Подворье лавры в Москве

Своё название Троице-Лыково получило по имени возведённой в нём Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца — князя Лыкова-Оболенского. Село Троицкое известно по историческим документам с ХVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище «Лыко». Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в числе которых был и боярин Лыков. В Смутное время совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрий II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые безчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где ещё в 1594 году был основан монастырь Нилова Пустынь, который своей известностью обязан преподобному Нилу Столобенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребён в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. В конце ХVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных — братьев царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время «стрелецкого бунта», он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I — Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, возглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный храм Покрова Богородицы.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича — Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал-фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины Великой. Во второй половине ХIХ века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин — потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в ХIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину — потомственному почётному гражданину, а после его смерти — к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребён в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма. Последняя владелица Троице-Лыково — его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу ХIХ века Троице-Лыково было классической русской усадьбой — подмосковным «дворянским гнездом»: барский дом в русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы.

На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было построено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своём вотчинном селе ещё князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. Главным украшением парка и всей усадьбы — каменный храм во имя Живоначальной Троицы — изумительный по красоте вотчинный храм ХVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского русского стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.

Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов — известный зодчий того времени. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нём много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золочёной резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочёными ажурными крестами была так прекрасна, что её сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на своё отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм ещё называли «Белым лебедем». Он был освящён в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма — классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нём установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окружённый изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, здесь видна замечательная отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место — фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идёт ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год — Сергей Иванович, затем до 1910 года — Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день». Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью варварский замысел осуществить не удалось.

В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока «нарышкинского» барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом «Три памятника ХVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком», вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес — посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.

Материал взят из брошюры «Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря»


Всего 41 фото
Это продолжение моего рассказа о Московском подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры, что в Троицкой слободе. В первой части мы коснулись истории Патриаршего подворья. По большому счету — это основа для моего подробного рассказа о Подворье — его прошлом и настоящем. Здесь же будут опубликованы фоторафии Троицкого храма и краткая его история. Эти фотки — с двух съемок этой замечательной церкви — в мае 2013 и декабре 2015 годов. Так вы увидите Троицкий храм в двух основных контекстах — летнем умиротворенном и зимне-осеннем, немного напряженным и, все равно, — устремленным в горние выси.
С церковью Живоначальной Троицы история Сухаревского подворья была связана теснейшим образом: во-первых, сам лаврский двор изначально образовался поблизости от нее; во-вторых, на протяжении многих лет, до тех пор, пока не появились митрополичьи палаты с домовым храмом, эта церковь являлась приходской не только для лаврской слободы, но и для самого Подворья. И потому, рассказывая о Подворье, нельзя обойти вниманием этот старый приходской храм.


Ранее на этом месте находилась деревянная церковь. В 1631 году она уже существовала. В 1688 году осенью от бывшего большого пожара, начавшегося от Ильинских ворот в Стремянном полку, эта деревянная церковь сгорела. В каком точно году на ее месте возникла новая, каменная, сохранившаяся до наших дней, точно не известно. В клировой ведомости церкви за 1825 год сообщается, что каменный храм построен «по благословению Святейшего Иоакима, Патриарха Московского в 1688 году тщанием прихожан вместо сгоревшей деревянной». Вероятнее всего, что в 1688 году церковь была заложена, а к 1696 году отстроена окончательно, хотя, существуют и другие предположения. Строителем этой каменной церкви был, судя по всему, «…священник Иоанн Алексеевич — первый иерей ее…, который служил при сей церкви более 30-ти лет…».


С 1721 года настоятелем Троицкой церкви являлся благочинный священник Авксентий Филиппович Малиновский. Прослужил он при ней 44 года и по кончине, последовавшей 17 декабря 1765 года, был погребен в приделе подле столпа на западной стороне. Именно по его прошению Екатерине II церковь разрешили реконструировать в мае 1726 года.


Портрет А.Ф. Малиновского — историка, архивиста, археографа,
писателя, автора путеводителя «Обозрение Москвы». Неизвестный художник. Вторая четверть XIX в.
Отца Авксентия сменил испрошенный им первоначально в качестве помощника сын — «протоиерей благочинный и ордена Святой Анны 2-го класса кавалер Феодор Авксентьевич Малиновский». Пять с лишним лет прослужил он викарным при отце и затем без малого 33 года настоятелем. Впоследствии протоиерей Феодор был переведен в московский придворный Благовещенский собор.
Всего в приходе Троицкой церкви проживали 280 мужчин, 264 женщины; духовных: протоиерей, 3 дьякона, дьячок, пономарь и певчие; военные: штат-, обер- и унтер-офицеров, солдат — 13; дворовых людей — 99; поселян — 12; раскольников — 7 с семьями. Здесь, на окраине Москвы, селились в основном люди среднего достатка. Так, в 1739 году, когда отцу А. Малиновского был всего один год, в слободе в основном жили ремесленники, крестьяне, сторожа Неглинских прудов, «фабришные» люди и один обер-офицер. А к 1745 году среди населения слободы преобладали военные…05.

Священник Феодор Малиновский провожал деда А.С. Пушкина в последний путь и сделал в метрической книге запись об этом печальном событии: «Умре по христианской должности в покаянии октября 24 дня артиллерии подполковник Лев Александрович Пушкин…».
В продолжение многих лет священники Троицкой церкви происходили из одной семьи: сначала Авксентий Малиновский, начавший служить в 1721 г., потом его сын Федор, определенный в помощь отцу в 1760 г. У последнего здесь родился сын известный архивист А.Ф. Малиновский. Другой сын — Василий — был дипломатом, первым директором Царскосельского лицея, писателем и автором одного из первых проектов освобождения крестьян
Сама же Троицкая церковь, хоть и не была в отличие от лаврского Подворья сожжена пожаром 1812 года, пострадала все-таки достаточно сильно. «Она была разграблена и лишилась своих богатых сокровищ, приобретенных в продолжение многих лет*, но спасена была от поругания и осквернения, какому подверглись многие другие церкви, которые неистовыми врагами обращены были в конюшни. В приделе преподобного Сергия оставшимся священником отправляема была служба с дозволения французского начальства; а в трапезе жили многие разоренные, которые, по причине сгоревших домов их, находили здесь убежище от холода. Настоящий храм, по изгнании неприятеля, освящен августа 30 дня 1813 года, а придельный, по причине совершавшейся в нем службы, освящен не был, и таких храмов в Москве находится немного».

При церкви было создано три богадельни: первая — в 1759 году, «Остермановская» – в 1804 году и третья – в 1825-м. Это как раз первая богадельня — одна из двух сохранившихся до наших дней.


Она была устроена около 1759 г. женой московского купца В. В. Суровщикова при Троицкой церкви. Татьяна Ильинична часто посещала основанное ей заведение и своими щедрыми подаяниями весьма благодетельствовала его обитательницам. «В бедственный 1812 год богадельня выгорела и исправлена потом прихожанами от добровольных их приношений. Богаделенки занимают одну половину, а в другой устроена овощная лавочка, от отдачи которой получает ныне церковь 308 рублей ассигнациями в год. При богадельне имеется дворик, разделенный также на две половины, огороженный с левой стороны от погоста, а с задней от двора просвирни дощатым забором».


Здание Троицкой церкви, выстроенное с использованием декоративных приёмов московского барокко, первоначально обладало традиционной для приходских церквей своего времени несимметричной композицией, состоявшей из храма с апсидой и трапезной с северным приделом Сергия и Никона Радонежских.


В 1726 с запада была пристроена колокольня, в 1851 расширена трапезная: её северный придел перестроили полностью, а с юга возвели новый симметричный придел, освящённый во имя иконы Владимирской Богоматери.

В оформлении фасадов храма, принадлежащего к типу восьмерик на двухсветном четверике с трёхчастной скруглённой апсидой, сочетаются первоначальные декоративные формы и детали, появившиеся в ходе поновлений в XVIII-XIX вв.

Оконные наличники с навершиями в виде парных волют и колонки на углах восьмерика храма характерны для рубежа XVII-XVIII вв., несколько архаичны для этого времени перспективные арочные порталы с дыньками и капителями, обрамляющие входы на боковых фасадах четверика. В середине XVIII в. на окнах восьмерика появились замечательные по насыщенности рисунка лепные наличники, выполненные в стиле зрелого барокко. В интерьере трапезной сохранилась барочная лепная отделка XVIII в. Церковный участок обнесён оградой конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930-х гг. — 1993. Реставрирована в 1979-80 гг. перед Олимпиадой в Москве.

Юго-восточные врата.

А это Северные врата Троицкой церкви. Сюда — со стороны жилых домов рекдко кто заходит — обычно подобных фоток церкви нет в сети.

Это как раз граница территории церкви. Правее вы видите здание второй богадельни при церкви, «что на погосте» — Остермановской, о которой я еще расскажу.

10 августа 1911 года Московская Духовная Консистория обратилась к Императорской Археологической комиссии № 195 1911 года об устройстве воздушного отопления и вентиляции в Троицкой церкви, что в Троицкой слободе, в Москве. В приложении к делу есть метрика об этой церкви — там много интересного. Давйте полюбопытствуем, ознакомившись с выдержками оттуда. 17.
«На церкви три главы: одна большая над настоящей церковью и две малые над придельными алтарями, все покрыты листовым железом — позолоченные, и еще одна, четвертая, над колокольней, из белой жести, некрашенная». «Кресты железные четырехконечные с полулунием на подножии, вызолоченные. На главной церкви у креста есть цепи». «Пол во всей церкви плитяной из подольского мрамора».

«Алтарь. До 1865 года помост алтаря возвышался от храма на 5 ступеней, а в 1865 году при возобновлении церкви и устройстве нового иконостаса помост алтаря опущен на две ступени и в то же время расширены окна, дабы сделать алтарь более открытым и светлым». «Престол деревянный, от помоста не возвышен; в ширину и длину — 1 аршин 8 вершков; а в вышину — 1 аршин 6 вершков, никакими металлическими листами не обложен».
«Иконостас устроен весь вновь в 1865 году, столярной резной работы с колоннами, сплошь позолоченный, о пяти ярусах. Царские двери из створов одинаковой резьбы с иконостасом; в них шесть клейм, <…> форма верхушек дверей полукруглая».19.
«Все иконы в иконостасе, кроме 4 икон святых пророков и апостолов, написанных в 1865 году, — XVII в. Писаны, как некоторые заключают, знаменитыми иконописцами, известными под названием «Бароновских» или «Строгановских». Две иконы: «Нерукотворенный Убрус» и «Казанская икона Божией Матери» писаны, как полагают знатоки, Симоном Ушаковым. Все иконы в ризах и в деревянных рамах; надписей на них не видно. Дальнейшее их сохранение обеспечено. Есть местночтимая как чудотворная, икона Спаса Исцелителя, или Спасителя, исцеляющего при овчей купели расслабленного».

«Стены настоящей церкви в 1865 году вновь оштукатурены и расписаны живописью художниками Мячковым и Колесовым. Фресок не было. Снаружи, на восточной стороне церкви в верхнем ярусе вместо окна живописное изображение Святой Троицы «.
«Колоколов семь. На первом надпись: «1826-го отлит сей колокол к церкви Живоначальной Троицы , что в Троицкой, из прежнего большого разбившегося колокола, весом 159 пудов, литого 1768 года из придачи малого разбившегося колокола, весом 8 пудов; перелил завода содержатель и мастер купец Михаил Астраханцев, вес 193 пуда 37 фунтов». На втором: «1783 года апреля 12 дня, 86 пудов». На третьем: «Вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны Венкович, весом 33 пуда 15 фунтов». На остальных 4-х малых колоколах надписей нет».
«Церковь имеет наружное сходство с церковью святого Иоанна Воина, что на Божедомке».

Еще кое-что любопытное. «Главная церковь с фасадов — южного, северного и восточного — сохранилась удовлетворительно, южный и северный порталы сохранились и интересны в художественном, архитектурном и археологическом отношениях. Внутри церкви на сводах приделов и трапезной красивые плафоны с скульптурными рамами вокруг священных изображений; кажется, что эти украшения сделаны в одно время с картинами, то есть примерно в 1865 году, однако интересны в художественном отношении…»
«…По словам священника, прихожанин этой церкви В.М. Васнецов (известный художник), высказывался за сохранение этих плафонов, когда возникал вопрос о расширении церкви; теперь мне сообщено предположение о расширении приделов путем смещения алтарей к востоку, но этим исказились бы боковые фасады, закрылись бы интересные порталы; расширение возможно бы сделать в южную сторону, но для этого необходимо умело обрисованный проект, так как вид с юго-востока на церковь, стоящую на возвышении, очень хорош…». П. Покрышкин. 16 ноября 1911 года.

Комплекс главной лестницы входа в Троицкую церковь необычен и очень красив.

В это время в храме было больше смотрительниц, чем посетителей, — поэтому я сделал только одну фотку на камеру своего смартфона для общего представления

Конечно же, нет ни одной одинаковой по ощущениям церкви. Троицкая церковь оставила строгое, легкое и умиротворенное впечатление. Бывает — чувствуешь как церковь только начинает возрождаться, но в Троицкой церкви присутствовала «живая», плотная и смиренно-возвышенная энергетика.Такое ощущение, что церковь полна прихожан, несмотря на их реальное отсутствие в настоящий момент на физическом плане. В общем, только пожелаю от души побывать здесь. Сам еще раз собираюсь, потому как планы по съемке и временной график не дали побыть здесь подольше.
Храмовые иконы церкви.

Икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть». Храмовая,
особо почитаемая икона, афонского письма. Конец ХХ века.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец.
Храмовая икона с житийными клеймами. Конец ХХ века.
Сейчас мы находимся в церковном дворе Троицкой церкви. Для входа он обычно перекрыт)

Это дом притча Троицкого храма. 2-й Троицкий переулок, дом 6А, строение 2.

Так он выглядит со двора Надвратного корпуса дома номер 6.

Первая богадельня Троицкой церкви. Вид с церковного двора.

В 1804 году при Троицкой церкви возникла еще одна богадельня — Остермановская, называвшаяся так по имени устроителя и попечителя ее графа Ивана Остермана. Задумав осуществить столь богоугодное дело, он получил на это благословения митрополита Платона. На Делегатской улице сохранился дом графа И.А. Остермана, видного государственного деятеля времен Екатерины, которого очень чтил А.В. Суворов. Его дом в 1844 году казна выкупила под Московскую духовную семинарию. Теперь там Музей декоративно-прикладного искусства.
Построена Остермановская богадельня была каменной, одноэтажной, «мерою по улице на 5, а по погосту на 10 сажен, разделена кухней на две половины, мужескую и женскую. Позади богадельни есть дворик, простирающийся до двора просвирни, в длину имеет 7, а в ширину 5 сажен».
В 1812 году она так же, как и приходская, выгорела, но вскоре была восстановлена наследником фамилии и всего имения покойного Ивана Андреевича, его двоюродным внуком генералом от инфантерии графом Александром Ивановичем Остерман-Толстым. А впоследствии, уже в 40-х годах XIX столетия, как пишет священник Иоанн Орлов, «принял особенно попечение о богадельне, вместе с управлением всем имением графа Остерман-Толстого, племянник его камергер, статский советник и кавалер князь Леонид Михайлович Голицын, и его попечением богадельня в 1842 году вся переделана внутри и исправлена в лучшем виде». В 1901-1902 годах Остермановская богадельня была капитально перестроена; на втором этаже ее разместилась церковно-приходская школа.
Современный адрес этого охраняемого исторического объекта — Троицкий 2-й пер., дом 8/10, строение 4.

Позднее в приходе Троицкой церкви устроилась еще одна, третья по счету, богадельня: она была открыта в 1825 году в доме, который проживавший неподалеку от церкви «коммерции советник и почетный гражданин Андрей Петрович Петров» уступил несколько ранее Московскому Цеховому обществу. «При начале ее богаделенных было мужчин 40, женщин 41. В 1837 году дом распространен еще прикупкой двух смежных домов мещан Сырова и Белкина, и Главный корпус увеличен новой пристройкой при цеховом главе Семене Печкине. По всей видимости эта богадельня не сохранилась, по крайней мере в «объектах культурного наследия» указаны только две.

В середине XIX в. пристроили (архитектор А. А. Мартынов) придел иконы Владимирской Богоматери, оформленный с применением декоративных мотивов XVII столетия.
Это фото Троицкой церкви в границах церковного двора — со стороны дома притчи.

А это — со стороны Северных ворот.

Когда церковь была закрыта, на ее территории разместили объект НКВД, просуществовавший здесь до 1952 г. Это подтверждается и списком репрессированных жителей дома № 6а, в котором большинство жильцов было сотрудниками НКВД.
Через несколько лет после ареста патриарха Тихона были закрыты все храмы подворья, в том числе и Троицкая церковь. Кресты с нее сбили, а помещение переделали под новые нужды. Храм был разделен на три этажа, в нем были комнаты и кабинеты Государственного симфонического оркустра, разместившиеся также и в помещении алтаря. Накануне Олимпиады-80 исчезла и старинная застройка Троицких переулков. Здесь проложили Олимпийский проспект, а территорию Троицкой слободы застроили многоэтажными домами, совершенно изменив облик этого уголка столицы.

Лишь в 1993 году Троицкий храм вернули Церкви. В те же годы было восстановлено и подворье лавры. На первых порах, пока организации освобождали помещения, богослужения шли в наскоро приспособленном под храм здании остермановской богадельни: именно здесь на Пасху 1993 года состоялаяь первая литургия.

Первое богослужение в возвращенном Троицком храме состоялось 24 июля 1993 года, на праздник равноапостольной княгини Ольги. Уже в 2000-м году храм, обретший свое второе рождение, был освящен Святейшим Патриархом Алексием.
Вид Троицкой церкви со стороны юго-восточных ворот.39.

Храм Троицы Живоначальной Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры оставил светлое, строго-возвышенное и сильное впечатление. Это во всех отношениях светлый памятник нашей Истории в стольном граде Великой России.
Источники: «Официальный сайт» Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Историческое описание Троицкой церкви Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве
(«Что в Троицкой с её приходом»). Священник Иоанн Орлов. 1844.
Издательство Московского подворья Свято-Троицко-Сергиевой лавры. 2009.
Энциклопедия «Академик» об архитектуре Троицкой церкви.

В мае 1983 г. Данилов монастырь был возвращен Церкви, и с первых дней для восстановления обители сюда были приглашены для работы лучшие мастера. После освобождения здания храма от чужеродных наслоений от него фактически остался кирпичный остов, который требовал огромных трудов по реставрации. В процессе работ были восстановлены белокаменные портики и лестницы на южном и северном фасадах храма, которые были убраны еще в XIX в. Усилиями архитекторов, мастеров различных специальностей и братии монастыря собору был возвращен его прежний облик. В первоначальном виде были воссозданы малый купол, крест, оконные и дверные проемы, карнизы, белокаменный цоколь и другие утраченные детали.
Но особенно сложные, требовавшие высокой квалификации работы были проведены в интерьере. От внутреннего убранства храма сохранились лишь фрагменты, но именно они, вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов проектными чертежами Осипа Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком первоначальному. Так, были восстановлены все лепные украшения сложного рисунка, ансамбль настенной росписи.
Работы по восстановлению живописного убранства делились на два вида: реставрация сохранившейся росписи и написание утраченных сюжетных композиций и орнаментальных вставок. В процессе новейшей реставрации были восстановлены все живописные композиции. Частично сохранившаяся стенопись задала тон общей росписи. Не менее сложными были работы по воссозданию деревянной позолоченной резьбы иконостасов, киотов, напрестольных сеней в виде ротонд.

По всему периметру собора на уровне капителей колонн был протянут лепной декор изящной, богатой по содержанию рисунка лентой. В росписях на потолке и в «глухих» люнетах по всему периметру собора представлены библейские сюжеты.

Интерьер поражает великолепием декоративного убранства: гармонично сочетаются живопись, лепнина и золоченая резьба по дереву. Благолепие интерьера довершается мраморной отделкой пола, стен и ступеней амвона.

В подклете собора ныне находится храм Рождества Иоанна Предтечи. Всего лишь через три года после начала восстановительных работ, 27 апреля 1986 г., архимандритом Евлогием (Смирновым) был совершен чин освящения Троицкого собора. Как и в прежние годы, собор является духовным и архитектурным центром Данилова монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *