходные ворота, чтобы кареты могли заезжать и выезжать. Мы сохранили их величину, но заложили и сделали небольшие окна, – рассказывает Валентина Ивановна.

Получилось очень красиво. Впечатляет и внутреннее убранство этого уютного храма с хорошей акустикой. Каждый вторник проводятся службы для людей с особенностями слуха. К слову, это первый храм на территории Гродненского благочиния, освященный в честь Николая Чудотворца.

Во второй части флигеля разместились крестильня, несколько кабинетов на первом этаже и чердачном помещении, где занимаются учащиеся воскресной школы «Анёлкі», проходят собеседования, встречи молодежного братства, действует библиотека.

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Самый большой объем работ предстояло выполнить на реконструкции главного трехэтажного здания архиерейского подворья. Памятник истории и архитектуры республиканского значения конца XVIII – XIX веков неоднократно перестраивался и ремонтировался, что негативно сказывалось на его состоянии. Основные конструкции и отдельные элементы требовали усиления и реконструкции. Над проектом реставрации работали сотрудники института «Гродногражданпроект».

– Научный руководитель проекта, архитектор института Елена Счасная старалась сохранить первоначальный облик архиерейского дома, – рассказывает Валентина Сачко. – Изучались архивные документы, литература, чтобы максимально его воссоздать. И это ей удалось. Внешне дом выглядит так, каким был изначально. Крытый красной черепицей, выкрашенный в светлые тона, даже архитектурное решение окон такое, как было раньше.

Каждый этаж здания площадью около 750 квадратных метров, высота каждого – 3,30 – 3,50 метра. В здании более 100 окон и 100 дверей.

– Стены здесь разной толщины. На первом этаже 1,5 метра, на последующих этажах чуть меньше, – показывает Валентина Ивановна. – Здание построено в виде трапеции. Проектировали и строили его в свое время отличные специалисты, все очень продумано. В стенах и углах были расположены отопительные дымоходы, чтобы здание обогревалось. Изначально здесь был даже лифт, до наших дней сохранилась лишь часть его механизма. Шахту заложили во время нахождения здесь корпуса медуниверситета.

Основное назначение здания – административное. На первом этаже находится зал заседаний. Пока здесь еще нет мебели, в этом просторном помещении проводят утренники для учеников воскресной школы.

Очень красиво смотрятся арочные своды в коридоре на первом этаже. В одной из стен было много выходов. Их заложили, а вверху оставили небольшие полукруглые окошки, которые придают еще большую оригинальность. Сейчас здесь находится современная электрощитовая. Глядя на эту красоту, не верится, что не так давно здесь размещались виварий и прозекторская.

Архитектурное решение потолков в кабинетах напоминает кельи.

– Потолки были заложены плитами. Когда делали ремонт, я заметила, что там простукивается пустота. Сняли плиты, а под ними – сводчатые потолки. Решили оставить эту красоту, – рассказывает главный инженер строительства.

Стены покрыты декоративной отделкой белого цвета, полы выложены гранитной плиткой с орнаментом.

Поднимаемся с Валентиной Ивановной по лестнице на второй этаж. Мой экскурсовод, кажется, знает все о прошлом и настоящем каждого метра всех зданий комплекса. Вот и у этой лестницы своя история.

– Ее неоднократно перестраивали. Изначально она была широкая, с выходом в большой зал на втором этаже. Потом выход заложили стеной, и мы решили не перестраивать, слишком затратно, – говорит Валентина Ивановна.

На втором этаже разместятся канцелярия и рабочие кабинеты сотрудников епархиального управления.

ФРЕСКА УТРАЧЕННОГО ХРАМА

На этом этаже раньше размещались жилые покои Валицкого, а также была устроена домовая церковь, занимавшая два этажа. В результате многочисленных перестроек здания храм был утрачен. Сейчас о нем напоминает лишь обнаруженная архиепископом Артемием фреска Деисис.

– Когда в одной из комнат, где я жил, меняли розетки, отлетел кусок штукатурки и увидели, что на стене что-то нарисовано, – рассказывает архиепископ Артемий. – Очень аккуратно я стал расчищать дальше, и открылась красивая фреска с изображением Деисиса. Вот так, по промыслу Божьему, обнаружили стену храма.

Чтобы хоть как-то сохранить, открывшуюся фреску поместили под стекло. Когда началась масштабная реконструкция архиерейского дома, из столицы пригласили специалистов-реставраторов. Четыре месяца они трудились над восстановлением фрески. Сейчас надалтарная часть стены былой церкви стала частью молельной комнаты на третьем этаже.

– К сожалению, я не нашел в архивах ни одного изображения, как выглядел храм, – говорит Владыка. – Хотелось бы обратиться к жителям Гродно: возможно, у кого-то сохранились старые фото подворья. Мы бы отсканировали их и пополнили ими фонды будущего историко-археологического музея.

Работа по сбору экспонатов для будущего музея уже ведется. Протоиерей Александр Велисейчик собрал антиминсы архиереев, которые в свое время служили в Гродненской епархии. Есть редкие иконы, старинные книги, церковная утварь и многое другое. В ближайших планах выставить собранные экспонаты в зале заседаний на первом этаже.

На третьем этаже архиерейского дома также расположатся помещения для повышения квалификации священнослужителей, кабинеты отделов епархии, архив и библиотека.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

– За помощь в восстановлении подворья следует поблагодарить прихожан и настоятелей храмов епархии. Также слова особой благодарности председателям облисполкома Владимиру Кравцову, Владимиру Савченко, – говорит Владыка Артемий. – На всех этапах реконструкции и строительства архиерейского подворья поддержку оказывали областные власти. Помогали выполнять работы многие гродненские предприятия и организации, среди которых «Гродножилстрой», «ГродногорСтрой», «Конте Спа», «Гродненский мясокомбинат», «Красносельскстройматериалы», «Гроднопромстрой», «Гроднооблдорстрой», «Союзпроммонтаж» и другие.

Строительные работы на подворье практически завершены. Благоустроена территория. Сейчас необходимо приобрести мебель для помещений епархиального управления. В перспективе у главного входа на подворье планируется установить поклонный крест, эскизный проект которого уже разработан. К слову, венчает трехэтажное здание Евфросиниевский крест – символ Белорусской православной церкви.

Сегодня комплекс архиерейского подворья – настоящее украшение исторической части Гродно.

– На Фоминой неделе, с 5 по 12 мая, планируем организовать на подворье день открытых дверей, пригласить всех, кто помогал его восстанавливать, простых гродненцев, чтобы люди увидели, какая огромная работа проделана, выразить слова благодарности всем, кто принимал участие, – говорит Владыка Артемий. – Совсем скоро стены епархиального управления наполнятся жизнью, он станет центром православной культуры Гродненщины.

Иеромонах Сергий (Филиппов) До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.
– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?
– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.
Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.
– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?
– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.
– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?
– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.
– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…
– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!
– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?
– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.
– Расскажите подробнее о программе фестиваля.
– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.
Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

Примеры употребления слова подворье в литературе.

Красноармейцы вместе с обслуживаемой техникой разместились кто под кронами фруктовых деревьев при подворьях, кто под вербами вдоль балки, а некоторым достались акациевые заросли.

И на торговом подворье у дяди перебирающие коконы арамейки смеялись, звали его к себе.

Жаль, што поп-то Мирон уехал, — жалел Арефа, присаживаясь на скамеечку у ворот подворья перевести дух.

Когда подошли к Дерюгинскому подворью, увидели на втором этаже в окне бледную рожу Батона, и он нас тоже увидел и махнул рукой.

Симеон срядился к новому пиру на подворье Богоявления в Кремнике, где обычно батюшка встречался со своим крестником и с митрополитом, ежели не желал лишних глаз и ушей.

Пер, это не Вигфусово подворье, — наконец решился объявить Бран, когда они подъехали к калитке.

Гетман приказал у себя на подворье выкопать глубоченную яму, которая заменяет тюрьму.

Обойдя хозяйственные постройки, житницы и амбары, задержавшись в пекарне, где в четырех огромных квашнях поспевало для новой выпечки тесто, Авраамий с поспешающим за ним дьяконом и левого клироса головщиком Гурием Шишкиным вышли на подворье на колокольный звон.

Страшный грохот и свист быстро пролетевшего над их головами роя ос, одна из которых все-таки зацепила холку Дога, окрасив ее длинным следом, сразу набухнувшим кровью, нарушил стройный боевой порядок Стаи и заставил их в инстинктивном ужасе броситься в сторону, в узкий проулок между домом на площади и ближайшим подворьем.

Сусанин завел поляков в болота, о том, как героический Иван Осипович еще допрежь того укрыл царя в яме на собственном подворье, а яму замаскировал бревнами.

Опять послали в Заволжск, на епископское подворье, и стали ждать приезда Митрофания.

Семен Михалыч, переживший с владыкою Царьград и потому лучше других понимавший Алексия, с беспокойством взглядывал в закаменевший лик московского главы, то на юного княжича, разгоревшегося, румяного, восхищенного тем, что по пути к подворью видал верблюда и уже разглядел голубые изразчатые башни минаретов бесерменских церквей и теперь жаждет увидеть ханский двор, изукрашенные юрты, базар восточный.

Все русские на подворье святого Мамы были возмущены бесчестным поведением Андрокла, а отчаяние Зори и Светланы невозможно описать.

Месич, и подворье монастыря Врдник, воздвигли новые церкви в городках Крнешевци, Стара Пазова, Чортановци на Фрушка Гора и Буковац, достроили собор в городе Карловац, колокольню в Бешке, храм в Эрдевике, Николаевскую церковь в Ириге.

Свои четыре мельницы было, кожевня, свешная, а в городах везде подворья.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *