Поклон до земли

Содержание

Когда и как делать поклоны в храме?

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе невпопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совершается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.
  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.
  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

Основание: Типикон. Источник: сайт st-spiridon.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

СуджудСуджуд во время намаза

Саджда ас-сахв

Саджда ас-Сахв — совершение дополнительных земных поклонов, если во время намаза молящийся допустил какую-либо ошибку в рукнах и ваджибах молитв.

Cуджуд-тилава

Cуджуд-тилава — это земные поклоны, совершаемые во время чтения Корана. В Коране имеются 14 аятов, при прочтении или слушании которых мусульманам необходимо совершать суджуд. По мнению имама Абу Ханифа совершение суджудов во время чтения Корана является обязательным (ваджиб). Места, при чтении которых следует совершать суджуд-тилава в большинстве изданий Корана обозначаются символом ۩.

Саджда аш-шукр

Саджда аш-шукр — это земной поклон, который мусульманин совершает в знак благодарности за избавление от какой-либо беды, либо после какого-нибудь радостного события.

Особенности суджуда шиитов

Турба для суджуда

Шииты джафаритского мазхаба при совершении земного поклона в намазе саджде кладут лоб только на землю или камни (араб. تربة — турба), либо на изделия, состоящие из них.

Суджуд в Коране

Примечания

Ссылки

  • Али-заде А.А. Саджда // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — С. 621—622
Намаз
Обязательные молитвы Пятикратная молитва (фаджр · зухр · аср · магриб · иша) · Джума · Праздничная молитва · Джаназа
Желательные молитвы Духа · Истиска · Истихара · Кусуф · Вуду · Тасбих · Ратибат · Таравих · Тахаджуд · Тахияту ль-масджид · Хаджат · Хусуф · Витр
Формы совершения молитв Индивидуальная · Коллективная молитва (джамаат) · Сокращённая молитва (каср) · Молитва страха (Хауф)
Основные элементы намаза Ракаат · Такбир · Кираат (стояние) · Руку (поясной поклон) · Кыям (стояние) · Суджуд (земной поклон) · Кугуд (сидение)
Условия для намаза Тахарат (очищение): Гусль (купание) , Вуду (омовение) · Аврат · Кибла · Время намаза · Азан · Икамат · Ният
Дуа читаемые в намазе Аль-Фатиха · Ваджахту · Кунут · Ташаххуд · Салават (молитва) · Таслим
Зикр читаемый после намаза Аят аль-Курсий · Субханаллах · Альхамдулиллах · Аллаху Акбар
Категория · Портал · Имам · Муэдзин · Хутба · Коврик

УДК 811.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2017 г. А. Д. Каксин

г. Абакан, Россия

«ШЛЕТ ЦАРЮ-ДЕ СВОЙ ПОКЛОН»: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТИ В СКАЗКАХ

А. С. ПУШКИНА

Аннотация: В статье описывается ряд эвиденциальных значений, т. е. значений типа пересказа чужой речи, свидетельства о событии по его результатам (следам), удивления при виде чего-либо неожиданного. Автор стремится показать, что значения эвиденциальной сферы (а это не только перечисленные выше, но и некоторые другие, очень специфические) чрезвычайно интересно выражаются именно в русском языке. Имея в виду основные способы выражения указанных значений, можно сказать, что эвиденциальность в русском языке выражается преимущественно лексически (путем употребления специальных слов) и интонационно (с помощью соответствующей интонации). Считая эвиденциальность самостоятельной функционально-семантической категорией, автор рассматривает возможности ее репрезентации (иначе говоря — средства выражения) в русском языке. На взгляд автора, самые яркие средства подобного рода широко использовал в своих произведениях А. С. Пушкин. В качестве иллюстраций приводятся отрывки из четырех творений великого русского поэта («Сказка о царе Салта-не», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

Ключевые слова: языковая категория, эвиденциальность, репрезентация, стихотворные средства, русский язык

Информация об авторе: Андрей Данилович Каксин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и сая-но-алтайской тюркологии, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Ка-танова, 655017 г. Абакан, Россия. E-mail: adkaksin@yandex.ru Дата поступления статьи: 26.04.2017 Дата публикации: 15.12.2017

Исследователи понятийных (функционально-семантических) категорий в языках мира достаточно давно стали рассматривать эвиденциальность как категорию, отдельную по отношению к категории модальности, но одновременно связанную с ней .

В частности, В. А. Плунгян, рассмотрев под типологическим углом зрения данные по разным языкам, дает следующее обоснование такого подхода к проблеме: «.. .у лингвистов нет оснований ни объявлять эвиденциальность простой разновидностью эпистемической модальности., ни трактовать эвиденциальность и эпистемиче-скую модальность как ничем не связанные категории» .

Проанализировав содержательную сторону двух упомянутых явлений, действительно, приходишь к выводу об автономности категории эвиденциальности, о ее самостоятельном статусе: эвиденциальные значения, в отличие от модальных, которые объективируют точку зрения говорящего, выражают интерпретируемый говорящим чей-то, чужой взгляд на ситуацию (при этом чужим может стать даже действие самого говорящего, если оно прошло мимо его внимания).

Вместе с тем лингвистами признается и другой факт: смысловые сферы модальности и эвиденциальности пересекаются (или соотносятся) по целому ряду частных, конкретных значений. Правда, есть языки, в которых формы эвиденциальности имеют специфические морфологические маркеры. Но русский язык не относится к ним: здесь эвиденциальность выражается чаще всего лексически и интонационно. Очевидно, именно поэтому ранее в русистике не принято было отделять эвиденциальность от общей модальной сферы (см., например: ).

Но в последние десятилетия ситуация поменялась: эвиденциальность в русском языке «отделена» от модальности, и большинством лингвистов признано, что в русском языке искомые значения в значительной степени маркированы (если, конечно, понимать под маркировкой разные средства, а не только морфологические). В русском языке обнаруживается множество отличных друг от друга по происхождению, форме и семантике средств выражения эвиденциальности, и большинство из них, например, отглагольные формы и частицы (в том числе вводные) типа мол, якобы, дескать уже достаточно подробно описаны .

Таким образом, следует признать: русский язык, безусловно, насыщен разнообразными, в том числе очень выразительными, средствами для передачи эвиденциаль-ных значений. Более конкретно, на примере сказок А. С. Пушкина мы хотим показать, что в русском языке существует множество способов выражения пересказа (отсылки к другому мнению), сомнения в достоверности сообщаемой информации, суждения о действии по результату, восхищения при виде чего-либо, неожиданно обнаруженного, и других эвиденциальных значений .

В сказках А. С. Пушкина мы без всякого труда найдем яркие примеры использования средств выражения эвиденциальности:

«Да скажите: князь Гвидон

Шлёт царю-^е свой поклон» .

К морю князь — а лебедь там

Уж гуляет по волнам.

Молит князь: душа-^е просит,

Так и тянет и уносит… .

«Да скажите ж: князь Гвидон

Шлёт-^е свой царю поклон» .

Но Салтан им не внимает

И как раз их унимает:

«Чтоя? царь или дитя? —

Говорит он не шутя. —

Нынче ж еду!» .

Для русского языка, как никакого другого, особенно характерно, что в нем четко разграничиваются средства, предваряющие указание на эвиденциальное действие,

и средства, непосредственно показывающие, что это именно такое действие. Важно и то, что те и другие могут располагаться и в начале, и в середине, и в конце предложения, в состав которого они входят. Для примера приведем два небольших отрывка из «Сказки о царе Салтане». В первом из них описывается обнаружение некоторой неожиданной ситуации (предваряющие элементы выделены курсивом, а непосредственно изображающие — жирным шрифтом):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В другом эпизоде выражается восхищение прекрасным городом, открывшимся взору героев сказки, и предположение, кто стоит за созданием этого великолепия:

Он скорей царицу будит; Та как ахнет!.. «То ли будет? — Говорит он, — вижу я: Лебедь тешится моя» .

Способы передачи чужой речи — еще не вся эвиденциальность, это — одно из значений эвиденциальной сферы. Последовательно разграничивая модальность и эвиденциальность, можно видеть, что последняя имеет достаточно много специфических способов выражения, да и объем ее в тексте — довольно значительный. И из сказок А. С. Пушкина можно привести еще много примеров. Особенно часто в них, как можно сразу заметить, употребляются слова де, право, глядь.

«Да скажите: князь Гвидон / Шлёт царю-де свой поклон» .

«Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка …» .

Воеводы не дремали.

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь, —

Ан с востока лезет рать .

Частица де чаще всего появляется в случае передачи содержания высказывания того или иного героя (т. е. в контексте пересказа). В ряде случаев может быть так: говорящий сам подсказывает, что следует сказать от его имени: Иногда слово де используется для вербализации внутренних переживаний героев (словесного оформления их невысказанных мыслей):

И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили,

Часто подобные контексты имеют следующее значение: говорящий указывает на нехорошие качества предмета, актуализирует отрицательное, негативное представление о нем. Иногда говорящее лицо просто «наводит на ложный след», высказывает сомнение в ценности восхитительного предмета:

» Уж диковинка, ну право, —

Подмигнув другим лукаво,

Повариха говорит, —

Город у моря стоит!» .

«Что тут дивного? Ну, вот!

Белка камушки грызёт.» .

Итак, анализируя тексты сказок А. С. Пушкина, приходим к выводу о том, что русский язык насыщен лексическими и интонационными средствами для передачи эвиденциальных значений (пересказа, неожиданного обнаружения, изумления и других). Из лексических средств, как показывает анализ материала, чаще всего в подобных контекстах фигурируют некоторые междометия и лексемы типа «мол», «де, дескать», «якобы», «оказывается», «так сказать», «однако». Безусловно, неисчерпаемый материал русского языка в будущем поможет пролить свет и на следующий вопрос: какие еще семантические смыслы можно считать относящимися к эвиденциальной сфере? В этом отношении произведения А. С. Пушкина (сказки — в первую очередь) могут служить и основой теоретического исследования, и замечательным, незаменимым иллюстративным материалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3 Козинцева Н. А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 92-104.

4 Козинцева Н. А. К вопросу о категории засвидетельствованности в русском языке: косвенный источник информации // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб.: Наука, 2000. С.226-240.

5 Ляпон М. В. Модальность // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 303-304.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Михайлова В. А. Реализация категории эвиденциальности в немецком и русском языках // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 171-177.

7 Никитина Е. Н. Субъектные нули и перцептивный модус (к вопросу о выражении категории эвиденциальности в русском языке) // Вопросы языкознания. 2013. № 2. С. 69-82.

9 Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику: учеб. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 384 с.

10 Пушкин А. С. Сказки / худ. В. Конашевич. М: Астрель, 2009. 128 с.

12 Эвиденциальность в языках Европы и Азии: Сборник статей памяти Наталии

Андреевны Козинцевой / отв. ред. В. С. Храковский. СПб.: Наука, 2007. 634 с.

***

© 2017. Andrey D. Kaksin

Abakan, Russia

«…SENDS BEST GREETINGS TO THE KING»: REPRESENTATION OF EVIDENTIALITY IN A. S. PUSHKIN’S FAIRY TALES

Keywords: language category, evidentiality (evidence), representation, poetic means, Russian

Received: April 26, 2017

Date of publication: December 15, 2017

10 Pushkin A. S. Skazki , the artist V. Konashevich. Moscow, Astrel Publ., 2009. 128 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-а; м.

1. Атрибут церковной службы, заключающийся в наклонении головы или верхней части туловища, часто с опусканием на колени и касанием земли лбом.

Класть поклоны (кланяться во время молитвы).

2. Заключительная поза артиста, исполнителя, выраженная наклонением головы или верхней части туловища, часто с касанием земли вытянутой рукой, в знак благодарности.

Выйти на п. Сделать п.

3. Знак приветствия, почтения, благодарности, выраженный наклонением головы или верхней части туловища.

Русский, глубокий п. (низкий, почти до земли). Малый, поясной п. (с касанием земли вытянутой рукой). Большой, земной п. (с опусканием на колени и касанием земли лбом). Небрежный п. (кивок). Кивать головой на поклоны (отвечать на приветствия). Поднести хлеб-соль с поклоном (традиционное русское приветствие). Отвесить п. (устар.; низко поклониться). Бить поклоны (устар.; делать поклон за поклоном). Отдать последний п. (навсегда проститься с кем-, чем‑л.). * В ней тот же сохранился тон, Был так же тих её поклон (Пушкин).

4. Пожелание здоровья, благополучия; привет.

Послать, передать п. кому‑л. П. от родных. * Скажи им, что… родному краю Поклон я посылаю (Лермонтов).

5. Разг. Униженная, покорная просьба.

Брать где нахрапом, где поклоном.

Идти (ехать) на покло́н.

Обращаться с просьбой к кому‑л., выражая покорность чужой воле.

Последние вопросы и ответы

Вы так рьяно изобличаете В. Головина, а в любой церкви «услуги «не безвозмездные и более того, стоят не дешево.
Мой муж постоянно злой, в семье происходят скандалы. Батюшка, дайте мне совет, стоит ли сохранять мне такую семью?
Хочу присоединиться к молитве по соглашению святым мученикам Гурию, Самому, Авиву за семью. Как это сделать? Спасибо.
Если душа человека после его смерти отходит к Богу, то как дети на земле могут видеть души усопших?
Здравствуйте, может — ли некрещёный, и ранее никогда не посещавший церковь человек, прийти и спокойно посидеть в любое время в храме?
Можно — ли православным читать мусульманские молитвы на арабском для изгнания джинна из человека?
Каким образом об искушении Иисуса в пустыне узнали апостолы? Возможно ли полагать, что Сам Христос рассказал о нём? Или существует иное толкование?
Можно ли читать аят Алькурси, если я христианка? Говорят, этот аят защитит от джинна, или изгонит его из человека…
Примут ли меня в молодежные кружки в 24 года? Есть – ли в Православии нормы поведения при знакомстве с девушкой?
Я занималась оккультизмом четыре года, и год назад со мной начал разговаривать сатана. Скажите, пожалуйста, как быть: можно ли ходить в церковь, надо ли исповедоваться?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *