Поклонение идолам

ИДОЛОПОКЛО́НСТВО (на иврите — עֲבוֹדָה זָרָה, авода зара; עֲבוֹדַת אֱלִילִים, аводат элилим; עֲבוֹדַת גִּלּוּלִים, аводат гиллулим; עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, аводат кохавим у-маззалот; буквально соответственно: `чужое служение`; `служение идолам`; `служение истуканам`; `служение звездам и созвездиям`), в иудаизме — обожествление человека, животного, сил природы или неодушевленного объекта, поклонение им или их изображениям, а также служение какому-либо божеству, помимо Бога.

В Библии и раввинистической литературе идолопоклонство (включая изготовление идолов или символов божеств; см. Исх. 20:3–5; Лев. 26:1; Втор. 4:16–19) считается самым тяжким грехом, и борьба с ним (позднее и с другими монотеистическими религиями) занимает центральное место в религиозной жизни еврейского народа почти на всем ее протяжении. Термины, определяющие понятие «идолопоклонство» (см. также Аккум), встречаются впервые в Талмуде.

В примитивной обиходной форме идолопоклонство существовало с глубокой древности также и среди евреев в виде почитания домашних божков. О бытовании таких «семейных» идолов (трафим) в эпохи патриархов, Судей и даже во времена царя Саула свидетельствуют многие стихи Библии (Быт. 31:19, 34:35; Суд. 17:5; 18:14 и дальше; I Сам. 19:13, 16). Несмотря на упорную борьбу царей и пророков, верных культу Яхве, против служения трафим, оно, судя но книге Хошеа (3:4), по-видимому, удержалось в различных слоях общества, по крайней мере, до 8 в. до н. э. Однако из слов пророка нельзя установить, усматривал ли он в культе трафим идолопоклонство или считал его элементом поклонения Богу Израиля, наряду с жертвоприношением (зевах), культовой стелой (мацева) и эфодом, об исчезновении которых пророк сокрушается в том же стихе.

Культ трафим и другие проявления фетишизма не сразу уступили место начавшему укореняться монотеизму; лишь постепенно они были вытеснены как культом Яхве, так и развитыми формами идолопоклонства — поклонением «племенным» или «национальным» божествам. Наибольшее распространение имели Ваала культ и другие культы ханаанского происхождения (Ашера, Астарта и др.). Так, например, в Офре имелись жертвенник Ваала и священное дерево ашера при нем, которым поклонялся отец Гид‘она (Суд. 6:25). В служении Ваалу и Астарте библейские летописцы усматривали грех, навлекающий суровую кару и несчастья на народ (например, Суд. 2:11–15; I Сам. 12:9–10). В отличие от поклонения этим древнеханаанским божествам, бытовавшего в народной среде как пережиток эпохи освоения Ханаана, служение другим божествам часто возникало под влиянием и при поощрении царей и двора. Царь Соломон обвиняется Библией в идолопоклонстве, в которое он был совращен своими чужеземными женами (I Ц. 11:1–5). Можно предположить, что Соломон, разрешив женам служить их национальным божествам, способствовал проникновению идолопоклонства в столицу государства и ее окрестности (там же, 11:7).

Следующий период широкого распространения идолопоклонства и яростной борьбы с ним пророков — это время правления Ахава (первая половина 9 в. до н. э.) в Израильском царстве. Под влиянием жены Ахава Изевель, дочери финикийского царя, значительно распространился культ тирийского Ваала. В окружении царицы было 450 жрецов этого Ваала и 400 «дубравных» жрецов, то есть жрецов Ашеры, верховной богини Ханаана (I Ц. 18:19). По настоянию Изевель, Ахав построил капище Ваала в своей столице Шомрон и публично отправлял там культ (I Ц. 16:31–33). Против поклонения тирийскому Ваалу и покровительства этому культу со стороны царского дома выступили пророк Илия (II Ц. 1; 18:17–40; 21:20–26) и захвативший престол Израильского царства Иеху (вторая половина 9 в. до н. э.), который казнил Изевель, разрушил капища и предал смерти жрецов и приверженцев культа Ваала (II Ц. 9:33; 10:18–28). Этим был положен конец культу тирийского Ваала в Израильском царстве, а в Иудее, где этот культ насаждала царица Аталия, дочь Изевель и мать царя Иудеи Ахазии (правил в 842–841 гг. до н. э.), служение Ваалу было прекращено в результате восстания, которым руководил первосвященник Иехояда (II Ц. 11:17–18).

Самым памятным периодом идолопоклонства в Иудейском царстве были годы правления царя Менашше. Этого верного вассала Ассирии библейское повествование (II Ц. 21:2–7) обвиняет не только в том, что он ввел в Иудею культ языческих богов (в основном арамейских), но и в том, что он восстановил культовые места (бимот), разрушенные но приказанию его отца, Хизкияху, способствовал увеличению числа гадателей и кудесников (типичных для Ассирии того времени), соорудил жертвенники идолам в самом Храме и «в двух его дворах» и, наконец, «провел сына своего через огонь», что, по мнению некоторых исследователей, означает либо сожжение, либо символическое исполнение акта жертвоприношения. Как автор II книги Царей, так и Иеремия и Иехезкель усматривали в прегрешениях Менашше непосредственную причину гибели народа и государства и разрушения Храма (II Ц. 21:12–15; Иер. 11:9–14; 15:3–4; Иех. 9:5–10 и др.).

Новое решительное наступление против идолопоклонства было предпринято внуком Менашше Иошияху (вторая половина 7 в. до н. э.), осуществившим, наряду с прочими мерами, полное очищение Иерусалимского храма (II Ц. 23:4–24).

Кроме «официального» идолопоклонства, инспирированного царями или двором, в широких массах бытовал весьма разнообразный пантеон кумиров, который резко порицали некоторые из «письменных пророков», например Хошеа (2:15; 3:1, 13; 11:2) и Иеремия (2:9, 20. 27–28; 11:13; 32:29 и др.). Неясно, однако, относятся ли их упреки к современникам или к прошлым грехам Израиля. Особой и сложной проблемой в этом контексте является вопрос о культе Молоха, связанный с принесением в жертву детей (возможно, лишь в исключительных случаях личных или общественных бедствий; ср. II Ц. 3:27). Отдельные стихи в книге Иеремии, который особенно сурово осуждал этот культ (в Иерусалиме отправлялся в Тофете в долине Хинном; Иер. 7:31), и в частности, слова «чего я не повелевал и не говорил и что на мысли не приходило Мне» (7:31; 19:5), позволяют заключить, что некоторая часть населения видела в этом культе форму служения Богу Израиля. Проблематично описание идолопоклонства в книге Иехезкеля: принимая во внимание его мощное воображение и то, что его проповеди произнесены после многих лет пребывания вне Иудеи, есть основание полагать, что нарисованные пророком картины распространения языческих культов утрированы, хотя не исключено, что среди женщин Иудеи имел некоторое распространение культ Таммуза (Иех. 8:14).

Свидетельством живучести идолопоклоннических представлений в Иудее в период Первого храма является приводимое Иеремией заявление евреев, бежавших из Иудеи в Египет после разрушения Храма (586 до н. э.), что они сами, их отцы, цари и царедворцы кадили и совершали возлияния «богине неба» (по-видимому, эпитет Астарты) «в городах Иудеи и на улицах Иерусалима» и что они намереваются служить ей и впредь (Иер. 44:17). Такое открытое заявление о намерении упорствовать в грехе идолопоклонства, единственное в своем роде во всей библейской литературе, было порождено чувством разочарования и безнадежности, которое охватило беглецов после разрушения Храма. Поскольку реформы Иошияху, искоренившие следы народного идолопоклонства в Иудее, не спасли страну и Иерусалим от разрушения, бежавшие в Египет считали, очевидно, что искоренение идолопоклонства было прямой причиной всех бедствий. Предшествовавшие реформам годы рисовались в их воображении как период экономического процветания и благоденствия, а время, последовавшее за прекращением служения «богине неба», как дни злосчастий и ударов судьбы (там же 44:18).

В отличие от них, среди изгнанных в Вавилонию укрепилась совершенно другая концепция, согласно которой гибель царств Израиля и Иудеи являлась наказанием за идолопоклонство. Вавилонские изгнанники не только не склонны к идолопоклонству, но и борются против его малейших проявлении. Община Иерусалима, созданная еврейскими репатриантами спустя полвека после изгнания, не знает идолопоклонства. В проповедях пророков, укорявших эту общину за грехи, идолопоклонство не упоминается. Таким образом после разрушения Первого храма идолопоклонство, очевидно, прекратилось среди евреев и временно возобновилось лишь при Антиохе IV Эпифане (первая половина 2 в. до н. э.), чему способствовала эллинизированная духовная и светская знать. Таким образом, как и в период Первого храма, идолопоклонство проникло в среду еврейского народа извне и поддерживалось аристократией Иудеи. Оно было уничтожено народным восстанием под предводительством Хасмонеев.

Тягчайшим видом идолопоклонства ортодоксальный иудаизм считает поклонение золотым тельцам, созданным Аароном, а позднее и Иоров‘амом I (см. Золотой телец).

В перечисленных в Талмуде трех смертных грехах, совершению которых следует предпочесть мученическую смерть (Санх. 74а), идолопоклонство предшествует кровосмешению и кровопролитию, равно как и стоит на первом месте в Десяти заповедях. Согласно Талмуду, «отрицающий идолопоклонство равен признающему все заповеди Торы» (Нед. 25а; Кид. 40а), а «соблюдение запрета идолопоклонства равно соблюдению всех заповедей Торы». (Хор. 8а). Эти утверждения, видимо, служили противовесом идее обожествления римских императоров и поклонения их статуям. Отождествлению христианства с идолопоклонством несомненно способствовало возникшее во 2 в. н. э. почитание икон. Талмуд еще считает христиан людьми, «признающими существование Творца, но отрекающимися от Него» (Тосеф., Шаб. 13:5), а Маймонид утверждает: «Эдомиты — идолопоклонники» (Яд, Хилхот аккум, 9:1 в изданиях, не подвергшихся цензуре). Запрет ислама обожествлять человека и поклоняться изображениям объясняет, почему Галаха не считает эту религию идолопоклонством.

См. также Монотеизм.

Attila Siha – National Gallery Idol….

Величайший грех в Библии, безусловно – грех идолопоклонства. Идолопоклонство является основной причиной, почему Бог упрекал и судил народ Израиля. (Рекомендую почитать больших и малых пророков, а также книги Царств и Паралипоменон). Идолопоклонство – нарушение первой из Десяти заповедей (Исх. 20:3), которая говорит, «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.” Это когда мы ставим что-то или кого-то первым в нашей жизни, перед живым и истинным Богом.

Идолопоклонство – первопричина всех остальных грехов и поэтому первые две заповеди говорят именно о нем. В то время, как церковь сегодня сфокусирована на различных грехах, связанных с человеческой сексуальностью и образом жизни – многие в церкви, чьи грехи не вписываются в эти две категории, могут впасть в заблуждение, полагая, что они в полном порядке, хотя могут преступать наибольшую заповедь.

Ниже приведены пять признаков идолопоклонства в церкви, основанные на моём видении служения в качестве ведущего пастора в течение 30 лет, а также обширном апостольском служении в церквях.

Идол знаменитых проповедников.

Есть верующие, которые бегают по всей стране, принимая участие в конференциях известных проповедников. Часто, когда они встречаются с ними лично, они едва не облизывают их с головы до ног, и почти теряют сознание от восторга. Некоторые известные служители не могут даже свободно появиться в общественных местах без того, чтобы их постоянно не останавливали поклонники, чтобы сделать селфи с ними. (Я это знаю, поскольку работал со многими из них и видел это сам.)

Хоть я и выступаю за культуру уважения и почитания тех лидеров, которые трудятся среди нас (Евр. 13:7,17), некоторые люди перешагнули за крайнюю черту, в идолопоклонство. Они следуют всему, что те говорят, без вопросов, даже не обращая внимание на окружающие некоторых скандалы, и они не исследуют Писания самостоятельно, чтобы проверить, совпадает ли слово проповеди с Библией. Когда Корнилий встретил апостола Петра и поклонился ему, Петр справедливо сказал ему встать, ибо он был всего лишь такой же человек (Деяния 10).

Нет ничего плохого в подражании или следовании лидеру, но есть что-то неправильное в боготворении христианского лидера. Определенно, сегодня существует культ «знаменитых проповедников” в теле Христа, так что некоторые огромные храмы и служения в прямом смысле сворачиваются, когда знаменитость покидает их. Если церкви и служения будут строить по образцу Нового Завета, в котором всё тело существует, чтобы наставлять и служить друг другу в любви, то мы не будет зависеть только от одного лидера ради функционирования всей общины (Еф 4:16; 1. Кор. 12).

James Kirsop – Praise and Worship – Thursday night

Идол поклонения/развлечения.

Есть немало верующих, стекающихся в церкви, которые имеют квалифицированных, профессиональных исполнителей и качественную музыку, прежде всего, чтобы развлечься. Следовательно, многие из верующих не понимают, что для них самоудовлетворение и развлечение оказывается важнее, чем истинное поклонение. Раньше, многие церкви не имели даже музыкальных инструментов, и люди всё равно шли на служения – даже если в общине использовались только псалтыри и поклонение все пели а капелла.

Сегодня среди пасторов широко применяется практика траты кучи денег на профессиональных музыкантов, чтобы наполнить церковь людьми. В моем понимании, даже несмотря на то, что наше поклонение должно быть качественным и искусным – мы, в наших церквях, слишком далеко зашли, смешиваясь с мирской культурой развлечения.

В конце концов, играют ли профессионалы, или музыка с диска, или все поют а капелла – общины должны поклоняться и прославлять Его точно так же – в Духе и истине – что является единственным видом поклонения, которого желает Бог (Ин 4: 23-24). Те, кто оставил свою церковь ради той, в которой есть профессиональное поклонение, часто виновны в грехе идолопоклонства, поскольку неспособны от сердца поклоняться Богу, если их не развлекают профессионалы.

Идол личного благополучия.

Есть верующие, чей основной мотив – использование веры для воздействия на Бога в личных целях. Хотя Бог и благоволит благословить всех Своих детей (3 Иоанна 2), Иисус сказал нам искать прежде Царства Божия и правды его, а материальное станет этому приложением (Мф. 6:33). Многие пытаются использовать доброжелательный характер Бога, чтобы жить «близорукой” жизнью, в которой христианство вращается вокруг вселенной собственного «Я». Бог дал нам силу приобретать богатство, чтобы мы могли распространять Его Завет по всей земле – а не для того, чтобы у нас была легкая и удобная жизнь. Я считаю, использование веры в первую очередь для того, чтобы удовлетворить собственные нужды — форма идолопоклонства.

Идол объективизации Бога.

Хотя этот пункт похож на предыдущий, я чувствую, что есть достаточно отличий для их разделения. На протяжении многих лет я видел многих, продвигающих в церковной проповеди культуру «Я, Мне, Моё”. То есть, большая часть проповеди посвящена самореализации, совершенствованию и терапии, а не здравому, библейскому богословию, призывающему верующих жить жизнью служения.

Пасторы часто впадают в культурное идолопоклонство, чтобы привлекать людей в церковь – а это то, что неприятно в очах Бога (см Иез. 44:10, 12). Я заметил, что слишком мало несущих свой крест учеников, посещающих храмы, но много тех, кто использует Бога, когда в Нем есть нужда. Многие приходят в церковь, чтобы «почувствовать” присутствие Бога, но они не стремятся познавать и любить «лицо” Божье.

Многие приходят в церковь лишь чтобы почувствовать себя хорошо, а не для того, чтобы быть готовыми на добрые дела (Еф. 2:10). Многие приходят, чтобы «получить Слово” вместо того, чтобы «дать Слово” назидания кому-то (Ис 50: 4.; Еф 4:29). Многие приходят послушать риторические речи, возбуждающие эмоции, без намерения повиноваться Слову.

Многие приходят кричать «аминь!”, полагая в заблуждении, что, поскольку они покричали, они тем самым уже повиновались Богу. Следовательно, есть немало верующих, которые живут жизнью, не отличающейся от жизни своих неверующих соседей. Именно в этом причина того, что мегацеркви не всегда приводят к «мегакультурному” влиянию, и поэтому рост церкви не всегда приводит к личной и общественной трансформации. Хотя многие посещают церковь десятилетиями, они так и не созрели, и до сих пор пьют молоко, ни разу не питавшись твёрдой пищей Слова (1 Кор. 3:1-3).

Идол национальности.

Есть также достаточно верующих, которые позволили своей национальности и культуре превзойти Слово Божье. Иисус говорил, что в жизни некоторых людей культура даже сильнее, чем Слово Божье (Марка 7: 7-8). Следовательно, люди читают Писание через призму своих Европейских/ Западных, Африканских, Латинских или Азиатских корней.

Очень важно, ради принятия Слова Божьего для личного преображения, попробовать вывести себя из своего собственного контекста и читать Библию глазами её изначальных авторов – нечто, что может совершить только Святой Дух. Нет такого понятия, как Западно-Европейская «белая” Библия, или «Афро-ориентированная” Библия. Нам нужно прекратить читать и воспринимать Писание лишь через нашу этническую призму, поскольку правда в том, что Библия была написана авторами с еврейским мышлением, и наивно полагать, что мы можем полностью понять Слово, полагаясь на наш современный этнический менталитет.

Поэтому то верующие так часто действуют и реагируют на происходящее в современном обществе, что их в этом не отличишь от неверующих. Белые, черные и коричневые верующие, как правило, реагируют очень по-разному, когда дело доходит до интерпретации иммиграционной реформы, трагедии в Фергюсоне или смерти Эрика Гарнера. Действительно, я считаю Евангелие настолько мощным, что совершенно возможно для столь разных христиан собраться вместе в один голос и пророчески изъяснить, проговорить и принести решение в эти болезненные и спорные вопросы!

Бог не дальтоник, так как Он создал людей черными, коричневыми, желтыми, красными и белыми по образу Своему. Следовательно, Он осознанно создал нас такими, что имеют различия в культуре, касающиеся пищи, одежды, языка и других вещей, основанных на этнических нюансах. Тем не менее, эти различия находятся не в той плоскости, где верующие должны определять свою первичную идентичность или закреплять библейскую этику, поскольку во Христе нет ни мужского пола ни женского, нет ни черного, ни белого или коричневого, потому что мы все – одно во Христе (Гал. 3:28).

Когда наше этническое мышление превосходит наше библейское мышление – мы виновны, либо по незнанию, либо из-за этнического идолопоклонства. До тех пор, пока Тело Христа не преодолеет своё идолопоклонство по этническому признаку, мы никогда не станет поколением, которое сможет научать народы, как сказано в Евангелии от Матфея 28:19. Поскольку нет никакой «нейтральной полосы” – либо Церковь будет научать народы, либо народы будут учить Церковь!

Автор – Джозеф Маттера / josephmattera.org
Перевод – Владислав Лежайский для ieshua.org

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 3 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
, , рифмы на rifme.net

Синоним, количество Исходная форма Начальная форма Частота
1 подхалимство (25) подхалимство подхалимство 0.5
2 угодничество (32) угодничество угодничество 0.4
3 прислуживание (13) прислуживаньи прислуживание https://sinonim.org/

Не нашли нужный синоним?

С тем же началом: чинопочитание, чинопоследование, чинопер, чинопроизводство

С таким же окончанием: низкопоклонство, идолопоклонство, звездопоклонство

Другие слова на букву ч

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Искалось форм слова чинопоклонство: 5.
  • Поиск занял 0.011 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: эмбарго, помоечный, мнимый реализм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *